Jump to content



Guest Rust

Кипчаки-Половцы-Куманы

Recommended Posts

Большое спасибо за ответ и за карту. Что касается сепаратизма, если представить кипчакский центр в Ферганской долине, где их доля должна быть большой, то такая опция есть, правда на политической основе, а не на этнической - вот нашёл в интернете

http://www.centrasia.ru/newsA.php4?st=1047013560

С другой стороны настоящая ли это угроза или выдуманная для к-л собственных целей сказать трудно.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Большое спасибо за ответ и за карту. Что касается сепаратизма, если представить кипчакский центр в Ферганской долине, где их доля должна быть большой, то такая опция есть, правда на политической основе, а не на этнической - вот нашёл в интернете

http://www.centrasia.ru/newsA.php4?st=1047013560

С другой стороны настоящая ли это угроза или выдуманная для к-л собственных целей сказать трудно.

Нет такового "кыпчакского" центра в Ферганской долине, есть анклавы кыргыз-кыпчаков, являющихся кыргызами и маловероятны анклавы узбек-кыпчаков, которые вместе с другими кочевыми и оседлыми группами населения образовали современную узбекскую нацию. В Средней Азии, после оседания и начала процесса формирования единых социалистических наций, в силу большой плотности населения, особенно в Ферганской долине, эти процессы шли очень быстро. И сейчас говорить о каком то кыпчакском центре не стоит.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Нет такового "кыпчакского" центра в Ферганской долине, есть анклавы кыргыз-кыпчаков, являющихся кыргызами и маловероятны анклавы узбек-кыпчаков, которые вместе с другими кочевыми и оседлыми группами населения образовали современную узбекскую нацию. В Средней Азии, после оседания и начала процесса формирования единых социалистических наций, в силу большой плотности населения, особенно в Ферганской долине, эти процессы шли очень быстро. И сейчас говорить о каком то кыпчакском центре не стоит.

Иными словами Ферганскую долину часто лихорадит не из-за (используя терминологию Гумелёва, но не его теорию) пассионарности кипчаков (пускай в составе киргизов, узбеков или таджиков), а по другим причинам, например, экономическим, а кипчаки просто вовлечены в этот процесс?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Энцикл.БрокгаузЕфрон,

Половцы (куманы, кипчаки) - народ тюркского племени, некогда составлявший одно целое с печенегами и торками (когда жил в степях средней Азии); в бумагах Петрарки сохранился словарь половецкого языка, из которого видно, что язык их - тюркский, ближе всего стоящий к

восточно-турецкому. П. пришли в южнорусские степи вслед за печенегами и торками и скоро вытеснили тех и других. С этого времени (2-я половина XI в.) до монголо-татарского нашествия они производят постоянные нападения на Русь, особенно южную - опустошают земли, грабят скот и имущество, уводят массу пленных, которых или держат у себя в качестве рабов, или продают на невольничьих рынках Крыма и Центральной Азии. Нападения свои П. делали быстро и внезапно; русские князья старались отбить у них пленников и скот, когда они возвращались к себе в степь. Больше всего страдало от них пограничное Переяславское княжество, потом Поросье, Северская, Kиeвская, Рязанская области. Иногда Русь выкупала у П. своих пленных. Для обороны своих южных границ Русь устраивала укрепления и селила на пограничьях союзных и мирных тюрков, известных под именем черных клобуков. Центром черно-клобуцких поселений было Поросье, на южной границе Киевского княжества. Иногда русские вели с половцами и наступательную войну, предпринимали походы вглубь Половецкой земли; одним из таких походов был поход героя 'Слова о Полку Игореве', Игоря Святославича, в 1185 г.; но они приносили больше славы, чем пользы.

Народ половецкий распадался на несколько колен, носивших названия по именам их предводителей. Так, летопись упоминает о Вобургевичах, Улашевичах, Бостеевой, Чарговой чади. П. были прекрасными степными наездниками и имели свой военный строй. Главное занятие их было

скотоводство (разведение рогатого скота, коней, верблюдов), и потому они переходили с одного места на другое; трудным было положение их в суровые зимы. Золото и серебро они добывали частью грабежом, частью торговлей. Городов П. не строили, хотя в их земле упоминаются Шарукань, Сугров, Чешуев и им принадлежал в XIII в. г. Судак. Половецкие ханы вели роскошную жизнь, но народ жил вообще просто и неприхотливо; главной его пищей были мясо, молоко и просо, любимым напитком - кумыс. Постепенно П. подвергались культурному воздействию Руси, иногда принимали христианство; ханы их получали христианские имена. Вообще, однако, П. были язычниками. По Рубруквису, над прахом своих покойников они насыпали курганы и ставили на последних каменные бабы. В половине XIII в. П. были покорены монголо-татарами. Часть их выселилась в Закавказье, часть в Русь, часть на Балканский полу-ов (во Фракию, Македонию) и в Малую Азию, часть в Венгрию; венгерский король Бела IV принял П., пришедших под предводительством хана Котяна (тестя Даниила Романовича Галицкого); наследник венгерского престола, Стефан V, женился на дочери Котяна, и вообще П. заняли в Венгрии видное положение. Наконец, часть П. перебралась в Египет, где они также хорошо устроились в войске; некоторые султаны египетские были половецкого происхождения.

См. П. В. Голубовский, 'Печенеги, тюрки и половцы до нашествия татар' (Киев, 1884); статью проф. Аристова 'О земле Половецкой' (в 'Изв. Неж. Ист. Фил. Института').

Share this post


Link to post
Share on other sites

В евразийском форуме ни слова о половцах! Все время о пруссах, шумерах, аланах и прочих

скифах? Между тем русские войска многократно воевали с половцами, терпели от них

сокрушительные поражения. Было время взаимных набегов.

Share this post


Link to post
Share on other sites

ИЗ ТРУДА Ю,ХУДЯКОВА ВООРУЖИЕ КОЧЕВНИКОВ ЮЖНОЙ СИБИРИ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ.

В ближнем бою кыпчакские воины пользовались саблями со слабоизогнутым клинком. Вероятно, у них имелись и другие виды колющего и рубящего оружия, хотя данных на этот счет пока не имеется. В рукопашном бою они могли пользоваться кинжалами.

Из защитных средств у кыпчаков были ламеллярные и, возможно, панцирные доспехи, кольчуги и шлемы. О других видах защиты судить трудно (рис. 76, 77, 78).

Судя по составу находок в погребениях, восточные кыпчаки были несколько хуже вооружены и защищены в сравнении с кыпчакскими воинами из западных районов Казахстана, Приуралья и Восточной Европы. Хотя это может объясняться и степенью изученности, не исключено, что такое различие отражает реальное положение вещей, поскольку с XIII в. центральные и восточные районы Казахстана становятся далекой восточной периферией Золотой Орды, в сравнении с ее "прифронтовыми" районами, соседствующими со Средней Азией и государствами Восточной Европы.

Однако у восточных кыпчаков имелись тяжеловооруженные всадники. Трудно сказать, формировались ли из них отряды панцирной кавалерии, поскольку данных на этот счет недостаточно. Преобладали в войске легковооруженные кавалеристы, основным оружием которых были лук и стрелы. С включением кыпчаков в состав войск монгольских государств характер их вооружения нивелируется и становится мало в чем отличным от монгольского.

Share this post


Link to post
Share on other sites

ИЗ ТРУДА Ю,ХУДЯКОВА ВООРУЖИЕ КОЧЕВНИКОВ ЮЖНОЙ СИБИРИ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

йемеки и другие племена бывшего Кимакского каганата, можно думать, что крушение произошло не только вследствие центробежных тенденций в этом государстве, но и в результате заметного усиления кыпчаков, ставших военно-политическим гегемоном в степях Казахстана. По мере продвижения на запад, кыпчаки включили в состав своей конфедерации многие кочевые тюркоязычные племена, а этноним "кып-чак" стал политонимом для всего союза и дал название всему западному ареалу евразийских степей - Дешт-и-Кыпчак. В состав кыпчакского объединения вошли и некоторые племена, монгольские по происхождению. В составе кыпчакской конфедерации имелись и родовые объединения: йети-оба, торт-оба48 и др.

Вероятно, формирование войск происходило по родо-племенному принципу, когда каждое племя или род формировали определенную воинскую единицу.

По мнению некоторых исследователей, кыпчакская конфедерация в XI - начале XII вв. приобрела характерные черты кочевого государства49.

Кыпчакская конфедерация распалась в 1133 г. под ударами войск Хорезм-шаха, Атсыза, на два объединения50. Одно из них включало западных кыпчаков, во главе с племенем Ильбари, и восточных кыпчаков, среди которых доминирующее положение заняло в XII в. монгольское племя байаутов, откуда происходил известный полководец Юаньской империи, кыпчак Тутуха51. Предложенная СМ. Ахинжановым реконструкция последовательности исторических событий в кыпчакских землях в предмонгольскую эпоху, в известной степени, соответствует имеющимся археологическим материалам и наблюдаемым отличиям культуры восточных и западных кыпчаков, а также сходным чертам в культурах восточных кыпчаков и ранних монголов. После монгольского завоевания и включения восточных кыпчаков в состав Улуса Джучи, формирование военных отрядов должно было происходить в соответствии с десятичной системой деления войска и народа.

Share this post


Link to post
Share on other sites

agacir ты очень агрессивно воспринял статью одного из ведущих специалистов по данной теме!

Плетнева все свои выводы основывает не на имперских чуствах, а на научных фактах! Тебе следует это учитывать!

Share this post


Link to post
Share on other sites
С первой встречи русские стали называть этот народ П. Толкования происхождения этого имени самые различные. Основные — два: первое — П. были сероглазыми блондинами с волосами цвета соломы-половы, второе — желтыми кипчаками («шары-кипчаками») называли они сами себя. П. — рус. перевод этого самоназвания. Желтыми (шары) кипчаки могли называться из-за действительного преобладания белокурых и рыжих в орде, первой продвинувшейся в европ. степи. Однако среди П., помимо самих шары-кипчаков, были самые различные

группировки (орды), входившие ранее в Кимакский каганат (куны, каи и пр.). Кроме того, следует учитывать, что П., занимая новые земли, не стремились к поголовному уничтожению прежних обитателей

Вообще учитывая наличие множества буквослогов К к(у\о), к(ы), к(а), к(е) и т.д. возникает у меня одна идейка, которую сформировать словами пока что не хватает мозгов. Нечто вроде близсти к хуаженям с их тонами. Все же жуно-диские племена возможно были тюркскими и жили рядом с китайцами, а через Цинь могло идти влияние на письменность и сознание. Здесь же вместо тонов идут изменения в гласных от единного когда-то корня - весьма краткого глосса. Так выходит что первоначальный глосс кы - мог обозначать палитру от красного до желтого, но визменения идут в пределах гласного ряда а, о, у, ы и очень редко переходят в мягкие или как там их палатальные (?) ряды.

Короче русские времен половцев неплохо знали степь и то что они называли кыпчаков половцами возможно значит, что кыпчак также входит в цветовую линию от красного до желтого. Кы(р) и Кы(б) - это красные и если кырку, кыркызы могут быть красно-желтыми, то кыбчаки - красные, куны - ку-желтый + Н - аффикс множественного числа (возможно иранского происхождения), куманы - также желтые.

Здесь объяснить надо насчет -чак. Я сейчас не помню всех вариантов этимологий кыпчак. Но этот аффикс -чак словообразовательный, причем подходит как к существительным, так и к глаголам и даже прилагательным. Например:

эм-сосать, эмчек - соска, сосок груди

крымчак - крымлянин

кыбчак - красный (мОлодец)

В подтверждении хочу привести легенду из Ханьши. У сына Ли Лина было два сына. Один Кыб (красный), другой - Суб (вода). От них идут кыпчаки - тюрки-блондины и субчаки - просто блондинки.

Share this post


Link to post
Share on other sites
кыбчак - красный (мОлодец)

Так вроде же "кыбчак" означает "несчастный"?

Share this post


Link to post
Share on other sites
Так вроде же "кыбчак" означает "несчастный"?

В том то и дело, что кыбчак\кывчак обозначает - "счастливчик"

кыв - счастье кывчак - счастливчик,

кыв даже парное к кут, кут кыв - счастье, благополучие, благодать

а вот ковчак\кобчак обозначает - неудачник, несчастный от ковы\кобы - дуплистый, полый; неудачный, злополучный, никчемный

Я к чему вообще это. Нет оригинала текста где упоминается "когда тюрки-кыбчаки правили нами пятьдесят лет". Возможен вариант перевода как тюрки-счастливчики, тюрки-благодатные (имеющие кагана кутлука). Есть ли текст Моюн-Чура у кого-нибудь, гляньте пожалйста, если там К(ы), а не просто К, то я настаиваю на варианте счастливых тюрков. Близость кыв\ков сыграла роль уже после ислама и арабского алфавита, когда кыбчаки из счастливчиков превратились в неудачников. Сама глосса кы- ведет к "красному". счастье кочевника в мясе.

Тут кстати есть статья об этнониме киби

Share this post


Link to post
Share on other sites
Произведем лингвистический анализ этнонима Кыпчак. Существует несколько фонетических его вариантов: Кыпчак, Кывчак, Кыфчак, Кыйчак. Инлаутные "в" и "ф" суть варианты "п", поэтому принципиально разными выступают лишь варианты Кыпчак и Кыйчак. То, что эти два варианта пришли в тюркскую среду из енисейскокетского языка, из его диалектов, мы уже говорили выше.

По нашему мнению, оним Кыпчак - это сложный этноним, он состоит из двух частей: из Кып (Кый) и Чак. О том, что первая часть - кетские огласовки названия одного и того же племени Медведя, мы уже говорили выше. Остановимся на второй части онима.

Как нам кажется, это тоже кетский по происхождению этноним Чик.

Он имеет непосредственное отношение к средневековому народу чик, который проживал по южную сторону Западных Саян и частью в Центральном Алтае. Именно государство этого народа в 554 г. завоевали тюркюты, т.е. государство Цигу (Гумилев, 1993, 30).

Однако наряду с государством Цигу, поблизости от него, существовало и государство Цюйше, которое мы вслед за своими предшественниками, расшифровываем как Кыпчак.

Стало быть, если государства Цюйше-Кыпчак входило два племени : племя Кып-Кый (енисейскокетское племя Медведя) и племя Чик (вернее, часть племени, отделившаяся от государства Цигу и объединившаяся с племенем Медведя). Как же этимологизируется оним Чик? Мы его сопоставляем с кетским апеллятивом "чи:к" - "лебедь" (см. Старостин, 1982, 161). Название тоже тотемического происхождения, что было характерно для кетских народов. Племя Чик - это, получается, енисейскокетское племя Лебедя. Выходит, что под названием Кыпчак произошло объединение групп кетских племени Медведя (Кып-Кый) и племени Лебедя (Чик). Большинство второго племени осталось на южных склонах Западных Саян и долго существовало как самостоятельный и отдельный народ Чик. Какая-то часть первого племени также существовала этнически и территориально обособлено, она нам известна как племя Киби, позже ставшая Кимак, о чем уже говорили выше.

Первоначально, видимо, сложный этноним звучал (в пространстве енисейскокетского языка) как КыпчикКыйчик (китайцы зафиксировали только одну диалектную его огласовку - Кыйчик, передав ее как Цюйше). В пространстве тюркского языка КыпчикКыйчик превратились в КыпчакКыйчак, согласно закону палатальной гармонии гласных компонент (этноним, ставший в тюркском языке просто компонентом) "чик" изменился в "чак".

Нам, татарам, все равно!

Будем теперь кетскими Медведо-Лебедями <_<

Yenisseian etymology :

Proto-Yenisseian: *c^iki

Meaning: swan

Ket: ti:g| (South.), North. ti:g|@; pl. ti:g|in/1

Yug: c^i:k, pl. c^igyn1[/b]

Kottish: s^i:gi, pl. s^i:ga/n

Comments: ССЕ 217. Werner 2, 270 *t'ik@.

Sino-Caucasian etymology :

Proto-Sino-Caucasian: *xkV:wV/ ( ~ -j-)

Meaning: a k. of large predator

Sino-Tibetan: *kej (~-@-)

Yenisseian: *qV:wi (~x|-)

--------------------------------------------------------------------------------

Sino-Tibetan etymology :

Proto-Sino-Tibetan: *kej ( ~ -@-)

Meaning: leopard, tiger

Burmese: khjij-sac/ leopard cat.

Kachin: khan|1-khji2 leopard.

Lushai: kei, sa-kei tiger, leopard, KC *t-kei.

Kiranti: *ke-ba

Comments: Miri si-ke. Sh. 22; Ben. 116; Mat. 177.

--------------------------------------------------------------------------------

Kiranti etymology :

Proto-Kiranti: *ke-ba

Meaning: tiger

Limbu: ke-wa

Yamphu: ki:ba

--------------------------------------------------------------------------------

Limbu dictionary :

Entry: ke:b

Grammar: n.

Meaning: tiger.

--------------------------------------------------------------------------------

Yamphu dictionary :

Entry: ki:ba

Grammar: n.

Meaning: tiger.

Nepali: ba:gh

--------------------------------------------------------------------------------

Yenisseian etymology :

Proto-Yenisseian: *qV:wi (~x|-)

Meaning: bear

Ket: qo|j4 (South.), North. qo|:j@4 / qo|j@4, Kur. qo|:ji4; pl. qo:n; "bear's lair": qo|jG|o|6, pl. qo|jG|o|n|5, Kur. qo|jo|:G|@4, pl. qo|jo|G|@n5

Yug: xo|:hj, pl. xon; "bear's lair": xo|:hjo|4, pl. -n4

Arin: kiba" (Стр.), (М., Сл., Кл.) qip, (Лоск.) kip

Comments: ССЕ 266. Werner 2, 90 identifies the Arin word with the Ket taboo-word for "bear" (Ket. qi:p, Yug. xep "grandfather" > "bear"; see under *x|[e]?), and reconstructs <*qo?@j@> [would be *qo:jV in our reconstruction], which is also possible.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Я к чему вообще это. Нет оригинала текста где упоминается "когда тюрки-кыбчаки правили нами пятьдесят лет". Возможен вариант перевода как тюрки-счастливчики, тюрки-благодатные (имеющие кагана кутлука). Есть ли текст Моюн-Чура у кого-нибудь, гляньте пожалйста, если там К(ы), а не просто К, то я настаиваю на варианте счастливых тюрков.

Может статься, что там вообще никаких кыбчаков нет и не было. А были какие-нибудь "...бачаки"

http://kronk.narod.ru/library/klashtorny-sg-1986.htm

Отсутствие каких-либо упоминаний о кипчаках ранее VIII-IX вв. кажется загадочным и заставляет предположить, что такого рода информацию содержат в зашифрованной для нас форме уже известные источники. [3] Для проверки этого предположения вернёмся к самому раннему случаю фиксации этнонима кипчак.

В 1909 г., во время своего путешествия по Монголии, Г. Рамстедт обнаружил в котловине Могон Шине Усу, южнее р. Селенги, стелу с руническим текстом. Первооткрыватель назвал памятник «надписью из Шине Усу» или, в другом месте, «Селенгинским камнем». Надпись оказалась частью погребального сооружения Элетмиш Бильге-кагана (747-759), одного из создателей Уйгурского каганата (744-840). [4] Значительная часть надписи посвящена войнам уйгуров с тюркскими каганами в 742-744 гг.

В четвёртой строке северной стороны стелы Рамстедт прочел: tör. . . bačaq älig jyl olurmyš, а в примечании отметил: «возможно и чтение tür[k] [qy]bcaq. [5] В русском переводе надписи автор (153/154)

более уверенно интерпретировал начальную часть строки: «Когда турки-кипчаки властвовали [над нами] пятьдесят лет...». [6] Действительно, в 691-742 гг. тюрки были сюзеренами токуз-огузов, которых тогда возглавляли уйгуры.

Реконструкция Рамстедтом племенного названия кипчак в эпитафии Элетмиш Бильге-кагана не вызвала доверия у наиболее осторожных последователей. Во всяком случае, В.В. Бартольд. П. Пельо и В.Ф. Минорский в своих работах о кипчаках, игнорируя чтение Рамстедта, предпочли отнести первое упоминание этнонима к списку тюркских племён у Ибн Хордадбеха (IX в.). [7] Позднее, впрочем, чтение Рамстедта безоговорочно принималось многими филологами и историками.

-----------------

. 550.

[3] Попытка реконструировать название упомянутого Сыма Цянем (II в. до н.э.) племени цюйше как кыпчак (Бернштам А.Н. Древнейшие тюркские элементы в этногенезе Средней Азии. — Советская этнография, вып. VI-VII, с. 154) не оправдана фонетически (консультация С.Е. Яхонтова).

[4] Ramstedt G.J. Zwei uigurische Runenschriften in der Nord-Mongolei. — JSFOu, 1913, t. XXX, fasc. 3, p. 10-63; Рамстедт Г. И. Как был найден Селенгинский камень. — Труды Троицко-Кяхтинского отделения Приамурского отдела Имп. Русского географического общества, СПб.. 1914, т. IV. вып. 1, с. 34-49. До восшествия на престол герой надписи носил имя, известное по китайским источникам как Моянь-чжо, поэтому появилось еще одно название памятника — «надпись Моюн-чура». Это название, гибрид китайской транскрипции и реконструированного тюркского титула, во всех отношениях неточно и открывателем памятника не употреблялось.

[5] Ramstedt G. J. Zwei uigurische Runenischriften. . ., S. 13, 44.

[6] Рамстедт Г.И. Как был найден Селенгинский камень, с. 40.

[7] Бартольд В.В. Кипчаки, с. 550-551; Pelliot P. А propos des Comans.— JA, 1920, sér. 11, t. XV, p. 148-149; Mlnorsky V. Hudud al-'Alam, The regions of the world. A Persian geography 372. A. Н. — 982 A. D. London, 1937, p. 315.

А насчет "счастливЧАКов" - хорошая мысль. Кыргызское quban- 2 для этимологии кипчакской Кубани даже и подгонять не нужно

Русский

Казахский

радость

қуаныш

қуану

қуаныштылық

қуанушылық

Nostratic etymology :

Eurasiatic: *gwVwV

Meaning: to be glad, joy

Indo-European: *gaw- / -e-

Altaic: *k`uba\ ( ~ -p-)

Eskimo-Aleut: *quvja- ~ *qujva-

--------------------------------------------------------------------------------

Indo-European etymology :

Proto-IE: *gawe-/-e-

Meaning: to be glad

Old Greek: ga":the/o:, aor. ga":the:^sai_, pf. ge/ga":tha `sich freuen'; ga/i_o: `sich freuen'; ga/nu"mai_ `sich erheitern, sich ergo"tzen'; ga^u_ro- `stolz, u"bermu"tig', ga/u_ra":k-s m. `Prahler'; ? voc. bou_-ga/ie etwa `Prahlhans'

Baltic: *deũg- < *geũ-d-: *deũg- vb. tr., *deũg-s-m-a- c., *du"g- vb. intr.

Latin: gaudeo:, -e:re, ga:vi:sus (OLat gavi:si:) `freuen sich, etwas gern haben', gaudium n. `Freude, Vergnu"gen'

Celtic: MIr gu:aire `edel'

Russ. meaning: радоваться

References: WP I 529

--------------------------------------------------------------------------------

Baltic etymology :

Proto-Baltic: *deũg- < *geũ-d-: *deũg- vb. tr., *deũg-s-m-a- c., *du"g- vb. intr.

Meaning: be glad

Lithuanian: dz^iaũgti-s 'Freude empfinden, sich freuen', dz^iaũgsma-s 'Freude', dz^iu:̃gauti 'ausgelassen, fro"hlich sein', dz^iu\gti (dz^iuñga, dz^iu\go:) 'freudig gestimmt werden, im Freude geraten'

--------------------------------------------------------------------------------

Pokorny's dictionary :

Number: 545

Root: ga:u-

English meaning: to rejoice; to swagger

German meaning: `sich freuen, sich freudig bru"sten'

Derivatives: g@u-ro-s `stolz'

Material: Gr. γηθέω, dor. γα:θέω `freue mich' (aus *γα:εθέω = lat. gaudeo:), γήθομαι, dor. γά:θομαι ds., Perf. γέγηθα, dor. γέγα:θα `bin erfreut'; i_o:/-Pra"s. γαίω (*γα>-ι_ω) `freue mich'; Pra"s. mitne-Infix (idg. *ga-ne/-u-mi) in γάνυμαι `freue mich', wozu γανυρός `heiter', sowie als sekunda"re Bildungen mit γαν- als Stamm γάνος `Heiterkeit, Glanz, Erquickung', γανάω `schimmere', usw., ion. διη-γανές λαμπρόν; ἀγανός `lieblich'; γαυρος `stolz (sich bru"stend)', γαύρηξ `Prahler', γαυριάω `bin u"bermu"tig', γαυρόω `mache u"bermu"tig' (ἀγαυρός `stolz, prangend' scheint Kreuzung mit ἀγαυός `trefflich, erlaucht' [*ἀγα-σός], ἄγα:ν `sehr' [*αγαα:ν]);

lat. gaudeo: (*ga:u_-edh-ei_o:) `freue mich', gaudium `Freude';

mir. gu:aire `edel' (*gauri_os);

umgestellt lit. dz^iaugiu/os `freue mich' (aus *gaudz^iu/os);

nach Pedersen (Toch. 109) hierher toch. В ka:w- `begehren', ka:wo `Verlangen', A ka:was ds., ka:wa"lte `scho"n'.

References: WP. I 529, WH. I 584.

Pages: 353

--------------------------------------------------------------------------------

Altaic etymology :

Proto-Altaic: *k`uba\ ( ~ -p-)

Meaning: joy, joke

Russian meaning: радость, шутка

Turkic: *Kyb (*Kub)

Tungus-Manchu: *xebi:- / *kupi:- / *xupi:-

Japanese: *kapaju-

Comments: The TM form has a rather peculiar variation of laryngeal features here; the original form must have been *xubi:-

--------------------------------------------------------------------------------

Turkic etymology :

Proto-Turkic: *Kyb

Meaning: 1 luck, happiness 2 to be happy, enjoy

Russian meaning: 1 счастье 2 быть счастливым, радоваться, предаваться удовольствиям

Old Turkic: qyv 1 (OUygh.)

Karakhanid: qyv 1 (MK)

Turkish: kywan- 2, kyv 1 (dial.)

Tatar: quan- 2

Middle Turkic: quvan- 2 (Бор. Бад.)

Uzbek: quvo|n- 2

Sary-Yughur: qo 1

Turkmen: Guwan- 2

Chuvash: xъw|van- (dial.)

Kirghiz: quban- 2

Kazakh: quvan- 2

Noghai: quvan- 2

Bashkir: qywan- 2

Balkar: quvan- 2

Karaim: quvan- 2

Karakalpak: quvan- 2

Kumyk: quvan- 2

Comments: VEWT 268, EDT 579, ЭСТЯ 6, 99-101, Clark 1977, 146.

--------------------------------------------------------------------------------

Tungus etymology :

Proto-Tungus-Manchu: *xebi:- / *kupi:- / *xupi:-

Meaning: 1 to play 2 jolly, merry 3 to pity 4 to humiliate

Russian meaning: 1 играть 2 игривый, веселый 3 жалеть 4 унижать

Evenki: ewi:- 1, ewle:n- 3

Even: ewi- 1, ewe 2

Negidal: ewi:- 1

Spoken Manchu: ifi- 1 (1357)

Literary Manchu: efi-, ef/e- 1

Ulcha: xupi- / kupi- 1

Orok: xupi- 1

Nanai: xupi- / kupi- 1, xeule:n- 4

Oroch: ewi:-

Solon: ugi:-

Comments: ТМС 1, 483, 2, 434-435, 436. Cf. also Evn. i.bgo 'good, nice' (ТМС 1, 294).

--------------------------------------------------------------------------------

Japanese etymology :

Proto-Japanese: *kapaju-

Meaning: lovely

Russian meaning: милый

Middle Japanese: kafaju-

Tokyo: kawai/-

Kyoto: ka/wa/i\-

Kagoshima: kawa/i-

Comments: JLTT 831. Original accent unclear.

--------------------------------------------------------------------------------

Eskimo etymology :

Proto-Eskimo: *quvja- ~ *qujva-

Meaning: to be joyful, rejoyced, happy

Russian meaning: радоваться, радостный

Proto-Yupik: *quj(v)a- (-jug|-)

Proto-Inupik: *quvia- (-sug|-)

Comments: Cf. *quja- (-ci-) 'to thank'.

Comparative Eskimo Dictionary: 321

--------------------------------------------------------------------------------

Yupik etymology :

Proto-Yupik: *quj(v)a- (-jug|-)

Meaning: to rejoice 1, to be happy 2

Russian Meaning: радоваться 1, быть счастливым 2

Chaplino: quja/quq, quja/nalG|i:, kaja/nakun|a* caus. 1

Naukan: quja/quq, quja/n|alG|e: 1

Koniag (AAY): quswajug|- 2

Egegik (Peripheral): Y quzva(jug|)-

Chevak (Peripheral): qujva(jug|)-

Nunivak (Peripheral): quzva(jug|)-

Norton Sound (Peripheral): quzva(jug|)-

Comparative Eskimo Dictionary: 317

--------------------------------------------------------------------------------

Inupik etymology :

Proto-Inupik: *quvia- (-sug|-)

Meaning: to be happy, rejoiced

Russian meaning: счастливый, обрадованный

Seward Peninsula Inupik: quja(suk)-

SPI Dialects: Imaq quja/ratoq, quja/nyq 'joy'

North Alaskan Inupik: quvia(suk)-

NAI Dialects: Qaw quwia(suk)-

Western Canadian Inupik: quvia(suk)-

WCI Dialects: Net qujahuk- 'to be in a good mood' [Dor.]

Eastern Canadian Inupik: quvia(suk)-

ECI Dialects: Tar quja©-, NBI quja:q- [Dor.]

Greenlandic Inupik: quia(sug|)- 'to be amused', quiag|- 'to take pleasure of', neg. qui:g|- 'no longer be interested in amusements'

Comparative Eskimo Dictionary: 321

Share this post


Link to post
Share on other sites

eleri, почитайте "Кипчаки в рунических памятниках" Кляшторного. Там ясно показано значение "злосчастный"

Share this post


Link to post
Share on other sites
eleri, почитайте "Кипчаки в рунических памятниках" Кляшторного. Там ясно показано значение "злосчастный"

Проще будет запостить сюда текст

Ситуационная однозначность употребления этнонимов сир н кывчак ~ кыбчак в тюркских и уйгурском рунических памятниках, весьма близких по времени написания и полемизирующих друг с другом, свидетельствует, что оба этнонима, древний и новый, некоторое время сосуществовали и были понятны читателям текстов. Выбор названия авторами памятников, принадлежавших к двум враждебным племенным группировкам, мог быть, следовательно, либо случайным, либо мотивированным, но не зависел от хронологии памятников или разницы в этнической терминологии тюрков и уйгуров — во всех поддающихся проверке случаях такая терминология совпадает.

Очевидно, что появление нового этнического термина связано с примечательными и всем известными обстоятельствами, явилось ответом на событие, коренным образом повлиявшим на судьбу сирских племён. Таким событием, ближайшим по времени к эпохе рунических памятников, было массовое истребление сиров уйгурами и китайцами, гибель их государства и правящего рода. Естественным отражением этих событий была семантика нового племенного названия.

Нарицательное значение слова qyvčaq ~ qybčaq в языке древнетюрских памятников сомнений не вызывает: «неудачный», «злосчастный», «злополучный»; в устойчивом парном сочетании qyvčaq qovy — qybčaq qoby «пустой», «никчёмный» (по значению второго компонента); ср. также однокоренное с qovy слово qovuq ~ qobuq с тем же значением. [39]

Семантика этнонима прозрачна и не требует сложного анализа. Труднее определить причины этнонимической субстантивации распространённого адъектива. Связано ли становление названия с изменением этнического самосознания племени, результатом чего и стал новый автоэтноним? Или старый этноним постепенно вытесняется аллоэтнонимом, то есть названием, полученным извне, из словарного обихода иной племенной группировки?

По-видимому, объяснение кроется в одной из самых универсальных особенностей религиозно-магического мышления — представлении о неразрывной связи между предметом (существом) и его названием (именем). В частности, у тюркских и монгольских народов и поныне существует некогда очень обширный класс имен-оберегов. Так, детям или взрослым обычно после смерти предыдущего ребёнка или члена семьи (рода), а также после тяжёлой болезни или пережитой смертельной опасности дают имя-оберег с уничижительным значением или новое охранительное имя, долженствующее ввести в заблуждение преследующие человека (семью, род) сверхъестественные силы, вызвавшие несчастье. [40]

Совершенно та же ситуация применительно к целому племени сложилась у сиров после междоусобиц и резни 646-647 гг., когда остатки прежде богатых и могущественных сирских родов с трудом отстаивали право на жизнь. Сирская легенда приписала все несчастья злобе божеств (духов), решивших извести племя. И, следовательно, надёжным мог оказаться только тот путь спасения, который укрыл бы остатки сиров от мести кровожадных духов, отождествлённых легендой с предками-прародителями враждебного племени — уйгуров. Средством спасения стало название племени, принятие прозвища-оберега с уничижительным значением («злосчастные», «никчёмные»), возникшего скорее всего как подмена этнонима в ритуальной практике.

Политическая оценка сосуществовавших какое-то время старого этнонима и воспринявшего этнонимические функции прозвище-оберега возникла не сразу. Очевидна зависимость такой оценки от меняющейся ситуации, от соотношения сил разных племенных союзов. В возрождённом Тюркском каганате имя сиров превалировало над прозвищем. С древним этнонимом было связано право на владение коренной территорией («земли тюрков и сиров»), право на совластие. Пока сиры, знатнейшие из телеских (огузских) племён, хотя бы де-юре делили власть с тюрками, законность их господства над огузами не могла быть подвергнута сомнению.

Для уйгуров, давних соперников сиров, подмена древнего названия этого племени уничижительным прозвищем была как нельзя более кстати. Победа над тюрками рисуется уйгурскими руническими памятниками торжеством исторической справедливости и генеалогического легитимизма. [41] Но в сравнении с сирами никакого превосходства, никакого приоритета знатности князья из рода Яглакар не имели. Принятый ими каганский титул в правовых представлениях других огузских племён был по меньшей мере сомнительным. Недаром уже на самых первых порах существования Уйгурского эля разразилось грозное восстание огузов, отказавшихся признать яглакарскпх каганов. Предать забвению имя сиров, акцентировать их прозвище с уничижительным значением оказалось политически выгодным и необходимым, и вот в памятнике Элетмиш Бильге-кагана племя, делившее власть с тюрками, названо кывчаками.

Прошло немалое время. Были забыты и причины появления имени кывчак и его семантика, малоприемлемая для этнического самосознания. Для объяснения этнонима родилась новая легенда. Ее запечатлел многократно перерабатывавшийся эпос огузов. Огуз-каган, именующий себя «уйгурским каганом», духом-покровителем которого был «сивый волк» (kök böri), мифический предок уйгуров, дарует своим ближним бекам имена, ставшие по легенде эпонимами огузских племён. Один из беков назван Кывчак, и это имя связывается с деревом. [42] Иной вариант той же легенды, приведенный Рашид-ад-дином и повторенный Абу-л-Гази, уточняет: имя Кывчак связано с дуплистым, пустым внутри

деревом, называемым «кабук» (древнетюрк. qovuq). [43] Абу-л-Гази замечает: «На древнем тюркском языке дуплистое дерево называют кыпчак». [44] Прежнее значение слова qybčaq — qyvčaq сужается и закрепляется в понятии «пустое, дуплистое дерево». А семантический спектр более употребительного qovy, позиционно связанного с qyvcaq в устойчивом парном сочетании, напротив, получает дополнительное частное значение; ср. также у Махмуда Кашгарского: qovy jyγač «трухлявое дерево», qovy er «неудачливый человек»; quv аγаč «дуплистое дерево» (Кодекс куманикус); qovuq neŋ «пустая внутри вещь» (Махмуд Кашгарский). [45]

---------------------

[39] ДТС, с. 449, 451, 462, s. v. qïvčaq, qovï, qovuq; Clauson G. An Etymological Dictionary of Pre-Thirteenth-Century Turkish, Oxford. 1972. p. 581, 583, s. v. kovi, kivçak, kovuk.

[40] См., например: Жанузаков Т.Ж. Обычаи и традиции казахской антропонимии. — В кн.: Этнография имен. М., 1971, с. 101-102; Шатинова Н.И. К истории алтайских имён. — Там же, с. 67; Банчиков Г.Г. Брак и семья у монголов. Улан-Уде, 1964, с. 44; Жуковская Н.Л. Заметки о монгольской антропонимии. — В кн.: Ономастика Востока. М., 1980, с. 14; Сельвина Р.Л. Калмыцкие личные имена. — В кн.: Этническая ономастика. М., 1984, с. 88.

[41] В историографических разделах уйгурских Терхинской и Тэсинской надписей не раз отмечается, что уйгурское государство, возникшее в 744 г., возродило уже ранее существовавшие государственные традиции уйгуров. Согласно Терхинской надписи, титул «каган» не присвоен правящим родом уйгуров самозванно, а унаследован ими от предков. См.: Кляшторный С.Г. 1) Терхинская надпись. — СТ, 1980, № 3, с. 82-95; 2) Тэсинская стела. — СТ, 1983, № 6, с. 76-90.

[42] Щербак А.М. Огуз-наме. Мухаббат-наме. Памятники древнеуйгурской и староузбекской письменности. М., 1959, с. 33, 38-39, 45-46.

[43] Рашид-ад-дин. Сборник летописей. М.; Л., 1952, т. 1, кн. 1, с. 84.

[44] Кононов А.Н. Родословная туркмен: Сочинение Абу-л-Гази, хана Хивинского. М.; Л., 1958, с. 43, 86-87. примеч. 46.

[45] Clauson G. An Etymological Dictionary, p. 581-583.

Share this post


Link to post
Share on other sites

кып - гореть, зажечься (на тюркском)

кыпчак - горячий, пламенный (по цвету ближе к огню горячемуь т.е. рыжий; по темпераменту как огонь)

кыпчак ~~ хавчиг (на монгольском) - сплюснутый или долговатый (тип лица или головы типичный европеоидам)

Share this post


Link to post
Share on other sites
Guest apple

Рашид-ад-дин: "Сборник летописей"

http://zhurnal.lib.ru/k/konstantin_p/rashid1.shtml

Кипчак.

Когда Огуз потерпел поражение от племени ит-барак, с которым он воевал, он остался на острове, образуемом течением двух рек, и там обосновался. В это время некая беременная женщина, муж кото­рой был убит на войне, влезла в дупло большого дерева и родила ребенка. Про это происшествие рассказали Огузу. Он сжалился над ней и сказал: "Так как у этой женщины нет мужа, то этот ребенок будет моим сыном". [Действительно], он стал на положении ребенка Огуза; последний назвал его Кипчак. Это слово производное от [слова] кабук, что по-тюркски означает -- "дерево со сгнившей сердцевиной". Все кипчаки происходят от этого мальчика. По прошествии семнад­цати лет Огуз разбил племя ит-барак и прибыл в землю Ирана и покорил [ее] области. По истечении многих лет он возвратился в свою область.

Share this post


Link to post
Share on other sites
кып - гореть, зажечься (на тюркском)

кыпчак - горячий, пламенный (по цвету ближе к огню горячемуь т.е. рыжий; по темпераменту как огонь)

кыпчак ~~ хавчиг (на монгольском) - сплюснутый или долговатый (тип лица или головы типичный европеоидам)

Алкыш enhd, Мунхэ тэнгэрийн кючvн дор!!!!!!! + варианты Петрова

eleri, почитайте "Кипчаки в рунических памятниках" Кляшторного. Там ясно показано значение "злосчастный"

Будучи еще студентом-романтиком когда я больше мечтал встретиться с Кляшторным чем с Шаней Твейн например и я с ним все же встретился. Я еще тогда понял что у Кляшторного "ясно показано" только потому что он во-первых Кляшторный, а во-вторых он прав, как и мы все тут, но это не приближает нас к истине.

Ничего не ясно пока не увижу сам текст на рунике и какое там К. "А" (особенно в превых слогах) судя по Кононову может перейти в "Ы", но не "О\У" в "Ы". Я понимаю, что когда разгромили кыпчаков (красных счастливчиков), какой-нибудь уйгурский акын пропел "кыпчак-кобучак" - "счастливчики несчастны". Шутка имела успех и разошлась. И со стороны люди стали называть их "никчемными". Но чтобы какой-нибудь народ сам добровольно принял такое название - это невозможно однозначно.

Кляшторный:

Совершенно та же ситуация применительно к целому племени сложилась у сиров после междоусобиц и резни 646-647 гг., когда остатки прежде богатых и могущественных сирских родов с трудом отстаивали право на жизнь. Сирская легенда приписала все несчастья злобе божеств (духов), решивших извести племя. И, следовательно, надёжным мог оказаться только тот путь спасения, который укрыл бы остатки сиров от мести кровожадных духов, отождествлённых легендой с предками-прародителями враждебного племени — уйгуров. Средством спасения стало название племени, принятие прозвища-оберега с уничижительным значением («злосчастные», «никчёмные»), возникшего скорее всего как подмена этнонима в ритуальной практике

Во-первых эта практика с изменением имен применяется не к какому-либо злосчастному дитя, а к последующим детям. Можно отдать или продать дитя, (в случае с сирами отдаться или продаться) чтобы его усыновили и дали новое имя.Вот тут пара вариантов. Во-вторых даже самый униженный народ всегда стремится помнить о своем величие и всегда найдет того кто хуже их. Чем больше степень унижения, тем больше степень возвеличивания, например Германия после Версаля. Любому бомжу приятно, что он Петя выпивает больше чем Вася, и т.п.

Если бы кыпчаки не помнили что они счастливчики, то не было бы ни Бейбарса, ни slave dynasty в Делийском султанате и многих других вещей.

Рашид-ад-дин: "Сборник летописей"

http://zhurnal.lib.ru/k/konstantin_p/rashid1.shtml

Кипчак.

Это все последующие этимологии см. разницу в 600 лет.

Share this post


Link to post
Share on other sites

В 1884г П.В. Голубовский убедительно доказал,что в южнорусских степях жили три разных тюркских народа,враждебных друг другу .Это были печенеги - потомки канглов, торки - тветления гузов - и половцы, или куманы,народ древней культуры. И сами Половецкие красавицы были матерями многих русских князей .

Share this post


Link to post
Share on other sites

В 1884г П.В. Голубовский убедительно доказал,что в южнорусских степях жили три разных тюркских народа,враждебных друг другу .Это были печенеги - потомки канглов, торки - тветления гузов - и половцы, или куманы,народ древней культуры. И сами Половецкие красавицы были матерями многих русских князей .

Share this post


Link to post
Share on other sites

А почему русские летописцы не знают кипчаков? Западные тоже. Команы, да куманы.

В арабо-персидских иногда куманы и кыпчаки фигурируют отдельно друг от друга.

Share this post


Link to post
Share on other sites
А почему русские летописцы не знают кипчаков? Западные тоже. Команы, да куманы.

В арабо-персидских иногда куманы и кыпчаки фигурируют отдельно друг от друга.

Если это вопрос, то я могу ответить, только придется прежде выслушать одну душещипательную историю и длинное вступление.

Короче один раз нажрались и я решил хвастануть знанием руники. Дело было в армии ручки не было и я выставлял имена солдат спичками. И тут слышу - тут туудуудуудууу дут. Я говорю - бойцы, слышали. Но бойцы ничего не слышали да и не могли услышать. Никто этой трубы как мне тогда показалось до меня не слышал.

Короче тюркский алфавит начинается с быквы С - одна палочка, от нее все и идет. Гласные начинаются с буквы Ы\И

333015920.gif

Вот тут интересно, что все формы множественного числа формой букв схожи. -Z, - N, - NJ (возможно). Интересен случай с R\L. Вспомнилось детство когда кто-то не выговаривает букву R или L. Тем более в регионе где близок Китай и Япония. (я не мог выговорить л, говорил Крава, вместо Клава). Возможно аффикс множественного числа -lar\-ler, возник из смешения "рыкающих" и "лыкающих".

Выходило все так складно, что думается, что тюркскую рунику составили очень в древнее время со знанием всех диалектов причем какой-то гений. Я помнится "открыл" даже цифры в алфавите. Вот тут была статейка. Кляшторному кажется в 2001 показывал, когда он к нам приезжал всеной. Я знал, что я прав, но я также знал, что и Кляшторный прав. Такие вот дела. Все на вероятностях у нас с Сергей Григорьевичем у тюркологов :oz1:

Так вот наличие буквы Ы\И одновременно, наталкивает на мысль о том, что кроме рыкающих и лыкающих существовали также и кикающие и къыкъающие. Как у нас называют КЪЫКЪЧЫЛ и КЕКЧИЛ. Возможно КЪ\Р и К\Л совпадали и может можно говорить о КъыкъчыР'ах и КекчиЛ'ях. Чистых кто придерживался одного гласного ряда типа а\о\у\ы или э\ё\Y\и не было но это могло составлять некоторые особенности говоров и даже диалектов. Если добавить к этому всему ротацию б\м, то получается, что кыбчак то же самое что и кимек\кибек. Куда делось среднее Ч я не знаю.

Ясно что аффикс ЧАК\ЧЕК и возможно -АК\-ЕК это от формы, которая сейчас будущее время в турецком - acak. Келечек - будущее, то что придет. Селкинчек - качели, то что будет качаться. С -АК не понятно, может от АЧАК, может самостоятельный -АК\-ЕК. Тукумдун меши - конец яйца, машак - колос (конец стебля?) ну и собственно яйцо - ташак. Короче корень происхождения этнонимов кыбчак и кимек один и тот же, как патамушта-матамушта.

в устойчивом парном сочетании qyvčaq qovy — qybčaq qoby «пустой», «никчёмный»

Это действительно может значит никчемный, но только в парном сочетании, типа счастливчик пустой ~ счастливчик хренов. Из алфавита видно, что если А\И\Ы как то связаны, то У\О стоит отдельно и Ы или А не переходило в О\У. Так что Куб-ан, Кум-ан (-н = мн.ч.) никак нельзя привести от кыб\киб\ким+plural.

Команы\куманы и кыпчаки - разные народы, что в принципе было известно и без всех этих вышеперечисленных объяснений.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Есть еще один вариант происхождения слова кышак - екы пшак. К слову тамга у рода кыпшак - два параллельных друг к другу ножа. Когда археологи раскапывали курганы на территории России (то ли на Волге, то ли в Курганской области) они определяли принадлежность к кипчакам по тамге. Об этом я читал еще в советсткое время в журнале "Наука и жизнь".

Share this post


Link to post
Share on other sites

В ногайской эпической поэме "40 богатырей" есть такие строки "куьман уьлке, кыпшагым" - "страна куманов, мои кыпчаки" [Ярлыкапов А.А. Куманы и кыпчаки (в эпической поэме "Сорок ногайских богатырей") // Древний мир и средние века (тезисы докладов), апрель 1993 г. Ростов н/д: кафедра истории древнего мира и средних веков РГУ, 1993. - с.39-41]

Т.е. связь между куманами и кыпчаками все же существует. Отсюда и то, что половцев западные источники именовали теми же куманами, вспомним то го же Рубрука "команы, именуемые кангле" и т.д.

По поводу то самой строки в эпитафии. Здесь на сайте в интервью Кляшторный в очередной раз подтвердил свою уверенность в прочтении "тюрки-кибчаки".

Share this post


Link to post
Share on other sites
В ногайской эпической поэме "40 богатырей" есть такие строки "куьман уьлке, кыпшагым" - "страна куманов, мои кыпчаки" [Ярлыкапов А.А. Куманы и кыпчаки (в эпической поэме "Сорок ногайских богатырей") // Древний мир и средние века (тезисы докладов), апрель 1993 г. Ростов н/д: кафедра истории древнего мира и средних веков РГУ, 1993. - с.39-41]

Т.е. связь между куманами и кыпчаками все же существует. Отсюда и то, что половцев западные источники именовали теми же куманами, вспомним то го же Рубрука "команы, именуемые кангле" и т.д.

По поводу то самой строки в эпитафии. Здесь на сайте в интервью Кляшторный в очередной раз подтвердил свою уверенность в прочтении "тюрки-кибчаки".

Я и не отрицаю связи этих двух народов. Я говорю о различном происхождении этих двух этнонимов. И то что изначально кыбчак не могло значить "пустой, никчемный." То что кыргызы, кимаки, кыбчаки и скорее всего куманы связаны между собой говорят многие вещи. Все они жетокрасные и счастливчики. Язык - джекающая форма, которая скорее всего логично произошла от Z-языка (azak, zol), эпос, мифология. Другое дело что на мифологию оказывает влияние письменность. Например смешение киргизов и кимаков (и кыпчаков). Например мифы о пене и 40 девушках, и о собаке (красной) и 40 девушках. Кимек\кибек с легким переходом Ы\И в Оь\Уь можно читать и как коьбек - собака и как коьбуьк - пена. 333015920.gif

Что если в основе этих легенд на самом деле стоял какой-то красноволосый дух, как говорит enhd горячий парень - хачик (кыбчак, кымак), а уже потом появились другие этимологии и интерпретации как этнонимов кыпчак, кимак, кыркыз. Я же традиционно связываю все это с миром Кай\Кый, пограничным миром кайып эренов, красных как солнце на восходе и заходе (т.е. на границе миров). И в эту связь с пограничным миром Кай\Кый я включаю кыркызов, кыбчаков, ким\беков, кийятов\кыйятов, кайы и т.д. Тут вам и Манас и мангусы (красные) и т.п. То есть нечто более приближенное к тюрко-монгольской мифологии.

Еще раз хочу сказать, что различные интерпретации и этимологии существовали изначально в древности, нам же надо попробовать отыскать изначальный корень и значение этнонима.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

×
×
  • Create New...