Перейти к содержанию
Гость Rust

Кипчаки-Половцы-Куманы

Рекомендуемые сообщения

  • Модераторы
Нелогично было бы говорить и кыпчаках в 3 в. до х.э. Это к Аджи.
Сеяньто упоминаются в связи с завоеваниями шаньюя Модэ, там впервые упоминаются кыргызы - первый доподлинно тюркоязычныйй народ, упомянутый китайцами. Поэтому было бы, на мой взгляд, видеть в сеяньто их соседей - кыпчаков, однако, кажется, этому препятствует китайская филология. :D
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Еще вопрос, идентичны ли на самом деле сйеяньто и сиры.

Распространена версия, что сйеяньто это сойоты. Ю.А.Зуев утверждал,

что этноним сир производное от тотемного арслан - лев, его он находил в древнетюркской династии Ашидэ.

Соответствуют ли кыпчаки - кюеши, упоминаемым, среди северных

(предков тюркоязычных, но видимо ираноязычных) племен, покоренных Маодунем.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Еще вопрос, идентичны ли на самом деле сйеяньто и сиры.

Распространена версия, что сйеяньто это сойоты. Ю.А.Зуев утверждал,

что этноним сир производное от тотемного арслан - лев, его он находил в древнетюркской династии Ашидэ.

Соответствуют ли кыпчаки - кюеши, упоминаемым, среди северных

(предков тюркоязычных, но видимо ираноязычных) племен, покоренных Маодунем.

В гипотезе Зуева есть некоторое рациональное зерно. Действительно тюркский род Ашидэ, если проанализировать китайские сообщения, имел какое-то отношение к древним сирам/сйеяньто. Вспомним, что именно род Ашидэ стал инициатором ряда восстаний в Шаньюевом наместничестве, в результате которого и был восстановлен Восточно-тюркский каганат. Позднее глава рода Ашидэ Тон-Юкук поставит сиров в своей надписи вторыми после тюрков "...тюрки, сиры, ..." , а Гумилев справедливо предположит, что именно союзники сиры позволили тюркам отбить от уйгуров священный Отукен.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

нерен нергюй. Здравствуйте.

Я где то читал что у кыпчаков были племена канглы, хангылас, хатылы которые вошли в состав современных якутов :huh:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Полоци — этническая группа в Венгрии. По мнению Монго Яноша, бывшего в 1959 г. директором краеведческим музея в Баллашдьярмате, полоци — это венгры, испытавшее сильное словацкое влияние. ‘Полоц’ по словацки — ‘светлый, блондин’ . См. Janos Mongo. Die Hochzeitslrauche der Paloczen und ihre Slowakischen Analegien – Acta ethnograplica. Budapest, t. VI, f. 1-2. В связи с этим следует заметить, что кипчаки известные по русским летописям как половцы, были прозваны так, по одной из версий, — по цвету волос, половому (светложёлтому).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Палоци - этнографическая группа - потомки кыпчакских/половецких племен в Венгрии. В этой стране существует две области, где живут палоци/палоч - Большая Кумания и Малая Кумания - Надь-Куншааг (Большой кыпчак) и Киш-Куншааг (Малый кыпчак).

Состав этих бывших кочевников приводил в своей статье венгерских исследователь Иштван Мандоки.

Это племена:

ТАКСАБА, КОНУР УУЛУ, ТАРКАН, ЖАЛАЙИР, УЛАШ, БАЯНДЫР, БЕЧЕНЕ, КЕРЕЙ, ТЁРТ УУЛ, ЧОРТОН, ТАЗДАР, БУДАКЛАР.

Роды:

Кулан, тагы, мангыт, барлас, жылан, кыргыз, туркмен, тору айгыр, черик, болуш, кет бука, кара каш, эр сары, эр буга, тёрта, тардыш, мин, байсын, телес, баяут, узун, канлы, катаган, теке, эрсин, садыр, дорман, байтур, кенегес, актачи, тобалар, эгдер, чандыр, кара койлу, эсен, эсен буга, курманчик, каблан, карсак, чубак, сюйке, каба, эслемес, кулун, кулунчак, ак буура, бёрю, баркы (баргы, кочкор, отар, алты уюй, апай, апа бары, кан темир, конар, ас) аслар, негерлер, науруз, жакыр, арык, жарык, эркин, аткар, найман, кыргый, туйгун, турумтай, тургун и др.

Название этих родов даны в переводе с кыргызского языка, поэтому некоторые этнонимы имеют кыргызские интонации.

По сообщению Мандоки, в Венгрии живет около 200 тыс. потомков кыпчаков, и по сей день они занимаются овцеводством и коневодством.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

J.J.Saunders "The History of the Mongol Conquests" PENN, University of Pensylvania Press, Philadelphia

Paperback edition 2001

Originally published by Routledge & Kegan Paul Ltd.1971

KIPCHAK AND CHAGATAI

p.161

"... Ханство (kingdom) Ногая принимало характер независимого княжества: оно простиралось на запад от Дона по территории современной Украины до устья Дуная и предгорий Карпат, и бросало свою тень на равнины Венгрии и Балканских королевств Сербии и Болгарии - територия почти идентичная с таковым Готского королевства четвертого века, которое было уничтожено нашествием гуннов. Его честолюбивый князь мог бы легко стремиться к тому, чтобы возобновить монгольскую (в кавычках - прим.А.) агрессию против Европы, и ситуация в Венгрии была благоприятна его проектам. Ласло или Ладислас IV, который поднялся на трон Cвятого Стефана в 1272 г. в возрасте десяти лет, был сыном принцессы языческих куман (т.е. кипчаков - прим.А.) ; Мальчик показал сильную склонность к родне его матери, окружил себя женами куманками, приветствовал предложенную ему Ногаем поддержку, бросил вызов духовенству и магнатам, арестовал папского легата, и фактически отрекся от христианской веры ради азиатского шаманизма. Римский Папа Николай IV осудил его измену и проповедовал крестовый поход против него в I288 г. после того, как Ногай привел армию монголов (якобы монголов - прим.А.) в Трансильванию, и Толе-Бука, племянник правящего хана, вторгся В Польшу и продвинулся к Сандомиру, возможно чтобы предупредить помощь со стороны Польши христианской партии в Венгрии. Но уже не было Бату или Субедея чтобы повторить великолепные триумфы 1241 г. Ногаи и Толе-Бука не сумели скоординировать свои усилия; захватчики были остановлены и затем отражены; 12 Христианские или феодальные армии охотились на их отступнического суверена по всему его королевству, пока в 1290 г Ладислас не был убит разочаровавшимся куманом в возрасте двадцати восьми лет. (Чеймберс пишет что венгерские бароны подкупили двух куманов, и те убили короля Ладисласа - т.е. Ласло). После двадцати лет анархии, древняя династия Арпадов была уничтожена в 1310 г. и под новой династией Ангевинов Венгрия направилась назад к христианству и к цивилизации. С тех пор ни Венгрия ни Польша не были когда-либо снова серьезно под угрозой занятия монголами (т.е. якобы монголами - прим.А.), и эти события, как считается, заканчивают цикл, начатый движением Бату через Волгу и Днепр в Россию в 1240 г... "

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

James Chambers "THE DEVIL'S HORSEMEN - The Mongol Invasion of Europe" Phoenix Press, London, 1979

pp.163-165

Когда Мангу-Темур умер в 1280 г., на троне его сменил его брат Тоде-Мангу, который ушел в суфизм и отшельничество, и все правление было предоставлено его нойенам. На запад от Дона Ногай установил почти независимое собственное государство в которое были включены в качестве вассалов Болгария , а также румыны и куманы (т.е. кипчаки - прим.А,) среди его субъектов. Через других румынов, которые жили в Трансильвании и куманов, которые возвратились к кололю Беле IV (королю Венгрии - прим.А,), его влияние простиралось и на Венгрию, и это привело к последнему вторжению в Европу. Король Бела пригласил новых куманских иммигрантов, чтобы заменить армию, которая была потеряна в Мохи, и, чтобы восстановить их доверие после убийства их хана, он женил своего сына Стефана на куманской принцессе. Когда Бела умер в 1270 г., Стефан V правил в течение только двух лет, а затем трон перешел к его десятилетнему сыну Ладисласу IV, который под влиянием своей матери, отверг все западные порядки своих придворных и стал известен как "Ладислас Куман". После того как он повзрослел, его сопротивление его баронам, и епископам стало более сильным, и когда они провели закон, требующий от него привести его куман к Христианству, он арестовал папского легата, заключил в тюрьму свою христианскую жену, Изабеллу Анжуйскую, женился двух куманских принцессах из двора Ногая и переселился в куманский лагерь. Бароны подняли армию, Архиепископ Грана проповедовал крестовый поход, и Ладисласа обратился за помощью к Ногаю. Это был шанс, которого многие из нойенов ждали. Ногай убедил племянника хана Толе-Буку присоединяться к нему и зимой 1285 г. монгольские (якобы -прим.А,) армии, возвратились в Европу. С самого начала эта кампания была не более, чем непродуманный и дезорганизованный оппортунизм, и хотя командующие попытались следовать стратегиям Субедея, оба они и их солдаты испытывали недостаток целеустремленности и стойкости их предшественников. В то время как Ногай занял Трансильванию, где его присутствие удержало венгерских баронов от нападения на их короля, Толе-Бука намеревался вторгнуться в Венгрию с севера, но когда его армия застряла в сугробах Карпатских переходов, он повернул обратно в Волынию и позволил своим расстроенным солдатам разграблять беззащитные города их вассалов и союзников. Весной 1286 г. Ногай отошел из Трансильвании и осенью эти две армии вторглись в Польшу, якобы чтобы предотвратить поляков от поддержки венгерских баронов. Ногай продвинулся к Кракову, и Толе-Бука напал на Сандомир, но поляки были уже научены прошлым опытом. Гарнизоны не соблазнились встречать врага в открытом поле, а остались на их стенах, и оба города устояли. против монгольских (якобы - прим.А.) атак. Как обычно сельская местность была опустошена, и другие города были разграблены, но в большинстве случаев только потому, что их губернаторы поддались на обман и открыли ворота, когда русские князья в монгольской (якобы- прим.А,) армии обещали им амнистию, если они сдадутся. Богатые солдаты Золотой Орды утратили свои амбиции к чему-либо другому нежели легкому грабежу, и без китайской и персидской артиллерии, они больше не имели способности захватить укрепленные города. Сердитые и смущенные они возвратились в Волынию в 1287 г., и больше уже никогда не возвращались. Ладислас был предоставлен своей судьбе, и в 1290 г. он был убит двумя куманскими убийцами, которые были подкуплены баронами.

Когда армии Ногая отошли из Польши, тень монгольского (якобы - прим.А.) террора, которая висела над Европой в течение сорока шести лет, начала уходить. Ханы Золотой Орды возобновил свою войну против монгольских (якобы - прим.А,) ханов Персии, и династические и территориальные войны вспыхнули между королями Европы, но войны, которые привели христианские и хусульманские цивилизации почти к полному уничтожению, были закончены, а люди, чьи амбиции их поддерживали, уже умерли. Папство справилось с Священной Римской империей, крестоносцы были наконец изгнаны из Палестины, и катастрофическое расширение монгольской (якобы - прим.А.) империи закончилось: на востоке оно было приостановлено морем, на Ближнем Востоке, оно было остановлено мамелюками (кипчаками, правившими Египтом, Палестиной и Сирией - прим.А.), а на западе оно было оставлено. Субедей, который с самого начала планировал владычество монголов (якобы - прим.А.) над Европой, умер будучи уже в отставке, после того, как завоевал империю Сунг (Южный Китай - прим.А.) и точная дата его смерти неизвестна, но, подобно Фредерику II, Хулегу (Алау - прим.А.) и королю Луи, он не жил до того, чтобы увидеть как его цель потерпела неудачу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Когда Мангу-Темур умер в 1280 г., на троне его сменил его брат Тоде-Мангу, который ушел в суфизм и отшельничество ...

Мангу-Темур, точнее Мэнгутэмур или Мєнкэтэмур имя в прямом переводе “Вечное железо - Eternal steel“.

В современном монгольской (кириллической) письменности пишется как Мєнхтємєр.

Тоде-Мангу, точнее Тодо-Мэнгу или Тодомєнкэ имя в прямом переводе “Блестящий и вечный - Bright and eternal“.

В современном монгольской пишется как Тодмєнх.

И эти вышеназванные имена нормальные широкоприменяемые имена у монголов.

Насчёт Хулагу в монгольских источниках тоже зачасто его имя пишется как Алаху, здесь нет ничего странного звучит более близко к монгольскому языку. (Алаху или Алаг - прямой перевод Пегий ?, короче говоря по тюркски Ала соответствует монгольскому Алаху.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

E.Bretschneider "Mediaeval Researches. From Eastern Asiatic Sources." v.1

с.306

...Мы находим первое упоминание о ней (реке Урал-Жайык) в византийских источниках. Земаркус посланный в 569 г. византийским императором к хану тюрков на обратном пути проехал реку Даик, а затем Аттилу (Волгу)...

...Другая река это Волга. Под именем Итиль или Атил, что означает "река" по-тюркски, и от них все мусульманские географы так обозначали Волгу, а это название используемое славянскими народами, по-видимиму происходит от древнего города Болгар, располагавшегося на Волге. В 10 веке Истахри утверждает (с.2) что хазары живут на реке Ател, которая протекает по их территории. Ибн Хурдадбех (также в 10 веке) говорит также о городе Ател. Считается что он соответствует сегодняшней Астрахани. У византийцев это название появляется гораздо раньше - река Аттилия в трудах Земаркуса. Плано Карпини, 775,:

"Ethil quam Rusci vocant Volga" ...

Рубрук всегда называет Волгу Этиллия.На Каталанской карте написано Едил.

...Кива соответствует Киеву - древней столице Руси, которая была захвачена монголами (которые все поголовно разговаривали на тюркском языке - прим. А.) в 1240 году. Юань чао пи ши пишет "Кива Минкерман". Второе название соответствует Ман керман, что по-тюркски означает "великий город".

Это название появляется в связи с экспедицией Тимура в 1395 году как написано в Зафер-наме iii55. Это там утверждается что кипчакский князь Бикьярок Аглен имел в то время резиденцию в Ман кирмене - городе на реке Узи. Узи означает то же самое что и река Аззу у Абульфеды ii80, т.е. Днепр наших дней. Русские летописи не упоминают город с таким именем на Днепре. Но мы узнаем от профессор Брууна из Одессы, который в 1874 г. опубликовал интересную статью о древних именах Киева (.....) пишет, что эта древняя русская столица и в самом деле была известна в средние века под именем Манкерман. Рашид-адДин описывая экспедицию Батыя в Южную Русь в 1240 г. пишет что он захватил после 9-дневной осады большой русский город Мингерван (или Минкерфаан, как прочитывает Березин). Здесь явно имеется в виду Киев и правильнее читать как Манкерман. Брун цитирует также венецианского посланника Контарини, который около 1475 г. проезжал по Руси в своем путешествии в Персию, и который утверждает, что Киев также называют Магроман.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

...Кива соответствует Киеву - древней столице Руси, которая была захвачена монголами (которые все поголовно разговаривали на тюркском языке - прим. А.) в 1240 году.

:-)))))

Более вероятнее, это были тюрки, которые поголовно разговаривали на монгольском.

:-))

(shutka byla...)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А вы учли, что само понятие монгол в эпоху Чингисхана имело не этнический, а политичяеский смысл. Известно ведь, что монгол - это то имя, которым Чингисхан велел именоваться своим богатырям. Ясно, что этнос тут не причем, это было именно социально-политическое движениен. Известно, также, что к Чингисхану примкнули некоторые племена целиком, например племя мангыт (мои предки), так они и ходили отдельно от "монголов. Можно сравнить "монголов" с асхабами Пророка Мухаммада (да благословит его Бог Единый), тогда мангыты , гараи и др. подобны ансарам.

Поэому неудивительно, что 1, 4, или 10 тыс. "монголов" управляли целыми народами. Это было правление авторитета. Скажем, подобно авторитету сподвижников В.И.Ленина или Мао Дзэдуна.

Потом, века спустя европейцы стали называть монголами нынешних обитателей забайкалья, которые себя так не называют даже и сейчас

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А вы учли, что само понятие монгол в эпоху Чингисхана имело не этнический, а политичяеский смысл. Известно ведь, что монгол - это то имя, которым Чингисхан велел именоваться своим богатырям. Ясно, что этнос тут не причем, это было именно социально-политическое движениен. Известно, также, что к Чингисхану примкнули некоторые племена целиком, например племя мангыт (мои предки), так они и ходили отдельно от "монголов. Можно сравнить "монголов" с асхабами Пророка Мухаммада (да благословит его Бог Единый), тогда мангыты , гараи и др. подобны ансарам.

Поэому неудивительно, что 1, 4, или 10 тыс. "монголов" управляли целыми народами. Это было правление авторитета. Скажем, подобно авторитету сподвижников В.И.Ленина или Мао Дзэдуна.

Потом, века спустя европейцы стали называть монголами нынешних обитателей забайкалья, которые себя так не называют даже и сейчас

Нашелся ещё один прояснитель :unsure: .

Имя монгол и эти самые монголы ещё давно до Тэмуджина – Чингис хаана существовал.

Что за этот сравнение с асхаб масхаб и ансар мансар, кто они такие?

Если Ваши предки мангуды то значит Вы в каком то отношении монгол (т.е. давным давно тюркизированный монгол).

Уруды Жорчидая и мангуды Хуилдар сэцэна были верными слугами воинами Тэмуджина-Чингис хаана и назывались “хоёр манглай“ (два авангарда) так как они ходили на авангарде и первыми нападали на врагов в многих трудных боях за существование за Тэмуджина.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ясно, что монголы существовали всегда. Не с неба же они свалились.

А вот то, что они всегда именовались монголами - покажи, где это.

Ты утверждаешь, что мангыт - тюркизованное монгольскле племя. Может быть, не знаю. А что, это так важно?

Лично меня этот факт (независимо от того, достоверен ли он) нисколько не огорчает.

Для меня важно другое:

Мангыты прославлены тем, что остались верны Чингисхану даже тогда, когда от него отвернулись самые близкие люди, даже родственники. Поэтому внешняя охрана набиралась из мангытов.

Вот это важно!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А вы учли, что само понятие монгол в эпоху Чингисхана имело не этнический, а политичяеский смысл. Известно ведь, что монгол - это то имя, которым Чингисхан велел именоваться своим богатырям.

:huh:

Чингис хаан велел именоваться монголами своим предкам что ли?

Хотя бы вспомни название Хамаг Монгол?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для себя я пока не могу точно установить, что понимали под этнонимом "монголы" в эпоху Чингисхана. Что это было - племя, род? Кто входил в состав монголов? Прочитав несколько книг, прямого ответа на этот вопрос я не нашел. Были роды борджигит (откуда сам Чингисхан), тайчиут ..., которые видимо и входили в племя "монгол". Одно можно с уверенностью утверждать, что это был слабый, немногочисленный народ (по крайней мере найманы и кэрэиты были куда могущественнее), живший на окраине Великой степи. И очевидно, что Чингисхан не мог создать обширную империю, опираясь только на малочисленный народ. Одной их сильных сторон Чингисхана, говоря современным языком, было то, что он при "подборе кадров" не руководствовался этнической пирнадлежностью. Об этом говорит сам факт того, что в начале своего пути он собрал вокруг себя не родо-племенную знать, а, так сказать "простолюдинов", который могли быть пленниками-рабами из других племен, может и не монголоязычных. Например сыновей кузнеца Даргытая (так кажется его звали) - Чэлмэ и Субэтэя, который был, как известно, из племени урянхай. Возможно, что это было тюркоязычное племя. По крайней мере в России существуют 2 тюркоязычных народа, которые как-то унаследовали этот этноним - якуты (ураанхай сахалар) и тувинцы. Таким образом, можно предположить, если первоначально и был народ монголы, но в последующем под монголами понимали все народы, входящие в империю Чингисхана. И когда пишут, что ближайщее окружение Чингисхана состояло сплошь из монголов (каких монголов?), я в это не верю. Чингисхан активно прибилижал к себе способных людей из самых разных племен и народов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Средневековые монголы делились на три народа: йеке-монгол т.е. великие монголы, су-монголы или водяные монголы т.е. татары и меркиты

- мекриты племя снайперов, метких стрелков. По старинным сказаниям,

когда проживали вокруг Байкала имели кузнеца под именем Туонэ Монуол. Т.е. моголы были верными кузнецами-темирчинами Омогоя - аристократического клана (омок - клан, семья) от его многочисленных наложниц - ожелуней. Т.е. Омогой выступал в отношении своих соседей

как Йессугей - плодовитый конокрад и его брат Эллэй как Буха-нойон бык-производитель.

В китайских источниках, племя мэнгу (от могол) упоминается в связи с войнами против нюйчжа-чжурчжэнэй (по монгольски племя жакут), они были 2,5 м. ростом и чрезвычайно зоркие т.е. меткие. К.Риттер изучив эти документы, пришел к выводу что племя мэнгу (могол) обитали

за два века до Чингисхана в одной речной области Байкала.

Могол Тойон обитает в Средней Земле, но с ним живет Мунха Хатын -

злосчастная госпожа со своей сетью.

Сунтар - от тунгусского слова.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Потом, века спустя европейцы стали называть монголами нынешних обитателей забайкалья, которые себя так не называют даже и сейчас

Откуда вы взяли, что самозвание монголов не "монгол"?

Если проясните вашу проблему или версию, и уточните вопрос, мы ответим вам слегка.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Предлагаю участникам дискуссии переместиться для обсуждения вопросов происхождения монголов в соответствующий раздел. Оставим эту тему для обсуждения кыпчаков/куманов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Казахстанская сенсация. Кыпчакская письменность - 1084 страниц неизвестных текстов

10:30 04.12.2003

Кыпчакская письменность: новое прочтение

Галия ШИМЫРБАЕВА

Книга ученого-тюрколога, доктора филологических наук Александра Гаркавца "Кыпчакское письменное наследие. Том первый", которая увидела свет в конце прошлого года, произвела настоящую сенсацию в ученом мире. Смутные догадки о том, что существует богатая литература на кыпчакском языке, по воле судьбы и обстоятельств затерянная в веках, благодаря этому человеку впервые приобрели документальное подтверждение.

Если раньше все кыпчакские памятники выходили в виде отдельных статей, то первый том "Кыпчакского письменного наследия" состоит из 1 084 страниц, набранных мелким шрифтом, и включает в себя пять псалтырей, все послания апостола Павла, 9 молитвенников, два сборника "Житий", три судебника, три процессуальных кодекса, сочинения по дидактике, теософии, истории религии, астрологии, медицине, календари, документы, протоколы судов, словари XVI-XVII веков и многое-многое другое.

"Тот, Кто дает семена сеятелям и хлеб в пищу, пошлет обилие посевам вашим и взрастит плоды правды вашей, и, став богатыми во всем, дабы проявлять щедрость по всякому случаю, многие возблагодарят Бога вместе с нами". Эти слова были написаны армянскими буквами на кыпчакском языке в одном из письменных памятников, оставленных украинскими армянами, которые говорили, писали и молились по-кыпчакски и 400 лет назад напечатали первую в мире кыпчакскую книгу.

Чрезвычайный и Полномочный Посол Армении в Казахстане Эдуард Хуршудян имеет отношение к казахскому этносу и вообще к тюркам не только по должности: "Поскольку я женат на казашке и мои дети наполовину казахи, то посчитал своим долгом тоже внести какую-то свою лепту в армяно-кыпчакские и армяно-казахские исследования. Тем более что в казахской истории и культуре есть еще много страниц, которые принято называть "белыми пятнами".

Помимо того, что он очень много сделал для того, чтобы "Кыпчакское письменное наследие" было издано, востоковед, доктор исторических наук Эдуард Хуршудян подготовил к изданию древнеармянскую часть фундаментального кыпчакского "Псалтыря".

На вопрос, имеют ли те люди, которых некоторые ученые ранее называли армянокыпчаками, и казахи, которые являются прямыми потомками кыпчаков, общие корни, он ответил так:

- Кыпчакские племена на самом деле жили в Армении. Первая встреча армян и кыпчаков произошла на территории Армении приблизительно в XI-XII веках, когда последние спасались бегством от монголов. Здесь они стали принимать христианство. Известно, что эта религия наряду с тенгрианством была одной из первых религий, к которым приобщились кыпчаки и тюрки вообще, ислам в их жизнь пришел уже позже. На территории Армении до сих пор стоит очень красивая церковь, которая называется Кыпчакаванк - кыпчакская обитель. Недалеко от нее располагается село Арич, которое некогда носило название Кыпчак. Это одно из доказательств того, что в крови части армянского этноса течет отчасти кыпчакская кровь.

С другой стороны, армяне составляли одну из основных народностей Крыма, который некогда находился под политическим господством кыпчаков. В XIV-XV веках эти этнические армяне стали спасаться бегством (на сей раз уже от турок-сельджуков) в Речь Посполитую (территория сегодняшней Польши и Западной Украины).

По мнению выдающегося российского ориенталиста (специалист по восточным языкам), академика Агафангела Ефимовича Крымского, примерно в XIV веке в Галицко-Подольской Украине появились колонии кыпчакоговорящих армян. О том, что они говорили именно на этом языке, выразительно свидетельствуют многочисленные документы, которые написаны языком тюркским, буквами - армянскими, а датированы XVI-XVII веками. В Каменец-Подольском сохранились 33 объемные книги, где все это зафиксировано. Для того, например, чтобы говорить со своим Богом на родном языке, переселенцы перевели с армянского, греческого и латинского, а может, и с иврита на кыпчакский псалмы и большинство христианских молитв.

А чтобы отправлять правосудие, кыпчакоязычные армяне перевели на свой родной кыпчакский армянский "Судебник" Мхитара Гоша, добавив в него множество новых статей, и составили для своих нужд Процессуальный кодекс, тоже на кыпчакском языке. Кстати говоря, в этом кодексе есть много норм, в которых сегодняшнее казахстанское право очень нуждается. Сейчас идут ожесточенные споры вокруг проекта закона "О земле" - можно отдавать землю в частную собственность или нельзя. В кыпчакском Правовом кодексе на этот счет имеется такая норма: акт продажи земли приобретает окончательную силу и становится необратимым только через семь лет. За этот срок продавец или его родственники вплоть до четвертого колена могут выкупить землю назад, уплатив сумму, полученную при продаже, и вернуть землю в собственность.

Александр Гаркавец в одиночку проделал работу, которая под силу целому институту. Но то, что он перевел с кыпчакского на русский язык и объединил в книгу "Кыпчакское письменное наследие. Том первый", - всего лишь пятнадцатая часть того, что кыпчакоязычные армяне оставили после себя. Сейчас он работает над вторым томом памятников кыпчакского письменного наследия.

До выхода в свет армяно-кыпчакского "Псалтыря" многие лингвисты и историки ошибочно думали, что некие кыпчаки создавали какие-то письменные памятники, которые хранятся в ереванском "Матенадаране" (это очень известный в Армении институт древних рукописей), где, помимо кыпчакских, имеются тысячи рукописей на древнеармянском, арабском, персидском и османском языках. Но мифологема о том, что создатели этих памятников тюрки по происхождению, не соответствует действительности. Это армяне-кыпчакофоны, то есть разговаривающие по-кыпчакски, но никак не армянокыпчаки, как их называли раньше. Таких армян, кстати, очень много по всему миру. Например, в сегодняшней Турции есть армянская диаспора, 70 процентов которой разговаривает по-турецки и носит турецкие имена.

- Но с нами, с потомками кыпчаков, армяне, оставившие столь богатое письменное наследие на кыпчакском языке, получается, не имеют кровного родства?

- Кыпчаки ассимилированы практически во всех этносах Центральной Азии и Центральной Европы. Например, в грузинском войске при царе Давиде-строителе было 40 тысяч наемных кыпчакских воинов, которые в дальнейшем ассимилировались в грузинском этносе. И армяне тоже не составляют исключения. Как было отмечено выше, те кыпчаки, которые пришли в Армению и ассимилировались в армянском этносе, несомненно, имеют кровную связь с кыпчаками. Что же касается той части, что жила в Крыму, а затем мигрировала в Речь Посполитую, где создала выдающиеся памятники армяно-тюркской культуры, по отношению к казахам является духовной родственницей. На это, во всяком случае, указывают письменные и исторические реалии. Анализ ДНК по прошествии стольких лет провести трудно, да и незачем. Поэтому мне кажется, что этническая принадлежность создателей памятников кыпчакского письменного наследия - вторичная вещь. Самое главное, они сохранили язык ваших предков. Кстати, кыпчакский словарь "Кодекс Куманикус" тоже создавали не кыпчаки, а христианские миссионеры-францисканцы.

Что касается армян-кыпчакофонов, то они, не являясь тюрками по крови, внесли большой вклад в сокровищницу тюркской культуры, использовав для этого богатое наследие армянской книжности. Ведь наш народ изобрел алфавит еще в V веке, он стал для других языков своего рода локомотивом, помогающим им сохраниться в истории.

В этой связи можно вспомнить еще и Турцию. Сейчас здесь, как известно, используют латиницу, но в 20-х годах ХХ века страна встала перед выбором: каким же алфавитом ей пользоваться - арабицей или какой-нибудь другой системой письма? К тому времени в Стамбуле уже выходили четыре газеты, написанные армянским шрифтом, но чувство национального достоинства помешало пользоваться и дальше апробированной временем практикой. Главным же реформатором турецкого языка в те годы выступил армянин по происхождению Акоп Дилачар Мартикян. Этот пример свидетельствует, что этническая принадлежность никоим образом не может играть важную роль в развитии языка.

Так как вопрос возрождения, обогащения новой терминологией и внедрения во многие области общественной жизни государственного языка в Казахстане как никогда остро встал на повестку дня, то сегодня "Кыпчакское письменное наследие", подготовленное Александром Гаркавцом, имеет большую актуальность в плане адаптации к современным условиям. Как, например, называть Бога? Аллахом? Ходавандом или все же Тенгри? Ведь древнетюркское название Всевышнего - Тенгри, так, по крайней мере, засвидетельствовано в древних памятниках письменности. Или как называть, например, суд? Благодаря филологу Александру Гаркавцу и юристу Гайрату Сапаргалиеву сейчас есть перевод кыпчакского судебника на казахский язык. Соответственно, появилась возможность восстановить утерянные казахские юридические термины в первозданном виде. Например, употреблять не русское слово "суд", которое в казахской транскрипции звучит как "сот", а говорить исконно тюркское "торе". Подводя итог, я хочу сказать, что "Кыпчакское письменное наследие" - это свод выдающихся памятников, сохранивших богатый словарный запас кыпчакского языка. Для современного казахского языка это кладезь, который будет способствовать ренессансу казахской культуры.

4.12.2003

Источник - Казахстанская парвда

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Мухаммад б. Текеш

Ссылка на страницу книги

Сам текст (ZIP)

О происхождении народа куманов

Й. Маркварт

Общие замечания

Данная работа представляет собой специальный выпуск «Трудов Королевского Научного общества в Геттингене», серия «Философия-история», т.XIII, N.1

Предисловие

Предлагаемая читателю работа создавалась в самый тяжелый период моей жизни, в начале 1910 г. и была передана в распоряжение издателя в июле того же года. Не без внутреннего сопротивления поддался я его нажиму и решился на публикацию не столько из-за того, что по своей сути это – работа первооткрывателя, сколько, главным образом, из-за осознания ее несвоевременности: не настало еще подходящее время для выполнения столь сложной и потому весьма неблагодарной задачи, как исследование (с целью окончательного выяснения) истории народа куманов, чьи корни тянутся с одной стороны в Китай, а с другой – в Венгрию.

Окончательное решение – если оно вообще возможно – появится лишь после того, как будет произведена качественная и целесообразная обработка китайских источников по истории чужестранных династий Ляо (Кидань), Кинь (Чжурчжени) и Юань (Монголия). Имеющиеся в настоящее время пересказы Бретшнайдера не представляют собой надежной опоры для историка, а переводы Бичурина даже для русских ученых имеют сомнительную ценность вследствие неточности передачи имен собственных.

Недоброжелательному читателю, настроенному на то, чтобы свысока выискивать огрехи автора, нетрудно будет заявить, что «пропущены важные моменты» и они сделали бы то же самое лучше.

Для возражения подобным критикам не излишне будет упомянуть, что мне удалось во время болезни получить доступ к русским и венгерским источникам – как к хроникам и летописям, так и к трудам русских и венгерских исследователей, – эта удача тем более ощутима, что оба первых тома сборника «Местные источники по истории Венгрии» («Historiae Hungaricae fontes domestici») М.Флориана быстро разошлись и стали редкостью. То же самое можно сказать и о части хроники Рашид-ад-дина, изданной Березиным по русскому обычаю – с произвольными пропусками.

Даже в Берлине том, содержащий историю Чингиз-хана («Труды Восточного Отделения Имп. Археол. Общества, т. XV), который вышел, по-видимому, уже после смерти Березина, достать невозможно. Поскольку это издание полностью разошлось, можно сказать, что практически оригинальные тексты основных персидских сочинений по монгольской и домонгольской истории Средней Азии остаются недоступными.

Только когда эта рукопись была отправлена в печать, в серии литературных памятников Э.Дж.В. Гиббса вышел первый том истории Джувейни, который я получил прошлым летом, благодаря любезности проф. Денисона Росса, в подарок от представителей издателя и смог использовать его во второй части своей работы.

В III издании Блоше хроника Рашид-аддина начинается со смерти Чингиз-хана. Потому до сих пор приходится пользоваться компилятивной, весьма произвольно составленной и не поддающейся сверке работой д'Оссона; в свое время эта книга была выдающимся достижением, но требованиям современной науки уже не соответствует.

Однако серьезно углубиться в изучение истории монголов и связанных с ними народов можно только при условии (особенно в Берлине), что вы обладаете всеми соответствующими сочинениями.

Насколько трудна будет работа и скользка почва, на которую я вступаю, было мне вполне ясно. Поэтому у меня были основания считать, что необходимо заранее обеспечить подробный разбор такого сложного вопроса, как отношение племени кимак к кипчакам и канглы, и всех этих трех племен – к куманам. На втором этапе я также кратко рассмотрел отношение кимаков и кипчаков к куманам. Но когда я понял, что соответствующий раздел необходимо переработать, в самый последний момент мне достался сделанный Де Гроотом перевод весьма важного текста (который помещен здесь в начале гл. 7), и я счел себя обязанным разобрать и объяснить его как можно тщательнее, для чего пришлось неоднократно обращаться к посторонней помощи. Совершенно новыми являются также Приложения 1, 2 и 4. К сожалению, в результате исходный объем работы увеличился более чем вдвое.

Столь же неутешительна, как и сама работа, ситуация с народами, которые мне предстояло изучить. Первоначально народ кун (куманы) появляется на страницах истории как родственник другого кочевого народа – каи, которых мы считаем предками турок-османов. Оба эти народа, по нашим предположениям, следует рассматривать как родственников и предшественников монголов; согласно их происхождению они упоминаются в истории исключительно как хищники, представляющие всеобщую опасность для культурного мира.

Однако куманы, отправившись завоевывать мир вместе с монголами, были побеждены мадьярами, после чего не представляли больше никакой опасности и уже много столетий назад перестали существовать как народ, в то время как османы до сих пор являются препятствием для возрождения некогда процветавших земель и порабощенных, но борющихся старых христианских народов, прежде всего высококультурных армян, жаждущих присоединиться к западноевропейской цивилизации, что совпадает с подлинными интересами Германии.

В какой-то момент в конце 1912 г. казалось, что наконец забрезжила заря нового дня. Однако, вследствие пагубной второй балканской войны и позорного грабительского нападения Румынии на Болгарию, османы, при том, что Европа позволила им нарушить заключенный только что под ее гарантию мир почти сразу же, в истинно монгольско-византийском духе, стали действовать со всей жестокостью моджахедов, и мы вновь так же далеки от излечения этой язвы, как и в былые времена.

Итак, настоящая работа, возможно, содержит не очень много полезного для истории культуры, но я смею надеяться, что она пригодится исследователям истории стран и народов, а также внесет некоторый вклад в толкование и критику «Шах-намэ». Станет отчетливее на прежнем безотрадном фоне роль блестящей империи кара-китаев, которой до сих пор уделялось слишком мало внимания. Этим исследованием я мог бы утешиться, если бы более близкие и важные дела не препятствовали его продолжению. Однако я не могу сожалеть о затраченном на это времени и труде, хотя, казалось бы, достигнутый исторический результат не так уж и велик.

Переводы с китайского языка всюду, где это особо не оговаривается, взяты из работ Де Гроота. Кроме того, я хотел бы поблагодарить за поддержку и помощь г-на Банга из Львова, Гизе из Берлина, Денисона Росса из Калькутты, а также Мурко и Пайскера из Граца.

Однако Королевскому научному обществу моя самая большая благодарность – за осуществление издания работы, столь далекой от практических нужд и связанной со значительными расходами на печать в связи со сложностью предмета.

Вильмерсдорф-Берлин,

15 января 1914 г. Йоз. Маркварт

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Знаем , знаем , читали , читали .. :D

Пользуясь случаем вставлю цитату из этого труда Маркварта :D

В настоящее время кипчаки представляют собой один из родов так называемых кара-киргизов, то есть собственно киргизов, которые составляют около 10 % всего населения прежнего Кокандского ханства; они живут на восточной границе Коканда и стали полукочевниками лишь в новое время; они представлены большинством населения в районах Оша и Андижана. Однако и в древних областях расселения кимаков (они же кипчаки) мы можем встретить их и в настоящее время: они составляют один их четырех родов Средней орды (Среднего жуза) казахов (так называемых киргиз-кайсаков). Так как кипчаки вряд ли все оставили свои прежние родовые земли, нам представляется, что средняя орда казахов (собственно кипчаков) вполне может претендовать на звание прямых потомков древних кипчаков.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кстати , за что уж Маркварта многие ( вполне заслуженно :D ) критиковали , так это за попытки причислить племя " кайи " к исконно монгольским и этим мотивировать отрицательную , как он считал , роль османов в мировой истории.

Монголов , следует заметить , Маркварт не очень жаловал. ;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

переписываюсь по мылу с одним любителем истории. так вот у этого чела есть довольно смелые мысли. приведу отрывок из его недавнего письма:

/ / / / / Понятния "кипчак" и "Дашт-и-Кипчак" (с персидского - Кипчакская степь) встречаются прежде всего в арабских, персидских и среднеазиатских источниках.

Кипчаки это такое же иностранное название как и половцы, куманы, куны.

Тогда почему мы не называем жителей Дешт-и-Кипчака 11-13 веков - половцами или куманами? А Дашт-и-Кипчак - Полем Половецким?

С таким же успехом монголы могут называть себя "татарами" (рус. название), гунны себя - "сюнну" (кит. название), казахи - "киргизами", а киргизы - дикокаменными киргизами" (досоветские рус. названия).

Кипчаки - всего лишь одно из племен (возможно одно из самых сильных) этой крупной племенной конфедерации 11-13 веков, которой правили такие ханы как Артык, Сарыман (Шаруман), Кончак, Котан и т.д. .................

А "Дашт-и-Кипчак" всего лишь иностранное названия этой территории. / / / / /

короче, этот чел пытался доказать что кипчаки (половцы, куманы) себя кипчаками не называли, и это (кипчаки) не их самоназвание, а всего лишь "иностранное название" (иностранное звучит глупо :) племя кипчаков есть в составе почти всех тюркских народов) .

по его словам, кипчаки - лишь одно из племен, имя которых в восточных источниках перенеслось на весь племенной союз.

еси честно, этот чел застал меня врасплох и это меня напрягает. потому что меняет многие устоявшиеся понятия.

вообщем хотел спросить, насколько это может соответствовать правде - что представители кипчакской племенной конфедерации себя кипчаками не называли.

есть ли источники где сами кипчаки из конфедерации себя так называли (кипчаками) ?

и если название "кипчаки" относительно этого племенного союза к нам дошло ТОЛЬКО из восточных источников, то тогда как себя называли сами "кипчаки"?

и как тогда назывался Дешт-и-Кипчак на языке "кипчаков" ?

зы.

вот еще вопрос.. как называли себя монголы Чингизхана?

зыы.

одно из первых упоминаний этнонима "кипчак", это ведь др.тюркские стелы, да??

"кипчаки-сиры" и т.д. или есть еще более ранние?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...