Jump to content



АксКерБорж

Все о войлочном колпаке - история, виды, народы

Recommended Posts

2 минуты назад, Qairly сказал:

С психами спорить не собираюсь. 

 

Так и знал, как ты не смог обосновать свою версию про якобы российский военный колпак, так и теперь отмазки по Кара-Коруму.

Короче, болтун.

Только зря время теряю с тобой.

 

Link to comment
Share on other sites

3 часа назад, Qairly сказал:

Как раз таки для служивого киргиза введён колпак, служивому носить кокарду, соответствующего звания, дабы отличать его от обычного киргиза. 

Все султаны имели воинские звания. Так им начислялась зарплата. 

Я понял. 

Соответствующие документы будут? 

Link to comment
Share on other sites

15 минут назад, Qairly сказал:

Хватит называть военный парадный казахский костюм в РИ ханско-султанской шапкой. 

 

Вообще-то зачем просить у тебя обоснований твоей версии, если ты даже не можешь отличить саукеле от бөріка, а дунган от казахов.

И так уже потерял с тобой несколько дней на бессмысленную писанину.

 

  • Не согласен! 1
Link to comment
Share on other sites

8 минут назад, Чурас-алын сказал:

Соответствующие документы будут?

Скидывал уже. 

Прикладываю по новой. 

Источник: E. Шепелев, Титулы, мундиры, ордена в Российской империи.

Донесение с представлением рисунка мундирной одежды для чиновных киргиз с подробным описанием.

г. Оренбург 29 декабря 1846 года.
В Азиатский Департамент!

Состоящий при мне чиновник Азиатского Департамента, губернский секретарь Генс, находившийся нынешним летом и осенью по делам службы в Восточной части Орды, возвратившись в Оренбург довел до сведения моего, что управляющий тою частию, султан Ахмед Джантюрин, при получении в настоящем году повышения в чине войскового старшины, в полном удовольствии от этой награды, изъявил искреннее желание иметь соответствующий новому званию своему мундир; отозвавшись при том, что если бы, - по снисхождению к непривычке азиатцев носить европейскую одежду, неудобную для каждого из них, кроме стеснительного покроя, еще и тем, что при мундире необходимо воспрещаемое Кораном отращивание головных волос, неудобством заменяемое париком, - дозволено было ему некоторое отступление от общей казачьей формы, то он почел бы это за особенную милость, и с удовольствием принял бы за образец военное одеяние, которое было разрешено последнему хану Внутренней Орды Джангиру Буеееву. При этом Г. Генс присовокупил, что подобное облегчение в одежде, - сколько он заметил из отзывов киргизских чиновников - если бы могло быть предоставлено с распространением впредь и на других ордынцев жалуемых за отличие армейскими чинами, то исполняя вообще - ревностное желание киргиз носить наружные знаки этих наград, побудило бы их дорожить ими еще более, и вместе с тем совершенствовало бы некоторым образом к народному образованию, - чрез усвоение правильных понятий, и сближение с Европейскими обычаями.

Вышеизложенное объяснение с правителем, подало повод Г. Генсу составить по моему поручению, включаемые у сего рисунки мундирной одежды, с подробным описанием именно того покроя, который найден удобным, и по выбору султана Ахмеда Джантюрина, и также по моему мнению, совершенно применим к общему вкусу и желанию прочих ордынцев.

Вполне разделяя убеждение Генса, относительно того, что действуя некоторыми уступками на возрождающееся в киргизах сближение с нашими обычаями, полезно было бы поддержать в них это нравственное направление, - я долгом поставляю повергнуть эту мысль на воззрение Азиатского Департамента, - докладывая при том, что я объяснялся с правителями всех трех частей Орды, находящимися ныне в Оренбурге, и они, рассмотрев прилагаемые рисунки, единогласно изъявили удовольствие и желание носить изображенный на них мундир, признавая его во всех отношениях для себя удобным, и в вполне согласным с привычками своими и законами.

В заключение имею честь присовокупить, что если Азиатскому Департаменту благородно будет исходатайствовать для ордынских штаб и обер-офицеров мундирную форму по прилагаемому рисунку - то я полагал бы еще несвоевременным вменять им в непременную обязанность заменить народную одежду мундиром, так как на первых парах столь желаемая ими новизна, при малейшем стеснении, легко могла бы понято совершенно превратно.

Генерал-майор Ладыжинский.

РГИА. Ф. 1291. Оп. 81. 1847 г. Д. 200. Л. 1-3.
Подлинник.

Mundir_kaz_chinovnika_default_d_850.jpg

Описание рисунка, изображающего киргизские мундиры

Покрой мундиров взят по образцу обыкновенной черкески доходящей до колен, без патронов на груди и с менее широкими рукавами.

1) Красный мундир на рисунке, изображающий штабс-офицера в парадной форме обложен золотым голуном шириною в 1 вершок: возле которого (кроме нижнего края в пол) нашит другой позумент шириною в 1/4 вершка; обшлага руковов обшиты голуном же, шириною в 1/2 вершка.

2) Синий мундир, представляющий обыкновенную форму, или вице-мундир обложен серебряным, вокруг одиноким голуном, шириною в 3/4 вершка, а рукава в 1/4 вершка.

3) Под мундиром шелковые архалуки темных и других отличных от мундиров цветов, обложенные голуном в 1/4 золотым или серебрянным, соответственно эполетах и обшивке мундира.

4) Шаравары покроя казачьего из серого сукна, при парадном мундире с золотым лампасом, в шириною в вершок обложенным с обоих сторон золотым же шнурком, - при обыкновенной форме, или вице-мундире с серебрянным лампасом, без шнурка.

5) Вместо шарфа - пояс из широкого галуна, завязываемый спереди как казачьий, и украшаемый назакладке золотою или серебрянною - смотря по эполетам - бляхою с драгоценными каменьями.

6) Сабля азиатская или шашка, с серебрянною или золотою обделкою на галунной портеже.

7) На правой стороне калта8 как принадлежность киргизского костюма, черная или красная, кожаная или бархатная, с серебряною или золотою насечкою, или шитьем.

8) На голове киргизская шапка (тюбетейка) вся шитая золотом или серебром (соответственно эполетам) с бобровым или из выдры околышем. Сверх шапочки надевается при выездах белый войлочный, киргизский же, колпак, обложенный по швам и по краям золотым или серебряным галуном.

9) Для отличия ордынского офицера от киргиз не имеющих чинов, прикрепляется на колпаке с левой стороны кованая кокарда, такая же как на армейских касках, полагая это нужным при какой-либо верхней одежде закрывающий мундир.

Выбор материи для мундиров, т. е. сукна или бархат, и даже цвет их, - красный, синий, лиловый, зеленый, можно бы предоставить самим ордынцам, наблюдая только, чтобы при золотых эполетах все галуны и принадлежности были золотые, а при серебрянных - серебрянные.

Генерал-майор Ладыжинский.

РГИА. Ф. 1291. Оп. 81. 1847 г. Д. 200. Л. 4-6об.
Подлинник.

 

  • Не согласен! 1
Link to comment
Share on other sites

2 минуты назад, Qairly сказал:

Скидывал уже. 

Прикладываю по новой. 

Источник: E. Шепелев, Титулы, мундиры, ордена в Российской империи.

Донесение с представлением рисунка мундирной одежды для чиновных киргиз с подробным описанием.

г. Оренбург 29 декабря 1846 года.
В Азиатский Департамент!

Восстание в Туркестане в 1916 году - уроки и последствия

Состоящий при мне чиновник Азиатского Департамента, губернский секретарь Генс, находившийся нынешним летом и осенью по делам службы в Восточной части Орды, возвратившись в Оренбург довел до сведения моего, что управляющий тою частию, султан Ахмед Джантюрин, при получении в настоящем году повышения в чине войскового старшины, в полном удовольствии от этой награды, изъявил искреннее желание иметь соответствующий новому званию своему мундир; отозвавшись при том, что если бы, - по снисхождению к непривычке азиатцев носить европейскую одежду, неудобную для каждого из них, кроме стеснительного покроя, еще и тем, что при мундире необходимо воспрещаемое Кораном отращивание головных волос, неудобством заменяемое париком, - дозволено было ему некоторое отступление от общей казачьей формы, то он почел бы это за особенную милость, и с удовольствием принял бы за образец военное одеяние, которое было разрешено последнему хану Внутренней Орды Джангиру Буеееву. При этом Г. Генс присовокупил, что подобное облегчение в одежде, - сколько он заметил из отзывов киргизских чиновников - если бы могло быть предоставлено с распространением впредь и на других ордынцев жалуемых за отличие армейскими чинами, то исполняя вообще - ревностное желание киргиз носить наружные знаки этих наград, побудило бы их дорожить ими еще более, и вместе с тем совершенствовало бы некоторым образом к народному образованию, - чрез усвоение правильных понятий, и сближение с Европейскими обычаями.

Вышеизложенное объяснение с правителем, подало повод Г. Генсу составить по моему поручению, включаемые у сего рисунки мундирной одежды, с подробным описанием именно того покроя, который найден удобным, и по выбору султана Ахмеда Джантюрина, и также по моему мнению, совершенно применим к общему вкусу и желанию прочих ордынцев.

Вполне разделяя убеждение Генса, относительно того, что действуя некоторыми уступками на возрождающееся в киргизах сближение с нашими обычаями, полезно было бы поддержать в них это нравственное направление, - я долгом поставляю повергнуть эту мысль на воззрение Азиатского Департамента, - докладывая при том, что я объяснялся с правителями всех трех частей Орды, находящимися ныне в Оренбурге, и они, рассмотрев прилагаемые рисунки, единогласно изъявили удовольствие и желание носить изображенный на них мундир, признавая его во всех отношениях для себя удобным, и в вполне согласным с привычками своими и законами.

В заключение имею честь присовокупить, что если Азиатскому Департаменту благородно будет исходатайствовать для ордынских штаб и обер-офицеров мундирную форму по прилагаемому рисунку - то я полагал бы еще несвоевременным вменять им в непременную обязанность заменить народную одежду мундиром, так как на первых парах столь желаемая ими новизна, при малейшем стеснении, легко могла бы понято совершенно превратно.

Генерал-майор Ладыжинский.

РГИА. Ф. 1291. Оп. 81. 1847 г. Д. 200. Л. 1-3.
Подлинник.

Mundir_kaz_chinovnika_default_d_850.jpg

Описание рисунка, изображающего киргизские мундиры

Покрой мундиров взят по образцу обыкновенной черкески доходящей до колен, без патронов на груди и с менее широкими рукавами.

В честь коронации Александра II фонтаны били вином

1) Красный мундир на рисунке, изображающий штабс-офицера в парадной форме обложен золотым голуном шириною в 1 вершок: возле которого (кроме нижнего края в пол) нашит другой позумент шириною в 1/4 вершка; обшлага руковов обшиты голуном же, шириною в 1/2 вершка.

2) Синий мундир, представляющий обыкновенную форму, или вице-мундир обложен серебряным, вокруг одиноким голуном, шириною в 3/4 вершка, а рукава в 1/4 вершка.

3) Под мундиром шелковые архалуки темных и других отличных от мундиров цветов, обложенные голуном в 1/4 золотым или серебрянным, соответственно эполетах и обшивке мундира.

4) Шаравары покроя казачьего из серого сукна, при парадном мундире с золотым лампасом, в шириною в вершок обложенным с обоих сторон золотым же шнурком, - при обыкновенной форме, или вице-мундире с серебрянным лампасом, без шнурка.

5) Вместо шарфа - пояс из широкого галуна, завязываемый спереди как казачьий, и украшаемый назакладке золотою или серебрянною - смотря по эполетам - бляхою с драгоценными каменьями.

6) Сабля азиатская или шашка, с серебрянною или золотою обделкою на галунной портеже.

7) На правой стороне калта8 как принадлежность киргизского костюма, черная или красная, кожаная или бархатная, с серебряною или золотою насечкою, или шитьем.

8) На голове киргизская шапка (тюбетейка) вся шитая золотом или серебром (соответственно эполетам) с бобровым или из выдры околышем. Сверх шапочки надевается при выездах белый войлочный, киргизский же, колпак, обложенный по швам и по краям золотым или серебряным галуном.

9) Для отличия ордынского офицера от киргиз не имеющих чинов, прикрепляется на колпаке с левой стороны кованая кокарда, такая же как на армейских касках, полагая это нужным при какой-либо верхней одежде закрывающий мундир.

Выбор материи для мундиров, т. е. сукна или бархат, и даже цвет их, - красный, синий, лиловый, зеленый, можно бы предоставить самим ордынцам, наблюдая только, чтобы при золотых эполетах все галуны и принадлежности были золотые, а при серебрянных - серебрянные.

Генерал-майор Ладыжинский.

РГИА. Ф. 1291. Оп. 81. 1847 г. Д. 200. Л. 4-6об.
Подлинник.

 

Допустим. А где конкретно указывается, что именно оттуда пошел казахский колпак? Где указывается, что это изначально военная форма, позже перенятая всеми казахами? 

Link to comment
Share on other sites

То есть, как я и пишу это казахская национальная военная форма времен бытия колонии Российской империи. 

В основу лег мундир первого генерал-майора Ордынского кавалерийского полка Жангир-Керей хана.

  • Не согласен! 1
Link to comment
Share on other sites

10 минут назад, Чурас-алын сказал:

Допустим. А где конкретно указывается, что именно оттуда пошел казахский колпак? Где указывается, что это изначально военная форма, позже перенятая всеми казахами? 

Оттуда колпак не пошел. Так колпак стал символом того, что АКБ, как попугай повторяет 'Султанско-ханский'. Потому что из большого количества военных в РИ были и султаны, а остальные якобы им подражают. Я лишь пишу с самого начала, что это казахский национальный головной убор, который стали носить и чингизиды тоже, как дань моде, в 19 веке. 

Link to comment
Share on other sites

1 минуту назад, Qairly сказал:

Оттуда колпак не пошел. Так колпак стал символом того, что АКБ, как попугай повторяет 'Султанско-ханский'. Потому что из большого количества военных в РИ были и султаны, а остальные якобы им подражают. Я лишь пишу с самого начала, что это казахский национальный головной убор, который стали носить и чингизиды тоже, как дань моде, в 19 веке. 

То есть, по-вашему до него не носили? 

Link to comment
Share on other sites

6 минут назад, Чурас-алын сказал:

То есть, по-вашему до него не носили? 

Именно торе-чингизиды и именно такой колпак, точно нет.

4_21.jpg?itok=fmqxwPEp

По моему мнению такой формы колпак, изначально - это головной убор ружейного стрелка. 

45cac2bc7c5b6f67b14c9cdc33bcbd82.jpg

  • Не согласен! 1
Link to comment
Share on other sites

Инсигниями власти были расшитый золотом борик, каплевидный перстень-печать, инкрустированный золотом шокпар, а также особенности костюма, головные уборы из чернобурой лисицы, отсутствие меховой опушки на одежде и прочее и прочее. На данный момент, во всяком случае, это точные данные. 

Link to comment
Share on other sites

Головной убор бая из Костанайской области.

Даже этот, отличается по форме, так как это не головной убор военного, и не головной убор людей из Букеевской Орды, откуда и пошла мода на такие головные уборы.

images?q=tbn:ANd9GcQDzJV1osHM96boq_s3ayg

  • Не согласен! 1
Link to comment
Share on other sites

10 минут назад, Niki сказал:

Павлодар относиться к Илийской долине ?

Что за чушь? Илийская долина это бывшая Джунгария, ныне в составе СУАР

Link to comment
Share on other sites

Киргизы-каза́ки Илийской долины принадлежат к Большой Киргизской орде. Они занимали бассейн Или несравненно ранее, нежели пришедшие около столетия назад их соседи — кара-киргизы.  

 

https://rus-turk.livejournal.com/352353.html

  • Не согласен! 1
Link to comment
Share on other sites

On 9/17/2021 at 5:12 AM, АксКерБорж said:

 

На фото не султан, а хан (так нелюбимый тобой).

Фото, которого ты избегаешь.

На нем хан Кенесары в ханском войлочном колпаке, как и подобает хану.

Не в бөріке же ему надо было ходить как родоправителям из кара сюек.

1471321951_2.jpg

 

Это действительно фотография Кенесары-хана? Я читал что это портрет написанный художником Исмаиловым в 30-х гг. Читал здесь: https://abai.kz/index.php/post/41866 

Link to comment
Share on other sites

Как мы видим Русский этнографический музей не подписал, охотничий костюм султана, костюм султана, нарядный костюм слутана.

А подписал их, соответсвенно

Костюм охотника.

Костюм султана.

Костюм богача.

Тема по айырколпакам закрыта. Это национальный головной убор, ставший модным у торе в 19 веке. 

  • Не согласен! 1
Link to comment
Share on other sites

8 часов назад, Niki сказал:

АксКерБорж , всё ? Закрываете тему ?

 

10 часов назад, Qairly сказал:

Тема по айырколпакам закрыта. 

 

Нет, дорогой Азбаяр - Steppe Man, тема далека от закрытия.

Вопросов много, на которые мы до сих пор не смогли дать однозначных ответов, их много, на вскидку:

1) Каково истинное историческое происхождение высококупольного, широкополого, с разрезами по двум краям, покрытого красной материей с золотым позументом войлочного колпака?

2) Какой географический регион и этническая составляющая его первых носителей?

3) Каково его оригинальное назначение - символ власти? символ власти чингизидов торе? или вообще символ власти знати?

4) Каково происхождение терминов "айыр калпак" (прям как бренд какой-то авиакомпании))), "мурак"? Почему не просто "калпак"? И в каких местах какое из этих терминов употребляли местные казахи?

5) Когда и по каким причинам изменилось назначение головного убора? Кто был первыми его правообладателями и кто стал им потом?

6) Какие известны региональные разновидности конструкций казахского колпака (не считая заимствований от соседей кыргызов и бывшего населения Узбекистана)?

и т.д. и т.п.

 

Это наш колпаковед-мураковед кайрли торопится навязать всем свои, либо фантазию, либо ошибочное предположение, что казахский войлочный колпак это:

- охотничья шляпа для защиты глаз от солнца

173363.jpg

- или часть российского воинского мундира:

03.gifofficer6.gif

и на этом попытаться поставить точку и закрыть тему.

 

Ведь участниками данной темы могут быть кто угодно, а не только каирли и акб со своими субъективными мнениями.

Может быть кто-нибудь даст здесь более точную историческую информацию и ссылки.

 

  • Не согласен! 1
Link to comment
Share on other sites

Guest
This topic is now closed to further replies.


×
×
  • Create New...