Перейти к содержанию
Peacemaker

Баранья лопатка-Особый почет гостям старшим

Рекомендуемые сообщения

У монголов самая почетная доля мяса баранини-лопатка баранья и 4 длинные ребра/дал дөрвөн өндөр/. По монгольскому обычаю старший должен отрезать от лопатки количество кусков, равное количеству гостей, и угостить каждого, опять-таки по старшинству. После этого остаток лопатки старший забирает себе, а гости могут приступать к еде без ограничений. В этой традиции, снова-таки, нет дискриминации, а есть лишь глубокая жизненная мудрость – с возрастом зубы человека лучше не становятся, и самому старшему по праву должен достаться самый мягкий кусок…

 

Возможно это продолжение  древних огузских традиции.

 

 

А у казахов почетная доля мясa это не лопатка,а жанбас/сүүж/.

 

 

 

 

ДЕТИ КЮН-ХАНА-САМОГО СТАРШЕГО ИЗ ВСЕХ СЫНОВЕЙ ОГУЗА

1. Кайи, т. е. могущественный (103); [его рода] тамга: онгон - белый сокол (104), доля мяса - правая лопатка (105).

2. Байат, т. е. богатый, полный благодати (106); [его рода] тамга: онгон - белый сокол (107), доля мяса - правая лопатка (108).

3. Алкаравли (109), т. е. в каком бы месте он ни был, всегда удачливый и достигающий благоденствия (110); [его рода] тамга: онгон - белый (111) сокол , доля мяса - правая

лопатка (112).

4. Кара-Ивли (113), т. е. по чернотропу прекрасно ездил (114); [его рода] тамга: онгон - белый сокол (115), доля мяса - правая лопатка (116). [65]

ДЕТИ ВТОРОГО СЫНА АЙ-ХАНА

1. Йазыр (117), т. е. люди многих стран будут на твоей стороне (118); [его рода] тамга: онгон - орел (119), доля мяса - передняя правая лопатка.

2. Догер (Дока) (120), т. е. ради общения (121); [его рода] тамга: онгон - орел (122), доля мяса - передняя правая лопатка.

3. Додурга (123), т. е. завоеватель страны и устанавливающий порядок (124); [его рода] тамга: онгон - орел (125), доля мяса - передняя правая лопатка.

4. Япарлы (126), т. е. великий. Его настоящее имя было Ягма (127).

Когда во время [одного] сожжения он допустил ошибку, [Огуз] был вынужден наказать его. Существовал суровый ветер, который дул со стороны Хитая (Китая). Этот ветер, который именовался Сам (128) Сюйрек , очень беспокоил [людей]. Ему (Ягме) сказали: "Ты садись на месте, откуда дует этот ветер, и перекрой его отдушину. Этим преследовалась цель его гибели и поэтому его и послали туда. [В настоящее время в этой стране туркменов из его рода нет. Они живут только в стране Хитаи] (129). [Его рода] тамга: онгон - орел (130), доля мяса - передняя правая лопатка.

ДЕТИ ТРЕТЬЕГО СЫНА ЮЛДУЗ-ХАНА

1. Авшар, т. е. проворный в деле и страстный охотник (131); [его рода] тамга: онгон - тавшанджил (132), доля мяса-правое бедро.

2. Кызык (133), т. е. сильный, знаток законов и битв (134); [его рода] тамга: онгон тавшанджил (135), доля мяса - правое бедро.

3. Бегдили, т. е. всегда дорог, как слово старших (136); [его рода] тамга: онгон- тавшанджил (137), доля мяса - правое бедро. [66]

4. Каркьш, т. е. имеющий много пищи и утоляющий голод народа (138); [его рода] тамга: онгон - тавшанджил (139), доля мяса - правое бедро.

Племена учок

Трех младших по возрасту братьев Огуз назначил в левое крыло (войск) и дал им имя учок. Иркыл Ходжа дал каждому из них свой лакаб в следующем порядке:

СЫНОВЬЯ ГЕК-ХАНА

1. Байандур (140), т. е. всегда живущий в полном (141) довольствии ; [его рода] тамга: онгон - кречет (142), доля мяса- левое бедро.

2. Беджене (143), т. е. проявляющий ревностное (144) старание ; [его рода] тамга: онгон - кречет (145) доля мяса-левое бедро.

3. Чавулдур (146), т. е. помогающий всякому в его деле, борющийся, беспокойный (147); [его рода] тамга: онгон - кречет (148), доля мяса-левое бедро.

4. Чепни (149), т. е. везде, где есть враг, немедленно вступающий в сраженье (150); [его рода] тамга: онгон - кречет (151), доля мяса - левое бедро.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У монголов самая почетная доля мяса баранини - лопатка баранья и 4 длинные ребра/дал дөрвөн өндөр/. 

 

Про казахов:

 

"... Нужно заметить, что всякий порядочный казах обязан уметь колоть скотину. Как говорят казахи: «Мал соя білмеген адам емес», т.е. не умеющий колоть скотину - не человек. Наука казаху резаку дается долгим опытом; от него требуется тонкое знание анатомии скотины, которая при казахском заколе разбирается по разным костям с принадлежащими к ним комплексами мышц. Не говоря о позвонках, ребрах и прочих частях битой овцы, чтобы дать понятие о казахском заколе достаточно сказать, что четыре ноги овцы дают 12 «джілік» - отдельных трубчатых костей. Каждая из них имеет свое бытовое значение; кости задней ноги - тазовая «джамбас», берцовая - «асықты джілік» и бедровая - «ортан джілік», пользуются почетом и подаются «ақсақалам» (белобородым) и почетным гостям; кости передней ноги - лопатка «джаурын» и предплечевая кость «қары джілік» - составляют блюдо женщин, работников, и неприятных гостей, которым, подавая их, дают знать, что они непрошенные гости."

 

Но, по моему, не только у казахов как исконных скотоводов наиболее ценится мясо на кости с задней ноги, но и у всех других народов.

Вот пример из принятых в современном мире категорий/сортов мяса при забое скота:

 

1 сорт - задняя нога

2 сорт - лопатка и грудинка

3 сорт - шейная часть

 

Поэтому удивительно, что монголы предпочитают менее ценные части туши, при этом не доваривают, едят мясо полусырым и едят его практически без соли.

 

Аналогично и с говядиной:

 

Высший сорт - филей, бедро (задняя нога), спина, оковалок, грудина 

1 сорт - лопатка, шея, плечи, пашина

2 сорт - передняя и задняя голяшка, зарез 

 

 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для полноты картины:

 

 

"... После конины, которой казахи наравне с кумысом приписывают даже целебные свойства, второе место среди казахских кушаний занимает «қой еті» - баранина.

Впрочем, целебным же свойством, по мнению казахов, отличается мясо «ақсарыбас» (бело-желтоголовых овец) и «бозтөбел» (серых овец с пятнами на лбу), если их закласть против болезни во имя Бога, как говорят: «айтып сою».

В казахской жизни трудно найти сколько-нибудь значительного события, в котором казах упустил бы случай полакомиться вкусною бараниною. Закланием барана казах встречает день рождения ребенка, так как роженице, необходимо дать свежее мясо и бульон «қалжа», торжество свое на выборах, приезд гостей, даже утро после тревожной ночи, проведенной в скверном сновидении, требующем заклания «ақсарыбасов» или «бозтөбелов» в защиту от несчастий. Летом, когда центр тяжести продовольствия казаха от мяса и хлеба, составляющих зимнюю пищу кочевников, переносится на молоко, молодая баранина, которая «вкуснее всякого другого мяса» с кумысом, составляет угощение гостей; при этом по обычаю требуется каждой партии гостей зарезать особого ягненка; угощение мясом, хотя бы и свежим, но иного происхождения, считается признаком скупости хозяина и формою обиды гостей. Летом закалывается масса ягнят. В южных уездах, где наиболее уцелело старое гостеприимство, встречаются богатые казахи, закалывающие за лето гостям 200-300 ягнят, что составляет почти 25-30% всего весеннего приплода из стада. Осенью, в период перехода казахов от молочной пищи к зимним запасам мяса и хлеба, казахи на продовольствие «күздік» - осенник, режут старых овец, так как мясо их дает лучший бульон «сорпа».

На «күздік», как и для гостей, которым режут ягнят с пороками, выбирают «айпты қой», «күнәлі қой» - виновных и грешных овец, т.е. таких, которые по старости или по другой причине не могут считаться надежными против предстоящей зимы, ее подножного кормления. Затем овцу режут в конце ноября и в начале декабря на «соғым», т.е. на зимний запас.

В «соғым» выбираются «еркек қой» - лучшие «ту қой», так как при этом имеют в виду получить больше сала, необходимого для смешанного потребления с мясом лошади, в котором преобладает «қаракесек ет» - мясо над салом. Богатые казахи «еркек қоев» палят и из них делают очень вкусные окорока. Баранина употребляется казахами, как и прочее мясо, в вареном виде и в виде «қуырдақ». «Қуырдақом» называется крошенное на подобие «бефстроганов» и в кипящем сале жаренное мясо. Как «қуырдақ», так и вареное мясо «піскен ет» - очень вкусны, что между прочим приписывают казахи тому, что резак (қасапшы), анатомируя тушу овцы, вырезывает все более или менее заметные железы, придающие мясу, оставаясь в нем, мыльный привкус. Нужно заметить, что всякий порядочный казах обязан уметь колоть скотину. Как говорят казахи: «Мал соя білмеген адам емес», т.е. не умеющий колоть скотину - не человек. Наука казаху резаку дается долгим опытом; от него требуется тонкое знание анатомии скотины, которая при казахском заколе разбирается по разным костям с принадлежащими к ним комплексами мышц. Не говоря о позвонках, ребрах и прочих частях битой овцы, чтобы дать понятие о казахском заколе достаточно сказать, что четыре ноги овцы дают 12 «джілік» - отдельных трубчатых костей. Каждая из них имеет свое бытовое значение; кости задней ноги - тазовая «джамбас», берцовая - «асықты джілік» и бедровая - «ортан джілік», пользуются почетом и подаются «ақсақалам» (белобородым) и почетным гостям; кости передней ноги - лопатка «джаурын» и предплечевая кость «қары джілік» - составляют блюдо женщин, работников, и неприятных гостей, которым, подавая их, дают знать, что они непрошенные гости. Свежая баранина идет на приготовление плова, получившего ныне распространение в степи на «түш».

«Түш» называется мелко крошенное мясо, приправленное луком, перцем и сваренное в кишках, в роде вареной колбасы.

Из баранины зимнего закола приготовляют «сүр» - копченое мясо. Внутреннее и курдючное «құйруқ» - сало - «май» идет на приготовление «баурсаков» - хлебных колобков, которые варят в кипяченом сале и употребляют вместо хлеба с чаем. «Құйруқ» сохраняется на весну; на исходе зимнего запаса мяса курдючным салом заправляют «көже» - варево из муки или толченой пшеницы. Овечье сало, как и прочее идет на приготовление казахского мыла «сабын».

 

Козье мясо «ешкі еті» казахами считается самым плохим мясом и составляет пищу бедняков. Никто не позволит себе уважаемого и почетного гостя угостить козьим мясом; закалывая гостям козленка, этим самым дают им знать, что они непрошенные гости. На севере Степных областей, вблизи городов, где гостеприимство стало тягостным обычаем, каждый гость оказывается непрошенным и остается довольным, если ему зарежут даже и козленка.

В виду этого в указанных районах состоятельные казахи держат коз со специальною целью от гостей застраховать козлятами ягнят. Кто не имеет своих коз, тот для гостей покупает козлят у других, так как они дешевле ягнят. Бедные казахи коз режут на «күздік», на «соғым»; зимою состоятельные казахи режут коз ради их сала, из которого отливают «шам» - свечи и делают также «шырақ». 

 

 

Странно, но опять же, у монголоязычных народов конина отвергается, но зато козлятина пользуется большим почетом. К примеру, из нее готовят популярный "боодог" запекая в желудке с раскаленными камнями козье мясо, реже мясо сурка.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не паникуйте, все строго о лопатке.  ;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Казахи любят есть мясо телят и ягнянёк - это не очень понятливо от позиции кочевников.

Кочевники обычно не употребляют молодых одногодовалых животных для пищевой цели. Все таки стадо должно расти.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Телят не едят (КРС в прошлом вообще мало разводили). А про ягнят вы правы, в их поедании и заключался (раньше) весь шик богатой и вольной скотоводческой жизни кочевников. Естественно, что такого не могли себе позволить бедные скотоводческие народы.

 

Об этом в вышеприведенной этнографической записке о казахах:

 

"Летом, когда центр тяжести продовольствия казаха от мяса и хлеба, составляющих зимнюю пищу кочевников, переносится на молоко, молодая баранина, которая «вкуснее всякого другого мяса» с кумысом, составляет угощение гостей; при этом по обычаю требуется каждой партии гостей зарезать особого ягненка; угощение мясом, хотя бы и свежим, но иного происхождения, считается признаком скупости хозяина и формою обиды гостей. Летом закалывается масса ягнят. В южных уездах, где наиболее уцелело старое гостеприимство, встречаются богатые казахи, закалывающие за лето гостям 200-300 ягнят, что составляет почти 25-30% всего весеннего приплода из стада".

 

Селекция, отбор, расчет роста поголовья, болезни, джуты и прочие вопросы были рассчитаны у казахов в прошлом по высшей математике.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Казахи любят есть мясо телят и ягнянёк - это не очень понятливо от позиции кочевников.

Кочевники обычно не употребляют молодых одногодовалых животных для пищевой цели. Все таки стадо должно расти.

 

Слышал,что казахи Казахстана также любят забивать жеребят.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

От кого слышал?  :osman6ue:

 

Оговорюсь, что все что я привожу из этнографических записок касается прошлого казахов, минимум не позднее начала 20 века, то есть до красных советов.

 

Да, мясо ягнят и жеребят считалось изысканным деликатесом и это могли себе позволить у кого было очень много скота. Но богатых скотом казахов раньше было не так мало, поэтому такие люди могли не обижать себя и частенько кайфовали ягнятиной, жеребятиной и саумалом (это практически свежевыдоенное кобылье молоко). Из жеребячьих шкур в старину шили "жарғақ тон" - типа крутых замшевых пуховиков.  :qazaq1:

 

Не зря в народе сохранилась поговорка: "Саумал ішсең қымыз жоқ, байтал мінсең құлын жоқ", что можно перевести как "Если станешь пить саумал, то не увидишь кумыса, если будешь седлать молодую кобылицу по двум годам, то не увидишь жеребят".

 

И как обычно цитата из источника "Огуз-наме":

"По случаю благополучного возвращения в родной юрт Огуз приказал ради такого праздника зарезать 90 тысяч баранов, 900 жеребят и, задав большой пир, он воздвиг золотой дом (шатер, юрту)".

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Quote

Лопатка (далы сёёк). Баранью лопатку у кыргызов не принято оставлять целой — после того как мясо съедено, кость обычно ломают или разрезают ножом.
 

Схожие обычаи у монгол и кыргызов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

31.12.2018 в 15:40, Karaganda сказал:

Чтоб не гадали на лопатке

 

А разве лопатку ломают не после обжигания и гадания? По моему, так делали и наши предки и монголы.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12 часов назад, Steppe Man сказал:

Сүбе кабырга-Сүвээ хавирга очередной монголизм в казахском языке.

 

Мечтать не вредно. 

В казахском языке вообще нет монголизмов. Одни домыслы. А вот в монгольских языках тюркизмов тьма-тьмущая и это ни для кого не секрет.

 

Кстати у нас "сүбе" это не только нежная мякоть с жиром у нижних ребер слева и справа.

"Сүбе" - это еще значение "лучший". Например, я могу сказать "Азбаяр менің сүбе тамырым" (Steppe Man мой лучший друг). :)

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

13 часов назад, Steppe Man сказал:

Сүбе кабырга-Сүвээ хавирга очередной монголизм в казахском языке.

 

Ах так? :D

Вот вам тогда продуктовые тюркизмы в монгольском языке, на вскидку (в скобках казахские оригиналы):

 

жарить – хуурах (қууру)

сухожилие - шандас (шандыр)

трубчатая кость – чөмөг (шүмөк, шүмек)

лучшая часть мяса – цорой (шұрай)

часть, кусок, ломоть – хэсэг (кесек)

мягкая, жирная часть кости – хэм (кемік)

обгладывать, грызть кость – хэмрэх (кеміру)

жилы – тамир (тамыр)

кожица на голове под волосяным покровом, опаленная шкура животного – хуйх (құйқа)

сосать, сосатель - сорогч (сорушы)

мясной бульон - шөл (сөл - мясной сок)

мясо, запеченное в цельной шкуре с раскалеными камнями - боодог (бодық)

мясо, запеченное в шкуре с раскаленными камнями – хоргох (қорық ет)

нарезанное полосами мясо для вяления – харим (қарма)

баурсаки - боорцог (баурсақ)

оладьи - хуймаг (құймақ)

рулет - оромог (орама)

каша, корм - бордоо (бордақ)

сушенное мясо, нарезанное лентами - борц (борша)

шипеть, кворчать, хрустеть – шижигнэх (шыжылдақ)

отдирать мясо от костей – шулах (сылу)

желудок птицы - бэтэг (бөтеге)

варить - буцлах (булау - парить)

пена – хөвх (көбік)

сушить - хагсах (қаңсақ - рассохшийся, иссохшийся)

чистить от кожуры - арчих (аршу)

грудинка – төш (төс, төстік)

разделывать тушу по частям - мөчлөх (мүшелеу)

твердый - хатуу (қатты)

высохшее, застывшее, затвердевшее – хатмал (қатпа)

засыхать, застывать, черстветь, затвердевать – хатах (қату, қатық)

месить - элдэх (илеу)

молоко - сүү (сүт)

сыр из творога, красный творог, вид курта – ээзгий (ежегей)

сгусток свернувшегося, скисшего молока, простокваша – ээрмэг (ірімек)

сушенный молочный продукт – хурууд (құрт)

хлеб - талх (талқан)

отруби – хэвэг (кебек)

ячмень - арвай (арпа)

пшеница - буудай (бидай)

крупа, отруби – зарам (жарма)

порошок - нунтаг (ұнтақ)

водка - архи (арақ)

прозрачный - тунгалаг (тұнық)

чеснок - саримсаг (сарымсақ)

горох - буурцаг (бұршақ)

горох - хорхиног (қорқанақ)

зернышко, крошка, крупинка - дан (дән)

яблоко - алим (алма)

груша - алмард (алмұрт)

гранат - анар (анар)

кунжут - гүнжид (күнжұт)

боярышник - долоно, долоогоно, толно (долана)

черемуха – мойл – мойыл (черемуха)

фрукты - жимс (жеміс)

мед - бал (бал)

сахар – чихэр (шекер)

осетр - бэхэр (бекіре)

лещ – тэвнэ (табан)

щука – цорд (шортан)

щуренок – цурхай (шорағай)

мелкая рыбешка - май (май шабақ)

рябчик - таргалж (тарғақ)

дрофа - тоодог (дуадақ)

поросенок – торой (торай)

кислый, горький – гашуун (ашшы)

вкус - амт (дәм)

есть с удовольствием, смаковать – тамшаах (тамсану)

утолять жажду, голод, желание – ханал (қаным, қану)

печь – пийшин (пеш)

посуда, чаша (аяг)

спичики, сера - хүхэр (күкірт)

горящие угли – цог (шоқ)

поднос - тосвор (тосар)

шумовка, поварешка – халбага (қалақ)

крышка - хавхаг, хавх (қақпақ)

носик чайника, краник - цорго (шұрғы)

большая чаша, миска – цар (шара)

большая плоская чаша – таваг (табақ)

отрыжка - хэхрэг (кекірік)

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

05.07.2019 в 17:46, АксКерБорж сказал:

 

А разве лопатку ломают не после обжигания и гадания? По моему, так делали и наши предки и монголы.

 

Мы же мушелеп варим, лопатка только для домашнего пользования) иногда после варки сразу разрушали и рубили топором, сейчас такого нет, целую лопаточную кость собаки грызут

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 часов назад, Karaganda сказал:

Мы же мушелеп варим, лопатка только для домашнего пользования) 

 

Это у нас так, поели домочадцы, да выбросили собакам или погадали если это нужно (в прошлом).

А вот Момын утверждает, что у вас лопатку дают почетному гостю.

 

10 часов назад, Karaganda сказал:

иногда после варки сразу разрушали и рубили топором, сейчас такого нет, целую лопаточную кость собаки грызут

 

Неправильно рассуждать современными реалиями, сейчас многие традиции и обычаи забыты и не соблюдаются. 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Монгольские поделки из бараньей лопатки.

Молодцы братья монголы! 

3919201452193521.jpg

content_5d21eae863am8hpbqv7lou5gnl.jpg

002.jpg 003.jpg 005.jpg

008.jpg 009.jpg 010.jpg

011.jpg  agal_6521.jpg agal_6534.jpg

agal_6536.jpg agal_6538.jpg  agal_6552.jpg

agal_6557.jpg agal_6570.jpg

4931062643_45db5b64ba.jpg 12509375_938728279553782_272027768924358

B-nVs4ZUEAAdQFN.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

28.12.2018 в 16:02, Steppe Man сказал:

 

Лопатка (далы сёёк). Баранью лопатку у кыргызов не принято оставлять целой — после того как мясо съедено, кость обычно ломают или разрезают ножом.

 

 

Треугольный надрез бараньей лопатки (джаурын) - для гостя и дома:

1.jpg

2.jpg

В качестве оберега подвешивается над порогом:

3.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

26.07.2020 в 17:15, АксКерБорж сказал:

 

Треугольный надрез бараньей лопатки (джаурын) - для гостя и дома:

1.jpg

2.jpg

В качестве оберега подвешивается над порогом:

3.jpg

Это так монголы делают? Интересно у них есть гадание на лопатках?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

31.08.2015 в 14:45, АксКерБорж сказал:

 

Про казахов:

 

"... Нужно заметить, что всякий порядочный казах обязан уметь колоть скотину. Как говорят казахи: «Мал соя білмеген адам емес», т.е. не умеющий колоть скотину - не человек. Наука казаху резаку дается долгим опытом; от него требуется тонкое знание анатомии скотины, которая при казахском заколе разбирается по разным костям с принадлежащими к ним комплексами мышц. Не говоря о позвонках, ребрах и прочих частях битой овцы, чтобы дать понятие о казахском заколе достаточно сказать, что четыре ноги овцы дают 12 «джілік» - отдельных трубчатых костей. Каждая из них имеет свое бытовое значение; кости задней ноги - тазовая «джамбас», берцовая - «асықты джілік» и бедровая - «ортан джілік», пользуются почетом и подаются «ақсақалам» (белобородым) и почетным гостям; кости передней ноги - лопатка «джаурын» и предплечевая кость «қары джілік» - составляют блюдо женщин, работников, и неприятных гостей, которым, подавая их, дают знать, что они непрошенные гости."

 

Это цитата от Букейханова?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Quote

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ

При гадании о счастье и несчастье, наступлении и отступлении, резне и походе каждый раз берут баранью лопатку 557, разламывают ее в огне железным молотком и смотрят трещины на ней, чтобы решить важное дело 558. [Это] похоже на [китайское] гадание на черепашьих панцирях 559.

В Хэй-да ши-люе [сказано] 560: “Что касается их гадания, то [татары] сжигают баранью лопатку и, смотря по благоприятности и неблагоприятности узоров на ней, определяют счастье и бедствие, отказывает или дарует Небо. Этим решается все. [Они] верят в это очень искренне. Называют это „сжигать пи-па"” 561. В Чжун-шу лин Елюй гун шэнь-дао бэй Сун Цзы-чжэня 562 [сказано]: “[Чингис-хан] каждый раз перед выступлением в карательный поход непременно приказывал его превосходительству заранее погадать о счастье и бедствии. Император также сжигал баранью бедренную кость 563, чтобы сличить с ним [результаты]” 564.

“Далны мэргэ” или “Далу шинас” – что сулит хазаро-монгольское гадание на бараньей лопатке?

27981444bc638e08003308e5b95ba19c.jpg

 

 

Об одном из самых древних видов гадания на Международной конференции монголоведения в США рассказал профессор Ишхак Мохаммади.

 
Гадание на бараньей лопатке – одно из самых древних видов гадания. Оно существовало у кочевых племен с давных времен и до сих пор существует в Монголии. По-монгольски его название звучит как “Далны мэргэ”. К слову, монгольское слово “дал” означает “лопатка человека или животного”.

47dd15b8574ba1245890cc4e64ebc743.jpg

На днях в городе Вашингтон ДС, США, прошла 10-я ежегодная Международная конференция монголоведения. Там выступил с очень интересным докладом президент академии Хазарги Балучистана профессор Ишхак Мохаммади. Он хазаро-монгол и своим докладом подтвердил, что у хазаров есть схожее гадание на бараньей лопатке. Его название по-хазарски звучит почти как по-монгольски - “Далу шинас”. “Далу” - это монгольское слово “дал”. К слову, в этой же конференции участвовала преподавательница Ирина Гомбоина с докладом “Опыт перевода Библии на бурятский язык”.

Итак, немного о гадании на бараньей лопатке.

Если баран был отдан на заклание, для гадания берется правая его лопатка, а если животное умерло от болезни или стало жертвой нападения диких зверей, – то левая. По тем особенностям, которыми наделен вышеозначенный предмет гадания, судят о положении или чертах характера хозяина животного. Большая и легкая кость говорит о том, что он богат и умен, тогда как малый размер сообщает о бедности. Если кость толстая, то пастух – настоящий скряга; если тонкая и довольно длинная, – у него плохой характер; а тонкая и тяжелая изобличает в нем лгуна.

31ce6615cfebb2fb99b04fb74b926735.jpg

Для начала лопаточную кость нужно очистить от мяса и вымыть в чистой воде. Затем гадающий окуривает ее дымом от горящих ветвей можжевельника и, держа кость в правой руке, подносит ее к зеркалу. Затем он три или семь раз произносит заклинание: «Йе дхарма» и призывает божеств с просьбой дать точный ответ. После этого лопатку кладут в огонь, не дающий дыма и разведенный вдали от посторонних глаз.

Если при обжигании лопатка издает громкий треск, то это говорит о том, что в доме поселились злые духи. Показателем того, что последние причиняют вред и сеют раздор в семье, служат звуки, напоминающие кудахтанье курицы. Однако, если гребень лопатки быстро отламывается, это означает, что есть возможность устранить все вышеозначенные проблемы при помощи специальных ритуалов.

Лопатка делится на несколько секторов, благодаря чему гадающий может давать довольно подробные предсказания. Они имеют следующие названия: «защитники», «Наги», «враги» и «родственники». Между секторами «защитники» и «родственники» располагаются еще пять зон: «король», «господин», «министр», «сам гадающий» и «слуга». Между ними должно быть расстояние равное ширине одного пальца.

Хорошим признаком служит появление в личном секторе пузырьков, которые не стремятся исчезнуть, – в противном случае оно расценивается как дурное предзнаменование. Трещина в нижней части «области гадающего» дает негативный прогноз на текущий год, а в середине сулит неудачи и огорчения. Зато трещины, расположенные на гребне, говорят о том, что вам не страшны ни враги ни злые духи. Подобное явление, наблюдаемое в зоне лопаточной ямки грозит потерей имущества, а если углубление окажется заполненным, то это сулит хороший достаток. Белый цвет лопатки – знак благоприятных событий в будущем, в то время как появление пепельного оттенка служит недобрым предвестником господства сильных ветров в этом году. Черный цвет предвещает ливни, а желтый – теплую погоду.

Если лопатка буквально испещрена линиями, то это говорит о потере жизненной ориентации или о несчастливом будущем. Вообще, белый цвет линий считается хорошим знаком, черный – плохим, а всевозможные оттенки темного сообщают о той или иной степени негативности событий. Светлые трещины в секторе «защитники» говорят о помощи со стороны последних, черные же указывают на необходимость проведения очищающих ритуалов, совершения подношений огня и благовоний, а также вывешивания молитвенных флагов и обретения раскаяния через молитву.

Когда в черный цвет окрашиваются сектор Нагов или трещины на нем, то следует выполнить ритуал подношения торма этим полубожетсвенным существам вблизи какого-либо источника или на берегу озера. Появление трещины в верхней части сектора «враги» прочит обретение могущества, однако ее почернение является дурным знаком, против которого помогут чтение сутр и практики Белозонтичной Тары Дугкар (gDugs dkar), обладающей способностью устранять препятствия.

Почернение в секторе «родственники» требует проведения ритуалов, отсрочивающих смерть (`chi bslu), и выполнения практик долгой жизни (Tse sgrub). Пространство между зонами «король» и «слуга» исследуют подобным же образом. Поперечные трещины предвещают болезнь, а продольные предупреждают об угрозе стать жертвой грабителей, о краже имущества или говорят о том, что для достижения желанной цели или выполнения задачи потребуется длительное время.

Гадание по бараньей лопатке на будущее. Взять правую лопатку барашка, опустить в котел с кипящей водой и варить до тех пор, пока мясо не отстанет от кости. После этого вынуть баранью лопатку из котла и внимательно рассмотреть. Если: — кость ровного светлого цвета — предвещает благополучие в делах и согласие с собой; — на кости есть трещины — вас подстерегают неудачи, возможны проблемы со здоровьем; — на поверхности много пятен — к тревогам и переживаниям на любовном фронте; — на лопатке заметны вмятины — прибыль в ближайшем будущем; чем больше вмятин, тем значительнее доход; — хорошо заметны поперечные линии — к многочисленным столкновениям с врагами, завистниками и сплетниками; — кость испещрена многочисленными черточками — в скором времени предстоят встречи с самыми разными людьми. Чем сильнее черточки обозначены, тем большую важность для вас будут иметь эти встречи; — лопатка надломилась во время варки — к серьезным проблемам как со здоровьем, так и с материальным положением. Во всех сферах жизни будет наблюдаться тяжелое положение, вполне возможно — смерть.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Quote

В монгольском Иране болезнь ильхана Аргуна (1284–1291), которая в конечном итоге вызвала его кончину, была приписана колдовству, причем причины болезни были выявлены посредством гадания на бараньей лопатке, проведенного шаманами. По-дозрение в колдовстве, что само по себе примечательно, пало на представительницу дома Чингисхана, внучку ильхана Хÿлэ’ÿ, которая была подвергнута пытке и казнена [РСб III 126]. Отсюда видно, что двойс-твенность религиозной ситуации в Монгольской империи проявлялась, помимо прочего, в осмыслении такой важной для человеческого сущес-твования категории опыта, как смерть, которое в полной мере испытало на себе воздействие религиозного «конфликта интерпретаций» между имперским культом Неба и противопоставленным ему, но также и сосуществующим с ним шаманизмом.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...