Jump to content



Guest Хазгууд баатаар

ШАМАНИЗМ

Recommended Posts

 

Н.Л. Жуковская "Ламаизм в Монголии":

 

"... Началом гражданской истории ламаизма в Монголии можно считать встречу Далай-ламы III Соднам-джамцхо с правителем тумэтов Алтан-ханом, состоявшуюся в 1576 году. Во время этой встречи родился титул "Далай-лама", который был начертан на золотой печати, врученной Алтан-ханом тиб. иерарху. В 1588 халхаский хан Абатай построил первый буддийкий монастырь Эрдэнэ-цзу, в 1589 только что родившийся внук Алтан-хана был объявлен "перерожденцем" (монг. - хубилган) умершего годом раньше Соднам-джамцхо, в 1604 его отвезли в Тибет и провозгласили Далай-ламой IV. Уже в кон. 16 - пер. пол. 17 в. в среде монгольских феодалов появляется ряд крупных фигур, носителей дух. звания, сыгравших значит. роль в истории распространения и утверждения Л. в М. Это Нейджитойн (1557-1653); ойратский Зая-пандита Намхай-джамцхо (1593-1662), Джебцзун-дамба-хутухта (1635-1723). Последний в 1691 стал главой ламаистской церкви Монголии и вошел в историю под именем Ундур-гэгэна. "

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
4 минуты назад, АксКерБорж сказал:

в 1589 году внук Алтан-хана был объявлен "перерожденцем" (монг. - хубилган

 

Интересное сходство!

Халх. "хувилгаан" - превратившийся, изменившийся, принявший другой вид, перевоплощенный.

Каз. "құбылған"  - с теми же значенимяи. 

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
24 минуты назад, АксКерБорж сказал:

 

Интересное сходство!

Халх. "хувилгаан" - превратившийся, изменившийся, принявший другой вид, перевоплощенный.

Каз. "құбылған"  - с теми же значенимяи. 

 

Странно. Читал что казахское слово "Құбылу" произошло от слова "Кааба".

Либо прочитанное неверно, либо арабизм проник в монгольский.

Share this post


Link to post
Share on other sites
34 минуты назад, RedTriangle сказал:

Странно. Читал что казахское слово "Құбылу" произошло от слова "Кааба".

Либо прочитанное неверно, либо арабизм проник в монгольский.

 

Жалко что я не знаю вашего предыдущего ника на форуме, хотя некоторые ассоциации на ум приходят. Но не важно.

 

Думаю это не арабизм, не персизм и даже имхо не монголизм у нас.

 

Не хочется глубоко вдаваться в вопрос, я лишь ограничусь кратким сравнением.

Халха-монгольский язык или литературный язык Монголии:

 

Хувилах - превращаться, меняться, принять другой вид.

Хувилгаан - превратившийся, изменившийся, принявший другой вид, перевоплощенный.

Хувилгаан чулуу - камень александрит (с изменяющейся окраской)

Хувилгах - изменять, менять, превращать.


Казахский язык:


Құбыл - меняться, изменяться, принимать иной вид, перевоплощаться, переменяться.

Құбылған - превратившийся, изменившийся, принявший другой вид, перевоплощенный.

Құбылғақ - перевоплощающийся, изменчивый.

Құбылғыш - изменчивый, непостоянный.

Құбылғыштық, құбылмалық - изменчивость.

Құбылма - изменчивый.

Құбыл тас - драг. камень александрит.

Құбылыс - явление, изменение, перемена, видоизменение.

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

Если у монголоязычных народов слово "хувилгаан" приняло в основном религиозный оттенок и применяется в отношении лам, якобы перевоплотившихся в том или ином новорожденном мальчике,

 

то у нас оно несет первоначальный смысл, например, я могу так сказать в отношении вас, ув. RedTriangle, если вы будете часто менять свои слова или мнение, я могу сказать вам что вы флюгер - құбылма. :)

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

Халхаский шаман вертит бедного барана. Зачем? Может хочет швырнуть его подальше? Не знаю. :)

 

DOooiwoWkAM11pn.jpg

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

Еще один современный халхаский шаман.

Есть ли у него врожденные шаманские способности впадать в транс, я не знаю, возможно как обычно это актер на камеры туристов:

 

79b00d98be0a.jpg

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
В 01.12.2017 в 13:02, Rust сказал:

О двух волнах буддизма у монголов не слыхали?

 

Нет, не слыхал.

 

1) У монголоязычных народов была одна волна или единственное принятие буддизма в форме ламаизма в 16 - 17 веках.

И нельзя путать китайскую династию Юань с Монголией и переносить китайский буддизм при династии Юань на монголов!

 

 

2) В мире существуют разновидности буддизма - махаяна (Китай, Корея, Япония), хинаяна и ваджраяна (Тайланд, Лаос, Камбоджа, Мьянма, Вьетнам, Индонезия) и ламаизм (Тибет, Монголия, Внутренняя Монголия, Синьцзян, Калмыкия, Тува, Бурятия):

studybuddhism-types-of-buddhism.jpg?sha=

 

ЛАМАИЗМ - это лишь одно из нескольких течений в буддизме:

 

Главная особенность и отличие ламаизма - это учение о перерождении выс­ших лам. Так, на вершине ламаистской иерархии стоят пан­чен-лама (живой будда Амитаба - властитель рая) и да­лай-лама (земное воплощение бодисатвы Авалокитешвары). Первый считался высшим авторитетом в религиозных де­лах, а далай-ламы были фактически главами власти в Ти­бете в течение последних пяти столетий. Далее следуют хубилганы  из числа настоятелей крупных монастырей и влиятельные ламы, которых считают перевоплощенными в известных своим благочестием монахов.

 

Ламаизм в настоящее время распространен в Тибете, Внутренней Монголии КНР, в Монголии, а также в отдельных районах Непала и Индии.

 

В конце 14 - начале 15 вв. в Тибете образовалась наиболее крупная ламаистская секта Гэлуг-па (так называемые желтошапошники), основанная Цзонкабой (1357 -1419). С 16 в. главы секты Гэлуг-па стали носить титул Далай-ламы.
 

К середине 17 в. 5-му Далай-ламе Агванлобсан-джамцо (1617-1682) и верхушке духовенства удалось подчинить своей власти (духовной и светской) все основные районы Тибета, который таким образом превратился в теократическое государство.

При нем возник институт Панчен-лам - вторых (после Далай-лам) иерархов в ламаизме.
 

В 16-17 вв. ламаизм проник из Тибета во Внутреннюю Монголию (Китай) и в Монголию став там господствующей религией.

На территорию России ламаизм проник 18 в. - к калмыкам, тувинцам и бурятам.

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
4 часа назад, АксКерБорж сказал:

1) У монголоязычных народов была одна волна или единственное принятие буддизма в форме ламаизма в 16 - 17 веках.

В династии Юань был именно тибетский буддизм, но школы Сакьяпа. А в XVI-XVII в.в. монголы приняли тибетский буддизм школы Гелугпа. О религии монголов начиная с XIII в. и до XX в.в. в сборнике трудов ученых-лам:

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
19 часов назад, Ермолаев сказал:

В династии Юань был именно тибетский буддизм, но школы Сакьяпа. А в XVI-XVII в.в. монголы приняли тибетский буддизм школы Гелугпа. О религии монголов начиная с XIII в. и до XX в.в. в сборнике трудов ученых-лам

 

Наверно вы не обратили внимание на п.1) моего поста?

 

1) У монголоязычных народов была одна волна и единственный случай принятия буддизма в форме ламаизма в 16 - 17 веках.

Китайскую династию Юань ни в коем случае нельзя смешивать с Монголией и переносить китайский буддизм при династии Юань на монголов!

 

Это все равно что принятие ислама татарами и кыпчаками Золотой Орды переносить на население позднего Казахского ханства! ;)

Это разные государства, разные народы, разные эпохи, а в нашем случае еще и разные виды буддизма!!!

 

Так что просьба искусственно не удревнять современные монголоязычные народы и их религию. 

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

АКБ - почитайте "Юань ши" и будет Вам счастье. Это источник собственно монголов Юань. Может тогда наконец поймете, что все Ваши якобы доводы и ломаного гроша не стоят.

  • Одобряю 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вы так и не ответили на вопрос, коли юаньские монголы ушли "на западные отроги Алтая" и стали казахами - где у них хотя бы малейшие отголоски буддизма?

Share this post


Link to post
Share on other sites
В 03.12.2017 в 19:34, АксКерБорж сказал:

Еще один современный халхаский шаман.

Есть ли у него врожденные шаманские способности впадать в транс, я не знаю, возможно как обычно это актер на камеры туристов:

79b00d98be0a.jpg

 

Очередной "подкол" монголов?

Share this post


Link to post
Share on other sites
19 часов назад, Rust сказал:

Очередной "подкол" монголов?

 

Сейчас действительно с огнем не сыщешь настоящего шамана независимо от страны и народа. Они ушли в прошлое.

Видимо камлание и интернет несовместимы. ;)

 

19 часов назад, Rust сказал:

АКБ - почитайте "Юань ши" и будет Вам счастье. Это источник собственно монголов Юань. Может тогда наконец поймете, что все Ваши якобы доводы и ломаного гроша не стоят. Вы так и не ответили на вопрос, коли юаньские монголы ушли "на западные отроги Алтая" и стали казахами - где у них хотя бы малейшие отголоски буддизма?

 

Сразу видно что вы не поняли смысла моего поста, а то бы не отсылали бы меня к чтению "Юань ши".

 

Поэтому вынужден повториться - Официальный буддизм китайской династии Юань в Пекине (13 - 14 вв.) это не буддизм монголоязычного населения Халхи и Ордоса (16 - 19 вв.).  Это разные государства, разные народы, разные эпохи, а в нашем случае еще и разные виды буддизма.

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
4 часа назад, АксКерБорж сказал:

Поэтому вынужден повториться - Официальный буддизм китайской династии Юань в Пекине (13 - 14 вв.) это не буддизм монголоязычного населения Халхи и Ордоса (16 - 19 вв.).  Это разные государства, разные народы, разные эпохи, а в нашем случае еще и разные виды буддизма.

Специально для вас напишу еще раз - буддийская письменность, введенная при Хубилае была создана для монгольского языка. 

Вот указ Хубилая:

b2330c983a88.jpg
 

а теперь переведите с казахского этот текст, может что поймете.

И теперь вопрос к главному татароведу-кереитоведу (этот реакция на постоянное склонение кыпчаковедов, в коим отношу себя) — где у казахов отголоски хотя бы того, юаньского буддизма? Есть тексты на пагсба - официальной письменности Юань? А вот халха-монголы использовали пасгба и после Юань. И язык текстов Юань близок именно халха-монгольскому. 

Наверное происки вездесущих писцов-киданей?

Share this post


Link to post
Share on other sites
3 часа назад, Rust сказал:

Специально для вас напишу еще раз - буддийская письменность, введенная при Хубилае была создана для монгольского языка. 

Вот указ Хубилая:

b2330c983a88.jpg
 

а теперь переведите с казахского этот текст, может что поймете.

И теперь вопрос к главному татароведу-кереитоведу (этот реакция на постоянное склонение кыпчаковедов, в коим отношу себя) — где у казахов отголоски хотя бы того, юаньского буддизма? Есть тексты на пагсба - официальной письменности Юань? А вот халха-монголы использовали пасгба и после Юань. И язык текстов Юань близок именно халха-монгольскому. 

Наверное происки вездесущих писцов-киданей?

Вы же прекрасно знаете, что не прочитает АКБ. Также он не прочитает даже стихи алшына Махамбета Утемисова, который жил недавно, в 19 веке и писал на чагатайском и фарси. А вот начитанные узбек/уйгур или иранец в принципе могут прочитать!

  • Одобряю 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
16 часов назад, Rust сказал:

Специально для вас напишу еще раз - буддийская письменность, введенная при Хубилае была создана для монгольского языка. Вот указ Хубилая:

 

Вы опять не поняли моих слов.

 

Вынужден еще раз повториться - Официальный буддизм китайской династии Юань в Пекине (13 - 14 вв.) это не буддизм монголоязычного населения Халхи и Ордоса (16 - 19 вв.).  Это разные государства, разные народы, разные эпохи, а в нашем случае еще и разные виды буддизма.

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
В 07.12.2017 в 01:52, Zake сказал:

Вы же прекрасно знаете, что не прочитает АКБ. Также он не прочитает даже стихи алшына Махамбета Утемисова, который жил недавно, в 19 веке и писал на чагатайском и фарси. А вот начитанные узбек/уйгур или иранец в принципе могут прочитать!

Конечно не прочитает, потому что это монгольский язык. АКБ считает себя потомком юаньских монголов, которые якобы ушли после разгрома за "западные отроги Алтая". Я задаю ему вполне понятные вопросы.

Share this post


Link to post
Share on other sites
22 часа назад, АксКерБорж сказал:

Вы опять не поняли моих слов.

Вынужден еще раз повториться - Официальный буддизм китайской династии Юань в Пекине (13 - 14 вв.) это не буддизм монголоязычного населения Халхи и Ордоса (16 - 19 вв.).  Это разные государства, разные народы, разные эпохи, а в нашем случае еще и разные виды буддизма.

Если честно, то вообще какой то нонсенс. У монголов было несколько волн буддизма. Вы считаете юаньских монголов будущими казахами, так покажите что у вас казахов остались реликты пасгба-письменности или обычаев ЮАНЬСКОГО буддизма. Или вы забыли обычаи своих предков?

Надеюсь понятно пишу?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Какой юаньский монгол.

АКБ  считает себя кериленцем Сибирского ханства .Он даже говорил,что он изначально не имел отношения к термину казах.

Share this post


Link to post
Share on other sites
3 часа назад, Rust сказал:

АКБ считает себя потомком юаньских монголов, которые якобы ушли после разгрома за "западные отроги Алтая".

 

Вы уже читаете мысли? С вас экстрасенс не получится, не угадали. :)

Я никогда не считал себя потомком Кублай-хана, потому что я не торе.

 

3 часа назад, Rust сказал:

У монголов было несколько волн буддизма.

 

Прошу вас не смешивать между собой Кублай-хана с преданными ему представителями татарских и тюркских племен, захвативших в Китае власть и основавших династию Юань, с поздними халхасцами.

Первые в 13 веке вынуждены были принять буддизм окружавшего его местного китайского населения и знати - махаяну.

Вторые в 16-17 веках приняли Тибетский буддизм - ламаизм.

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
18 часов назад, АксКерБорж сказал:

Вы уже читаете мысли? С вас экстрасенс не получится, не угадали. :)

Я никогда не считал себя потомком Кублай-хана, потому что я не торе.

Ого, не вы ли писали, что монголы юань ушли не на север, а в регион Эмиля? Опять лжете? И причем здесь Хубилай-каан, я пишу о юаньских монголах, а не чингисидах. Не передергивайте.

Share this post


Link to post
Share on other sites
18 часов назад, АксКерБорж сказал:

Прошу вас не смешивать между собой Кублай-хана с преданными ему представителями татарских и тюркских племен, захвативших в Китае власть и основавших династию Юань, с поздними халхасцами.

Первые в 13 веке вынуждены были принять буддизм окружавшего его местного китайского населения и знати - махаяну.

Вторые в 16-17 веках приняли Тибетский буддизм - ламаизм.

Ну хорошо, не буду доказывать вам очевидное про империю Юань, почитаете потом на досуге. А теперь покажите нам у кереев реликты буддизма в форме махаяны? Слабо? Или опять будете изворачиваться?

Share this post


Link to post
Share on other sites
6 часов назад, Rust сказал:

Ого, не вы ли писали, что монголы юань ушли не на север, а в регион Эмиля? Опять лжете? 

 

Я писал, что часть их могла уйти назад в коренной юрт на западе Алтая, а часть через Гоби в Халху управлять местным монголоязычным народом, а может даже по их приглашению "Төре қыламын!" (призываем себе в правители).

 

И никаким потомком юаньских татар я себя ни разу не ассоциировал. Вы лжете!

 

7 часов назад, Rust сказал:

И причем здесь Хубилай-каан, я пишу о юаньских монголах, а не чингисидах. Не передергивайте.

 

Если вы об окружении Кублай-хана в Пекине, то они были из разных племен. Были среди них и канглы, и ваши предки кыпчаки, и татарские племена.

 

6 часов назад, Rust сказал:

А теперь покажите нам у кереев реликты буддизма в форме махаяны? Слабо? Или опять будете изворачиваться?

 

Ну как вы не поймете меня!

Вынужден еще и еще раз повториться - Официальный буддизм китайской династии Юань в Пекине (13 - 14 вв.) это не религия монголоязычного населения Халхи и Ордоса (16 - 19 вв.) или тюркских племен Могалистана 15 - 19 вв. 

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

Халхаские шаманы с бубнами:

0aa367340856.jpg
 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

×
×
  • Create New...