Jump to content



Kamal

Кара-калпак - головной убор и этнос

Recommended Posts

 

 

 

Похоже разобрались, что каракалпак, тем более Каракалпак, к черному никого смыслового отношения не имеет, а к шляпе - весьма отдаленное, как скафандр космонавта на костюм.

 

 Все идет от Кара чтобы это ни означало. От Кара же скорее всего идут и кара кипчаки, и кара мангыты, и кара ногаи и т.д. и т.п.

 

Есть народы кара (но не черные) и есть также народы " белые" - Ак. Это  гунны, хазары, угры и многие другие. Даже рус были белые, черные и красные.

 

http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/4564-khunnu-siunnu-gunny-2/page-7#entry142840

АксКерБорж сказал(а) 23 Фев 2013 - 08:29:

'eleri' сказал(а) 23 Фев 2013 - 04:02:

Есть каракалпаки (черношапочники). А есть аккалпаки (белошапочники) - "аккалпакты", так казахи называли кыргызов (Ч.Валиханов).

 

Какое значение имело АК в даных словах?

Мое мнение:

Для древних времен  

- Молодой, для тюркских народов

- Верущий (принявший христианство)- в западном мире.

 

 

Да, во все века были народы Ак, Кара, Сары и т.д., но пока непонятно, является ли "Кара" для всех народов, племен и родов со цветом Кара исторически единым?! От знания этого вопроса наверное прояснится и значение Ак. То что по шапкам делились это наверное уже со средневековья. Непонятно на каких белошапошников-тюрков пошел войною Чингисхан?! Мое предположение -  на мусульман, носивших чалму. Хорезм был мусульманским государством, а население фактически было отюречено, а также "Закат солнца" лично для Чингисхана упирался в Каспийское море (западные границы Хорезма). Его поход западнее этих границ вроде был неудачным.

 

богдо Чингис хан пошел войною на белошапочников (цаган малахайту, тюрки), привел их под свою власть и стал владыкою от востока до заката солнца..." 

 

 

О белошапочниках трудно сказать.

 

В тюркской этнонимике более  известно деление родственных племенных групп  на «белых»  (ак)  и  «черных»  (кара).  Эти  обозначения никак не связаны с антропологическими различиями.  Они  лишь  маркируют структурные подразделения внутри племенных  союзов.  Иногда  возможны  иные цветовые маркеры — «синие»  и  «желтые», «черноголовые (черношапочные)» и «красноголовые». Обозначения со словом сары — шары преобладают среди племен кыпчакской группы —  казахов,  каракалпаков,  киргизов,  алтайцев.  Обозначение  кызыл («красные») преобладает среди туркмен. Первоначально  цветовые  ономастические  маркеры  всегда  парные.  Обособление одного из них и превращение структурного маркера  в  устойчивый  этноним  означает распад  прежней  племенной  общности, рождение  новой  племенной  группировки, цветовые обозначения которой утратили атрибутивную семантику.

 

Кляшторный С. Г., Султанов Т. И. Государства и народы евразийских степей от древности к Новому времени. — СПб.: Петербургское Востоковедение. 2009: 3-е изд. с. 159

   

Распад прежней племенной общности не обязателен, а рождение новой, молодой, племенной группировки и отмечают словом АК, которое впоследствии становится  зрелым, старым и старшим  - кара..

Link to post
Share on other sites

 

 

 

Видимо раннесредневековье, относящееся Восточно-тюркскому каганату, 500-600 лет до Чингисхана. 

 

Где-то так. Все "причиндалы" в этом захоронении - Китай, династия Тан. В вашу датировку вписывается. 

Головные уборы у них белые, поэтому написал.  

Link to post
Share on other sites

О белошапочниках трудно сказать.

 

 

 

В тюркской этнонимике более  известно деление родственных племенных групп  на «белых»  (ак)  и  «черных»  (кара).  Эти  обозначения никак не связаны с антропологическими различиями.  Они  лишь  маркируют структурные подразделения внутри племенных  союзов.  Иногда  возможны  иные цветовые маркеры — «синие»  и  «желтые», «черноголовые (черношапочные)» и «красноголовые». Обозначения со словом сары — шары преобладают среди племен кыпчакской группы —  казахов,  каракалпаков,  киргизов,  алтайцев.  Обозначение  кызыл («красные») преобладает среди туркмен. Первоначально  цветовые  ономастические  маркеры  всегда  парные.  Обособление одного из них и превращение структурного маркера  в  устойчивый  этноним  означает распад  прежней  племенной  общности, рождение  новой  племенной  группировки, цветовые обозначения которой утратили атрибутивную семантику.

 

Кляшторный С. Г., Султанов Т. И. Государства и народы евразийских степей от древности к Новому времени. — СПб.: Петербургское Востоковедение. 2009: 3-е изд. с. 159

   

Распад прежней племенной общности не обязателен, а рождение новой, молодой, племенной группировки и отмечают словом АК, которое впоследствии становится  зрелым, старым и старшим  - кара..

 

Видимо один и тот же народ или группа родственных племен делились территориально, либо по политическим мотивам и т.д.

В случае с шапками цвета скорее всего имеют совсем другой смысл, то есть, означает конкретный цвет головного убора. Поэтому думаю, что Народ черных шапок в источниках не является цветовым маркером какого-либо народа или группы племен, а преобладающее население этих племен носили шапки именно черного цвета. Если Кара-калпаки в 11 веке все же были известны на Востоке, то Черные клобуки как их западные сородичи вполне могли вписаться и в русские летописи. Рашидаддин ведь не называет их черными клобуками точно как указано в Ипатьевской летописи. Также нигде не видел источника о черных малахаях, якобы упоминаемых летописцами Чингисхана (пока не довелось прочитать из первоисточников), но факт в том, что и здесь конкретно о черных клобуках не пишут. То есть, черная шапка в указанные периоды имеет разные переводы и стало быть, что какая-то группа племен преобладающе носила именно черный цвет головного убора, а все источники в свою очередь говорят об одном и том же народе или группе племен.  

Каракалпаки же приняли конкретный этноним по цвету головного убора, другой вопрос - имеют ли они отношение к тем средневековым черношапошникам?! В преданиях народа будто имеют отношение, но научного опровержения нет кроме споров между сторонниками за и против. 

Link to post
Share on other sites

 

 

 

 

Видимо раннесредневековье, относящееся Восточно-тюркскому каганату, 500-600 лет до Чингисхана. 

 

Где-то так. Все "причиндалы" в этом захоронении - Китай, династия Тан. В вашу датировку вписывается. 

Головные уборы у них белые, поэтому написал.  

 

За 500-600 лет вид и цвет головного убора могут претерпеть изменения. Потомки этих белых шапок вполне могли стать сторонниками Чингисхана. 

Link to post
Share on other sites

Это само собой разумеется. 

 

Добавлю, но только к слову о белом цвете одежды:

В те времена во все белое, судя по фрескам и т.д., одевались манихеи. Может есть связь с "белошапочниками", а может и нет.  Я не знаю. 

Link to post
Share on other sites

 

О белошапочниках трудно сказать.

 

 

 

В тюркской этнонимике более  известно деление родственных племенных групп  на «белых»  (ак)  и  «черных»  (кара).  Эти  обозначения никак не связаны с антропологическими различиями.  Они  лишь  маркируют структурные подразделения внутри племенных  союзов.  Иногда  возможны  иные цветовые маркеры — «синие»  и  «желтые», «черноголовые (черношапочные)» и «красноголовые». Обозначения со словом сары — шары преобладают среди племен кыпчакской группы —  казахов,  каракалпаков,  киргизов,  алтайцев.  Обозначение  кызыл («красные») преобладает среди туркмен. Первоначально  цветовые  ономастические  маркеры  всегда  парные.  Обособление одного из них и превращение структурного маркера  в  устойчивый  этноним  означает распад  прежней  племенной  общности, рождение  новой  племенной  группировки, цветовые обозначения которой утратили атрибутивную семантику.

 

Кляшторный С. Г., Султанов Т. И. Государства и народы евразийских степей от древности к Новому времени. — СПб.: Петербургское Востоковедение. 2009: 3-е изд. с. 159

   

Распад прежней племенной общности не обязателен, а рождение новой, молодой, племенной группировки и отмечают словом АК, которое впоследствии становится  зрелым, старым и старшим  - кара..

 

Видимо один и тот же народ или группа родственных племен делились территориально, либо по политическим мотивам и т.д.

 

 

 

Термином aq-oylu у туркмен в эпоху, предшествовавшую русскому завоеванию, а у прикаспийских йомудов, особенно на иранской территории, и значительно позднее, обозначалась выделявшаяся из молодых людей данного племени группа, игравшая особую роль в межплеменных войнах. Aq-oylu поселялись на значительном расстоянии от аулов своего племени, вдоль полосы, отделявшей территорию данного племени от территории его соседей, и несли функции пограничной заставы, в обязанность которой входило наблюдение за соседями и извещение племени о приближающейся военной опасности. В случае нападения aq-oylu являлись передовым заслоном, принимавшим на себя первые удары неприятеля, пока все племя не приводилось в боевую готовность.

Aq-oylu не имели при себе жен и не вели хозяйства, содержась за счет всего рода или племени.

 

Толстов С. П. К истории древнетюркской социальной терминологии//ВДИ 1938 №1(2)

Link to post
Share on other sites

https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Бурханизм

"...Исповедующие бурханизм алтайцы называют свою религию ак јан или сӱт јан — «белой» или «молочной» верой, — в противопоставление «чёрной шаманской вере», а также направлениям тибетского буддизма, часто именуемым по цвету монашеских одежд «жёлтой» (школа Гелуг) и «красной» (школы Ньингма, Сакья, Кагью) верой..."

Link to post
Share on other sites

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Mongol/Lunnij_svet/primtext6.phtml

"...Монголы и ойраты имеют эпитет зебтей, зокистай, зокомчжитая — верный, приличный, потому что они признали Чингиса своим владыкою и были ему преданы. Кроме того, они называются еще дотагаду — внутренний, господствующий народ, между тем как прочие народы, при помощи монголов и ойратов покоренные Чингисом, называются гадагаду — внешние, инородцы или табун енге — пять цветов, вероятно, народы пяти отдельных семейств, рас. (Сличи "Историю вост. монголов" Санан Сецена. С. 70, 94, 138, 296)..."

Link to post
Share on other sites

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/XVIII/1700-1720/Russ_kit_otn_18_v_I/pril13.htm

Цитата

"...Государства и земли, лежащие к югу, суть следующие:

Тергет [калмыки], которые между Волгою и Яиком близ Царицына и Астрахани кочуют (...которые между Волгою и Яиком близ Царицына и Астрахани кочуют. — Слова вставлены переводчиком).

Хара-халбак [каракалпаки], Хасак [Казачья орда] 158.

Цеван-Раптань [джунгарской владелец], Бурут 159, Мангут 160, Бухар 161, Хасал-баши 162, Иркинь или Ерким 163, Хасахар или Хашихар 164, Куче, Аксу, Турамунь 165 и Шаджан, или Энетхе..."

Это традиционное для тех времен написание этнонима каракалпак ?

Link to post
Share on other sites

 

О белошапочниках трудно сказать.

 

 

 

В тюркской этнонимике более  известно деление родственных племенных групп  на «белых»  (ак)  и  «черных»  (кара).  Эти  обозначения никак не связаны с антропологическими различиями.  Они  лишь  маркируют структурные подразделения внутри племенных  союзов.  Иногда  возможны  иные цветовые маркеры — «синие»  и  «желтые», «черноголовые (черношапочные)» и «красноголовые». Обозначения со словом сары — шары преобладают среди племен кыпчакской группы —  казахов,  каракалпаков,  киргизов,  алтайцев.  Обозначение  кызыл («красные») преобладает среди туркмен. Первоначально  цветовые  ономастические  маркеры  всегда  парные.  Обособление одного из них и превращение структурного маркера  в  устойчивый  этноним  означает распад  прежней  племенной  общности, рождение  новой  племенной  группировки, цветовые обозначения которой утратили атрибутивную семантику.

 

Кляшторный С. Г., Султанов Т. И. Государства и народы евразийских степей от древности к Новому времени. — СПб.: Петербургское Востоковедение. 2009: 3-е изд. с. 159

   

Распад прежней племенной общности не обязателен, а рождение новой, молодой, племенной группировки и отмечают словом АК, которое впоследствии становится  зрелым, старым и старшим  - кара..

 

Видимо один и тот же народ или группа родственных племен делились территориально, либо по политическим мотивам и т.д.

В случае с шапками цвета скорее всего имеют совсем другой смысл, то есть, означает конкретный цвет головного убора. Поэтому думаю, что Народ черных шапок в источниках не является цветовым маркером какого-либо народа или группы племен, а преобладающее население этих племен носили шапки именно черного цвета. Если Кара-калпаки в 11 веке все же были известны на Востоке, то Черные клобуки как их западные сородичи вполне могли вписаться и в русские летописи. Рашидаддин ведь не называет их черными клобуками точно как указано в Ипатьевской летописи. Также нигде не видел источника о черных малахаях, якобы упоминаемых летописцами Чингисхана (пока не довелось прочитать из первоисточников), но факт в том, что и здесь конкретно о черных клобуках не пишут. То есть, черная шапка в указанные периоды имеет разные переводы и стало быть, что какая-то группа племен преобладающе носила именно черный цвет головного убора, а все источники в свою очередь говорят об одном и том же народе или группе племен.  

Каракалпаки же приняли конкретный этноним по цвету головного убора, другой вопрос - имеют ли они отношение к тем средневековым черношапошникам?! В преданиях народа будто имеют отношение, но научного опровержения нет кроме споров между сторонниками за и против. 

 

 

 

 

О белошапочниках трудно сказать.

 

 

 

В тюркской этнонимике более  известно деление родственных племенных групп  на «белых»  (ак)  и  «черных»  (кара).  Эти  обозначения никак не связаны с антропологическими различиями.  Они  лишь  маркируют структурные подразделения внутри племенных  союзов.  Иногда  возможны  иные цветовые маркеры — «синие»  и  «желтые», «черноголовые (черношапочные)» и «красноголовые». Обозначения со словом сары — шары преобладают среди племен кыпчакской группы —  казахов,  каракалпаков,  киргизов,  алтайцев.  Обозначение  кызыл («красные») преобладает среди туркмен. Первоначально  цветовые  ономастические  маркеры  всегда  парные.  Обособление одного из них и превращение структурного маркера  в  устойчивый  этноним  означает распад  прежней  племенной  общности, рождение  новой  племенной  группировки, цветовые обозначения которой утратили атрибутивную семантику.

 

Кляшторный С. Г., Султанов Т. И. Государства и народы евразийских степей от древности к Новому времени. — СПб.: Петербургское Востоковедение. 2009: 3-е изд. с. 159

   

Распад прежней племенной общности не обязателен, а рождение новой, молодой, племенной группировки и отмечают словом АК, которое впоследствии становится  зрелым, старым и старшим  - кара..

 

 Если Кара-калпаки в 11 веке все же были известны на Востоке, то Черные клобуки как их западные сородичи вполне могли вписаться и в русские летописи. Рашидаддин ведь не называет их черными клобуками точно как указано в Ипатьевской летописи. 

 

Черных клобуков упоминают русские летописи, но их нет в законах.

В законах есть колбяги (может искаженое колпаки?), но их нет в летописях.

Link to post
Share on other sites

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/XVIII/1700-1720/Russ_kit_otn_18_v_I/pril13.htm

Цитата

"...Государства и земли, лежащие к югу, суть следующие:

Тергет [калмыки], которые между Волгою и Яиком близ Царицына и Астрахани кочуют (...которые между Волгою и Яиком близ Царицына и Астрахани кочуют. — Слова вставлены переводчиком).

Хара-халбак [каракалпаки], Хасак [Казачья орда] 158.

Цеван-Раптань [джунгарской владелец], Бурут 159, Мангут 160, Бухар 161, Хасал-баши 162, Иркинь или Ерким 163, Хасахар или Хашихар 164, Куче, Аксу, Турамунь 165 и Шаджан, или Энетхе..."

Это традиционное для тех времен написание этнонима каракалпак ?

 

Нет, это произношение данного слова на разных языках. Даже в каракалпакском разговорном произносится как "қарағалпақ", по-узбекски "қорақалпоқ", по-туркменски "ғарағылпақ", по-казахски просто "қалпақ"

Link to post
Share on other sites

башгирд

// Черных клобуков упоминают русские летописи, но их нет в законах.

В законах есть колбяги (может искаженое колпаки?), но их нет в летописях.//

 

Колбягов нет в летописях, потому что записано как Черные клобуки. 

В ссылке ув. Туриста есть хара-халбаки и нет каракалпаков. Такая же ситуация.

Link to post
Share on other sites

башгирд

// Черных клобуков упоминают русские летописи, но их нет в законах.

В законах есть колбяги (может искаженое колпаки?), но их нет в летописях.//

 

Колбягов нет в летописях, потому что записано как Черные клобуки. 

В ссылке ув. Туриста есть хара-халбаки и нет каракалпаков. Такая же ситуация.

 

В законах колбяг упоминается 25 раз, причем дважды с добавлением: «крещения не имея».

Российское законодательство X—XX веков. В девяти томах. Т I.  Законодательство  Древней  Руси. Указатель.

 

Хара-халбак и каракалпак довольно близки.

 

А колбягов связывают с некими

 

Kylfingaland   -  Кюлъфингаланд  (от kylfingar  -  кюльфинги)… слово интерпретируется  как hjukolfr,  huskolfr    ’’собрание  людей,  созванных  ударами  колокола”,    название некой  группы  людей  (вероятно,  воинов),  объединенных  единым  занятием,  родом деятельности.  Название отразилось в древнерусском языке в форме ”колбягъ, колбяги” … -   как  обозначение  жителей  (или  самого  города;  колобжега  (Evers  Е. Das alte  Recht  der  Russen.  Heidelberg,  1915,  S.  267-268),  Колывани  (AR,  t.  II,  p.  249) 2)  этническое  -   как  название  финнов,  подвластных Руси  (Briem  В.  Kylfingar.  -   Acta Philologica  Scandinavica,  1929,  vol.  4,  N  1,  p. 40-48; то  же на  рус. яз.:  Изв. АН  СССР, 1929, № 4, с. 277—285;  критический разбор см.: Рыдзевская ЕЛ. Несколько замечаний по  поводу  статьи  В.А.  Брима  ”Колбяги”,  -   Доклады  АН  СССР.  Сер. В,  1930,    8, с.  137-142);

Мельникова Е А Древнескандинавские географические сочинения. с. 209, 210.

 

в хрисовуле 1073 г. впервые упомянуты кулпинги;

варяги, русские, сарацины, франки, кулпинги, болгары упомянуты в актах 1074 и 1079 гг.

Древняя Русь в свете зарубежных источников: Под ред. Е.А. Мельниковой. М.: Логос, 2003 с. 132.

племя кулбак Джагфар тарихы Глава 6.

 

Русские летописи для XIXII веков выделяют следующие группы половцев: …колобичей…Вики Половцы.

 

Правда Русская. Статья 10 (Правда Русская .  2 т. / Под ред. Б.Д. Грекова)

Перевод: При этом варяг или колбяг не приводит свидетелей, но сам идет к присяге.

В комментариях изложено нечто похожее на вышеприведенное, но в академическом стиле, кроме Мрочек-Дроздовский, который «развил мнение Ланге (Архив Калачова, с. 79—80) о колбягах — черных клобуках: клобук, искаженное турецкое слово кулбег—конный воин, перешедшее в польск. kulbaka — седло okulbaczyc — оседлать. Колбяги — все выходцы нз южнорусских степей (Исслед., вып. II, с. 177).»

 

Голубовский П.В. в  дополнении к стр. 150 пишет: « Г. Ланге принимает во внимание объяснение г. Сеньковского, что под словом колбяг (от турецкого слова: куль-бег, военнослужащий), разумели тоже военного наемника, но из половцев, или, может быть, и из других племен турецкого происхождения, кочевавших на юге России. Г. Ланге делает предположение, что колбяги были воины и пользовались поэтому преимуществами. Одни эти лица имели право оправдывать себя от поклепной виры только двумя, а не семью свидетелями. Известно, что половцы носят в летописи иногда эпитет дикие. Г. Ланге противопологает этот термин названию черные, считая, что последний употреблялся для обозначения тюрков подвластных Руси, то есть, поселенных на Поросьи и др. местах. Клобук, по мнению г. Ланге, есть исковерканное куль-бег, так что черный клобук = подвластный военнослужащий. 3 Но против этого можно возразить, что раз в Рус. Правде есть уже термин колбяг, то он в таком же виде должен был существовать и в устах народа. Колбяг действительно м. б. исковерканным куль-бег, но его так исковеркал уже народ. В то время не было такого различия между языком официальным и народным, как позже. Если летопись нигде не упоминает о колбягах, то она не приводит и некоторых других терминов, встречающихся в Рус. Правде. Если же мы припомним известие Туроца о ношении половцами колпаков шерстяных, то название «калпак» с прибавлением кара=черный вполне не представляет ничего странного. Существует же и до сих пор племя кара-калпаков. Русь только перевела это название на свой язык. Термин «дикие» нисколько не противопоставляется в летописи термину «черный»: на это нет фактов. Соглашаясь с мнением г. Ланге, что под именем колбягов разумелись союзнические тюркские племена вообще, что этим термином мог, пожалуй, замениться термин толковин, мы все-таки считаем названия «черный клобук» и «колбяги» за совершенно независимые, самостоятельные: первый термин дан был союзным тюркам на основании внешних признаков, а второй характеризовал их отношения к Руси».

Голубовский П.В. Печенеги, торки и половцы до нашествия татар. с.246.

 

«Заслуживает внимания, что название Черные Клобуки впервые упом. в летописи лишь через 70—80 лет (с 1146 г.) после появления на Руси этих беглецов, которые до того назывались Русскими по их племенным или родовым именам; м. б., только после того, как презрительная кличка была усвоена Половцами, она затем перешла от них и в Русь, уже в русском переводе (Каракалпаки = Черные Шапки, Клобуки)».  Д. Расовский. Печенеги, торки и берендеи на Руси и в Угрии.// Из истории русской культуры. Т. II. Кн. 1. стр.96

 

«Меланхлен – этноним, переведенный на греческий язык, по-видимому, из тюркского языка, ибо только у тюрков есть черные клобуки (каракалпаки), которые объяснили Геродоту свой этноним как черношапочники, но Геродот понял это как чернокафтанник и перевел на греческий как меланхлен».

Д. Расовский. Печенеги, торки и берендеи на Руси и в Угрии

 

при дворе Хорезмшахов всегда было конная гвардия их называли "Қалпақ-сувори" и в конюшне казармы чтобы отличит коней ставили клеймо "қазаяқ таңбасы", и их иногда звали "қазаяқлы қалпақлар". У каракалпаков племя "қазаяқлы" встречается Каракалпакском шежире, в арсе "Қонырат" конфедерация племени Жауынгыр и в арсе "Онтөрт (ол төрт) урыу" конфедерация племени "Қытай" - "Тәнке бөлими". Племя "қазаяқлы" встречается среди современных ногайцев и азербайджанцев." http://www.kazakh.ru/talk/mmess.phtml?idt=109061

Сувари (на каракалпакском (юж.д.), на хорезмском и на узбекском)- всадник (suvori), кавалерист (suvori), конник (suvori). ttp://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/2481-chyornye-klobuki/page-2

Link to post
Share on other sites

Думаю,что каракытай и каракалпак  одно и то же понятие .Я встречал где-то этимология слова кытай ,кидань связана с названием высокой шапки..В монгольских вики -элджигинов (ветвь кунгиратов) относят к киданьям..

Link to post
Share on other sites

http://kniga.seluk.ru/k-istoriya/715892-6-i-literaturanik-paza-istoriyanin-k-a-ans-chinyo-eil-tyu-hak-nauchno-issledova-sk.php

стр.240

"...О происхождении отдельных фамилий можно без особого

труда догадываться. Так, например, Колмаковы и Колпаковы дол-

жны происходить от собственных имен Калмак или Халмак и

Калпак или Халбак. Нетрудно также догадаться, что фамилия

Ахпашевых произошла от имени человека Ахпас, что значит до-

словно «белая голова». Вверх по реке Аскиз раньше был улус

Ахпашевых (Ах пастар аалы). В прежние времена Ах пас (о

разновидностях) как собственное имя было распространенным.

По сообщению С. Е. Малова, например, по реке Чулым находи-

лось село Апкашево .(Акпаш)17

. Многие села или улусы, как

известно, назывались по именам конкретных людей, основавших

данный улус, или по имени их рода, сеока. Собственное имя

Ах пас зафиксировано еще в древней надписи на Енисее,,.."

Link to post
Share on other sites

http://kniga.seluk.ru/k-istoriya/715892-6-i-literaturanik-paza-istoriyanin-k-a-ans-chinyo-eil-tyu-hak-nauchno-issledova-sk.php

стр.240

"...О происхождении отдельных фамилий можно без особого

труда догадываться. Так, например, Колмаковы и Колпаковы дол-

жны происходить от собственных имен Калмак или Халмак и

Калпак или Халбак. Нетрудно также догадаться, что фамилия

Ахпашевых произошла от имени человека Ахпас, что значит до-

словно «белая голова». Вверх по реке Аскиз раньше был улус

Ахпашевых (Ах пастар аалы). В прежние времена Ах пас (о

разновидностях) как собственное имя было распространенным.

По сообщению С. Е. Малова, например, по реке Чулым находи-

лось село Апкашево .(Акпаш)17

. Многие села или улусы, как

известно, назывались по именам конкретных людей, основавших

данный улус, или по имени их рода, сеока. Собственное имя

Ах пас зафиксировано еще в древней надписи на Енисее,,.."

 

Получается художник Каракалпаков Владимир Григорьевич истинный каракалпак. Жалко, что полной биографии нет.

 

http://artru.info/ar/18461/

 

"Киргизец крещенный". Воспитанник Академии Художеств с 1813 г. по 1823 г. Получил в 1822 г. две 2 серебряные медали. (Кондаков)

Link to post
Share on other sites

Думаю,что каракытай и каракалпак  одно и то же понятие .Я встречал где-то этимология слова кытай ,кидань связана с названием высокой шапки..В монгольских вики -элджигинов (ветвь кунгиратов) относят к киданьям..

 

Такая версия тоже есть, основанная на кытаях - лишь одно племя каракалпаков. И если элджигины (ветвь кунгиратов) имеют отношение к каракалпакским конратам, то это уже огромный перевес в пользу этой версии. 

Link to post
Share on other sites

http://www.booksite.ru/fulltext/ocherki1/text.pdf

Стр.216

"... В коллекциях же

Кона есть различные типы головных уборов тувинцев, в том числе «халбак-

торт» (калбак пёрт.— С. В . ) : «Ш апка из черной мерлушки, околыш скроен

с наушниками, спускающимися до подбородка (длина 24 см ), полукруг­

лым налобником и прикрывающим шею позатыльником (ширина 17 см).

Налобник и наушники в теплую погоду заворачиваются кверху и образуют

раздельный околыш. В этом случае концы наушников завязываю тся на

верху шапки, если околыш спущен, наушники в случае надобности завя­

зываются под подбородком, а налобник закрывает лоб. Околыш подшит

коричневой бязью, круглый куполообразный верх — красной бязью. На

макушке четырехугольная заплаточка (зеленая), к середине которой при­

шита шишечка. К позатыльнику пришиты два красных лоскутка с заост­

ренными концами (длина 18 с м ) » 135. В коллекции представлены также

другие варианты шапок этого типа — мужские и женские 136, в том числе

шапка богатых скотоводов «кыш пёрт», обшитая цветным шелком, с со­

больим околышем и двумя красными чесучевыми лентами (длина

43 см)..."

Link to post
Share on other sites

Думаю,что каракытай и каракалпак  одно и то же понятие .Я встречал где-то этимология слова кытай ,кидань связана с названием высокой шапки..В монгольских вики -элджигинов (ветвь кунгиратов) относят к киданьям..

 

Здесь есть данные о численности каракалпаков на 1912-13 гг. О конратах данных нет, зато есть сведения об Арысе Онторт уру, где численность племени Кытай лишь немножко не дотягивает до общей численности Кыпчаков, Кенегесов и Мангытов, состоящих в этом Арысе. 

 

http://pps.kaznu.kz/2/Main/FileShow2/21839/75/1/0/1995//

 

Племя ктай состоит из 12 родов: Численность ктаев, по данным 1912 г. около 25 200 че- ловек"106 .

"Племя кыпшак включает в свой состав 14 родов. Общая численность племени по данным 1912 г., около 9 200 человек"107

"В состав племени кенегес входят 8 родов: Численность их в 1912 - 1913 гг. достигала 8 601 человека;

В состав мангыт 19 родов, разделенных на четыре группы; Общая численность племени мангыт выражалась в цифре 11 791 человек,

 

Рîдо-племенной состав арыс конграт делится на две части шулук и жаунгыр. О численности и расселении родов и племен арыс конграт в XIX - начале XX в. точных данных не имеется, та как значительная часть их расположилась на левом бе- регу Амударьи, в пределах Хивинского ханства, где не проводилось ни переписей, ни статистических обследований109 .

 

 

В связи с этим попробуйте разобраться в этом: Источник, как мне подсказал ув. tatarbi чистой воды фальсификация фактов. Но что-то в этом есть, то есть, есть каракалпаки, есть кытаи из Китая, которые сели на шею оставшимся на Джаике каракалпакам, есть кровожадные мангыты, есть Узбек хан и есть кытаи не принявшие ислам, стало быть - "калмаки", короче, все в кучу. 

 

...В 1374 году джунский бек, поощряемый Мамаем, вновь отказался платить дань Булгару, и Азан послал на изменников бека Марджана. Марджан был потомком Якуба-Елаура. Его прадед Аю казаковал у реки Аю-су, почему и был прозван Аю. В 1311 году он получил смертельные раны возле своей крепости Аксубай, отбивая попытку кытайского племени монгытов захватить Черемшан. Тогда кытаи, пришедшие от границ Чина (China), сбили с Джаика старых ногайцев - каракалпаков, и многие из них переселились в Черемшан и Башкорт, приняли ислам и стали булгарами. Поэтому кыргызы (Kazakhs), запомнив это, называют булгар ногайцами. Другая часть каракалпаков бежала в кыргызские (Kazakhs) земли, где постепенно обосновалась на Туранском море (Aral Sea). Кыпчакские кытаи, захватив часть Джаика, сели на шею оставшимся и прозвали себя ногайцами, ибо боялись, что их лишат этой земли. Будучи темными и ненасытными, монгыты вознамерились нанести ущерб Исламской Державе и захватить ее владения, но были наголову разбиты Аю-беком. К сожалению, доблестный бек, спаситель каракалпаков, скончался в Аксубае от полученных ран. Его сын Хусаин также погиб при хане Узбеке, уничтожая кытайских биев, отказавшихся принять ислам. ...

 

Link to post
Share on other sites

 

 

Похоже разобрались, что каракалпак, тем более Каракалпак, к черному никого смыслового отношения не имеет, а к шляпе - весьма отдаленное, как скафандр космонавта на костюм.

 

 Все идет от Кара чтобы это ни означало. От Кара же скорее всего идут и кара кипчаки, и кара мангыты, и кара ногаи и т.д. и т.п.

 

Есть народы кара (но не черные) и есть также народы " белые" - Ак. Это  гунны, хазары, угры и многие другие. Даже рус были белые, черные и красные.

 

http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/4564-khunnu-siunnu-gunny-2/page-7#entry142840

АксКерБорж сказал(а) 23 Фев 2013 - 08:29:

'eleri' сказал(а) 23 Фев 2013 - 04:02:

Есть каракалпаки (черношапочники). А есть аккалпаки (белошапочники) - "аккалпакты", так казахи называли кыргызов (Ч.Валиханов).

 

Какое значение имело АК в даных словах?

Мое мнение:

Для древних времен  

- Молодой, для тюркских народов

- Верущий (принявший христианство)- в западном мире.

 

 

1. на основе тюркского языка становится понятным почему возникло сочетание смыслов: 

белый - черный (Ак и Кара) соответствует  молодое-старшее(старое) 

 

2. на основе религиозного фактора  белый - черный соответствует христианский или нехристианский народ

http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/5180-%C2%ABbelye%C2%BB-i-%C2%ABchernye%C2%BB-narody/#entry194537

Кара здесь от Карый - старик, племя

 

каракалпак - племя калпак

Аккалпак -молодежь (племени) калпак

 

при дворе Хорезмшахов всегда было конная гвардия их называли  калпак- сувори 

калпак- сувори  не конь же в шляпе

Так колпак в старотюркских языках означает -ШЛЕМ

сувори - всадник

 

калпак-сувори это воин, краткое прозвище - калпак.

Обычно служили родами, за некоторыми это прозвище закрепилось, а позже стали племенем "калпак" - каракалпак

Карапапа́хи (азерб. Qarapapaqlar — буквально: «чёрные папахи»; в Турции более распространено название «терекеме», «тюрк»- араб.)

«терекеме» - прозвище

Тюрк также имеет значение -воин 

 

А воин (синоним мужчина хотя бы 23 февраля) в названиях племен встречается.

Link to post
Share on other sites

1. на основе тюркского языка становится понятным почему возникло сочетание смыслов: 

белый - черный (Ак и Кара) соответствует  молодое-старшее(старое) 

 

2. на основе религиозного фактора  белый - черный соответствует христианский или нехристианский народ

http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/5180-%C2%ABbelye%C2%BB-i-%C2%ABchernye%C2%BB-narody/#entry194537

Кара здесь от Карый - старик, племя

 

каракалпак - племя калпак

Аккалпак -молодежь (племени) калпак

 

при дворе Хорезмшахов всегда было конная гвардия их называли  калпак- сувори 

калпак- сувори  не конь же в шляпе

Так колпак в старотюркских языках означает -ШЛЕМ

сувори - всадник

 

калпак-сувори это воин, краткое прозвище - калпак.

Обычно служили родами, за некоторыми это прозвище закрепилось, а позже стали племенем "калпак" - каракалпак

Карапапа́хи (азерб. Qarapapaqlar — буквально: «чёрные папахи»; в Турции более распространено название «терекеме», «тюрк»- араб.)

«терекеме» - прозвище

Тюрк также имеет значение -воин 

 

В любом случае в основе этноса заложен головной убор. А слово "Кара" (черный) возможно в разное время имело разное значение. Мне также интересно происхождение народа Карапапахи - также в исторических источниках как отдельный народ появляются в 16 веке. Об исторической общности каракалпаков и карапапахов отмечает азербайджанский ученый Н. Мамедов. Привязка скорее всего в сельджукском движении средневековья. Стало быть, уже в средневековье предки каракалпаков и карапапахов осознавали себя как народ происходившим от головного убора в виде прозвища. В 16 веке приняли как этноним в дань далеким предкам в черных калпаках (шлемах).

Link to post
Share on other sites

 

1. на основе тюркского языка становится понятным почему возникло сочетание смыслов: 

белый - черный (Ак и Кара) соответствует  молодое-старшее(старое) 

 

2. на основе религиозного фактора  белый - черный соответствует христианский или нехристианский народ

http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/5180-%C2%ABbelye%C2%BB-i-%C2%ABchernye%C2%BB-narody/#entry194537

Кара здесь от Карый - старик, племя

 

каракалпак - племя калпак

Аккалпак -молодежь (племени) калпак

 

при дворе Хорезмшахов всегда было конная гвардия их называли  калпак- сувори 

калпак- сувори  не конь же в шляпе

Так колпак в старотюркских языках означает -ШЛЕМ

сувори - всадник

 

калпак-сувори это воин, краткое прозвище - калпак.

Обычно служили родами, за некоторыми это прозвище закрепилось, а позже стали племенем "калпак" - каракалпак

Карапапа́хи (азерб. Qarapapaqlar — буквально: «чёрные папахи»; в Турции более распространено название «терекеме», «тюрк»- араб.)

«терекеме» - прозвище

Тюрк также имеет значение -воин 

 

В любом случае в основе этноса заложен головной убор. А слово "Кара" (черный) возможно в разное время имело разное значение. Мне также интересно происхождение народа Карапапахи - также в исторических источниках как отдельный народ появляются в 16 веке. Об исторической общности каракалпаков и карапапахов отмечает азербайджанский ученый Н. Мамедов. Привязка скорее всего в сельджукском движении средневековья. Стало быть, уже в средневековье предки каракалпаков и карапапахов осознавали себя как народ происходившим от головного убора в виде прозвища. В 16 веке приняли как этноним в дань далеким предкам в черных калпаках (шлемах).

 

 О значении  "Кара" в этнонимах см.

http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/5180-%C2%ABbelye%C2%BB-i-%C2%ABchernye%C2%BB-narody/?view=getnewpost

 "Каракалпак" - старые (племя, народ) или древние "колпак".

Link to post
Share on other sites

Каракалпаки на базаре города Турткуля, южная столица ККАССР 1930 год. Сразу бросается в глаза головные уборы темного цвета. В войлочных калпаках почти никого. Поэтому, версия, что Кара-калпак это прозвище данное соседями не актуальна. Калпак (букв. шляпа) и шапка (шогирме, борик, кураш) - разные виды головного убора. Каракалпаки в истории известны с конца 16 века, но самоназвание связано с более древними представлениями о Кара калпаках как о народе.

 

gallery_8583_5_37586.jpg

Link to post
Share on other sites

Вполне может быть, что этимологию слова Каракалпак можно будет найти и в Саукеле.

И. Богословская. Каракалпакские саукеле.

http://folkroom.ru/uploads/media/Saukele__DecorArt-2013-04-2.pdf

Шлемовидные головные уборы (как мужские, так и женские), судя по находкам археологов на территории Горного Алтая (Пазырыкские курганы, плоскогорье Укок) и в Приаралье, скифо-саки носили уже в V–IV веках до н.э. По типологии воинские шлемы пазырыкцев имеют явное сходство с каракалпакскими саукеле. На драхме, датируемой 77–70 годами до н.э., с изображением парфянского царя Синатрука его высокий головной убор обшит тремя рядами бус, как и головной убор каракалпакских женщин, что подтверждает древнее происхождение саукеле и его бытование на территории Средней Азии.

На драхме, датируемой 77–70 годами до н.э., с изображением парфянского царя Синатрука его высокий головной убор обшит тремя рядами бус, как и головной убор каракалпакских женщин, что подтверждает древнее происхождение саукеле и его бытование на территории Средней Азии. Слово «саукеле» встречается в каракалпакском эпосе «Кырк-кыз» («Сорок девушек»). В подобном головном уборе воюет предводительница девушек-амазонок Гулаим. Из греческой мифологии известно, что амазонки «собственноручно выделывали как свои шлемы, так и скреплявшие их под подбородком ремни. Поверх шлема носили фригийский колпак из войлока (пилеус) с наушниками, спускавшимися до плеч, затыльником и с завязками. Эта фригийская шапка часто имела коническую форму. Амазонки украшали ее жемчугом».  Каракалпакские женщины предпочтение отдавали излюбленному ими кораллу, несмотря на его редкость и дороговизну.

Аналогии каракалпакскому головному убору саукеле ученые (С.П. Толстов, А.С. Морозова) находят и в шлемовидном головном уборе царя на одной из хорезмийских монет I века до н.э., в изобразительном материале из Урарту. Подтверждением тому, что войлочный головной убор у народов, населявших Среднюю Азию, является одним из самых древних, доказывают и археологические находки на могильнике Восточного Приаралья Томпакасар (последнее возведено не позднее V–IV веков до н.э. и прекратило свое существование в конце IV–V веков н.э.). Испанский посол при дворе Тимура (Тамерлана) Гонсалес де Клавихо еще в XV веке так описывал головной убор его жены: «На голове, точно шлем из красной ткани, похожий на те, в которых сражаются… этот шлем был очень высок, и на нем было много крупного светлого и круглого жемчуга, много рубинов и бирюзы, и разных других каменьев, очень красиво вставленных…» 

Название «саукеле» состоит из сочетания двух слов: «ша» — царь и «куло» — шапка или «кала» — голова, из этого следует, что головной убор происходил от шлема воина, но впоследствии превратился в свадебный. По предположению М.С. Андреева и О.А. Сухаревой, название этого головного убора происходит от иранского слова «шаh» (царь). Корень «кел» некоторые авторы связывают с иранским «кале» (голова), «кул» – от иранского же названия головного убора «колаh» (шапка), то есть «царская шапка». Созвучное с саукеле словосочетание «сау килен» (здоровая невестка) в тюркских языках также может отражать смысл его названия как головного убора культового или церемониального назначения. Дословный перевод с каракалпакского языка слов «сау» (целая, защищенная) и «келле» (голова) напоминает о связи саукеле с воинским шлемом в древности. Этимологию слова «каракалпак» (в отдельных источниках связывают со словом «карагулпак» — черные пряди волос или с дословным переводом: «кара» — черный и «калпак» — калпак).

На черных полосах нескольких саукеле вышиты ряды элементов в виде тамги, имеющей сходство с изображением на хорезмийской монете II века н.э.11 и с тамгой удельного правителя Кердера. С.П. Толстов полагал, что «ранняя форма хорезмийской тамги (I—III века н.э.) — это сильно схематизированное изображение женской фигуры… со слившимися с ней двумя протомами коней, повернутых головами в сторону»12 . Накосники, прикрепленные к шапочке тумак, украшает вышивка с зооморфными элементами в виде рогов животных. В изделиях народных каракалпакских мастеров часто встречается элемент в виде креста и его варианты. Крестообразные фигуры соотносятся с космогоническими или культово-магическими представлениями жителей Центральной Азии и связаны с символом Солнца. « Солнце, дающее жизнь и плоды жизни, было родственно и культу плодородия»13 . Мотив креста, универсальный символ жизни и смерти, несет защитную функцию.

http://naukarus.com/desyat-karakalpakskih-saukele

Еще одну версию трактовки этого слова (Саукеле) предлагает Э.В. Ртвеладзе, который считает, что название саукеле образовывается от древнехорезмийского или согдийского "сау" (черный) и "кала/келе" (голова). Вероятно, эта версия наряду с другими раскрывает и этимологию слова "каракалпак".

 

 

Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now




×
×
  • Create New...