Перейти к содержанию
Kamal

Кара-калпак - головной убор и этнос

Рекомендуемые сообщения

Ok, если вы не согласны со мной, то тогда попробуем методом проб:

 

Кара (многочисленный, большой) = Каракалпак (много шляп - калпаков) - подходит? Думаю, что нет.

Кара (усиление сопутствующего значения) = Каракалпак (мощный, теплый, плотный, уютный, глубокий и т.д. калпак) - подходит? Думаю, что нет.

Кара (простой, обыкновенный) = Каракалпак (обыкновенный, простой калпак) - походит? Думаю, что нет.

Кара (скверный, нехороший) = Каракалпак (плохой калпак) - подходит? Думаю, что нет.

Кара (древний, основной) = Каракалпак (древняя шляпа - калпак) - подходит? думаю, что нет.

Кара (КРС) = Каракалпак (???) - абсолютно не подходит.

Кара (простолюдин) - Каракалпак (шляпа - калпак для черни?) - Тоже вряд ли.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ok, если вы не согласны со мной, то тогда попробуем методом проб:

 

Кара (многочисленный, большой) = Каракалпак (много шляп - калпаков) - подходит? Думаю, что нет.

Кара (усиление сопутствующего значения) = Каракалпак (мощный, теплый, плотный, уютный, глубокий и т.д. калпак) - подходит? Думаю, что нет.

Кара (простой, обыкновенный) = Каракалпак (обыкновенный, простой калпак) - походит? Думаю, что нет.

Кара (скверный, нехороший) = Каракалпак (плохой калпак) - подходит? Думаю, что нет.

Кара (древний, основной) = Каракалпак (древняя шляпа - калпак) - подходит? думаю, что нет.

Кара (КРС) = Каракалпак (???) - абсолютно не подходит.

Кара (простолюдин) - Каракалпак (шляпа - калпак для черни?) - Тоже вряд ли.

Обозначьте иной подход примерами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хорошо, повторюсь по поводу этнонима "каракалпак" - по отношению к головному убору (калпак) прилагательное "кара" несмотря на массу его значений, могло нести только цветовой смысл.

 

Вот вам пример с близко созвучным названием "каракалмак" - по отношению к этнониму (калмак) прилагательное "кара" несет не цветовой смысл, а иной, например, "многочисленные" или "настоящие" (в отличие от "ак или куба калмаков" - тюркоязычных алтайских телеутов). 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Думаю, каракалпаков назвали каракалпаками именно по цвету головного убора. Казахи называли родственных себе народов аккалпаками (кыргызов) и каракалпаками.ИМХО

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

аккалпак , тогда почему они не аккалпаки а  киргизы ?   от кого тогда откололись  каракалпаки ?  

слово Кара имеет другое значение .

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

«Заслуживает внимания, что название, которые до того назывались Русскими по их племенным или родовым именам; м. б., только после того, как презрительная кличка была усвоена Половцами, она затем перешла от них и в Русь, уже в русском переводе (Каракалпаки = Черные Шапки, Клобуки)». 

Д. Расовский. Печенеги, торки и берендеи на Руси и в Угрии.// Из истории русской культуры. Т. II. Кн. 1. стр.96

 

Половцы считали Торков, Печенегов и Берендеев своими рабами (стр.94), а половцев так считали монголы.

 

Значение слова "КОЛПА" в толковом словаре Даля

…колпак столбун называлась высокая, не острая шапка. племя каракалпаки, по-руски: черношапочники. | колпак, стар. шелом островерхий, с ЯБЛОКОм, репьем; шеломом звали круглый сверху, а шишаком высокий, с шишом (трубкою) и еловцем, значком

http://dal.sci-lib.com/word013476.html

О древней истории каракалпаков говорит М.З. Закиев «Этнические корни татарского народа»:

«Меланхлен – этноним, переведенный на греческий язык, по-видимому, из тюркского языка, ибо только у тюрков есть черные клобуки (каракалпаки), которые объяснили Геродоту свой этноним как черношапочники, но Геродот понял это как чернокафтанник и перевел на греческий как меланхлен».

 

черношапочники - это буквальное значение, а синонима для реального значения у греков видимо не было.

 

Колпак, не клобук. Букв. шапка, а с кара- шлем. Те кара изменяет значимость объекта.

клобук же , по форме и по назначению - подшлемник.

 

А каракалпак -шлем нетрудно перевести в язвительном ударении в кара колпак - черная тюбетейка, как презрительная кличка.

 

Черные Клобуки впервые упом. в летописи лишь через 70—80 лет (с 1146 г.) после появления на Руси

 

Вопрос

А как их называли раньше?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Черные Клобуки впервые упом. в летописи лишь через 70—80 лет (с 1146 г.) после появления на Руси

 

Вопрос

А как их называли раньше?

 

Советские историки (т.н. совки - презрительно) всесторонне рассматривали этот вопрос, так как, родственность современных каракалпаков к древним черношапочникам еще в 19 веке были отмечены некоторыми русскими и европейскими историками. Были сделаны выводы, что каракалпаки, караборки и черные клобуки это один и тот же народ, а при этом прилагательное "Кара" относится именно к цвету головного убора. Племена, называемые народом черных шапок занимали обширную территорию от Приаралья до Днепра, мигрируя волна за волной в связи с военно-политическими обстоятельствами средневековья. Где бы какие бы группы не локализовались, суть названия означала народа в черных головных уборах. Предполагают, что термин каракалпак впервые появился в Приаралье еще в 11 веке. Я отмечал, что при хорезмшахах были Сувари калпаки (конница) и один из военачальников именовался Калпак батыр, Вы подтвердили, что Сувари калпаки в своих конюшнях ставили тамги своих родов среди которых есть тамга рода "Казаяклы", которые встречаются у каракалпаков. ногайцев и азербайджанцев.

 

Кстати, информация о городище "Казаяклы яткан":

 

Привет тууысканлар я тоже Каракалпак из родом казаяклы я живу в Нукусе у меня для вас радостный весть

Археологи Каракалпакии обнаружили в городище Казаяклы-яткан живопись, возраст которой 2200 лет

11:44 08.08.2008

Археологи Каракалпакстана, ведущие раскопки на городище Казаяклы-яткан на западе Узбекистана, датирующемся вторым-первым веком до нашей эры, обнаружили живопись, которая, возможно, является образцом древнейшего изобразительного искусства Центральной Азии.

Более 300 фрагментов уникальной живописи, возраст которой 2200 лет, перенесены в Институт истории, археологии и этнографии Каракалпакстана. По словам ученых, все стены памятника как снаружи, так и изнутри украшены живописью.

Свою помощь каракалпакско-австралийской археологической экспедиции в реставрационных работах уже предложили Институт реставрации министерства культуры России, Галерея Лувра (Париж), направившие своих специалистов.

Ученых мучает вопрос: городище Казаяклы- яткан: памятник или храм? Пока археологи не отвергают ни одну из версии - ответ они смогут получить лишь при окончании исследовательских работ.

8 августа 2008,

 

 

Вообще, краткая история каракалпаков до возникновения народа в черных шапках выглядит следующим образом:

 

Процесс формирования каракалпакского народа из различных пле­мен и народностей древности и средневековья происходил на территории Приаралья и был тесно связан с этногенезом других тюркоязычных наро­дов Средней Азии, в первую очередь казахов и узбеков. Древнейшими из племен, принявших, по всей вероятности, участие в этногенезе кара­калпаков, были жившие у южных берегов Аральского моря в первых ве­ках до нашей эры апасиаки, аугасии, и некоторые другие, входившие в сако-массагетскую конфедерацию племена, упоминаемые древними авто­рами.

Археологические раскопки памятников культуры этих племен, про­водившиеся в последние годы Хорезмской экспедицией Академии наук СССР, позволяют определить своеобразные черты их хозяйственной жиз­ни, некоторые элементы материальной и духовной культуры. Апасиаки занимались земледелием, скотоводством, рыболовством и ремеслами (гон­чарство, кузнечное, ювелирное и др.). Под посевы использовались не только каирные влажные земли дельт Сыр-Дарьи и Аму-Дарьи, но и бо­лее засушливые территории, орошаемые при помощи каналов. Наряду с остатками временных кочевых жилищ археологи обнаружили полуосед- лые сельские поселения апасиаков, укрепленные крепостными стенами городские поселения (Чирик-Рабат, Бабиш-Мулла, Баланды), курганы и величественные погребальные сооружения из сырцового кирпича и пахсы.

Некоторые произведения каракалпакского эпоса (эпическая поэма «Кырк кыз») до сих пор сохранили следы архаических традиций этой от­даленной эпохи — столь характерных для сако-массагетских племен пе­режитков матриархата, древних обычаев их семейно-бытового уклада и верований.

На этнической базе сако-массагетских племен, в результате частичного смешения их с нахлынувшими в нриаральские степи с востока гуннами (конец II в. до н. э.—IV в. н. э.), а затем тюрками (VI—VIII вв.), формирова­лись раннесредневековые народы Приаралья—печенеги и огузы. Доказано, что эти этнонимы имеют преемственную связь с именами древних апасиа- ков и аугасиев (см. стр. 78). Эта преемственность наблюдается в хозяй­стве и культуре аугасиев и огузов при археологическом изучении их горо­дищ, расположенных на побережье Аральского моря, между устьями Сыр-Дарьи и ныне пересохшей Кувандарьи. Подобно тому как сако-массагетские племена были связаны с населением и культурой могуществен­ных государств, возникавших на территории древнего Хорезма (см. стр. 52), так и средневековые огузы и печенеги находились под сильным политическим влиянием Хорезма и воздействием хорезмской цивилиза­ции, сохраняя вместе с тем своеобразие комплексной скотоводческо-рыбо­ловно-земледельческой культуры и полуоседлого образа жизни.

В этногенезе печенегов, по сравнению с огузами, большую роль играли угорские элементы — племена Урала, вошедшие впоследствии в состав башкирского и других народов; язык печенегов был близок к булгарскому и суварскому — древним тюркским языкам и отличался от более развитого тюркского — огузского.

В X в. государство огузов было весьма обширным — на юго-востоке оно граничило с областями Тараза (Джамбул) и Чача (Ташкент), а на западе охватывало часть плато Устюрт и граничило с владениями хазар. Во главе Огузского союза стоял правитель — ябгу, резиденцией кото­рого был г. Янгикент в низовьях Сыр-Дарьи (современные развалины Джанкент близ Казалинска).

Племена печенегов и огузов VIII—XI вв. были той этнической средой, в которой началось формирование собственно каракалпакской народно­сти. Однако огузы, оказав значительное влияние на этногенез каракалпа­ков, в основном вошли в состав туркменского народа.

К государству огузов примыкали владения Печенежского племенного союза; восточные группы составлявших его племен были тесно связаны с огузами, входя даже частично в их государство; до конца IX в. тер­ритория печенегов простиралась от Урала, доходила до Волги и граничила с владениями мадьяров. В начале X в. огузы («узы» или «торки» русских летописей), объединившиеся с хазарами, вытеснили западную часть пече­нежских племен, хлынувших в южнорусские степи. Постепенно печенеги заняли обширные пространства юга Киевской Руси от Хазарского кага­ната до Византии. Оставшиеся на территории Приаралья восточные пече­неги, называемые в исторических источниках «тюркскими» (в отличие от западных — «хазарских»), прочно объединились с огузами и в дальней­ших исторических событиях] неизменно выступали на политической аре­не совместно с «торками» на их стороне, даже в тех случаях, когда послед­ние вступали в борьбу с родственным им западным ответвлением Печенеж­ского союза племен.

Именно эта группа восточных печенегов, связавшая свои судьбы с огу­зами, по мнению современных исследователей (П. П. Иванова, С. П. Тол- стова и др.)> стала основой формирования каракалпакской народности. Предания каракалпаков свидетельствуют о совместной с огузами жизни в областях Приаралья и об участии некоторых групп каракалпаков в гран­диозном сельджукском движении XI в. из бассейна Сыр-Дарьи через Хорезм и Нуратинские горы на юго-запад, в нынешнюю Туркмению, Хорасан и Малую Азию. В материальной культуре и искусстве потомков огузов — туркмен сохранилось много общих черт с каракалпакской культурой.

В XI в. государство огузов подверглось завоеванию многочисленного тюркоязычного народа, выделившегося из среды кимакских племен,— кыпчаков, пришедших из Сибири, с бассейна Иртыша; под натиском кыпчаков (половцев, команов) часть огузов и объединившихся с ними восточ­ных печенегов продвинулась в пределы Киевской Руси и поселилась в бас­сейне р. Рось (приток Днепра). В XII в. впервые появляется в русских летописях в применении к этим поселенцам этноним «каракалпаки» в фор­ме «черные клобуки» — так переводил летописец тюркские слова «кара­калпак», буквально — «черная шапка». «Черные клобуки» вступили в до­говорные отношения с русскими князьями, получив от них пограничные земли для поселения под условием защиты границ Руси от половцев. «Чер­ные клобуки» постоянно упоминаются в летописях; они активно участво­вали в политической жизни Киевской Руси, и, входя в состав ее населения, по выражению летописца, становились «своими» на этой новой для них родине. В том же XII в. этнический термин «каракалпак» появляется и в Приаралье, где он применялся, очевидно, по отношению к оставшимся там восточнопеченежским племенам. В состав Кыпчакского союза, вклю­чавшего в свою территорию бывшие огузские владения, входило племя кара-боркли; этот этноним идентичен названию «каракалпак».

Современные исследователи предполагают, что этноним «каракалпак» («черные клобуки», «кара-боркли») — кыпчакский термин, применявший­ся пришельцами из Прииртышья к огузско-печенежским племенам завое­ванного ими Приаралья и бассейна нижней Сыр-Дарьи и вызванный ти­пом и цветом их головных уборов; от половцев заимствовало этот этноним, по всей вероятности, и население Киевской Руси.

В составе Кыпчакского союза определился не только этноним каракал­паков, но и их язык; они восприняли язык завоевателей — кыпчаков.

 

 

Есть большой соблазн оспорить выводы этих исследований, но контраргументов пока нет. Каракалпакский писатель Толепберген Каипбергенов писал: (вкратце) "...иногда, чтоб иметь представление о конкретном народе в целом, не обязательно изучать каждого человека данного народа в отдельности. Достаточно узнать об одном человеке подробно и делать соответствующие выводы...". Также на примере одного каракалпакского рода "Казаяклы" можно проследить миграцию каракалпакского народа в целом. В добавок род "Улкен борик" - однокоренной с древними караборками род, имеющий отношение к данной теме.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Константин Багрянородный. Об управлении империей

42. Землеописание от Фессалоники[1] до реки Дунай и крепости Белеград[2], до Туркии[3] и Пачинакии[4], до хазарской крепости Саркел[5], до Росии[6] и до Некропил[7] находящихся на море Понт, близ реки Днепр, до Херсона[8] вместе с Боспором[9], в которых находятся крепости Климатов[10]; затем - до озера Меотида[11], называемого из-за его величины также морем, вплоть до крепости по имени Таматарха[12], а к сему - и до Зихии[13], Папагии[14], Касахии[15], Алании[16] и Авасгии[17] - вплоть до крепости Сотириуполь[18] 

 

 

Касоги
Папагия — это страна черкесов, которые жили на южном склоне Кавказа и в средневековых грузинских хрониках именуются Папагами, а их страна — Папагией

 

Папаги и шапки? Не одно ли и то же? или близкое.

Во всяком случае аорсы (предки каракалпаков) были отмечены во многих местах Евразии.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

аккалпак , тогда почему они не аккалпаки а  киргизы ?   от кого тогда откололись  каракалпаки ?  

слово Кара имеет другое значение .

все просто: кыргызы не приняли название аккалпак

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Касоги

Папагия — это страна черкесов, которые жили на южном склоне Кавказа и в средневековых грузинских хрониках именуются Папагами, а их страна — Папагией

 

Папаги и шапки? Не одно ли и то же? или близкое.

Во всяком случае аорсы (предки каракалпаков) были отмечены во многих местах Евразии.

 

Возможно, одно и тоже, сейчас у каракалпаков папахи тоже есть и считаю их поздними модификациями, есть много форм шапок называемыми папахами, их шьют из каракуля.

Обычно я глубинных вопросов не касаюсь и по поводу аорсев считаю, что они предки многих народов. Даже русские в некоторой степени пытаются привязать свой этноним к ним. 

Я только комментирую более менее понятные и известные обычному читателю моменты из истории своего народа, пытаюсь пояснить, что каракалпаки в прошлом не казахи и не узбеки, не ногайцы, не кыргызы, не татары, не туркмены или башкиры, а отдельный народ, выживший среди своих более удачливых соседей.

Например, мы говорили о сувари калпаках, по легенде часть их была направлена в Хазарский каганат по просьбе кагана или момент, когда часть племен Приаралья участвовала в сельджукском движении и т.д. Легенды народа отмечают много этапов, когда из Приаралья в разном направлении выдвигались племена. И поди разберись, кто из них предки современных каракалпаков, да и никто не поверит, если мы всех привяжем только каракалпакам. Все попытки привязать исторические этапы разных исчезнувших в прошлом народов к одному конкретному современному народу - это просто бессмыслица.

Суть данной темы в том, что в средневековье были народы в черных головных уборах, потом все как один исчезают и появляются вновь в 16 веке - это каракалпаки и карапапахи. То есть, два народа приняли свой этноним в честь головного убора и обоих объединяет его цвет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Касоги

Папагия — это страна черкесов, которые жили на южном склоне Кавказа и в средневековых грузинских хрониках именуются Папагами, а их страна — Папагией

 

Папаги и шапки? Не одно ли и то же? или близкое.

Во всяком случае аорсы (предки каракалпаков) были отмечены во многих местах Евразии.

 

 

 

народ принял свой этноним в честь головного убора и обоих объединяет его цвет?

Сомневаюсь, чтобы народ принял название шапок и тем более черных,  как этноним. Тогда должы быть и другие "шапки" -белые, красные, зеленые и тд.

 

Шапки, тюбетейки)))

 

Очень много названий с кара, но редко другие цвета, единичные случаи - кёк, сары. Ак не встречалось.

Но цветов есть и другие значения

Ак -плохой,

Кёк -небесный,

Кара -чистый,

сары -?

 

 

Еще значения

Ак (Аг)–изменение, движение

кара – увеличивает

кызыл - уменьшает

Сары -? 

 

Пэтому зтнонимы с кара могут означать

  чистые- (лучшие?)

  великий (как в случае с карахан)

  Для колпак

шлем- (в значении воин?)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тогда можно вспомнить и о черных и желтых тюргешей, по Гумилеву, первые - предки каракалпаков, вторые - кыргызов. Что означали эти цвета? Почему у кыргызов второе название Аккалпаки? Тут цвета обращены именно к головному убору, то есть различают цвета головных уборов - Белый калпак и Черный калпак.

В любом случае Каракалпак (черная шапка - головной убор) в средневековье был распространенным и объединял разные группы племен. Значение этого термина утратилось в монгольский период. К позднему средневековью, когда монгольская империя распалась и начались новые политические гонки, о древних черных шапках никто уже не вспоминал. Но нашлись племена, лишенные каких-либо политических амбиций, которым ничего не оставалось как вернуться к своим истокам. Если в средневековье "Каракалпак" не имел этнического значения, то в позднем средневековье он стал именно этнонимом. Народ осознанно принял это имя, говоря что они древние тюрки, не принадлежащие монгольскому наследию. Первый собственный хан каракалпаков тоже не принадлежал к клану чингизидов. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тогда можно вспомнить и о черных и желтых тюргешей, по Гумилеву, первые - предки каракалпаков, вторые - кыргызов. Что означали эти цвета? Почему у кыргызов второе название Аккалпаки? Тут цвета обращены именно к головному убору, то есть различают цвета головных уборов - Белый калпак и Черный калпак.

В любом случае Каракалпак (черная шапка - головной убор) в средневековье был распространенным и объединял разные группы племен. Значение этого термина утратилось в монгольский период. К позднему средневековью, когда монгольская империя распалась и начались новые политические гонки, о древних черных шапках никто уже не вспоминал. Но нашлись племена, лишенные каких-либо политических амбиций, которым ничего не оставалось как вернуться к своим истокам. Если в средневековье "Каракалпак" не имел этнического значения, то в позднем средневековье он стал именно этнонимом. Народ осознанно принял это имя, говоря что они древние тюрки, не принадлежащие монгольскому наследию. Первый собственный хан каракалпаков тоже не принадлежал к клану чингизидов. 

(головной убор) в средневековье был распространенным и объединял разные группы племен?

 

Головной убор носили не только  в средневековье, он был распространенным от адама и до сих пор, да и в будущем роль зашиты от солнца, холода, дождя и от удара сохранится. 

И какой особенностью обладала папаха, шапка, что объединял разные группы племен?

 

Последнее свойство, особенно его вариант - шлем, был достаточно значимым, чтобы стать отличительной чертой -обозначением  какой-то группы, а затем стать зтнонимом племени и народа.

Именно так: "в средневековье "Каракалпак" не имел этнического значения, то в позднем средневековье он стал именно этнонимом".

А есть примеры не этнического значения, в раннем средневековье?

 

черных и желтых тюргешей

Цвет означает также стороны света. Может это северные и южные.

Но цвет может означать все что угодно.

Вот руссккие увлеклись Белой, Черной и Красной Русью, мол это западная, южная, северная Русь (восточной - кёк, нет),

А оказалось что это католическая, не католическая (варварская) и просто территория с городом Червень в Беларуси.

 Это взято из анализа таблицы из http://forum.istorichka.ru/cgi-bin/yabb2/YaBB.pl?action=downloadfile;file=Rus_table.rar

 

Так и здесь, весьма маловероятно, чтобы черные (темные) шапки, которые носила хорошая половина населения, стала названием какой группы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я имел в виду, что название "каракалпак" (черные шапки) было распространено на определенные племена как на некую общность, например, те же "черные клобуки" (торки, печенеги, берендеи, ковуи и т.д.) несмотря на то, что все народы мира носят головной убор. Поэтому термин не имел этнического значения, как не имели такое значение в далеком прошлом и "узбеки", и "татары", и "ногайцы".... . Соседние народы применяли эти названия на определенную общность народов, в последующем ставшими разными народами. Даже с кыргызами были трудности в идентификации - кара-кыргызы, кыргыз-казахи, да были еще узбек-казахи (например, сначала была Киргизская АССР), также башкир называли по разному - кроме башкир еще называли эштеками, естеками, то есть почти до 20-го века с самоназваниями народов не было полной определенности. Зато в 20-м веке каракалпаки чуть было не потеряли свой этноним (хотя добрую половину точно "потеряли"), когда происходило НТР - национально-территориальное размежевание народов СА. Благодаря настойчивости своих лидеров-революционеров народ сохранился, хотя уже с 16 века народ четко определил свое самоназвание - стал этносом, тут вопрос о том - быть Каракалпакской Автономии в составе СССР или нет вообще не должен был обсуждаться. Потому я и говорю, что название "каракалпак" в отличие от средневековья, в 16 веке имело этническую значимость.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 название "каракалпак" в отличие от средневековья, в 16 веке имело этническую значимость.

Согласен, но не смысле черный, плохой.

А ранее что было? Названия с Луны не падают.

 

Например, известны "черные болгары" в 10 веке, а в 8 веке была Великая Болгария. То и другое можно перевести как кара болгар и Караболгар. В первом случае кара имеет самостоятельное значение - черный, а во втором кара выполняет роль приставки.

Так как правильно:

Кара калпак или Каракалпак?

Это по смыслу, а не по написанию.

Писать могут, особенно сейчас, одинаково.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так как правильно:

 

 

Кара калпак или Каракалпак?

Это по смыслу, а не по написанию.

Писать могут, особенно сейчас, одинаково.

 

 

В названии темы указано - Кара-калпак (черная шапка), поэтому и тема открыта именно на форуме "искусство народов...". В этническом смысле - Каракалпак (без перевода). То есть, многие любят называть каракалпаков просто "калпаками" что в корне неправильно и обидно. Но многие же не придают этому никакого значения и удивляются когда каракалпаки их поправляют. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Так как правильно:

 

 

Кара калпак или Каракалпак?

Это по смыслу, а не по написанию.

Писать могут, особенно сейчас, одинаково.

 

 

В названии темы указано - Кара-калпак (черная шапка), поэтому и тема открыта именно на форуме "искусство народов...". В этническом смысле - Каракалпак (без перевода). То есть, многие любят называть каракалпаков просто "калпаками" что в корне неправильно и обидно. Но многие же не придают этому никакого значения и удивляются когда каракалпаки их поправляют. 

 

Похоже разобрались, что каракалпак, тем более Каракалпак, к черному никого смыслового отношения не имеет, а к шляпе - весьма отдаленное, как скафандр космонавта на костюм.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Именно так, нынче Каракалпак это этнос без каких-либо мудреных смыслов. Древнее понятие "Кара-калпаки" локализовалось как этнос только в отдельном народе, а кара-калпак (буквально черная шляпа, а не шапка) стал символом. Также происходило с "булгарами", "монголами", "татарами", "узбеками", "ногайцами" и прочими названиями, которые стали самоназваниями отдельных народов, хотя многие из ныне существующих народов имеют к ним прямое отношение. Но у них в отличие от каракалпаков нет символов, так как, нечем отождествлять. Даже по Узбеку и Ногаю мнения разные, кто-то отождествляет самоназвание народов с этими именами, а многие оспаривают.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Похоже разобрались, что каракалпак, тем более Каракалпак, к черному никого смыслового отношения не имеет, а к шляпе - весьма отдаленное, как скафандр космонавта на костюм.

 

Вроде разобрались, но несовсем. В свете разных версии, в том числе о калмакском происхождении каракалпаков - вопрос все еще открыт.

Вы все время говорите об арифметике в цветах. В связи с этим я наткнулся на шежире самаркандских каракалпаков, где родоначальником является Кара, если точнее, такое шежире: Кара-Жайыл-Конрат-Тийекли и далее. При этом автор этого шежире называет себя Кара конратом и добавляет, что он из каракалпаков. В этом я подозреваю лишь одно, что автор является не кем иным, а потомком "пропавших" каракалпаков, то есть, Верхних. В других областях РУЗ все еще есть каракалпаки, но уже обузбеченные, поэтому найти их очень трудно. Как мне хотелось пообщаться хотя бы с одним из них. Меня интересует это шежире. У узбеков само собой разумеется такого шежире нет, у кыргызов и казахов также нет. А у нас есть начиная с Конрат-Тийекли и далее, а уран при этом тот самый Жайыл хан. Если проанализировать, то Кара - в середине 19 века, когда образовалось шежире хивинских каракалпаков мы уже были каракалпаками, Жайыл - превратился в уран конратов, далее все сходится. Поэтому я склонен считать, что указанное самаркандцем шежире и есть первоначальное шежире каракалпаков. Все идет от Кара чтобы это ни означало. От Кара же скорее всего идут и кара кипчаки, и кара мангыты, и кара ногаи и т.д. и т.п.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не знаю в тему ли :

http://www.vostlit.i...vet/text6.phtml

"...С 2157 года от перерождения Бурхана бакши (т. е. 1196 года по Р. X.) 6 начинается время суту богдо Чингис хана: тогда развился его ум и мудрость, и распространилось его могущество и слава во всех десяти странах. Сделавшись украшением главы верных Сорока (дечин), Четырех чуждых (дербен хари) [Название табун енге (пять цветов) дано существам четырех стран, сделавшимся данниками Чингис хана; зебтей дечин (верных сорок) — суть монголы; дербен хари (четыре чуждые) — суть дербен ойраты. Между дербен ойратами первый (тюмен составляло поколение) елет, которое впоследствии поспешно удалилось от ойратов, когда шара шума (?) привел их в расстройство. Раши кумунгский Унзат Алдар габцо в своей летописи пишет, что елеты ушли к хазалбашам (персам). Второй (тюмен составляли поколения) хойт и батут; третий (тюмен составляли поколения) баргу и бурят; четвертый (тюмен составляли поколения) дербет, зюнгар, хошут и тюмет хоюр. Торгуты, хотя и желали быть опорою (быть во главе) дербен ойратов, но никак не могли их подчинить себе] (В квадратных скобках — пояснения автора сочинения Батур Убаши Тюменя), пяти цветных (табун енге) 7 многих языков (народов), доставив им довольство и спокойствие, распространив и упрочив правление и религию, богдо Чингис хан пошел войною на белошапочников (цаган малахайту, тюрки), привел их под свою власть и стал владыкою от востока до заката солнца..."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Похоже разобрались, что каракалпак, тем более Каракалпак, к черному никого смыслового отношения не имеет, а к шляпе - весьма отдаленное, как скафандр космонавта на костюм.

 

 Все идет от Кара чтобы это ни означало. От Кара же скорее всего идут и кара кипчаки, и кара мангыты, и кара ногаи и т.д. и т.п.

 

Есть народы кара (но не черные) и есть также народы " белые" - Ак. Это  гунны, хазары, угры и многие другие. Даже рус были белые, черные и красные.

 

http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/4564-khunnu-siunnu-gunny-2/page-7#entry142840

АксКерБорж сказал(а) 23 Фев 2013 - 08:29:

'eleri' сказал(а) 23 Фев 2013 - 04:02:

Есть каракалпаки (черношапочники). А есть аккалпаки (белошапочники) - "аккалпакты", так казахи называли кыргызов (Ч.Валиханов).

 

Какое значение имело АК в даных словах?

Мое мнение:

Для древних времен  

- Молодой, для тюркских народов

- Верущий (принявший христианство)- в западном мире.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Похоже разобрались, что каракалпак, тем более Каракалпак, к черному никого смыслового отношения не имеет, а к шляпе - весьма отдаленное, как скафандр космонавта на костюм.

 

 Все идет от Кара чтобы это ни означало. От Кара же скорее всего идут и кара кипчаки, и кара мангыты, и кара ногаи и т.д. и т.п.

 

Есть народы кара (но не черные) и есть также народы " белые" - Ак. Это  гунны, хазары, угры и многие другие. Даже рус были белые, черные и красные.

 

http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/4564-khunnu-siunnu-gunny-2/page-7#entry142840

АксКерБорж сказал(а) 23 Фев 2013 - 08:29:

'eleri' сказал(а) 23 Фев 2013 - 04:02:

Есть каракалпаки (черношапочники). А есть аккалпаки (белошапочники) - "аккалпакты", так казахи называли кыргызов (Ч.Валиханов).

 

Какое значение имело АК в даных словах?

Мое мнение:

Для древних времен  

- Молодой, для тюркских народов

- Верущий (принявший христианство)- в западном мире.

 

 

Да, во все века были народы Ак, Кара, Сары и т.д., но пока непонятно, является ли "Кара" для всех народов, племен и родов со цветом Кара исторически единым?! От знания этого вопроса наверное прояснится и значение Ак. То что по шапкам делились это наверное уже со средневековья. Непонятно на каких белошапошников-тюрков пошел войною Чингисхан?! Мое предположение -  на мусульман, носивших чалму. Хорезм был мусульманским государством, а население фактически было отюречено, а также "Закат солнца" лично для Чингисхана упирался в Каспийское море (западные границы Хорезма). Его поход западнее этих границ вроде был неудачным.

 

богдо Чингис хан пошел войною на белошапочников (цаган малахайту, тюрки), привел их под свою власть и стал владыкою от востока до заката солнца..." 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Интересн.инфа про уйгуров :

http://mongoloved.ru...d=10&Itemid=110

Этнолингвистическая карта монголов северо-западного Китая....

"...Кроме того, экспедиционной группе удалось побывать в местности Шар тала (90 км от города Увэй провинции Ганьсу), где проживают шира югуры, говорящие на монгольском, тюркском и китайском языках. Шира югуры делятся на два народа, одних называют шира югуры (желтые уйгуры), а других – хара югуры (черные уйгуры). Разница заключается в том, что «желтые» югуры говорят на одном из древних монгольских языков, а «черные» – на одном из древних тюркских языков. «Черные» югуры не согласны с тем, что их так называют, они считают, что это искусственно придуманные названия. Сами себя они считают также «шира югурами», или «сарыг югурами». Важно отметить, что оба народа исповедуют буддизм, а общаются между собой на китайском языке. У них нет собственной письменности, для собственных нужд используют китайское письмо. По их собственным подсчетам, югуров, говорящих на монгольском языке, около 4-5 тысяч, а тюркоязычных – около 5-6 тысяч человек..."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это статуэтки из гробницы Майхан-уул. Захоронение знатного тюрка, и там были вот эти статуэтки, изображающие тюрков. Обратите внимание на головные уборы. 

 

8-048.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это статуэтки из гробницы Майхан-уул. Захоронение знатного тюрка, и там были вот эти статуэтки, изображающие тюрков. Обратите внимание на головные уборы. 

 

8-048.jpg

 

Видимо раннесредневековье, относящееся Восточно-тюркскому каганату, 500-600 лет до Чингисхана. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...