Jump to content



АксКерБорж

Калмаки-тюрки в 14-16 веках в Восточном Дешти-Кипчаке

Recommended Posts

Алаша-хан --- легендарная личность или мифическая.

 

Насчет "алаш" - мое мнение это слово просто означает "братья" и союзники.

Шесть племена включились в союз и назывались "шесть братьев" - "алды алаш". (алты алаш).

 

агалаш -> алаш - братья, братство и союз.

Ваша версия агалаш-алаш интересная. Но как объясните имя Алаша-хана? Агалаша-хан?

Link to comment
Share on other sites

 

каракалпаки и алтайцы.

Это совсем неправильно.

Кара-калмаки и ак-калмаки относится именно ойротам и я считаю что это связан с цветом одежды в первую очередь. (Была такая вещь в монгольских улусах как "дресс код").

 

И потом каракалпаки наверное приняли ислам даже более ранее чем казахи как я думаю.

 

Приняли ислам в конце 16 века, по легендам и преданиям ислам у них проповедовали Сунак-ата и его кузен, а также еще несколько человек, во времена хана тауке или таукеля.

Link to comment
Share on other sites

Импровизация или скорее интерпретация карагандинского историка  , наводят на мысль что истина где то рядом ,за исключением конечно бредовой на мой взгляд версий об Алаше хане .

http://articlekz.com/article/4592

Link to comment
Share on other sites

 

каракалпаки и алтайцы.

Это совсем неправильно.

Кара-калмаки и ак-калмаки относится именно ойротам и я считаю что это связан с цветом одежды в первую очередь. (Была такая вещь в монгольских улусах как "дресс код").

 

И потом каракалпаки наверное приняли ислам даже более ранее чем казахи как я думаю.

 

Уважаемый enhd! вы неправильно думаете и это факт. потому что Жанибек хана и Керей хана настоящие имена Абусайд и Ахмад это вам должно о чем та говорить? и они одни из наследников Золотой Орды а в орде государственной религией был ислам со времен Узбек хана. так что про то что мол казахи только недавно приняли ислам это ваши домыслы  необоснованные фактами.

Link to comment
Share on other sites

каракалпаки и алтайцы.

Кара калмак или кара калпаки-монголоязычные калмаки т.е. черные,черные татары по Мен Хуну,

Ак калмак-тюркоязычные калмаки.т.е белые или дикие татары по Мен Хуну.кстати  в ГА есть местность "Онгудай".

Link to comment
Share on other sites

Ак калмаками называли тюркоязычных алтайцев а не ойратов

Тюркоязычные алтайцы - есть ойроты!

Link to comment
Share on other sites

1. Расселение алтайцев  

 

Алтайцы — народ, возрожденный к жизни советской властью. Великая Октябрьская социалистическая революция освободила алтайцев от цепей рабства и разбудила их народные силы, томившиеся в течение многих веков то под гнетом различных азиатских ханов, то под игом царизма. В результате практического осуществления ленинско-сталинской национальной политики алтайцы в своей основной массе были выделены в 1922 г. в Ойротскую автономную область, которая в 1948 г. была переименована в Горно-Алтайскую автономную область.

Алтайцы обитают в горах Русского Алтая. Они сложились в настоящее время в единую народность, строящую и развивающую социалистическую культуру.

Ленинско-сталинская национальная политика вывела алтайцев из состояния нищеты, невежества и бесправия на путь социалистического переустройства жизни. Всесоюзная Коммунистическая партия (большевиков) и правительство Советского Союза, великий русский народ оказывают алтайцам постоянно и систематически большую практическую помощь в ликвидации их многовековой экономической, культурной и политической отсталости. Теперь среди алтайцев безраздельно господствует социалистический строй и основой народного хозяйства является социалистическое животноводство.

До революции тюркоязычные племена Алтая (включая Кузнецкий Алатау) не имели общего самоназвания, как не имели и единого языка. Они не представляли собой единой народности. В этнографической литературе эти племена обычно объединяли под общим именем «алтайцы». Они распадались на ряд племенных и территориальных групп, говоривших на диалектах двух алтайских тюркских языков. Расселение их на территории Алтая осталось неизмененным до наших дней.

1. Собственно алтайцы, или алтай-кижи, обитают по долинам рек Катуни, Урсула, Семы, Маймы, Чарыша, Кана, Песчаной и др. Большинство этих племен сосредоточено в Онгудайском, Усть-Кан-ском, Усть-Коксинском, Шебалинском, Эликмонарском и Майминском аймаках Горно-Алтайской области. Еще в первой половине XVIII в. их кочевья распространялись на долины рек бассейна Иртыша: Бухтармы, Нарыма и Курчума, а часть их ежегодно на зиму переходила на левый берег Иртыша и кочевала по его притоку Аблайкетке.

2. Теленгиты живут по долинам рек Чуй и Аргута.

3. Те лесы расселены по долинам рек Чулышмана, Башкауса и его притока Улагана.

1. Расселение алтайцев  
 

Наименование «телес» относится преимущественно к населению долины Чулышмана, а жители Башкауса именуются

Типы «алтай-кижи», или собственно алтайцев.

термином «улан». Телесы отдельными группами встречаются на р. Чуе у теленгитов и в бассейне Урсула.

4. Тубалары живут по рекам Большой и Малой Ише, Сары-Кокше, Кара-Кокше, Пыже и Уйменю в Чойском и Турочакском аймаках.

5. Челканцы (шелганы, или лебединцы) населяют долину р. Лебеди и преимущественно ее притока Байгола в Турочакском аймаке.

6. Кумандинцы расселены по р. Бии в Турочакском аймаке. Большинство их живет по этой же реке в Старо-Бардинском и частично Солтонском районах Алтайского края.

7. Тел еу ты обитают по р. Черге и долинам других мелких рек в Шебалинском и в Майминском аймаках Горно-Алтайской области. Большинство же их сосредоточено по рекам Большой и Малый Бо-чат в Беловском районе Кемеровской области. Часть телеутов, почти совершенно обрусевших, живет и в Чумышском районе Алтайского края по р. Чумышу.

8. Шорцы населяют бассейны рек Кондомы и Мрассы, а гакже верхнее течение р. Томи в Кузнецком Алатау. В административном отношении эта группа алтайцев входит в состав Кемеровской области. Небольшое количество их проживает в Чойском и Турочакском аймаках,

Теленгиты.

Телесы, или улаганцы.

Тубалары.

где они до недавнего времени были известны как сеок (буквально — «кость»), т. е. род, Шор, или Чор.

Тубаларов, кумандинцев, челканцев и шорцев принято называть общим именем «северные алтайцы».

В русских официальных документах XVII и XVIII вв. и в описаниях путешественников XIX в. алтайцы выступают под названиями «горные калмыки», или «порубежные калмыки», даже «алтайские, или бийские,

Челка нец.

калмыки», а чаще всего, особенно телеуты, под именем «белые калмыки», в отличие от джунгаров, или «черных калмыков». Название «калмыки» было совершенно неправильно приписано алтайцам русской администрацией в XVII в., видимо, на основании внешнего физического сходства в типе алтайцев с калмыками и сходства в кочевом образе их жизни. Отождествлять алтайцев с калмыками никак нельзя, ибо калмыки — это западные монголы и говорят они на монгольском языке, в отличие от алтайцев — тюрков, говорящих на тюркских языках.

1. Расселение алтайцев

 

. Правда, некоторое время алтайцы официально именовались ойротами, но по этому поводу необходимо заметить, во-первых, что термин «ойрот» применялся к алтайцам неправильно, исторически необоснованно и, во-вторых, что в широких массах алтайцев термин «ойрот» как этническое наименование не привился. Этот термин неправилен по отношению к алтайцам потому, что он представляет собой алтайское произношение термина «ойрат», настоящее значение которого — западный монгол, или калмык. Ойраты — это западная ветвь монгольского племени, т. е. западные монголы, или калмыки, которые в первой половине XVII в. ушли из районов Алтая в низовья Волги, где и стали известны под названиями

Телеут.

«волжские калмыки» и «астраханские калмыки». Часть их живет в Восточном Туркестане и в западной Монголии (торгоуты, дербеты и др.).

Термин «ойрат» известен в литературе с XII в. Так тогда назывались лесные охотничьи племена Саянского нагорья, говорившие на монгольском языке. После распада монгольской империи Чингис-хана и ликвидации владычества монголов в Китае (1368) монголы делились на восточных, или просто монголов, и западных, называвшихся ойратами. С этого времени термин «ойрат» окончательно закрепился за западными монголами. Тюркское население, сталкивавшееся с ойратами, дало последним наименование «калмак», или «калмык», которое вошло в русскую историческую и официальную литературу. Таким образом слова «ойрат» и «калмык» получили одинаковое значение.

Из всего сказанного видно коренное различие между монголоязыч-ными ойратами — калмыками и тюркоязычными — алтайцами, а также полная необоснованность применения термина «ойрот» к алтайцам. Правда, в XVII в. и в первой половине XVIII в. алтайцы входили в состав Ойратского, или Джунгарского, государства, но они не являлись его органической частью, а были в нем на положении зависимых и угнетенных племен. Однако этот факт нахождения алтайцев в политической и экономической зависимости от ойратских ханов не дает основания называть алтайцев ойратами, или ойротами.

Следует сделать еще замечание по поводу терминов «белые калмыки», которым в XVII и XVIII вв. называли телеутов, и «черные калмыки», который применяли к настоящим калмыкам, или джунгарам. Это различие в наименовании калмыков привлекло внимание еще ученых XVIII в. Из них Г. Миллер склонен был объяснить это различие цветом лица и различием языка. Георги полагал, что телеуты получили название «белые калмыки» оттого, что они жили вблизи гор, покрытых вечным снегом, а Григорий Спасский думал, что это название «придано им для отличия их между собой, либо от образа их жизни и преимущественной верности России одних перед другими: ибо первые (т.е. белые калмыки, — Л. П.) имели постоянные жилища и платили исправно ясак, а последние вели кочевую жизнь и частыми набегами обеспокоивали как русские селенья так и самих белых калмыков». Миллер был прав. Кроме очевидного различия в физическом типе телеутов, у которых монголоидные черты выявлены слабо, что было отмечено нашими соотечественниками уже в XVII в., тогда же была ясна разница и в языке тюркоязычных телеутов и монголоязычных калмыков. В одном из русских документов первой половины XVII в. из собрания Миллера говорится, как служилые люди и их толмачи перекликались с подданными телеутского князя Абака «черных калмыков языком» и «белых калмыков языком».

Возвращаясь к вопросу о различных наименованиях племен Алтая, следует указать, что северных алтайцев в дореволюционной литературе называли еще черневыми татарами. Исключение составляли шорцы, которых называли либо кузнецкими татарами, либо мрасскими и кон-домскими татарами по наименованию рек Мрассы и Кондомы, в бассейне которых шорцы обитали. Теленгитов называли в XVIII в. еще урянхайцами, либо урянхайскими калмыками, что совершенно неправильно. Их называли также и чуйцами, по имени р. Чуй, где они расселены.

http://www.altaj.ru/rasselenie_altajcev?page=0%2C2

Link to comment
Share on other sites

 

Ак калмаками называли тюркоязычных алтайцев а не ойратов

Тюркоязычные алтайцы - есть ойроты!

 

Они тюркоязычны а не монголоязычны. А Ойрот уже позже пришло, позднее чем калмак.

Link to comment
Share on other sites

 

каракалпаки и алтайцы.

Кара калмак или кара калпаки-монголоязычные калмаки т.е. черные,черные татары по Мен Хуну,

Ак калмак-тюркоязычные калмаки.т.е белые или дикие татары по Мен Хуну.кстати  в ГА есть местность "Онгудай".

 

Не ставьте знак равенства между татар и калмак. Это вообще из разных опер.

Link to comment
Share on other sites

 

 

каракалпаки и алтайцы.

Кара калмак или кара калпаки-монголоязычные калмаки т.е. черные,черные татары по Мен Хуну,

Ак калмак-тюркоязычные калмаки.т.е белые или дикие татары по Мен Хуну.кстати  в ГА есть местность "Онгудай".

 

Не ставьте знак равенства между татар и калмак. Это вообще из разных опер.

 

 

Я вам тоже советую не ставить знак равенства между ордынцами и казахами.Это тоже из разных опер.

  • Не согласен! 1
Link to comment
Share on other sites

 

 

 

каракалпаки и алтайцы.

Кара калмак или кара калпаки-монголоязычные калмаки т.е. черные,черные татары по Мен Хуну,

Ак калмак-тюркоязычные калмаки.т.е белые или дикие татары по Мен Хуну.кстати  в ГА есть местность "Онгудай".

 

Не ставьте знак равенства между татар и калмак. Это вообще из разных опер.

 

 

Я вам тоже советую не ставить знак равенства между ордынцами и казахами.Это тоже из разных опер.

 

Да ну. А вы специалист по операм?

Посмотрите антропологические исследования Яблонского и Исмагулова, там четко видно, что кочевники Золотой Орды наиболее близки антропологически современных казахам.

  • Не согласен! 1
Link to comment
Share on other sites

 

 

 

 

каракалпаки и алтайцы.

Кара калмак или кара калпаки-монголоязычные калмаки т.е. черные,черные татары по Мен Хуну,

Ак калмак-тюркоязычные калмаки.т.е белые или дикие татары по Мен Хуну.кстати  в ГА есть местность "Онгудай".

 

Не ставьте знак равенства между татар и калмак. Это вообще из разных опер.

 

 

Я вам тоже советую не ставить знак равенства между ордынцами и казахами.Это тоже из разных опер.

 

Да ну. А вы специалист по операм?

Посмотрите антропологические исследования Яблонского и Исмагулова, там четко видно, что кочевники Золотой Орды наиболее близки антропологически современных казахам.

 

 

Это не доказывает того,что  казахи  есть ордынцы.

Link to comment
Share on other sites

Вполне доказывает. Если антропологически видна четкая преемственность то о чем еще спорить.

Доказательств масса. Лингвистические, династические, фльклорные, генетические и т.д.

Просто вам эти доказательства как кость в горле.

  • Одобряю 2
  • Не согласен! 1
Link to comment
Share on other sites

 

 

Ак калмаками называли тюркоязычных алтайцев а не ойратов

Тюркоязычные алтайцы - есть ойроты!

 

Они тюркоязычны а не монголоязычны. А Ойрот уже позже пришло, позднее чем калмак.

 

Ойроты - это союз тюркоязычных и монголоязычных племен!

Ойроты были куда раньше чем всякие калмаки и калмыки. 

Знаете ли вы такого человека ойротского Кудука-беки и его сыновей Иналчи и Төрэлчи?

Ещё почитайте об ойротах в Рашид-ад-дине.

 

И мое мнение "ойрот"-ами первоначально назывались именно тюркоязычные племена, и потом по мере усиливания монголов стал именем и тюркоязычных и монголоязычнах племен которые были в союзе.

Link to comment
Share on other sites

Мне кажется ойраты изначально были монголоязычными и среди них не было алтайцев.

Link to comment
Share on other sites

Мне кажется ойраты изначально были монголоязычными и среди них не было алтайцев.

Вам по секрету скажу раньше не было никаких алтайцев.

Алтайцы это поздний термин созканный русскими или советскими исследователями.

 

Прямые потомки ойротов Хутука бэхи - хойты которые считаются монголизированными ойрот-алтайскими племенами.

Link to comment
Share on other sites

По секрету скажу, что раньше калмак не был идентичен слову ойрат  Изначальный смысл слова калмак - оставшийся, оставшийся в вере отцов, не принявший ислам.

Link to comment
Share on other sites

По секрету скажу, что раньше калмак не был идентичен слову ойрат  Изначальный смысл слова калмак - оставшийся, оставшийся в вере отцов, не принявший ислам.

Калмак идентичен к термину ойрот.

Объяснение этого термина с принятием ислама - неправильно.

 

Калмаки есть ойроты которые остались на своих территориях и своими языками и пр.

А те которые уходили к кипчакам (и прочим западным тюркам), приняли их язык и далее ассимилировались к ним называли своих родичей оставшихся как "калмак"-и.

Link to comment
Share on other sites

По секрету скажу, что раньше калмак не был идентичен слову ойрат  Изначальный смысл слова калмак - оставшийся, оставшийся в вере отцов, не принявший ислам.

 

 

Значит, термин "сарт-калмак" оставшийся сарты.

 

:lol: 

Link to comment
Share on other sites

Вполне доказывает. Если антропологически видна четкая преемственность то о чем еще спорить.

Доказательств масса. Лингвистические, династические, фльклорные, генетические и т.д.

Просто вам эти доказательства как кость в горле.

 

Эти названия монгольских племен вам как кость в горле.

Все таки Золотая Орда являлась государством монголов,а не государством каких-то калмаков,касаков ,татаров,узбеков и прочих.

 

Кият.каттаган,дурмен,салджиут,кинегес,мангыт,арлат,могул.нокус,барин,барлас,сулдуз...

 

Они что у вас проживают?

 

 

 

 

Нет никаких сомнений, что эта генеалогия перечисляет названия племен эпохи Золотой Орды(Altin Orda), т.е. до отделения мангыт-ногаев и казахов. Вот эти племена: Min(минг), Yuz(йуз), Qirq(кырк), Ungechit, Calayir(джалаир), Saray(сарай), On(онг), Qonrat(конгурат), Alchin(алчин), Nayman(найман - в эпоху Чингис-хана так называлось одно из западно-монгольских племён, впрочем, многие найманские имена из Сокровенного Сказания имеют явно тюркское происхождение, что многих приводит к мысли, что они скорее были тюрками или сильно тюркизованными), Argin(аргун), Qipchaq(кыпчак), chichak, Qalmaq(калмак), Uyrat, Qarliq, Turgavut, Burlas, Buslaq, chemerchin, Qatagan(каттаган), Kilechi, Kineges, Boyrek, Qiyat(кият), Bozay, Qatay(Khitay - китай(катай), вероятно потомки каракитаев, ушедшего на запад ответвления киданей), Qanli, Ozce Buluci (?), Topchi (?), Upulachi, Culun, Cit, Cuyut, Salcavut, Bayavut(байаут), Otarchi, Arlat(арлат), Kireyit(кереит), Unqut(онгут), Mangit(мангыт), Qangit, Oymavut(уймаут), Qachat, Merkit(меркит), Borqut(буркут), Quralas, Qarlap, Ilaci(илачи), Gulegen(?), Qisliq(кышлык), Oglan(оглан), Kudey, Turkmen(туркмен), Durmen(дурмен), Tabin(табын), Tama(тама), Mechet, Kirderi, Ramadan(рамадан), Mumun, Aday, Tuqsaba, Qirgiz(кыргыз), Uyruci, Coyrat, Bozaci, Oysun, Corga, Batas, Qoysun, Suldiz(сулдуз), Tumay(тубай), Tatar(татар), Tilev(тилау), Qayan, Sirin(ширин), Kurlevut, chilkes(чилкас), Uygur(уйгур), Yabu(=Yabaqu - ябу), Agir(Agiran), Buzan, Buzaq, Muyten, Macar, Qocaliq, choran(шуран), churchut, Barin(=Behrin), Mogul, Nokus[Nukus](никуз). 33 из этих названий племен являются монгольскими, большинство остальных совпадают с названиями известных тюркских племен Джучиева улуса, происхождение остальных ныне нам неизвестно. Такие племена(tribes) как Barlas(Тимур был родом из него) и  Kavchin, проживавшие в Трансоксании ещё до вторжения узбеков, но позднее присоединившиеся к ним, в этих списках не упоминаются. Из названных 92 племен, примерно 45 входят в состав современных узбеков. Вышеупомянутые монгольские племена конечно же происходят от подразделений монголов посланных когда-то(в период монгольского нашествия) в улус Джучи. Большинство из этих племён с монгольскими названиями ныне находятся в Трансоксании и Хорезме.
Link to comment
Share on other sites

 

Вполне доказывает. Если антропологически видна четкая преемственность то о чем еще спорить.

Доказательств масса. Лингвистические, династические, фльклорные, генетические и т.д.

Просто вам эти доказательства как кость в горле.

 

Эти названия монгольских племен вам как кость в горле.

Все таки Золотая Орда являлась государством монголов,а не государством каких-то калмаков,касаков ,татаров,узбеков и прочих.

 

Кият.каттаган,дурмен,салджиут,кинегес,мангыт,арлат,могул.нокус,барин,барлас,сулдуз...

 

Они что у вас проживают?

 

 

 

 

Нет никаких сомнений, что эта генеалогия перечисляет названия племен эпохи Золотой Орды(Altin Orda), т.е. до отделения мангыт-ногаев и казахов. Вот эти племена: Min(минг), Yuz(йуз), Qirq(кырк), Ungechit, Calayir(джалаир), Saray(сарай), On(онг), Qonrat(конгурат), Alchin(алчин), Nayman(найман - в эпоху Чингис-хана так называлось одно из западно-монгольских племён, впрочем, многие найманские имена из Сокровенного Сказания имеют явно тюркское происхождение, что многих приводит к мысли, что они скорее были тюрками или сильно тюркизованными), Argin(аргун), Qipchaq(кыпчак), chichak, Qalmaq(калмак), Uyrat, Qarliq, Turgavut, Burlas, Buslaq, chemerchin, Qatagan(каттаган), Kilechi, Kineges, Boyrek, Qiyat(кият), Bozay, Qatay(Khitay - китай(катай), вероятно потомки каракитаев, ушедшего на запад ответвления киданей), Qanli, Ozce Buluci (?), Topchi (?), Upulachi, Culun, Cit, Cuyut, Salcavut, Bayavut(байаут), Otarchi, Arlat(арлат), Kireyit(кереит), Unqut(онгут), Mangit(мангыт), Qangit, Oymavut(уймаут), Qachat, Merkit(меркит), Borqut(буркут), Quralas, Qarlap, Ilaci(илачи), Gulegen(?), Qisliq(кышлык), Oglan(оглан), Kudey, Turkmen(туркмен), Durmen(дурмен), Tabin(табын), Tama(тама), Mechet, Kirderi, Ramadan(рамадан), Mumun, Aday, Tuqsaba, Qirgiz(кыргыз), Uyruci, Coyrat, Bozaci, Oysun, Corga, Batas, Qoysun, Suldiz(сулдуз), Tumay(тубай), Tatar(татар), Tilev(тилау), Qayan, Sirin(ширин), Kurlevut, chilkes(чилкас), Uygur(уйгур), Yabu(=Yabaqu - ябу), Agir(Agiran), Buzan, Buzaq, Muyten, Macar, Qocaliq, choran(шуран), churchut, Barin(=Behrin), Mogul, Nokus[Nukus](никуз). 33 из этих названий племен являются монгольскими, большинство остальных совпадают с названиями известных тюркских племен Джучиева улуса, происхождение остальных ныне нам неизвестно. Такие племена(tribes) как Barlas(Тимур был родом из него) и  Kavchin, проживавшие в Трансоксании ещё до вторжения узбеков, но позднее присоединившиеся к ним, в этих списках не упоминаются. Из названных 92 племен, примерно 45 входят в состав современных узбеков. Вышеупомянутые монгольские племена конечно же происходят от подразделений монголов посланных когда-то(в период монгольского нашествия) в улус Джучи. Большинство из этих племён с монгольскими названиями ныне находятся в Трансоксании и Хорезме.

 

Они проживают среди других наследников Золотой орды. у казахов из 92 золотоордынских племен только 20 осталось, остальные у татар, узбеков, каракалпаков, ногайцев, и т.д.

Можете и дальше верить в свою чушь, что Золотая Орда было государством монголов. монголов в Золотой орде было немного. напоминаю арабского автора

«В древности это государство было страною Кипчаков, но когда им завладели Татары, то Кипчаки сделались их подданными. Потом они (Татары) смешались и породнились с ними (Кипчаками), и земля одержала верх над природными и расовыми качествами их (Татар), и все они стали точно Кипчаки, как будто они одного (с ними) рода, оттого что Монголы (и Татары) поселились на земле Кипчаков, вступали в брак с ними и оставались жить в земле их (Кипчаков). Таким образом, долгое пребывание в какой-либо стране и земле заставляет натуру человеческую уподобляться ей и изменять прирожденные черты согласно ее природе, как мы сказали уже выше. Иногда же замечается большая или меньшая разница цвета (тела) вследствие другой (какой-нибудь) причины, помимо влияния страны»

Также антропологически население изменилось только на 20 % в сторону монголоидности.

Link to comment
Share on other sites

 

По секрету скажу, что раньше калмак не был идентичен слову ойрат  Изначальный смысл слова калмак - оставшийся, оставшийся в вере отцов, не принявший ислам.

Калмак идентичен к термину ойрот.

Объяснение этого термина с принятием ислама - неправильно.

 

Калмаки есть ойроты которые остались на своих территориях и своими языками и пр.

А те которые уходили к кипчакам (и прочим западным тюркам), приняли их язык и далее ассимилировались к ним называли своих родичей оставшихся как "калмак"-и.

 

Стал идентичен, изначально у них судьба названий разная. Калмак термин 14 века, ойрат был известен ранее. Калмак изначально культурно-религиозный маркер, не этнический.

Почитайте многочисленные статьи Дремова.

Link to comment
Share on other sites

Ордынская племя тургавут это видимо племя таргут.

 

 

 

§ 120. Tere sueni duliĵu, udur keiesu uĵeesu, ĵalairun Qačiun-Toquraun, Qaraqai-Toquraun, Qaraldai-Toquraun, ede ğurban Toquraun aqa-nar deu-ner sueni dulilduĵu aisun aĵuu. Basa Tarqudun Qadaan Daldurqan aqa-nar deu-ner tabun Tarqut aisun-ķu aĵuu. Basa Munķetu-Qiyan-o koun Uŋķur tan Čaŋšiut, Bayaudiyaran-ķu aĵuu. Barulas-ača Qubilai-Qudus aqa-nar deu-ner irebe. Maŋğudača ĵetai, Doqolqu-čerbi aqa deu qoyar ireba. Boorču-in deu, Oķelen-čerbi, Aruladača qağačaĵu, aqaduriyen neilen, Boorču-tur, ireba-ķu. ĵelme-in deu, Čaurqan, Subeetai-Baatur, Uryaŋqanača qağačaĵu, ĵelme-tur neilen ireba. Besudeče Deķai, Kučuķur aqa deu qoyar ireba-ķu.—Suldusača Čilķutai-Taki, Taičiudai aqa-nar deu-ner ireba-ķu-ĵalair-un Seče-Domoq, Arqai-Qasar-Bala, qoyar, koudiyeren ireba-ķu.

Qoŋqotan-ača Süiketu-čerbi ireba-ķu. Sukeken-o ĵeķai Qoŋdoqorun koun Sukeķai ĵeun ireba-ķu.—Neudai Čağaan-uwa ireba-ķu. Olqonudun Qiŋğiyadai, Qorlos-ača — Sečiur, Dorben-eče — Moči-Beduun ireba-ķu. Ikires-un Butu, ende ķureķete yabuqsaar ireba ķu. Noyaqin-ača ĵuŋso ireba-ķu. Oronar-ača ĵirğoan irebe-ķu. Barulas-ača Suqu-Sečen, Qaračar koun-lue-ben ireba-ķu. Basa Baarin-o Qorči-Usun-obuķen, Koko-Čos, Menen-Baariniyeren, niķan ķuriyen ireba-ķu.

Link to comment
Share on other sites

 

Ордынская племя тургавут это видимо племя таргут.

 

 

 

§ 120. Tere sueni duliĵu, udur keiesu uĵeesu, ĵalairun Qačiun-Toquraun, Qaraqai-Toquraun, Qaraldai-Toquraun, ede ğurban Toquraun aqa-nar deu-ner sueni dulilduĵu aisun aĵuu. Basa Tarqudun Qadaan Daldurqan aqa-nar deu-ner tabun Tarqut aisun-ķu aĵuu. Basa Munķetu-Qiyan-o koun Uŋķur tan Čaŋšiut, Bayaudiyaran-ķu aĵuu. Barulas-ača Qubilai-Qudus aqa-nar deu-ner irebe. Maŋğudača ĵetai, Doqolqu-čerbi aqa deu qoyar ireba. Boorču-in deu, Oķelen-čerbi, Aruladača qağačaĵu, aqaduriyen neilen, Boorču-tur, ireba-ķu. ĵelme-in deu, Čaurqan, Subeetai-Baatur, Uryaŋqanača qağačaĵu, ĵelme-tur neilen ireba. Besudeče Deķai, Kučuķur aqa deu qoyar ireba-ķu.—Suldusača Čilķutai-Taki, Taičiudai aqa-nar deu-ner ireba-ķu-ĵalair-un Seče-Domoq, Arqai-Qasar-Bala, qoyar, koudiyeren ireba-ķu.

Qoŋqotan-ača Süiketu-čerbi ireba-ķu. Sukeken-o ĵeķai Qoŋdoqorun koun Sukeķai ĵeun ireba-ķu.—Neudai Čağaan-uwa ireba-ķu. Olqonudun Qiŋğiyadai, Qorlos-ača — Sečiur, Dorben-eče — Moči-Beduun ireba-ķu. Ikires-un Butu, ende ķureķete yabuqsaar ireba ķu. Noyaqin-ača ĵuŋso ireba-ķu. Oronar-ača ĵirğoan irebe-ķu. Barulas-ača Suqu-Sečen, Qaračar koun-lue-ben ireba-ķu. Basa Baarin-o Qorči-Usun-obuķen, Koko-Čos, Menen-Baariniyeren, niķan ķuriyen ireba-ķu.

 

И чем это племя (таргут) знаменито в Золотой Орде, не могу вспомнить ни одного известного эмира из этого племени

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


×
×
  • Create New...