Перейти к содержанию
Peacemaker

Татарская лошадь "Бахмат"

Рекомендуемые сообщения

м. стар. татарск. малорослая, крепкая лошаденка; клепер, пони, клячонка, маштак, маштачок. Бахмет, бахметка м. вят. мохнатый, косматый; неуклюжий, неповоротливый.
 

Важные сведения о тактике монгольских легковооружённых всадников сообщает нам Сигизмунд Гёрберштейн. Правда, они относятся к XVI в., но, как мы уже сказали, конная тактика на Руси и в степях не изменялась до этого периода: "У них в изобилии имеются лошади, (хотя) с низкой холкой и малорослые, но крепкие, (одинаково) хорошо переносящие голод (и работу) и питающиеся ветками и корой деревьев, а также корнями трав, которые они выкапывают и вырывают из земли копытами. Московиты уверяют, будто эти лошади под татарами быстрее, чем под другими. Эта (порода) лошадей называется "бахмат". 

 

"Русские сильно понукали своих коней плетьми и шпорами..." (252 с. 207). Позже, к XVI в. среди лёгких воинов распространилась высокая посадка. Её характеристику даёт Гербенштейн: "Лошади у них маленькие, холощёные, не подкованы; узда самая лёгкая; сёдла приспособлены с таким расчётом, что всадники могут безо всякого труда поворачивать во все стороны и стрелять из лука. Сидя на лошади, они так подтягивают ноги, что совсем не способны выдержать достаточно сильного удара (копья или стрелы). К шпорам прибегают весьма немногие, а большинство пользуется плёткой, которая всегда висит на мизинце правой руки, так что в любой момент, когда нужно, они могут схватить её и пустить в ход, а если дело опять дойдёт до оружия, то они оставляют плётку, и она свободно свисает с руки".  http://users.i.kiev....ary/konrus.html

 

%D1%82%D0%B0%D1%82-%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0

 

http://tatar-tribun....rskie-koni.html

 

 

 

Только не надо путать их с низкорослыми монгольскими, которые не были пригодны ни к облавной охоте, ни к военным учениям, ни кавалерийским сражениям. На длиннохвостой монгольской лошади обычно перегоняли скотину и овец на пастбищах и перевозили домашнюю утварь, продукты, юрты, одежду, детей и т.д. Татарскую породу лошадей впервые заметили китайцы в Ферганской долине Средней Азии и назвали их в своих исторических хрониках “небесными конями”. Табуны этих скакунов выпасались издревле на берегах Енисея, предгорий Монгольского Алтая, в лесостепной зоне Маньчжурии, в районе Хинганских гор, в Ордосе – современной территории Внутренней Монголии КНР.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Черным по белому написано, что только не путать с низкорослыми монгольскими .

Это жабы, тюркская порода.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Чего-то наши завистливые хасагские  братья стали кричать чаще без доказательных аргументов . :lol:

 

 

Черным по белому написано, что название татарской породы это БАХМАТ,а не жаабы.

Бахим на монгольском маленький короткий...

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Маштек будет на татарском! Кстати, и на казахском и башкирском...

Бахмат и бахим ну очень схожие слова...

Кому и чему завидовать?

Я не хасаг...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

В РТ планируют возродить татарскую породу лошадей   Татарстан, 17 февраля – АиФ-Казань. 

Министерство сельского хозяйства и продовольствия РТ предлагает районам республики программу по возрождению татарской породы лошадей.

Минсельхозпрод РТ направил в районы Татарстана информацию о программе по возрождению древней породы лошадей, которую называют «татарская». Правда, попытки найти такую породу в чистом виде по стране не увенчались успехом, хотя искали в татарских деревнях Сибири, в Рязанской области и других регионах.

По словам фермеров, представительница татарской породы лошадей – светлая, с крепкой шеей, мощными ногами и полосой по обоим бокам, будто от ремня. Но это только общие сведения о внешнем виде. В истории же не осталось точной информации о том, откуда взялись и что конкретно представляют собой лошади татарской породы, говорят специалисты. Возможно, что предками наших коней были скакуны из Монголии. Кстати, раньше почти каждая семья в татарской деревне имела лошадь.

Татарстанские коневоды пытались вывести древнюю татарскую породу, скрещивая башкирских, вятских скакунов с нашими жеребцами, но также безуспешно. Между тем, ресурс для разведения породы в РТ есть – в Татарстане работает более 100 коневодческих хозяйств. Поэтому в правительстве не теряют надежды на то, что татарская порода лошадей все-таки будет выведена в нашей республике, сообщает ТК «Эфир».

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Что такое "орос"?

Что такое "Арьсэн"?

 

 

У Вас проблемы с головой?

 

Пусть ваша зависть станет мотивацией к тому, чтобы  вы лучше узнали  о монгольских лошадьях в Татарстане.

 

Ваша жабы могла быть маньчжурской породы - она выше (до 155 см.)

 

img_251_d20130917141435.jpg

 

kazaxskaya-loshad-2.jpg

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Чего-то наши завистливые хасагские  братья стали кричать чаще без доказательных аргументов . :lol:

Черным по белому написано, что название татарской породы это БАХМАТ,а не жаабы.

Бахим на монгольском маленький короткий...

 

Вы правы, давайте аргументировать свои позиции.

Вы попробуйте доказать, что у слова "бахмат" монгольская этимология и что лошадь "бахмат" это халхаская низкорослая лохматая лошаденка.

А я попробую доказать обратное, что и название и сама лошадь тюркские.

 

Поехали.

 

Самое раннее упоминание этой лошади находим у Сигизмунда Герберштейна в его "Записках о Московии" (М., МГУ, 1988. С.167), в которых он пишет о причерноморских татарах начала 16 века:

"У них в изобилии имеются лошади, хотя с низкой холкой и малорослые, но крепкие  и выносливые, одинаково хорошо переносящие голод и работу и питающиеся листьями, ветками и корой деревьев, а также корнями трав, которые они выкапывают и вырывают из земли копытами (даже из-под снега, если нет травы). Столь выносливыми лошадьми татары весьма умело управляют.  Московиты уверяют, будто эти лошади под татарами быстрее, чем под другими - это известно им по опыту. Эта порода лошадей называется "Pachmat". У них, как правило, толстые хвосты".

 

Далее 18 век, "Словарь Академии Российской" (Ч. I, СПб., 1789. С.116):

"Ба́хмат. Название старинное, означающее великорослую лошадь".

 

Далее "Этимологический словарь Фасмера", нач. 20 века:

От тат. paχn at, где pehn перс. "широкий, большой" и тюрк. at "лошадь".

 

То есть о монголах нигде речи не идет, утверждается что эта малорослая или великорослая выносливая порода татарской лошади (т.е. кочевых тюрков Причерноморья) и что название ее объясняется по-татарски (т.е. по-тюркски).

 

С позиции казахского языка "Бахмат" можно попытаться разложить и объяснить как:

"Бағым ат" (Baĝym at) - ухоженная лошадь или лошадь, находящаяся под присмотром.

 

Нигде об отличительной черте "бахмата" как мохнатой, косматой лошаденке указаний нет, ее характеризующий признак даже не низкорослость, а выносливость!

 

 

Вот если бы название звучало по-монгольски "Бахин морь", то я и спорить бы не стал. ;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Чтобы вы не стали претендовать на татар Сигизмунда как на халха-бурято-калмыков приведу вам ряд цитат о них из "Записок":

 

 

"... Татары разделяются на орды, первое место среди которых и по своей славе, и по многолюдству заняла Заволжская орда, ибо говорят, что все остальные орды получили начало от нее. Орда же на их языке означает собрание или множество. Впрочем, всякая орда имеет особое название, а именно: Заволжская, Перекопская, Нагайская и многие другие, которые все принадлежать к Магометанской вере;

 

... волоса отпускают только на бороде, а остальное бреют. Только более именитые мужи носят за ушами косы и притом очень черные; телом они сильны, духом смелы;

 

... питаются с приятностью лошадями и другими животными, не разбирая рода их смерти, за исключением свиней, от которых воздерживаются по закону. Насчет голода и сна до такой степени выносливы, что иногда выдерживают это лишение целых четыре дня, предаваясь тем не менее необходимым трудам.

 

... Так как они почти все кочуют без определенных жилищ, то обычно направляют свой путь по наблюдению звезд, главным же образом северного (arctici) полюса, который они называют на своем языке железный кол, то есть железный гвоздь (АКБ: на казахском "Темір къазыкъ" - железный кол).

 

... Особенное наслаждение получают они от кобыльего молока, веря, что люди делаются от него и храбрыми, и тучными. Лошадиные головы, как у нас кабаньи, считаются лакомством и подаются только более именитым мужам.

 

... У них водятся в изобилии лошади с приземистой шеей и низкорослые, но крепкие, которые могут одинаково хорошо выносить голод и труд и питаются ветками и корою деревьев, а также корнями трав, которые выбивают и вырывают из земли копытами. Приучив их таким образом к труду, Татары употребляют их с большою для себя выгодою. Московиты говорят, что эти лошади быстрее под Татарами, чем под другими. Эта порода лошадей называется Пахмат.

 

... Узды у них самые легкие, а вместо шпор они употребляют бичи (АКБ: у казахов кнут "бишік"). Лошадей они употребляют только холощеных, потому что таковые, по их мнению, более выносливы к труду и голодовке (АКБ: у казахов используют холощенных "ат").

 

... Поэтому, стравив пастбища в одном месте, они переселяются в другое со стадами, женами и детьми, которых везут с собой на повозках.

 

... с Востока и Юга по Волге это царство граничит с пустынными степями; с летнего же Востока смежны с ним Татары, называемые Шейбанскими (Schibanski) и Кайсацкими (Kosatzki)."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И еще одно замечание, Пикемон. :)

 

Время ведь не стоит на месте, некогда бывшие практически единой массой кочевые татарские племена уже сколько веков как отдельные народы, поэтому некоторые названия или теряются или заменяются другими.

Поэтому у казахов не сохранилось название "baĝmat". У нас имеется много различных терминов, среди которых:

 

"Қазақы ат" (qazaqy at; къазакъы ат) или "лошадь казахов" - это общее название всей массы казахской породы лошадей, которые отличаются своей чрезвычайной выносливостью, неприхотливостью в корме и к погодным условиям, смирностью (не ржет, не требует привязи и быстро поддается обучению за 1 раз в возрасте 1-1,5 лет), в то же время с хорошими  мясными и молочными (кумыс) качествами. Название "джабы", если честно, мне не близко по душе, так как его, например, в наших краях никто практически не знает, думаю такая же картина и в других регионах, это название как бы выразиться "книжное".  

 

"Мәстек" (mästek), по татарски "маштак" - типа клячи.

"Қашыр" (qašyr; къашыр) - помесь лошади и осла, мул, лошак.

"Ат" - это мерин, т.е. холощенный конь.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если же вы решили теперь оправдываться мохнатостью, косматостью "бахматов", то скажу вам, что и здесь вы попали впросак. :osman6ue:

 

Доподлинно известно, что только тюрки под строгим табу не стригут грив и хвостов лошадям. Поэтому мохнатыми и косматыми лошади могут быть только у тюрков. Все другие народы, в том числе монголоязычные, очень сильно этим увлекаются, каких-либо запретов или суеверий связанных с этим у них нет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У монголов не стригут грив и хвостов только лошадям воина.

 

У монголов Лошадь-Свещянное животное ,а не для того, чтобы есть.

 

540px-Coat_of_Arms_of_Mongolia.svg.png

 

 

http://newskif.su/2014/%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82-%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%8F-%D1%83-%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B2-%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%B8-%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%B8/

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Обычаи монголов. Газета "Новости Монголии". № 5-6 от 07.02.2013 г. 


 


... По традиции от младенца до старца встречают монголы первого числа начала весеннего месяца «Цагаан сар», ревностно относясь к подготовке своих национальных одеяний «дээл», постригая в эту пору гривы и хвосты своих лучших коней, очищая тело и дух от тяжких грехов и веря в вечную силу светлых помыслов.


 


 


Вики. Монгольская лошадь:


 


... Подседельным лошадям стригут гривуМонгольская лошадь с традиционно подстриженной гривой и под монгольским седлом (фото).


 


 


Эта традиция похожа на традицию соседей китайцев. Читаем в трактате У Цзы:


 


... Коня нужно помещать в спокойное место, нужно давать своевременно корм и воду, умеренно кормить, зимою надлежит утеплять конюшню, летом устраивать прохладные навесы; надо подстригать хвост и гриву, тщательно обрезывать копыта, прикрывать глаза и уши, чтобы конь не пугался.


 


 


Так что не надо лукавить, дружище Хукер.  ;) 


Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Лучше поясните откуда у вас обычай, который похож на обычай североамериканских индейцев раскуривать "трубку мира"?   :)

 

 

... Есть одна традиция, связанная с Цагаан сар - это приветственный обмен табакерками. Ещё ХVII-м веке через Маньчжурию и Тибет в Монголию пришли нюхательный табак и табакерки, которые со временем смешались с монгольской культурой и стали её неотделимой частью. Этот обычай сохранился до наших времён.

Взаимное вручение табакерок - старинная традиция в монгольской культуре, являющаяся наиболее распространённым обменом любезностями при встрече людей. Сегодня эта традиция стала монгольским национальным обычаем и наследием.
Когда в дом является дорогой гость, монгол обязательно угощает его нюхательным табаком в знак дружелюбности.

... Существует также обычай примирения двух враждующих сторон путём обмена табакерками, который призывает забыть о прошлом и быть в будущем друзьями.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Лучше поясните откуда у вас обычай, который похож на обычай североамериканских индейцев раскуривать "трубку мира"? :)

... Есть одна традиция, связанная с Цагаан сар - это приветственный обмен табакерками. Ещё ХVII-м веке через Маньчжурию и Тибет в Монголию пришли нюхательный табак и табакерки, которые со временем смешались с монгольской культурой и стали её неотделимой частью. Этот обычай сохранился до наших времён.

Взаимное вручение табакерок - старинная традиция в монгольской культуре, являющаяся наиболее распространённым обменом любезностями при встрече людей. Сегодня эта традиция стала монгольским национальным обычаем и наследием.

Когда в дом является дорогой гость, монгол обязательно угощает его нюхательным табаком в знак дружелюбности.

... Существует также обычай примирения двух враждующих сторон путём обмена табакерками, который призывает забыть о прошлом и быть в будущем друзьями.

Вообще то что это обычай юозникший из-за пришедшей кочевникам трагедии отравления. Надо всем наглядно докхзывать что все мы вместе отравимся.

И саиое главное мы делимся всеми с вами и в беде и в счастье.

Это очень характерный жест человечестюа унаследоюанный от первых приматов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вообще то что это обычай юозникший из-за пришедшей кочевникам трагедии отравления. Надо всем наглядно докхзывать что все мы вместе отравимся.

И саиое главное мы делимся всеми с вами и в беде и в счастье.

Это очень характерный жест человечестюа унаследоюанный от первых приматов.

 

Смысл и цель обычая понятны, хороший и добрый обычай.

Только не понятно причем здесь кочевники? Ведь написано, что обычай пришел от маньчжуров или тибетцев в 17 веке вместе с нюхательным табаком. Ведь у татар Чингизхана такого обычая не было.

  • Одобряю 1
  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У монголов Лошадь-Свещянное животное ,а не для того, чтобы есть.

 

Если у вас кощунственно употреблять конину, кумыс и мясо-молочные продукты КРС, верблюдов, овец и коз, то это скорее всего верный признак того, что предки халхасцев, калмыков, ойратов, бурятов и других монголоязычных народов были в древности оседлыми земледельцами или лесными охотничьими народами. Потому что конину не употребляют все не кочевые не скотоводческие народы, а молочные продукты не употребляют китайцы.

 

 

В это вопросе казахи настоящие и прямые потомки чингизовских татар!

 

Г.Рубрук, Плано Карпини и китайские послы писали, что татары питались, в основном кониной и бараниной, а также кумысом.  Г.Рубрук также отмечает о татарах, что из кишок лошадей они делают колбасы, лучшие, чем из свинины, и едят их свежими (точно также, как это по сей день делают казахи). 

 

То же самое пишет Сыма Цянь о дунху и хуннах , что они питаются мясом домашнего скота, лошадей и баранов, пьют кумыс.

 

Современные монголоязычные народы в последние 15-20 лет, как известно, переусердствовали и стали претендовать на наследие тюрков хунну и кёктюрков (тюркютов), это всем известный факт. Но как же быть тогда с тем фактом, что во всех захоронениях этих народов обязательно присутствует жертвенное животное - лошадь, мясо которых перед этим съедали? ;)   

  • Одобряю 1
  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

В это вопросе казахи настоящие и прямые потомки чингизовских татар!

 

 

Казахи в большинстве -потомки лесных народов Южной Сибири..

Тама, таз,аргын,гиоре гыфсак,бачжигит,тана,теленгут ,теле......

  • Не согласен! 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Лесные как были лесными так ими и остались, среди тюрков это тадарлар (хакасы), тывалар, шорлар, алтайлар со своими многочисленными сеоками.

 

Среди монгольских народов вы сами знаете кто сейчас лесные и кто был лесным раньше, не мне вас учить.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Татарские кони

 

В мае 2011 года я обратился с письмом к президенту РТ Миниханову Р., что хочу подарить ему своего жеребца татарской породы. С условием, чтобы он на нем проехал круг на празднике Сабантуе и чтобы эти кони, как татарский бренд, были представлены на Всемирной Универсиаде в 2013 году. О моем предложение сообщили в газетах „Звезда Поволжья” и др. На основании этого письма ко мне приехали из Министерства сельского хозяйства и продовольствия республики Татарстан. По их запросу в Москве подтвердили, что это действительно лошади татарской породы.

    В августе 2011 года в республике в телепередаче было объявлено, что создаётся программа “ Развитие коневодства и конного спорта в Республике Татарстан на 2012-2015 годы и на период до 2020 года”. На эту программу будет выделено 2,5 млрд. рублей. Меня обеспокоило, что деньги опять пойдут лишь на арабских и английских скакунов. Мои опасения косвенно подтвердились. Поэтому я вынужден был обратиться с письмом правительству Татарстана (в Госсовет и президенту) с предложением включить в программу “Развитие коневодства и конного спорта в Республике Татарстан на 2012-2015 годы и на период до 2020 года” также и лошадей татарской породы. Общественность Татарстана подержала мою инициативу. Эта тема обсуждалась на многих сайтах в поддержку возрождения татарских коней.    Получили ответ из Министерства сельского хозяйства и продовольствия республики Татарстан, что разрабатывается проект программы, в котором одной из задач является восстановление татарской породы лошадей путем подбора и селекции мясомолочного направления. Целый год велась моя переписка с правительством Татарстана и Министерством сельского хозяйства и продовольствия республики Татарстана, о том, что татарские лошади с точки зрения мясо-молока невыгодны, они малогабаритные. Целесообразно Министерству сельского хозяйства и продовольствия республики Татарстан  возрождать татарских коней на развитие конноспортивного и туристического направления, как важного этнокультурного наследия. Правительство Татарстана ( Госсовет и президент), а также Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан отказало мне и общественности в просьбе о развитии татарской породы лошадей  и не включили их в программу развития коневодства и конного спорта в Татарстане.  Программа “ Развитие коневодства и конного спорта в Республике Татарстан на 2012-2015 годы и на период до 2020 года”, не отвечает интересам татарского народа, так как она не предусматривает развитие татарских лошадей.

tatarskie_koni_1-500x375.jpgАрхеологические экспедиции, проводившиеся во Внутренней Монголии, утверждают, что более II тыс. лет до н. э. на этой территории жили кочевые племена, резко отличавшиеся от культуры Китая. Китайские источники всех кочевников, живших на севере на границе Китая, называли хиен-ну, та-та, та-да, датаны, что на нашем языке татары. Местожительство этих древних татар точно определено в «Цзиньшу». Татарская земля  на юге соединялась с уделами Янь и Чжао (совремнные провинции Хэбэй и Шаньси), на севере достигали Шамо, на востоке примыкали к северным, то есть, границы распространения древних татар совпадали с современными границами Внутренней Монголии (КНР). Важным достижением татар было освоение степных просторов современной Монголии. Территория Южной Маньчжурии, современной Внутренней Монголии (КНР), территория современной Монголии и Южная Сибирь была татарской территорией.  Русский ученый В. П. Васильев, долгое время проработавший в Китае, считал, что первые татары появились в Южной Маньчжурии, а затем началось расселение в районе Ордоса – горы Иншань (Внутренняя Монголия КНР) в направлении Татарской степи и Северо-Западной Монголии. Оттуда далее до Джунгарских ворот, Северного Казахстана, Алтая, Южной Сибири, Южного Урала и Нижней и Средней Волги и далее на запад до причерноморских степей, Передней Азии и Скандинавии. Махмуд Кашгари, обширный район между Северным Китаем и Восточным Туркестаном, называл «Татарской степью». В течение многих тысячелетий татары (тюрки) – кочевники из маленького этноса превратились в суперэтнос и расселились по всей терри­тории Великой степи.

     Главным занятием древних татар было кочевое скотоводство. Наряду со скотоводством большую роль играла охота. Облавная охота требовала специальной выучки загонщиков и охотников. Это было очень полезным потому, что охота воспитывала воинскую доблесть, учила тактике и стратегии боя. Татары – кочевники для передвижения использовали лошадь. О них говорилось так  “Они появлялись на свет божий в седле лошади и умирали и погибали сидя в седле. Их родиной была спина лошади”. Использование лошади послужило тому, что кочевники могли оторваться от привычной почвы, им открывались дали и свобода передвижения, возможность создавать новую, превосходящую прежнюю боевую технику, к способствовало появлению людей, способных приучить лошадь и подчинить ее своей воле, проявлять личное мужество воину наезднику, оценивать красоту и ум животного. И эти качества были оценены Западом и Востоком. Татарское слово ир-ат– переводится дословно на русский язык как мужчина – конь. Видимо было немыслимо представлять татарских мужчин в старину без коня. Схожий образ есть только в греческой мифологии – кентавр. Постоянный на коне в лютый мороз и  знойную жару, дождь и ветер, такой обычный повседневный образ жизни превращал кочевника в выносливого воина на войне. Привыкшие к суровым условиям жизни, кочевники способны были выносить всяческие неудобства и лишения, и мужественно переносили все тяготы походной и военной жизни.

     2-3 тысячи лет назад, когда между татарами и китайцами шли кровопролитные войны, китайские ученые подробно описали татарских коней. За 2-3 тысячи лет они почти не изменились и распространились по всей Евразии. Как люди разные во всем мире, так и кони разные. Чем же отличаются татарские кони от других коней? Во – первых своей внешностью. Татарские кони заметно разнились от других пород того времени, прежде всего, необычной мастью. Кобылицы обладали светло-булатной (золотой) мастью, белой гривой и белым хвостом. Жеребцы обладают темно-буланой мастью, точнее светло-гнедой с золотистыми отливами на туловище. Эти лошади, прежде всего, отличаются высокой плодовитостью. Груди у них широкие, шея толстая, голова большая, а туловище массивное. Несмотря на это ноги у них короткие и тонкие. Они схожи с горными баранами. Рост у них 135-145 см. По европейским стандартам кони должны быть высотой 160-175 см. Поэтому татарских коней принято называть низкорослыми. Они очень  легко выносят и  холод и жару (40-45 градусов), им не нужны теплые конефермы. Татарские кони по природеюргалар (иноходцы), быстроходные и способны на протяжении 7-8 часов находиться в непрерывном движении, поэтому на длинных дистанциях им нет равных соперников. В день могут пробегать до 150-200 км и так на продолжении 10 дней. И еще одна очень важная отличительная их черта – они уже рождаются иноходцами.

  tatarskie_koni_2-500x375.jpg       Зимой жеребцы как лоси разгребают из под снега траву. Когда овцы и кобылы стоящие в стороне увидять, что жеребец откопал корм, они прибегают и начинают есть. Жеребец с ними поев переходит на другое место и начинает вновь копать снег ищя корм. Жеребцы охраняют стадо от волков. Они бесстрашны, бывают случаи, что вступают в схватку даже с медведем. Татарские кони так неприхотливы в еде, что на них можно проехать, не боясь, через всю Вселенную.

      В те далекие времена конница решала исход любой битвы, поэтому для любой армии нужны были подготовленные для войны кони. Они отличались боевыми качествами, помогая всаднику, кусали и топтали противника. Не напрасно Чингиз-хан в своих походах использовал этих коней. Таких коней требовалось, как правило, до сотен тысяч. Табуны татарских скакунов выпасались издревле на берегах Енисея, предгорий Монгольского Алтая, в лесостепной зоне Маньчжурии, в районе Хинганских гор, в Ордосе – современной территории Внутренней Монголии (КНР) Северном Китае вдоль китайской стены.

      Татарское войско формировалось из отрядов конницы. Основным оружием легковооруженного татарского всадника были лук, копье, сабля и щит.  Главными особенностями военной стратегии у татар была, внезапность проникновения кавалерийских эскадронов в глубокий тыл противника, сеяние паники и хаоса, опустошить вражескую территорию, разрушить все коммуникационные связи и ударить в тыл защитникам границы, а затем, если надо, уйти по возможности без потерь. Основная тактика татар состояла в изматывании противника и в неожиданных налетах. Татары стремились атаковать противника кавалерийской лавой, когда тот уже дрогнул, нарушил построение и начинал отступать. В этот момент можно было решительной атакой ускорить победу, нанести врагу сокрушительное поражение. Татары, если побеждали, то дружно рубили врага, но если противник побеждал их, то они не считали позором отступать рассеявшись. Одно из главных достоинств татарского воина – меткость при стрельбе из лука. Наилучшее мастерство конного лучника считалось не только  на скаку стрелять вперед, но и отпустив вожжи повернувшись назад метко стрелять по врагу.  Это было обычной, традиционной  частью  тактики  татар заманивать врага  в засаду. Враг, предполагая, что татары убегают, пытался добить их и попадал в засаду. Татары при отступлении (будто бы при бегстве) разворачивались на седле и успевали метко поражать стрелами противника, нанося им урон ещё до засады.   Воин должен был уметь не только метко стрелять, но и искусно избегать стрел, то привставая на стременах, то притворно падая навзничь. Причем конь также должен был  увертываться от стрел, делая прыжки и прочее. Боевого коня обучали врезаться в строй врага и топтать пеших воинов.  Не будь таких коней под седлами кочевников Атиллы и Чингисхана, вряд ли мы знали что-либо о “потрясателях Вселенной”.

    Белые татары онгуты (китайцы называли татар черными и белыми, но не по цвету кожи, а по их просвещенности, кто принимал китайскую культуру), владели несметными табунами и бескрайними пастбищами на территории современного Северного Китая. Жили онгуты на границах с Китайской империей Цзинь. А по сведениям Рашид-ад-дина это “был народ особый, несли охрану границ Цзинь, вдоль Великой китайской стены”. Они всегда были верны тунгусо-маньчжурской династии, а точнее чжурчженьским государям. И Чингисхан перед походом решил подружиться с вождем белых татар Ала-Кушем с целью заполучения этих коней. Предложение взять в жены одну из чингизидок, Ала-Куш не отверг. В результате чего он стал Гурханом (зятем Чингисхана) и вошел в ближайшее его окружение. В списках, вошедших в ближайшее окружение, он значился как Алахуш-Дигитхури гурган.  Ала-Куш, став зятем Чингисхана, подарил ему сотни тысяч татарских коней. Батый хан в 1236 году сидя на татарских (онгутских) лошадях возглавил Западный поход. Вернувшись из Европы, Батый-хан начал расселять по всему улусу свое войско, мобилизованное специально для похода. Два тюменя ( 20 тысяч воинов  со своими семьями) чжурчженей (маньчжуров) и большая часть татар онгутов расселились в Булгарии, Прикамье, Приуралье. Другая часть татар онгутов была переселена в современные оренбургские и северно-казахстанские степи. В последствии, онгуты и мангыты составили основную часть Ногайской орды. Татары-онгуты и чжурчжени привезли на берега Волги с далекой   Великой китайской стены свою родную татарскую музыку пентатонику. Татары онгуты были союзниками чжурчженей (маньчжу­ров). Именно они, составляли большую часть татаро-монгольского войска в за­падных степях. Они переняли у своих союзников маньчжуров их символы. И мань­чжурский дракон на знаменах татар оказался в степях Европы, а затем стал гербом Казани. Вместе с татарами онгутами в Поволжье и в Западном современном Казахстане поселились в большом количестве и татарские кони.

         Величие и могущество татар было в том, что они были лучниками на коне. Техническое оружие, которое дало им большое преимущество над оседлыми людьми, было невероятно подвижная кавалерия опытных лучников. Китайцы, персы тоже не пренебрегали этим оружием. С третьего века до н. э. китайцы приспособили свою одежду для верховой езды и в войне применяли кавалерию. И Персия со времен парфян знала цену дождя стрел, доставляемого вихрем отступающих конников. Однако китайцы, персы, русские, поляки или венгры никогда не смогли сравняться с татарами и монголами в этой области. Обученный с детства ездить на коне галопом через обширное раздолье степи, привыкший к терпеливому выслеживанию добычи и ко всем уловкам охоты, от которой зависела его пища, то есть его жизнь, он был непобедим. Кочевники старались по возможности не вступать в прямые столкновения даже будучи внезапно атакованными. Они могли исчезнуть, появиться вновь, преследовать врага, не опасаясь быть схваченными самим, гнать противника, утомить его и, наконец, свалить обессиленного, подобно поставленной игре. Уловки этой подвижной и внезапной кавалерии развивали коллективный интеллект, обуславливающее и технологичное превосходство кочевников.  Веками продолжавшееся положение вдруг переменилось в 17 веке н. э. Появилась артиллерия. В 1696 году император Шэнь-чжу лично возглавил китайское войско,  оснащенное артиллерией запад­ного образца, и в решающем сражении  возле  г. Урги (Улан-Батор) он разгромил монгольское войско.  Впервые и навсегда военная техника изменила лагеря. В течение нескольких часов традиционное превосходство кочевника ушло в прошлое.

    Татары были вышиблены из седла после взятия Казани московскими войсками Ивана Грозного в 1552 году. И с того периода татары живут в обозе истории.  До революции татарских коней называли еще и ногайскими. В одном источнике говорится следующее: “В Россию лошади приводятся из Татарии Ногайской. Они роста среднего весьма удобны для работы. Овес принимают мало… Ногайцы ежегодно присылают на продажу в Москву до 40000 коней … ”. Таким образом, можно считать установленным, что в течение сотен лет на конское поголовье России большую роль сыграло коневодство татар, ногайцев и других кочевников. ( Книга о лошади, том III. Госиздат сельхозлитература. Москва. 1959 г.).  Обычно русские бояре выезжали  на поле боя на высоких русских конях. Кони были не выносливые, скакать могли только несколько километров. Но на высоком коне, боярин показывал свое верховенство. Дворяне скакали на низкорослых юрких татарских конях.

    Русские крестьяне предпочитали покупать татарских коней, так как они потребляли мало корма. В день 1-2 кг овса и несколько кг сена, шерсть у них твердая и  поэтому они редко болеют. На татарских конях можно скакать верхом или запрягать в телегу. В малом крестьянском хозяйстве, нет надобности, таскать большие грузы. Высокие лошади в день потребляют 5-6 кг овса и соответственно много сена. Начиная с Петра I в Россию стали завозить высокие европейских лошадей. В государственном масштабе строились конезаводы. Европейских лошадей использовали в основном на рудниках, заводах и фабриках, для были нужны тяги тяжелых грузов. Но крестьяне их редко приобретали, предпочитая  иметь татарских коней. До революции общепринято было этих коней называть татарскими конями.

    В 30 годы XX века в период коллективизации, под предлогом нужды для колхозов сильных лошадей, татарских коней пустили под нож. В Советский период во все тюркские республики, в том числе и в Татарстан, из русских областей, из Прибалтики, Европы стали завозить разных тяжеловозов, высоких лошадей, в том числе и гибридных. Вот они и представляли в тот период колхозных лошадей, которые сохранились по сегодняшний день.

 В период Великой Отечественной войны из Татарстана очень много поголовья лошадей забрали на войну. А после войны, мотивируя тем, что кони в современное время не нужны, в колхозы стали поступать трактора и машины, перестали заниматься разведением лошадей. И что интересно в Татарстане запретили татарам ездить на седлах. К 60 годам в Татарстане полностью исчезли татарские кони, а заодно исчезло и название “татарские кони”. Уничтожение татарских коней видимо  было обусловлено  не только экономическими расчетами, но и политическими. История татар неразрывно связана с татарскими конями, и  если их не будет, то история татар будет ущербной. Но, несмотря на все ухищрения, эти лошади сохранились незначительно в Башкирии, на Алтае, в Хакасии, Казахстане, Киргизии, в Туве, которая вошла в состав Советского Союза в 1944 году. В 60 – годах местным коням стали давать коды. Так в Башкирии татарские кони стали башкирскими, в Алтае – алтайскими, в Киргизии – киргизскими и т. д. Так исчезло название “татарские кони”.

В 2010-2011 годах о татарских конях было написано много статей, которые были опубликованы в газетах Звезда Поволжья, Ватаным Татарстан, и т. д.  на сайтах “Татар Уян”, казахском сайте “Алтын Орда” и т. д. Авторами многих статей был журналист, много лет проработавший на киргизском телевидении комментатором по конному спорту  Наркас Мулладжанов и другие. На основании этих статей в Башкортостане приняли программу по возрождению башкирских коней, а в Казахстане программу по возрождению адайской (ногайской) породы лошадей.

В августе 2011 году в средствах массовой информации прошло сообщение  разрабатываемой в Татарстане Программы по развитию коневодства и конного спорта на 2013-2015гг., на которое должны потратиться 2,5 млрд. рублей. К нашему великому удивлению в этой программе уделяется внимание английским, арабским, французским, американским, русским и т. д. породам коней, а татарским нет. Вот тогда и возникло решение о создании Ассоциации “Татар аргамаклар”. Целью ассоциации была пропаганда татарских коней. Для возрождения татарских коней  в Татарстане, необходимо закупать их в Туве, на Алтае, Казахстане и т. д. Здесь они вернут свое историческое название – “Татарские кони”. Как в республике Алтай, Туве, Татарстане, Казахстане, Киргизии проводить конные бега – Байга на 20, 40, 100 км. Татарские кони должны участвовать на празднике Сабантуй, и быть татарским брендом. Татарскому коню надо обязательно поставить памятник. И было бы неплохо, если бы они участвовали на открытии Универсиады в 2013 году.

К сожалению, у нас в республике у правящей верхушки в почете арабские и английские кони. Для них находят и корма. Их лелеют, заботятся, ими восхищаются, разводят и пропагандируют. Хотя они не являются национальной гордостью республики. В Аравийском полуострове до 7 века не было коней. Арабы пользовались для своих нужд  верблюдов. После исламских походов арабам в трофеи достались разные кони. Тогда арабы решили заиметь и своих коней. Они стали скрещивать коней, чтобы получить таких, которые могли существовать в жарких арабских землях. В течении сотен лет им удалось вывести такую породу, которую назвали “арабская”. В крови арабской лошади есть ферменты, которые при температуре свыше 30-35 градусов жары разжижают кровь и кони начинают скакать с большой скоростью, но пробегают они не более 1-7 км. В Татарстане температура резко континентальная и такой жары нет. Поэтому в Татарстане арабские кони не показывают хороших результатов на резвость. Содержать арабских коней очень дорого. Им нужны теплые конефермы, питаются они финиками, фруктами, бананами и т. д. Тоже самое можно сказать и про английских коней. В 1750 году путем скрещивания скандинавской лошади с арабской получили английскую лошадь. И обслуживание данной лошади тоже очень дорого. Сегодня английских, арабских коней разводят в большом количестве на конефермах в Англии, Америке, Испании, во многих Арабских странах и т. д. Кони очень дорогие, от 300 тысяч и выше. Сейчас в мире идет перепроизводство этих лошадей. Затруднение происходит в их продаже. Недостатком этих лошадей является, то, что разводчики не знают, куда их девать после 3 лет скачек. В деревне покупатель не находится, так как их нельзя задействовать в работе. Мясо получается дорогое. Для туризма это удовольствие тоже очень дорогое, да и ездить на них могут только профессионалы.

     Дело в том, что нас татар сегодня очень многие относят к земледельческой нации.  Оседлым народом татары стали пятьсот лет тому назад, но кони у татар всегда были в полной боевой готовности, еще полтысячелетия, а это означает, что в татарах еще был жив дух кочевого мира. Еще во времена Пугачева в каждом татарском дворе держали до 20 коней. В одной из татарских деревень отряд Мехельсона конфисковал у 200 семей 4000 лошадей. Еще в начале XX веков в татарских семьях в деревнях держали в среднем по две лошади.   К сожалению из всех тюркских народов только татары сегодня отвернулись от своих коней. Хотя татарские кони сделали историю для татар. Дело дошло до того что татары забыли как делать седла. И Татарстан закупает седла за границей из Финляндии, Франции и т.д. Мне самому пришлось ехать в Башкирию и купить там седло. Хочется верить, что скоро и на наших ипподромах будут испытываться на выносливость  и татарские кони.

    Живу я в Высокогорском районе в деревне Камаево. У меня есть два  татарские коня, подаренных мне в Башкирии. Есть татарские кони и у Фарида Набиулина, который взялся их разводить и живущего в селе Карабаш Бугульминского района Татарстана.  Конь в любом дворе, подворье, усадьбе приносит счастье и их в глубокую старину неслучайно предки называли небесными конями и роняли горькие слезы, когда кони гибли на поле брани. Забывать об этом не стоит.

          Безертинов Рафаэль. г. Казань. 2012 г.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...