Jump to content



koldenen_kypshak

Казахская степная лошадь и ее региональные подвиды

Recommended Posts

-  в центральном Казахстане дикую  лошадь  , которая ещё  норовит укусить ....называют Жабы 

 

-  горные районы всегда считались дикими в связи их недосягаемости  ....  Тау-Таг-Тав 

 

-  Конкретизируйте пожалуйста, казахи какой области, а то "центральный" слишком размытое понятие.

 

-  Фейк, искажение казахского языка.

Link to post
Share on other sites

  •  Акмолинской области.
  •  Актюбинской области.

     Костанайской области.

     Кызылординской области.

    может и в других областях называют , надо уточнить 

 

 

 

Link to post
Share on other sites
  •  Акмолинской области.
  •  Актюбинской области.

     Костанайской области.

    Кызылординской области.

    может и в других областях называют , надо уточнить 

 

В Акмолинской и Костанайской так не говорят. И вообще сомневаюсь что где-либо применяют это название в самом народе. Имхо, это название книжное.

Link to post
Share on other sites

 

Джэбе является одним из двух типов казахской породы, самым крупным. Это порода степного типа.

 

Жабы - Жабай  , этих диких  лошадей было много, казакы ат -это общее название лошадей  именно на таких лошадях проходили ограмные дистанции . 

 

Ув. Kanter, степная казахская лошадь наоборот отличается малорослостью, так что она не "жабы".

И вообще где распространена эта загадочная книжная разновидность лошади? Мы - казахи Степного края такой, например, не знаем и о ней не слышали. 

 

 

Из энциклопедии Брокгауза и Ефрона: Каракалпаки

 

Живут оседло и даже разводят крупный рогатый скот (похожи на черкасский), лошадей (порода крупнее киргизской, но уступает туркменской) и овец; занимаются и земледелием, а также рыболовством (имеют лодки, солят рыбу и сбывают в Россию). 

 

 

У каракалпаков только одна порода лошадей - Йабы. Остальные селекционные или заимствованные у туркмен, которых очень мало, на любителя. Думаю, в энциклопедии речь идет именно о Йабы, хотя это слово нынче пишется как Жабы, но в разговорном прочно употребляют Йабы. Таким образом, Йабы (Жабы) и название лошади, и название кипчакского уру.

Link to post
Share on other sites

Ув. Kamal, вы подтвердили мои догадки, что это название может бытовать у казахов, соседей каракалпаков, но остальные регионы с ним не знакомы.

  • Одобряю 1
Link to post
Share on other sites

Ув. Kamal, вы подтвердили мои догадки, что это название может бытовать у казахов, соседей каракалпаков, но остальные регионы с ним не знакомы.

 

Скорее так и есть.

  • Одобряю 1
Link to post
Share on other sites

 

 

Джэбе является одним из двух типов казахской породы, самым крупным. Это порода степного типа.

 

Жабы - Жабай  , этих диких  лошадей было много, казакы ат -это общее название лошадей  именно на таких лошадях проходили ограмные дистанции . 

 

Ув. Kanter, степная казахская лошадь наоборот отличается малорослостью, так что она не "жабы".

И вообще где распространена эта загадочная книжная разновидность лошади? Мы - казахи Степного края такой, например, не знаем и о ней не слышали. 

 

 

Из энциклопедии Брокгауза и Ефрона: Каракалпаки

 

Живут оседло и даже разводят крупный рогатый скот (похожи на черкасский), лошадей (порода крупнее киргизской, но уступает туркменской) и овец; занимаются и земледелием, а также рыболовством (имеют лодки, солят рыбу и сбывают в Россию). 

 

 

У каракалпаков только одна порода лошадей - Йабы. Остальные селекционные или заимствованные у туркмен, которых очень мало, на любителя. Думаю, в энциклопедии речь идет именно о Йабы, хотя это слово нынче пишется как Жабы, но в разговорном прочно употребляют Йабы. Таким образом, Йабы (Жабы) и название лошади, и название кипчакского уру.

 

 

Джабе
Беляев А.

   Так называют некрупную, массивную лошадь, созданную методами неродной селекции в степях Центрального Казахстана. Резко континентальный климат, суровые условия содержания (круглый год на подножном корму) выковали в ней неоценимые качества: крепкое здоровье, неприхотливость к внешним условиям среды (и морозу и жаре) и исключительную способность к нажировке. 

   Казахские лошади типа джабе всегда высоко ценились местным населением, как отличные транспортные животные, от которых можно получать и высококалорийное мясо, и молоко для приготовления кумысе, этого излюбленного казахами вкусного и питательного напитка. 

   В сохранении и дальнейшем совершенствовании этой уникальной породной группы большую роль сыграл организованный в 1930 году на территории Актюбинском области Эмбинский конный завод. В заводе велась углубленная племенная работа с точным и систематическим учетом происхождения лошадей и развития молодняка, проверялись и оценивались жеребцы и лучшая часть кобыл по качеству потомства. Формировались отдельные по полу и возрасту табуны молодняка старше одного года. Лошади моложе трех лет в случку не допускались. С помощью Института коневодства была .налажена научно обоснованная технология выпаса лошадей с четкой сменой пастбищ по сезонам года. 

   В Эмбинском заводе сложилось четыре линии лошадей типа джабе жеребцов Замка, Беркута, Писателя и Заура. Первая — линия Замка «ушла в матки», а три остальных сохранились до наших дней. Этот завод в течение более 20 лет служил рассадником лошадей типа джабе и оказал заметное влияние на коневодство Актюбинской области и за ее пределами. 

   По данным породного учета, на 1 января 1964 года только в колхозах и совхозах Актюбинской области насчитывалось свыше 12 тыс. лошадей типа джабе. Племенная продукция Эмбинского конного завода дала возможность создать ценные группы таких лошадей на Бекпакдолинской опытной станции Карагандинской области и на экспериментальной базе Казахского научно-исследовательского института животноводства Алма-Атинской области. 

   Как известно, в середине пятидесятых годов Эмбинский конный завод, как и многие другие конные заводы Казахской ССР, был реорганизован и превращен в овцеводческий совхоз. Количество лошадей в нем сократилось, значительно снизился и уровень племенной работы по коневодству. 

   В 1964 году по решению правительства Казахстана на базе этого овцесовхоза был вновь создан завод, специализированный на разведении племенных табунных лошадей (джабе и кушумских) и названный Мугоджарским. 

   Как те, так и другие лошади, хорошо приспособленные к суровым условиям содержания, перенесли трудности реорганизационного периода, лучшие особи сохранились. 

   В новом заводе в 1965 году была проведена бонитировка 18 племенных жеребцов и 422 кобыл типа джабе. Из осмотренных жеребцов 7 отнесено к классу элиты и 11— к первому классу. Их средние промеры 148—180 — 20,3 и живой вес 488,4 кг. По происхождению их можно отнести к трем указанным выше линиям (Беркута, Писателя и Заура}, созданным в свое время в Эмбинском конном заводе. Бонитировка кобыл дала следующие результаты: 55 было отнесено к элите, 240 — к первому классу и 127 ко второму классу. Средний живой вес кобыл — 420,8 кг, а промеры 144—153—176—13,6. 

   Правда, из общего количества обследуемых лошадей только 13 жеребцов и 131 кобылу можно считать чистопородными джабе. Остальные жеребцы и кобылы несут в большей или меньшей степени кровь заводских пород лошадей, ранее разводимых в Эмбинском конном заводе и овцесовхозе (чистокровной верховой, донской, буденновской и даже русской рысистой пород). 

   Хотя эти помеси и несут в себе кровь заводских пород, видимо, под влиянием искусственного и естественного отбора они стойко сохранили в себе выраженный тип джабе (костистость, глубокую грудь, способность к нажировке) и вполне пригодны для племенного использования и дальнейшего совершенствования этой ценной породной группы. В Мугоджарском конном заводе составлены основные наметки селекционного плана, которыми предусматривается вести накопление крови джабе путем скрещивания помесей с чистопородными жеребцами (джабе), а жеребцов, имеющих незначительное прилитие крови заводских пород, использовать в скрещивании с менее ценными кобылами по принципу «экстерьерной компенсации». 

   Наряду с этим здесь применяется и метод чистопородного разведения. Ограниченность в линиях не привела в тупик селекционно-племенную работу. От сочетания трех имеющихся линий получены хорошие результаты. Современные жеребцы и кобылы Мугоджарского конного завода намного превышают своих предков по промерам. 

   Дальнейшая селекционная работа, направленная на совершенствование джабе в Мугоджарском конном заводе, будет осуществляться с применением проверенных на практике линий и умеренного инбридинга на лучших представителей. В настоящее время в конном заводе ведутся тщательный отбор и подбор, введено направленное выращивание племенных жеребчиков при зимнем комбинированном пастбищно-сарайном содержании с подкормкой концентрированными и грубыми кормами. 

   Мугоджарский конный завод является основным поставщиком лошадей типа джабе. Завод уже продал живконторе в 1966 году 49 жеребчиков, из них класса элиты 10 и первого класса 39, а в 1967 году — 60, из них класса элита 16, первого класса 44. Для того чтобы конный завод полностью смог удовлетворить спрос на племенных жеребчиков типа джабе необходимо в ближайшие 1—2 года увеличить количество кобыл этого типа в табунах до 1000 голов (кроме 250 маток кушумской породной группы) за счет концентрации в заводе лучших маток местной казахской породы .из совхозов Актюбинской области для поглотительного скрещивания с жеребцами джабе. Такое увеличение маточного поголовья обеспечит рентабельность хозяйства. 

   

   А. БЕЛЯЕВ, 

   директор Актюбинской 

   сельскохозяйственной опытной 

   станции 

   

  

"Коневодство и конный спорт" №6, 1968г.
Link to post
Share on other sites

Рост, развитие, формирование мясности казахских лошадей типа джабе в условиях пастбищно-тебеневочного содержаниятема диссертации и автореферата по ВАК 06.02.04, кандидат сельскохозяйственных наук Кикебаев, Набидулла Аханович

 
 
Автореферат
Диссертация
Артикул: 301678
Год: 
1984
Автор научной работы: 
Кикебаев, Набидулла Аханович
Ученая cтепень: 
кандидат сельскохозяйственных наук
Место защиты диссертации: 
Алма-Ата
Код cпециальности ВАК: 
06.02.04
Специальность: 
Частная зоотехния, технология производства продуктов животноводства
Количество cтраниц: 
169
Оглавление диссертации кандидат сельскохозяйственных наук Кикебаев, Набидулла Аханович

 

Наибольшее распространение в Казахстане находят казахские лошади типа джабе. Их численность в настоящее время составляет 317 тысяч. Поэтому решение указанных вопросов на данном * >«материале имеет большое практическое значение.

Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/rost-razvitie-formirovanie-myasnosti-kazakhskikh-loshadei-tipa-dzhabe-v-usloviyakh-pastbishc#ixzz3QK6aEZ00

Link to post
Share on other sites

В Эмбинском 

Актюбинской области 
Мугоджарским
 
 
В сохранении и дальнейшем совершенствовании этой уникальной породной группы большую роль сыграл организованный в 1930 году на территории Актюбинском области Эмбинский конный завод. 
По данным породного учета, на 1 января 1964 года только в колхозах и совхозах Актюбинской области насчитывалось свыше 12 тыс. лошадей типа джабе. 

 

Так оно и есть, юго-западный Казахстан, а перед этим вы писали про Кызылординскую область.

 

Если это общераспространенная казахская степная лошадь, то почему вели ей счет и что еще более странно - выводили в питомниках?

Поди это все-таки какая-то отдельная порода, подвид.

 

Что ни говори, в каждом регионе у нас своя порода лошадей, пусть не сильно они отличаются друг от друга, но разные. Эта самая ваша джабы не протянет и одной нашей суровой снежной и морозной зимы на тебеневке, а наша сразу же околеет при переходе найманских гор разбив себе все копыта. Короче у каждой свой климат, свои травы, свое предназначение наконец.  :)

Link to post
Share on other sites

Рост, развитие, формирование мясности казахских лошадей типа джабе в условиях пастбищно-тебеневочного содержаниятема диссертации и автореферата по ВАК 06.02.04, кандидат сельскохозяйственных наук Кикебаев, Набидулла Аханович

Место защиты диссертации: 

Алма-Ата

 

Поди референт и в глаза не видел мифическую джабы.  :)

Link to post
Share on other sites

 

Рост, развитие, формирование мясности казахских лошадей типа джабе в условиях пастбищно-тебеневочного содержаниятема диссертации и автореферата по ВАК 06.02.04, кандидат сельскохозяйственных наук Кикебаев, Набидулла Аханович

Место защиты диссертации: 

Алма-Ата

 

Поди референт и в глаза не видел мифическую джабы.  :)

 

 

 

В Эмбинском 

Актюбинской области 
Мугоджарским
 
 
В сохранении и дальнейшем совершенствовании этой уникальной породной группы большую роль сыграл организованный в 1930 году на территории Актюбинском области Эмбинский конный завод. 
По данным породного учета, на 1 января 1964 года только в колхозах и совхозах Актюбинской области насчитывалось свыше 12 тыс. лошадей типа джабе. 

 

Так оно и есть, юго-западный Казахстан, а перед этим вы писали про Кызылординскую область.

 

Если это общераспространенная казахская степная лошадь, то почему вели ей счет и что еще более странно - выводили в питомниках?

Поди это все-таки какая-то отдельная порода, подвид.

 

Что ни говори, в каждом регионе у нас своя порода лошадей, пусть не сильно они отличаются друг от друга, но разные. Эта самая ваша джабы не протянет и одной нашей зимы, а наша околеет при переходе найманских гор.  :)

 

 свыше трёх миллионов голов лошадей вывезли с Казахстана  , каких вы думаете забирали , на тушёнку , на фронт , или проосто так забивали и сжигали   ?  карликовых пони ?

 

Link to post
Share on other sites

Смотря из каких регионов вывозили, граничащих с Россией наверно? Тогда до джабы руки не дотянулись наверно. 

Link to post
Share on other sites

Судя по залитым в интернете фото, джабы очень крупная телом, типа мини-тяжеловоз. 

Link to post
Share on other sites

Смотря из каких регионов вывозили, граничащих с Россией наверно? Тогда до джабы руки не дотянулись наверно. 

Голод в Казахстане 1932-33 годов — часть общесоюзного голода 1931—33 годов, вызванного официальной политикой «уничтожение кулачества как класса», коллективизацией, увеличением центральными властями плана заготовок продовольствия, а также конфискации скота у казахов[1]. ВКазахстане также принято называть этот голод «голощёкинским».

Результатом всех этих акций стал небывалый голод, поразивший все без исключения районы Казахстана. Уже весной 1931 г. с мест в Алма-Ату, ставшую к тому времени столицей, стали поступать сведения о голоде, однако власти их игнорировали и лишь ужесточали административный нажим. В итоге втечение 1931-ЗЗгг. умерли около 2 млн. казахов и 200-250 тыс. казахстанцев других национальностей. Несколько сот тысяч казахов откочевали в Китай, Монголию, Ирак и Афганистан. Численность этноса сократилась вдвое. Огромные потери понесло животноводство. С 1928 по 1932 год численность крупного рогатого скота сократилась с 6 млн. 509 тыс. до 965 тыс. голов, овец - с 18 млн. 566 тыс. до 1 млн. 386 тыс. голов, лошадей - с 3 млн. 616 тыс. до 416 голов, верблюдов - с 1 млн. 42 тыс. до 63 тыс. голов. Конечно, население Казахстана пыталось сопротивляться геноциду, что выразилось в ряде волнений и вооруженных восстаний. 

«Всего же в 30-х годах прошлого века на территории Казахстана произошло более 300 восстаний против коллективизации и раскулачивания, которые были подавлены властями с помощью силы»,

 

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

3241904.jpg80788914-097.jpg

 

вы считаете , что голодомор был в казахстане у областей граничищих с Россией , а остальные казахи ели казы и пили кумыс ?

 

   насчёт голода в Каракалпакии , Камал как то писал , что у Каракалпаков голодомора не было и жили они  сыто .  Вполне вероятно , что  табунами выводили скот в другие республики , ...

Link to post
Share on other sites

 

Смотря из каких регионов вывозили, граничащих с Россией наверно? Тогда до джабы руки не дотянулись наверно. 

 

 

   насчёт голода в Каракалпакии , Камал как то писал , что у Каракалпаков голодомора не было и жили они  сыто .  Вполне вероятно , что  табунами выводили скот в другие республики , ...

 

 

Конечно голод был, как мы сейчас это представляем (дефицит и т.д.), но такого массового голодания с летальным исходом не было. К нам не табунов пригнали, а наоборот людских ресурсов намного больше стало, официально 45 тысяч, кого маленькая Республика с общим населением в то время около 400 тысяч, содержала за счет своего бюджета, столько же простые граждане выходили. Мы сыто не жили, а делились со своими собратьями. Вообще, основная масса каракалпаков не знают, что такое жить богато, главное чтоб соседи были довольны. Я лично денег никогда не считал, хоть миллион, хоть тысяча, распоряжаются то одна жена, теперь - другая.

Link to post
Share on other sites

 

 

Смотря из каких регионов вывозили, граничащих с Россией наверно? Тогда до джабы руки не дотянулись наверно. 

 

 

   насчёт голода в Каракалпакии , Камал как то писал , что у Каракалпаков голодомора не было и жили они  сыто .  Вполне вероятно , что  табунами выводили скот в другие республики , ...

 

 

Конечно голод был, как мы сейчас это представляем (дефицит и т.д.), но такого массового голодания с летальным исходом не было. К нам не табунов пригнали, а наоборот людских ресурсов намного больше стало, официально 45 тысяч, кого маленькая Республика с общим населением в то время около 400 тысяч, содержала за счет своего бюджета, столько же простые граждане выходили. Мы сыто не жили, а делились со своими собратьями. Вообще, основная масса каракалпаков не знают, что такое жить богато, главное чтоб соседи были довольны. Я лично денег никогда не считал, хоть миллион, хоть тысяча, распоряжаются то одна жена, теперь - другая.

 

ну сейчас вы можете говорить это , но факт -классовые враги были  зажиточные Казахи , так как у Казахов основа богатства  Мал-Скот   ,  каракалпаков советская власть не считала за классового врага ...

 

Link to post
Share on other sites

 

 

ну сейчас вы можете говорить это , но факт -классовые враги были  зажиточные Казахи , так как у Казахов основа богатства  Мал-Скот   ,  каракалпаков советская власть не считала за классового врага ...

 

 

 

У нас классовые враги в 30-х годах еще были, остатки бандформирований (басмачи), с которыми еще шла борьба, а в основном земледелие спасло.

Link to post
Share on other sites

 

 

 

ну сейчас вы можете говорить это , но факт -классовые враги были  зажиточные Казахи , так как у Казахов основа богатства  Мал-Скот   ,  каракалпаков советская власть не считала за классового врага ...

 

 

 

У нас классовые враги в 30-х годах еще были, остатки бандформирований (басмачи), с которыми еще шла борьба, а в основном земледелие спасло.

 

   эти банд формирования - так называемые басмачи   состояли из людей которые были не согласны с геноцидом целого народа . 

Link to post
Share on other sites

 

 

 

 

ну сейчас вы можете говорить это , но факт -классовые враги были  зажиточные Казахи , так как у Казахов основа богатства  Мал-Скот   ,  каракалпаков советская власть не считала за классового врага ...

 

 

 

У нас классовые враги в 30-х годах еще были, остатки бандформирований (басмачи), с которыми еще шла борьба, а в основном земледелие спасло.

 

вот вот , я про то и пишу ,  эти банд формирования - так называемые басмачи   состояли из людей которые были не согласны с геноцидом целого народа . 

 

 

Согласен, часть моих предков тоже были басмачами, но про них в моем детстве не говорили как о героях, было табу. Но классовая борьба и борьба с голодом разные вещи, конфисковали лишнее у всех. Просто, основная территория Казахстана в то время не была обработана под посевы, а каракалпаки действовали по веками отработанным методом, выживали.  

Link to post
Share on other sites

SRu4GbxhssrO.jpg
 

погибло свыше 2 миллионов  людей и вы это называете  " конфисковали лишнее " .

 Вот и нашёлся ответ откуда у каракалпаков Жабы .

Link to post
Share on other sites

SRu4GbxhssrO.jpg

 

погибло свыше 2 миллионов  людей и вы это называете  " конфисковали лишнее " .

 Вот и нашёлся ответ откуда у каракалпаков Жабы .

 

Я скорблю вместе со всеми, но повернуть время вспять, исправлять просчеты верхов невозможно. Жабы у каракалпаков были еще с незапамятных времен, когда еще жили на берегах Сырдарьи. Может тогда еще угнали у казахов, думаете Вы?! Но насколько известно, Сырдарьинские каракалпаки пешком пересекли Кзылкумы и добрались до места назначения не все.

 

Конфисковали лишнее, так как, политика была такая - равенство, долой богатых и т.д. Там наверху не додумались, что менталитет народов так устроен, что иметь одну корову в личном хозяйстве для кого-то целое богатство, а для кого-то голодная смерть. У каракалпаков есть пословица дошедшая от предков: уш ай - кабагым, уш ай - балыгым, уш ай - сауыным. уш ай - кауыным (три месяца - ем тыкву, три месяца - рыбу, три месяца - молочное, три месяца - бахчевое), то есть, не делали культа на мясе. Вот и вся разница.

Link to post
Share on other sites

 

Смотря из каких регионов вывозили, граничащих с Россией наверно? Тогда до джабы руки не дотянулись наверно. 

 

вы считаете , что голодомор был в казахстане у областей граничищих с Россией , а остальные казахи ели казы и пили кумыс ?

насчёт голода в Каракалпакии , Камал как то писал , что у Каракалпаков голодомора не было и жили они  сыто .  Вполне вероятно , что  табунами выводили скот в другие республики , ...

 

Kanter, я не про голодомор писал, а про вывоз лошадей, про торговлю и ярмарки.

 

А насчет голодомора да, я больше чем уверен, что он коснулся исключительно тех регионов Казахстана, где казахи существовали исключительно за счет продуктов скотоводства - конфисковали скот и казах автоматически подвергался неминуемой и быстрой гибели. Но там, где казахи наряду со скотоводством занимались еще земледелием, бахчеводством или садоводством, голод наступить не мог, какие это регионы вы сами наверно догадываетесь. 

 

Читайте архивные материалы на этот счет, их предостаточно.

 

Например, в наших краях смогли выжить в основном те, кто не задерживаясь мигрировал в соседние районы России, в Новосибирскую область и Алтайский край, нанявшись в русские хозяйства батраками на земледельческих работах, многие из которых после вернулись, а часть осталась там до сих пор. А оставшиеся у себя дома практически большинство умерли с голоду, дошло до того, что не стало собак, кошек и воробьев, часто фиксировались и случаи каннибализма (это тоже по архивным документам и по свидетельствам наших родителей).

Link to post
Share on other sites

 

 

Смотря из каких регионов вывозили, граничащих с Россией наверно? Тогда до джабы руки не дотянулись наверно. 

 

вы считаете , что голодомор был в казахстане у областей граничищих с Россией , а остальные казахи ели казы и пили кумыс ?

насчёт голода в Каракалпакии , Камал как то писал , что у Каракалпаков голодомора не было и жили они  сыто .  Вполне вероятно , что  табунами выводили скот в другие республики , ...

 

Kanter, я не про голодомор писал, а про вывоз лошадей, про торговлю и ярмарки.

 

А насчет голодомора да, я больше чем уверен, что он коснулся исключительно тех регионов Казахстана, где казахи существовали исключительно за счет продуктов скотоводства - конфисковали скот и казах автоматически подвергался неминуемой и быстрой гибели. Но там, где казахи наряду со скотоводством занимались еще земледелием, бахчеводством или садоводством, голод наступить не мог, какие это регионы вы сами наверно догадываетесь. 

 может быть казахи в банки маринады ,  салаты закручивали ? какие регионы ?

Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now




×
×
  • Create New...