enhd Posted December 16, 2013 Share Posted December 16, 2013 Мазар Козы Корпеш - Баян Сулу (Көзи Көрпеш?) В 1856 году мавзолей и скульптуры рядом с ним были зарисованы Чоканом Валихановым. Кто нибудь может представить зарисовку Чокана Валиханова? Было бы интересно как выглядил тогда этот сооружение. Link to comment Share on other sites More sharing options...
АксКерБорж Posted December 17, 2013 Share Posted December 17, 2013 Мавзолей "Қозы Көрпеш и Баян Сұлу сулу" находится в Семипалатинской области в 6 км. к юго-западу от железнодорожной станции Тансык. Недалеко горы Чингизхана "Шыңғыстау". О нем писал Ч.Ч.Валиханов "О киргиз-кайсацких могилах (молах) и древностях вообще" // Собр. соч. в пяти томах. Алма-Ата, 1984. Т. 1. А также А.И.Левшин "Описание киргиз-казачьих или киргиз-кайсацких орд и степей". Ч. I "Географические известия", Гл. 8 "Развалины": "На берегу реки Аягуз, впадающей в озеро Балхаш, стоит остроконечное здание, весьма тщательно построенное из каменных гладких плит. В нем три каменные статуи, из коих две, по словам киргиз-казаков, изображают прославляемых в сказках любовников Баян-сулу и Козы-Корпеш, и третья - их служанку. Верующие в подлинность их изображений приносят им жертвы." Давно мечтаю там побывать. Говорят, что внутри уже нет никаких статуй, вандализм советской эпохи. Казахи считают, что статуи принадлежали: Баян сұлу (красавице Баян), ее младшей сестре Айғыз, старшей сестре Айтаңсық и четвертая (говорят что было их четыре) самому Қозы Көрпешу. Участник нашего форума в прошлом ув. Хаджи-Мурат в своей статье пишет: "Осенью 1856 года Ч.Ч.Валиханов сделал зарисовки его внешнего вида и интерьера, а также каменных изваяний Козы-Корпеша, Баян-слу и ее старших сестер Айтансык и Айкыз. Здесь нужно отметить, что В.Б.Броневский, исследовавший в 1825 году упомянутый мавзолей, писал о трех скульптурах - Козы-Корпеша и двух женщин. Возможно, в связи с тем, что у одной из каменных фигур была отбита голова (рисунок 2), она не была принята во внимание. Однако в труде Н.А.Абрамова "Каменная пирамида - намогильный памятник Кузы Курпеча и Баян слу в Киргизской степи" упоминаются четыре изваяния, вытесанных из камня. Первая скульптура признается изображением Козы-Корпеша, рядом стоящая фигура женщины - Баян-слу, затем следуют изваяния Айбаса, организовавшего людей на доставку камня для возведения гробницы погибшим влюбленным, и женщины, супруги старшего брата красавицы Баян [1, 64-68].При этом Хаджи-мурат Илиуф приводит рисунок - схематическое изображение каменных скульптур персонажей поэмы "Козы-Корпеш - Баян-слу" (автор рисунка - Чокан Валиханов). Но рисунок кажется не прикреплен: http://www.provizitku.ru/yourisprudenciya/freqw/kozy-korpesh_i_bajan-slu_problema_opredelenija_vremeni_vozniknovenija_poehmy_v_trudakh_uchenykh-vostokovedov__2005__6_s.html Link to comment Share on other sites More sharing options...
enhd Posted December 17, 2013 Author Share Posted December 17, 2013 көзи көрпеш и пр. компании конечно народный фольклор. Мне бы интересно глянуть зарисовку. Кто нибудь сюда вложите пжлста. И ещё там есть ли остатки балбалов? Дверце сооружения в какую сторону света смотрит? Link to comment Share on other sites More sharing options...
Rea3 Posted December 17, 2013 Share Posted December 17, 2013 И ещё там есть ли остатки балбалов? было информации что пару скульптур вывезли в германию. а других не осталось правда-нет не могу утвердать Дверце сооружения в какую сторону света смотрит? имеете виду вход - понятно на восток АКБ. нет, еще до совето виз пушки растреляли мавзолей вроде семенов тань-шанский писал обтом Link to comment Share on other sites More sharing options...
Aiba Posted December 19, 2013 Share Posted December 19, 2013 зарисовка балбалов Валиханова 16 июля 1898 года Н.Н.Пантусов посетил памятник Козу-керпеч и Баян-солу (каз. – Козы-Көрпеш – Баян сұлу), расположенной между станциями Кызылкия и Малым Аягузом.Памятник сложен из каменных плит, высота 17-18 аршин, размерами сторон 7-6 аршин. Вход расположен с юго-западной стороны. По описанию Н.Н.Пантусова в 1883 году на могиле Козы-Корпеша находилось четыре каменных баб. Все они были переломлены на несколько частей. По мнению Н.Н.Пантусова, они изображали: один – Козы-корпеша, другой – его жену Баян сулу, третья – сестру Баян сулу и четвертая – жену ее брата (Дженке). зарисовка памятника выполненная Пантусовым 1 Link to comment Share on other sites More sharing options...
enhd Posted December 19, 2013 Author Share Posted December 19, 2013 зарисовка балбалов Валиханова 16 июля 1898 года Н.Н.Пантусов посетил памятник Козу-керпеч и Баян-солу (каз. – Козы-Көрпеш – Баян сұлу), расположенной между станциями Кызылкия и Малым Аягузом. Памятник сложен из каменных плит, высота 17-18 аршин, размерами сторон 7-6 аршин. Вход расположен с юго-западной стороны. По описанию Н.Н.Пантусова в 1883 году на могиле Козы-Корпеша находилось четыре каменных баб. Все они были переломлены на несколько частей. По мнению Н.Н.Пантусова, они изображали: один – Козы-корпеша, другой – его жену Баян сулу, третья – сестру Баян сулу и четвертая – жену ее брата (Дженке). зарисовка памятника выполненная Пантусовым Да, скульптуры из зарисовки Валиханова точно тюркские, а именно с времен процветания көк тюрков.А вот сооружение мне кажется как смотровая башня крепость киданьского (каракитай) типа. Сделаю вывод: смешались две разные предметы - древнетюркская могила с балбалами и поздняя киданьская башня-крепость. И красивая легенда о двух влюбленных лиц, полная белиберда из этого. 2 Link to comment Share on other sites More sharing options...
Aiba Posted December 19, 2013 Share Posted December 19, 2013 страницы из книги Пантусова Н.Н. Древности Средней Азии. 1902. Казань. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Шелдон Купер Posted December 19, 2013 Share Posted December 19, 2013 http://www.tatforum.info/forum/lofiversion/index.php?t7124-50.html Тут вы можете прочитать про Козы Корпеша и Баян Сулу. Link to comment Share on other sites More sharing options...
enhd Posted December 20, 2013 Author Share Posted December 20, 2013 страницы из книги Пантусова Н.Н. Древности Средней Азии. 1902. Казань. ... Все здание сего памятника сложено из каменных плитников на глине; конструкция его такая-же, как и памятник Денгека (близ выселка Абакумовского): оба построены по одному образцу. Высотой от 17 до 18 аршин, шириной в одну сторону 7 аршин, в другую 6 аршин. ... Значит все таки этот сооружение является сигнальной башню киданьского времени. Остатки таких башен находятся по всей Алтае расположенные по линии границы киданьцев в какие-то время. Остатки сигнальных башен киданьских времен в Монголии. Хар бухын балгас (из каменных плит) Хэрлэн барс хотын туурь (из сырых, синих кирпичей) Крепостные стены Хара-Балгаса VIII–IX вв. А балбалы случайно совпадали по местности с киданьской башней. Последнее, легенда о "Көзи Көрпеш и Баян Сулу" - просто прекрасный народный фольклор не имеющий прямой связь с сооружением. 1 Link to comment Share on other sites More sharing options...
Aiba Posted December 20, 2013 Share Posted December 20, 2013 памятник Денгек Link to comment Share on other sites More sharing options...
enhd Posted December 22, 2013 Author Share Posted December 22, 2013 Итак, все ясно что эти сооружение остатки некогда стоявших сигнальных башен киданьцев (китай, каракитай - учтите что не ханьцы!!) которых строили они вдоль границ своих владении. А, "Мазар Козы Корпеш - Баян Сулу" - это официально считают казахстанские историки, археологи? Ну это построение явно XX или XXI -го века. Честно надо писать и учить детей что было построено этот сооружение в 19ХХ или 20ХХ-ом году на месте древнего каменного башня киданьской империи. А настоящего памятника древнетюркских, с балбалами, изучать отдельно не связывая с легендой алтайских ойротов тюрков. Link to comment Share on other sites More sharing options...
bek_nur Posted December 22, 2013 Share Posted December 22, 2013 Вы не утомимы енхд, а хоть бы и остатки найманского зодчества, акурат в этом районе и была пограничная зона найманского ханства. Насколько я знаю сооружения кубовидной формы с усеченным конусом к навершию имеют названия "шошак тобе" - эта форма сооружений имеется традиционно у казахов, как надгробные мавзолеи А в том что реконструкцию сделали не с усеченным конусом, а заостренным - это уже вопрос другой Памятники зодчества 16 в. встречаются значительными группами в районе древних городов Сыгнака, Саурана, Дженда, Туркестана и Отрара. В историко-художественном отношении значительный интерес представляет Сауранская башня, ныне уже разрушенная. Это - один из наиболее выдающихся памятников того времени, монументальное сооружение, построенное по типу бухарских башен, высотой до 16 м. Столь же значительна башня Бегим-Мунара, расположенная в низовьях Сыр-Дарьи, и комплекс Сунак-Ата, расположенный в ансамбле старинных памятников города Сыгнака. О типах постройки той эпохи ясное представление дают памятники, дошедшие до нас в сравнительно хорошем состоянии. Здесь прежде всего нужно отметь мавзолеи Кармакчи-Ата и Сараман-Ата, расположенные в низовьях Сыр-Дарьи. Первый из них имеет форму кубовидного здания с куполом в виде усеченного конуса - один из обычных типов надгробных сооружений в Казахстане. Другие памятники низовьев Сыр-Дарьи и района Каратау характеризуются обычными формами шатровых зданий. К ним относятся мавзолеи Кара-батыр, Торе-Там, Шек-Нияз, группа надгробных сооружений в предгорьях Кара-Тау. Памятники Центрального Казахстана в районе Улу-Тау, сохраняя общий принцип шатровой конструкции, отличаются многообразием планов. Здесь встречаются многогранные и эллипсоидные планы и их комбинации. Своей строгой формой выделяется мавзолей Казангапа, ныне почти полностью разрушенный. К 15-16 вв. относится мавзолей Болган-Ана №2, находящийся в ансамбле древнего некрополя того же названия. Комплекс расположен на р. Кенгир, при впадении ее в Сары-Су. http://lib2.podelise.ru/docs/32738/index-6047-17.html Link to comment Share on other sites More sharing options...
АксКерБорж Posted December 22, 2013 Share Posted December 22, 2013 Да, скульптуры из зарисовки Валиханова точно тюркские, а именно с времен процветания көк тюрков.А вот сооружение мне кажется как смотровая башня крепость киданьского (каракитай) типа.Сделаю вывод: смешались две разные предметы - древнетюркская могила с балбалами и поздняя киданьская башня-крепость. И красивая легенда о двух влюбленных лиц, полная белиберда из этого. Судя по тому, что легенда распространена у многих тюркских народов от Европы до низовьев Лены, а балбалы свидетельствуют о доисламской эпохе тюрков, то никакие кара-китаи к сооружению отношения не имеют. Откуда вы это взяли, сейчас придумали? Что-то не похоже на башню-крепость, нет верхней площадки и смотровых окон. Или у вас есть доказательства, что надмогильное сооружение это дело зодчества предков монголоязычных народов - каракитаев? Link to comment Share on other sites More sharing options...
АксКерБорж Posted December 22, 2013 Share Posted December 22, 2013 Остатки сигнальных башен киданьских времен в Монголии. Это же по форме развалины обычного ламаистской ступы "субургана" (суварга). Link to comment Share on other sites More sharing options...
АксКерБорж Posted December 22, 2013 Share Posted December 22, 2013 Ну это построение явно XX или XXI -го века. Честно надо писать и учить детей что было построено этот сооружение в 19ХХ или 20ХХ-ом году на месте древнего каменного башня киданьской империи. Наш Enhd - zaatan из-за своей детской наивности просто повелся на различиях старой зарисовки, где сооружение имеет разрушения и современного фото, где оно предстает в новом видею Простительная ошибка. Поясняю, что он был действительно недавно отрестарирован к 1500 летию легенды. Считают, что от этого памятник потерял свою прелесть, нанесенную столетиями. Судя по дореволюционным фотографиям, поверхность памятника была сильно выщерблена, сегодня же ее выровняли современной каменной кладкой. И еще вы просили с какой стороны вход в сооружение. Так кот, не по монгольски, т.е. не по каракиданьски на юг, а по-тюркски - на восток. Link to comment Share on other sites More sharing options...
АксКерБорж Posted December 22, 2013 Share Posted December 22, 2013 Вероятно эпос имеет происхождение в хуннско-гунской среде, о чем свидетельствует обширная география распространения и события, география и названия описанные в нем. Link to comment Share on other sites More sharing options...
АксКерБорж Posted December 22, 2013 Share Posted December 22, 2013 легенда о "Көзи Көрпеш и Баян Сулу" - просто прекрасный народный фольклор не имеющий прямой связь с сооружением. Вы можете это легко проверить. Если вы в жизни одинокий волк или если желаете настоящей любви, то вам надо срочно приехать на Аягуз, на древнюю землю найманов и горы Чингизхана, отнятые им у найманов и потому сменивших свое название с Найман-таг на Чингиз-таг (тау) и попросить у духов Козы-Корпеша и Баян-сулу покровительства и помощи. Говорят что помогает. Link to comment Share on other sites More sharing options...
bek_nur Posted December 22, 2013 Share Posted December 22, 2013 О типах постройки той эпохи ясное представление дают памятники, дошедшие до нас в сравнительно хорошем состоянии. Здесь прежде всего нужно отметь мавзолеи Кармакчи-Ата и Сараман-Ата, расположенные в низовьях Сыр-Дарьи. Первый из них имеет форму кубовидного здания с куполом в виде усеченного конуса - один из обычных типов надгробных сооружений в Казахстане. Кубовидная форма с усеченным конусом - навершием как буд то создано для размещения какого то знака на вершине Похожие надгробные сооружения есть во многих местах Евразии (христианство тут нипричем) город Севастополь: Храм св. Николая на Братском кладбище 1870 г Братское кладбище. Южные ворота Link to comment Share on other sites More sharing options...
bek_nur Posted December 22, 2013 Share Posted December 22, 2013 Если вы в жизни одинокий волк или если желаете настоящей любви, то вам надо срочно приехать на Аягуз, на древнюю землю найманов и горы Чингизхана (Чингиз-таг) и попросить у духов Козы-Корпеша и Баян-сулу покровительства и помощи. Говорят что помогает. Что серьезно? Приму к сведению 1 Link to comment Share on other sites More sharing options...
enhd Posted December 22, 2013 Author Share Posted December 22, 2013 Ну это построение явно XX или XXI -го века. Честно надо писать и учить детей что было построено этот сооружение в 19ХХ или 20ХХ-ом году на месте древнего каменного башня киданьской империи. Наш Enhd - zaatan из-за своей детской наивности просто повелся на различиях старой зарисовки, где сооружение имеет разрушения и современного фото, где оно предстает в новом видею Простительная ошибка. Поясняю, что он был действительно недавно отрестарирован к 1500 летию легенды. Считают, что от этого памятник потерял свою прелесть, нанесенную столетиями. Судя по дореволюционным фотографиям, поверхность памятника была сильно выщерблена, сегодня же ее выровняли современной каменной кладкой. И еще вы просили с какой стороны вход в сооружение. Так кот, не по монгольски, т.е. не по каракиданьски на юг, а по-тюркски - на восток. Ну, это прекрасно свидетельствует насколько фальцифицированная и фольклорьная у вас наука стоит. Каменная башня киданьской эпохи стали надмогильным сооружением героев народного фольклора, а сооружение надмогильная посвященное кому то знатному человеку может мусульманина стал мавзолеем Джучи-хана. Ребята, у вас в Казахстане наука стоит на этом уровне. Забыл ещё блестят умными выводами Данияров и АксКерБорж. Где-то одна смышленняя женщина делала вот такую реставрацию. Link to comment Share on other sites More sharing options...
bek_nur Posted December 22, 2013 Share Posted December 22, 2013 Из европеоида Исуса, сделали монголоида Ису, она наверно халхаска была))) С уважением ко всем верующим! Про фольк: Вы сами уважаемый Енхд его начали, у вас нет докозательств что это сооружение не мазар Козы корпеш и Баян сулу, а только домыслы 1 1 Link to comment Share on other sites More sharing options...
Модераторы Стас Posted December 22, 2013 Модераторы Share Posted December 22, 2013 Маразм крепчал Link to comment Share on other sites More sharing options...
Аrсен Posted December 22, 2013 Share Posted December 22, 2013 Ну это построение явно XX или XXI -го века. Честно надо писать и учить детей что было построено этот сооружение в 19ХХ или 20ХХ-ом году на месте древнего каменного башня киданьской империи. Наш Enhd - zaatan из-за своей детской наивности просто повелся на различиях старой зарисовки, где сооружение имеет разрушения и современного фото, где оно предстает в новом видею Простительная ошибка. Поясняю, что он был действительно недавно отрестарирован к 1500 летию легенды. Считают, что от этого памятник потерял свою прелесть, нанесенную столетиями. Судя по дореволюционным фотографиям, поверхность памятника была сильно выщерблена, сегодня же ее выровняли современной каменной кладкой. И еще вы просили с какой стороны вход в сооружение. Так кот, не по монгольски, т.е. не по каракиданьски на юг, а по-тюркски - на восток. Ну, это прекрасно свидетельствует насколько фальцифицированная и фольклорьная у вас наука стоит. Каменная башня киданьской эпохи стали надмогильным сооружением героев народного фольклора, а сооружение надмогильная посвященное кому то знатному человеку может мусульманина стал мавзолеем Джучи-хана. Ребята, у вас в Казахстане наука стоит на этом уровне. Забыл ещё блестят умными выводами Данияров и АксКерБорж. Где-то одна смышленняя женщина делала вот такую реставрацию. Прежде чем оскорблять научную коллегию чужого государства привели бы хоть толику доказательства!Вот Вы омонголившийся тувинец, что расскажите о науке Вашего государства? Link to comment Share on other sites More sharing options...
arstanomar Posted January 10, 2014 Share Posted January 10, 2014 Из европеоида Исуса, сделали монголоида Ису, она наверно халхаска была))) С уважением ко всем верующим! Про фольк: Вы сами уважаемый Енхд его начали, у вас нет докозательств что это сооружение не мазар Козы корпеш и Баян сулу, а только домыслы Примерное изображение Иисус выглядел как обычный еврей, среднестатистический. И не было в нем красоты, как привыкли люди сегодня считать. Сын Бога не носил длинных волос и не стриг виски, как этого требовал Закон. http://www.bible-help.ru/2011/07/blog-post.html Link to comment Share on other sites More sharing options...
Aiba Posted January 14, 2014 Share Posted January 14, 2014 Итак, все ясно что эти сооружение остатки некогда стоявших сигнальных башен киданьцев (китай, каракитай - учтите что не ханьцы!!) которых строили они вдоль границ своих владении. В Улытау, в центральном Казакстане есть могильные комплексы, где по преданиям похоронено много чингизидов, Джучи в том числе, имеется вот такой могильный комплекс: сходство с сооружением Козы-Корпеш и Денгек очевидно. В народе памятник называют мавзолей Домбаула. т.е. налицо один и тот же архитектурный стиль. поэтому версия о сигнальных башнях кара-китаев - сомнительна... Link to comment Share on other sites More sharing options...