Jump to content



  • 0
asan-kaygy

Тувинский ДНК-проект

Question

СТРУКТУРА ГЕНОФОНДА ТУВИНЦЕВ ПО МАРКЕРАМ Y-ХРОМОСОМЫ
В. Н. Харьков, К. В. Хамина, О. Ф. Медведева, К. В. Симонова, И. Ю. Хитринская, В. А. Степанов
Научно-исследовательский институт медицинской генетики Сибирского отделения Российской академии медицинских наук, Томск 634050

Поступила в редакцию 22.04.2013 г.

Изучена структура генофонда тувинцев по составу и частоте гаплогрупп Y-хромосомы из пяти территориально дистанцированных популяций. В генофонде тувинцев обнаружено 22 гаплогруппы, шесть из которых являются наиболее частыми (С3с, С3*, N1b, N1c1, Q1а3 и R1a1а). По частотам гаплогрупп наибольшие отличия от остальных зафиксированы для восточных районов Тувы. Оценка генетического разнообразия на основании частот диаллельных гаплогрупп и YSTR-гаплотипов выявила очень высокие его значения для всех выборок. В целом тувинцы демонстрируют максимальные значения генетического разнообразия для коренных этносов Сибири. Оценка генетической дифференциации исследованных выборок с помощью анализа молекулярной дисперсии (AMOVA) показывает, что генофонд тувинцев относительно слабо дифференцирован по частотам гаплогрупп. Филогенетический анализ в пределах гаплогруппы N1b выявил сильный эффект основателя – пониженное разнообразие и “звездообразную” филогению медианной сети гаплотипов, образующих отдельный высокоспецифичный для тувинцев субкластер. Обнаружено, что гаплогруппа N1c1 у тувинцев по спектру гаплотипов наиболее гетерогенна и состоит из трех различных кластеров гаплотипов, демонстрируя значительные отличия западной популяции от остального населения Тувы. Результаты филогенетического анализа гаплогрупп выявили общие генетические компоненты у тувинцев с хакасами, алтайцами и монголами.

DOI: 10.7868/S0016675813120035

Share this post


Link to post
Share on other sites

Recommended Posts

  • 0
12 минут назад, bektemir2 сказал:

У Балановских без вашего "экспертного" участия  получается намного лучше. У них смелости не хватило сказать всю правду , но их можно понять потому что они все таки не историки. Похоже историкам пора на свалку. На смену историкам придут генетики, математики , физики и это правильно :qyrgyz_new:

1. Умилительный бред, понятный только вам. Вы с Балановскими не знакомы, так что свой бред. комплексы и желания им не приписывайте

Share this post


Link to post
Share on other sites
  • 0
28 минут назад, Rust сказал:

Вот это. Монголы ЧХ и он сам не кыргызы. Причем Джучи очень жестко подавил восстание ен. кыргызов. В источниках нет связи между монголами и кыргызами, кроме отношений вассалитета. 

Речь о том, что монголы ЧХ это и есть ЦА кыргызы и вышеупомянутая статья Балановских@Co лишнее тому подтверждение. 

Share this post


Link to post
Share on other sites
  • 0
23 минуты назад, bektemir2 сказал:

вы зациклились на енисейских кыргызах. Кроме них были центральноазиатские, это вы никак не хотите признавать, хотя на форуме были приведены много документов.

В 9 веке на Тянь-Шане не было кыргызов. Много документов - это лишь предположения, основанные на различной интерпретации источников. Как только они там появились в могулистанское время, они сразу же стали реальной военной силой и начинают принимать участие во всех местных конфликтах.

Share this post


Link to post
Share on other sites
  • 0
3 минуты назад, bektemir2 сказал:

Речь о том, что монголы ЧХ это и есть ЦА кыргызы и вышеупомянутая статья Балановских@Co лишнее тому подтверждение. 

Это из фольк-серии Чингис-хан - кыргыз, казах, русский и т.д.

Share this post


Link to post
Share on other sites
  • 0
16.11.2019 в 14:01, mechenosec сказал:

Доказательством может послужить то что у тюрков гапла С3 , массово  присутствует только у трех- четырех народов из огромного множества тюрков , в то время как у  любых монголоязычных народов разные ветви С3 просто доминируют. 

она присутствует в основном о тюрков, связанных напрямую с Монгольской империей

Share this post


Link to post
Share on other sites
  • 0
19 часов назад, Turk сказал:

Никаких ИЕ. Тюркоязычные, видимо, изначально R1a, R1b.

тюркский язык в Минусе скорее пришлый

Share this post


Link to post
Share on other sites
  • 0
18 часов назад, bektemir2 сказал:

у кыргызов две основные гг . А палео днк у них R1a , но тогда они еще не были кыргызами. У тувинцев , бурят, современных монголов  центрально-азиатский субклад С2 , т.е. экспансия началась с ЦА, по-видимому от ЦА кыргызов . Так получается или я не прав?

Чжичжи, который увел хунну на запад, тоже "касался" Тянь-Шаня. нужно начать поиски его палео ДНК. может окажется в одной субкладе с кыргызскими С2 или R1a. Рискну предположить что часть тех же тувинцев, хантов, самодийцев имеют кыргызские корни потому что N1b найдена у памирских кыргызов

Share this post


Link to post
Share on other sites
  • 0
18 часов назад, Rust сказал:

Это из фольк-серии Чингис-хан - кыргыз, казах, русский и т.д.

Да причем чем здесь ЧХ. Бог с ним . Речь идет о т.н. монголо-татарах средневековых. Рано или поздно придется признать , что они и есть кыргызы. 

Share this post


Link to post
Share on other sites
  • 0
6 часов назад, bektemir2 сказал:

Да причем чем здесь ЧХ. Бог с ним . Речь идет о т.н. монголо-татарах средневековых. Рано или поздно придется признать , что они и есть кыргызы. 

Монгольские племена средневековья - кияты, суниты и др. — не имеют отношения к кыргызам.

Share this post


Link to post
Share on other sites
  • 0
19.11.2019 в 09:07, asan-kaygy сказал:

1. Нет. У каждого субклада своя история. к примеру кыргызским кыпчакам апачи и навахо по прямой мужской линии будут ближе чем старкластер к примеру.

2. Не просто раньше монголов а существенно раньше в большинстве случаев

3. еще раз увязывать гаплогруппу или большой субклад с языком это первая ошибка тех кто пытается в генетической генеалогии разобраться

4. Язык по генам не передается, поэтому связать можно лишь то, что детально прописано в источниках и хорошо ложится на генетику. Как Нируны к примеру и старкластер. в остальных случаях такого нет.

П.С. Вы сами хоть тестировались?

Отличное замечание. Т.е. связывать субсклады с языковой принадлежностью нужно очень осторожно при прочих данных. Однако, люди всё-равно делают заявления. Например, о С2 и енисейских киргизах или С2 и пра-тюрках:)

В принципе, эти ветки С2 настолько древние, что вполне может быть. Если даже дравиды носители С.

Share this post


Link to post
Share on other sites
  • 0

Asan-Kaygy,

Насчёт тестирования. Вы видимо меня не узнали в гриме :D Да, я тестировался - R1b, аутосомы не помню, но по большей части западная и восточная Европа и ЦА.

Share this post


Link to post
Share on other sites
  • 0
34 минуты назад, Rust сказал:

Монгольские племена средневековья - кияты, суниты и др. — не имеют отношения к кыргызам.

у вас есть какое-то обьяснение результатам из этой статьи:

Цитата

Выводы:

1. Наличие в генофондах тувинской родоплеменной группы кыргыс южной Тувы и киргизов Тянь-Шаня центральноазиатского компонента (гаплогруппы С2-М217 и ее субветвей) характеризует широкую экспансию центральноазиатских племен вдоль степной полосы Евразии.

2. Накопление центральноазиатского компонента в генофондах киргизов Тянь-Шаня и тувинской родоплеменной группы кыргыс южной Тувы произошло на более позднем этапе формирования генофондов данных популяций, предположительно, с XII по XVIII вв.

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
  • 0
12 минут назад, bektemir2 сказал:

Выводы:

1. Наличие в генофондах тувинской родоплеменной группы кыргыс южной Тувы и киргизов Тянь-Шаня центральноазиатского компонента (гаплогруппы С2-М217 и ее субветвей) характеризует широкую экспансию центральноазиатских племен вдоль степной полосы Евразии.

2. Накопление центральноазиатского компонента в генофондах киргизов Тянь-Шаня и тувинской родоплеменной группы кыргыс южной Тувы произошло на более позднем этапе формирования генофондов данных популяций, предположительно, с XII по XVIII вв.

1. В 11 веке происходят глобальные перемещения кочевых племен. И начинаются эти перемещения с момента экспансии киданей. И это в основном тюркские племена. Вот сведения ал-Марвази:

Цитата

“To them (the Turkic peoples, pbg) (also) belong the Qûn; these came from the land of Qitây, fearing the Qitâ-khan. They (were) Nestorian Christians, and had migrated from their habitat, being pressed for pastures...The Qûn were followed (or pursued) by a people called the Qây, who being more numerous and stronger than they drove them out of these (new ?) pasture lands. They then moved on to the territory of the Shârî and the Shârî migrated to the land of the Türkmäns, who in their turn shifted to the eastern parts of the Ghuzz country. The Ghuzz Turks then moved to the territory of the Bajânak near the shores of the Armenian (sea ?)”.

О грандиозности перемещений говорит предположение историков, что в Малую Азию ушло более миллиона огузов. 

С2-М217 не является доминирующей в кыргызском генофонде. Поэтому считать монголов кыргызами из-за гаплы С2-М217 это неправильно.

 

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
  • 0
56 минут назад, Rust сказал:

1. В 11 веке происходят глобальные перемещения кочевых племен. И начинаются эти перемещения с момента экспансии киданей. И это в основном тюркские племена. Вот сведения ал-Марвази:

О грандиозности перемещений говорит предположение историков, что в Малую Азию ушло более миллиона огузов. 

С2-М217 не является доминирующей в кыргызском генофонде. Поэтому считать монголов кыргызами из-за гаплы С2-М217 это неправильно.

 

 

1.Если вы о R1a, то она у хакасов, тех же кыргызов Тувы не доминирует. У южных кыргызов тоже.

2. Если бы экспансия шла  от монголов, то у кыргызов должна была присутствовать O-M122, но она отсутствует (если судить по карте :))

spektr-gaplogrupp-y-xromosomy.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites
  • 0
19 часов назад, Turk сказал:

Отличное замечание. Т.е. связывать субсклады с языковой принадлежностью нужно очень осторожно при прочих данных. Однако, люди всё-равно делают заявления. Например, о С2 и енисейских киргизах или С2 и пра-тюрках:)

+100

Share this post


Link to post
Share on other sites
  • 0
19 часов назад, Turk сказал:

Asan-Kaygy,

Насчёт тестирования. Вы видимо меня не узнали в гриме :D Да, я тестировался - R1b, аутосомы не помню, но по большей части западная и восточная Европа и ЦА.

К сожалению за гримом не слежу, какой у вас номер кита?

Share this post


Link to post
Share on other sites
  • 0
16.11.2019 в 12:37, bektemir2 сказал:

а я так понял, что древние ойраты это и есть буруты, т.е. кыргызы ?

Не , не получается , по РАД - " ...язык ойратов монгольский , но с небольшими отличиями..." так было , так есть и щас. Но эти  отличия минимальны , это не разные языки , это всего- лишь разные диалекты одного языка, а кыргызы совсем из другого " муравейника" - тюркского.Уже давно понял что у тюрков также  массово присутстауют разные ветви С2 м-217, как и у монголов , например у кыргызов , алтайцев, тувинцев,казахов , ногайцев и др. Но у всех перечисленных тюркских народов М-217 хоть и присутствует массово, но колеблется в пределах 10-30%, в то время как у любых монголов ( халха, бурят и калмыков) С2 М-217 составляет до 60% , то есть доминирует. Почему так? Думаю у кыпчаков -половцев тоже была М-217 , но другая чем у монголов, ибо племя - Дурут из тюрков, а Токсаба из татар( монголов), их уже тогда различали. То есть у кыпчаков тоже была М-217 .Совпадения можно обьяснить за счет более поздних, наших пленных Теленгудов у вас. Да и этнонимы древних племен ойратов не совпадают с кыргызами, откуда у вас Хойты или Баргу-буряты и др? 

Share this post


Link to post
Share on other sites
  • 0
17.11.2019 в 12:41, asan-kaygy сказал:

увязка гаплогруппы С2 с монгольским языком это бред

Не согласен, сколько в %  от всех тюркских народов будет С2 М-217?  Мизер, а у монголов эта гапла доминирующая. Но ни в коем случае не навязываю тюркам в предки монголов, и не утверждаю что у тюрков - кыпчаков не было М-217, у тюрков просто другие , свои  М-217, отличные  от монголоязычных, кыргызы , казахи и др потомки кыпчаков , яркое тому доказательство. 

Share this post


Link to post
Share on other sites
  • 0
19.11.2019 в 08:55, кылышбай сказал:

она присутствует в основном о тюрков, связанных напрямую с Монгольской империей

Напомню что у кыпчаков также массово присутствует С2 М-217, тюрки как завоеванные народы конечно имеют прямое отношение к МИ, мало того , тюрки  составляли большинство населения и армии, а в самой  ЗО монгольские ханы, нойоны и тайши со своими небольшими дружинами представляли небольшую верхушку, и были быстро отуречены.

Share this post


Link to post
Share on other sites
  • 0
5 часов назад, mechenosec сказал:

Не согласен, сколько в %  от всех тюркских народов будет С2 М-217?  Мизер, а у монголов эта гапла доминирующая. Но ни в коем случае не навязываю тюркам в предки монголов, и не утверждаю что у тюрков - кыпчаков не было М-217, у тюрков просто другие , свои  М-217, отличные  от монголоязычных, кыргызы , казахи и др потомки кыпчаков , яркое тому доказательство. 

Чтобы быть не согласным надо в теме разбираться, вы же еще сами не тестировались, а уже "экспертно заявляете"

Сколько у монголов С2 в среднем по популяции?

Уверен что у апачи и навахо С2 раза в два больше чем у казахов и монголов.

Но это не означает что монголы и казахи на самом деле типичные на-дене, потому что ваша логика просто не учитывает ни субклады ни их возраста ни того что язык и отдельные древнии (возраст емнип не менее 20-30 тысяч лет) однонуклеотидные замены никак не связаны

Share this post


Link to post
Share on other sites
  • 0
22.11.2019 в 16:37, asan-kaygy сказал:

Чтобы быть не согласным надо в теме разбираться, вы же еще сами не тестировались, а уже "экспертно заявляете"

Сколько у монголов С2 в среднем по популяции?

Уверен что у апачи и навахо С2 раза в два больше чем у казахов и монголов.

Но это не означает что монголы и казахи на самом деле типичные на-дене, потому что ваша логика просто не учитывает ни субклады ни их возраста ни того что язык и отдельные древнии (возраст емнип не менее 20-30 тысяч лет) однонуклеотидные замены никак не связаны

 Да, не особо разбираюсь , но основные гаплы монгольских народов уже понял.Конечно присутствуют много N1,O2, есть немного R,G,J,Q, но разные С2 все таки доминируют, до 60%, причем у всех , хоть у халха,хоть у бурят, хоть у калмыков.Ну , а у индейцев Апачей и тюрков , все таки другие С2 , чем у монголов. И  гапла С2 массово встречается не только у казахов, у кыргызов ее тоже полно, до 30%, у тех же уйгуров и ногайцеа тоже массово , до 10%, повторюсь гапла С2 это не маркер монголов Чингисхана 13в, она также свойственна и индейцам и  тюркским народам 13в, как вы справедливо заметили главное это субклады, а они у тюрков и монголов разные, к примеру и у монголов и у казахов есть м-48, м-407, но разница то в 2000 лет, так что свалить все на 13 или 18вв не получится.

Share this post


Link to post
Share on other sites
  • 0
2 часа назад, mechenosec сказал:

 Да, не особо разбираюсь , но основные гаплы монгольских народов уже понял.Конечно присутствуют много N1,O2, есть немного R,G,J,Q, но разные С2 все таки доминируют, до 60%, причем у всех , хоть у халха,хоть у бурят, хоть у калмыков.Ну , а у индейцев Апачей и тюрков , все таки другие С2 , чем у монголов. 

Здесь вы не особо разбираясь пытаетесь выдумать некие отдельные тюркские и монгольские субклады, хотя такого нет и в помине, более того у ойратов, бурятов и халха-монголов доминируют с определенными не большими пересечениями три разных субклада.

Так что не надо искать общемонгольского или общетюркского единства на основе отдельных однонуклеотидных замен.

Не там ищите, тем более ищите то в чем не разбираетесь

Share this post


Link to post
Share on other sites
  • 0
18.11.2019 в 13:24, Turk сказал:

 

Сразу видно умного человека. 

благодарю за внимание к своей скромной фигуре. вы тоже не страдаете отсутствием интеллекта.

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
  • 0
17 часов назад, asan-kaygy сказал:

Здесь вы не особо разбираясь пытаетесь выдумать некие отдельные тюркские и монгольские субклады, хотя такого нет и в помине, более того у ойратов, бурятов и халха-монголов доминируют с определенными не большими пересечениями три разных субклада.

Так что не надо искать общемонгольского или общетюркского единства на основе отдельных однонуклеотидных замен.

Не там ищите, тем более ищите то в чем не разбираетесь

Если вы про то что у разных монгольских народов преобладают разные субклады С2 М-217 ? У ойратов М-48, у бурятов М-407 , у халха старкластер? Про это я в курсе. Но кроме этого наверняка должны быть маркеры этих субкладов м-217 присущие только монголам , либо только тюркам, наука все время развивается , возможно эти маркеры еще не открыли? Все еще впереди, не может быть чтобы не было различий.

Share this post


Link to post
Share on other sites
  • 0
6 часов назад, mechenosec сказал:

Если вы про то что у разных монгольских народов преобладают разные субклады С2 М-217 ? У ойратов М-48, у бурятов М-407 , у халха старкластер? Про это я в курсе. Но кроме этого наверняка должны быть маркеры этих субкладов м-217 присущие только монголам , либо только тюркам, наука все время развивается , возможно эти маркеры еще не открыли? Все еще впереди, не может быть чтобы не было различий.

ваши предположения это воздушные замки с категориями "возможно". Вы совершаете грубейшую ошибку когда язык привязываете к однонуклеотидным заменам в У-хромосоме, а все из-за незнания специфики предмета. Поэтому либо прекращайте писать глупости про генетику, либо тестируйтесь и узнавайте генетику глубже. Так ее познать умозрительно вам не удасться

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

×
×
  • Create New...