Jump to content



Hooker

Чинос,Чонос,Чоно,Долоон Чоно

Recommended Posts

 

 

 

Древнетюрки,древнетюркская писменность и т.д это все искуственные термины. 

Сначало хорошо разберитесь кто такие тюркуты и кто такие лесные тюркоязычные охотники(в ССМ написано эрдышские лесные народы).

Этноним "тюрк" присущен нирун-монголом.

турк-ашинас(чинос),турк сельджуки(салджиуты),турк-ятаган,турк-барлас...

 Насколько я знаю, общая легенда турок и монголов "Ergenekon-Эргунэхун "у казахов вообще не существует.

А что? Вы можете доказать что древнетюркский(называйте его иначе если не нравится) является на самом деле монгольским? Еще раз повторю, тюрки-ашина и тюрки сост. каганата - не одно и то же ;)

Значит и османы тоже монголы? А среди совр. монголов есть потомки тюркских каганов, сельджукидов, эмира Тамерлана и барласов Сред. Азии? Если есть, вы можете этим гордиться ^_^

Лесные народы) ох уж эти лесные народы... может напрямую скажете чего это они вас так волнуют?

Легенды забываются, появляются, искажаются... можете не тратить свое время.

 

Потомки Ашины -это монгольские чиносцы

ПотомкиТамерлана наверняка есть -это среди монгольских ойратов есть племя монголмуд т.е моголы-барласы.

Потомки сельджукидов тоже должны быть. Хулагу хан разгромил полчища турок-сельджуков,взял в плен и отправил в Монголию или Юань.

 

Давайте без "наверняка". Приведите доказательство, что потомки Тамерлана возвращались в Монголию, будет интересно :rolleyes: Все-таки тоже гордость монгольской нации, я прав?

 

Это же понятно.Джунгары ойраты захватили почти весь среднюю Азию. А вы приведите доказательства ,того что джунгары не захватили потомков Тамерлана..Я свое доказательство приводил уже...

 

 

В 1718 году произошло новое сражение близ реки АягозКазахи потерпели поражение. Тридцатитысячное( 30 000 тысяч человек) казахское войско вооруженное фузеями(огнестрельным оружием) шедшее под руководством ханов Каипа и Абулхаира в набег на джунгарские кочевья встретило небольшой (1000 человек) джунгарский пограничный отряд, который на сутки задержал казахское войско и с помощью другого, подошедшего на следующее утро небольшого ( 1500 человек) джунгарского отряда нанес поражение казахам. Казахское войско не выдержало жестокого копейного удара (рукопашной схватки) с небольшим пограничным джунгарским отрядом и вынужденно было в спешке отступить.

В 17231727 годах, в ответ на разорительные набеги казахов на Джунгарию в годы второй войны джунгар с Цинской империей, Цеван-Равдан отправился в поход на территорию казахов. Джунгары захватывают Южный Казахстан иЖетысу, разбивая казахские войска. Казахи потеряли города Ташкент, Сайрам, Туркестан; в зависимость от ойратов попали узбекские территории с Ходжентом, Самаркандом, Андижаном. Джунгары захватили Ферганскую долину и установили протекторат над сырдарьинскими городами, Младшим, Средним и Старшим жузом. Эти годы вошли в историю Казахстана, как «Годы великого бедствия» (Ақтабан Шұбырынды). В 1726 году хан Младшего казахского жуза Абулхаир (1693-1748 г.г.) обратился в Санкт-Петербург к правительству Российской империи с просьбой принять казахов в Российское подданство.

Тамерлан происходит из нирун-монгольского племени Барлас..Значит он монгол.

 

 

30000 казахов VS 1500 джунгар

(1500 человек) джунгарского отряда нанес поражение 30000 казахам.  :D 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Давайте без "это же понятно", где доказательства? :angry:  Тамерлан происходит... мне интересно другое. Вы сказали что наверняка среди монголов есть его потомки. Мне всего-то нужны д-о-к-а-з-а-т-е-л-ь-с-т-в-а ^_^

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вот и нет никаких доказательств к сожалению. Очередное пустословие националистического толка.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Тамерлан происходит... мне интересно другое.Вот и нет никаких доказательств к сожалению. Очередное пустословие националистического толка.

Я не доказываю, а просто предполагаю.

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

Тамерлан происходит из нирун-монгольского племени Барлас..Значит он монгол.

Тамерлан - тюрк. Он говорил по-тюркски. Его прямые предки монголы, но он сам тюрк

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

 

Тамерлан происходит из нирун-монгольского племени Барлас..Значит он монгол.

Тамерлан - тюрк. Он говорил по-тюркски. Его прямые предки монголы, но он сам тюрк

 

Значит тюрки происходили от монголов?

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

Тамерлан - тюрк. Он говорил по-тюркски. Его прямые предки монголы, но он сам тюрк

Значит тюрки происходили от монголов?

нет они произошли от общего предка. Нынешние хавчигуды (кипчаки) в составе монголов это монголы, а барласы в составе узбеков это тюрки. Ясно?

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

 

Тамерлан - тюрк. Он говорил по-тюркски. Его прямые предки монголы, но он сам тюрк

Значит тюрки происходили от монголов?

нет они произошли от общего предка. Нынешние хавчигуды (кипчаки) в составе монголов это монголы, а барласы в составе узбеков это тюрки. Ясно?

 

Кипчаки  и половцы ,куманы разные этносы.

Половцы являются скорее всего отюречеными потомками хазар( жужаньцев) ,а кипчаки потомки сяньби.

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

Кипчаки  и половцы ,куманы разные этносы.

Половцы являются скорее всего отюречеными потомками хазар( жужаньцев) ,а кипчаки потомки сяньби.

кипчаки+куманы=половцы

кипчаки=кимаки

кимаки и кипчаки - потомки древних тюрков и уйгуров

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

 

Кипчаки  и половцы ,куманы разные этносы.

Половцы являются скорее всего отюречеными потомками хазар( жужаньцев) ,а кипчаки потомки сяньби.

кипчаки+куманы=половцы

кипчаки=кимаки

кимаки и кипчаки - потомки древних тюрков и уйгуров

 

А уйгуры тоже кипчаки? Почему они резали своих кипчаков в альянсе  с монголами?

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

кипчаки+куманы=половцы

кипчаки=кимаки

кимаки и кипчаки - потомки древних тюрков и уйгуров

А уйгуры тоже кипчаки? Почему они резали своих кипчаков в альянсе  с монголами?

в этногенезе современных уйгуров большую роль сыграли тохары.

 

Кипчаки правили древними уйгурами 50 лет. В памятнике кипчаки названы тюрк-кипчак. Кипчаки были тюрками, а не монголами. Позднее кипчаками правил род ельборили ("волчий народ")

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

 

кипчаки+куманы=половцы

кипчаки=кимаки

кимаки и кипчаки - потомки древних тюрков и уйгуров

А уйгуры тоже кипчаки? Почему они резали своих кипчаков в альянсе  с монголами?

в этногенезе современных уйгуров большую роль сыграли тохары.

 

Кипчаки правили древними уйгурами 50 лет. В памятнике кипчаки названы тюрк-кипчак. Кипчаки были тюрками, а не монголами. Позднее кипчаками правил род ельборили ("волчий народ")

 

Это не означает,что уйгуры это кипчаки. Тохары тоже тюрки?

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

в этногенезе современных уйгуров большую роль сыграли тохары.

Кипчаки правили древними уйгурами 50 лет. В памятнике кипчаки названы тюрк-кипчак. Кипчаки были тюрками, а не монголами. Позднее кипчаками правил род ельборили ("волчий народ")

Это не означает,что уйгуры это кипчаки. Тохары тоже тюрки?

кимаки наполовину состояли из уйгурских племен. Позднее кимаки стали кипчаками. Поэтому в любом случае кипчаков составляли древние тюрки и уйгуры

Тохары - индоевропейский народ, потомки юечжы

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

 

в этногенезе современных уйгуров большую роль сыграли тохары.

Кипчаки правили древними уйгурами 50 лет. В памятнике кипчаки названы тюрк-кипчак. Кипчаки были тюрками, а не монголами. Позднее кипчаками правил род ельборили ("волчий народ")

Это не означает,что уйгуры это кипчаки. Тохары тоже тюрки?

кимаки наполовину состояли из уйгурских племен. Позднее кимаки стали кипчаками. Поэтому в любом случае кипчаков составляли древние тюрки и уйгуры

Тохары - индоевропейский народ, потомки юечжы

 

 

 Итогом переселения в Прииртышье этих племен явилось рождение нового государства - Кимакского каганата.

Кто такие кимаки?

Попробуем это определить. По поводу их происхождения мнения ученых различны. По версии Зуева Ю.А., предполагается нетюркское происхождение кимаков. Некоторые источники упоминают о том, что у кимаков было два языка - тюркский и какой-то другой. При этом учитывается упоминание имени "кимак" знаменитым поэтом Бируни как "кумак", по мнению Зуева Ю.А., нетипичное для тюркских языков. Казахский ученый Ахинджанов С.М., согласившись с доводами Зуева, уже более определенно связывает кимаков с монгольским племенем ку-мо-хи. Согласно некоторым легендам, ку-мо-хи имели тотемом змею, кимаки также почитали змею.

 

 у Ибн Арабшаха: «Темур очень любил читать историю и слушать исторические рассказы», и далее: «…потому что во всем остальном он был невежда и не умел ни читать, ни писать по-арабски и не понимал этого языка. Что касается персидского, тюркского и монгольского, он знал их лучше, чем кто-либо другой».

 

Тамерлан знал монгольский ,тюркский и персидский.И получается тюркам.

Кимаки говорили на двух языках и тоже автоматически получается тюрками.

Алп Бамси вы вроде тоже фольк!

Если кипчаки,кимаки или кумаки это куманы,то куманы это кумахи ,т.е монголоязычное племя кумохи.

Можно ли считать ,что  древние уйгуры к нынешним уйгурам никакого отношения неимеют ?

Share this post


Link to post
Share on other sites
 Итогом переселения в Прииртышье этих племен явилось рождение нового государства - Кимакского каганата.

Кто такие кимаки?

Попробуем это определить. По поводу их происхождения мнения ученых различны. По версии Зуева Ю.А., предполагается нетюркское происхождение кимаков. Некоторые источники упоминают о том, что у кимаков было два языка - тюркский и какой-то другой. При этом учитывается упоминание имени "кимак" знаменитым поэтом Бируни как "кумак", по мнению Зуева Ю.А., нетипичное для тюркских языков. Казахский ученый Ахинджанов С.М., согласившись с доводами Зуева, уже более определенно связывает кимаков с монгольским племенем ку-мо-хи. Согласно некоторым легендам, ку-мо-хи имели тотемом змею, кимаки также почитали змею.

 

 у Ибн Арабшаха: «Темур очень любил читать историю и слушать исторические рассказы», и далее: «…потому что во всем остальном он был невежда и не умел ни читать, ни писать по-арабски и не понимал этого языка. Что касается персидского, тюркского и монгольского, он знал их лучше, чем кто-либо другой».

 

Тамерлан знал монгольский ,тюркский и персидский.И получается тюркам.

Кимаки говорили на двух языках и тоже автоматически получается тюрками.

Алп Бамси вы вроде тоже фольк!

Если кипчаки,кимаки или кумаки это куманы,то куманы это кумахи ,т.е монголоязычное племя кумохи.

Можно ли считать ,что  древние уйгуры к нынешним уйгурам никакого отношения неимеют ?

мой длинный ответ к сожалению не сохранился. Отвечу короче:

1.Я нигде не встречал про двуязычие кимаков. Ку-мо-хи сразу же исключается. Потому что кимаков по другому называют йемек. Плюс кумохи китайское произношение. А как было на самом деле мы не знаем (кумогир и тп).

Три из семи племен кимаков выходцы из Уйгурского каганата. Плюс тюрки- кипчаки.

2. Википедия утверждает что Темур не знал монгольского. К тому же имена братьев и сестер Темура тюркские.

3. Современные уйгуры это как узбеки. Уйгуры разных городов выглядят по-разному. Жители одного города похожи на тибетцев, жители другого города похожи  на китайцев, жители третьего города европеоиды и так далее. У них очень сложный этногенез

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

 Итогом переселения в Прииртышье этих племен явилось рождение нового государства - Кимакского каганата.

Кто такие кимаки?

Попробуем это определить. По поводу их происхождения мнения ученых различны. По версии Зуева Ю.А., предполагается нетюркское происхождение кимаков. Некоторые источники упоминают о том, что у кимаков было два языка - тюркский и какой-то другой. При этом учитывается упоминание имени "кимак" знаменитым поэтом Бируни как "кумак", по мнению Зуева Ю.А., нетипичное для тюркских языков. Казахский ученый Ахинджанов С.М., согласившись с доводами Зуева, уже более определенно связывает кимаков с монгольским племенем ку-мо-хи. Согласно некоторым легендам, ку-мо-хи имели тотемом змею, кимаки также почитали змею.

 

 у Ибн Арабшаха: «Темур очень любил читать историю и слушать исторические рассказы», и далее: «…потому что во всем остальном он был невежда и не умел ни читать, ни писать по-арабски и не понимал этого языка. Что касается персидского, тюркского и монгольского, он знал их лучше, чем кто-либо другой».

 

Тамерлан знал монгольский ,тюркский и персидский.И получается тюркам.

Кимаки говорили на двух языках и тоже автоматически получается тюрками.

Алп Бамси вы вроде тоже фольк!

Если кипчаки,кимаки или кумаки это куманы,то куманы это кумахи ,т.е монголоязычное племя кумохи.

Можно ли считать ,что  древние уйгуры к нынешним уйгурам никакого отношения неимеют ?

мой длинный ответ к сожалению не сохранился. Отвечу короче:

1.Я нигде не встречал про двуязычие кимаков. Ку-мо-хи сразу же исключается. Потому что кимаков по другому называют йемек. Плюс кумохи китайское произношение. А как было на самом деле мы не знаем (кумогир и тп).

Три из семи племен кимаков выходцы из Уйгурского каганата. Плюс тюрки- кипчаки.

2. Википедия утверждает что Темур не знал монгольского. К тому же имена братьев и сестер Темура тюркские.

3. Современные уйгуры это как узбеки. Уйгуры разных городов выглядят по-разному. Жители одного города похожи на тибетцев, жители другого города похожи  на китайцев, жители третьего города европеоиды и так далее. У них очень сложный этногенез

 

 

 

В поисках

прародины

А.И.Гоголеву удалось доказать присутствие значительного кыпчакского компонента

в составе саха.

В этой связи можно задать вопрос: а кто такие кыпчаки и каким образом они вошли

в состав саха?

Во-первых, кыпчаки вышли из среды кимаков, образовавших с IX по XI в.в. могущественный каганат от Иртыша до Волги на западе, от Оби до Аральского моря на юге. А кимаки — судя по их генеалогической легенде — народ пришлый, перекочевавший откуда-то в IX в. на берега Иртыша. Так вот, согласно легенде о происхождении кимаков, младший сын правителя татар, поссорившись с братьями, убегает и прибывает в местность, где есть большая река. Этот мотив предания кимаков о своих предках находит аналогии в мотивах «Эллэйады». В нем также Эллэй — предок саха — является младшим сыном татарского царя и, поссорившись с братьями, убегает на реку Лена. Мотив о том, как царь татар приказывает Эллэю достать женщину из-под воды, которая оказывается отражением особого зверя, приводится в «Эллэйаде» Г.В.Ксенофонтова.

В целом весь сюжет и мотивы цикла преданий саха о своих предках Эллэе и Омогое полностью совпадают с мотивами эпоса об Идиге и Тохтамыше, распространенном среди кыпчакоязычных народов от Алтая до Крыма. Безусловно, речь не может идти о том, будто Эллэй — это Идиге, Омогой — Тохтамыш, что саха были знакомы с известными историческими личностями конца XIV в., правителями Ногайской орды. Кстати, хорошо знакомыми в связи с их подвигами на Руси. Тут можно говорить только о том, что эпос об Идиге и Тохтамыше позаимствовал мотивы и сюжет кыпчакского эпоса, по-видимому, являвшегося дальнейшим развитием кимакской легенды.

Насчет происхождения и языковой принадлежности кимаков есть две точки зрения. Во-первых, что они были тюркоязычными и отождествлялись с племенем йемек (яньто). Во-вторых, известный ориенталист В.В.Григорьев в конце XIX в. высказал мнение, что кимаки арабских авторов — кумохи китайских хроник. Его догадку в дальнейшем подтвердили П.Пелльо, К.Менгес, В.Ф.Минорский, Г.М.Василевич, В.А.Туголуков.

Советский синолог Н.В.Кюнер пришел к выводу, что потомками племени Си (Хи) или Кумоси (Кумохи) являются представители племен с наименованиями урянхай, урянхит, уранкаи и т.д. Например, знаменитые монгольские полководцы Джелме, Субудай и Урянхатай происходили из монгольского племени урянхит. Знаменитая гора Бурхан-Халдун с давнего времени находилась во владении рода Урянхит. Там, согласно Рашид-ад-дину, похоронен Чингис-хан, и священная роща охранялась особым караулом урянхитов.

Слово «ураанхай» является старинным самоназванием народа саха. По словам С.И.Боло, «во всех песнях-поговорках, преданиях называют себя саха-ураанхай или ураанхай-саха». Во многих преданиях саха идет речь о том, что в глубокой древности предки саха жили в стране Ураанхай. Оттуда всем народом, забрав с собой скот и все богатства, переселились к берегам Байкала.

Д.А.Кочнев полагал, что прародина саха находится в Туркестане. Он писал о том, что урянхайцы среди тюрков когда-то составляли «большое племя» и упорно боролись с Чингис-ханом. «Часть урянхайцев покорилась ему, а часть удалилась на северо-восток, к берегам Байкала».

С.М.Ахинжанов, казахский востоковед и археолог, считал кимаков на Иртыше пришлым народом, а сам этноним кимак — книжным, известным лишь в кругу арабо-персоязычных информаторов. Самоназванием их было каи, что в монгольских языках означает змею. Прародиной их является «район Северо-Восточной Монголии, западная часть Маньчжурии, где они были известны китайским источникам под именем кумоси-кумохи и уранкаи». Они были подданными древнетюркских, затем древнеуйгурских каганов. Древние тюрки их называли татабы. «После разгрома Уйгурского каганата «переселяются на запад, в бассейн верхнего Иртыша». От тюркоязычных соседей в Восточном Казахстане «они, возможно, получили имя уран». Что означает, в общем, змею, но уже в тюркских языках. Например, в якутском языке змея означает «эриэн ўєн».

По данным якутского ученого Н.В.Емельянова, существовала старинная пословица «Оіус баЇа таµаралаах уран-сахалар», что переводится на русский язык как «Уран-саха, имеющие божеством голову быка».

Таким образом, этноним уран также выступает как самоназвание древних саха. Интерес представляет также имя отца предка саха Омоіоя — Хайараµ. В этом имени можно увидеть отражение этнонима каи.

Этноним ураанхай существует на обширном пространстве Евразийских степей как топоним. Так, «подобные топонимы встречаются на географических картах Маньчжурии, Монголии, Казахстана и территориях, лежащих западнее их». В Восточном Казахстане, оказывается, есть поселок Уранхай, а речка Уранхай впадает в реку Иртыш. В Центральном Казахстане можно найти гору Уранкай. В Южном Казахстане городище XIII-XV в.в. имеет местное название Уранкай.

Существует предание, согласно которому предок саха Омоіой Баай жил в далекой стране народа Монкуур. Если верить Аль-Бируни, в центре кочевий кимаков находилась гора Манкур. В.Ф.Минорский отождествлял эту гору с Улутайским хребтом в Центральном Казахстане. Автор XIV в. ад-Димашки среди кыпчакских племен упоминает племя манкуроглы. Так как около горы Манкур обитали кимаки-уранкаи, то, видимо, этот топоним позднее стал одним из их обозначений. Ю.А.Зуев выдвинул «тезис о возможном существовании нескольких «Манкуров», что обусловлено перемещениями самих кимаков.

Кыпчаки в Казахстане были объединены в две достаточно мощные группировки. В Восточном Казахстане находилось Сыгнакское владение кыпчаков. Правящей династией здесь были представители кимаков, известные на этой территории под именем племени уран. Поэтому столь многочисленны топонимы с основой уран на территориях, примыкающих с северо-востока к Сырдарье. По-видимому, это и есть та самая легендарная страна Урааµхай — прародина народа саха.

Интерес представляют и имена исторических личностей из Сыгнака. Это Кыран, Иналчук, Алп-Кара Уран, Ануш-Тегин, Теркен-хатун — мать Мухаммеда хорезм-шаха. Рашид-ад-дин писал, что гвардия Мухаммеда состояла из уранийцев, соплеменников Теркен-хатун. Имена эти созвучны с якутскими именами, в отличие от половецких.

В большинстве случаев в олонхо упоминается, что в Среднем мире, на его западной части, находится «Араат Байіал» или «Аралы Байіал». Как считал П.А.Ойунский, «Араат» и «Арылы» должны означать, без сомнения, Аральское море. Так, он утверждал, что «древние якуты начальный период патриархата и всю эпоху патриархата пережили на северо-востоке Аральского моря».

В.Л.Серошевский указывал, что якуты имели представление о львах, змеях, верблюдах — животных, совершенно не встречающихся на теперешней родине якутов. Им было известно и южное название этих животных.

Согласно преданиям, предки саха жили на восьмой от Лены реке, на берегу теплого моря, вместе с татарами и кыргыс. Киргизами в царской России было принято обозначать казахов. Поэтому можно предположить, что в роли кыргысов в этом случае выступают казахи. А предками казахов и европейских татар являются средневековые кыпчаки. По олонхо Средняя страна, где живет эпический народ «урааµхай саха», является обширным краем, который журавль может облетать 9 лет и не найти конца-края, там нет деревьев и от зноя усыхают озера. Прародителями этого народа выступают Саха Саарын тойон и Сабыйа Баай хотун. П.А.Ойунский с ними отождествлял героев казахского эпоса и предков казахов Сары-бея и Сабыйа хатуна.

В «Эллэйаде» есть десятки преданий об отце Эллэя Джура-хане, который воевал с русскими и потерпел поражение. Шури-хана, который воевал с русскими, кангаласцы в XIX в. считали своим предком. Действительно, во времена Владимира Мономаха был половецкий хан Шарукан, в течение 40 лет угрожавший существованию Древней Руси. Так вот, С.М.Ахинжанов считает династию Шаруканидов династией племени уранкай.

После того, как престарелый Шарукан потерпел поражение от Мономаха, его сын Артык увел орду на Северный Кавказ. Там они поступили на службу к грузинскому князю Давиду Строителю и разгромили 200-тысячное войско турок-сельджуков. Тем самым спасли грузин и армян от физического уничтожения. В Грузии до сих пор существуют топонимы Ак Уран и Кок Уран.

Отцом Эллэя был Арсаах, убежавший с сыном от войны между татарами и русскими. Так говорится в одном предании из «Эллэйады».

Субэдей-багатур, корпус которого наполовину состоял из воинов монгольского племени урянхит, не сумев победить союзное войско аланов и кыпчаков, обратился к донским половцам с воззванием «Мы и вы — один народ, из одного племени». Как ни удивительно, кыпчаки послушались монголов и покинули своих союзников. В объединении донских половцев, получается, и впрямь правила династия Шаруканидов или «рода дракона, змеи».

А.И.Гоголев находит множество параллелей между сросткинской археологической культурой, принадлежавшей кимакам, и поздней якутской археологической культурой XVI—XVIII веков. Это и железные стремена, удила с кольчатыми псалиями, украшения конской сбруи, женские пояса, бронзовые женские украшения, железные наконечники стрел в форме двурогих срезней.

Ф.Ф.Васильев отмечает сходство погребения с конем в местности Манчаарылаах с подобными памятниками в Прииртышье, принадлежащими кимакам. В дополнение приводит сведения о ритуальных погребениях собак, встречающиеся в якутских материалах, и о таковых в Горном Алтае и Прииртышье, связываемых с теми же кимаками.

Л.Н.Гумилев кимаков называет странным или позабытым этносом. «Существовало их государство более трех веков, с IX по XI в., занимало огромную территорию: от верхней Оби до нижней Волги и от низовий Сырдарьи до сибирской тайги, но ни предки, ни потомки их неизвестны». И задает вопрос: «Куда же девался сам народ, живший на рубеже алтайской горной тайги и широкой степи?»

В конце IX в. кимаки в союзе с огузами перешли в наступление на печенегов и башкиро-мадьяр, населявших степи Приаралья.

П.А.Ойунский мифологическое выражение: «оіус буолан аан дойдуга айаатаабыт урааµхай-сахалар бу биЇиги бу баарбыт» — «те самые урааµхай-саха, которые в образе быка на весь мир орали, это мы и есть» связывал с огузами. Некоторые исследователи, в том числе известный советский тюрколог А.Н.Бернштам, самоназвание огузов связывали с одноименным словом в тюркских языках, означавшим быка. Потомки уч-карлуков в Узбекистане относят себя к роду саханкул. Легенда о Селдьжуке имеет параллели с преданиями саха об Эллэе и Омогое. Есть сведения о том, что часть уранкаев-кимаков участвовала в сельджукском движении. В Х в. именно племя каи владычествовало в огузском объединении. Племя каи-канглы, под напором монголов отступившее с Хорасана на Малую Азию в XIII в., основала династию османов. Хаайа-Хаµылы — имя сына Эллэя, предка кангаласцев.

Этноним канглы появляется в начале XII в., когда кыпчаки обосновываются вдоль восточного побережья Сырдарьи и к северу от Аральского моря. М.Кашгари (XI в.), однако, в своем знаменитом труде не упоминает о канглах как о племени. Он пишет, что «канглы есть один из великих людей из кыпчаков». С.Аманжолов, исходя из данного факта, считает, что во времена М.Кашгари, возможно, основная масса канглов была уже в Малой Азии. Известно также, что остатки печенегов вместе с кыпчаками образовали половецкий племенной союз. Можно предположить: после разгрома Владимиром Мономахом донского объединения половцев, возглавляемых Шаруканем, значительная их часть откочевала обратно в степи Казахстана.

П.А.Ойунский на основе эпоса-олонхо писал, что предки саха «переселялись из Малой Азии через Крым на берега Аральского моря». Ныне стало модным говорить о герменевтике, о каких-то архетипах сознания и т.д. Безусловно, даром проникать в душу народа в полной мере обладал П.А.Ойунский, автор «Ньургун Боотура». Тем более, что из истории известно об обратном переселении огузо-печенежских племен из Малой Азии в степи Туркестана.

Потомками Омогоя считаются намцы, кобеконцы, бетунцы, сыланцы, дьохсогонцы. Намакия — название столицы кимаков, по имени правящего рода. В.Ф.Минорский предлагал читать его как Йемакия, но нам кажется, что арабский источник не ошибался. Несмотря на все усилия советских археологов, столица кимаков, судя по всему, располагавшаяся на Иртыше, не была найдена. Намский род Кєбєкєн или Кємєкєн, по-видимому, происходит от прозвания кимаков кубак/кумак.

Основное обозначение змеи в тюркских языках — йылан, джилан. Поэтому данное слово С.М.Ахинжанов считал тайным именем кимаков. Действительно, среди башкир имелся род Елань (йылан-кыпсактар). Вот это название кимаков, видимо, и отражает наименование рода саха Сылаµ.

Казахский востоковед Б.Э.Кумеков делает вывод, что после распада в 840-м году Уйгурского каганата, часть племен, входивших в него (эймюр, баяндур, татар), присоединилась к кимакскому союзу племен. Ал-Масуди говорит о существовании государства Кимак-Югур на территории степей Приаралья. Таким образом, кимаки (уранкаи) и уйгуры были в союзных отношениях и в сильной степени смешались между собой. Об уйгурском компоненте в культуре саха писали такие исследователи, как Г.Вамбери, Д.А.Кочнев, Г.В.Ксенофонтов, И.В.Константинов и А.И.Гоголев.

Возможно, название одного из семи кимакских племен — йемек, отразилось в наименовании наслега Нємўгў Кангаласского улуса. Название же кимакского племенибайандур можно отождествить с названием такого рода саха, как байды, или другого —байамдьы.

В исторических преданиях саха есть предания о племени кыргыс: «Оказывается, во времена прибытия Омогой Бая и Эллэй Боотура из южной страны переселилось племя кыргыс с лошадьми и рогатым скотом».

Археолог Д.Г.Саввинов предполагает, что «отдельные группы (скорее всего, военные отряды) енисейских кыргызов проникали через места расселения племен, входивших в состав кимако-кыпчакского объединения, достигая их метрополии на Иртыше».

В языке саха слова «кыргыс», «кыргыЇыы» означают «сражение», «битва». Отсюда следует, что в результате векового противостояния предков саха кимаков-уранкаев и енисейских кыргызов в исторической памяти народа имя воинственных кыргызов стала прочно ассоциироваться с понятием сражения, битвы.

Как утверждал С.М.Ахинжанов, исключительное место в истории Евразийских степей сыграл народ-змей. Он приходит к выводу, что кимаки почитали змею или дракона. В этой связи надо привести тот факт, что русские сказки буквально заполнены трех-, семи- и двенадцатиглавыми Змеями или Змеями Горынычами, лютыми врагами русских богатырей. С.А.Плетнева предполагает, что одна или несколько орд каи (кимаков) могли прийти из Приуралья-Прибалхашья вместе с кипчаками в южнорусские степи. Из восточных источников известно: кимаки-уранкаи сначала состояли из семи племен, только затем распались на 12.

В этой связи весьма интересным представляется этимология грозного божества пантеона саха Улуу Тойона. «Улуу», по мнению Г.В.Ксенофонтова, близко к «лу» («луо») — мифологическому существу, дракону. Дракон и гром являются ближайшими символами Неба. Среди племен, обитавших в VIII в. в степях Центральной Монголии, упоминается народ лун. Их-то С.М.Ахинжанов считает кимаками.

Каи-кимаки в XI в. покорили племя ябагу. По сообщению М.Кашгарского, каи-мусульмане разгромили войско неверных во главе с Бука Будраджем, т.е. представителем племени змей, насчитывавшим якобы 700 тысяч человек. Название племени йабы/ябагу можно связать с именем предка Батурусского улуса, сыном Эллэя Дьуон-Дьаабы и названием рода дьаабыл. Первое слово данного эпонима происходит от слова «дьон», в древности означавшего понятие племя. Второй эпоним Батурусского улуса — Дьуон-Дьаµылы — близок к этнониму «джагалмай», рапространенному у кыпчакоязычных народов. Прародиной данного этнонима является опять-таки Приаралье, и, по этнографическим данным, он связан с названием племени ягма. Существование нескольких эпонимов у улусов саха, по-видимому, связано с институтом, распространенным у степных народов. По этому обычаю тюркское племя состояло в кровном родстве с другим племенем, иногда — с двумя. Про племя ябагу Гардизи дает сведения, что это люди, отделившиеся от карлуков и вошедшие в состав племен огузских ябгу. У каракалпаков, например, имеется род Джабы-Кыпшак.

В Сыгнакском владении кыпчаков, зависимом от Хорезма и возглавляемом династией племени уран, аристократическая верхушка приняла ислам. В этой связи интересны упоминания о существовании у саха реликтовых культов, свидетельствующих о знании их предками ислама. Так установлено, что древнеякутское божество Илбис является метатезой арабского Иблис. В Коране Иблис — имя дьявола. Было известно и божество «Алла» («Алла таµара»). Данное божество якутский этнограф Ф.Ф.Васильев сравнивал с Аллахом.

Приаралье считается прародиной многих народов. Установлено, что начальный этногенез башкир, каракалпаков происходил именно здесь. Интересен тот факт, что этнонимы уран, йылан (сылаµ) и кувакан (кобекён) встречаются только у башкир и саха.

Приаралье также место возникновения и этногенеза огузских народов и древних венгров-мадьяр. Безусловно, и узбеки, и казахи сложились в степях вокруг Арала. Приаралье считают прародиной также ногайцы.

По языку каи (уранкаи) Маньчжурии были близки к киданям. Известный монголист В.И.Наделяев считает, что основная масса слов монгольского происхождения, проникшая в язык саха, происходит от монгольского языка киданьского периода. Интересен тот факт, что в языке саха обнаруживаются мощные, одинаково архаичные, наслоения слов монгольского и тунгусо-маньчжурского происхождения.

Как писал М.Кашгари (Х в.), люди из племени каи имели свой особый язык, но в то же время они хорошо знали и тюркский. По мнению С.М.Ахинжанова, уранкаи-кимаки были монголоязычными, но проживая в степях Казахстана, в окружении тюркских племен, они были отуречены. В отуречении уранкаев-кимаков, можно предположить, огромную роль сыграли уйгуры и огузы — их соседи, а затем и бывшие слуги — кыпчаки. Считается, что якутский язык по грамматическому строю принадлежит к огузской группе, по лексике — к огузско-уйгурской и , отчасти, кыпчакской.

Часть кимаков исповедовала манихейство. Известно, что манихейских жрецов называли туинами. Якутский термин тойон, возможно, связан с этим словом. Считается, что в языке саха имеется сильный индо-иранский пласт слов. Отмечается также, что эти слова, в основном, относятся к культовой и ритуальной лексике. А.И.Гоголев говорит о сходстве элементов белого шаманизма и зороастрийской религии. В этой связи надо отметить тот факт, что манихейская религия, зародившаяся в Персии, многое восприняла от зороастризма, от священных текстов Авесты. О влиянии зороастризма на религию древних кангюйцев утверждает Б.А.Литвинский. Так что санскритские параллели в язык саха могли проникнуть и через древние религии. Не надо при этом забывать, что одни из вероятных предков саха канглы-печенеги были отуреченными иранцами. Академик Б.А.Литвинский предками кангюйцев считает «саков, которые за Согдом».

Мы же считаем, что речь должна идти на самом деле о некоем компоненте, с которым связано тюркоязычие народа саха. Безусловно, этногенез народа — это многовековой, сложный процесс. В то же время эпический народ «ураанхай-саха», проживавший на Араат Байіал, это и есть, собственно говоря, народ кимак из арабо-персидских источников.

Использованная литература

1. Гоголев А.И. Якуты (проблемы этногенеза и формирования культуры). — Якутск: Изд-во ЯГУ, 1993.

2. Ахинжанов С.М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана. — Алма-Ата: Наука, 1989.

3. Боло С.И. Лиэнэіэ нуучча кэлиэн иннинээіи саха олоіо. — Якутск, 1994.

4. Васильев Ф.Ф.Военное дело якутов. — Якутск: Бичик, 1995.

5. Ксенофонтов Г.В. Эллэйада. Материалы по мифологии и легендарной истории якутов. — Новосибирск: Наука, 1977.

6. Ксенофонтов Г.В. Ураангхай-сахалар. — Т. I, кн. 1. — Якутск: Нац. изд-во РС(Я), 1992.

7. Долгих Б.О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII веке. — М.: Изд-во АН СССР, 1960.

8. Ойунский П.А. Якутская сказка, ее сюжет и содержание. — Сочинения. — Т. VII. — Якутск, 1962.

9. Толстова Л.С. Исторические предания Южного Приаралья.

10. Линденау Я.И. Описание народов Сибири (первая половина XVII в.). — Магадан: Кн. изд-во, 1989.

11. Кумеков Б.Э. Государство кимаков IX—XI веков по арабским источникам. — Алма-Ата, 1972.

12. Савинов Д.Г. Государства и культурогенез на территории Южной Сибири в эпоху раннего средневековья. — Кемерово, 1994.

13. Аманжолов С.С. Вопросы диалектологии и истории казахского языка. — Алма-Ата, 1959.

14. Зуев Ю.А. Этнокультурные связи ранних кимеков. //Известия АН Республики Казахстан. Серия общ. наук. — 1992, № 5.

15. Гумилев Л.Н. Тысячелетие вокруг Каспия.

16. Плетнева С.А. Половцы. — М., 1990.

17. Литвинский Б.А. Кангюйско-сарматский фарн. — Душанбе, 1968.

18. Серошевский В.Л. Якуты: Опыт этнографического исследования. — М., 1993.

Василий Васильевич Ушницкий, мл. научный сотрудник ИГИ АН РС(Я).

Share this post


Link to post
Share on other sites

связь якутов с кимаками, кипчаками и казахами-аргынами не отрицаю

Share this post


Link to post
Share on other sites

кимак это не кай-мак, потому что есть другой вариант этого слова - йемек

Share this post


Link to post
Share on other sites

Тамга Чоносов.

 

444.jpg

 

 

 

x8985-1.gif

 

Golden_sun_and_moon_of_the_Xiongnu.jpg

 

 

Golden_sun_and_moon_of_the_Xiongnu_2.jpg

 

 

yatsenko_6.jpg

 

 

munhgal2bcopy.jpg?w=230&h=320

Share this post


Link to post
Share on other sites

Искусственные реконструкции и памятники не помогут найти истину. Историки прямо отмечают, что монголоязычные народы 17 - 21 веков не знали и не знают тамг (меток для скота и печатей) и уранов (боевых кличей, паролей). Все что ныне тиражируется, иллюстрации и миниатюры, тамги, ханские троны, одежда, боевое оружие и прочее  - все это лишь современные РЕКОНСТРУКЦИИ на основе книг и с подгонкой под современное монгольское состояние, не больше ни меньше.

Share this post


Link to post
Share on other sites

У монголов хурай-ура-hurray.

 

Ваше слово "танба" не имеет отношения  к слову "тамга".Это разные слова,разные значения.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Какой вы наивный однако. :) Тамға, тамғы, таңба, дамга, басма, белгі и т.д. - это всего лишь разные фонетические варианты и синонимы одного и того же значения, по-русски, тавро, метка, знак, печать, отпечаток, клеймо и т.д.

 

В узком смысле "тамға" - это то, что получается путем выжигания каленным железом, корень "там".

В ДТС "Tamdu" - огонь, пламя,  "Tamdur" - разжигать, зажигать, "Tamduqsuz" - без топлива, без растопки.

В казахском языке "Тamuzyq" - растопка, топливо.

 

 

Но в других словах синонимах другие корни и смыслы.

 

Древнетюркский словарь (ДТС):

 

TAMƔA - 1) печать, отпечаток; 2) знак. Beg tamɣasï elgindä - печать правителя в твоих руках.

TAMƔAČÏ - хранитель печати.

ĀL TAMƔA - алая печать (Чингизхана)

KÖK TAMƔA - синяя печать (Чингизхана)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Какой вы наивный однако. :) Тамға, тамғы, таңба, дамга, басма, белгі и т.д. - это всего лишь разные фонетические варианты и синонимы одного и того же значения, по-русски, тавро, метка, знак, печать, отпечаток, клеймо и т.д.

В узком смысле "тамға" - это то, что получается путем выжигания каленным железом, корень "там". В ДТС "Tamdu" - огонь, пламя,  в казахском языке "Тamuzyq" - растопка.

Но в других словах синонимах другие корни и смыслы.

 

Древнетюркский словарь:

 

TAMƔA - 1) печать, отпечаток; 2) знак. Beg tamɣasï elgindä - печать правителя в твоих руках.

TAMƔAČÏ - хранитель печати.

ĀL TAMƔA - алая печать (Чингизхана)

KÖK TAMƔA - синяя печать (Чингизхана)

 

Там это ад на монгольском. Тан Ба это все-таки другое слово .Ближе к китайскому "тянь бао". :D

Share this post


Link to post
Share on other sites

У нас есть местность в низовьях Или близ Алматы, называемая "Тамғалы тас" (а не "Таңбалы тас"  :) ) по наличию на тамошних камнях множество древних петроглифов, то есть тамг.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

×
×
  • Create New...