Перейти к содержанию
Гость Anonymous

Кидани, китаи, каракитаи.

Рекомендуемые сообщения

Ху это просто варвары для китайцев, неоседлые народы соседи.

В них включали хунну, которые изначально населяли территорию которая где сейчас обитают все монголоязычные народы.

Генетически доказано что хунны имеют очень сильную связь с современными монголами и также доказано, что дунху (сянби) являются прото монголами. И хунны и дунху по видимому имели единый алфавит/руны (хүннү-сянби) (N. Ishjatms, Nomads In Eastern Central Asia Fig 6, History of civilizations of Central Asia, Volume 2, UNESCO Publishing, 1996, ISBN 92-3-102846-4. Так что называть дунхү восточными хү или восточными хуннами, на мой взгляд, вполне оправданно. В составе хуннов было множество разных племен (иногда считают 24), включая протомонгольские (такие же как и дунхү).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://en.wikipedia.org/wiki/Khitan_language

 

The Khitans had two scripts of their own and many Mongolic words are found in their half-deciphered writings that are usually found with a parallel Chinese text (for example, nair = sun, sair = moon, tau = five, jau = hundred, m.r = horse, im.a = goat, n.q = dog, m.ng = silver, ju.un = summer, n.am.ur = autumn, u.ul = winter, heu.ur = spring, tau.l.a = rabbit, t.q.a = hen and m.g.o = snake). There is no doubt regarding the Khitan being proto-Mongolic.

 

Frederick W. Mote, Imperial China 900–1800, p.405

 

Herbert Franke, John King Fairbank, Denis Crispin Twitchett, Roderick MacFarquhar, Denis Twitchett, Albert Feuerwerker. The Cambridge History of China, Vol. 3: Sui and T'ang China, 589–906. Part 1, p.364

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://en.wikipedia.org/wiki/Khitan_people#History

Daurs and some Baarin people of Baarin Right Banner are direct descendants of the Khitans. Another ethnic group, the Kyrgyz, are also believed to be partially descended from the Khitans. The hairstyles of some Baarin women are similar to Khitans.[15]

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://en.wikipedia.org/wiki/Khitan_language

 

The Khitans had two scripts of their own and many Mongolic words are found in their half-deciphered writings that are usually found with a parallel Chinese text (for example, nair = sun, sair = moon, tau = five, jau = hundred, m.r = horse, im.a = goat, n.q = dog, m.ng = silver, ju.un = summer, n.am.ur = autumn, u.ul = winter, heu.ur = spring, tau.l.a = rabbit, t.q.a = hen and m.g.o = snake). There is no doubt regarding the Khitan being proto-Mongolic.

 

Frederick W. Mote, Imperial China 900–1800, p.405

 

Herbert Franke, John King Fairbank, Denis Crispin Twitchett, Roderick MacFarquhar, Denis Twitchett, Albert Feuerwerker. The Cambridge History of China, Vol. 3: Sui and T'ang China, 589–906. Part 1, p.364

 

Ничего подобного на стр.405 книги Frederick W. Mote, Imperial China 900–1800 я не обнаружил!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

http://en.wikipedia.org/wiki/Khitan_language

 

The Khitans had two scripts of their own and many Mongolic words are found in their half-deciphered writings that are usually found with a parallel Chinese text (for example, nair = sun, sair = moon, tau = five, jau = hundred, m.r = horse, im.a = goat, n.q = dog, m.ng = silver, ju.un = summer, n.am.ur = autumn, u.ul = winter, heu.ur = spring, tau.l.a = rabbit, t.q.a = hen and m.g.o = snake). There is no doubt regarding the Khitan being proto-Mongolic.

 

Frederick W. Mote, Imperial China 900–1800, p.405, 

 

Herbert Franke, John King Fairbank, Denis Crispin Twitchett, Roderick MacFarquhar, Denis Twitchett, Albert Feuerwerker. The Cambridge History of China, Vol. 3: Sui and T'ang China, 589–906. Part 1, p.364

 

Ничего подобного на стр.405 книги Frederick W. Mote, Imperial China 900–1800 я не обнаружил!

 

Тюркский язык по Аксклу.

 

:lol:

 

http://en.wikipedia.org/wiki/Khitan_language

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

http://en.wikipedia.org/wiki/Khitan_language

 

The Khitans had two scripts of their own and many Mongolic words are found in their half-deciphered writings that are usually found with a parallel Chinese text (for example, nair = sun, sair = moon, tau = five, jau = hundred, m.r = horse, im.a = goat, n.q = dog, m.ng = silver, ju.un = summer, n.am.ur = autumn, u.ul = winter, heu.ur = spring, tau.l.a = rabbit, t.q.a = hen and m.g.o = snake). There is no doubt regarding the Khitan being proto-Mongolic.

 

Frederick W. Mote, Imperial China 900–1800, p.405, 

 

Herbert Franke, John King Fairbank, Denis Crispin Twitchett, Roderick MacFarquhar, Denis Twitchett, Albert Feuerwerker. The Cambridge History of China, Vol. 3: Sui and T'ang China, 589–906. Part 1, p.364

 

Ничего подобного на стр.405 книги Frederick W. Mote, Imperial China 900–1800 я не обнаружил!

 

Тюркский язык по Аксклу.

 

:lol:

 

http://en.wikipedia.org/wiki/Khitan_language

 

Вам смешно когда дают липовые ссылки?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

http://en.wikipedia.org/wiki/Khitan_language

 

The Khitans had two scripts of their own and many Mongolic words are found in their half-deciphered writings that are usually found with a parallel Chinese text (for example, nair = sun, sair = moon, tau = five, jau = hundred, m.r = horse, im.a = goat, n.q = dog, m.ng = silver, ju.un = summer, n.am.ur = autumn, u.ul = winter, heu.ur = spring, tau.l.a = rabbit, t.q.a = hen and m.g.o = snake). There is no doubt regarding the Khitan being proto-Mongolic.

 

Frederick W. Mote, Imperial China 900–1800, p.405, 

 

Herbert Franke, John King Fairbank, Denis Crispin Twitchett, Roderick MacFarquhar, Denis Twitchett, Albert Feuerwerker. The Cambridge History of China, Vol. 3: Sui and T'ang China, 589–906. Part 1, p.364

 

Ничего подобного на стр.405 книги Frederick W. Mote, Imperial China 900–1800 я не обнаружил!

 

Тюркский язык по Аксклу.

 

:lol:

 

http://en.wikipedia.org/wiki/Khitan_language

 

Вам смешно когда дают липовые ссылки?

 

Действительно на указанной странице нету, может другое издание. Зато купил книгу, если найду этот абзац дам знать. https://books.google.com/books?id=SQWW7QgUH4gC&printsec=frontcover&dq=inauthor:%22Frederick+W.+Mote%22&hl=en&sa=X&ei=vGDuVMyuGoudyQT8_oFg&ved=0CCkQ6AEwAQ#v=onepage&q&f=false

Изменено пользователем Marhas
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Охота с орлами,

кидани(позже каракытай-ляо).

 

Г.Е.Грумм-Гржимайло в отличие от нас с вами прекрасно знал предмет и потому утверждал, что термин "кидань" искусственный и был введен на основе китайской транскрипции тюркского термина "кытай" для отличия: "...Ктай - это произношение вернее, чем принятая китайская транскрипция этого имени кидань. Последнюю пришлось удержать в виду неудобств, сопряженных с употреблением одного имени для двух народов и невозможности называть китайцев иначе как китайцами (Западная Монголия и Урянхайский край. Гл.8, С.32)!

 

И не только Грумм-Гржимайло, но и практически все летописцы и путешественники средневековья использовали только тюркскую форму названия племени "кытай" (в различных фонетических вариациях - китай, хитай, катай и т.д.), но не "кидань"!

 

В "Сюэ Цзюйчжэн" (Старая историияПяти Династий, 974 г.) утверждается, что "кидани" - есть ветвь сюнну", т.е. тюрков.

 

Японский тюрколог С.Мураяма, например, полагает, что киданьское письмо связано с древнейшими памятниками письмен тюрков, а язык - с тюркскими языками.

 

В "Ляо ши" (гл.64) сохранилась легенда, которая гласит, что некто кытай (киданец) Дэла по прозвищу Юньдухунь на встрече с уйгурским послом, "пробыв 20 дней, смог познать его язык и письмо (АКБ: т.е. киданец за 20 дней познал тюркский!), и затем сотворил малое киданьское письмо, число (знаков) небольшое, и можно соединять."

 

Не только Ан-Насави, но и другие средневековые летописцы относят каракитаев к тюркам. Например, Ибн Ал-Асир (Ал-Камил Фи-т-тарих - Полный свод всеобщей истории) прямо указывает, что китаи и татары (т.е. найманы и племя Чингизхана и др.) были тюрками, которые переселились в Восточный Туркестан и в Семиречье в 11 веке из Северо-Западного Китая (из Сина): 

"... Затем он (ильхан Ахмад) умер, и его место занял Гурхан. «Ку» - на хитайском языке - прозвище величайшего из их царей, а «хан» - прозвище тюркских царей, так что это значит: «величайший из царей». Он надевал царскую одежду из покрывал и вуалей. Он был манихеем... Когда он вышел из Сина в Туркестан, к нему присоединились тюрки-хитаи. Они прежде него вышли из Сина и находились на службе ханства владетелей Туркестана. Арслан-хан Мухаммад ибн Сулайман заставил переселиться свыше 16 тысяч кибиток. Их [прежнее] кочевье (В тексте: манзилухум) - у проходов, которые отделяют его от Сина. Они препятствовали любому из царей проникнуть в его (Арслан-хана) страну, за это им следовали награды и наделы.... Когда хорезмшах сделал с хитаями то, о чем мы рассказали, уцелевшие из них ушли к своему царю, который в войне не участвовал, и собрались у него. Большое племя (В тексте: та’ифа) татар в древности вышло из своей страны у границ Сина и поселилось в тылу страны Туркестан. Между ними и хитаями была вражда и войны. ... Потом на Кушлук-хана, [царя] первых татар, обрушилось нашествие других татар, которые опустошили мир и царь которых — Чингизхан" (из текста Ашина-Шэни может детально ознакомиться, что страна Чингизхана располагалась в ВТ, в Джунгарии, западнее Алтая)."

Получается, что "Гур-хан" или точнее "Кур-хан" означает на тюркском главный, старший хан. Сразу же вспоминается другой, известный более позднее,  тюркский титул "Кур-баши" - главарь.

 

 

А про традицию беркутчи и сункарчи у кытаев, их меховые малахаи-треухи (на рисунке Хукера), титулы и имена, вообще без комментариев ...

 

 

Так что не все так просто как принято считать, что мол кидани-каракитаи это то ли маньчжуры, то ли халхасцы...  ;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Моя версия.

 

Раз источники прямо указывают, что татары и каракытаи пришли в Моголистан (из-за противоречия моей версси общепринятой версии получается каламбур "пришли в Монголию на территории нынешней Джунгарии"  :) )  из Сина, т.е. из северо-западного Китая и что их язык несколько отличался от языка остальных тюрков, то значит оно так и было, незачем было летописцам было обманывать народы, которые будут жить на свете через 7-8 столетий. ;)  

 

Я считаю, что именно это отличие языка и письма (!!!), в частности найманов, кочевых уйгур, каракитаев и прочих, и легло в основу государственного языка империи Чингизхана, что дает повод называть его по современному пониманию и отождествлению "тюрко-монгольским" (при этом, имхо, нынешнее представление и прошлое это далеко не одно и то же).

 

Но, я считаю, что разговорный, бытовой язык татарских племен и каракитаев был несколько отличен от письменного, от государственного, что и мы и видим из текстов источников - прямо или косвенно!!!  

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Раз источники прямо указывают, что татары и каракытаи пришли в Моголистан из Сина, т.е. из северо-западного Китая 

 

У племен, позднее вошедших в Казахское ханство и составивших казахский народ, до сих пор сохранилась поговорка об этом исходе их Сина/Чина на запад:

"Қарақытай келсе елде шөп шықпайды". Перевод примерно таков: "Если придут кара-китаи, то от их многочисленности будут затопчены пастбища".

 

 

Слова Ибн ал-Асира подтверждают и доказывают древность казахской поговорки об исходе каракитаев и татар, потому что согласно свидетельству летописца из Сина/Чина на запад пришло двумя волнами миграции не меньше 2 млн. кочевников!!!

 

 

Йозеф Маркварт приводит Ибн ал-Асира ("О происхождении народа куманов".  Гл.2 "Куманы и куны"):

 

"... Незадолго до появления сельджуков среди племен, принадлежавших к государству киданей происходили большие перемены, о чем свидетельствует выдержанный в стиле священной легенды рассказ, приводимый Ибн аль-Асиром в следующем виде. История исхода тюрков из Чина и смерти Тоган-хана: В этом году (408 г. хиджры. = 30 мая 1017 - 19 мая 1018 г.тюрки в большом числе ушли из Китая, и было их свыше 300 000 шатров, принадлежащих разным родам тюрков, среди которых были и кидани (АКБ: правильно - каракитаи), впоследствии занявшие области за Оксусом - о том, кто из них где расселился,  мы расскажем позднее, если будет на воля Аллаха."

 

У самого Ибн ал-Асира ("Китаб Ал-Камил Фи-т-Тарих" или "Полный свод всеобщей истории") находим более точные сведения о 2-х волнах исхода тюркских племен из северо-западного Китая на запад - сперва в нынешнюю Джунгарию, затем дальше в Среднюю Азию:

 

"... Год 408 (1017-18).  В этом году вышли тюрки из Сина в большом числе, свыше 300 тысяч кибиток из тюркских родов, среди них хитаи, которые овладели Мавераннахром, рассказ потом дойдет до них, если хочет Аллах всевышний."

"... Год 438 (1046-47) [Переселения тюркских народов] В этом году из области Тибет вышло бессчетное множество тюрков."

"... Когда он вышел из Сина в Туркестан, к нему присоединились тюрки-хитаи. Они прежде него вышли из Сина и находились на службе ханства владетелей Туркестана. Арслан-хан Мухаммад ибн Сулайман заставил переселиться свыше 16 тысяч кибиток. Их [прежнее] кочевье (в тексте: манзилухум) - у проходов, которые отделяют его от Сина (АКБ: корридор "Хэси"?). Они препятствовали любому из царей проникнуть в его (Арслан-хана) страну, за это им следовали награды и наделы."

"... Большое племя (в тексте: та’ифа) татар в древности вышло из своей страны у границ Сина и поселилось в тылу страны Туркестан. Между ними и хитаями была вражда и войны".

 

 

Следует заметить, что Ибн аль-Асир этих тюрков с востока (татар и каракитаев), в отличие от западных тюрков (кыпчаков, канглов, карлуков и других), будучи сам мусульманином, отличает по признаку принадлежности к исламу "не принявшие ислам":

"... Год 435/1043-44. Рассказ о событиях, [происходивших] у тюрков в Мавераннахре. Не принявшими ислам среди тюрков остались татары и хитаи, они в областях Сина."

 

 

А вы говорите Монголия-Халха, маньчжуры, халхасцы...  ;) 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Кидани, они же и кара-китаи, не говорили на тюркских языках.

 

АКБ - почитайте РАДа внимательно:

 

 

РАД, т.1, Кн.1. с.144

С. 165 
Мисар-Улук (племя кунгират, ветвь кунклиут, от его сына Кураласа почши все кураласы) (значение слова улук - человек, который ничего не боится; также труп) взял себе в жену хитайку. Жизненнные обстоятельства этой женщины были таковы: она севши на осла, выехала из Хитая с твердым намерением выйти замуж. Имя ее было Даукай-Ябудак (дауи-бабудак).
 
С. 166
По хитайски "даукай" — значит "роза", а "ябудак" - человек, севший на осла. 
 
Мисар-Улук имел от нее сына, котрого он назвал Элджигин по той причине, что осла называют "элджиген". Все племена элджигин суть из рода того сына.
 

 

 

 

Кстати совр. монг. илжиг - осел. Откуда в Иране монгольские слова?

 

Вообще как я писал ранее у РАДа многое что перемешано, что отражает некий тюрко-монгольский "суржик":

 

Например:

 

в год лошади -  по-монгольски морин-йил  (морин - монг., йил - тюрк.)

 

год курицы или год такику — эм тахиа по монг., тоок, таук, тоох по тюрк., получается все же ближе к монгольскому
 
год собаки, нокай-ил, опять первая часть монг. вторая тюркская.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ув. Руст, имхо, все это я бы назвал особенностями языка татар или неверных тюрков восточных краев, что было отмечено знатоком тюркских языков и наречий, великим Махмудом. Эта особенность, имхо, и сбивает всех нас с толку, когда мы обращаемся к государственному языку империи (а не к разговорному, бытовому). Я предполагаю, что этой же особенностью отличался и язык каракитаев.

 

Ведь это еще дилемма - все перечисленные вами слова в делопроизводстве империи Чингизхана из современных монгольских, т.е. монгольской группы языков, или наоборот, они в современных монгольских заимстовавны из тюркских, каракитайского и татарского?!

 

Да к тому же эти слова присутствуют не только в современных монгольских языках, но и в тунгусо-маньчжурских. Тогда почему бы не говорить о тунгусо-маньчжуризмах в переписке татар 13 века?!  

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У племен, позднее вошедших в Казахское ханство и составивших казахский народ, до сих пор сохранилась поговорка об этом исходе их Сина/Чина на запад:

 

"Қарақытай келсе елде шөп шықпайды". Перевод примерно таков: "Если придут кара-китаи, то от их многочисленности будут затопчены пастбища".

 

В результате созвучия и путаницы в этнонимах (каракитаев с ханьцами) появились и современные искаженные варианты данной древнейшей поговорки, в которых место каракитаев заняли ханьцы (китайцы), а место травы и пастбищ слегка в ином смысле заняли таджики, калмыки и русские:  :) 

 

"Қара қытай қаптаса, тәжіктер тасада қалмақ емес"

 

"Қара қытай қаптаса сары орыс әкеңдей көрінер"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Получается, что "Гур-хан" или точнее "Кур-хан" означает на тюркском главный, старший хан. Сразу же вспоминается другой, известный более позднее,  тюркский титул "Кур-баши" - главарь.

 

 

Ал-Камил Фи-т-Тарих Ибн ал-Асир "Ал-Камил фит-т-та'рих", гл. "О выступлении татар в страну мусульман":

"... Еще до этого, в 522 (1128) г., Кривой, а это Кур-хан ас-Сини."

 

Автор имеет в виду прозвище каракитайского гурхана, может быть "кривой" - "букур"?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

НАЙМАНЫ

О происхождении наименования "найман" также имеется несколько версий. " Найман" в переводе с монгольского "восемь", т. е. "восемь родов", считает профессор Березин. Аристов утверждает, что Найман - один из притоков р. Катон, по названию которого и был назван народ, обитавший на его берегах.

В древности найманы были многочисленным племенем. В правление Чингисхана найманы составляли два ханства, которыми правили братья - Тан и Бойырик. Когда Чингисхан напал на них и убил братьев, часть найманов бежала на запад и, влившись в состав моголов (монголов?), стала называться могольскими найманами. Родовое название найман встречается в (родо-племенном) составе всех тюркских народов мира.

Найман Среднего жуза, по древним сведениям казахов,- потомки так называемого Софы-мирзы. Когда его убил брат Баба-мырза, сын Софы-мирзы Окиреш (от младшей жены) перекочевал к казахам. Это подтверждается сообщением Абулгази, который пишет, что Софы-мирза решил убить отца Абулгази-хана Араб-Мухаммеда и посадить на его место ханом некоего Хосрова, привезенного им же из Самарканда, тоже из ханской династии. Араб-Мухаммед, прознав о замысле его, убивает Хосрова, а самого Софы- мирзу отдает брату его Баба-мирзе, который служил при хане визирем. Тогда Баба- мирза, заявив-де: "враг моего хана больше мне не брат", убивает Софы-мирзу. Что касается более близких предков найманов Среднего жуза, то писавшие о них историки - Спасский, Аристов, Маевский - допускав в своих изысканиях ряд неточностей. П о нашим сведениям, прародителем найманов Среднего жуза является Софы-мирза. От него-Окиреш. У Окиреша было три сына-Домбаул, Сугирши, Саржомарт. Потомки Домбаула ставили тамгу (тавро) на лошадей с другой стороны (бока), потому и прозвали их-терстамбалы. Сын Сугирши - Китай. От него Толегетай. От Толегетая четверо - Каракерей, Матай, Садыр, Торгул. От Каракерея Байторе. От Байторе Байс и приемный сын Акнайман. От Ерторе Байсиык и усыновленный Карамулла. От старшей жены Байыса Мамбеткул, Сыбанкул, Ахмедкул, Сары. Мамбеткул с детства был капризным, обидчивым, и потому его прозвали Киржы. Сыбанкул назвался Сыба ном, Ахмедкул-Акимбетом. От младшей жены Байыса - Тома и Токмак, а также усыно вленные младшей женой - Болатшы и Байгана. К тому же дочь Байыса Макта Абай вы шла замуж за сарта (озбека) и родила от него двух сыновей - Ерджигита и Байджи гита. Epджигит уходит с отцом-сартом в Туркестан, Байджигит остается здесь. Им я жены вышеупомянутого Сары - Мурын, и потому потомки Сары зовутся Мурын. У Ба йсеика было четыре сына-Жанголы, Менлибай, Тобет, Акбельбел. Эти четверо и с ними вместе потомки усыновленного Карамоллы - назывались сегизнайман, т. е. восемь найманов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Peachemaker, вы правы.

И все таки, каракитаи были кочевыми скотоводами тюрками с особенным тюркским наречием, соседствовавшим в северо-западном Китае с другими языками, предположительно с предком современных монгольских языков, и впоследствии они растворились в массе соседних тюркских родоплемен, о чем свидетельствуют любые шежыре и предания, и не только найманов, и не только казахов.

 

 

Моя версия, что название "кара кытай" не этноним и не нес этнического признака, а было дано местными родоплеменами тем, кто пришел в их края из границ с Китаем, из северо-западного Китая, то есть "тюрки Китая"!

 

Моя версия, что они, также как и другие окружавшие их тюркские племена, тоже имели свои роды и племена.

 

Пример, это как казахов, возвращающихся в Казахстан из Монголии здесь называют "маңғол қазақ".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Ув. Руст, имхо, все это я бы назвал особенностями языка татар или неверных тюрков восточных краев, что было отмечено знатоком тюркских языков и наречий, великим Махмудом. Эта особенность, имхо, и сбивает всех нас с толку, когда мы обращаемся к государственному языку империи (а не к разговорному, бытовому). Я предполагаю, что этой же особенностью отличался и язык каракитаев.

 

Ведь это еще дилемма - все перечисленные вами слова в делопроизводстве империи Чингизхана из современных монгольских, т.е. монгольской группы языков, или наоборот, они в современных монгольских заимстовавны из тюркских, каракитайского и татарского?!

 

Да к тому же эти слова присутствуют не только в современных монгольских языках, но и в тунгусо-маньчжурских. Тогда почему бы не говорить о тунгусо-маньчжуризмах в переписке татар 13 века?!  

 

В том то и дело, что Ваша дилема основана лишь на созвучаях в казахском языке - или Вы приводите данные из всех монгольских языков?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

 

Получается, что "Гур-хан" или точнее "Кур-хан" означает на тюркском главный, старший хан. Сразу же вспоминается другой, известный более позднее,  тюркский титул "Кур-баши" - главарь.

 

 

Ал-Камил Фи-т-Тарих Ибн ал-Асир "Ал-Камил фит-т-та'рих", гл. "О выступлении татар в страну мусульман":

"... Еще до этого, в 522 (1128) г., Кривой, а это Кур-хан ас-Сини."

 

Автор имеет в виду прозвище каракитайского гурхана, может быть "кривой" - "букур"?

 

 

Это типичный киданьский титул гур-хан. А русское курбаши вроде звучало на наших языках как "корбаши"? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ув. Руст, позвольте не согласиться с вами.

 

К примеру, Л.Н.Гумилев объясняет происхождение титула "Гур-хан" тюркской лексемой "кур" и монгольской "хурах" со значением "собирать, собрание, объединение племен), что это титул такого хана, который возглавляет союз равноправных племен и что глава каракитаев носил этот титул, потому что это была конфедерация из 8 племен.

 

Такой же титул, например, носил еще дядя керейтского Тогрул-хана, а также противник Чингизхана - Чжамука.  

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это типичный киданьский титул гур-хан. 

 

Емнип, у киданей были императоры "цзун", но не ханы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон 1890—1907

Кидани

Так назывался народ, живший в Х в. после Р. Х. по соседству с Китаем, на запад от Гао-ли (Кореи) до народа кумохов, на север от китайской провинции Ин-чжоу до народов шивэй и мохэ; главное их становище было у озера Ляо. В конце IX в. они стали усиливаться благодаря своему князю Амбаганю, по фамилии Елюй. Он соединил под своей властью все 8 колен К., подчинил себе несколько других народов, в905 г. вторгся в Китай, завоевал 9 больших городов и захватил богатую добычу. В 916 г. он объявил себя императором, а династия его получила название Ляо; она просуществовала до 1125 г. Государство это находилось под сильным влиянием Китая и было полукочевым, полуоседлым. Китайцы научили Амбаганя строить города; по образцу китайскому К. завели земледелие. У К. было свое письмо, составленное из китайских иероглифов. (т.е.  их сохранившиеся рукописи можно прочитать фонетически как угодно - А.). Амбаганю наследовал сын Тай-цзун, по имени О-ку-чжи (Дэ-гуан), царствовавший с 928 по 947 г. Он провозгласил китайского полководца Ши-цзин-тана императором Китая, получив от него за то все земли на север от прохода Я-мынь-гуань в Шань-си и округ Ю-чжоу, город которого, Пекин, стал столицей К.; кроме того, Ши-цзин-тан ежегодно посылал Тай-цзуну 30000 кусков шелковых тканей и называл его отцом, то есть признал себя киданьским подданным. Тай-цзун принял китайскую одежду и старался следовать китайским постановлениям. Преемники его продолжали делать набеги на ту часть Китая, где властвовал дом Сун. В 1003 г. кидани навели такой страх на сунского императора Лун-сюйя, что он обязался выплачивать дому Ляо 100000 лан серебра (около 200 тыс. руб.) и по 200000 кусков шелковых тканей. Договор этот соблюдался почти 100 лет, что дало возможность К. производить нападения на Корею. К., кроме того, покорили Тангут (1049-1053), восточный Туркестан; на севере их владения простирались до Алтая. Елюй-Хун-дзи (1055-1101) основывал школы и отдал повеление об издании китайских классических книг, вследствие чего К. окитаились еще больше и вместе с тем утратили прежний воинственный дух. В это время начали усиливаться чжурчжени в Манчжурии и, под предводительством Агуды, стали во враждебные отношения к киданям. В 1101 г. вступил на престол Янь-си, посланцы которого за кречетами сильно притесняли чжурчженей. Это послужило предлогом к войне. В 1115 г. Агуда разбил киданей и объявил себя императором. К 1125 г. он овладел всеми столицами К. и захватил в Ордосе самого Янь-си. Так кончилось политическое существование К. в северном Китае. По имени этого народа и всю империю мы, русские, называем Китаем, а это свидетельствует, что мы узнали о Китае во время господства там К. У мусульманских писателей Китай, по той же причине, называется Хатай.

О киданях см. ст. В. П. Васильева: "История и древности восточной части Средней Азии" (в "Трудах восточного отдела Императорского археологического общества", ч. IV, СПб., 1857).

Во время последней борьбы с чжурчженями родственник киданьского императора, Елюй-Даши, удалился на запад, чтобы собрать свежие войска. В Бэй-тине он снарядил войско, но пошел не против чжурчженей, а направился дальше на запад, в земли турок, рассчитывая добыть там себе царство. Эти К. получили название каракиданей (у мусульманских писателей карахатайцы, у китайцев — западные ляо). Елюй-Даши прибыл в Кермань, где его провозгласили императором. Он принял китайский титул Хуан-ди и тюркский Гур-хан и основал резиденцию в Хусы-орду, откуда предпринимал походы в Фергану и Мавераннагр. Разбил караханидов (илеков), вместе с султаном сельджукским Санджаром, в 1141 г., и тем приобрел все земли до Аму-Дарьи, но оставил в Мавераннагре прежнюю династию, обложив ее данью. Умер в 1143 г. Преемники его продолжали увеличивать свои владения. Последний государь этой династии каракиданей, Чилуку, пал от руки найманьского вана (князя), а затем каракидани были завоеваны Чингисханом.

Н. В.

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...