Jump to content



Guest Anonymous

Кидани, китаи, каракитаи.

Recommended Posts

Гурхан Кучулук.

:D

https://ru.wikipedia.org/wiki/Кучлук

%D0%9A%D2%AF%D1%88%D0%BB%D1%96%D0%BA_%D1

Quote

Гурхан принял Кучлука и выдал за него свою дочь Тафгач-хатун. Тем не менее, когда хорезмшах Мухаммед отнял у кара-киданей Самарканд и Бухару, Кучлук не пришёл на помощь гурхану, захватил его казну и попытался взять в плен самого Елюй Чжулху. Однако в сражении близ Баласагуна Кучлук был разбит. Войско гурхана отбило казну, но не вернуло её правителю. В результате этого бунта гурхан в 1211 году был захвачен Кучлуком. Елюй Чжулху был оставлен его титул, но реальной властью в стране обладал Кучлук.

В 1213 году Елюй Чжулху умер и Кучлук был провозглашён гурханом. Став единственным правителем Семиречья, Кучлук начал войну с мусульманскими странами. Несколько раз отправлял послов к хорезмшаху Мухаммеду. В 1217 году прибыло посольство от багдадского халифа Ахмада ан-Насира с целью предложить гурхану Кучлуку союз против хорезмшаха Мухаммеда.

Кучлук, бывший сначала, видимо, несторианином, а затем начавший под влиянием жены-буддистки «поклоняться странным богам»,[3] устроил религиозные гонения на мусульман, составлявших большинство населения государства. В 1218 году гурхан осадил город Алмалык, правитель которого признавал власть монголов. В ответ Чингисхан отправил против Кучлука 20-тысячное войско Джэбэ. При вступлении в кара-киданьское государство Джэбэ провозгласил религиозную свободу, и мусульмане стали убивать воинов Кучлука, находившихся на постое в городах. Гурхан бежал, но был пойман в горах Памира и обезглавлен.

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Привет уважаемые ученые

Среди казахов распространено мужское имя Елеу. Много носителей фамилии Елеуов. Не является ли это именем оставшимся в память от имени Елюй Даши? Память же какая то должна остаться о таком великом правителе разбившего армию мусульман. 

Share this post


Link to post
Share on other sites
9 часов назад, Noion сказал:

Привет уважаемые ученые

Среди казахов распространено мужское имя Елеу. Много носителей фамилии Елеуов. Не является ли это именем оставшимся в память от имени Елюй Даши? Память же какая то должна остаться о таком великом правителе разбившего армию мусульман. 

 

Есть даже женское имя - Елеусіз.

 

  • Like 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
9 часов назад, Noion сказал:

Среди казахов распространено мужское имя Елеу. 

 

Елеу:

1. Видный, крупный, серьезный, достойный уважения, заслуживающий внимания;

2. Важный, существенный, значительный.

 

  • Like 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Находится в аймаке Дорнод (Восточный) руины древнего города киданьцев - сейчас называется Хэрлэн барс хотын туурь то есть развалины города Хэрлэн барс. а во время империи Ляо назывался (по китайски) Hedong City (Chinese: 河董城)..

large.herlenbars.jpg.71aa10ca587edfb1704

На гүүгл фото виден стена города-укрепления и фото остатки одной ступы? или дозорной башни.

0577db8ff567126b62aaf3195f75318b.jpg

db0da38a5b06ca45dbbfec198205eb74.jpg

Вид башни.

- - - - - - - - >

И,

8e55344af0719e8e0cf39b98a138b0c9.jpg

с помощью КНР и 1 миллионов юаней проводили реставрацию башни - и стал вот таким. :blink:

Млин! Это вообще что такое? Просто безобразие.

Ведь реставрация же должно быть реётаврацией - а не творчество каких то разнорабочих как например шедевр внизу  :wacko::

400px-Ecce_Homo_(El%C3%ADas_Garc%C3%ADa_

  • Одобряю 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

В Национальной энциклопедии Узбекистана о киданях пишется следующее: «Хитай, ктой, кидан — одно из тюркских племён. Они являются потомками древних киданей. В ХI веке после распада их государства в Северном Китае одна часть перебралась в Среднюю Азию. В источниках их называют карахитаями. В ХV веке одна часть хитаев входила в состав государства Шайбанийхана. Хитаи делились на три племени: канжигалихитой, куштамгалихитой и утарчи. В 70-х годах XIХ века в Самаркандском вилояте, а именно на большей части территории Каттакургана хитаев проживало 45 тысяч человек».

Share this post


Link to post
Share on other sites
44 минуты назад, кылышбай сказал:

В Национальной энциклопедии Узбекистана о киданях пишется следующее: «Хитай, ктой, кидан — одно из тюркских племён. Они являются потомками древних киданей. В ХI веке после распада их государства в Северном Китае одна часть перебралась в Среднюю Азию. В источниках их называют карахитаями. В ХV веке одна часть хитаев входила в состав государства Шайбанийхана. Хитаи делились на три племени: канжигалихитой, куштамгалихитой и утарчи. В 70-х годах XIХ века в Самаркандском вилояте, а именно на большей части территории Каттакургана хитаев проживало 45 тысяч человек».

Тюрки ? В Вики написано что Дауры генетически родствены Киданям , а некоторые ученные и хисторики их отнесили к Монголом , кочевые монгольские племена, в древности населявшие территорию современной Внутренней Монголии, Монголии и Маньчжурии[1]. С 907 по 1125 год существовало киданьское государство Ляо, управляемое кланами Елюй и Сяо. ! Может Узбекские Ктай,Катай не связаны с средновековым Киданям которые помогали Чжурджениям, потом Монголам ... дальше бесследно исчезли из истории ... Также написана Кара-Катай(Кидани) ветвь родственного монголам кочевого народа киданей, которая после разгрома государства Ляо чжурчженями в 1125 году откочевала в Среднюю Азию, где заселила Таласскую и Чуйскую долины 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Кидани не были тюрками. У них был парамонгольский язык, т.е. родственный монгольским языкам.

Цитата
В "Истории Ляо" содержатся киданьские слова в китайской транскрипции, которые позволяют установить принадлежность киданьского языка к монгольской группе: nair(письм.-монг. naran, ср.-монг. ("Сокровенное Сказание") naran, даг. nar) 'солнце'; sair (письм.-монг. saran, ср.-монг. sara, даг. saru:l) 'луна'; tauli (письм.-монг. taulai, ср.-монг. taulai, даг. taul'e:) 'заяц'; tau (письм.-монг. tabun, ср.-монг. tabun, даг. tau) 'пять'; jau (письм.-монг. jayun, ср.-монг. jaun, даг. jau 'сто') и некоторые другие. Очевидно, что это - слова языка монгольской группы, причем очень близкого современному дагурскому. Нельзя, однако, обойти вниманием тот факт, что многие из рассеянных по китайским летописям киданьских слов не могут найти себе удовлетворительных толкований на монгольской почве. Приведем пример из "Истории государства князей" Е Лунли (24 глава): "Дяо Яо, ездивший послом к киданям, составил следующее стихотворение на киданьском языке, в котором говорилось:
 
Ведающий пирами илиби,
Смотрящий за домами хэбачжи
На прощание дали три пиле
Тайно пожаловали десять били"
(Пер. В. С. Таскина)

 

  • Одобряю 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
1 час назад, Rust сказал:

Кидани не были тюрками. У них был парамонгольский язык, т.е. родственный монгольским языкам.

 

Я считаю, что с этим древним котлом на стыке тюркского мира, китайского и еще одного непонятного пока до конца (предполагпется как прамонгольский), не все так просто.

С историческим котлом, где варились, контактировали между собой, а потому откуда на свет появились спорные в отношении языка - кидани, табгачи - тоба, татары (совокупность племен).

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
Quote
  •  
Quote

§ 152. Между тем Ван-хановы младшие братья и нойоны рассуждали так: 'Этот наш хан и старший брат - негодный человек, бродяга, он поступает как человек со смердящею печенью.1 Погубил своих братьев. То переметывается к Харакитадам, то истязает свой народ. Что нам с ним делать теперь? Если же поминать прошлое, то вот он каков. В семилетнем возрасте его угнали в плен Меркиты, и там он, в кожухе из черно-рябого козленка, в Селенгинской пустыне Буури-кеере толок ведь просо в Меркитских ступах. Хурчахус-Буирух хан, отец его, разгромил, однако, Меркитов и спас из плена своего сына. Но вскоре же, когда ему минуло тринадцать лет, его опять увел в плен, вместе с его матерью, Татарский хан Ачжа, увел и заставил пасти своих верблюдов. Прихватив с собой Ачжа-ханова чабана, пастуха овец, он спасся оттуда бегством и вернулся домой. Потом опять должен был бежать из страха перед Найманцами. Бежал же он к Гур-хану Хара-Китадскому, на реку Чуй, в Сартаульскую землю. Там он не усидел и года, как поднял смуту и ушел. Скитался он по Уйгурским и Тангутским землям, пришел в совершенное убожество и кормился только тем, что кое-как выдаивал досуха пять штук коз да вытачивал верблюжью кровь. Является он к сынку Темучжину, как нищий, на единственном своем чернохвостом буланом коне.

Ван-хан жил 1 год у Каракитайского Гурхана в Средней Азии. Потом один вернулся  в Монголию как нищий, на единственном своем чернохвостом буланом коне.

5be7ba6b65e9754ea2ec90fb5b1b60c1_autox50

  • Одобряю 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
1 час назад, АксКерБорж сказал:

Я считаю, что с этим древним котлом на стыке тюркского мира, китайского и еще одного непонятного пока до конца (предполагпется как прамонгольский), не все так просто.

С историческим котлом, где варились, контактировали между собой, а потому откуда на свет появились спорные в отношении языка - кидани, табгачи - тоба, татары (совокупность племен).

Я и не сомневался, что вы считаете и каданей и тангутов, также марсиан - тюрками. Иначе нельзя. 

Выше глянули их тюркские слова? Nair - солнце, Sair - луна?

Share this post


Link to post
Share on other sites
18 minutes ago, Dambjaa said:

Ван-хан жил 1 год у Каракитайского Гурхана в Средней Азии.

 

Quote

 

В «Хронике» сирийца Абу-ль-Фараджа (вторая половина XIII века) в одно лицо слиты Ван-хан и найманский царевич Кучлук:

Ун-хан, Иван, царь христиан, правитель хуннских варварских племён, именуемых Крит (Кераит), взял жену из племени одного из китайских народов, называемых каракета (кара-китаи). Он покинул веру отцов и стал поклоняться странным богам. [7]

 

  • Одобряю 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
8 минут назад, Rust сказал:

Я и не сомневался, что вы считаете и каданей и тангутов, также марсиан - тюрками. Иначе нельзя. 

Выше глянули их тюркские слова? Nair - солнце, Sair - луна?

 

Вы совершенно не поняли моего посыла.

Я не писал, что кидани тюрки. А про тангутов вообще не было ни слова.

Вы как всегда все переиначили под себя. :huh:

Я лишь предположил, что в том древнем котле (сейчас примерно район Пекина) на стыке тюркского, предположительно парамонгольского и китайского появились на исторической арене до сих пор спорные в отношении языка - кидани, табгачи - тоба, татары (совокупность племен) и пр.

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
23 минуты назад, АксКерБорж сказал:

 

Вы совершенно не поняли моего посыла.

Я не писал, что кидани тюрки. А про тангутов вообще не было ни слова.

Вы как всегда все переиначили под себя. :huh:

Я лишь предположил, что в том древнем котле (сейчас примерно район Пекина) на стыке тюркского, предположительно парамонгольского и китайского появились на исторической арене до сих пор спорные в отношении языка - кидани, табгачи - тоба, татары (совокупность племен) и пр.

 

Между тунгусо-манджурами, тюрками и китайцами, были именно именно - Монголы. Монгольский мир, Терра Монголика.

Share this post


Link to post
Share on other sites
9 минут назад, mechenosec сказал:

Между тунгусо-манджурами, тюрками и китайцами, были именно именно - Монголы. Монгольский мир, Терра Монголика.

 

Вы вообще не въехали о чем я пишу. Какая еще к черту Терра Монголика.

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
5 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

Вы вообще не въехали о чем я пишу. Какая еще к черту Терра Монголика.

 

Та самая , что находилась между тунгусо- манджурами , тюрками и китайцами, Монголия называется :D

Share this post


Link to post
Share on other sites
6 минут назад, mechenosec сказал:

Та самая , что находилась между тунгусо- манджурами , тюрками и китайцами, Монголия называется :D

 

Говорю же не въехали в смысл коммента. И скорее уже не въедете. Уже сгорело 2 из 3 жизней. ))

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

vs2e1iiw1yf21.png

khitan warrior

  • Like 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Из книги главного спеца по киданям Н.Н. Крадина — Н.Н. Крадин, А.В. Харинский, С.Д. Прокопец, А.Л. Ивлиев, Е.В. Ковычев, Л. Эрдэнэболд. Великая киданьская стена: Северо-восточный вал Чингис-хана //

Цитата

Одновременно с победами на юге против Китая кидани закрепились на своих западных рубежах. В 994 г. киданьские войска совершили поход против цзубу (ЛШ 14: 5а). На месте бывшего уйгурского города Кэдуня (Кэдуньчэн) в 1004 г. был построен киданьский город Чжэньчжоу (центр одноименной префектуры). Вероятно, это было городище Хэрмэн-дэнж, где очень много уйгурской керамики. Возможно, этот городок в уйгурское время назывался Тогубалык (Toγu balyq). В том же году сюда были отправлены для несения службы 20 тыс. киданьских всадников, которых для обеспечения их продовольствием сопровождали 700 семей бохайцев, чжурчжэней и ханьцев (ЛШ 37: 14а). Здесь были построены три новых города. Мы считаем, что три города (Чжэньчжоу, Фанчжоу, Вэйчжоу) — это Чинтолгой-балгас, Харбухын-балгас и Улан-хэрэм. При этом центр префектуры Чжэнь был перенесен из Хэрмэн-дэнжа в Чинтолгой (Крадин и др. 2011: 163–164). 

pOISQuiZ.jpg?download=1

 

Цитата

В ранний период истории Ляо все монгольские степи были подчинены киданям. Елюй Абаоцзи совершил несколько походов против шивэйцев (ЛШ 1: 2а, 3а) и цзубу (ЛШ 2: 4б). Киданьские воины дошли до развалин столицы Уйгурского каганата и орхонских надписей тюрков (ЛШ 2: 4б–5а).
Несмотря на то что Абаоцзи не укреплял фронтиры, граница была безопасной (ЛШ 91: 2а). Концом Х в. датированы упомянутые в «Ляо ши» столкновения между киданями и цзубу (ЛШ 10: 2б, 7б). К этому времени кидани стали укреплять границы. Как уже отмечалось, в 994 г. Хулянь, двоюродная бабка императора Шэн-цзуна, совершила поход против цзубу, а затем восстановила город на месте бывшей уйгурской крепости. Через 10 лет на этой территории были построены еще три киданьских города, и сюда были посланы два тумена киданьских воинов (ЛШ 14: 15а; 37: 14а). 
Примерно к этому же времени относятся упоминания о киданьском городe на Керулене (в реальности здесь были построены два города). Сюда, как уже говорилось, по приказу императора был направлен Елюй Тангу, который должен был создать систему земледельческих поселений, чтобы снабжать провиантом приграничные гарнизоны (ЛШ 91: 2а; Wittfogel, Feng 1949: 136–137). 

Достаточно сказать, что противостояние киданей и монголов происходило на р. Тола, а Даши ушел в западный поход, вероятно, из городища Чинтолгой-балгас (Крадин, Ивлиев и др. 2011: 166–167)

Y3o8SEo2.jpg?download=1

Цитата

Известно, что в 1135 г. вождь монгольской конфедерации вождеств Хабул-хан (великий предок Чингис-хана) присутствовал на интронизации императора Цзинь Си-цзуна. Опасаясь усиления монгольского лидера, император на его пути домой подослал к нему убийц. Хабул-хан расправился с ними, а позднее приказал в отместку убить цзиньских послов. Он также отразил карательную экспедицию чжурчжэней (Бичурин 1950: 378). Его сын Хухула-хан совершил удачный поход на чжурчжэней и получил богатую добычу. 
В 1147 г. был заключен мирный договор, согласно которому 27 крепостей к северу от этой границы цзиньцы передавали монголам, а также обещали ежегодно дарить им крупный рогатый скот, овец и хлебопродукты (Воробьев 1975: 329–330). В этом фрагменте примечательным является упоминание о 27 крепостях. Чан Хай, упоминающий этот факт, считает его дополнительным аргументом в пользу того, что северо-восточный «вал Чингис-хана» был построен чжурчжэнями (Чан Хай 2018: 104). 

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
6 часов назад, Rust сказал:

по приказу императора был направлен Елюй Тангу, который должен был создать систему земледельческих поселений, чтобы снабжать провиантом приграничные гарнизоны

Значит всё-таки степняки пытались заниматься земледелием?

Share this post


Link to post
Share on other sites
19.06.2020 в 03:59, Buhren сказал:

Значит всё-таки степняки пытались заниматься земледелием?

Да степняки занимались земледелием. Кыргызы как горные кочевники, всегда старались выращивать просо и другие культуры.

Share this post


Link to post
Share on other sites
08.05.2020 в 17:51, АксКерБорж сказал:

Я считаю, что с этим древним котлом на стыке тюркского мира, китайского и еще одного непонятного пока до конца (предполагпется как прамонгольский), не все так просто.

С историческим котлом, где варились, контактировали между собой, а потому откуда на свет появились спорные в отношении языка - кидани, табгачи - тоба, татары (совокупность племен).

(предполагпется как прамонгольский),  ...   кидани, табгачи - тоба, татары (совокупность племен).

Готовите почву для переименования монгольского мира в татарский? 

08.05.2020 в 19:56, АксКерБорж сказал:

Вы вообще не въехали о чем я пишу. Какая еще к черту Терра Монголика.

Ув. Меченосец, как не можете понять замысел АКБ? :D  Кидани - китайцы, табгачи - манчжуры, татары - тюрки, а халха-монголы только в 16 веке появились. Как и монгольский язык. Поэтому ЧХ татар, то есть тюрк, а точнее - казах..... :lol:

Share this post


Link to post
Share on other sites

Бретшнейдер Э.В.  в своей книге "Азия и Европа в эпоху средневековья : сравнительные исследования источников по географии и истории Центральной и Западной Азии XIII–XVII веков" приводит фрагменты "Ляо ши" о возвышении Елюй Даши. Думаю эта информация будет интересна пользователям форума:

Цитата

«Елюй Даши /539/ был основателем династии Си Ляо. Он являлся потомком хана Тай-цзу (или Абаоцзи, первого императора Ляо. – Э.Б.) в восьмом колене и носил почетный титул Чжундэ («глубоко добродетельный». – Э.Б.). Он был знатоком ляоской и китайской литературы, а также искусным кавалеристом и метким стрелком из лука. В 1115 году он получил профессию ши (врача. – Э.Б.), был принят в ханьлинь (государственная академия. – Э.Б.), и поскольку в ней он являлся линья /540/, его обычно называли Даши-линья. Впоследствии он был назначен гражданским и военным губернатором северо-восточных провинций. В 1120 году император Тяньцзо под давлением династии Цзинь отрекся от престола и отправился в изгнание. После этого Елюй Даши собрал высших сановников и объявил им о возведении на престол Чуня, принца императорской семьи. Но вскоре Чунь заболел и умер, и регентом стала его жена Сяодэ, которой пришлось возглавить оборону Яньцзина (нынешнего Пекина, а в то время столицы государства Ляо. – Э.Б.). Когда армия династии Цзинь подошла к Яньцзину (в 1120 году, согласно хронике Ляо. – Э.Б.), Сяодэ бежала к бывшему императору Тяньцзо /541/, но тот приказал ее казнить. Одновременно он осудил Даши /542/ за возведение на престол принца Чуня, когда законный император был еще жив. На это Даши ответил: “Хан, в пору силы и здоровья государства ты не смог с честью встретить врага, бросил страну на произвол судьбы, бежал в отдаленные места и превратил народ в уголь и золу. То, что Чуня возвели на престол, – справедливо. Он – потомок Тай-цзу. Престол снова не отдали чужому человеку”.
На это император ничего не смог возразить. Он устроил в честь Даши пир и простил его, но тот не чувствовал себя в безопасности, и, убив Цзисе и Болиго /543/, объявил себя императором.
Затем во главе 200 хорошо вооруженных всадников он ночью (очевидно, из Тяньдэ. – Э.Б.) отправился на север.
Дойдя за три дня до Хэйшуй /544/, Даши встретился там с Суангуэром, предводителем бэдада /545/, который предоставил ему 400 лошадей, 20 верблюдов и около 1 500 овец. Двинувшись отсюда на запад, он прибыл в город Кэдунь /546/. В Бэйтиндухуфу /547/ он немного отдохнул и собрал глав семи чжоу (областей. – Э.Б.) /548/ и 18 бу (племен. – Э.Б.). 
Семь чжоу были следующие: Вэйур (уйгуры, см. ниже), Чундэ, Хуйфань, Синь, Далинь, Цзэхэ, То.
Восемнадцатью племенами были: 1. Дахуан-шивэй; 2. Дила; 3. Ванцзила; 4. Чацзила; 5. Еси; 6. Бигудэ; 7. Нила; 8. Талакуай; 9. Тамили; 10. Миэрцзи; 11. Хэчжу; 12. Угули; 13. Цзубу; 14. Пусувань; 15. Тангу; 16. Хумусы; 17. Сиди; 18. Цзюэрби /549/.
Даши сказал собравшимися вождям следующее: “Мой предок в непрестанных заботах и трудах положил начало державе, ханы которой правили девять поколений в течение 200 лет. Государство Цзинь, будучи вначале нашим вассалом, наносило урон величию и славе царствующего дома, причиняло вред народу и, наконец, отрезало наши земли. Наш император Тяньцзо покрылся прахом. Я, не имея ни дня, ни ночи, не знаю покоя, у меня щемит сердце и болит голова. И ныне я, соблюдая долг верности родине предков, хочу уйти на запад, а затем, собрав силы всех племен, покарать враждебнейшего из врагов и отвоевать земли наших отцов и дедов. Все вы не хотите ли вспомнить о моем царствующем доме, пострадать ради законности, проявить себя правителями-отцами и избавить народ от беды?”.
На эти слова откликнулись сердца всех людей, и Даши приобрел более десятка тысяч хороших воинов, назначил им командиров и вооружил.
В следующем году (1121-м. – Э.Б.), во 2-й месяц, в день цзяу, Даши убил белую лошадь и серого быка и принес их в жертву духам Неба, Земли, деда и отца. После этого привел в порядок войско и двинулся на запад. Перед уходом он отправил Билэйгэ, правителю хуйху (уйгуров. – Э.Б.), письмо следующего содержания: “Когда в древности мой предок император Тай-цзу, шедший со своей армией на север, проходил через город Бугухань /550/, он направил посла к вашему предку Умучжу в Ганьчжоу /551/ со следующим сообщением: "Если ты будешь с тоской вспоминать о своем прежнем
государстве, я возвращу тебя назад". Но ваш предок, поблагодарив императора, сказал, что его люди покинули родину более 10 поколений назад, вполне счастливы и не хотят возвращаться туда, откуда пришли. Это свидетельствует, что ваше и наше государства сделали добро, и это не на один день. А ныне я только хочу пройти через ваше государство и уйти на запад, в страну дашы /552/. Вы в иных намерениях меня не подозревайте!”.
Билэйгэ, получив это письмо, немедленно отправился в ставку Даши и пировал с ним в течение трех дней. Когда Даши выступил в поход, уйгурский правитель подарил ему 600 лошадей, 100 верблюдов и 3 000 овец, а для доказательства своей преданности дал нескольких своих сыновей и внуков в заложники. Объявив себя вассалом Даши, Билэйгэ сопровождал его до границы своих владений.
После этого Даши, все больше углубляясь на запад, побеждал всех врагов на своем пути, и заключал мир с теми, кто добровольно ему покорялся. Войско, пройдя 10 тысяч ли, склонило к покорности несколько государств и захватило большое количество верблюдов, лошадей, крупного рогатого скота, овец и различного имущества. Мало-помалу войско становилось сильным и храбрым. Подойдя к Сюньсыганю /553/, оно встретило объединенную армию всех западных царств численностью 100 000 человек, которой командовал Хуэршань /554/. Две армии встали друг перед другом на расстоянии двух ли. Даши обратился к своим войскам: “Перед нами огромное войско, но у него никудышный командующий. Когда они нападут с фронта, тыл не сможет прийти им на помощь, и нет никаких сомнений, что мы одержим победу”.
После этого он разделил свою армию на три корпуса, приказав царевичам Сяо Валила, Елюй Суншаню и другим с 2 500 воинами атаковать правый фланг противника, а царевичам Сяо Лаабу и Елюй Mусюэ с 2 500 человек напасть на левый фланг. Сам же Даши с главным корпусом атаковал центр. Все три корпуса одновременно бросились на армию Хуэршаня и разбили ее. На 10 ли земля была покрыта телами павших. Даши со своей армией находился в Сюньсыгане 90 дней. Правитель хуйхуй (магометан. – Э.Б.) выразил ему свою покорность и преподнес дары. 
После этого Даши пошел дальше на запад к Цзиэрманю /555/. Там все его люди, гражданские и военные, собрались и провозгласили Даши императором. Это произошло в 5-й день 2-го месяца 1124 года (согласно «Тунцзянь ганму », в 1125 году. – Э.Б.). Императору, которому тогда было 38 лет, преподнесли титул гээрханя /556/ и китайский титул Тянью-хуанди, а годы его правления стали называться Яньцин.

539 / Елюй – название правящей династии киданей (Ляо).
540 / Линья, кажется, киданьское слово, в переводе Висделу означает «академик».
541 / Император Ляо был в то время в Тяньдэ; см. хронику «Ляо ши» (без указания 1120 года). Тяньдэ – вероятно, Тендук у Марко Поло (The book of Ser Marco Polo. Vol. I. P. 275) находился вблизи северной излучины Хуанхэ, несколько севернее ее.
542 / Некоторые подробности об уходе Даши из Пекина приводятся в истории династии Цзинь (см. далее).
543 / Видимо, это были сановники императорского двора Ляо.
544 / Имеется в виду река Эдзин-Гол; см. прим. 428.
545 / Китайское название племени онгутов; см. прим. 517 и соответствующий текст к нему.
546 / Существование местности с этим названием, по-видимому, подтверждается «Цзинь ши». В ее географическом разделе Худунь упоминается как одна из 9-ти местностей, управляемых сянвэнем (губернатором), и подчиненная провинции Сицзин (юго-запад Монголии и север Шаньси).
547 / Имеется в виду Бешбалык; см. прим. 157.
548 /«Тунцзянь ганму », излагая то же самое, сообщает: «Семь чжоу на западной границе».
549 / Похоже, что эти племена занимали запад и даже восток Монголии. Шивэй (№ 1 в списке) с IV века называли многочисленное племя, разделенное на множество колен и занимавшее Прибайкалье (см. «Историю династии Северная Вэй» и «Историю династии Тан»). Дахуан-шивэй обозначало больших желтых шивэй. Дила (№ 2) – это, видимо, телэ «Истории династии Тан», в которых можно видеть теленгутов Рашида. Ванцзила (№ 3) являются, пожалуй, кунгратами, чацила (№ 4) – джаджератами, а миэрцзи (№ 10) – это меркиты Рашида. Тангу (№ 15) – видимо, тангуты. Это же название встречается в географическом разделе «Цзинь ши», в описании провинции Сицзин (см. прим. 546). Там же мы находим племя угули (№ 12). Далее из «Цинь ши» мы увидим, что власть Даши распространялась на всю Монголию.
550 / Бога-хан – знаменитый уйгурский правитель, чья столица была недалеко от будущего Каракорума; см. ниже раздел об уйгурах.
551 / Ныне Ганьчжоуфу в провинции Ганьсу.
552 / Так китайцы называли арабов; см. мою брошюру «On the Knowledge Possessed by the Ancient Chinese of the Arabs and Arabian Colonies» (London, 1871).
553 / Имеется в виду Самарканд; см. прим. 195.
554 / Слово «Хуэршань» отчасти похоже на «хорезмшах». Этот титул впервые принял на себя Кутбэддин Мохаммед (1097–1127), являвшийся вассалом сельджуков, которые в то время правили Мавераннахром и Ферганской долиной. Однако магометанские историки не упоминают о битве в Самарканде между кара-хитаями и Хорезмским шахом или сельджуками, но отмечают сокрушительное поражение хорасанского султана Санджара от гурхана кара-хитаев 15 лет спустя; см. прим. 587.
555 / Думаю, что здесь имеется в виду не Керман в Южной Персии, как полагает Плат в своей «Geschichte des östlichen Asien» (Göttingen, 1830. Bd I. S. 100), а Керманех – город, находящийся между Самаркандом и Бухарой, часто упоминаемый средневековыми магометанскими авторами и существующий до сих пор.
556 / Гурхан у магометанских авторов; см. прим. 578.

1. 200 всадников отправились на север.

2. Потом достигли реки Эдзин-Гол (Хэйшуй). Там Елюй Даши встречается с предводителем онгутов (бэдада - бэ+татар - белые татары?) Алакуш Текин кури (указан в примечании 517), который предоставил ему 400 лошадей, 20 верблюдов и около 1 500 овец.

3. Они уходят на запад и достигают Кэдуня (это юго-запад совр. Монголии и север Шэньси).

4. Далее они уходят в Бешбалык, где отдыхают. Там он собирает владетелей 7 "западных областей" -  Вэйур (уйгуры, см. ниже), Чундэ, Хуйфань, Синь, Далинь, Цзэхэ, То. Плюс вождей 18 племен — 1. Дахуан-шивэй; 2. Дила; 3. Ванцзила; 4. Чацзила; 5. Еси; 6. Бигудэ; 7. Нила; 8. Талакуай; 9. Тамили; 10. Миэрцзи; 11. Хэчжу; 12. Угули; 13. Цзубу; 14. Пусувань; 15. Тангу; 16. Хумусы; 17. Сиди; 18. Цзюэрби /549/.

5. Далее Елюй Даши пошел на запад, где договорился  с уйгурами. Важный момент - он упомянул сведения о том, что предки киданей просили вернуться в свои старые земли в Монголии, однако те отказались",

Share this post


Link to post
Share on other sites
23.06.2020 в 12:47, buba-suba сказал:

(предполагпется как прамонгольский),  ...   кидани, табгачи - тоба, татары (совокупность племен).

Готовите почву для переименования монгольского мира в татарский? 

Ув. Меченосец, как не можете понять замысел АКБ? :D  Кидани - китайцы, табгачи - манчжуры, татары - тюрки, а халха-монголы только в 16 веке появились. Как и монгольский язык. Поэтому ЧХ татар, то есть тюрк, а точнее - казах..... :lol:

 

Что за бред? Нетрезвый?

Мое мнение совершенно не такое, как вы это искажаете.

Табгачи это окитаенные тюрки.

Татары это тюрки с сильным влиянием киданей (китаев).

Китаи (кидани) под вопросом - либо это монголы, либо омонголенные тюрки.

Примерно так.

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

×
×
  • Create New...