Перейти к содержанию
reicheOnkel

Что за война произошла между вост.-монголами и казахми в 1572-1573 гг.

Рекомендуемые сообщения

  • Модераторы

По сообщению Саган Сэцэна, в 1572 году ордосские монголы под предводительством братьев чингисидов Буяндара холачи баатур и Сайндара чин баатур пошли войной на Токмак и в местности Шира-мурэн напал на Ахасар хана и пограбив его улус и скот взяли ее жену по-имени Чэугэй хатун и отдали ее Сайндара чин баатуру. Когда они стали возвращаться Ахасар хан догнал их в местности Ничүгүн Хасулуг и в той битве монголы были разбиты -убиты Буяндара холачи баатур и Сайндара чин баатур. Их двоюродный брат Бурсай сэцэн дайчин и племянник Улзэй илдүчи спаслись. Саган Сэцэн красочно описал как его нукер Сайн-Сайнук отдал ему своего коня, чтобы тот воспитал его сына после него.

В следующем году их старший брат Хутугтай сэцэн хунтайджи напал на Ахасар хана разбил его там же в местности Хасулуг и поймав живыми трех его султанов отпустил.

 

Вот немецкий перевод Шмидта.

 

b3e5b55d98f7.jpg

a3cfb8008aa9.jpg

16dad844a05c.jpg

 

Под Токмакским Ахасар ханом, скорее всего скрывается казахский Хаккназар или Ак-Назар хан. Видимо переписчики пропустили одну графему и из Акнасар-а превратился в Ахасар. Это графически возможно для монгольского шрифта.

 

Так что же произошло в 1572-1573 гг. между казахами и восточными монголами? Зафиксированы ли эти битвы у казахских источников?

 

Возможно уже есть какие то исследовании. Но я не в курсе. Давайте обсудим.

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По сообщению Саган Сэцэна, в 1572 году ордосские монголы под предводительством братьев чингисидов Буяндара холачи баатур и Сайндара чин баатур пошли войной на Токмак и в местности Шира-мурэн напал на Ахасар хана и пограбив его улус и скот взяли ее жену по-имени Чэугэй хатун и отдали ее Сайндара чин баатуру. Когда они стали возвращаться Ахасар хан догнал их в местности Ничүгүн Хасулуг и в той битве монголы были разбиты -убиты Буяндара холачи баатур и Сайндара чин баатур. Их двоюродный брат Бурсай сэцэн дайчин и племянник Улзэй илдүчи спаслись. Саган Сэцэн красочно описал как его нукер Сайн-Сайнук отдал ему своего коня, чтобы тот воспитал его сына после него.

В следующем году их старший брат Хутугтай сэцэн хунтайджи напал на Ахасар хана разбил его там же в местности Хасулуг и поймав живыми трех его султанов отпустил.

 

Вот немецкий перевод Шмидта.

 

b3e5b55d98f7.jpg

a3cfb8008aa9.jpg

16dad844a05c.jpg

 

Под Токмакским Ахасар ханом, скорее всего скрывается казахский Хаккназар или Ак-Назар хан. Видимо переписчики пропустили одну графему и из Акнасар-а превратился в Ахасар. Это графически возможно для монгольского шрифта.

 

Так что же произошло в 1572-1573 гг. между казахами и восточными монголами? Зафиксированы ли эти битвы у казахских источников?

 

Возможно уже есть какие то исследовании. Но я не в курсе. Давайте обсудим.

 

http://kyrgyzinfo.ru/files/topic.php?id=1382 здесь есть немного инфы. только автор произносит не Ахасар хан, а Аскар хан 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так как в течение почти всего XVII столетия казаки были отрезаны от Иртыша и Тобола калмыками, то на границах сделавшейся в это время русскою Сибири они появились лишь в конце этого века, когда торгоуты и хошоты, занимавшие земли между Иртышом и Тоболом, ушли на запад к Волге и на восток к Кукенору. Это пе­редвижение калмыков совершилось большей частью еще до Галдан-хана, но казаки снова достигают Иртыша только в то время, когда Галдан завязал смертельную свою борьбу с халхасцами и Китаем, т.е. после 1688 г. Появление казаков немедленно оз­наменовалось набегами и грабежами пограничных русских селений на Тоболе (Ялу­торовская слобода) и Иртыше (в тарском уезде), а также солепромышленников на озере Ямышевском2. Отправленные из Тобольска 14 июля 1692 года, воеводою Салтыковым, к Тявка-хану, с «выговором» за то, что «его люди ходят великого государя тобольского уезда под слободы, и людей побивают, и в полон емлют», сын боярский Андрей Неприпасов и казак Василий Кобяков шли от Тобольска до города «Тургустана, где живет казачьей орды владетель Тевки-хан» два месяца. Отказавшись принять их «пока казаки в степи съедутца», Тевки-хан призвал их на другой день, потому что «казаков сделалось многое число». Когда посланцы, от имени боярина Салтыкова спросили хана о здоровьи, он сказал: «я де, дал Бог, здоров в восемьдесят тысячах войска своего». По предмету посольства хан уверял, что грабежи делали не его люди, а кара-калпаки, и что напротив русские пред ним виноваты, задержав беспричинно, посланных им с листом к Ямышу озеру Мурзакильдея и Сару. При передаче послан­цами воеводского требования о выдаче захваченных к.-казаками в плен русских и о наказании виновных, под угрозой «смирить войною», «тевкихановы казаки закрича­ли, перед ним Тевки-ханом: нам де с русскими людьми миритца не для чего; чем де нам в Русь ходить, и они сами де к нам будут в холопи». Мурзакельды, взятый в плен в 1691 году при нападении на солепр

"Тевкихановы казаки" - шибко крикливые и безстрашные были  хе

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

http://kyrgyzinfo.ru/files/topic.php?id=1382 здесь есть немного инфы. только автор произносит не Ахасар хан, а Аскар хан 

 

Да, весьма интересно, честно говоря в первые узнал об этих событиях, хотя работа очень старая. Кажется, статья за авторством Аристова.

 

По тому же писателю, еще че­рез десять лет, в 1572 году, братья Сэцэна Буян-дара и Саин-дара ходили войной на Токмак (Togmak); на Шира-мурени (Сары-су вероятно), встретили они Аскар хагана и захватили у него много людей и скота, но во время обратного пути монгольских бога­тырей Аскар хаган с 100 т.ч. напал на них на высотах Ницзюгюн Хасулук; монголь­ское войско было истреблено и едва успело спастись бегством несколько человек. В следующем 1573 году Сэцэн хуньтайджи сам пошел на Токмак, чтобы отомстить за гибель братьев; когда он достиг страны Хасулук, то Аскар хаган встретил его со сто­тысячным войском; в битве на высотах Эссень Даибо (?) монголы одержали по- видимому верх, потому что Сэцэн взял в плен трех султанов, сыновей Аскара, и увел их к себе.Узнав во время обратного пути, в 1574 году, что Баян-багатур хуньтайджи воюет четырех ойратов, Сэцэн оставил свои тяжести в стране по имени Барс Кюль (озеро и местность Баркуль?) и сам пошел к Баяну. Этот последний между тем побил на восточной стороне Харгая (Карагай?) роды найман, синган, хойт и тюмет под предводительством Эссельбей Кия и подчинил их. Сэцэн пошел на багатутов (Boghatud) и победил их на западной стороне Джалман-хана. Сын его Ольджей Иллюджи преследовал обратившихся в бегство врагов три месяца, вынужден был за не­достатком пищи есть некий камень баркильдат, но догнал-таки четыре рода на вос­точной стороне Тобахан-хана, под предводительством чоросского (Тsoros) Бадшира Шигэльчина, и покорил их. Возвращаясь затем окончательно домой, Сэцэн посылал Баян-багатуру предложение разделить роды найман, минган, хойт и тюмэт, чтобы ослабить их силу; Баян не послушал и вскоре погиб при нападении на него Эссельбей Кия1. Имена действующих лиц, указания местностей и времени событий, изложенных в этих сказаниях, дают основание полагать, что в них описываются действительные факты, согласно, быть может, письменных записей или, по крайней мере, достоверных и точных рассказов о жизни прадедов автора. Токмак Санан Сэцэна Шмидт считал за Кипчак или улус Джучи2. Катрмер отвергал это мнение, утверждая, что монголы не могли в XVI и XVII веках воевать со столь отдаленной страной, тем более, что Золо­тая орда в это время составляла уже часть владений России3. Для выяснения - что такое Токмак для Санан Сэцэна - могут служить два места его истории. В одном он называет сына Чингиз-хана Джучи ханом Токмака4, в другом же, излагая поход Чин­гиза для покорения запада, он говорит, что Чингиз-хан выступил против Токмака и Менгулик-ссулта-хаган (как у него назван султан Мохаммед харезмский) токмакский вышел с войском в местность Богдада Хассулук, но был здесь побежден и убит, а на­род Токмака подчинен5. Отсюда надо заключить, что Токмак Санан Сэцэна обнимал не только удел Джучи, но и улус Джагатая, стало быть все тюркские племена на запад от Монголии, т.е. в XVI столетии Токмаком он именовал казачью орду. Государем казацким в 1562 и 1572 годах был Хакк-Назар-хан: он стало быть и назван у монголь­ского историка Аскар-хаганом. Но едва ли не вероятнее, что Аскаром монголы име­новали Тугум-хана, двоюродного брата Хакк-Назар-хана, ибо, по автору «Сборника летописей», писавшему в XVII веке, Тугум-хан, сын Ядика, сына Джанибек-хана, по­гиб на границе Джагата со всем родом своим, всего 37 султанов6. По тому же автору род Тогум-хана назывался тогуз-сары, т.е. девять рыжих1. Не невозможно, что Тугум-хан носил прозвище Ак-сары, был ханом северо-восточных казачьих родов и погиб на границе Джагатаева улуса, вместе с сыновьями и родственниками, в бою с Сэцэном.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Reicheonkel, а есть еще материал по теме? Я лично вообще не знал о военных столкновениях монголов с казахами до соприкосновения последних с цинами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Reicheonkel, а есть еще материал по теме? Я лично вообще не знал о военных столкновениях монголов с казахами до соприкосновения последних с цинами.

 

Этот мой постинг не прямо связано с поздних военых походах монголов в Тогмоге.

 

Монголы однажды привезли чингизида престолонаследника из Тогмога и тимуридского улуса. Даю более ясные данные позже.

Впрочем монголы чингизиды поддержали друг друга везде несмотря что уже ассимировались другими нациями, ну как господствующий класс феодалов треклятых.

 

И интересно то что ойроты и киргизы (Тяньшанские) хотя всегда противостояли против чингизидов-монголов, но всегда относились им уважительно сохранили престолонаследников. Это вызвано тем что они со сначала были как союзники в отношении, как я считаю.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Ув. enhd —  у кыргызов тяньшанских не было чингизидов, именно поэтому нас именовали кара-кыргызами, т.е. народом без "белой кости".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Ув. Sherhan — а кого именно из чингизидов признавали кыргызы Ферганской долины? Или Вы имеете в виду Кокандское ханство? Однако кокандские ханы из мингов не являлись чингизидами?

Повторюсь, у нас нет "ак сёёк" - т.е. белой кости, кыргызы не признавали право чингизидов на власть, именно поэтому нас называли кара-кыргызами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

....И интересно то что ойроты и киргизы (Тяньшанские) хотя всегда противостояли против чингизидов-монголов, но всегда относились им уважительно сохранили престолонаследников. Это вызвано тем что они со сначала были как союзники в отношении, как я считаю.

 

 

Ув. enhd —  у кыргызов тяньшанских не было чингизидов, именно поэтому нас именовали кара-кыргызами, т.е. народом без "белой кости".

Я имел виду не то что чингизиды правили у ойротов и кыргызов, а того что они сохранили чингизидов для монголов и для золотоордынцев.

У джучидов когда никого не осталось от чингизидов, тогда нашли одного которого прятали и сохранили калмыки, у монголов такой же случай был когда никого не осталось от чингизидского "алтан уруг"-а то бережно хранили и отправили монголам престолонаследника.

 

Кыргызы ранее и часть ещё допоздна входили в состав ойротского союза.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Про чингизидов которых сохранили для кого то: какого чингизида прятали калмыки...? 

 

Союз подразумевает равные права: были ли у кыргыз такие права как у хойтов, дербетов, олетов...?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ув. Sherhan — а кого именно из чингизидов признавали кыргызы Ферганской долины? Или Вы имеете в виду Кокандское ханство? Однако кокандские ханы из мингов не являлись чингизидами?

Повторюсь, у нас нет "ак сёёк" - т.е. белой кости, кыргызы не признавали право чингизидов на власть, именно поэтому нас называли кара-кыргызами.

 

Рустам ака, а манапы и беки (бии) не "ак сёёк"?

 

у нас помимо чингизидов в знать (ак сунак) раньше входили еще и потомственные беки, ходжи, шейхи, как бы так.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

....И интересно то что ойроты и киргизы (Тяньшанские) хотя всегда противостояли против чингизидов-монголов, но всегда относились им уважительно сохранили престолонаследников. Это вызвано тем что они со сначала были как союзники в отношении, как я считаю.

 

 

Ув. enhd —  у кыргызов тяньшанских не было чингизидов, именно поэтому нас именовали кара-кыргызами, т.е. народом без "белой кости".

Я имел виду не то что чингизиды правили у ойротов и кыргызов, а того что они сохранили чингизидов для монголов и для золотоордынцев.

У джучидов когда никого не осталось от чингизидов, тогда нашли одного которого прятали и сохранили калмыки, у монголов такой же случай был когда никого не осталось от чингизидского "алтан уруг"-а то бережно хранили и отправили монголам престолонаследника.

 

Кыргызы ранее и часть ещё допоздна входили в состав ойротского союза.

 

тарбагатайские, это которые буддисты?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ув. Sherhan — а кого именно из чингизидов признавали кыргызы Ферганской долины? Или Вы имеете в виду Кокандское ханство? Однако кокандские ханы из мингов не являлись чингизидами?

Повторюсь, у нас нет "ак сёёк" - т.е. белой кости, кыргызы не признавали право чингизидов на власть, именно поэтому нас называли кара-кыргызами.

 

Рустам ака, а манапы и беки (бии) не "ак сёёк"?

 

у нас помимо чингизидов в знать (ак сунак) раньше входили еще и потомственные беки, ходжи, шейхи, как бы так.

Ойроты имели своих "ак сөөк" или аристократов из "белой кости".

У хойтов это потомки ойротского Хутуга беки, у торгутов потомки керейтского Ван хана и пр.

 

Потому что у них не правили чингизиды, и поэтому думаю что кыргызские манапы и бий-цы тоже являются собственными "ак сөөк" аристократами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Ув. Sherhan — а кого именно из чингизидов признавали кыргызы Ферганской долины? Или Вы имеете в виду Кокандское ханство? Однако кокандские ханы из мингов не являлись чингизидами?

Повторюсь, у нас нет "ак сёёк" - т.е. белой кости, кыргызы не признавали право чингизидов на власть, именно поэтому нас называли кара-кыргызами.

 

Рустам ака, а манапы и беки (бии) не "ак сёёк"?

 

у нас помимо чингизидов в знать (ак сунак) раньше входили еще и потомственные беки, ходжи, шейхи, как бы так.

Ойроты имели своих "ак сөөк" или аристократов из "белой кости".

У хойтов это потомки ойротского Хутуга беки, у торгутов потомки керейтского Ван хана и пр.

 

Потому что у них не правили чингизиды, и поэтому думаю что кыргызские манапы и бий-цы тоже являются собственными "ак сөөк" аристократами.

Манап неформально был хозяином своего рода или племени, мог делить народ и раздавать своим сыновям на үлүш или дарить людей при выдаче дочери на приданое. Это наверное уже Ак Сөөк. :kg2:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Ув. Sherhan — а кого именно из чингизидов признавали кыргызы Ферганской долины? Или Вы имеете в виду Кокандское ханство? Однако кокандские ханы из мингов не являлись чингизидами?

Повторюсь, у нас нет "ак сёёк" - т.е. белой кости, кыргызы не признавали право чингизидов на власть, именно поэтому нас называли кара-кыргызами.

 

Рустам ака, а манапы и беки (бии) не "ак сёёк"?

 

у нас помимо чингизидов в знать (ак сунак) раньше входили еще и потомственные беки, ходжи, шейхи, как бы так.

Речь идет не об аристократии в полном его понимании, а о представителях "золого уруга" Чингис-хана. Поэтому у кыргызов нет "ак сёёк" - нет потомков Чингис-хана, нет шейхов или ходжей. В отличие от родственных казахов, у которых существуют "надплеменные" сословия торё, сеиды и т.д.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...