Jump to content



Recommended Posts

Суйекке киру

Обмывание покойного. Процесс обмывания совершают люди одного возраста с покойным, могут быть и старше. Покойный может как в завет определить, кто его будет обмывать. По шариату этот процесс выполняется людьми из разных родов в количестве 5-ти ,7-ми человек. В их обязанность входит обмыть тело. Если покойный женщина, то ее заворачивают в саван пятикратно, а если мужчина - трехкратно.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Сыйыт

Раздача одежды покойного. По древнему обычаю дорогие, памятные вещи умершего раздают выполнившим похоронный ритуал, родным, ровесникам, близким людям. По примете, если не выполняется данный ритуал, то покойный на том свете останется без одежды.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Аманат кою

Временное захоронение умершего. Зимой, если невозможно было довезти тело умершего до родных или до священных мест (например, мечети Кожа Ахмет Яссауи), покойного хоронили временно по дороге, то есть "аманат кояды". Раньше "аманат кою" было частым явлением. К примеру, любимого сына Абая Абдрахмана сперва похоронили по обычаю "аманат кою", а затем уже на родине.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Топырак салу

Горсть земли. Во время похорон положить в могилу горсть земли - немаловажный ритуал. Обычно близкие родственники, не положившие горсточку земли, не успевшие по каким-либо причинам, очень сожалели об этом. Положить горсть земли близкому родственнику, другу - это дань уважения, знак прощания с покойным. При этом покойному желают: "Пусть земля ему будет пухом".

Share this post


Link to post
Share on other sites

Бата жасау

"Бата жасау" (букв, бата - молитва; жасау - читать, произносить). В знак уважения к умершему его семье преподносят лошадь, корову, барана, а в нынешнее время оказывают денежную помощь. Это знак почитания и материальная помощь семье усопшего. По обычаю родственники умершего специально едут выразить соболезнование по поводу кончины и преподносят "жасау". Не выразить сочувствие, соболезнование считается позором. "Бата жасау"- знак человечности, взаимоуважения, внимания.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Дуга (куран) оку

Посвящение молитвы покойному. Огромным человеческим долгом считается чтение молитвы в память об усопших дедах, прадедах, родственниках, близких у могилы. Ведь очевидно, что рано или поздно каждого постигнет такая участь. Если так, то почитание умерших - священный долг каждого. Вместе с этим, проходя или проезжая мимо кладбища, необходимо по традиции прочитать "дуга" (куран) и провести ладонями по лицу. Это знак человечности, уважение живыми усопших. В казахских степях есть множество кладбищ святых, мимо которых нельзя пройти или проехать без "дуга".

Share this post


Link to post
Share on other sites

А каковы инфорамции насчет похоронных традиции до принятия исламский религии казахами?

Есть ли такие места ещё сохранившиеся?

 

(имел виду не очень древние традиции (шумерские, скифо-сакские и т.п.), а как раз более близкие т.е. до принятия ислама)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Абд ал-Карим Сатук Бограхан (901–955) первый тюркский (караханид) правитель принявший Ислам.

Казахи образовались как нация после распада Золотой Орды. При Золотой Орде религия была исламской. Поэтому мне трудно ответить на Ваш вопрос.

Может быть знающие по более чем я тут на форуме помогут...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Казахи образовались как нация после распада Золотой Орды. 

 

выделенное не совсем правильно. нация-народ были всегда. был образ жизни - казаковать, уйти в казаки, переросшее со временем в самоназвание части тюркских трайбов от волги до алтая

Share this post


Link to post
Share on other sites

Казахи образовались как нация после распада Золотой Орды. 

 

выделенное не совсем правильно. нация-народ были всегда. был образ жизни - казаковать, уйти в казаки, переросшее со временем в самоназвание части тюркских трайбов от волги до алтая

Может быть я неправильно выразился... я имел ввиду, что образовались как отдельная нация с этнической общностью с единым языком, самосознанием и со своим языком...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Пидиа

Оплата долга умершего. Неоплаченный долг умершего, невыполнение обязательства или вина перед кем-то искупается, то есть выплачивается, что и называется "пидиа". По шариату ислама она дается малоимущим, сиротам, калекам.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Тулдау

У коня, оставшегося без хозяина, если тот умирал, обрезали хвост и гриву, но ни в коем случае не стригли, а отпускали на пастбище. Он выгуливался до года, затем его резали на годовщину со дня смерти хозяина. Такого коня называют "тул ат", то есть без хозяина. Одежду же умершего вывешивали, вывернув наизнанку. Седлом никто не пользовался. Жена в знак траура снимала все свои украшения, накидывала на голову покрывало - "буркей" (от глагола буркену - укрываться). Во все черное казахи не одеваются. После годовщины со дня смерти можно пользоваться седлом, одежда приводится в порядок, жена снимает "буркей" (покрывало). В народе это называется "тул аудару". Присутствующие при этом родные и близкие посвящают "куран", взрослые дают "бата" (благопожелание).

Share this post


Link to post
Share on other sites

Осиет

Завещание. "Осиет" - последняя просьба, завещание, совет умирающего своим детям, родным, близким. По традиции дети, родные и близкие обязаны выполнить его. Как было указано в "Жети жаргы", "осиет" освидетельствуется в присутствии родных и муллы.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Аруакты еске алу

Поминки. После кончины кого-либо по истечении 7-ми, 40 дней устраиваются поминки. В некоторых регионах отмечают 3 дня и 100 дней. Специально режут живность, съезжаются родственники, близкие посвящают "дуга". Исполняется плач-песня по умершему "жоктау", вспоминают хорошие дела, лучшие черты умершего. Выражают сочувствие детям, родным. Когда исполняется ровно год со дня кончины, отмечается годовщина (жылы). Это последний почет покойному, далее семья может устраивать поминки в тесном кругу. После годовщины снимается траур, и семья живет обычной жизнью. Младенцу такие ритуальные обряды не устраиваются. Устраивают только в семейном кругу. Состоятельные люди организовывают поминальный "ас" (угощение в честь умершего) по умершим родным. "Ас" отмечался как большое событие, той с обильным угощением.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Шек беру

Угощение в честь умершего. Перед "ораза" (пост) и поминальным "айтом" режут живность и посвящают "дуга" умершим, что называется "шек беру". Приглашают старейшин, родных и близких. Вспоминают своих умерших родителей, родственников, знакомых. Эта традиция сохранена и поныне.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Жерошак майлау

Устраивать поминальный "ас" (угощение) знаменитым, почитаемым людям-древний обычай казахов. Для этого проводятся большие подготовительные и организационные работы, объявляют "сауын" (специальное приглашение на поминальный ас). За день-два до назначенного времени проверяют ход подготовки, устраивается заключительное заседание организационного комитета. Для чего режут скот и проводят небольшой той перед таким крупным мероприятием, как ас. Ответственные за проведение этого аса выражают свою преданность в защите чести своего народа. Это и называется "жерошак майлау".

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ас

Поминальный той в связи с годовщиной со дня смерти знаменитых, уважаемых людей. "Ас" дается уважаемым, известным людям и проходит, как большой той. Это особый почет, оказываемый памяти умершего. Из всех жузов приглашают известных аксакалов, батыров, акынов, борцов, певцов-импровизаторов. Ставятся сотни юрт для гостей. Затраты на ас были огромны. Победителей состязаний, а это были скачки, борьба и т.д., ждали ценные подарки и крупные призы. "Ас" могли давать только состоятельные люди. Об асах Абылай хана, отца Кунанбая Оскенбая и других известных людей ходят легенды. "Ас" -показатель богатства и единства данного жуза, рода, благородства и щедрости, выражение сплоченности народа. "Ас" также имеет государственное, экономическое, дипломатическое значение.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Тул аудару

После годовщины покойного его семья должна снять траур. Данный обряд выполняется традицией "тул аудару". Снимают черный флаг (знамя), который был поднят в знак траура, наизнанку вывернутая одежда покойного приводится в порядок. Конную сбрую с седлом отдают самому близкому другу или передают сыну в наследство. Жена, дочери снимают "буркей"(накидки). При проведении обряда присутствуют дети, родные, друзья покойного, посвящается "куран". Аксакалы дают советы и благословляют. С этого дня, после "тул аудару", семья начинает жить обыденной жизнью.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Аксарбас

При катаклизмах, болезни, при безвыходном положении человек просит помощи о поддержке у Всевышнего. Человек в таком положении трижды должен повторить: "аксарбас". При благополучном исходе тот, кто избавился от невзгод, приглашает аулчан для угощения, дает "кудайы". "Аксарбас" делится на 3 вида : "бозкаска", "кеккаска" и "кызылкаска". "Бозкаска" - в жертву приносится баран; "кеккаска" - лошадь; "кызылкаска" - корова.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ушыктау

Нашептывание, заговаривание. При отравлении организма, от чего-либо, раньше лечили путем "ушыктау". Это один из древних видов лечения и поверья. К примеру, при сильном ушибе или растяжения жил эту травму зашептывали "ушык-ушык". Перед закатом солнца больного выводили на улицу, делали "жер-ушык". Укладывали на землю, заговаривали, чтобы земля приняла его недуги, что и называется "жер-ушык". При сглазах нашептывается "сук сук", а при языковой порче-<тфа-тфа> .

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ушкиру

Способ лечения. В народе при незначительных недугах муллы, лекари лечили путем "ушкиру". Лекарь, прочитав заклинание, произносит "суф-суф". В знак благодарности лекарю преподносят презент.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Иширтки

Метод лечения. Народные целители, написав заклинание и прочитав его над водой, дают выпить больному. Это называется "иширтки". Своебразное самовнушение для выздоровления.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Аншылык

Охота. Охота-древний обычай. Охотились не только для пропитания. Охота для казахов была развлечением, испытанием ловкости, смелости, владения оружием и вместе с тем физической закалкой. На охоте прививается множество удивительных качеств. Охота - искусство. Охотник, возвращающийся с добычей, аксакалам аула преподносит в презент часть своей добычи-"байлау" по обычаю. Еще один показатель почитания старших. После охоты охотника можно и нужно восхвалять. Охота-особое искусство, охотник один из уважаемых людей, и это доказательство его высокой оценки. "Аншылык", можно сказать, особое явление.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Биебау

Особый обычай, когда в апреле впервые за год приступают к доению кобылиц. К этому каждая семья готовится заранее.
Аулчане собираются возле "жели" (веревка, натянутая над землей, на кольях, то есть привязь). Вымя кобылы, спину, челку жеребенка, колья обмазывают маслом, приговаривая пожелания: "сутти бол" - "будь молочным", "есимтал бол" - "приноси приплод". После этого ритуала начинают доить. Как известно, кумыс полезный, целебный напиток, лечит от множества болезней. Наши деды называли его напитком богатырей. Казахи высоко ценили дойных кобылиц и определяли время "бие байлаган кез", "бие сауым", "бие агытар кезде" (время дойки 1,5, 2 часа, время привязи - утро, время отвязи - вечер). На первую пробу кумыса, то есть на "кымыз мурындык" (пир во время свежего кумыса) специально приглашают и угощают старейшин аула. В хозяйство, где доилась кобылица и где хозяйка умела приготовить вкусный кумыс, приезжало много желающих испить его. Казахи кумыс раньше не продавали, а щедро угощали им путников.
"Биебау" также называется "казык майлау".
По времени квашения кумыс делят на множество видов. Кумыс готовится не только летом, но и зимой. Такой напиток называется "кысырдын кымызы", то есть кумыс яловой кобылы. Целебные свойства такого кумыса очень высокие. Его употребляют, например, при туберкулезе легких, дают тяжелобольным детям и взрослым.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Кеусен

"Кеусен" - после обильной уборки урожая хлеборобы раздавали родственникам, друзьям, аулчанам избыток продуктов. Национальная щедрость, взаимопомощь.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

×
×
  • Create New...