Перейти к содержанию

Рекомендуемые сообщения

Отпен аластау

"Отпен аластау" (от - огонь, аластау - очистить). Издревле существует у казахов примета - перед тем, как укладывать малыша в "бесик" (колыбель), или при заселении молодоженов в новый дом - старшие очищают огнем, изгоняют злых духов. "Отпен аластау" - добрые намерения народа в хорошем начинании.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

От басын сабау

Среди населения случается всякое: и насилие, и посягательство. Всесильный мог отобрать скот у бессильного или у вдовы. В таком случае вместо физической расправы, униженный приходит в дом или в аул насильника и бьет палкой его юрту, очаг, пепел разносит по дому и вокруг. У человека появляется ощущение удовлетворения, отмщения. Раньше "от басын сабау" применялось часто, ныне, к сожалению, мстят совершенно иначе.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мойнына буршак салу

Прошение Всевышнего о наследнике. Бездетные родители, веря в силы Всевышнего, просили о наследнике, ребенке, следуя примете. На шею накидывали (оба родителя) обыкновенную веревку для привязи ягнят, жеребят, телят и т.д. В народе это называют "мойнына буршак салу".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уй сыныгы

Иногда случается и так, что у мужчин одна за другой умирают жены. Зная об этом обстоятельстве, родители не хотят выдавать замуж свою дочь за такого человека. При согласии с него требуют "уй сыныгы", то есть помимо калыма за девушку жених должен дополнительно добавить определенное количество скота, меньше, чем калым. Сватающийся не может не согласиться на такое требование, так как несколько раз был женат, да и по возрасту он старик для невесты. На самом деле данная традиция справедлива по отношению к девушке.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уран

"Уран" - клич. По традиции у казахского народа, у каждого ру, были воинские кличи, что придавало им дух, веру в победу. Для кличей выбирали имена предков, святых людей своего рода. С таким ураном бросались в атаку, защищать свои земли, род, племя. При таком уране безошибочно могли определить батыра, какого он ру или жуза.
Кличи Старшего жуза: Канлы клич - Байтерек, Айрылмас, Жалайыр. Шакшам - Кабылан. Сиргели, Сарыуйсин - Байтак, Шапырашты - Карасай, Ысты -Жауатар, Албан - Райымбек; Дулат, Ошакты - Бахтияр.
Кличи Среднего жуза: Аргын - Акжол, Кыпшак - Ойбас, Найман - Жалбагай, Конырат - Алатау, Керей - Ошыбай, Уак - Жаубасар.
Кличи Младшего жуза: Кете - Майлыбай, Алим -Бактыбай, Шемекей - Дейт, Шеркеш - Шагырай, Ысык, - Бэйтерек, Маскар - Каратай, Алаша - Байбарак, Тана -Тана, Байбакты - Д?укдра, Кызылжурт -Жиенбай, Таз - Теремурат, Бериш - Агатай, Адай - Бекет, Есентемир - Алдонгар, Алтын, Даппас - Баймурат, Телеу - Аргымак, Рамадан - Дулат, Тама - Карабура, Кердари - Кожахмет, Керейит - Аксакал, Табын - Тостаган, Жагалбайлы - Малатау.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Иргеден шыгару

По казахскому обычаю вдова после кончины мужа остается у рода по линии мужа и только после годовщины она может выйти замуж за младшего или старшего брата мужа или за близкого родственника. При отсутствии таковых или, если женщина считает себя неровней, она просит освободить ее от этих уз. Этот вопрос решают аксакалы и муллы. Если удовлетворяют просьбу вдовы и если она изъявляет желание выйти замуж за другого человека, то она не имеет права на раздел имущества мужа, однако забирает свое приданое. На это не должны были обижаться близкие родственники. Это и называется "иргеден шыгару", что означает "отделение".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Шашу

Осыпание. Это очень красивый и радостный обряд. Заключается он в том, что во время большого события, свадьбы, сватовства на виновников торжества бросают сладости, чаще всего конфеты или деньги. Это и называется шашу. Такой обряд очень любят взрослые и особенно дети. С радостью кидаются они собирать разбросанные конфеты. Но и взрослые не прочь подобрать конфеты во время обряда шашу, так как верят, что это добрый знак и он принесет удачу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Шаргы

После замужества старшая сестра передает свой головной платок младшей сестре. Это как бы означает: "теперь твоя очередь найти свое счастье". Такой обряд и называется "шаргын салу". Девушке, которой передали "шаргы", подруги, снохи, женге желают удачи, счастья. И приходят на чай.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Шан басты

"Шан басты" - правовая традиция. По древним казахским обычаям путник, проезжая мимо аула, не имел права не заехать в него, не поздороваться с людьми. Перешагнувшие этот обычай считались ворами или преступниками. И поэтому аксакалы и старейшины аула приказывали поймать нарушителя, устраивали ему допрос, штрафовали, заставляли платить "айып" или строго предупреждали, чтобы больше он так не делал.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Шулен тарату

Благотворительность. Раньше богатые бии и баи раздавали дальним и близким аулчанам скот, деньги, имущество, еду, то есть помогали беднякам, заботились о них. Благотворительность особенно проявлялась осенью, перед трудной и суровой зимой, после размножения скота. Баи, бии делали это не ради выгоды, а за простое человеческое "спасибо". Они считали своим долгом заботиться о других. Хотя бедный люд и нелестно отзывался о баях и биях, но признавал и принимал их помощь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Шомиш кагу

"Шомиш кагу" (буквально шомиш - черпак, кагу - стучать). Ранней весной начинает пробуждаться земля, появляется зеленая травка, цветут подснежники, а в начале апреля небо покрывается тучами, гремит гром и сверкает молния. Наши деды и прадеды такой день встречали с огромной радостью. "Кун куркиреди, кок дуркиреди", - говорили они, то есть "Гром гремит, земля цветет". В этот момент брали деревянный черпак, прикладывали к порогу, к верхней части косяка юрты и приговаривали:
Пусть будет много айрана, молока,
Голод, несчастья уйдут далеко.
Народ будет сытым, Щедрым и веселым.
С таким пожеланием встречают первый весенний гром с дождем. После первого грома разрешали употреблять в пищу дикорастущие лук и чеснок. До первого грома этого делать было нельзя.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Шоп сындыру

"Шоп сындыру" ( буквально шоп - соломинка, сындыру - надломить). Это примета в начинании чего-то доброго, хорошего. К примеру, если скряга вдруг проявляет щедрость, а трус неожиданно - героизм. Услыхавший или увидевший такое поднимает с земли соломинку и надламывает ее, то есть делает "шоп сындырады", чтобы не сглазить проявленную доброту, смелость и т.д.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хан саркыты

Ритуал, который отсутствует у других народов. После того, как хан садился на лошадь и заходил в Орду, он действительно становился ханом. А специально собравшиеся из каждого племени, рода, жуза люди поровну делили между собой весь скот хана. Это и есть "хан саркыты". Хану скот ни к чему, потому что, если скот есть у его народа, значит, есть и у хана. У него не должно быть иных забот, кроме благополучия народа. Те, кто не смог присутствовать на выборах хана, угощаются с праздничного дастархана. Это большой почет для хана.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хан талау

Хана, не оправдавшего доверие народа, не только бездарного, но и жадного, не только глупого, но и коварного, наказывали путем "хан талау", то есть все, принадлежащее ему, отбирал народ. Это не считалось барымтой или насилием. Это было решением народа. Такое решение народ выносил не сразу и не только хану, но и акиму, беку, торе и т.д. Сначала предупреждали, делали замечание, после чего были вынуждены - придерживаясь традиции - совершить "хан талау".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Арыздасу

"Арыздасу" - прощальное слово умирающего. Находясь в здравом уме, он прощается со своими детьми, родными и со всеми присутствующими. Говорит им о своих несбывшихся мечтах и просьбах. Некоторые прощальное слово называют "макулдасу".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Иман айту

Отходная. Человек, чувствующий неизбежность кончины, сам себе воспевает отходную. Если больной не в состоянии, то за него отходную воспевает один из присутствующих. По традиции с тяжелобольным сидят родные, близкие родственники, мулла. Это называется "кузет". Человека, умершего без отходной, в народе называют "арам олипти" или "имансыз олипти". Последний вздох перед смертью называют "ант-мезгил".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Естирту

Извещение о смерти. Весть о кончине родителей, сына или дочери, близкого родственника всегда трагична. Извещающий начинает говорить тактично, издалека, просит проявить выдержку. Такую весть не сообщали где попало, не относились к ней спустя рукава. В народе много философских, психологических, классических примеров "естирту". Его поручали человеку, владеющему ораторским искусством, многоуважаемому аксакалу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Конил айту

Соболезнование, выражение скорби, сочувствия по поводу кончины родственника. Знакомые, родные спе циально посещают дом, в который пришла беда, - для "конил айту". Цель визита - успокоить, разделить горе. Не выразить родственникам умершего соболезнование (конил айту) считалось постыдным. Умение же выражать сочувствие - знак уважения, человечности.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Шашын жаю

Распускать волосы. Женщины распускали волосы (косы) только в знак траура при кончине близкого человека, выражая этим глубокую скорбь, горе, несчастье во время "жоктау"(прощальный плач-песня). Война, конфискация в годы голода и т.п. сопровождались слезами, горем народа. Женщины выражали свое внутреннее, физическое, моральное состояние стихами, сложенными самой песней-плачем. К женщине, которую постигло горе, услышав скорбную плач-песню, приходили аксакалы в дом, успокаивали, всячески поддерживали. "Жоктау" пели с распущенными волосами, по этой причине казахи своим дочерям запрещали распускать волосы, объясняя, что это не к добру - "шашынды жайма".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Жоктау

Плач-песня об умершем. Как известно, плач, слезы облегчают человеческое горе. С плачем-песней казахи провожают в последний путь усопшего. В "жоктау" поется о неописуемом горе, о постигшей беде, о невосполнимой утрате, вспоминаются добрые дела умершего; "жоктау" сочиняли акыны или мать, сестры умершего. "Жоктау" не религиозная, а национальная ритуальная традиция, которая учит ценить человека и помнить о нем. "Жоктау" продолжается в течение года. Плач-песня поется трагическим голосом, от всего сердца и от всей души.
В устном народном творчестве, а теперь и в письменном, есть немало образцов "жоктау". Добрые слова, похвала, рассказ о жизненном пути умершего - все это в "жоктау" складывается в красивые и умело сложенные стихи. "Жоктау" пели жена, сестры, дочери и другие близкие покойного (женщины).
По обряду женщины, которые поют "жоктау" в течение трех дней, не готовят еду. Данный обряд указывает на высокую культуру, приличие. Каждый уважающий себя гражданин просто обязан передавать подрастающему поколению наследие своего народа во всей его значимости.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Актай жоктау

Плач-песня невесты. Может случиться и так, что, не успев сыграть свадьбу, жених погибал или умирал. В таких случаях невеста тоже пела "жоктау". Пела о несбывшейся мечте, о невосполнимой утрате, выражая свое сочувствие родителям жениха. Это называлось "актай жоктау". Ныне "актай жоктау" забыто.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Корису

Плач-песня об умершем при встрече с родственниками. Близких родственников, родителей, родных и других, приехавших на похороны, встречали с "корису". В плаче-сожалении - скорбь, воспоминание о хороших делах покойного, о его мечтах. В южных областях Казахстана даже мужчины встречают друг друга на похоронах плачем, в центральных же - только женщины.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кара тигу

Знак траура. Дом, где кто-либо умер, называют "каралы уй" - траурный дом. В знак траура вывешивается черный флаг, знамя, чтобы проезжающие могли посвятить "куран" усопшему. Такой дом всегда готов был встретить гостей. "Жоктау" (плач) продолжается в течение года, после годовщины и поминального аса выполняются ритуальные обряды, как "тул аудару", "каралы тенди бузу", "кара жыгу". Сваты умершего, родственники, родные, аулчане и др. приглашают к себе домой семью усопшего, выражая этим свое сочувствие и предлагая помощь. Они помогают в хозяйстве, стараются не оставлять горюющих одних, разделяют тяжесть утраты. Это древняя традиция наших дедов и прадедов в проявлении сочувствия, человечности, заботы о ближнем, закон, который никто не имеет права нарушить. Он до сих пор свято чтится. Да и никто не нарушит эту традицию, пока живет и процветает такая нация, как казахи.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Жаназа

Ритуальный обряд проводов по усопшему. Мулла отпускает умершему все грехи, дается подаяние, посвящается "куран". Спрашивают о его прошедшей жизни, а также были ли у него долги. Если он должен был кому-то, то человек мог потребовать долг или простить. "Жаназа" - одна из последних почестей, оказываемых умершему.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Дауир айналдыру

Религиозный обряд, совершаемый перед похоронами. Чтобы облегчить грехи умершего на том свете, мулла перед похоронами отпускает грехи, что и называется "дауир айналдыру". Однако религиозные лица придают этому понятию, обряду иной оттенок, поэтому в некоторых регионах "дауир айналдыру" не выполняется.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...