Перейти к содержанию
ULTRAASLAN

Тюркская руническая надпись на комузе, найденном в Монголии

Рекомендуемые сообщения

Энхдбаяр, на неоднократные мои вопросы вы не ответили, а значит в Монголии действительно нет струнного щипкового музыкального инструмента (-ов).

 

 

А значит Плано Карпини (Путешествие в восточные страны) описал как мугал-татара не предка халхов, так как тот по его словам «играл у входа в юрту на маленькой гитаре».

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Когда Вы спорите красиво, я туда не лезу. Но до сих пор у Вас нет единого мнения по переводу. Отсюда идут непонятки - то ли перевели, то ли всё ещё впереди? Видимо надо примеры ранего монголоязычия сюда привести;

 

Уважаемый Хун. Вы совершенно правы, по поводу названия музыкального инструмента я ничего пока не говорил.

Думаю это архисложный вопрос, т.к. происхождение его уходит корнями вглубь тысячелетий!

 

И все-таки попробую. В казахском языке по смысловому значению близки следующие:

 

Томпақ, томпай, томпи (tompaq, tompay, tompi) - выпуклый, выпуклое, выпуклая [корпус домбры]  

Тампық (tampyq) - что-либо с коротким и вздёрнутым носом [гриф восточной домбры]

В бурятском это звучит так - ДОМБГОР. -выпуклый

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Давным давно когда еще современного монгольского языка не было, тогдашние народы Монголии кумекали на тюркском то бишь... :turkmen1:

>Легенда об обретении домброй современного вида гласит, что раньше домбра была с пятью струнами и без отверстия посередине. Таким инструментом владел известный на всю округу славный джигит Кежендык. Влюбился он однажды в дочь местного хана. Хан пригласил Кежендыка к себе в юрту и приказал доказать свою любовь к его дочери. Джигит стал играть, долго и красиво. Он исполнил песню и о самом хане, о его жадности и алчности. Хан разозлился и приказал испортить инструмент, вылив на середину домбры горячий свинец. Тогда же выжглось отверстие посередине и остались только две струны.

В этой легенде кроется происхождения домбры, сначала переняли с 5 или 3-мя струнами .... а потом из-за нехватки материала для струн один куман-кипчак сделал 2-мя струнами что и наивозможная экономия материала. laugh.gif

Время судя по виду рисунка Багдадского и хорасанского танбуров где-то 3000 г. д.н.э до IX век н.эры.

 

Развитие идет всегда от простого к сложному, поэтому количество струн в инструментах увеличивается ближе к нашим временам!

Да и потом, производство струн все-таки прерогатива кочевых народов, т.к. для изготовления использовались конские волосы, сушенные бараньи кишки. А эту технологию гораздо лучше знали кочевники! Даже Италия позднего средневековья использовала технологию изготовления струн из бараньих кишок для скрипок! Появление металлических струн произошло ближе к нашему времени. Даже моя первая скрипка 1959 года имела такие струны. :)

  • Одобряю 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Давным давно когда еще современного монгольского языка не было, тогдашние народы Монголии кумекали на тюркском то бишь... :turkmen1:

Легенда об обретении домброй современного вида гласит, что раньше домбра была с пятью струнами и без отверстия посередине. Таким инструментом владел известный на всю округу славный джигит Кежендык. Влюбился он однажды в дочь местного хана. Хан пригласил Кежендыка к себе в юрту и приказал доказать свою любовь к его дочери. Джигит стал играть, долго и красиво. Он исполнил песню и о самом хане, о его жадности и алчности. Хан разозлился и приказал испортить инструмент, вылив на середину домбры горячий свинец. Тогда же выжглось отверстие посередине и остались только две струны.

В этой легенде кроется происхождения домбры, сначала переняли с 5 или 3-мя струнами .... а потом из-за нехватки материала для струн один куман-кипчак сделал 2-мя струнами что и наивозможная экономия материала. laugh.gif Время судя по виду рисунка Багдадского и хорасанского танбуров где-то 3000 г. д.н.э до IX век н.эры.

От простоты к сложному - это движок в будущее... Видно Вам это не знакомо.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Получается слово домбра тюрко-монгольское...

 

 

Одна раняя культура с маленькими своими оттенками, которая меняется со временем проживания в отдельных этнических окружениях и истечением сроков приблизительно 1800 -1500 лет. (Сроки не несут конкретики)

Об этом постоянно твержу .

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый Хун. Вы совершенно правы, по поводу названия музыкального инструмента я ничего пока не говорил.

Думаю это архисложный вопрос, т.к. происхождение его уходит корнями вглубь тысячелетий!

 

И все-таки попробую. В казахском языке по смысловому значению близки следующие:

 

Томпақ, томпай, томпи (tompaq, tompay, tompi) - выпуклый, выпуклое, выпуклая [корпус домбры]  

Тампық (tampyq) - что-либо с коротким и вздёрнутым носом [гриф восточной домбры]

 

Предположу что по форме, напоминающей гуся/лебедя:

 

Кобуз/Комус от Куба/Кума - лебедь (общетюрк.)? 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Энхдбаяр, на неоднократные мои вопросы вы не ответили, а значит в Монголии действительно нет струнного щипкового музыкального инструмента (-ов).

 

 

А значит Плано Карпини (Путешествие в восточные страны) описал как мугал-татара не предка халхов, так как тот по его словам «играл у входа в юрту на маленькой гитаре».

 

Есть, даже не один - ятага, чанза. Ятага больше похожа на арфу, а чанза - как раз на домбру: 

c8331ce7-9d24-4cae-a859-0df27f3e367e.jpg

 

Есть еще иочин - похож на ксилофон, только вместо пластинок - струны. Играют палочками, как на ксилофоне. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Чанза это новое слово хоринцы переделали монгольское точнее китайское шанз, хотя тут ш не должно превратиться в ч, как слово шулуун-прямой не превращается в чулуун-камень. А то многие хоринцы этим грешат. )))

Вообще монгольское название как слышал этого инструмента -шударга. Возможно 2 этимологии от глагола шудрах или же шударга-прямой в смысле формы, хотя оба слова одного корня скорее всего.

В ютубе есть клипы трех монгольских шанзисток или шударгисток(как нелепо звучит) "Шан3".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я ранее встречал такое выражение - Ак куба! Это переводится как белый лебедь?

Нет, ақ-белый, құба-светлый, это как светлый тон пигментации, ИМХО изначально использовалась как название масти животных, есть противоположное қараторы

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я ранее встречал такое выражение - Ак куба! Это переводится как белый лебедь?

Нет, ақ-белый, құба-светлый, это как светлый тон пигментации, ИМХО изначально использовалась как название масти животных, есть противоположное қараторы

Рахмет!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

župar küü čöre sebit idmis

Завораживающая мелодия заволакивает нас чувствами и рождает любовь

YePiN ÇÜRE SeBiK ĞoMuZ

Красная джура, любимый ғ(х)омуз

Слишком большая разница чтения.

 

   CORE  это есть ХУРЭ,современный  хур или моринхур(лошадинная скрипка).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Моринхур - лошадиная скрипка? Что это означает? Струны из конского волоса?

 

   Да,точное название хур,под аккомпонимент его обычно поют протяжные песни ут дун,по монгольски уртын дуун.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Довуки, Вы случайно не общались ранее на форуме Элиста? Не знаете где сейчас Хуаранг?

Я был ранее на форуме Калмыкия.О Хуаранге без понятия.

Изменено пользователем dovuki
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На рисунке я обозначил проблемные места стрелками.

a1c2545b2a3b.jpg

 

Уважаемый АрстанОмар, еще раз задумался об отмеченном Вами проблемном месте у соединения грифа с корпусом. Мне кажется изгиб грифа одновременно с нахождением верхней деки и головки грифа в одной плоскости (уровне) исключает не только щипковость, но и смычковость инструмента, а потому, вероятно изгиб и деформации приобретенные.

 

Вот если бы натянутая струна от головки грифа проходила бы выше деки, напрямую от головки грифа к торцу корпуса, то можно было с уверенностью утверждать, что это смычковый инструмент. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Давным давно когда еще современного монгольского языка не было, тогдашние народы Монголии кумекали на тюркском то бишь... :turkmen1:

>Легенда об обретении домброй современного вида гласит, что раньше домбра была с пятью струнами и без отверстия посередине. Таким инструментом владел известный на всю округу славный джигит Кежендык. Влюбился он однажды в дочь местного хана. Хан пригласил Кежендыка к себе в юрту и приказал доказать свою любовь к его дочери. Джигит стал играть, долго и красиво. Он исполнил песню и о самом хане, о его жадности и алчности. Хан разозлился и приказал испортить инструмент, вылив на середину домбры горячий свинец. Тогда же выжглось отверстие посередине и остались только две стр

уны.

В этой легенде кроется происхождения домбры, сначала переняли с 5 или 3-мя струнами .... а потом из-за нехватки материала для струн один куман-кипчак сделал 2-мя струнами что и наивозможная экономия материала. laugh.gif

Время судя по виду рисунка Багдадского и хорасанского танбуров где-то 3000 г. д.н.э до IX век н.эры.

Развитие идет всегда от простого к сложному, поэтому количество струн в инструментах увеличивается ближе к нашим временам!

Да и потом, производство струн все-таки прерогатива кочевых народов, т.к. для изготовления использовались конские волосы, сушенные бараньи кишки. А эту технологию гораздо лучше знали кочевники! Даже Италия позднего средневековья использовала технологию изготовления струн из бараньих кишок для скрипок! Появление металлических струн произошло ближе к нашему времени. Даже моя первая скрипка 1959 года имела такие струны. :)

 

 

прекрасно. вот эти бараньи кишки на тюркском назывался "тар":

 

 

Proto-Turkic: *TAram

Meaning: 1 sinew, sinew thread 2 strand

Russian meaning: 1 сухожилие, жильная нить 2 прядь, клок (волос)

Tatar: taram 2; taramɨš (КСТТ) 1

Uzbek: taram 2

Uighur: taram (R) 1

Shor: taram 1

Oyrat: taram (R) 1

Kirghiz: taramɨš 1

Kazakh: taramɨs 1

Noghai: taramɨs 1

Bashkir: taramɨš 1

Karakalpak: taramɨs 1

 

 

при том с прототюркских времен. тарак-расческа семантически связан с корнем тар, которое еще имеет прилагательное значение узкий. кстати слово гитар(ра) имеет не греческое происхождение, а фригийское. Фригийцы ( в оригинале не фриг, а буруг) сегодня объявлены индо-европейцами, хотя они были конгломератом прототюркских, протовенгерских и протофинских племен, где тюрки составляли большинство. для более ранних античных авторов они известны также как скифы.  а теперь послушаем греческого автора Юлия Полидевка (II в.)

 

…пятиструнник изобретен скифами и связывался сыромятными ремнями, а плетрами служили козьи копытца…

 

 

вот интересный рельеф хеттского периода с Турции:

 

e93a285a2a63.jpg

 

:)

 

хетты были скифской державой, о чем имеются очень убедительные исторические факты. то есть геродотовские сведения о скифах во многом дезинформативны. в эту державу также входили фригийцы. это отдельная и обширная тема, которую в данном случае затрагивать заняло бы массу времени. для нас важен инструмент на руке музыканта с барельефа. правда кто-то и почему-то испортил лицо и папаху нашего древнего музыканта.

 

на, что этот инструмент больше похож, на гитарру, или на тар? больше на тар и не только по форме.  лады, то есть перде на грифе этого инструмента имеет макамное строение, когда гитара как септатонический (7+5) инструмент имеет просто равномерное строение ладов. Правда  гитар(ра) имеет форму тара, но по размеру больше. Парадоксально, но факт.

 

 

Так, что тюрки не заимствовали тар у иранцев, и тем более у индийцев. более того индийцы, иранцы и европейцы заимствовали тюркское слово тар, видимо с инструментом, которые после были просто модифицированы, в результате чего мы сегодня имеем индийский ситар и европейское гитар(ра).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Археологическая находка - музыкальный инструмент кочевников была реставрирована в Германии, исследователи и ученые воссоздали образ этого древнего инструмента кочевников.

 

ffee3aefbbcb53a4bae1f3ed2c3fc24fde05f912

 

 

altai%20harf%20003.jpg

Внешний вид найденной остатки инструмента музыкального.

 

0aede4aee8f4d932ad7cf6078c043246a6b61b44

 Восстановленный вид музыкального инструмента названного "Алтайн ятга" - "Алтайская арфа". (Созданный немецким исследователем Сюзанна Шульц - можно сказать согласно точки зрения европейской традиции???)

 

altai-yatga%20-%20eronhii%20helber.jpg

 

Импровизированный вид "Алтайского арфа", созданный фольклорьной группой "Алтай" и которая используется в исполнениях.

 

Слышал звучание инструмента во выступлении группы "Алтай", звук приятный душевный и "алтайский".

 

И вы можете слышать как звучит этот инструмент "Алтайская арфа":

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Все же это хомыс/комуз, мне кажется, а не арфа. :)

Инструмент, если это не влияние погребальных условий, могли намеренно искривить-сломать, чтобы в том мире (загробном) он "воскрес" вместе с хозяином. Так поступали с инвентарем, одеждой, оружием и т.п. Отсюда изгиб

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Все же это хомыс/комуз, мне кажется, а не арфа. :)

Инструмент, если это не влияние погребальных условий, могли намеренно искривить-сломать, чтобы в том мире (загробном) он "воскрес" вместе с хозяином. Так поступали с инвентарем, одеждой, оружием и т.п. Отсюда изгиб

Я тоже думаю, что это смычковый инструмент типа кобыза. В начале темы я указывал на проблемные изгибы грифа, которые не могли просто так изогнуться.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Попытаюсь подытожить доводы в пользу того, что это не смычковый инструмент и не арфа или лютня алтайская, а обыкновенный щипковый инструмент, прообраз домбры:

 

  1. Нет смычка, его не обнаружили, хотя все остальное в пещере сохранилось не тронутым, это 2 стремени, седло, 20 деревянных стрел с металлическими наконечниками, колчан, скелет мужчины 20-25 летнего возраста.
  2. Наличие 2 струн, что прямо следует из наличия 2-х колок и 2-х отверстий для них (но наш боцман на своей "реконструкции" зачем-то пририсовал 5 струн)  :) 
  3. Наличие 9-ти лад приклеенных из березовой бересты как на древней казахской домбре ее восточного типа («домбырам тоғыз перне»), которых не бывает у смычковых инструментов, они им попросту не нужны.
  4. Лады присущи прямым грифам, а наличие их на изогнутом грифе нонсенс, значит изогнутость грифа приобретенная - в каких целях, когда и почему это и есть вопрос! Инструмент был найден стоящим вниз грифом прислоненный к стене пещеры, что на протяжении почти 1300 лет при влажной среде могло дать деформацию под собственным весом и из-за натяжения струн (а на залитом нашим мичманом фото отчетливо видно, что гриф изогнут не только перпендикулярно верхней деке в сторону натяжения струн, но и в сторону).
  5. Гриф удлиненный, тонкий и даже изящный как у щипковой домбры для извлечения высоких нот и мотивов, а у смычковых гриф как правило короткий и утолщенный, что вызвано большим физическим воздействием на струны смычком и для извлечения протяжных, низких, гортанных мелодий.
  6. Корпус не полый как это должно быть у смычковых в тюрко-монгольской традиции и верхняя дека не как у топшура из сыромятной кожи, подлежащей перед игрой подсушке на огне, а деревянная как у щипковой домбры.
  7. На грифе 2 отверстия для 2-х колок (но наш лоцман на своей "реконструкции" пририсовал зачем-то 5 колок).  :) 
  8. Отверстия для колок расположены перпендикулярно к верхней деке как на щипковой домбре, у смычковых колки располагаются параллельно к деке, это тоже факт существенный.
  9. И вообще сама форма инструмента, его корпуса, грифа, подставки под струны, прочие детали и пропорции размеров и форм полностью идентичны казахской домбре и не соответствуют смычковым.
  10. Сложная конструкция «алтайской арфы» в "реконструкции" нашего моряка это плод его фантазий или кого-то другого, у кого он их позаимствовал, потому что никаких костяных рогов, подставок-ножек, натяжек-растяжек и прочих "реконструкций" в пещере не обнаружено и все это опровергается остальными доводами (см: выше).  :) 

В силу вышеперечисленных доводов могу предположить, что перед нами обыкновенный струнный щипковый инструмент тюрков - прямой прообраз древней домбры восточно-казахского типа с 7-мью или 9-тью ладами и что это не смычковый инструмент и не арфа. Все перечисленное опровергает что перед нами тобшур, хуур, игил, кобыз, арфа или что-то в этом роде.

 

 

Единственный проблемный момент - это изогнутость грифа. Не будь его, никто даже спорить не стал бы о том, что это не смычковый инструмент.

 

 

И здесь отличную подсказку мне дал Стас!

Я тоже предполагаю, что самая главная разгадка инструмента в том, что это не обычный музыкальный инструмент, предназначенный для игры на нем живым музыкантом в обыденной жизни, а инструмент типа "бутафории", специально предназначенный для погребального обряда, но не для игры на нем. Поэтому изогнутость грифа может быть элементом какой-то мистической обрядности или приметы - гриф могли намеренно искривить в каких-то целях! В каких - на этот вопрос жду предположений наших уважаемых участников форума.  

 

 

Может деформация грифа означала, что со смертью музыканта закончилась и музыкальная жизнь его вечного попутчика - домбры???!!! Может гриф преднамеренно изготовили изогнутым чтобы больше никто не смог на ней играть, допустим нашедший ее? Это типа как в казахском обычае ложить на могилу покойника, которым окончивается род и у которого нет потомков, шанырак от юрты.

 

Ведь существовал в погребальных традициях разных народов обычай, когда вещи, которые клали в могилу вместе с умершим заранее делались тоже "мёртвыми" - их специально ломали, в посуде пробивались отверстия, одежда разрезалась, а инструменты ломались.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И вот как говорится теплее:  :) 

 

1)

 

" В годовщину умершего убивали его лошадь и угощали им гостей. В юрте собирались родственники, друзья и т.п. Затем начинали обряд преломления найзы (АКБ: копья). Преломление предоставляли наиболее почетному лицу, большей частью старику. Он приводил с собой джигита, который по его приказанию и преломлял ее. Вдова и дочери, схватившись за древко найзы, ее защищали и не давали. В это время несколько молодых людей становились на конях снаружи юрты и крепко держали верхушку найзы, джигит в юрте схватывал древко посередине и переламывал его. Тут начинался плач женщин. Мужчины выходили из юрты и разъезжались по домам." [1] "Найзу, сломанную пополам, затем втыкали в изголовье могилы, а по другим сообщениям — сжигали вместе с вымпелом.” [2]

--------------------------------------------------

1. "Обычай киргизов Семипалатинской области” - “Русский вестник”. М. 1878. с.53.

2. Катанов Н.Ф. “О погребальных обычаях тюркских племен с древнейших времен до наших дней” - “Известия ОАИЭ”. Казань. 1894. Т.XII. вып.2. с.130.

 

 

2) "Традиция захоронения с испорченными вещами своим происхождением уходит к глазковскому периоду энеолита."

------------------------------------------

Василевич Г.М. 1969. с. 241.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...