Перейти к содержанию
Polat

Каракалпа́кский язы́к

Рекомендуемые сообщения

В Нукусе казахи (мужчины) не оплакивают громко, как это заведено у каракалпаков, только в дань усопшему всхлипывают. Соседей, друзей у меня много было, наверное они из Младшего жуза. В принципе я только недавно (лет 5-10 назад) узнал, что казахи делятся по жузам.

Вопрос в том, все ли узбеки, казахи придерживаются этих традиций или это локально у них происходит? И насколько они перекрикивают друг-друга?

Я рос среди казахов и учился в казахском классе, Каракалпакские казахи - они из МЖ. 90 годы узнал что Чимкетские и Алматынские мужчины, т.е. казахы Среднего жуза "дауыстап" оплакивает умершего как каракалпаки громко и обнимаясь друг с другом, мне стало интересно и решил узнать почему наши казахские мужчины не оплакивает?! И тогда я услышал вышеупомянутое легенду.

А у узбеков это традиция соблюдается среди родных покойного! Ну это по-моим наблюдениями!

Не везде так. В Чияле (в Кашкадарье) есть. Сам был свидетелем лет 15 назад. Мужчины если допустим умер отец громко орут плакая "Отам ей, отам ей" (О мой отец). Видимо громкий плач мужчин на похоронах это дашти-кипчакская традиция (не местная среднеазиятская). Как отметил Полат у туркмен нет такое. И в Ташкенте и Андижане громко плачут на похоронах лишь женшины (вой жигарим).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

 

Мало ли узбеки шибаниди, Хивинское ханы  это Кунграды они врядли к узбекам шибанидам имеет отношение.

 

 

 

Боюсь, наука несколько иного мнения. Кунграты - древнее племя тюрко-монгольского происхождения, и каракалпакской монополии на них вроде бы нет. Они имеются в составе многих тюркских народов. В составе узбеков кунграты - одни из самых многочисленных племен.

 

Хорошо написал осторожно, кунграды тюрки-монголы, но кунграды к монголоам никакой отношение не имеет ,это само называние и говорит Кунгырат. Что касается казахских кунгратов, узбекских кунгратов, каракалпакских кунгратов,говорят же  польский еврей, горский еврей один и тот же еврей. У нас Каракалпаков Кунград  выделенный род,не подчиняется не к торе, не к кожа, не к шибанидам.  

 

 

У узбеков тоже также. Я думаю, у казахов тоже. Но основатели Хивинского ханства не кунграты, а шейбаниды, династия Арабшахидов. Кунграты - вторая династия.

 

Так крутой поворот в истории Хорезма! :ozbek:

Хивинская ханство изначально назывался Хорезмским ханством основатели ханство из династий Кунградов, а 1511 году кочевые узбеки завоевали Мавренахр во главе династия Арабшахидов и в 1512 году в Хорезмском троне оказались члены этой династий. С переносом столицу в Хиву стали историки использовать термин Хивинский ханство т.е. с 1598 года. 

Про кунградских династий Хорезмского ханство в историй мало известно так как с второй половины 14 в. Хорезм стал владением Государство Темерлана. На трон Хорезмского ханство претендовал даже сам Едиге.

Династия Кунграт (1359—1388)

 

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Относительно конратов, в поэме "Шежире" Бердах пишет об эмире при Узбек хане, Нагадае, родоначальнике каракалпакских конратов, у которого было 30 сыновей. Хусейн, Юсуф, Сулейман являются сыновьями Нагадая (Нангудай в исторических источниках). 

Известны ли имена других сыновей?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Салам Камал.Говорят сегодня Каракалпаки отмечают давно забытый праздник, с праздником . Что касается к твоему вопросу это надо посмотреть шежире Агакий, Муниса, Абулгазы Бахадырхана там наверно есть ответ к твоему вопросу. Интересный момент в историй Хорезма в том  история Хорезма начинается с V века до нашей эры, все шежире в том числе шежире Бердаха  начинается с историй  пайгамбаров, потом продалжаеться генеалогии Чингизидов. Это скорее  связано с идеологий Чингизидов.Я не думаю Конраты появились в 13-веке, их история идет в глуб либо связано  2-век с гунами, или 5-8 век Тюрками.  

 

постскриптум. Что касается Едиге, он  до конца своей жизни до 1420 года правил Хорезмом.   

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Салам Камал.Говорят сегодня Каракалпаки отмечают давно забытый праздник, с праздником . Что касается к твоему вопросу это надо посмотреть шежире Агакий, Муниса, Абулгазы Бахадырхана там наверно есть ответ к твоему вопросу. Интересный момент в историй Хорезма в том  история Хорезма начинается с V века до нашей эры, все шежире в том числе шежире Бердаха  начинается с историй  пайгамбаров, потом продалжаеться генеалогии Чингизидов. Это скорее  связано с идеологий Чингизидов.Я не думаю Конраты появились в 13-веке, их история идет в глуб либо связано  2-век с гунами, или 5-8 век Тюрками.  

 

постскриптум. Что касается Едиге, он  до конца своей жизни до 1420 года правил Хорезмом.   

 

Это понятно, что конраты более древнее, но как каракалпаки, мы должны ссылаться именно на "Шежире" Бердаха. Конраты нынче фактически во всех близкородственных народах присутствуют. Уран "Жайылган" в переводе на русский язык "Распространенный" (Жайылыу - распространяться), как бы выдает о распространении этого племени в более широком смысле. А если "Жайылган" это производное от Жайыл хана, то это имя человека. Жалко, что под рукой у меня нет "Шежире". В детстве прочитал, но многого не помню, хотелось бы еще раз пройтись придавая значения всем деталям, но и электронки нет нигде. Если у тебя есть возможность, буду очень благодарен, если в разделе Каракалпакская поэзия будет размещена эта поэма.  

 

И тебя с Праздником!

Декларация о суверенитете не забыта, ты помнишь, я помню, каракалпаки помнят. Улита едет, да когда-то будет, как говорится.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

К сожалению я тоже не в Нукусе. Но я ползуюсь книгой Камала Мамбетова, Тарыйх торкинлери. Здесь есть анализ шежире Бердаха сравнение с произведением  Баяний.

 

 Бердах.                Ауел бабамыз Майкы бий

                              Анын улы Жайылган бий

                              Жайылган улы Нагадай

                              Нагадай бий болган екен

 

Баяний                 Адалатлы хан Жайылган кане

                             Данкы коп еллерге Жайылган кане

                             Отти бул дуньядан Нагадай бийлер

                             Жалганшы омирге келмеди кимлер

 

то есть Жайылган это хан, исторический личность.

 

У Баяний  есть еще  отрывок.            

 

                                       Калишдай хан еди аумет ашнасы

                                       Конрат елинин батыр патшасы.

 

Вот это  интересный факт, в каком веке правил Калишдай?  Может это Канишка (шутка).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Интересно, Бердах и Баяни были знакомы? Бердах жил у Аральского моря, нынешний Муйнакский район ККР, Баяни жил в Хиве. Оба из племени конрат. Только Бердах умер в 1900 году и всю жизнь был не в ладах с местными властями и властями Хивы (он в своих стихах открыто высмеивал и хана, и прочих подхалимов), Баяни умер в 1923 году и был в почете. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Каракалпакском языке некоторые слова пользуется по смыслу.

Например: у каракалпаков слово "нет" официально переводится как "жоқ" и "яқ", а в диалекте и в некоторых говорах "йоқ". 

 

В предложениях о предметах (вещи, лица,) говорится "жоқ":

"книг нет" - "китап жоқ", "воды нет" - "суу' жоқ", "Мурата нет дома" - "Мурат үйде жоқ", "нет котов" - "пышық жоқ" и т.д.

 

А когда отрицательном смысле "нет", тогда пользуется словом "яқ":

"нет, я сегодня не посещал уроков" - "яқ, мен бүгин сабаққа бармадым", "нет, Гарибай не было" - "яқ, Ғарыбай болмады" или "яқ, Ғарыбай жоқ еди", и т.д.

 

Иногда пользуется оба слово в одном предложение. Например:

"книг нет" - "яқ, китап жоқ", "воды нет" - "яқ, суу' жоқ", "Мурата нет дома" - "яқ, Мурат үйде жоқ", "нет котов" - "яқ, пышық жоқ" и т.д.

 

каракалпакский - жоқ, йоқ, яқ

казахский - жоқ

ногайский - йоқ

кыргызский - жок

туркменский - йоқ

узбекский - йўқ

ваша Як это казахское 

тақ

 

точноровно; как раз; именно 

 

 

 

Каракалпакский "яқ" - это "жоқ", т.е. "нет", я не специалист но стараюсь объяснит! Каракалпакский слова "як" и "жок" равносильный  и они отрицающий или запрещающий слова.  Я выше в этом теме привел пример старался объяснит что каракалпаки иногда может использует "жок" и "як" в одном предложение, например:

 

"книг нет" - "яқ, китап жоқ", "воды нет" - "яқ, суу' жоқ", "Мурата нет дома" - "яқ, Мурат үйде жоқ", "нет котов" - "яқ, пышық жоқ" и т.д.

не один каракалпак не говорит "китап як", "суу як", "кант як", "Мурат уйде як" и т.д., так же "Жок, мен каракалпакпан", "жок мектеп" и т.д.. Эти словосочетаний получается ошибкой и не имеет смысл.

 

А ваша пример казахский "так" не относится к отрицающий или запрещающий словам. 

 

 III. точноровно; как раз; именно

жол алыс, тақ үш күн жүру керек → дорога дальняя, ехать надо ровно три дня

тақ өзі → вылитый он

тақ солай → так точно

үйдің тақ түбінде → как раз под домом

тақ осы жерде → точно на этом месте

тақ қасында тұру → стоять рядом

олар құдықтың тақ басында кездесті → они встретились у самого 

колодца

 

казахский "так" это у каракалпаков "тап", например:

 

 

жол алыс, тап үш күн жүру керек → дорога дальняя, ехать надо ровно три дня

тап өзи → вылитый он

тап солай → так точно

үйдиң тап түбінде → как раз возле домом

тап усы жерде → точно на этом месте

тап қасында туру → стоять рядом

олар қудықтың тап басында гезлести → они встретились у самого колодца

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Жоқ" не склоняется, "Яқ" в зависимости от смысла предложения склоняется "Яғау", "Яғей".

"Тақ" у каракалпаков означает нечетное число, а также непарные предметы. 

Словосочетания "тап өзи", "тап солай" и т.д., иногда заменяются словами "дәл өзи", "дәл солай" и т.д.

Еще есть взаимозаменяемые слова "пүткил жер жүзи" (весь мир), "гүлли жер жүзи" (весь мир) и т.д.

Что интересно, все эти взаимозаменяемые слова используются и в разговорном произношении, и на литературном уровне, то есть, нет неудобств при чтении газет и журналов, книг и просмотре телепередач на родном языке. Это я к тому, что общение на казахском для меня никаких трудностей не составляет, но просвещаться на казахском через прессу затруднительно. По узбекски в совершенстве владею на литературном уровне, а в разговорном бывают "сбои". Это от того, что с детства смотрел "Узбекфильм", а также другие фильмы узбекского дубляжа, узбекские телепередачи, читал прессу и т.д.

Русские заимствования так и произносятся без изменений, что бы это ни было. 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Жоқ" не склоняется, "Яқ" в зависимости от смысла предложения склоняется "Яғау", "Яғей".

"Тақ" у каракалпаков означает нечетное число, а также непарные предметы. 

Словосочетания "тап өзи", "тап солай" и т.д., иногда заменяются словами "дәл өзи", "дәл солай" и т.д.

Еще есть взаимозаменяемые слова "пүткил жер жүзи" (весь мир), "гүлли жер жүзи" (весь мир) и т.д.

Что интересно, все эти взаимозаменяемые слова используются и в разговорном произношении, и на литературном уровне, то есть, нет неудобств при чтении газет и журналов, книг и просмотре телепередач на родном языке. Это я к тому, что общение на казахском для меня никаких трудностей не составляет, но просвещаться на казахском через прессу затруднительно. По узбекски в совершенстве владею на литературном уровне, а в разговорном бывают "сбои". Это от того, что с детства смотрел "Узбекфильм", а также другие фильмы узбекского дубляжа, узбекские телепередачи, читал прессу и т.д.

Русские заимствования так и произносятся без изменений, что бы это ни было. 

Самое интересное как я заметил, старший поколение этнических казахов (алимулы) Северных районов ККР когда говорит "нет" они использует слово "жоқ" и "жақ". (?) и как вы заметили у них тоже "Жоқ" не склоняется, "жақ" в зависимости от смысла предложения склоняется "жағау", "жағей".  :turkmen1:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

каракалпаксий язык почти как казахский.

 

Казахский язык происходит от каракалпакского или наоборот каракалпакский от казахского?

 

Мое мнение - казахский происходит от каракалпакского, т.е. автохтонного кипчакского. Это подтверждается тем что больше монголизмов в казахском чем в каракалпакском.

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Як" - это скорее всего дань моде.

нет, если "як" было бы мода в регионе то почему это слово нет у других этнос региона, оно только у каракалпаков.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

каракалпаксий язык почти как казахский.

 

Казахский язык происходит от каракалпакского или наоборот каракалпакский от казахского?

 

Мое мнение - казахский происходит от каракалпакского, т.е. автохтонного кипчакского. Это подтверждается тем что больше монголизмов в казахском чем в каракалпакском.

Вот мы ищем идентичности, почему так много разногласий, (опять монголы виноваты,(ш)).

Например Бий среди Тюрк титул, казахи взяли называли танцу. Ан,олен, куй, скорее это новые слова, связано ли они монголизмом я не знаю. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

каракалпаксий язык почти как казахский.

 

Казахский язык происходит от каракалпакского или наоборот каракалпакский от казахского?

 

Мое мнение - казахский происходит от каракалпакского, т.е. автохтонного кипчакского. Это подтверждается тем что больше монголизмов в казахском чем в каракалпакском.

Опять флудите? Какие монголизмы в казахском, сможете привести примеры?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Як" - это скорее всего дань моде.

нет, если "як" было бы мода в регионе то почему это слово нет у других этнос региона, оно только у каракалпаков.

Может быть это сленг?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

каракалпаксий язык почти как казахский.

 

Казахский язык происходит от каракалпакского или наоборот каракалпакский от казахского?

 

Мое мнение - казахский происходит от каракалпакского, т.е. автохтонного кипчакского. Это подтверждается тем что больше монголизмов в казахском чем в каракалпакском.

Вот мы ищем идентичности, почему так много разногласий, (опять монголы виноваты,(ш)).

Например Бий среди Тюрк титул, казахи взяли называли танцу. Ан,олен, куй, скорее это новые слова, связано ли они монголизмом я не знаю.

Я не тюрк, как Вы выразились получается больше Вас знаю тюркский...

На казахском "би" - это танец и это чистейший тюркизм (у всех современных кипчако-язычных "би")!

Бий - это титул!

Как же на каракалпакском будет слово песня?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

"Як" - это скорее всего дань моде.

нет, если "як" было бы мода в регионе то почему это слово нет у других этнос региона, оно только у каракалпаков.

Может быть это сленг?

скорое всего не сленг, как я знаю что "як" присутствует в лексиконе карагач-ногайском (астраханских и дагестанских). Это интересное факт, каракалпаки и карагачи вот уже 400 лет как отдельный народы и географический в разных регионах. Для каракалпака "як" повседневный всеми используемая слово несмотря на возраст и соц.принадлежность и т.д. :turkmen1:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

каракалпаксий язык почти как казахский.

 

Казахский язык происходит от каракалпакского или наоборот каракалпакский от казахского?

 

Мое мнение - казахский происходит от каракалпакского, т.е. автохтонного кипчакского. Это подтверждается тем что больше монголизмов в казахском чем в каракалпакском.

Вот мы ищем идентичности, почему так много разногласий, (опять монголы виноваты,(ш)).

Например Бий среди Тюрк титул, казахи взяли называли танцу. Ан,олен, куй, скорее это новые слова, связано ли они монголизмом я не знаю.

Я не тюрк, как Вы выразились получается больше Вас знаю тюркский...

На казахском "би" - это танец и это чистейший тюркизм (у всех современных кипчако-язычных "би")!

Бий - это титул!

Как же на каракалпакском будет слово песня?

 

Аяқ ойын - танец

Қосық - песня

Нама - күй /музыка/

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Кюй" у каракалпаков отсутствует, а аналогия называется "Нама" и исполняется исключительно на дутаре и гиржике.

Кобыз обязательно сопровождает песнопение (дастан, толгау, терме). Насколько я понял, игра на кобызе без песни, у казахов есть "Кюй".

Нама - музыка,

Қосық - песня.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

каракалпаксий язык почти как казахский.

 

Казахский язык происходит от каракалпакского или наоборот каракалпакский от казахского?

 

Мое мнение - казахский происходит от каракалпакского, т.е. автохтонного кипчакского. Это подтверждается тем что больше монголизмов в казахском чем в каракалпакском.

Вот мы ищем идентичности, почему так много разногласий, (опять монголы виноваты,(ш)).

Например Бий среди Тюрк титул, казахи взяли называли танцу. Ан,олен, куй, скорее это новые слова, связано ли они монголизмом я не знаю.

Я не тюрк, как Вы выразились получается больше Вас знаю тюркский...

На казахском "би" - это танец и это чистейший тюркизм (у всех современных кипчако-язычных "би")!

Бий - это титул!

Как же на каракалпакском будет слово песня?

Аяқ ойын - танец

Қосық - песня

Нама - күй /музыка/

Интересно!

В казахском ойын-аяк - это буквально игра!

Нама - больше фарсизм Вам так не кажется?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

 

каракалпаксий язык почти как казахский.

 

Казахский язык происходит от каракалпакского или наоборот каракалпакский от казахского?

 

Мое мнение - казахский происходит от каракалпакского, т.е. автохтонного кипчакского. Это подтверждается тем что больше монголизмов в казахском чем в каракалпакском.

Вот мы ищем идентичности, почему так много разногласий, (опять монголы виноваты,(ш)).

Например Бий среди Тюрк титул, казахи взяли называли танцу. Ан,олен, куй, скорее это новые слова, связано ли они монголизмом я не знаю.

Я не тюрк, как Вы выразились получается больше Вас знаю тюркский...

На казахском "би" - это танец и это чистейший тюркизм (у всех современных кипчако-язычных "би")!

Бий - это титул!

Как же на каракалпакском будет слово песня?

Аяқ ойын - танец

Қосық - песня

Нама - күй /музыка/

Интересно!

В казахском ойын-аяк - это буквально игра!

Нама - больше фарсизм Вам так не кажется?

 

элементы фарси и араби присутствует на каракалпакском!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Песни на кобызе казахи называют толгау!

Кто Вам сказал, что нет песен на кобызе?

 

Хотелось бы послушать казахский толгау, дайте ссылку если есть.  

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Нама" от фарси и большинство тюрков используют это слово. Повествование о какой-то личности или о целом народе, также называется "Нама", "Наме", "Намэ", например, Каракалпак-Намэ, Чингиз-Наме, Тарих Нама-и Булгар и т.д. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...