Перейти к содержанию
Kamal

Каракалпакия - terra incognita

Рекомендуемые сообщения

http://sambuh.ru/blog/karakalpakiya-terra-incognita.-chast-i.html

Каракалпакия – Terra Incognita. Часть I

На Земле почти не осталось неисхоженных троп и неизвестных дорог. Зато осталось естественное желание путешественника отойти в сторону от традиционных туристических маршрутов и увидеть то, чего не найдешь в стандартных путеводителях.

Долгое время Каракалпакия была недоступна для туризма из-за своих стратегических объектов. Сейчас ситуация изменилась. Кривая развития туризма в этом регионе поползла вверх, – и теперь эту землю путешественники связывают не только со всемирно известным музеем Савицкого, но и с удивительными и интересными маршрутами к тугайным лесам, памятникам древнейшей архитектуры, Аралу и невероятным по красоте каньонам плато Устюрт.

8.jpg

Природный заповедник

Эта земля – археологический, этнографический, исторический и географический заповедник, одно из самых удивительных мест на земном шаре. Для экстремального эксклюзивного туризма тут открываются широчайшие перспективы. Несколько дней путешествия к северо-западу Каракалпакии – это возможность увидеть Аральское море и устье древней Амударьи, Джейхуна, Оксы, как называли эту реку в древности. Эта река помнит войска Александра Македонского, побег царя Бесса из Бактрии в Согдиану, она помнит четыре религии, которые сменяли друг друга и даже пытались объединиться, – это единственное событие подобного рода в истории.

5.jpg

Тут находится плато Устюрт, которое когда-то было дном одного из самых загадочных водоемов мира – Арала. Оно изрыто чинками, настоящими каньонами, которые придают этому месту инопланетный вид. Многие из туристов впервые увидев этот ландшафт, замирают в восхищении и признаются, что эта природная красота не уступает знаменитым каньонам в Колорадо. На этом месте археологи нашли древние захоронения сарматских племен, остатки сигнальных башен, что серьезно обогатило знания об истории до нашей эры.

Рядом озеро Судочи, куда ранней весной прилетают розовые фламинго, цапли и пеликаны.

Первое серьезное исследование Арала было предпринято в 1842 году, и первооткрывателем считается лейтенант Бутаков Алексей Иванович, который более 15 лет проплавал по Аралу, изучая его акваторию и отправляя регулярные отчеты в Русское географическое общество. Именно он начертил первую карту Арала с множеством островов, некоторым из которых он дал русские имена. Карта была опубликована в Лондоне, в 1849 году. Он так же много писал о том, что за народы населяют берега Аральского моря, каков их уклад жизни и промысел. Самая богатая историческая и этнографическая коллекция сейчас находится в музее Савицкого в Нукусе.

3.jpg

Мистическая четверка

Современный Нукус – это чистый, светлый, весьма ухоженный город, где мирно соседствуют четыре языка – узбекский, русский, каракалпакский и казахский. На этой земле вообще любят цифру четыре и «слияние четырех», и, наверное, это не случайно.

Недалеко от Нукуса находится древнее городище Миздахкан, первое упоминание о котором мы можем найти в книгах ибн Рустема в 10 веке, затем в рассказах аль-Макдиси в 11 веке и в 13-ом веке о нем рассказал в своих книгах ибн Батута. Все они описывали Миздахкан как огромный красивейший город на холме, расположенный недалеко от Гурганджа, столицы древнего Хорезма. Удивительное дело, но до завоевания арабов на этой земле мирно существовали три основные религии, – зороастризм, христианство несторианского толка, и буддизм, принесенный из Китая царем Канишкой. Несторианство, по сути, именно здесь обрело свое рождение, после того как через 200 лет после смерти Иисуса Христа, епископ Несторий появился в Мары. Об этом написал аль-Бируни в своей книге «Памятники минувших поколений», получив сведения от своего учителя Абу-Сахля ( арабизированное – Саваоф) аль Масихи ( арабизированное – Мессия), который сам был несторианцем. Религия царя Дария – зороастризм получил свое второе дыхание именно в Хорезме и дал миру главы (гаты) Авесты.

Четвертая религия – это ислам, который принес Кутейба ибн Муслим. Разумеется, из этой земли в последствии изгнали только арабских завоевателей, а религию оставили.

И вот тут произошло очень интересное и удивительное событие. В Миздахане есть уникальный мавзолей Шамун-Наби, в переводе с фарси Посланник Господа, место для паломничества. Это длинный 25-метровый мавзолей, в котором по преданию лежит маг и богатырь Шамун, погубленный из-за своей доверчивости. Сила его была в волосах, которые он не стриг с рождения, но, открывшись женщине, он обрек себя на смерть, потому что коварная остригла ему волосы, пока он спал. Ничего не напоминает? Конечно же, эта легенда с точностью до мелочей повторяет историю Самсона и Далилы. В 1964 году мавзолей раскопали, чтобы показать верующим, что никакого богатыря двадцатипятиметрового роста в гробнице нет, – мавзолей действительно оказался пустым, что уже само по себе удивительно. Но археологов и историков ошеломил другой факт. Этот мавзолей был построен в соответствии с четырьмя религиями. Он имеет семь куполов, это отсылка к Старому и Новому завету, где цифра семь является божественной и повторяется около 400 раз. На каждом куполе по окошку, и все они ориентированны на Мекку. Сама гробница похожа очертаниями на зороастрийский ассуарий, в которых зороастрийцы хоронили своих соплеменников. Но самое удивительное, что внутри находится михраб, и по центру михрабной ниши есть углубление в форме цветка лотоса. Есть предположение, что в 11-12 веках, когда Хорезм достиг наибольшего расцвета, избавившись от арабских завоевателей, понадобилась новая идеология, которая бы объединила людей. По сути – новая религия. И эту религию решили составить из четырех мировоззрений, на то время существовавших на этой земле. Не разрушить, а бережно сложить из того, что есть.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://sambuh.ru/blog/karakalpakiya-terra-incognita.-chast-ii.html

Каракалпакия – Terra Incognita. Часть II

Загадки и открытия

О том, что зороастризм и несторианство мирно существовали бок о бок, есть еще одно интересное свидетельство - на памятниках архитектуры Узбекистана очень часто можно увидеть элемент узора, «зороастрийскую бабочку», которая напоминает несторианский крест.

На другом берегу Джейхуна, (в древности два городища разделял Джейхун) находится Гяур-кала, 4-2 век до нашей эры, или Крепость Неверных. Такое прозвище она получила после арабского нашествия, – жители долго сопротивлялись новой религии, исповедуя зороастризм. Сейчас это живописные развалины, природные скульптуры, высеченные ветром и временем.

25.jpg

Джейхун протекал и у подножия другой крепости Топрак-калы, места захоронения Царей. Когда-то на ее плоскую вершину вела глиняная лестница. По реке тела умерших доставляли к ее подножию, – это было целое шествие с факелами, – поднимали наверх, для того, чтобы в соответствии с обычаями зороастризма тела расклевали птицы, а затем кости бережно складывались в ассуарий и захоранивались. Именно там можно найти остатки узора из кирпичей, которые изображали лучи солнца, что подсказало историкам о культе Солнца в этих краях и о таком своеобразном диалоге между Богом и людьми. После прихода арабов Топрак-кала служила как сигнальная башня.

Конечно же, древние каракалпаки и хорезмийцы не только занимались мифотворчеством, но были еще крепкими хозяйственниками и предпринимателями. В Миздахкане есть караван-сарай, Мазлум-сулу, уникальный в своем роде. Талантливый архитектор учел климатические особенности и выстроил помещение, полностью уходящее под землю. В его оконца в потолке практически весь день попадает свет, в суровые зимы там тепло, а летом очень прохладно. Внутри находились жилые и складские помещения и просторное общее помещение. О том, что это караван-сарай а не мавзолей, узнали только в 30-ых годах 20 века. Мавзолеем он стал после нашествия Чингизхана, когда завоеватель оставил после себя выжженные земли и торговля сошла на нет – караван-сараи пустовали, и переделывались в мавзолеи. Как говорили древние историки, архитектура свидетельствует об истории лучше человека. Когда в стране процветание, люди строят караван-сараи и медресе. Когда наступают смутные времена, появляются мавзолеи.

41.jpg

Археологи раскопали в этом мавзолее-караван-сарае надгробную плиту, под которой были захоронены три человека. И одной из них была женщина, судя по надписи – мигаше. Это индийский термин, обозначающий служанку при принцессе, которая помогала расчесываться и одеваться.

Конечно же, тут не обошлось без легенды. Полагают, что это место могилы прислуги и двух влюбленных, – принцессы и архитектора. Красавица потребовала от юноши в знак любви построить для нее дворец, а в знак доказательства этой любви – прыгнуть с самой высокой башни. Наверное, это была шутка. Но архитектор прыгнул и разбился. А вслед за ним, ужаснувшись последствиям, прыгнула и красавица. Это место огорожено лентами и является местом паломничества для влюбленных. Возможно, как напоминание им, что с любовью шутить нельзя.

71.jpg

На территории Каракалпакии более 300 памятников глубокой старины, и каждый из них овеян легендами и потрясающими научными открытиями. Многое из культурных пластов на этой земле ждет своих Шлиманов и исследователей. Каракалпакия – земля множества тайн.

Главное – умение видеть, готовность к приключениям и хороший проводник. И это будет незабываемое путешествие.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Открытие палеолитических стоянок полностью перевернуло наши представления о характере раннего заселения Приаралья. В самых последних изданиях по истории Каракалпакии, Узбекистана, СССР об этом районе сказано, что его первоначальное заселение началось с третьего-четвертого тысячелетия до нашей эры. Теперь это время отодвинулось в глубь истории по меньшей мере в сто раз!

Из лука веков

Читатель спрашивает

«С интересом прочитала в одной из газет об археологических находках на плато Устюрт в Каракалпакии — загадочной системе гигантских стрел. Очень хотелось бы поподробнее узнать об этих знаках».

Т. Сопова, Москва

Припав к иллюминаторам, напряженно всматриваемся в проплывающую под крылом желто-бурую выжженную поверхность Устюрта. По правому борту синеет Аральское море, прямо под самолетом — плато, обрывающееся к морю стометровой белой известняковой стеной, а на самой кромке узкой береговой полосы ощерились серые клыки скал, словно охраняющие затерянный мир Устюрта...

Никто из нас, включая каракалпакских ученых, не видел еще с воздуха то, что ищем,— объекты, именуемые в научном отчете как «стреловидные планировки». Никто не знает, с какой высоты их можно обнаружить. Мы не в состоянии дать летчикам точного ориентира, потому что его здесь нет, а, руководствуясь схемой археологов, пилоты не могут привязать интересующие нас объекты к своей карте. Полет длится уже почти три часа, из которых минут двадцать мы кружим в предполагаемом районе, то прижимаясь к земле так, что видны прорезающие ее трещинки, то поднимаясь на километровую высоту...

И наконец, вот она! Первая загадочная стрела, вернее, только ее огромный треугольный зубец выплывает из-под крыла, словно некий космический знак. Поднявшись на несколько витков над стрелой, мы видим с километровой высоты рисунок целиком: это огромный овал с двумя исходящими из него стрелами длиной в несколько сот метров. Только теперь сознаем, насколько нам повезло: лето было необычайно дождливо, и по всему периметру конструкции — на месте бывшего здесь когда-то рва — зеленеет густая трава (для разгара лета явление на Устюрте редчайшее), четко выделяясь на фоне пожухшей и выцветшей степи. Без этого стрелы были бы неразличимы.

— Их обнаружили совершенно случайно,— рассказывает заведующий сектором археологии Каракалпакского филиала Академии наук Узбекской ССР кандидат исторических наук Вадим Николаевич Ягодин.— Впервые странные стреловидные знаки, никогда ранее в археологической практике не встречавшиеся, были замечены при анализе и дешифровке материалов аэрофотосъемки. При обычных методах археологического обследования местности знаки эти заметить невозможно: гигантские размеры делают их совершенно невоспринимаемыми с высоты человеческого роста, рельеф их сглажен, и можно сотни раз проезжать по стрелам, не ведая о том, что под ногами у тебя уникальный памятник...

Удалось выявить десятки таких стреловидных планировок, почти непрерывной цепью протянувшихся в широтном направлении от мыса Дуана на Аральском море в глубь Устюрта. Все они развернуты стрелами на север и мало отличаются друг от друга очертаниями и размерами. Каждая планировка представляет собой фигуру в виде мешка с втянутой внутрь верхней частью, разорванной широким проходом, к которому на некоторых из планировок ведет направляющий вал. Верхние острые края мешка образуют таким образом две растопыренные стрелы, имеющие наконечники в форме удлиненных треугольников — узкий проход ведет в них из тела стрелы. На вершинах треугольников расположены кольца десятиметрового диаметра, служившие, вероятно, когда-то ямами. Схематический рисунок системы напоминает военную карту, на которой жирными стрелами указано направление массированного удара. Длина каждой из планировок 800—900 метров, а вместе с направляющим валом достигает полутора километров, ширина — 400—600 метров, высота ограды в нынешнем состоянии не превышает 80 сантиметров, в прошлом она была, конечно, больше.

Циклопическую систему удалось проследить пока на ста километрах, но ученые уверены, что она тянется дальше, по территории Казахстана, превосходя протяженностью всемирно известную систему загадочных линий и рисунков в перуанской пустыне Наска — единственно сравнимый с ней по масштабам археологический феномен!

...Обнаружив линию стрел, мы, сделав крутой вираж над прибрежной синью Арала, летим перпендикулярно береговой черте в глубь материка. Не успевает раствориться в дымке одна стрела, как на смену ей неумолимо вырастает под крылом другая. Все они имеют индивидуальные признаки: у одних наконечники стрел нарисованы прямыми линиями, у других они изящно вогнуты. На некоторых линии одних стрел перекрыты очертаниями других.

— Это,— высказывает догадку Ягодин,— вероятно, объясняется тем, что на месте старых, отслуживших сооружений возводились новые.

Зеленые стрелы влекут все дальше в глубь Устюрта, но топливный ресурс Ан-2 не безграничен. К счастью, самолет ведет опытнейший летчик Тундыбаев, имеющий право посадки в любом месте по своему усмотрению, и мы сможем потрогать таинственные стрелы руками.

...Искусство пилота мы оценили, лишь когда вышли из самолета. Он посадил машину в старую колею грузовика, которая белой чертой прорезала растрескавшуюся почву. Проплешины безжизненной земли чередуются с зарослями такой же сухой, как земля, ломкой бело-голубой среднеазиатской полыни — джусана, на которой настоян раскаленный воздух. Какие мы все, оказывается, маленькие! Как ни тянись на цыпочках над плоско уходящей к горизонту степью, как ни верти головой — только что видимой с высоты стрелы как не бывало... Идем, выбирая приблизительное направление и обильно цепляя брюками колючки, семена, травинки, стебельки. И вот в одном месте желто-бурая гамма под ногами вдруг оживает сочной зеленью. Вдоль нее еле приметным возвышением тянется каменистая гряда, в которой при внимательном изучении нетрудно увидеть следы скрепляющего раствора. Так выглядят вблизи очертания стрел. Зная, что изгородь неизбежно приведет к треугольному наконечнику, мы идем вдоль нее. Через несколько десятков шагов зеленая черта, служащая нитью Ариадны, завершается круглым понижением, по краю которого кольцом буйно разрослась трава, а контур стрелы под довольно острым углом уходит из кольца обратно. Значит, мы у острия одной из стрел. Огибаем кольцо и возвращаемся по другой стороне наконечника. В некоторых местах каменная насыпь выступает из земли довольно заметным бугром, и хорошо видна слоистая структура крупных кусков устюртского известняка, из которого она сложена, и который брали, очевидно, из рва, зеленеющего рядом. Каменная изгородь была поставлена на земляной вал, а ров проходил с внутренней стороны «мешка».

Кто, когда и зачем построил загадочные сооружения и каково значение этого открытия? — неизбежно возникают эти вопросы, и мы задаем их, понятно, Вадиму Николаевичу Ягодину, занимающемуся изучением стрел со дня их открытия. Ответить на них можно, оказывается, пока лишь с большой осторожностью. Для серьезных научных обоснований нужно обстоятельное изучение системы, а сейчас только делаются первые шаги в этом направлении.

— И все же кое-что можно сказать определенно уже сегодня,— говорит Вадим Николаевич.— Начнем с датировки. Во время пробных раскопок одного из валов стрелы найдены керамика и другие предметы, характерные признаки которых свидетельствуют о принадлежности к VII—VIII векам. Поскольку эти предметы находятся выше культурного слоя времени создания стен, то эти века, вероятно, и следует считать верхней границей периода возведения стрел. В какую даль веков уходит нижняя, мы пока не знаем.

Теперь о тех, кто возвел на плато эти гигантские сооружения. В районе стрел (еще до их обнаружения) нами найден целый уникальный комплекс археологических памятников, несомненно, со стрелами как-то связанных. В этот комплекс входят, помимо стрел, остатки культовых сооружений, огромные могильники кочевников. В результате была открыта древняя кочевая культура Устюрта, неизвестная ранее.

Мы знаем о существовании здесь кочевников-казахов в XVIII—XIX веках, письменные источники сообщают о средневековых кочевниках, теперь же, в результате раскопок, найдены многочисленные свидетельства обитания здесь кочевников в первом тысячелетии до новой эры! Что представляют собой раскопанные памятники? Это, как правило, курганы, причем не просто разбросанные по территории Устюрта, а сгруппированные в определенных районах. Цепочка этих курганов тянется по восточной границе Устюрта по побережью Аральского моря, подходя к системе стрел. Раскопки позволили установить их типологическую близость сарматским погребальным памятникам Южного Приуралья.

У кочевавших на Устюрте сарматских племен был беспрерывный круглогодичный кочевой цикл: весной они использовали плато как пастбище, к лету поднимались далеко на север, выходили даже в Приуралье, в район реки Белой, осенью опять спускались к Аральскому морю на устюртские пастбища и зимовали, вероятно, на границах античного Хорезма, вступая с ним в торговые связи. Вот почему во многих сарматских курганах Южного Урала находят вещи хорезмийского происхождения.

Наши материалы с каждым новым полевым сезоном растут, сарматская гипотеза обрастает все новыми и новыми фактами, но одновременно с этим выясняется, что Устюрт был чрезвычайно сложной в этническом отношении территорией. Помимо сарматских, мы обнаружили памятники, имеющие другую этническую характеристику и принадлежащие, очевидно, другим племенам. Каким? Сейчас пока трудно сказать.

То, как своеобразно использовали кочевники Устюрт, говорит об их адаптации к экстремальным жизненным условиям, которые лишь и может предоставить это суровое плато. В далеком прошлом экологическая среда Устюрта была, судя по всему, иной. По некоторым признакам, сопровождающим наши археологические находки, удалось установить, что здесь было влажнее. Мы нашли даже какие-то руслоподобные образования, которые существовали за счет выхода на поверхность грунтовых вод, видимо, были и более или менее постоянные озера. А нынешний, экстроаридный, то есть крайне жаркий и засушливый, климат сложился как раз ко времени формирования культуры кочевников.

Пролить свет на историческое прошлое Устюрта должно во многом и изучение системы стреловидных планировок, безусловно, игравших в хозяйственной ли, в духовной ли жизни кочевников огромную роль. Ведь надо думать, что такая система, потребовавшая колоссальных усилий и времени на ее возведение, строилась не потехи ради, а с какой-то очень важной, может быть, жизненно необходимой целью. С какой? Одна из гипотез, которую мы выдвинули: система — это загоны для гигантских облавных охот на мигрирующих куланов и сайгаков. В случае, если эта гипотеза подтвердится, то система стрел станет одним из важных примеров хозяйственной адаптации кочевников к экстремальным условиям — использовались не только продукты скотоводства, но и дикая фауна.

Исторический парадокс: крайне неблагоприятная среда обитания сделала Устюрт благодаря кочевьям важным звеном, можно сказать, гигантским ретранслятором культурной информации из районов Средней Азии на Южный Урал, в Западную Сибирь. В археологии накоплено множество фактов, которые свидетельствуют о культурных связях между этими отдаленными районами, но не было промежуточного звена их передачи. Сейчас Устюрт приобретает в наших глазах все большее значение именно как это звено,— пояснил Вадим Николаевич.

Устюрт принес ученым уже не одну сенсацию. За десять лет ведущихся здесь археологических работ представление о плато в корне изменилось. До начала раскопок были известны лишь отдельные находки памятников каменного века третьего-четвертого тысячелетий до нашей эры и хорошо заметные развалины средневековых караван-сараев на караванных путях, связывавших Хорезм с Восточной Европой. И среди ученых ходило пессимистическое мнение об Устюрте как о совершенно бесперспективной в археологическом отношении территории.

В. Ягодин, Ю. Манылов — один из участников нашей экспедиции, другие каракалпакские археологи, начиная свои работы на Устюрте, после теоретической разработки вопроса пришли к убеждению, что здесь обязательно должны быть памятники каменного века, намного превосходящие возрастом ранее найденные. На чем основывалась их уверенность? Дело в том, что многие районы Приаралья, долина и дельта Амударьи, оазисы находятся под толстым слоем аллювиальных наносов этой реки, скрывшим следы человеческой жизни и деятельности в этих краях в древности, если таковые были. На Устюрте же поверхность сохраняется практически в нетронутом виде миллионы лет. Уже по одному этому признаку ученые были вправе ожидать находок большой древности.

— И действительно, наши работы последних лет,— рассказывает Ягодин,— выявили памятники верхнего палеолита, возраст которых около сорока тысяч лет, а затем и нижнего палеолита, уходящего от нас за многие сотни тысяч лет — во времена формирования человека!

Все эти находки сосредоточены в районе впадины Барса-Кельмес, на западной стороне которой имеются выходы окремненной породы. Там на хребте Ясен мы обнаружили ряд разработок древним человеком этой породы, целые стоянки с большим количеством орудий, двусторонне обработанных кусков кремня, заостренных с одного конца,— ручных рубил.

Затем нижнепалеолитические орудия были обнаружены и в местности Каракудук — на восточной стороне Барса-Кельмеса, а более молодые находки палеолита — в районе Чурука и впадины Шахпаткуль. Открытие палеолитических стоянок полностью перевернуло наши представления о характере раннего заселения Приаралья. В самых последних изданиях по истории Каракалпакии, Узбекистана, СССР об этом районе сказано, что его первоначальное заселение началось с третьего-четвертого тысячелетия до нашей эры. Теперь это время отодвинулось в глубь истории по меньшей мере в сто раз!

...Наша короткая экспедиция к тайне устюртских стрел подходит к концу: нужно засветло вернуться в Нукус, а путь впереди — около четырехсот километров. Короткий, с легкой тряской разбег — и вновь под нами летят зеленые стрелы, выпущенные из тугих луков столетий. Не меньше пятнадцати веков летели они к нашим ногам, чтобы донести весть о тех, кто спустил тетиву. Пока прочитаны только первые строки послания, а дальше...

— А дальше предстоит огромная работа,— говорит Вадим Николаевич.— В этих крайне удаленных от населенных мест районах вести стационарные раскопки очень сложно, достаточно сказать, что ближайшая пресная вода находится в полутораста километрах — в Комсомольске-на-Устюрте... Это потребует, конечно, должного технического оснащения экспедиции. Ведь долгое время мы ездили по необжитой и безводной территории с нарушением всех правил техники безопасности и риском для жизни на одном разбитом грузовике. Теперь, после постановления ЦК Компартии и Совета Министров Узбекистана о развитии археологии, у нас появилось два вездехода. Однако для обстоятельной экспедиции нужны бензовозы, водовозы и многое другое. Для начала мы планируем провести специальную детальную аэрофотосъемку системы и ее дешифровку на местности.

Если же говорить о дальнейшей археологической разведке Устюрта в целом, то первая наша задача — завершить составление его археологической карты с выявлением памятников разных эпох, а затем уже наметить программу углубленного их изучения по направлениям: памятники каменного века, этническая характеристика Устюрта в прошлом, проблемы сарматской культуры, в частности, и система стрел. Так что все еще впереди...

Александр Миловский, Вилор Ниязматов

032.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Араны Устюрта (из книги "Историческая прародина тюрков. От Арана до Алтая")

May 11, 2012

http://kultura.az/articles.php?item_id=20120511034514407&sec_id=11

Несколько лет тому назад археологами на плато Устюрт были найдены следы огромной системы загонных сооружений древних тюрков — аранов. Протяженность системы измеряется многими десятками километров и ее фрагменты с высоты птичьего полета напоминают загадочные стреловидные знаки, указывающие куда-то в глубь пустыни.

Учёные определили, что выявленные на Устюрте араны - стреловидные загоны предназначались для отлова джейранов, муфлонов и сайгаков.

ww(1).JPGwww(1).JPGwwww(1).JPG

Вышеприведённые картинки это не кадры из какого-то фантастического фильма. С прискорбьем и сожаленьем, сообщаю, что это Устюрт, Мангышлак и Приаралье, древнетюркские земли, которые, к сожаленью, советская власть обрекла на погибель. Журналист Никита Вихрев в статье «По ком сохнет Арал» написал о страшной трагедии Аральского моря и современных тюрков-каракалпаков: «Советские руководители хоть и имели нередко сельскохозяйственное образование, но, видимо, получали его уж очень заочно… Поля давали рекордные урожаи, но потом засолялись. Каналы удлиняли и орошали новые земли, и уже более четверти воды впитывалось просто песками каналов... Так началось стремительное высыхание Арала. Впрочем, не столь стремительная гибель моря была бы все равно неизбежна, поскольку расход воды в Средней Азии и Казахстане вырос многократно. Сельскохозяйственные, бытовые и промышленные нужды к сегодняшнему дню забрали почти весь сток Амударьи и Сырдарьи…Солончак Большого Арала быстро зарастет пустынными растениями и станет сухой степью, слившейся с бескрайними степями Приаралья». (178)

Константин Плахов, долгие годы работавший в должности заместителя директора по научной работе Устюртского заповедника, говорит о загонах- аранах следующее: «Наиболее примечательными памятниками истории региона считаются так называемые «стреловидные планировки» (араны) — остатки древних загонных сооружений для охоты на копытных, преимущественно устюртских горных баранов. На территории Устюртского заповедника особенно их много на участке от колодца Кокесем до некрополя Табан-ата. Здесь на расстоянии около 40 километров протянулись многорядные системы загонов, часто смыкающихся друг с другом. Их расположение на длинных, выступающих далеко вперед мысах — «тумсуках» и приуроченность к местам выходов устюртских горных баранов на пастбища позволяют считать, что они использовались для охоты именно на них. В ходе исследований, проведенных в Устюртском заповеднике в период с 1985 по 1989 годы, удалось обнаружить почти полностью сохранившийся загон. Изучив находку, мы смогли понять и воссоздать строение аранов. Следует признать, что древние проектировщики и строители «стреловидных планировок» прекрасно знали повадки устюртского горного барана. Это позволило им разработать и соорудить такие загоны, которые позволяли бы эффективно охотиться на копытных, привлекая к этому минимум людей».(180)

Заведующий сектором археологии Каракалпакского филиала Академии наук Узбекской ССР В. Н. Ягодин: «Араны были обнаружили совершенно случайно. Впервые странные стреловидные знаки, никогда ранее в археологической практике не встречавшиеся, были замечены при анализе и дешифровке материалов аэрофотосъемки. При обычных методах археологического обследования местности знаки эти заметить невозможно. Гигантские размеры делают их совершенно незаметными с высоты человеческого роста, рельеф их сглажен, и можно сотни раз проезжать по стрелам, не ведая о том, что под ногами у тебя уникальный памятник...Удалось выявить десятки таких стреловидных планировок, почти непрерывной цепью протянувшихся в широтном направлении от мыса Дуана на Аральском море в глубь Устюрта. Каждая планировка представляет собой фигуру в виде мешка с втянутой внутрь верхней частью, разорванной широким проходом, к которому на некоторых из планировок ведет направляющий вал. Верхние острые края мешка образуют, таким образом, две растопыренные стрелы, имеющие наконечники в форме удлиненных треугольников — узкий проход ведет в них из тела стрелы. На вершинах треугольников расположены кольца десятиметрового диаметра, служившие, вероятно, когда-то ямами. Схематический рисунок системы напоминает военную карту, на которой жирными стрелами указано направление массированного удара. Длина каждой из планировок 800—900 метров, а вместе с направляющим валом достигает полутора километров, ширина — 400—600 метров, высота ограды в нынешнем состоянии не превышает 80 сантиметров, в прошлом она была, конечно, больше. Циклопическую систему удалось проследить пока на ста километрах, но ученые уверены, что она тянется дальше, по территории Казахстана». (181)

Доктор биологических наук А. Г. Банников пишет о загонах Устюрта следующее: «История донесла до нас их названия — араны. Араны представляли собой каменную изгородь высотой в четыре локтя — около полутора метров, перед которой шел глубокий ров. Ямы глубиной более двух метров имели отвесные стены, а дно их покрывали остро отточенные колья. В одну такую ловушку за один загон попадало до двенадцати тысяч сайгаков или сотни куланов! Араны служили по многу лет и подновлялись перед сезонной миграцией». (181)

В журнале «Вокруг света» за 1990 год в статье «Костры на Устюрте» рассказывается о работе Волго-Уральской археологической экспедиции Института археологии АН СССР. Начальник экспедиции Л. Л. Галкин об аранах рассказывает сдедующее: «Кочевые племена начали создавать араны, очевидно, еще в XIV–XII веках до нашей эры, то есть в эпоху бронзы. Обнаруженный каменный наконечник стрелы – меж камней завалился – эту датировку мне и подсказал». (181а)

В дальнейшем подобные сооружения были обнаружены также в Казахстане, Узбекистане и на севере Туркмении. Строились они в незапамятные времена, а подновлялись и использовались для загонного лова вплоть до начала XIX века.

Термин аран сохранился в каракалпакском языке до наших дней. Одно из подразделений племени кенегес именуется араншы, т.е. те, которые сооружали араны. Описание загонной охоты с помощью аранов содержится в "Шежире" ("Родословная") - произведении классика каракалпакской литературы Бердаха.

Знаменитый тюркский историк начала 17 века Абу-л-Гази-хан в «Родословной туркмен» приводит интересные сведения о договоре заключённом между туркменскими племени кара-oйли и арсари: «В те времена кара-ойли обеднели. По этой причине все они, во главе с Халилем, отправились к знатным людям народа арсари и сказали: “Мы были вашими слугами. Мы очень изголодались и отощали. Наша просьба к вам следующая: Если вы отдадите нам птиц и годные для [орошения] посевов источники Больших Балханов и Малых Балханов, то все, что вы потребуете, мы будем ежегодно давать вам…Лучшие люди из арсари собрались, посидели и сказали: “На Больших Балханах, которые путем покупки приобрел наш прадед Арсари-бай, есть шесть источников проточной воды, десять гнезд соколов и восемнадцать гнезд балобанов, a на Малых Балханах — четыре гнезда соколов и шесть гнезд балобанов. Сколько ни будет получено зерна (ашлык) с [помощью этих] источников, половину его отдавайте нам. А еще давайте две тысячи [вьюков] камыша для постройки загонов для скота (аран)».

Термин аран/аланг зафиксирован в словаре Махмуда Кашгари: «Аран — скотный двор, конюшня (ДТС, стр.-51.), аланг- плоский, ровный (о местности): аланг йазы- плоская равнина. (ДТС, стр.-33.)». В словарном фонде некоторых современных тюркских народов термин «аран» - низина, впадина- сохранился в форме «алан/ елан»: азерб.- aran, тат., башк.- alan; каз., ног., кар.- alanq; якут.- alaas, orun (местность); тув.- alaaq; чув.- vırăn (местность); шорск.- čalaŋ.

В этимологическом словаре М. Фасмера записано: «елань, яла́нь ж. также ела́нка, диал. – "луг, поляна, просторная просека в лесу", пенз., тамб., воронежск., самарск., сиб. Заимств. из тюркск.: ср. башк., тат. jalan, алт., тел., кюэр., леб. jalaŋ "поле, долина, равнина", шорск. čalaŋ "равнина"».

Топонимический словарь Новосибирской области: «Аранкуль, тюрк. “аран” — стойло, “куль” — озеро, буквальный перевод — стойло для скота у озера».

Краткий топонимический словарь водоемов и населенных пунктов Западной Сибири: «Арынцасс- гидроним разъясняется из тюрских слов "аран" - луг и "сас" – болото».

Гумбатов Гахраман

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Интересно кто жилы на территории Каракалпакии до прихода Каракалпаков и куда они делис.

 

Автохтоны Каракалпакии в большей своей массе уходили в разных направлениях, но каракалпаки остались. Приход туркестанских каракалпаков в конце 18 века не означает, что только они и есть нынешние каракалпаки. Каракалпаки стали народом в начале 17 века в Туркестане, когда один из лжечингизидов (Абдал Гаффар) бросил вызов казахским чингизидам и на несколько лет захватил этот регион, сделав Ташкент своей столицей. До этого времени каракалпаки главным образом были подвластны политике шейбанидов, но были группы и в других политических объединениях, например подвластные казахскому Тауекелю, сибирскому Кучуму и т.д. То есть, нет политического лидера и нет народа. А когда всерьез встревожили спокойствие некоторых чингизидов - появился серьезный враг, то есть народ.

В конце 18 века на нынешнюю территорию пришло ничтожно мало и до предела разоренного народа в несколько тысяч человек, а в самые кратчайшие сроки в регионе, несмотря на все коварства хивинских властей, это число умножилось десятки раз. Откуда думаете? Потому что, хивинские каракалпаки до прихода своих соплеменников из Туркестана числились узбеками (племя каракалпак), которые также пришли с шейбанидами, плюс Аральцы - автохтоны. Все это и есть нынешние каракалпаки.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Интересно кто жилы на территории Каракалпакии до прихода Каракалпаков и куда они делис.

 

Каракалпаки поселились в середине 16 века, а до 14 века население данной территории изобиловало своей пестротой, то есть, не говорится кто конкретно жили здесь. Жданко и ряд ученых отметили роль полукочевников и их культурно-хозяйственную деятельность (где сочетаются рыболовство, охота. земледелие, скотоводство) в более ранние периоды. Такой образ жизни и хозяйственную детельность каракалпаки вели вплоть до начала 20 века. Поэтому исключать присутствие предков некоторой части каракалпаков на своей исконной территории тоже ошибка. Да мы и поныне очень пестрые, понабрали разной крови и генов.

 

http://wap.world-travel.uz/news/description/novosti-taina-krantau-priotkryta.html

Анализ материалов раскопок, пока еще очень ограниченных, в совокупности с материалами о других археологических памятниках Приаральской дельты Амударьи показал, что исторические процессы в этом микрорайоне отличались значительным своеобразием. Оссуарные погребения, курганные могильники разного времени, огромные средневековые грунтовые некрополи, раннекаракалпакский могильник нового времени – сосредоточение таких объектов создает уникальные возможности для изучения проблем этногенеза и этнической истории народов Южного Приаралья, позволяет проследить на одном памятнике сложные процессы этнокультурной и в какой-то степени языковой преемственности, явления этнических инноваций и этнокультурного синтеза с IV-III веков до новой эры до XVI-XVII веков нашего времени.

 

В эпоху античности здесь появились пограничные военные крепости и города-крепости, прикрывавшие рубежи древнехорезмийского государства с северо-запада. Они служили и центрами оживленной торговли кочевых племен низовьев Сырдарьи, Арало-Каспия, Южного Приуралья и Нижнего Поволжья. В эпоху раннего средневековья Крантау входит в систему поселений и могильников Кердера – одного из трех удельных владений, существовавших под верховным сюзеренитетом Хорезма. Его население отличалось крайней этнокультурной и этнолингвистической пестротой. Через Кердер проходил так называемый «Кавказский шелковый путь».

 

Этнокультурное своеобразие Приаральский микрорайон сохранил вплоть до конца XIV века. Тогда разразился так называемый, «средневековый Аральский кризис», Амударья потекла через Сарыкамышскую впадину и Узбой в Каспийское море, а Приаральский микрорайон лишился воды, и его покинула большая часть населения. В середине XVI века сток Амударьи в Арал возобновился, и в Приаральском микрорайоне расселились племена каракалпаков.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Есть ли хор.источник где можно посмотреть карты расселения каракалпаков в различные века ?

 

Про различные века незнаю, как народ известны с конца 16 века и на картах часто указываются намного севернее чем на нынешней территории, в то же время из письменных источников известны не только указанные районы расселения. С нынешней территорией неразрывно связаны так называемые Аральцы, в последующем ставшие также каракалпаками. В периоды природных катаклизмов они далеко не уходили, населяли берега Сарыкамыша совместно с туркменскими племенами, некоторые дальше в Мангышлак, третье верх по течению Амударьи..., а потом некоторые вернулись обратно. 

 

Здесь указаны на трех точках, видимо после разделения на Верхних и Нижних в 1723 году. Третья точка - Аральцы.

674d96931ab1.jpg

 

Каракалпаки и Аральцы здесь указаны раздельно. Карта современная и составлена из исторических источников.

 

fadc14d464e1.jpg

 

Здесь видимо 17-18 вв

78efc3076d71.jpg

 

После очередного разделения каракалпаков в 1873 году. Каракалпаки левого берега Амударьи в составе хивинского ханства, правобережье в составе России.

history2.jpg

 

Из ранних эпох есть еще такая, очень дискуссионная карта. Естественно, рисунок современных авторов.

rus5.png

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тайну этих стреловидных сооружений уже разгадали - это араны. Странно, что они заняли первое место среди 10 самых таинственных мест планеты Земля. У племени кенегес сохранился род Аранши, по мнению археологов, изучавших эти древние сооружения, гигантские стреловидные араны сооружали их предки-охотники.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 hour ago, Аттылы said:

Вы сами верите в свой бред?Каракалпаки в эпоху нэолита?

А разве я упоминал о каракалпаках? По единственной версии ученых, эти стреловидные объекты предназначались для загона диких животных, а у кенегесов есть род Аранши, которые вошли в "Шежире" Бердаха как охотники на диких животных. Других версии пока нет, как и нет точной датировки. 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Шайтан кала. В поисках золотого клада

11760632
Пишет Лилия Николенко
2018-11-18 10:16:00
Когда я вернулась с Барсакельмес, опытные проводники меня спрашивали:
- Шайтан-калу видели? Вам появилась?
- Да...
- Черные стены?
- Да. Черные, странные
- Висели над озером?
- Да. Зависали.
- Не испугались?
- Нет. Это было изумительно. Не страшно. Волшебно - это правильное слово.
- Волшебно. Особенно, если знаешь, что никакой крепости там нет

489590_original.jpg

Дело вот в чем. В самом сердце заполненной солью впадины Барсакельмес есть два каменных острова. Главное действо начинается, когда солнце зависает низко над горизонтом, пронзая слабеющими лучами соляное марево. В том месте, где находятся острова внезапно поднимаются черные ломаные стены странной крепости. Именно ее называют Шайтан-кала. Потому то в наши дни достоверно установлено, что никакой крепости там нет. Только голый камень возвышающийся над соляной гладью на полтора-два метра.

496364_original.jpg

Я долго сидела на соляных пластах Барсакельмес. Скрестив ноги, выпрямив спину, подставив соляному дерзкому ветру лицо. Сквозь полусведенные ресницы я смотрела на линию, где озеро соприкасалось с небом. Где-то там должна была появиться Шайтан-кала.

497538_original.jpg

И она появилась. Загадочная и черная Шайтан-кала. Висящая между небом и озером крепость. С высокими странными стенами.
Из пары сотен снимков, сделанных в этот момент, лишь на нескольких отчетливо видна призрачная темная полоса на соляной глади. Матрица фотоаппарата не фиксировала то, что видел человеческий глаз.

489126_original.jpg

Легенда о Шайтан-кале
У местных жителей не первый век бытует легенда о том, что на острове в центре Барсакельмес находятся развалины древней крепости, в которой закопан золотой клад. Крепость охраняет нечистая сила и губит всех, кто пытается до нее добраться.
Не одну сотню лет смельчаки отправляются по солевой поверхности за тем кладом и гибнут, провалившись в глубину,  под толстый слой  влажного соляного крошева. Сколько останков людей, лошадей верблюдов и повозок хранит в глубинах свои чаша Барсакельмес, никто не знает.
К островам Шайтан-кала теоретически можно добраться с одной стороны Барсакельмес. Проводники говорят, что там по соли идти километров двадцать. Но это можно делать только в долгие периоды сухой погоды, когда корка соли более-менее крепка. И то, очень опасно.

490958_original.jpg

Другой способ добраться до Шайтан-калы - это сверху, на вертолете.
Шайтан-калу исследовали несколько раз. Руин крепости не нашли. Однако она продолжает появляться людям. Проведя день на Барсакельмес,  вы можете сами убедиться в этом. А если провести там ночь, то можно увидеть еще и огни.

Толстов верит легенде и отправляется на Шайтан-калу.
Наверное нет ни одного исследователя Приаралья, который бы не совершил попытки изучить Шайтан-калу. Больно уж достоверно выглядят многочисленные легенды  ней.
Знаменитый Сергей Павлович Толстов, историк и археолог, сделавший первые фундаментальные исследования в Приаралье, писал о своем полете на Шайтан-калу:
- Из отдельных объектов наше внимание особенно привлекали два: Алан-кала, самое имя которой, связанное с названием древнего народа аланов, не могло не интриговать историков, и Шайтан-кала, на одноименном острове среди огромного горько-соленого болота Барса-кельмес. Шайтан-кала значит «Чертова крепость», а Барса-кельмес – «Пойдешь – не вернешься»

513938_original.png
(фото сделано в тот же день,  с южной стороны, в обход Барсакельмес)

Толстов указывает на недостижимость озера и описывает случай, когда туда все таки дошел местный житель:
- Остров почти не достижим с берега. Глубокая трясина, покрытая соляной коркой, непроходима ни пешком, ни на лодках. Правда, нам передавали, что несколько лет назад один казах, в поисках своего пропавшего верблюда, якобы перешел по его следам через трясину на остров и, вопреки страшной славе болота, вернулся обратно. Однако достигнуть острова можно было лишь с большим трудом. А между тем, как рассказывали обитатели колхозов Кунградского района, ближайшей населенной местности, с берега шора ясно видны на острове развалины загадочной крепости, где якобы по ночам горят огни и зарыты каким-то древним царем несметные сокровища.

494346_original.jpg
 
Столь убедительны рассказы местных жителей, что Толстов со своей командой все-таки отправляется на самолете на Шайтан-калу
 
- Решение загадки «Чертовой крепости» превращалось в интересную и нелишенную романтизма задачу для археологов.
 
Вечером 14 сентября (1946 года) мы поднимаемся для первого, рекогносцировочного полета. Быстро уходит вниз каменистая поверхность мыса....

506052_original.jpg
 

Сергей Павлович пишет о том как они были потрясены и взволнованы, увидев великолепный Барсакельмес с высоты птичьего полета:
 
- Надо сказать, что, когда мы подлетали впервые к шору Барса-кельмес, мы все были немного взволнованы. Шор производит с воздуха незабываемое впечатление. На горизонте, за бесконечной пестрой, бурой, коричневой, серой, зеленоватой щебнистой поверхностью плоскогорья, появляется снежно-белая полоса. Чем дальше, тем она становилась шире. И вот перед нами огромная, серебряная в лучах солнца, сверкающая как снег, абсолютно гладкая поверхность древнего озера, опоясанная причудливыми разводами темносерых прибрежных солончаков и резными узорами столов холмов с выходами многоцветных пластов пород в уступчатых обрывах побережий. На снежном фоне – два темных пятна островов Шайтан-кала – Большого и Малого.
(шор - это солончак)
 

500232_original.jpg

Толстов так описывает вид Шайтан-кала сверху, и публикует результат аэрофотосъемки большего из островов:
 
- Подходим к островам. Перед нами, как и берег шора, опоясанные кольцом темносерого прибрежного солончака два небольших овальных островка. Это такие же останцевые столовые возвышенности, с причудливыми изрезанными берегами, образованными выходами слагающих их сероватых, зеленоватых и розовато-бурых пластов горных пород, какие окаймляют берега шора. Мы трижды проходим над островами, снижаясь до высоты около 50 метров.

513677_original.png
 

Знаменитый археолог был расстроен тем, что на Шайтан-кале они не увидели никаких руин, и выносит вердикт, что за черные стены крепости жители принимали природные камни острова:
 
- Ничего! Никаких следов искусственных сооружений. Шайтан-кала, в соответствии с народной легендой, построена не людьми. Это игра природы. Причудливые очертания каменных останцев и зубчатая линия берега действительно производят впечатление развалин. Но это такие же «развалины», как, например, «Чертова крепость» Идинен в стране туарегов, в Сахаре, скалистая возвышенность причудливых очертаний, исследуя которую едва не погиб известный путешественник Барт.
 
Источник: «По следам Древнехорезмийской цивилизации» С.П.Толстов 1948 год
 

496609_original.jpg

Тот факт, что Шайтан-калу ученым не удается до сих пор обнаружить, местные объясняют, что на то нечисть ее и сторожит.  От тех, кто идет туда из любопытсва, демоны крепость прячут. Если идет человек за златом - того заманивают и губят в соляной топи. Кому-то когда-нибудь Шайтан-кала откроет свой клад - убеждены старожилы.

509351_original.jpg

Как говорится, дыма без огня не бывает. И вполне возможно история с золотом неизвестного царя  на Барсакельмес имеет под собой какое-либо основание. Время покажет.

515961_original.jpg

По Каракалпакстану с Karakalpak Travel Agency Ayimtour 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

От чинка Устюрта до Барсакельмес

 

11760632
Пишет Лилия Николенко
2018-11-17 18:33:00

Устюрт непостижимый и невероятный. Стоит единожды побывать там,  ощутить, осознать, принять, и уже не будет покоя. Устюрт тянет тонкой струной, где-то внутри тебя. И при воспоминании о нем, ты мысленно отсчитываешь сотни километров до него. Подумаешь, каких-то 950.  А вот сейчас бы махнуть туда, на край чинка... Где бесконечный горизонт очерчивает круглый бок твоей планеты.

487907_original.jpg

Мы двигались по бескрайнему телу древнего Устюрта в места мистические, редко посещаемые цивилизованными туристами. Да и не цивилизованные попадают туда редко. Здесь, по другую сторону единственной трассы лежит знаменитое озеро Судочье и таинственная Урга.  Если выпадает счастливый шанс попасть в эту часть Устюрта, многие предпочитают отправиться на Ургу, это понятно. Когда еще доведется побывать там.

513450_original.jpg

Если бы мне сейчас предложили поехать в любое место на Устюрте, какое пожелаю. Я бы, ни секунды не сомневаясь,  назвала Барсакельмес.

511988_original.jpg

Барсакельмес. В Приаралье есть два места с таким названием. Знаменитый бывший остров Барсакельмес - это на территории Казахстана. И гигантское соленое озеро Барсакельмес на территории Караалпакстана.

490175_original.jpg

Наверное, не совсем правильно называть Барсакельмес озером. Воды там нет. Это огромная котловина в теле Устюрта, заполненная кристаллами соли. Да и не солончак. Ближе определение месторождение.

512503_original.jpg

Барсакельмес - это остаток того самого древнего океана Тетис, который существовал, когда ничего более на планете не было. А соль в котловине Барсакельмес - есть закристаллизовавшаяся соль того самогоТетиса, вперемежку с илом мезозойного периода.

497066_original.jpg

Так что, сколько времени это место на Устюрте покоится нетронутым: 25 миллионов лет? Парой миллионов больше или меньше, какая на таком временном промежутке разница?

512536_original.jpg

Здесь приходит ощущение, что нет времени, а есть только пространство. Величественное  и незыблемое.

510689_original.jpg

Мы подъезжаем к самому краю плато, откуда открывается вид на Барсакельмес.  Вот это "подъезжаем к самому краю плато" штука незабываемая. Устюрт ровный, как стол. Тебе кажется что перед тобой бесконечная равнина, до тех пор,пока не замечаешь пропасть в нескольких метрах от колес внедорожника.  Поэтому ездить на Устюрт нужно только с опытными водителями-проводниками.

510190_original.jpg

Дивной красоты рельефные каньоны, которые образует Устюрт по краю, здесь называют чинками. Чинки фантастически красивы.

486856_original.jpg

Ниже на фото становится понятно, почему никогда нельзя подходить к самому краю чинка. Тело Устюрта многослойное. Часто бывает так, что верхний, идеально ровный слой толщиной несколько сантиметров, выдается далеко вперед над пропастью. Наступил - и в бездну. Там, на поверхности Устюрта, этого не видно. Такие вещи можно увидеть только с узких чинков, если есть возможность пройти глубже.

486974_original.jpg

Устюрт нереально красив в этом месте. Впрочем, Устюрт везде нереально красив.

510452_original.jpg

В районе Барсакельмес  край Устюрта поднимается метров на 70 над уровнем озера. На стене плато, на самой верхотуре заметили гнездо орла. Вон то нагромождение веток:

487658_original.jpg

Местами под Устюртом имеются пологие спуски, по которым не сложно спуститься в саму впадину Барсакельмес.

509886_original.jpg

После вполне легкого и комфортного спуска с Устюрта, под ногами расстилается огромное пространство соленого песка, за которым едва виднеется гладь озера.

511079_original.jpg

Сухой песок сменяет "пухляк" - мокрая соленая глина. По которой еще долго идти до солевой кромки, увязая ногами в мягком грунте.

492148_original.jpg

Осенью по берегу Барсакельмес пламенеют многочисленные кустики биюргуна, которые сливаются в это время в один багряный ковер, изредка разделяемый белоснежными очагами высохшей соли.

506205_original.jpg

Только биюргун да полынь в состоянии выжить в этом солончаке. Красные ветви биюргуна - это грозди мелких плодов.

507330_original.jpg

Чем ближе к озеру, тем более мягким и влажным становится грунт. так что уже приходится выбирать место, куда наступить.

512188_original.jpg

В какой-то момент грунт выравнивается и превращается в ровную гладь подсохшего соленого ила. По отсутствию следов на нем, понимаешь, что здесь долго не было людей.

510771_original.jpg

Вот, наконец сам Барсакельмес. Необозримое пространство соляных кристаллов. Поверхность Барсакельмес сильно меняет свой цвет в зависимости от того, под каким углом к солнцу вы на него смотрите.

501899_original.jpg

Иногда оно белоснежное и искрящееся, как чистый снег. Иногда пастельно-розовое.

497251_original.jpg

 Миг. Развернулся. И поверхность кажется темно-серой.

499756_original.jpg

По озеру можно гулять аки по суху.

498915_original.jpg

Верхний слой соли образует плотную корку, которая, трескаясь, смещается пластами. Пласты движутся, наезжая друг на друга, образуют изумительный сетчатый рельеф.

498105_original.jpg

Уходить далеко в центр Барсакельмес очень небезопасно, особенно весной и осенью. Местами мокрая солевая крошка проваливается под ногами. Под слоем соли - мокрый древний ил. Какая глубина там, под ними, кто его знает. Озеро потому и называетс Барса Кельмес, что в переводе означает: если пойдешь, то не вернешься. Немало людей, лошадей, верблюдов и повозок поглотила пучина соли за века. Отсюда и жуткое название.

499008_original.jpg

Устюрт  обнимет озеро со всех обозримых сторон, уходя куда-то в бесконечность.

502498_original.jpg

Над Барсакельмес постоянно реют мощные ветра. Ощущения - космические.
Мои спутники делают неожиданную вещь. Они уходят к кромке озера, оставляя меня на Барсакельмесе одну.
Я оглядываюсь, и повинуясь, какому-то мистическому импульсу, опускаюсь на ковер соли.  Я долго сижу, созерцая бесконечный сверкающий Барсакельмес и слушаю ветер.

499484_original.jpg

Ради одного этого момента стоит приехать сюда. На Барсакельмес. Осколок древнего океана Тетис, каким-то чудом сохранившийся до наших дней.

515416_original.jpg22


По Каракалпакстану с Karakalpak Travel Agency Ayimtour 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

26.11.2018 в 05:01, Mousemaster сказал:

Жуть какая.

А еще когда-то был город Комсомольск-на-Устюрте.

Щасс этот город называется - Қубла Үстирт (Южный Устюрт), город газовиков.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Было бы очень хорошо восстановить бывший заповедник "Бадай-тогай", и вообще, было бы классно, если эти начинания будут иметь продолжения, и бескорыстного продолжения, то есть не ради забавы каких-то частных лиц. Я хоть увидел остатки былой красоты своего края, а нынешнему поколению это кажется какой-то фантастикой.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Узбекский ученый Саид Туляганов проплыл всю каракалпакскую Амударью, а потом в одиночку переплыл остаток южного Аральского моря с востока на запад и обратно. Просто удивительно, остаток моря с востока на запад занимает 20 км, а насколько знаю, с севера на юг в 4-5 раз длиннее чем ширина с востока на запад. Ну, слишком долго мучается мой родной Арал.

А ещё хуже с Амударьей, такой её не видел никогда. В последний раз в 1999 году рыбачил в Бестубе (15 км верх от Нукуса), тогда было страшно даже искупаться в ней, течением бы унесло. Охладился только с берега, поймал порядка 25 кг рыб разных за пару часов, но сейчас смотрю на это и вижу не реку, а ручей. Только непонятно, видео до Тахияташа или после, по крайней мере, Бестобе стоит до Тахияташской плотины.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...