Jump to content



Kamal

Каракалпаки

Recommended Posts

Документальный фильм Пустыня запрещенного искусства посвящен Музею искусств в Нукусе и его создателю - художнику, археологу, коллекционеру Игорю Савицкому.

 

http://www.youtube.com/watch?v=8N4vPjTReuo&feature=youtu.be

  • Одобряю 1
Link to post
Share on other sites

Документальный фильм Пустыня запрещенного искусства посвящен Музею искусств в Нукусе и его создателю - художнику, археологу, коллекционеру Игорю Савицкому.

 

http://www.youtube.com/watch?v=8N4vPjTReuo&feature=youtu.be

 

Честь, хвала и вечная память Игорю Савицкому!

Каллибек Камалов - просто молодец!

Картины русских авангардистов собраны и спасены от гибели на деньги каракалпакского трудового народа. Музей имени Савицкого - это музей Савицкого и всего каракалпакского народа.

  • Одобряю 1
Link to post
Share on other sites

Честь, хвала и вечная память Игорю Савицкому!

Каллибек Камалов - просто молодец!

Картины русских авангардистов собраны и спасены от гибели на деньги каракалпакского трудового народа. Музей имени Савицкого - это музей Савицкого и всего каракалпакского народа.

Да, Каллибек Камалович знал ценных кадров! Он всесторонне поддерживал и защищал И.В. Савицкого, а Игорь Витальевич иногда несмотря на свою маленькие зарплаты он сам своего кармана оплатил и собирал картины для музея рискуя быт «белой вороны» тогдашнего общество! Так сохранили многих картины русских авангардистов, а так же Вес мир узнал о каракалпаках и его культурных наследиях!

  • Одобряю 1
Link to post
Share on other sites

Честь, хвала и вечная память Игорю Савицкому!

Каллибек Камалов - просто молодец!

Картины русских авангардистов собраны и спасены от гибели на деньги каракалпакского трудового народа. Музей имени Савицкого - это музей Савицкого и всего каракалпакского народа.

Да, Каллибек Камалович знал ценных кадров! Он всесторонне поддерживал и защищал И.В. Савицкого, а Игорь Витальевич иногда несмотря на свою маленькие зарплаты он сам своего кармана оплатил и собирал картины для музея рискуя быт «белой вороны» тогдашнего общество! Так сохранили многих картины русских авангардистов, а так же Вес мир узнал о каракалпаках и его культурных наследиях!

 

Дело всей жизни Савицкого очень авантюрное, а еще более авантюристом оказался Каллибек Камалов. Короче, два выдающихся человека нашли друг друга и есть уникальнейший результат.

  • Одобряю 1
Link to post
Share on other sites

Так хочется сказать - держитесь ребята! Вижу во взглядах, устали. Но надо, еще чуть-чуть. 

 

  • Одобряю 1
Link to post
Share on other sites

Древняя каракалпакская народная легенда о настоящей женщине. У Адам ата была только одна дочь...

Интересно, откуда современному русскому мужику об этом стало известно?

 

  • Одобряю 1
Link to post
Share on other sites

Класс!

Когда-то, дед рассказывал легенду про женщин и он говорил что женщина свободна как кошка, верна как собака и красивая как Хур (дочка Адам ата).

В городе Ходжейли находится могила Адама:

В окрестностях города Нукуса - столице Каракалпакстана, в крае паломников -  Ходжейли,  находится археолого-архитектурный комплекс, некрополь Миздахкан (4 век до н.э.), местные жители называют это место могилой  Адама, но ученые же, считают, что это захоронение Гайомарда (Гайамаретана) – первого человека из зороастрийской мифологии. Комплекс общей площадью в более 200 га, включает в себя крепость Гяур-Кала, мавзолеи Шамун наби, Мазлумхан Сулу, Халфа Ережеп и Караван сарай. При проводившихся здесь археологами раскопках, обнаружены, уникальны ассуарные погребения, монеты, различная бытовая утварь, стекло, высокохудожественные изделия из золота, коралловые бусы, раковины из Индийского океана.

http://elmundotour.com/index.php?option=com_content&view=article&id=165&Itemid=68〈=ru

 

КОНЕЦ СВЕТА НАСТУПИТ НЕ ЗАВТРА

Мировыми часами шиикши называют развалины мавзолея святого Ережепа (Раджаба), проповедовавшего ислам на заре его распространения в Центральной Азии. Это очень высокое прямоугольное сооружение IX века, одна стена и крыша которого уже полностью обвалились. Оставшиеся стены медленно осыпаются по кирпичу в год, если верить преданиям. А по свидетельствам археологов, они стоят довольно прочно на фундаменте, в основу которого был заложен камышовый слой, предохраняющий от сырости и придающий сейсмическую устойчивость. Если за 12 веков полностью обвалилась лишь треть постройки, то, стало быть, до Конца света осталось как минимум еще два с половиной тысячелетия. К тому же паломники трудолюбиво выстраивают вокруг него тысячи маленьких пирамид из поставленных друг на друга древних камней.

Число кирпичей в пирамиде должно составлять семь, возможно, по числу ангелов семи небес или куполов над гробницей Шамуна, который, как маг и волшебник, по-видимому, ответственен и за исполнение желаний, загадываемых паломниками. При этом, разумеется, нельзя разрушать чужие пирамиды для постройки своей. Ведь это все равно, что строить собственное счастье на разрушении чужих надежд. И уж, конечно, немыслимый грех - унести камень со святилища. О том, чтобы взять с Миздакхана какой-нибудь "сувенир на память", не помышляют даже туристы.

 

6m.jpg
Фото ИА "Фергана.Ру"
Священная семерка присутствует в ритуале, который совершают женщины, желающие избавиться от бесплодия. Для этого, по обычаю, нужно в четверг скатиться вниз по крутому склону с холма Жомард, семь раз перевернувшись через голову. Кстати, название холма очень созвучно с именем первого человека Гайомардана, миф о котором породил легенду о могиле Адама. Таким образом, все предания Миздакхана, какими бы странными, разнородными и запутанными они не казались, сплетаются в единый мистический узор, расшифровка которого может стать смыслом жизни ученых или духовных исследователей.

http://www.fergananews.com/articles/4475

  • Одобряю 1
Link to post
Share on other sites

Древняя каракалпакская народная легенда о настоящей женщине. У Адам ата была только одна дочь...

Интересно, откуда современному русскому мужику об этом стало известно?

 

 

Текстовый вариант этой легенды:

 

И еще. Праотец человеческий Адам-ата поженил всех своих многочисленных сыновей, и пришла пора выдавать ему замуж свою единственную дочь. Он решил, что не будет дожидаться сватов, а сам найдет ей жениха. Приняв такое решение и не тратя времени даром, он тут же вышел из дома, сел у входа, подостлав под себя коврик, и стал разглядывать проходящих, прикидывая, кто из них годится ему в зятья.

Вдруг совсем рядом с его домом проходит молодой статный парень с красивым лицом и умными глазами.

- Эй, джигит!- окликает его Адам-ата.- Не хочешь ли зайти ко мне в гости? Там в доме нас ждет богатый дастархан, а прислуживать нам будет моя молодая красивая дочь.

- Спасибо, Адам-ата,- отвечает парень,- Твое приглашение - честь для меня. Я не посмел бы от него отказаться, но спешу но неотложному делу. Через час вернусь и буду твоим гостем.

Парень ушел, и Адам-ата подумал: «Э-э. Хитрит он. Судя по глазам - не дурак и должен понимать, о чем речь веду. Раз ушел, значит, не хочет становиться моим зятем. Так можно год прождать его возвращения и остаться ни с чем. Поищу-ка я еще кого-нибудь».

Прошло не так уж много времени, и увидел он другого парня. Тот был пониже ростом, но зато телом крепче. Лицо не такое красивое, по зато улыбчивое, и в глазах чертики.

- Эй, джигит!- окликает его Адам-ата.- Ты мне приглянулся. Почему бы и не посидеть нам за одним дастарханом? К тому же смекни, что ухаживать за нами будет моя молодая дочь.

- Адам-ата, я смекалистый, я смекнул. Скажи дочке, чтоб она поставила плов. На это как раз час уйдет, а через час я обернусь, и ты увидишь меня за своим дастарханом. До встречи!- И убежал.

Пригорюнился Адам-ата.

«Нет,- думает,- этот ветрогон и соврет - не дорого возьмет. Жди его теперь. Как же, дождешься... Надо следующего поискать».

Подождал он ни много ни мало и видит юношу. Ничего особо привлекательного в нем нет, но и отталкивающего тоже. Не красавец, но и не урод, не статен, но и не кривобокий, не высок и не низок. Но главное, не спешит, как те двое, шагает себе неторопливо. Адам-ата на этот раз не окликает прохожего, а решил сам подойти к нему.

- Ассаляму-алейкум, джигит.

- Вуалейкум-ассалам, Адам-ата.

- Нет ли у тебя каких срочных дел? Не отвлекаю ли я тебя от чего-то неотложного? Ведь у нас как говорят? «Не задерживай друга, чтобы он не опоздал. Не задерживай врага, чтобы он не узнал твоих тайн». Тебя я хочу считать другом, вот и интересуюсь, не могу ли я попросить тебя задержаться?

- Все срочные дела, Адам-ата, я уже успел переделать. А те дела, что остались, могут и подождать. Так что если я чем-то окажусь вам полезен, то буду рад услужить.

- Нет, спасибо. Пусть нам услужит моя красавица дочь, пока мы оба посидим за моим дастарханом. Как ты на это смотришь?

Парень не стал отказываться, не стал, как другие, просить отсрочки, а тут же согласился. Только подошли они к двери, заметил Адам-ата, что и те два джигита поспешают к нему. И екнуло сердце старика, стало ему стыдно: «Ой-бой! Что же я скажу им? Сам зазывал, сам теперь отказывать буду. Позор-то какой на мои седины!- Тогда взмолился он:- Спаси, господи! Выручи меня. Придумай что-нибудь».

Господь бог любил своего первенца и всегда старался помочь ему. Не оставил и на этот раз. Шепнул на ухо: «Иди веди гостей и ничего не бойся».

Входит Адам-ата в дом, а встречает его не одна дочь, а целых три. Все три одинаковы, как яйца из-под одной курицы, и голосом, и волосом, и лицом, и станом - неотличимы. Сам Адам-ата но может попять, которая из них его истинная дочь.

Восславим всевышнего!- воскликнул Адам-ата.- И отведаем, что бог послал.

Все четверо уселись за дастархан, тут и сговорились, тут и присватались.

После этого проходит год. Соскучился старик но дочери и решил навестить ее, да не знает, какая из трех настоящей ему приходится. Решил посетить всех.

Приезжает к первой, к той, что замужем за красивым, стройным джигитом. Встречают его приветливо, потчуют досыта, спать кладут на мягкое. Утром, собираясь в дорогу, отзывает он зятя в сторону и спрашивает:

- Ну, сынок, скажи мне по совести. Как жена твоя? Как живете? Не бранитесь ли, не ссоритесь?

- Спасибо, Адам-ата. Грех жаловаться. Прекрасная жена. Такая ласковая, все тянется ко мне щекой потереться. Такая чистюля, в день по десять раз умывается. Одно только плохо. Как что не по ней, так сразу зашипит, в глазах огонь зеленый, того и гляди в лицо мне вцепится.

- Ничего, сынок, это не самый большой порок. Терпи. Другим жены и хуже достаются.

- Да я уж свыкся. Терплю.

Ну да поможет вам бог, он все видит, все ведает.

Сказал так Адам-ата и поехал ко второй дочери, к той, что замужем за коренастым весельчаком.

Его и тут приняли радушно. Вкусно покормили, мягко постелили. Наутро, собираясь в .дальнейший путь-дорогу, отзывает он зятя в сторонку и наедине спрашивает:

- Скажи-ка мне, как мужчина мужчине. Доволен ли ты своей женой?

- Спасибо за дочку, Адам-ата. Я-то доволен. Со мной она ласкова. Такая преданная, такая верная жена, какой ни у кого в мире нет. Все старается рядом со мной быть, в глаза мне заглядывает. О добре нашем общем печется. Одно плохо. Что ни день с соседями лается. И гостей не любит. Как войдет человек в дом, так она нет чтобы услужить, все ворчит да рычит. Перед людьми стыдно.

Терпи, терпи, сынок, судьба, знать, у тебя такая. Уповай на бога, он знает, что творит. А жену не обижай, она у тебя не худшая.

Приезжает он к третьей дочери, к той, что отдана парню, который не спешил. И здесь его ждал достойный прием. Собираясь поутру домой, подошел он к третьему зятю и спрашивает:

- Расскажи мне, как живете-поживаете?

- Нормально, Адам-ата, живем, как все люди. Если днем поссорились, то к вечеру помиримся. Если мне туго, она меня приласкает, если ей не по себе, я ее утешу. Особо хвалиться нечем, но и жаловаться, слава богу, тоже не па что.

Тут и понял Адам-ата, что это и есть его истинная дочь. Тут-то и задумался он: а кто же те две? Тут-то и вспомнил, что в день, когда стало у него три дочери вместо одной, в день, когда он всех трех просватал, в этот день исчезли из его дома кошка и собака.

С тех пор люди говорят, что из каждых трех женщин лишь одна происходит от женщины, а две другие от кошки с. собакой.

  • Одобряю 1
Link to post
Share on other sites
Кийиз Басыў - қарақалпақ миллий аяқ ойыны/Кийиз Басыу - каракалпакский национальный танец.

http://www.youtube.com/watch?v=D80Wuq1NLzM

 

Кийиз Басыў - қарақалпақ миллий аяқ ойыны. И.М.Губкин атындағы Россия мәмлекетлик нефть ҳәм газ университеты Нөкис филиалиның студентлери.

Кийиз Басыу - каракалпакский национальный танец. Студенты Нукусского филиала Российского государственного университета нефти и газа имени И.М.Губкина.

Kiyiz Basiw - Karakalpak national dance. Students Nukus branch of the Russian State University of Oil and Gas named after Gubkin.

Link to post
Share on other sites

Вы можете посмотреть увлекательные фотографии, скульптуры и животных под музыкy "Кара жорга". "Кара жорга" каракалпакский народный нама (музыка, саз). В 70 годы 20 века композиторы Каракалпакстана написали вариант Нама "Кара жорга" для оркестра.

https://www.facebook.com/photo.php?v=516296805116412&set=vb.270788786390795&type=2&theater

  • Одобряю 1
Link to post
Share on other sites

Вы можете посмотреть увлекательные фотографии, скульптуры и животных под музыкy "Кара жорга". "Кара жорга" каракалпакский народный нама (музыка, саз). В 70 годы 20 века композиторы Каракалпакстана написали вариант Нама "Кара жорга" для оркестра.

https://www.facebook.com/photo.php?v=516296805116412&set=vb.270788786390795&type=2&theater

 

Полат, надеюсь это дубликаты экспонатов (картины, статуэтки)?! Музей нельзя растаскивать, надо хранить все в одном месте, в музее Савицкого. Или закрыть краеведческий, пока не построят новое здание.

Link to post
Share on other sites

Вы можете посмотреть увлекательные фотографии, скульптуры и животных под музыкy "Кара жорга". "Кара жорга" каракалпакский народный нама (музыка, саз). В 70 годы 20 века композиторы Каракалпакстана написали вариант Нама "Кара жорга" для оркестра.

https://www.facebook.com/photo.php?v=516296805116412&set=vb.270788786390795&type=2&theater

 

Полат, надеюсь это дубликаты экспонатов (картины, статуэтки)?! Музей нельзя растаскивать, надо хранить все в одном месте, в музее Савицкого. Или закрыть краеведческий, пока не построят новое здание.

По моему оригиналы!   :(

Link to post
Share on other sites

 

Вы можете посмотреть увлекательные фотографии, скульптуры и животных под музыкy "Кара жорга". "Кара жорга" каракалпакский народный нама (музыка, саз). В 70 годы 20 века композиторы Каракалпакстана написали вариант Нама "Кара жорга" для оркестра.

https://www.facebook.com/photo.php?v=516296805116412&set=vb.270788786390795&type=2&theater

 

Полат, надеюсь это дубликаты экспонатов (картины, статуэтки)?! Музей нельзя растаскивать, надо хранить все в одном месте, в музее Савицкого. Или закрыть краеведческий, пока не построят новое здание.

По моему оригиналы!   :(

 

Думаю, это легкомысленное отношение городских властей к народным ценностям. Люди правильно возмущаются. На что расчитывают власти, раздали по школам и думают, что люди будут ходить по школам и разглядывать по фрагментам? В двух комнатах всего не покажешь, к тому же это будет напоминать не музей, а какую-то кладовую. Не серьезно все это, а в прямом смысле расхищение. 

  • Одобряю 1
Link to post
Share on other sites

Каракалпакский молодой жырау Сырымбетов Бакберген выступил в Алмате и вкратце ознакомил любителей тюркской народной музыки некоторыми песнями (жыр, толгау) из своего репертуара.  

 

http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=LFz60Iue1aY

  • Одобряю 1
Link to post
Share on other sites

Каракалпакский молодой жырау Сырымбетов Бакберген выступил в Алмате и вкратце ознакомил любителей тюркской народной музыки некоторыми песнями (жыр, толгау) из своего репертуара.  

 

http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=LFz60Iue1aY

 

Прошу прощения, Б. Сырымбетов исполнял "терме", а "толгау" повествует об исторических событиях. Один из последних каракалпакских мастеров исполнявших толгау, Жумабай Базаров умер в 2006 году. Вот как это исполняется (Ж.Базаров, толгау "Ормамбет бий"):

 

http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/4566-karakalpakskii-tolgau-ormanbet-bii/

  • Одобряю 1
Link to post
Share on other sites

Акцентируя внимание на вышеуказанном жанре тюркской народной музыки, я обратил внимание, что узбеки СурКаша исполняют гортанное пение не на кобызе, а на дутаре, в то же время Сырдарьинские казахи играют на кобызе, но не поют гортанным голосом. А каракалпаки легко совмещают гортанное пение с игрой на кобызе, более того, этот вид каракалпакского народного музыкального искусства, только к 21 веку начал давать "осечку". Молодым исполнителям еще далеко до уровня мастеров даже 20 века, хотя желание продолжить такое уникальное искусство предков, это уже много.

Среди каракалпакских мастеров 20 века был один казах, включенный в список жырауов, но в отличие от каракалпаков-жырауов, он пел исключительно на дутаре или домбре. Почему так? Наверное это потому, что по народной легенде, исполнителями песен на кобызе или хранителями кобыза, избраны каракалпаки. Недаром в звуке кобыза есть что-то сверх естественное, а когда звук кобыза и гортанный звук сливается в унисон, это непередаваемое чувство. Лично мне посчастливилось слушать великих мастеров.

К слову, все жырау как один, говорили о своем даре как о сверхестественном, будто это пришло к ним во сне.  

  • Одобряю 1
Link to post
Share on other sites

Фильм «Рыбаки Арала»

 

http://www.youtube.com/watch?v=UBXtSbXJn-g#t=11

 

Хороший фильм, спасибо. Жаль, что ни одного каракалпака в фильме нет. 

В детстве много раз бывал в Муйнаке, помню Аральское море таким бушующим. В Муйнаке еще один фильм снимали, тоже про рыбаков "Буйный лебедь" кажется. Там на некоторых ролях каракалпаки снимались.

Link to post
Share on other sites

 

Фильм «Рыбаки Арала»

 

http://www.youtube.com/watch?v=UBXtSbXJn-g#t=11

 

Хороший фильм, спасибо. Жаль, что ни одного каракалпака в фильме нет. 

В детстве много раз бывал в Муйнаке, помню Аральское море таким бушующим. В Муйнаке еще один фильм снимали, тоже про рыбаков "Буйный лебедь" кажется. Там на некоторых ролях каракалпаки снимались.

 

Спасибо Полат.  Я его смотрел в Караклпак инфо.

Что касается не одного актера, фильм вышел исключительно харизматизму  Наурыз ага Жапакова. Он тогда работал председателем Совмина выделил деньги, пригласил актеров, написал сценарий. Наверно чувствовал, оставил память об Арале. Вечный ему память.

Исполнитель  главный роли Народный артист СССР  Наби Рахимов, когда снимался Непокорная говорят сам напросился к съемку, сказав сниматься Каракалпаком моя амплуа.  

Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now




×
×
  • Create New...