Перейти к содержанию
Kamal

Каракалпаки

Рекомендуемые сообщения

А больше всего меня радуют вот эти молодые ребята, которые поют оригинальные каракалпакские песни на языке своих предков, то есть на чисто каракалпакском языке. Я вместе с дедом слушал эти песни и никогда не забуду то тепло, которое напоминает моего деда и дух моих предков.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 24.11.2023 в 23:36, Kamal сказал:

Фильм снимали в городе моих родителей, Муйнаке, где я проводил свое счастливое детство.

Вы море у Муйнака уже наверное не застали?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 25.11.2023 в 00:21, Kamal сказал:

А больше всего меня радуют вот эти молодые ребята, которые поют оригинальные каракалпакские песни на языке своих предков, то есть на чисто каракалпакском языке. Я вместе с дедом слушал эти песни и никогда не забуду то тепло, которое напоминает моего деда и дух моих предков.

 

может наоборот эти каракалпаки подверглись влиянию огузского языка

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 11/28/2023 at 4:36 PM, кылышбай said:

Вы море у Муйнака уже наверное не застали?

Застал, от того и душа болит. В середине 60-х, когда я уже был в состоянии познавать окружающую среду, море ещё было полноводным, фактически в своих изначальных очертаниях. Достаточно было подняться выше или залезть на крышу дома, так и ощущал себя оказавшимся в острове, окружённым водой со всех сторон, корабли по небу плавали, так как горизонта не было... Иногда, во время шторма страшный гул стоял (в фильме на 58 минуте такой эпизод есть), что бывало, сутками не спал, страшно было, хотя местным пацанам всё было ни по чём. Резкое обмеление пошло с середины 70-х годов. В общем, данный фильм это исторически памятник из прошлой жизни муйнакцев. Есть ещё один фильм "Рыбаки Арала", тоже в Муйнаке снимали, но там море в полной своей красе, так как снимали в 50-е годы.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

20 hours ago, Jagalbay said:

может наоборот эти каракалпаки подверглись влиянию огузского языка

Нет, данная песня как раз на каракалпакско-кипчакском языке исполнена, это язык, на котором говорили наши деды и прадеды, которых мы застали в живых. А компоненты огузского языка нынче хорошо улавливаются в говоре южных каракалпаков, говорящих на турткульско-сарыбийской подгруппе огузского языка. Кстати, есть даже песня в исполнении каракалпакского певца и композитора первой половины 20 века Ж.Шамуратова (в теме "каракалпакский язык" есть видео), вот та песня как раз на южном говоре.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Kamal сказал:

Нет, данная песня как раз на каракалпакско-кипчакском языке исполнена, это язык, на котором говорили наши деды и прадеды, которых мы застали в живых. А компоненты огузского языка нынче хорошо улавливаются в говоре южных каракалпаков, говорящих на турткульско-сарыбийской подгруппе огузского языка. Кстати, есть даже песня в исполнении каракалпакского певца и композитора первой половины 20 века Ж.Шамуратова (в теме "каракалпакский язык" есть видео), вот та песня как раз на южном говоре.

почему тога Радлов писал, что казахский и каракалпакский языки близки друг к другу

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

42 minutes ago, Jagalbay said:

почему тога Радлов писал, что казахский и каракалпакский языки близки друг к другу

Надо выяснить с какими группами каракалпаков ему посчастливилось пообщаться, возможно с каракалпаками в пределах казахских границ. В его время не было страны Каракалпакстан, а каракалпаки в равной мере проживали как среди казахов, так и в других среднеазиатских ханствах. А с другой стороны понятие близки не означает похожи.

Мне интересна непримиримая борьба Аллаяра Досназарова, который кроме прочих политических трений, писал, что одним из главных пунктов его несогласия с казахскими однопартийцами был вопрос языка, в развитии которого те мешали, навязывая казахский язык.

Но, надо отметить, что в северных районах правого берега Амударьи, в 1873 году вошедший в состав РИ, каракалпаки на самом деле проживали смешанно с казахами, а северные районы левого берега оставались в составе Хивинского ханства. Отсюда и разные говоры каракалпакского языка в момент образования Каракалпакской АО в 1925 году, которая объединила все три крупные языковые группы каракалпаков. А какой из этих групп дать предпочтение как литературному языку, выбор надо было оставить самим каракалпакам, но казахские однопартийцы этот момент проигнорировали.

Да, в 1930 году каракалпаки вышли из состава Казахстана, но партийные руководители, назначенные из числа казахских большевиков так и оставались руководить, так как местные партийные лидеры во главе с самим А.Досназаровым были вытеснены, а позже репрессированы и расстреляны. Кудабаев, будучи этническим казахом, вообще записался в каракалпаки, то есть называл себя каракалпаком. А дальше больше, голодомор в Казахстане, массовый приток казахского населения и вплоть до второй половины 20 века в Каракалпакстане некому было заниматься вопросом языка.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Цитата

В Зерафшанской долине, как вообще в Средней Азии, говорят двумя языками, по персидски и по тюркски. На счет здешних персидских поднаречий я должен ограничиться замечанием что они, кажется, мало различаются от языка Персии.

Что касается до тюркского идиома, то он разделяется на следующие поднаречия: 1) киргизское, 2) кара-калпацкое, 3) тюркменское, 4) узбецкое или джагатайское. Первые три из этих поднаречий очень близки друг к другу, между тем как узбецкое довольно резко от них отделяется. Письменный язык имеет только джагатайское поднаречие. Понятно, что у племени разбросанного на столь великом пространстве как узбецкое, и язык показывает разные оттенки, но все-таки мы можем на него смотреть как на нечто целое. По крайней мере все жители городов от Аулие-аты до Бухары друг друга понимают без всякого затруднения. Это и понятию, потому что между всеми этими городами всегда существовало живейшее торговое движение, и хождение к святым местам не мало сближало их между собою.

Что же касается до чистоты тюркского языка, то говорят на нем чище всего в степях, куда уничтожающая всякую народность магометанская цивилизация еще не могла проникнуть. Киргизы менее всех других принимали в язык свой персидские и арабские слова, и когда принимали такие слова, то изменяли их по фонетическим законам своего языка и этим сделали их собственностию народа. Но и в их язык заметно начал проникать чужой элемент, как явно доказывает язык Киргизов живущих вблизи Сартов. К киргизскому поднаречию в отношении чистоты близко подходит язык Кара-калпаков, к востоку от Самарканда, и Тюркмен, в Нуратинских горах, несмотря на то, [68] что племена эти, в социальном отношении, уже подчинились Узбекам, и вместе с тем уже внесли в свой язык значительное число иноплеменных слов.

почему-то он часть каракалпаков называл туркменами

 

Цитата

II. Кара-калпаки.

Кара-калпаков в средней Зерафшанской долине очень немного. Они живут к востоку от Самарканда в средине между Кытай-Кыпчаками и Кыркмынан-Юсями, в разных селениях около Ак-тэпэ и в урочище Беш-арык. Говорят что не очень давно они переселились сюда с Аму-дарьи. Теперь они живут здесь оседло. Родами здешних Кара-калпаков мне называли:

Оймаут.

Ак-койлы.

Кара-сенгир.

III. Тюркмены.

Из Тюркменов, живущих в большом числе в востоку от реки Аму-дарьи, здесь находятся только три рода:

Казай-аглы,

Канджыгалы,

Бюгёжюлю,

из которых последние два принадлежат к главному племени Уйсунов. Этими Тюркменами населено все [64] Нуратынское бекство. Тюркмены живут здесь оседло совершенно как жители собственно Зерафшанской долины.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 hours ago, Jagalbay said:

почему-то он часть каракалпаков называл туркменами

 

 

Да, непонятно, указанные здесь рода все каракалпакские, а во-вторых это не все каракалпакские рода Зарафшанской долины. У Гребенкина, Магидовича, а позже и Толстовой есть названия и других каракалпакских родов этого края. Здесь же исторически отмечены два крупных восстания каракалпаков, стало быть родов было немало.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 часов назад, Jagalbay сказал:

почему-то он часть каракалпаков называл туркменами

Нуратинские туркмены, ныне "обузбеченные", к каракалпакам отношения не имеют. Они, вероятно, осколки собственно туркменов и, судя по генетике, потомки древних огузов или др. племен, мигрировавших из Монголии до монголов и кыпчаков

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 часов назад, Kamal сказал:

А какой из этих групп дать предпочтение как литературному языку, выбор надо было оставить самим каракалпакам, но казахские однопартийцы этот момент проигнорировали

Так вы то же самое предлагаете. Ну допустим тогда у власти оказались ваши земляки и литературные нормы взяли с южных говоров и левобережных. Тогда бы многочисленные правобережные и Тамдынские, нуратинские каракалпаки возмущались что их чисто кыпчакский говор нынче вымирает. Тут нужно просто констатировать и отмечать, а вопрос "справедливо", "а если бы" это из другой сферы. А представьте какой процент русских окали и ғекали. Но литературный русский другой. А вот у русских (в широком смысле) на юге и западе ғекающий стал литературным (украинский).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 часов назад, кылышбай сказал:

Нуратинские туркмены, ныне "обузбеченные", к каракалпакам отношения не имеют. Они, вероятно, осколки собственно туркменов и, судя по генетике, потомки древних огузов или др. племен, мигрировавших из Монголии до монголов и кыпчаков

но ведь например казаяклы это каракалпаки

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 hours ago, кылышбай said:

Так вы то же самое предлагаете. Ну допустим тогда у власти оказались ваши земляки и литературные нормы взяли с южных говоров и левобережных. Тогда бы многочисленные правобережные и Тамдынские, нуратинские каракалпаки возмущались что их чисто кыпчакский говор нынче вымирает.

Нет, речь не о южном, правобережном или левобережном говоре, а о самой сути национального самоопределения. Народ никуда не денется, если партия скажет южный вариант, значит южный, скажет левобережный, значит левобережный и т.д. Но, никто извне не имел права навязывать свои правила в вопросах языка, культуры, религии и прочих болезненных вопросах относительно отдельно взятого народа. Трения А.Досназарова с казахскими коллегами именно в этом и заключается, он требовал от своих казахских коллег, чтоб они не мешали ему, но получил кляузу и всякие доносы в свой адрес, которые дошли до Москвы. А простому народу в то время всё было по барабану, так как только-только установилась новая эпоха, народам казалось, что победили злых людей, а родная Партия не обидит.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 hours ago, Jagalbay said:

но ведь например казаяклы это каракалпаки

Там не только Казаяклы, но и Канжигалы и Богежели тоже каракалпакские рода. Ранее, в какой-то теме, мы с Вами обсуждали этот вопрос.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Девушка просто не понимает, насколько велика история ее народа. В душе у нее есть гордость за предков, но что это такое - она не понимает, но любит предков по зову сердца. А как же, ведь, мы потомки Томириса.

В добавок скажу так - нам в современном понимании истории гордиться нечем, мы потеряли Арал, мы умираем, через пару десяток лет нас не будет вовсе, по крайней мере там, где нынче обитаем, нас точно не будет. А память, ведь останется. Через лет 100 кто-то обязательно будет говорить, что была Республика Каракалпакстан. И  некоторые добьются правды - а по чьей вине исчез этот народ?! А по чьей вине..., вот вопрос.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 12/8/2023 at 11:14 PM, Kamal said:

В добавок скажу так - нам в современном понимании истории гордиться нечем, мы потеряли Арал, мы умираем, через пару десяток лет нас не будет вовсе, по крайней мере там, где нынче обитаем, нас точно не будет. А память, ведь останется. Через лет 100 кто-то обязательно будет говорить, что была Республика Каракалпакстан. И  некоторые добьются правды - а по чьей вине исчез этот народ?! А по чьей вине..., вот вопрос.

чтоб было понятно на что акцент: Это вопрос Арала, нет воды - нет жизни. С самого начала, когда поднимался вопрос по проекту Каракумского канала, голос каракалпакского народа никто не захотел услышать, а через десятилетия Каллибеку Камалову лишь оставался принять личный вердикт - винить своих старших по рангу соратников - покойных Рашидова и Кунаева, которые своим авторитетом смогли бы доказать пагубность всех искусственных русел не только для Арала, но и всего живого, в том числе для людей и целого народа.

На видео с 35:30 есть пояснения Камалова о том, что там, наверху, крайнего все же нашли, якобы в высыхании Арала виноват он сам Камалов, мол, нерационально использовал воду. Это, конечно, полный бред. Надо понимать, что вся беда началась с Каракумского канала ещё в 50-ые годы, когда Камалов еще был всего лишь студентом и, ... впрочем, на видео Камалов пытается оправдать себя, хотя его вина тоже есть, сильно захотел бы - нашел бы выход, хоть в ООН напрямую, если даже свои же расстреляют. В то время ООН ещё была той силой, которая на косяки СССР реагировала бы молниеносно, но, как всегда, мы решили не вынести сор из избы, пожалели СССР сугубо из-за солидарности всех народов данному союзу, которому на нас, на каракалпаков, оказалось, было наплевать. Это стало понятно из опытов того, что на данный момент, судьба каракалпаков никого не волнует, мол, туда вам и дорога.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 hours ago, Kamal said:

у могилы каракалпака, соавтора Вамбери в Венгрии.

 

Молла Исхах нанимается путеводителем Вамбери по Хиве, Бухаре, Балху и другим регионам Средней Азии, становится переводчиком и принимает участие во всех путешествиях Вамбери и, в конце концов находит свою смерть в Венгрии, по последнему месту своего жительства. Очень интересная личность, жизнедеятельность которую нужно изучать.

По некоторым данным он происходит из каракалпакского рода Балгалы от которого происходит и царская династия Хивинских ханов. Известно, что большая часть последователей Айдос бия осели в Хиве, были враждебны своим сородичам из Аральских владений, воевали против них, то есть против Аральских каракалпаков и, абсолютное большинство из них в 20 веке стали узбеками. Но молла Исхах избежал этого и вполне считается каракалпаком, коим он на самом деле и является. Пусть венгерская земля будет ему пухом, иманын берсин!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я просто удивлен тому, что, оказывается, сопровождать песню словами очень круто. Это наша каракалпакская и очень старинная песня, на которую как бы мимоходом обращаем внимания, но в унисон с певицей спеть читая слова с текста песни оказывается очень круто. Лично я раньше слушал эти песни, но такое,,,,

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

я не знаю. то ли Далибай как народный артист, то ли Рахман просто как любитель, но оба исполнения друг другу никак не уступают,  на любителя тоже не сказать...

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

То ли песня каракалпакская, то ли лакайцы переделали под себя?! А может язык один? В любом случае, вначале объявляли на узбекском.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...