Jump to content



Tengeribeki

Танец "Кара жорга" исконно кыргызский и казахский или заимстов

Recommended Posts

 

Аза, вы доказываете, что халха-монгольский язык это наследник древнетюркского языка? :)

Или что в нем много тюркизмов? (что ни для кого не тайна) 

 

Link to post
Share on other sites
15 minutes ago, АксКерБорж said:

 

Аза, вы доказываете, что халха-монгольский язык это наследник древнетюркского языка? :)

Или что в нем много тюркизмов? (что ни для кого не тайна) 

 

 

Думаю,что  эти слова не существуют  в нынешнем казахском..

0cbc13_IMG_4479_1__x974.jpg

Link to post
Share on other sites
14 часов назад, Dambjaa сказал:

Думаю,что  эти слова не существуют  в нынешнем казахском..

 

Хороший ответ.

Да, какие то у нас есть из ДТС, их большинство, какие то не сохранились, это единицы, какие то из ДТС заимствовали монгольские народы, а мы заимствовали какие то слова  из других языков.

Это нормальное явление в развитии любых языков.

 

Link to post
Share on other sites

 

Красивый калмыцкий танец. Прав был АКБ. Кыргызы и казахи мужчины не танцевали. Даже слово танец в некоторых тюркских языках заимствованы из других языков.

узб - raqs (фарси)

турeц -  dans

кыргыз и казах - бий от кит. bi (с нисходящим тоном) — государь, господин, владыка, закон, установление, трон, ступень, ранг, нести службу при императоре. Значение «танец, пляска», вероятно, является модификацией значения «управление действием, действие в угоду правителю».

 

Link to post
Share on other sites
2 минуты назад, Samatq сказал:

 

Красивый калмыцкий танец. Прав был АКБ. Кыргызы и казахи мужчины не танцевали. Даже слово танец в некоторых тюркских языках заимствованы из других языков.

узб - raqs (фарси)

турeц -  dans

кыргыз и казах - бий от кит. bi (с нисходящим тоном) — государь, господин, владыка, закон, установление, трон, ступень, ранг, нести службу при императоре. Значение «танец, пляска», вероятно, является модификацией значения «управление действием, действие в угоду правителю».

 

Шаманы, баксы никаких телодвижений не совершают?

Link to post
Share on other sites
23 минуты назад, кылышбай сказал:

Шаманы, баксы никаких телодвижений не совершают?

Совершают. Но это немного другое. Не для развлечения. Не в угоду господину)) камлание и тд

Link to post
Share on other sites

Тем не менее, много людей (в т.ч. среди госуправленцев) пытаются продвинуть кара-жорга как часть исконной культуры, популяризируют. Против собственно танца ничего не имею, но нужно оговаривать что он заимствован

  • Одобряю 2
Link to post
Share on other sites
1 час назад, Samatq сказал:

Совершают. Но это немного другое. Не для развлечения. Не в угоду господину)) камлание и тд

В КР тоже кара-жорга стал с недавнего времени популярен, как у нас?

Link to post
Share on other sites
3 минуты назад, кылышбай сказал:

В КР тоже кара-жорга стал с недавнего времени популярен, как у нас?

Да. В 2014 первый раз увидел танец на мероприятии. Может появился за год или два до этого. Потом уже пошли различные вариации. До этого не было мужского танца. танцевали андижанскую польку как Курманбек Салиевич)))

 

Link to post
Share on other sites
7 минут назад, Samatq сказал:

Да. В 2014 первый раз увидел танец на мероприятии. Может появился за год или два до этого. Потом уже пошли различные вариации. До этого не было мужского танца. танцевали андижанскую польку как Курманбек Салиевич)))

У нас, у южан, любят танцы на тоях. Но корни у этих танцев узбекские, своих не было

Link to post
Share on other sites
18 минут назад, кылышбай сказал:

У нас, у южан, любят танцы на тоях. Но корни у этих танцев узбекские, своих не было

У вас андижанскую польку не танцуют? Танцуют больше хорезмийские, да?

 

Link to post
Share on other sites
3 минуты назад, Samatq сказал:

У вас андижанскую польку не танцуют? Танцуют больше хорезмийские, да?

 

Не у того спрашиваете :D Представления очень обобщенные, с детства

Link to post
Share on other sites
15 часов назад, Samatq сказал:

Красивый калмыцкий танец

в котором, в свою очередь, много элементов традиционного биэлге монголов.

Link to post
Share on other sites
12 часов назад, Samatq сказал:

У вас андижанскую польку не танцуют? Танцуют больше хорезмийские, да?

 

Ритм и мелодия очень похожи на южно-иранский танец "Бандари" (т.н. "заливские танцы"). 

 

Link to post
Share on other sites
05.08.2020 в 16:39, АксКерБорж сказал:

 

В последние дни в монголоязычном сегменте интернета, в социальных мессенджерах, популярны фотографии пользователей из их молодости в 20-летнем возрасте (хештег "20 нас", "20 настай"), а также видео с необычными танцами - пассажиры выбегают из авто в пути следования по живописным местам страны и демонстрируют какой-нибудь монгольский танец на природе:

 

Казахские охотники с беркутами, населяющие западную Монголию, не стали исключением.

Но по их жестам отчетливо видно, что казахи не народ танцоров, а лишь подражатели.

 

У нас есть танцы. И мы их танцевали. 

Link to post
Share on other sites
08.02.2021 в 14:24, кылышбай сказал:

Тем не менее, много людей (в т.ч. среди госуправленцев) пытаются продвинуть кара-жорга как часть исконной культуры, популяризируют. Против собственно танца ничего не имею, но нужно оговаривать что он заимствован

До конца не ясно заимствован он или нет. 

Link to post
Share on other sites
28.06.2021 в 17:19, Tima_2109 сказал:

У нас есть танцы. И мы их танцевали. 

Казахи не танцуют.

  • Одобряю 2
Link to post
Share on other sites
28.06.2021 в 17:20, Tima_2109 сказал:

До конца не ясно заимствован он или нет. 

Этот танец казахи знали только на территории бывшей Джунгарии и на территории бывшего Торгутского ханства

  • Одобряю 2
Link to post
Share on other sites
5 часов назад, Qairly сказал:

Этот танец казахи знали только на территории бывшей Джунгарии и на территории бывшего Торгутского ханства

Есть на юге. 

Link to post
Share on other sites
5 часов назад, Qairly сказал:

Казахи не танцуют.

У любого народа есть танцы неважно религиозные или празничные, врятли казахи во время веселья и тоя не танцевали

Link to post
Share on other sites
6 часов назад, Qairly сказал:

Казахи не танцуют.

том же 1928 году Аубакир Исмаилов вместе со своим другом художником А.Шегебековым исполнили кара-жорга на сцене Дома культуры в Петропавловске. В своих записях этого танца Аубакир Исмаилов отмечает особое исполнение этого танца такими народными исполнителями как: Бижыбай Исхак( семиреченский вид кара-жорга), а также Доскея Алимбая.

В исследовании этого танца Аубакир Исмаилов отмечает важное обстоятельство, раскрывающее корни происхождения кара-жорга : «танец этот исполнялся чаще всего во время обряда «шильдехана».Эти строки наводят на мысль о непростом происхождении танца, а точнее, о его сакраментальном значении .

В своей книге «аспекты мифа» культуролог Мирче Эллиаде приводит слова представителей индейских племен: «если мы не знаем, откуда идет танец, не будем об этом говорить. Если нам неизвестно происхождение танца , нельзя его исполнять»,- говорит шаман из племени нахо, и как бы подтверждая его слова, танцор из племени уитото сообщает: «это мифы нашего отца, его собственные слова. они есть, и поэтому мы танцуем, и если бы он нам их не дал, то не было бы никакого танца» .

Сакральность танца кара-жорга не вызывает сомнений, возможно , исследуя его корни объясняя причины возникновения, расшифровывая заложенный тайный смысл, появляется хотя бы минимальная вероятность проникновения в тот сакральный мир номадов, утерянный за тысячелетия, а также в то Сакральное Время начал. Через исполнения космогонических мифов, поэты возвращали реальность к ее истоку, через исполнение мифа в танце, происходило аналогичное свершение. Именно об этом постоянно пишет в своих записях Аубакир Исмаилов , акцентируя больше на происхождении танца, его символах.

Время исполнения танца кара-жорга: время первой инициации ребенка –это время первого Посвящения ребенка в Мир, в общество, в семью. Этот момент в кочевом мире играл самую важную роль наряду с инициацией, религиозным посвящением и погребальным обрядом. В это время заново исполняется главный миф тюрков, миф о сотворении Мира, о Тенгри.

«Каждое новое рождение представляет собой символическое воспроизведение космогонии о мифической истории племени. Это воспроизведение имеет целью ритуально приобщить младенца к сакраментальной реальности мира и культуры и таким образом подтвердить его существование в соответствии с мифическими парадигмами. Более того : ребенок, который только что родился, приобщается к целому ряду начал». (Мирче Эллиаде) .

Исполнение танца кара-жорга в самый важный период для ребенка , возможно, имело несколько значений. Во-первых, приобщение ребенка к миру номадов:он знакомился с образом жизни кочевника, всегда находящегося на коне. Темп танца пытался передать основной настрой жизненной реальности кочевника, он создавал главное направление будущей жизни новорожденного – направление вперед, несмотря на препятствия, направление конструктива, оптимизма и мобильности. Кроме того в кара-жорга присутствует очистительный момент, а также охранительный, одновременно для ребенка и для пришедших гостей.

В подтверждение к вышесказанному приведем цитату Мирче Эллиаде: «термин “kalusari”, означающий «колдовские пляски», на уровне лингвистики восходит к римскому «саl»- «конь»-по ритмам, мелодиям и движениям –к очистительному ритуалу тайных обществ. А конь наряду с птицей , является медиатором между мирами, погребальным животным»

Мистический опыт всегда подкрепляется реальной действительностью, и сакраментальность танца кара-жорга , имеющего кроме космологического и очистительного значения, также охранительный признак, все же несет в себе и бытовые, социальные особенности казахского народа. Именно поэтому в замечаниях к исполнению танца кара-жорга Аубакир Исмаилов особо подчеркивает манеру исполнения этого танца: «Кара- жорга -танец джигита-наездника, знающего мастерство верховой езды. Он рисует веселое, задорное настроение всадника со всеми его повадками танец имеет жизнерадостный, задорный, стремительный, азартный характер» .

Вследствие огромной смысловой и символической нагрузки танец кара-жорга на протяжении огромного времени постоянно исполнялся в народе, приобретая новые особенности и стили.

Мы можем отметить исполнение этого танца такими исполнителями как Бижыбай Исхак, Доскей Алимбай.В 1936 году на фестивале народного танца в Москве танец кара-жорга исполнялся Сарсембаевым.Х., Утегеновым.М., Болшакбаевым.

В 1934 году Аубакир Исмаилов поставил танец кара-жорга для актерской группы ГИТИСа, а в 1939 году танец появился в репертуаре ансамбля народного танца при Государственной Филармонии также в постановке Аубакира Исмаилова.

Элементы танца кара-жорга были использованы в постановке спектакля «Айман-Шолпан» в балетмейстерской редакции Али Ардобуса и Аубакира Исмаилова. Можно говорить об особой манере исполнения танца в постановке балетмейстера Али Ардобуса, который обогатил танец кара-жорга новыми элементами.

В 1943 году на сцене Театра Оперы и балета им.Абая была поставлена «Казахская танцевальная сюита»,где также исполнялся кара-жорга в постановке Аубакира Исмаилова.

В 1959году танец кара-жорга заворожил всех зрителей на выставке достижений в Монреале своим ритмом, особым настроем и удивительной энергетикой.

Профессиональная запись танца кара-жорга была воспроизведена Аубакиром Исмаиловым в соавторстве с Дауреном Абировым в их совместном труде «Казахские народные танцы» в 1961 году.

Следует отметить также несколько видов музыкального сопровождения танца «Кара-жорга»: кроме мелодии общепринятой ,танец исполнялся под «Бозайгыр», а также , как отмечает Аубакир Исмаилов в своем исследовании, существовал третий музыкальный вариант мелодии для кара-жорга, под которую исполнял свой танец народный исполнитель Бижыбай Исхак.

Свое небольшое исследовательское эссе о танце кара-жорга мы завершим словами Аубакира Исмаилова: «В казахском народном эпосе, в легендах встречаются прямые указания о танцах и плясках. Но много разных причин :религиозных, социальных, тяжелая жизнь казахского народа в течение многих веков, варварское отношение колонизаторов и феодалов к культуре, способствовали забвению чудесного, жизнерадостного искусства танца казахов…но все же много танцев дошло до нашего времени, с разными манерами их исполнения в зависимости от областей Казахстана, где они исполняются по-разному, своеобразно, самобытно.»

----------------------------------------------------------

Краткие данные об авторе:

Айым Муратовна Исмаилова в 1997 году закончила филологический факультет Алматинского Государственного Университета им.Абая (отделение русской и мировой литературы).В 2007 году выпустила поэтический сборник «История нежности»(Франция, Париж).Печатается в журналах «Аполлинарий», «Казахстанский мир балета», «Евразия». Статьи , опубликованные в 2010 году: «Мгновения из жизни другого»(«Казахстанский мир балета»,№1\\ «Нижинский-клоун Бога»( «Казахстанский мир балета»,№2)\\ «Казахский национальный танец кара-жорга» («Казахстанский мир балета»,№3)\\ «Номадология синема» («Евразия» №1)

Link to post
Share on other sites
8 часов назад, Tima_2109 сказал:

У любого народа есть танцы неважно религиозные или празничные, врятли казахи во время веселья и тоя не танцевали

Казахи не танцуют, танцев своих не было, только заимствованные от соседей, либо примитивные прихлопы - притопы под музыку, а еще этнографы отмечали пошлость несвойственную мусульманам (что собственно и можно сказать и об оригинальном кара-жорга) 

Казахи не танцуют, и сколько бы вы не скидывали политагиток по программе рухани жангыру из газет, этого факта ничего не изменит. Это не религиозное явление, не показатель маскулинности, в стиле двадцатого века, не показатель культурной бедности, а простая особенность народа. Мы лучше играем на домбре, калмыки, узбеки, таджики и кавказцы намного лучше танцуют.

Link to post
Share on other sites
8 часов назад, Qairly сказал:

Казахи не танцуют, танцев своих не было, только заимствованные от соседей, либо примитивные прихлопы - притопы под музыку, а еще этнографы отмечали пошлость несвойственную мусульманам (что собственно и можно сказать и об оригинальном кара-жорга) 

Казахи не танцуют, и сколько бы вы не скидывали политагиток по программе рухани жангыру из газет, этого факта ничего не изменит. Это не религиозное явление, не показатель маскулинности, в стиле двадцатого века, не показатель культурной бедности, а простая особенность народа. Мы лучше играем на домбре, калмыки, узбеки, таджики и кавказцы намного лучше танцуют.

Так там слова Абубакира Исмаилова да и сам танец существует и у башкир на севере. Есть даже иллюстраций казахских танцев в прошлом. 

Link to post
Share on other sites
8 часов назад, Qairly сказал:

Мы лучше играем на домбре, калмыки, узбеки, таджики и кавказцы намного лучше танцуют.

Что мешает и играть и танцевать? Да и у тех же узбеков и таджиков тоже есть свой песни с танцами. 

Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now




×
×
  • Create New...