Перейти к содержанию
Tengeribeki

Танец "Кара жорга" исконно кыргызский и казахский или заимстов

Рекомендуемые сообщения

Танец "би, бий, биелгээ" - был у монголов (ойротов или западных) и у алтайских тюрков, казахов в том числе. Этот танец делается внутри юрты в ограниченном пространстве, поэтому в основном двигаются только руки, голово, корпус тела.

 

А современный танец "кара жорга" у казахстанцев, просто модификация современного типа как казахстанский "гангнам стайл".

У казахстанцев сделали популярным или привезли этот танец, наверное оралманы из Монголии.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Даже Ермолов писал, что, когда пришел на Кавказ, он прогнал чеченцев из Прикумья и Прикаспия, отняв у них около миллиона голов только мелкого рогатого скота. В одной из чеченских легенд "Об изгнании калмыков из Чечни" говорится о том, что калмыки, пришедшие на Северный Кавказ в XVI в., заняли почти всю чеченскую равнину, оттеснив ногайцев. Ставка известного калмыцкого Аюк-хана находилась в современном чеченском селе Элестанжи. В середине XVIII в. чеченцы решили избавиться от калмыков, но, рассчитав свои силы и убедившись в невозможности победить их в бою, пошли на то, что выдали за калмыцкого хана самую красивую девушку, чтобы Аюк-хан со своим кочевым народом ушел в Астраханские степи. Хан согласился наэтих условиях удалиться. "

 

В принципе, могу кинуть вам ссылку на расово кавказский кумыкский сайт. Статейка интересная ведь, наши (калмыко-дагские) взаимоотношение пока еще в тумане. Но радует то, что даги хоть что-то еще выискиывают. Нашим-то (калмыцким) историкам абсолютно пополам на тех кто живет южнее Кумы.

 

Ах вот оно что, Вы под кавказцами имели в виду калмыков, ногайцев? :) А я то грешным делом подумал что грузин, армян.   :az1:

 

И что? Не вижу никакой связанной мысли. А если Вы машете передо мной мужскими танцами у калмыков, кумыков и ногайцев, то это ерунда, потому что могу Вам ответить, что это влияние Кавказа.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

АКБ признайся, что Zuungar тебя "убил". :)

И еще казахи говорят: жеңілген күреске тоймады - побежденный никак не насытится борьбой.

Пора остановиться!

 

Ув. Арсеке, я ему задал встречное предложение, если сможет оответить и тем самым обосновать свое "убийство" :az1: , то флаг ему в руки, а пока что судить о чем то рано. 

Сондықтан дауды доғарып тастауға ертерек деп ойлаймын.

 

 

АКБ - дайте перевод, иначе скрою пост.

 

Сондықтан дауды доғарып тастауға ертерек деп ойлаймын - Поэтому прекращать спор думаю рановато.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Насчет танцев у настоящих кочевников советую вспомнить так называемые половецкие пляски.

 

Не было никаких мужских плясок у половцев, это современная выдумка для оперной постановки. Кстати этот вопрос уже обсуждался в теме.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Танец "би, бий, биелгээ" - был у монголов (ойротов или западных) и у алтайских тюрков, казахов в том числе. Этот танец делается внутри юрты в ограниченном пространстве, поэтому в основном двигаются только руки, голово, корпус тела.

 

А современный танец "кара жорга" у казахстанцев, просто модификация современного типа как казахстанский "гангнам стайл".

У казахстанцев сделали популярным или привезли этот танец, наверное оралманы из Монголии.

 

Давайте послушаем знатока казаховеда-цаатана :) , он прав, за исключением того, что танцы были у казахов. А "Кара жорга" пришел из алтайских казахов, т.е. Синьцзяня КНР, а не из Монголии.    

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Танец "би, бий, биелгээ" - был у монголов (ойротов или западных) и у алтайских тюрков, казахов в том числе. Этот танец делается внутри юрты в ограниченном пространстве, поэтому в основном двигаются только руки, голово, корпус тела.

 

А современный танец "кара жорга" у казахстанцев, просто модификация современного типа как казахстанский "гангнам стайл".

У казахстанцев сделали популярным или привезли этот танец, наверное оралманы из Монголии.

 

Давайте послушаем знатока казаховеда-цаатана :) , он прав, за исключением того, что танцы были у казахов. А "Кара жорга" пришел из алтайских казахов, т.е. Синьцзяня КНР, а не из Монголии.    

 

Алтайские и китайские казахи - есть монгольские казахи они из одного края. Они как раз тесно уживались с монголами, и везде идут за монголами и живут рядом с ними.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Алтайские и китайские казахи - есть монгольские казахи они из одного края. Они как раз тесно уживались с монголами, и везде идут за монголами и живут рядом с ними.

 

Вы меня не поняли, поэтому пишите что попало. :)

 

Зря я использовал слово "Алтай", оно сбило Вас с толку. Уточню, что казахи под словом Алтай не имеют в виду сам Алтай, под этим названием понимают географический район в Синьцзяне (северной Джунгарии), населенный казахскими племенами. Казахи никогда не используют название "китайские", потому что в состав Китая этот район вошел по историческим меркам недавно, хотя казахские племена населяют этот район издревле.

 

А район западной Монголии, также населенный казахми, называют Кобда. Аналогично, казахи никогда не используют название "монгольские".

 

Между казахами Кобды (Монголии), казахами Алтая (Китая) и казахами Казак ели (собственно Казахстана) практически не было никаких связей с момента образования границ между СССР и КНР. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

түрік халқының Зейбек биі 2

түрік халқының Зейбек биі

Турецкий танец Зейбек. Видимо тоже слямзили у монголов? :)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если дальше так судит, то узбекский танец "андижанская полька" тоже танец монголов??? :lol:

"андижанская полька" по музыке и движениям напоминает татарский танец.

Учитывая, что слово полька происходит от Полония, Polska,  т.е. польский танец, видимо, такие танцы - наследие сарматского времени, распространившееся повсюду.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Думаю, что у всех оседлых ранее народов в культуре есть танцевальные традиции. У кочевников думаю, что тоже были свои танцы, в том числе и мужские.

 

Весь оффтоп, не относящийся к теме удален. Попрошу придерживаться темы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Происхождение казахского танца «Кара-жорга»

( на основе исследовательских записей народного художника Казахстана Аубакира Исмаилова)
А.М.Исмаилова


«проживая мифы, мы выходим из
Времени хронологического и вступаем
в пределы качественно другого времени,
Времени Сакрального»
М.Эллиаде «Аспекты мифа» 



Танцевальная культура в кочевом мире насчитывает тысячелетия. Появившись как ритуально-религиозное действо, танец стал постепенно обретать характерные бытовые особенности, разделяясь на виды и специфические подвиды, а также , в зависимости от ареала распространения танца, приобретая особенные местные черты.
У казахского народа танец имеет огромное количество разновидностей: танцы воинственные, охотничьи, имитационные танцы (наподобие танцев буркут-коян), танцы с чучелом («ортеке-би»), танцы баксы, сольные танцы, носящие индивидуальный почерк народного исполнителя, танцы с элементами танцев других народов («калмакша би»). Каждый танец исполняется по-особенному в зависимости от территории и области, именно поэтому в казахском танце несколько стилей исполнения у каждого танца: карагандинский стиль исполнения, джетысуйский, западно-казахстанский, а также сыньзяно-уйгурский и монгольский стили исполнения казахских танцев.
Один из наиболее популярных танцев, на истории и происхождении которого мы хотели бы остановиться: казахский танец кара-жорга.
Как пишет в своих исследовательских записях Аубакир Исмаилов: «Кара-жорга - танец, воплощающий в себе различные оттенки, приемы, в нем соединились воинственность и скоморошество, мягкая колыбельность и мобильность, быстрота и спокойная грациозность».
Кара-жорга имеет в народе несколько названий: «жоргалау», «жорганы еликтеу». Аубакир Исмаилов после долгих поисков , наблюдений, а также диалогов с очевидцами исполнения кара-жорга отмечает несколько стилей исполнения этого танца , который исполнялся по-разному в разных областях Казахстана. Существовали такие виды кара-жорга как: «кос-жорга», «еркек-жорга», в Восточном Казахстане кара-жорга исполнялся как парный танец на манер «кызалу-кашу», а на Каспии , по сообщениям Керея Кодарова ,кара-жорга называли «шайтанкок».Кроме того, особая манера этого танца существовали в Алтайском округе, в Сары-Суме, а также в Тарбагатае.
Первые записи танца кара-жорга были произведены Аубакиром Исмаиловым в 1928 году от Актая Маманова, руководителя художественной самодеятельности интерната Казкомуны в Петропавловске. Отдельные элементы танца Аубакир Исмаилов внес в свои записи, наблюдая за исполнением народного исполнителя Дюсенбека, в народе бытовало его сценическое имя «аркасыбар дуйсенбек», проживавшего в ауле №6 Тельмановского района Карагандинской области, на родине Аубакира Исмаилова.
В том же 1928 году Аубакир Исмаилов вместе со своим другом художником А.Шегебековым исполнили кара-жорга на сцене Дома культуры в Петропавловске. В своих записях этого танца Аубакир Исмаилов отмечает особое исполнение этого танца такими народными исполнителями как: Бижыбай Исхак( семиреченский вид кара-жорга), а также Доскея Алимбая.
В исследовании этого танца Аубакир Исмаилов отмечает важное обстоятельство, раскрывающее корни происхождения кара-жорга : «танец этот исполнялся чаще всего во время обряда «шильдехана».Эти строки наводят на мысль о непростом происхождении танца, а точнее, о его сакраментальном значении .
В своей книге «аспекты мифа» культуролог Мирче Эллиаде приводит слова представителей индейских племен: «если мы не знаем, откуда идет танец, не будем об этом говорить. Если нам неизвестно происхождение танца , нельзя его исполнять»,- говорит шаман из племени нахо, и как бы подтверждая его слова, танцор из племени уитото сообщает: «это мифы нашего отца, его собственные слова. они есть, и поэтому мы танцуем, и если бы он нам их не дал, то не было бы никакого танца» .
Сакральность танца кара-жорга не вызывает сомнений, возможно , исследуя его корни объясняя причины возникновения, расшифровывая заложенный тайный смысл, появляется хотя бы минимальная вероятность проникновения в тот сакральный мир номадов, утерянный за тысячелетия, а также в то Сакральное Время начал. Через исполнения космогонических мифов, поэты возвращали реальность к ее истоку, через исполнение мифа в танце, происходило аналогичное свершение. Именно об этом постоянно пишет в своих записях Аубакир Исмаилов , акцентируя больше на происхождении танца, его символах.
Время исполнения танца кара-жорга: время первой инициации ребенка –это время первого Посвящения ребенка в Мир, в общество, в семью. Этот момент в кочевом мире играл самую важную роль наряду с инициацией, религиозным посвящением и погребальным обрядом. В это время заново исполняется главный миф тюрков, миф о сотворении Мира, о Тенгри.
«Каждое новое рождение представляет собой символическое воспроизведение космогонии о мифической истории племени. Это воспроизведение имеет целью ритуально приобщить младенца к сакраментальной реальности мира и культуры и таким образом подтвердить его существование в соответствии с мифическими парадигмами. Более того : ребенок, который только что родился, приобщается к целому ряду начал». (Мирче Эллиаде) .
Исполнение танца кара-жорга в самый важный период для ребенка , возможно, имело несколько значений. Во-первых, приобщение ребенка к миру номадов:он знакомился с образом жизни кочевника, всегда находящегося на коне. Темп танца пытался передать основной настрой жизненной реальности кочевника, он создавал главное направление будущей жизни новорожденного – направление вперед, несмотря на препятствия, направление конструктива, оптимизма и мобильности. Кроме того в кара-жорга присутствует очистительный момент, а также охранительный, одновременно для ребенка и для пришедших гостей.
В подтверждение к вышесказанному приведем цитату Мирче Эллиаде: «термин “kalusari”, означающий «колдовские пляски», на уровне лингвистики восходит к римскому «саl»- «конь»-по ритмам, мелодиям и движениям –к очистительному ритуалу тайных обществ. А конь наряду с птицей , является медиатором между мирами, погребальным животным»
Мистический опыт всегда подкрепляется реальной действительностью, и сакраментальность танца кара-жорга , имеющего кроме космологического и очистительного значения, также охранительный признак, все же несет в себе и бытовые, социальные особенности казахского народа. Именно поэтому в замечаниях к исполнению танца кара-жорга Аубакир Исмаилов особо подчеркивает манеру исполнения этого танца: «Кара- жорга -танец джигита-наездника, знающего мастерство верховой езды. Он рисует веселое, задорное настроение всадника со всеми его повадками танец имеет жизнерадостный, задорный, стремительный, азартный характер» .
Вследствие огромной смысловой и символической нагрузки танец кара-жорга на протяжении огромного времени постоянно исполнялся в народе, приобретая новые особенности и стили.
Мы можем отметить исполнение этого танца такими исполнителями как Бижыбай Исхак, Доскей Алимбай.В 1936 году на фестивале народного танца в Москве танец кара-жорга исполнялся Сарсембаевым.Х., Утегеновым.М., Болшакбаевым.
В 1934 году Аубакир Исмаилов поставил танец кара-жорга для актерской группы ГИТИСа, а в 1939 году танец появился в репертуаре ансамбля народного танца при Государственной Филармонии также в постановке Аубакира Исмаилова.
Элементы танца кара-жорга были использованы в постановке спектакля «Айман-Шолпан» в балетмейстерской редакции Али Ардобуса и Аубакира Исмаилова. Можно говорить об особой манере исполнения танца в постановке балетмейстера Али Ардобуса, который обогатил танец кара-жорга новыми элементами.
В 1943 году на сцене Театра Оперы и балета им.Абая была поставлена «Казахская танцевальная сюита»,где также исполнялся кара-жорга в постановке Аубакира Исмаилова.
В 1959году танец кара-жорга заворожил всех зрителей на выставке достижений в Монреале своим ритмом, особым настроем и удивительной энергетикой.
Профессиональная запись танца кара-жорга была воспроизведена Аубакиром Исмаиловым в соавторстве с Дауреном Абировым в их совместном труде «Казахские народные танцы» в 1961 году.
Следует отметить также несколько видов музыкального сопровождения танца «Кара-жорга»: кроме мелодии общепринятой ,танец исполнялся под «Бозайгыр», а также , как отмечает Аубакир Исмаилов в своем исследовании, существовал третий музыкальный вариант мелодии для кара-жорга, под которую исполнял свой танец народный исполнитель Бижыбай Исхак.
Свое небольшое исследовательское эссе о танце кара-жорга мы завершим словами Аубакира Исмаилова: «В казахском народном эпосе, в легендах встречаются прямые указания о танцах и плясках. Но много разных причин :религиозных, социальных, тяжелая жизнь казахского народа в течение многих веков, варварское отношение колонизаторов и феодалов к культуре, способствовали забвению чудесного, жизнерадостного искусства танца казахов…но все же много танцев дошло до нашего времени, с разными манерами их исполнения в зависимости от областей Казахстана, где они исполняются по-разному, своеобразно, самобытно.»
----------------------------------------------------------
Краткие данные об авторе: 
Айым Муратовна Исмаилова в 1997 году закончила филологический факультет Алматинского Государственного Университета им.Абая (отделение русской и мировой литературы).В 2007 году выпустила поэтический сборник «История нежности»(Франция, Париж).Печатается в журналах «Аполлинарий», «Казахстанский мир балета», «Евразия». Статьи , опубликованные в 2010 году: «Мгновения из жизни другого»(«Казахстанский мир балета»,№1\\ «Нижинский-клоун Бога»( «Казахстанский мир балета»,№2)\\ «Казахский национальный танец кара-жорга» («Казахстанский мир балета»,№3)\\ «Номадология синема» («Евразия» №1)

http://turkolog.narod.ru/info/kz-qara.htm

Қара жорға ойнаңдар, қой десе де қоймаңдарqazaq1.gifflag_kz.gif
 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот именно что, мнения диаметрально противоположные.

 

А где собственно были все эти новоявленные "хореографы - исследователи" мужского казахского танца до появления репатрианта казаха из Китая? 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Казахские танцы с музыкой


Для АКБ и других, кто в танке.

Казахские танцы.

 

Если человек не хочет видеть и понять, то доказать невозможно!

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 
Для АКБ и других, кто в танке.
Казахские танцы.
 
Если человек не хочет видеть и понять, то доказать невозможно!

 

 

Все эти танцы-шманцы (кара-жорга, камажай и т.п.), приведенная вами картинка (кстати на ней не изображены казаки) и т.п. были придуманы в Советские времена, когда формировались театры и прочий массово культурный досуг. Все это мистификация нашей истории.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 
Для АКБ и других, кто в танке.
Казахские танцы.
 
Если человек не хочет видеть и понять, то доказать невозможно!

 

 

Все эти танцы-шманцы (кара-жорга, камажай и т.п.), приведенная вами картинка (кстати на ней не изображены казаки) и т.п. были придуманы в Советские времена, когда формировались театры и прочий массово культурный досуг. Все это мистификация нашей истории.

 

Да нет, это дореволюционные рисунки. 

Если человек сильно захотел во что упереться, то трудно отговорить от этого :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для АКБ и других, кто в танке.

Казахские танцы.
Если человек не хочет видеть и понять, то доказать невозможно!

 

Уважаемый Арсеке, ерунда этот рисунок, на нем казахи и казашки с правым запАхом халатов как халхи и маньчжуры, одно это уже вызывает подозрения, потом юрты какие-то чумовые, да и танцуют ведь женщины, если не считать пару захмелевших от кымыза киргиз-кайсаков.  :) 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Происхождение казахского танца «Кара-жорга»

( на основе исследовательских записей народного художника Казахстана Аубакира Исмаилова)
А.М.Исмаилова


«проживая мифы, мы выходим из
Времени хронологического и вступаем
в пределы качественно другого времени,
Времени Сакрального»
М.Эллиаде «Аспекты мифа» 



Танцевальная культура в кочевом мире насчитывает тысячелетия. Появившись как ритуально-религиозное действо, танец стал постепенно обретать характерные бытовые особенности, разделяясь на виды и специфические подвиды, а также , в зависимости от ареала распространения танца, приобретая особенные местные черты.
У казахского народа танец имеет огромное количество разновидностей: танцы воинственные, охотничьи, имитационные танцы (наподобие танцев буркут-коян), танцы с чучелом («ортеке-би»), танцы баксы, сольные танцы, носящие индивидуальный почерк народного исполнителя, танцы с элементами танцев других народов («калмакша би»). Каждый танец исполняется по-особенному в зависимости от территории и области, именно поэтому в казахском танце несколько стилей исполнения у каждого танца: карагандинский стиль исполнения, джетысуйский, западно-казахстанский, а также сыньзяно-уйгурский и монгольский стили исполнения казахских танцев.
Один из наиболее популярных танцев, на истории и происхождении которого мы хотели бы остановиться: казахский танец кара-жорга.
Как пишет в своих исследовательских записях Аубакир Исмаилов: «Кара-жорга - танец, воплощающий в себе различные оттенки, приемы, в нем соединились воинственность и скоморошество, мягкая колыбельность и мобильность, быстрота и спокойная грациозность».
Кара-жорга имеет в народе несколько названий: «жоргалау», «жорганы еликтеу». Аубакир Исмаилов после долгих поисков , наблюдений, а также диалогов с очевидцами исполнения кара-жорга отмечает несколько стилей исполнения этого танца , который исполнялся по-разному в разных областях Казахстана. Существовали такие виды кара-жорга как: «кос-жорга», «еркек-жорга», в Восточном Казахстане кара-жорга исполнялся как парный танец на манер «кызалу-кашу», а на Каспии , по сообщениям Керея Кодарова ,кара-жорга называли «шайтанкок».Кроме того, особая манера этого танца существовали в Алтайском округе, в Сары-Суме, а также в Тарбагатае.
Первые записи танца кара-жорга были произведены Аубакиром Исмаиловым в 1928 году от Актая Маманова, руководителя художественной самодеятельности интерната Казкомуны в Петропавловске. Отдельные элементы танца Аубакир Исмаилов внес в свои записи, наблюдая за исполнением народного исполнителя Дюсенбека, в народе бытовало его сценическое имя «аркасыбар дуйсенбек», проживавшего в ауле №6 Тельмановского района Карагандинской области, на родине Аубакира Исмаилова.
В том же 1928 году Аубакир Исмаилов вместе со своим другом художником А.Шегебековым исполнили кара-жорга на сцене Дома культуры в Петропавловске. В своих записях этого танца Аубакир Исмаилов отмечает особое исполнение этого танца такими народными исполнителями как: Бижыбай Исхак( семиреченский вид кара-жорга), а также Доскея Алимбая.
В исследовании этого танца Аубакир Исмаилов отмечает важное обстоятельство, раскрывающее корни происхождения кара-жорга : «танец этот исполнялся чаще всего во время обряда «шильдехана».Эти строки наводят на мысль о непростом происхождении танца, а точнее, о его сакраментальном значении .
В своей книге «аспекты мифа» культуролог Мирче Эллиаде приводит слова представителей индейских племен: «если мы не знаем, откуда идет танец, не будем об этом говорить. Если нам неизвестно происхождение танца , нельзя его исполнять»,- говорит шаман из племени нахо, и как бы подтверждая его слова, танцор из племени уитото сообщает: «это мифы нашего отца, его собственные слова. они есть, и поэтому мы танцуем, и если бы он нам их не дал, то не было бы никакого танца» .
Сакральность танца кара-жорга не вызывает сомнений, возможно , исследуя его корни объясняя причины возникновения, расшифровывая заложенный тайный смысл, появляется хотя бы минимальная вероятность проникновения в тот сакральный мир номадов, утерянный за тысячелетия, а также в то Сакральное Время начал. Через исполнения космогонических мифов, поэты возвращали реальность к ее истоку, через исполнение мифа в танце, происходило аналогичное свершение. Именно об этом постоянно пишет в своих записях Аубакир Исмаилов , акцентируя больше на происхождении танца, его символах.
Время исполнения танца кара-жорга: время первой инициации ребенка –это время первого Посвящения ребенка в Мир, в общество, в семью. Этот момент в кочевом мире играл самую важную роль наряду с инициацией, религиозным посвящением и погребальным обрядом. В это время заново исполняется главный миф тюрков, миф о сотворении Мира, о Тенгри.
«Каждое новое рождение представляет собой символическое воспроизведение космогонии о мифической истории племени. Это воспроизведение имеет целью ритуально приобщить младенца к сакраментальной реальности мира и культуры и таким образом подтвердить его существование в соответствии с мифическими парадигмами. Более того : ребенок, который только что родился, приобщается к целому ряду начал». (Мирче Эллиаде) .
Исполнение танца кара-жорга в самый важный период для ребенка , возможно, имело несколько значений. Во-первых, приобщение ребенка к миру номадов:он знакомился с образом жизни кочевника, всегда находящегося на коне. Темп танца пытался передать основной настрой жизненной реальности кочевника, он создавал главное направление будущей жизни новорожденного – направление вперед, несмотря на препятствия, направление конструктива, оптимизма и мобильности. Кроме того в кара-жорга присутствует очистительный момент, а также охранительный, одновременно для ребенка и для пришедших гостей.
В подтверждение к вышесказанному приведем цитату Мирче Эллиаде: «термин “kalusari”, означающий «колдовские пляски», на уровне лингвистики восходит к римскому «саl»- «конь»-по ритмам, мелодиям и движениям –к очистительному ритуалу тайных обществ. А конь наряду с птицей , является медиатором между мирами, погребальным животным»
Мистический опыт всегда подкрепляется реальной действительностью, и сакраментальность танца кара-жорга , имеющего кроме космологического и очистительного значения, также охранительный признак, все же несет в себе и бытовые, социальные особенности казахского народа. Именно поэтому в замечаниях к исполнению танца кара-жорга Аубакир Исмаилов особо подчеркивает манеру исполнения этого танца: «Кара- жорга -танец джигита-наездника, знающего мастерство верховой езды. Он рисует веселое, задорное настроение всадника со всеми его повадками танец имеет жизнерадостный, задорный, стремительный, азартный характер» .
Вследствие огромной смысловой и символической нагрузки танец кара-жорга на протяжении огромного времени постоянно исполнялся в народе, приобретая новые особенности и стили.
Мы можем отметить исполнение этого танца такими исполнителями как Бижыбай Исхак, Доскей Алимбай.В 1936 году на фестивале народного танца в Москве танец кара-жорга исполнялся Сарсембаевым.Х., Утегеновым.М., Болшакбаевым.
В 1934 году Аубакир Исмаилов поставил танец кара-жорга для актерской группы ГИТИСа, а в 1939 году танец появился в репертуаре ансамбля народного танца при Государственной Филармонии также в постановке Аубакира Исмаилова.
Элементы танца кара-жорга были использованы в постановке спектакля «Айман-Шолпан» в балетмейстерской редакции Али Ардобуса и Аубакира Исмаилова. Можно говорить об особой манере исполнения танца в постановке балетмейстера Али Ардобуса, который обогатил танец кара-жорга новыми элементами.
В 1943 году на сцене Театра Оперы и балета им.Абая была поставлена «Казахская танцевальная сюита»,где также исполнялся кара-жорга в постановке Аубакира Исмаилова.
В 1959году танец кара-жорга заворожил всех зрителей на выставке достижений в Монреале своим ритмом, особым настроем и удивительной энергетикой.
Профессиональная запись танца кара-жорга была воспроизведена Аубакиром Исмаиловым в соавторстве с Дауреном Абировым в их совместном труде «Казахские народные танцы» в 1961 году.
Следует отметить также несколько видов музыкального сопровождения танца «Кара-жорга»: кроме мелодии общепринятой ,танец исполнялся под «Бозайгыр», а также , как отмечает Аубакир Исмаилов в своем исследовании, существовал третий музыкальный вариант мелодии для кара-жорга, под которую исполнял свой танец народный исполнитель Бижыбай Исхак.
Свое небольшое исследовательское эссе о танце кара-жорга мы завершим словами Аубакира Исмаилова: «В казахском народном эпосе, в легендах встречаются прямые указания о танцах и плясках. Но много разных причин :религиозных, социальных, тяжелая жизнь казахского народа в течение многих веков, варварское отношение колонизаторов и феодалов к культуре, способствовали забвению чудесного, жизнерадостного искусства танца казахов…но все же много танцев дошло до нашего времени, с разными манерами их исполнения в зависимости от областей Казахстана, где они исполняются по-разному, своеобразно, самобытно.»
----------------------------------------------------------
Краткие данные об авторе: 
Айым Муратовна Исмаилова в 1997 году закончила филологический факультет Алматинского Государственного Университета им.Абая (отделение русской и мировой литературы).В 2007 году выпустила поэтический сборник «История нежности»(Франция, Париж).Печатается в журналах «Аполлинарий», «Казахстанский мир балета», «Евразия». Статьи , опубликованные в 2010 году: «Мгновения из жизни другого»(«Казахстанский мир балета»,№1\\ «Нижинский-клоун Бога»( «Казахстанский мир балета»,№2)\\ «Казахский национальный танец кара-жорга» («Казахстанский мир балета»,№3)\\ «Номадология синема» («Евразия» №1)

 

Источник: http://turan.info/forum/showthread.php?t=8035

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Казахская танцевальная культура

post33small1.jpgС музыкальным фольклором, свадьбой и сватовством, сопровождавшими их обрядовыми песнями, танцами, с играми-состязаниями, пантомимой непосредственно связана самобытная танцевальная культура казахского народа. Хотя многие канонические формы древних плясок не дошли до нас, в памяти народной остались их сюжетная тематика, традиционные увлечения многих поколений, идеалы танцевальной пластики, ибо этот вид искусства у казахов никогда не ограничивался определенной, раз и навсегда выработанной системой жестов, движений и «механикой» танца. Изучение фольклора, памятников материальной культуры, письменных источников, лексикона самого казахского языка дает основание утверждать, что танцы, будь это — шаманские, плясовые или игровые состязательные, сопровождали весь процесс развития казахского общества с глубокой древности до наших дней, обогащая его духовную культуру. Сохранились некоторые народные танцы, в которых прослеживаются мотивы жизненного уклада казахов в прошлом.

По сюжетной направленности, характеру и манере исполнения казахские танцы можно подразделить на следующие группы:

Ритуально-обрядовые — «Баксы ойыны», «Айкосак» (пляски баксы), «Жезтырнак» (пляска ведьмы), «Буынби» (танец суставов), «Жар-жар» (пляска с одноименной ритуальной песней), «Коштасу» (прощание невесты с подругами), «Айда, былпым» (танец молодухи), «Келиншек» (танец молодухи с парнем), «Шалкыма» (танец на каблуках);

Воинственно-охотничьи — «Сайыс» (поединок), «Акат» (танец по мотивам древней мужской пластики), «Клышпан-би» (танец с саблей), «Мерген» (танец с луком), «Коян-буркут» (заяц и беркут), «Кусбеги — дауылпаз» (танец с ловчей птицей и дауылпазом);

Бытовые подражательные — «Ормек-би» (танец ткачей), «Ортеке» (танец козла-прыгуна), «Каражорга» (бег иноходца), «Тепен-кок» (бег скакуна);

Массовые — «Алка-котан» (бок о бок), «Алтынай», «Кербез-би», «Ыргакты», «Каз-катар», «Балбраун», «Утыс-би», «Кокпар», «Косалка», «Шашу» и др.

post33small2.jpgНаиболее характерными особенностями казахского танца, исполняемого под аккомпанемент домбры, кобыза, дангры, являются экспрессивность исполнения, резкость движения, подвижность суставов, собранность корпуса в мужских танцах, гибкость талии, пластика рук — в женских. Специфичными были пляски на коне, доступные лишь более одаренному танцовщику, джигиту-наезднику, а также ночные хороводы вокруг костров у алтыбакана — переносных качелей и т. д. Не прибегая даже к историческим аргументам, в качестве доказательства против бытующего в среде некоторых специалистов мнения, что казахский народ в прошлом не имел своего танцевального искусства, можно указать прежде всего на наличие в казахском языке слов «би» — танец, «билеу» — танцевать, в арсенале музыкального фольклора так называемых «би-кюйев» — танцевальных ритмов. В этом отношении нельзя не согласиться с мыслью Л. Сарыновой о том, что «старинные народные пляски, следы которых удалось обнаружить не так давно, являлись не «зачатками примитивного танца», как часто называют их в наше время, и не «элементами танцевальности», а самобытным танцевальным искусством, выразительные средства которого определялись уровнем культуры патриархально-феодального общества». Искусством танца в прошлом владели в совершенстве многие певцы-импровизаторы, например, знаменитый певец Берикбол Копенов, прозванный Агаш-аяком (деревянной ногой), за умение танцевать на ходулях, Шашубай Кошкарбаев, Жунусбек Жолдинов, Карсак Копабаев и другие. Они были желанными на всех празднествах, ярмарках, где устраивались театрализованные танцы с пением, танцы-игры, показывающие силу и ловкость плясунов, представления, пронизанные пантомимой и шутками.

post33small3.jpgАвтору этих строк посчастливилось видеть выступление одного из старейших народных танцовщиков в 1966 году. В числе других на свадьбу сына одного из моих давних знакомых в Алма-Ате был приглашен и я. В разгар свадебного торжества, войдя в зал, в котором веселилась молодежь, обратил внимание на старика, наблюдавшего, прислонившись к стене, за «движениями-танцами» парней и девушек, исполнявших, кто как мог, рок-н-ролл и твист. В какое-то мгновенье, недовольный весьма непристойными, по его мнению, движениями танцующих, старик вышел в центр площадки и сам стал плясать, представляя публике какой-то незнакомый танец. Своими движениями и мимикой он изображал устремленный полет и охоту беркута — древнего символа мужества и благородства, его гордо посаженную голову, грозный взгляд, стальные когти, размах крыльев. Это был известный в павлодарском Прииртышье народный акын Жунисбек Жолдинов. Так я познакомился с этим удивительным человеком, талантливейшим представителем народных танцовщиков. В тот вечер он нам показал рисунки и основные движения таких старинных танцев, как «Айкосак», «Жезтырнак», «Клышпан-би», «Бала-буркут», «Казахско-калмыцкий танец», «Кусбеги», «Алка-котан» и др.

post33small4.jpgБолее того, в отличие от некоторых других мусульманских народов, казахи имели в прошлом парные танцы, исполняемые юношей и девушкой, например, «Келиншек», «Коян-буркут», плясовую песню «Кто знает, о чем вы» и др., хотя специальных школ по танцам в степях, разумеется, не было. Как свидетельствуют письменные источники, отдельные роды, племена имели своих мастеров-танцовщиков (кулар) на положении придворных шутов, забавников — комиков, трюкачей типа узбекских «маскорапазов». Мне довелось услышать однажды в Шимкенте, на вечере-диспуте из уст самого Мухтара Ауэзова об искусстве исполнителей народного танца «Ортеке», бытовавшего, по всей вероятности, у казахов и их предков с незапамятных времен и исполнявшегося странствующими танцовщиками — ортекешилер, изображавшими диких козлов, попавших нечаянно в овраг. Сюжетная линия этого танца прослеживается и на некоторых наскальных рисунках, в легендах и преданиях, дошедших до наших дней.

Узбекали Джанибеков

Источник: http://www.kazakhistory.ru/post33.php

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Танцевальная культура казахского народа известна с древних времен.


Народные танцы “Ормек би”, “Коян би”, показывающие жизнь охотников, шуточные, юмористические “Аю би”, “Насыбайшы”, “Ортеке”, “Каражора”, “Тепекок” — образцы древнего танцевального искусства.


Танец всесторонне раскрывает быт казахского народа, его любовь к искусству. В музыкальном фольклоре сохранилось исполнение на сцене песни, танца, песни в сопровождении танца и т.д. В народе широко распространены праздники по случаю окончания трудового года и его начала, другие торжества. На праздниках, тоях исполнители вступали в состязания и показывали зрителям свое танцевальное мастерство.


У казахов бытуют парные танцы девушки и джигита (“Коян-буркит”), редко встречающиеся у других восточных народов. Искусство танца передавалось из поколения в поколение, каждое племя имело своих мастеров. Казахские народные танцы не имели канонизированного вида. Чаще они исполнялись в форме импровизации. На танцевальных состязаниях эмоциональный жизнерадостный характер сочетался с хореографическими сценками. Эти особенности присущи танцу “Сылыма”.


Искусство танца верхом на коне имело свои особенности. Подчинить коня своему ритму могли только профессионалы.


Источник: http://www.vritme.kz/index.php?option=com_content&view=article&id=146&Itemid=115


Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Обсуждение о казахских народных танцах идет повсюду и активно. Вот, например,

Цитаты со страницы: http://www.kazakh.ru/talk/mmess.phtml?idt=47797

Самые красивые казахские танцы-Ногай-Кипчакские.Я видела как старик в Тургайской области плясал на деревяных досках.

Я знаю наш национальный танец (женский)с бубенчиками на запястьях,я знаю мужской танец кипчаков.

Кстати,в казахских танцах женщины танцевали на месте или становились в ряд,но двигались опять же не врозь,а рядно!Моя бабушка,посмотрев концерт по ТВ,заметила как-то,что казашки в танце никогда не носились как угорелые,никогда не скакали и не кокетничали.Главным в их танцах было достоинство!А вот мужчины-да!Они куражились так,что пыль стояла столбом!

До Голодомора у казахов было все.А теперь приходится по крупицам собирать утерянные сокровища.
Насчет \"кара-жорга\" вы ошибаетесь,называя его чужеродным.Там присутствуют элементы как монгольского,так и кипакского с выворачиванием ступней ,танцами на коленях и движениями рукой.Такие же элементы существуют и в уйгурском и узбекском и башкирском танцах.
Не забывайте,что этот танец принадлежал казахам юго-востока Казахстана,а мой кипчакский танец поинадлежит северо-западу и Центральному Казахстану!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...