Перейти к содержанию
Tengeribeki

Танец "Кара жорга" исконно кыргызский и казахский или заимстов

Рекомендуемые сообщения

16 минут назад, Nurbek сказал:

У казахов (и кыргызов думаю) есть такое явление которое можно назвать культ ұята. Что-то хочешь сделать, а тебе говорят қой, ұят болады. Жұрт не айтады. Так вот по казахским понятием мужской танец легко попадает в категорию ұят болады.

Щас даже появился такой термин ұятмен - человек любящий пристыжать других говоря ұят-ай ұят-ай :lol:

Танцевать это развлекать и угождать.

Мужики у кыргызов не танцевали, танцевали таджики бача бази.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 минуты назад, Zake сказал:

Хотелось бы выяснить  рациональные причины.

Мне кажется тут скорее надо искать причины появления этого танца у ойратов, чем отсутствия его у соседей.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, Samatq сказал:

Танцевать это развлекать и угождать.

Мужики у кыргызов не танцевали, танцевали таджики бача бази.

Вы думаете калмаки были менее суровыми номадами чем казахи и кыргызы? Они то танцевали. Откуда и когда они заимствовали танц. культуру?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, Nurbek сказал:

Мне кажется тут скорее надо искать причины появления этого танца у ойратов, чем отсутствия его у соседей.

Совершенно верно!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

14 минут назад, Zake сказал:

Вы думаете калмаки были менее суровыми номадами чем казахи и кыргызы? Они то танцевали. Откуда и когда они заимствовали танц. культуру?

Джунгары ближе к китайцам были чем мы

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

02.08.2021 в 18:20, Samatq сказал:

Танцевать это развлекать и угождать.

Мужики у кыргызов не танцевали, танцевали таджики бача бази.

Да танцевали и кыргызы и казахи. Просто ислам  запретил танцы и все, кроме зикра и все. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Слышал и видел в интернете  танец каражорга в исполнении захчинов, торгоутов и вообще монгол на их нац.инструменте и скажу вам не очень зажигательно звучит и нудно. Уснуть можно.  Не похож на экспрессивный танец. Вот на домбре  звучит экспрессивно и сразу перед глазами появляется картина   танцующего иноходца. И люди танцуют соответственно. Ведь кара жорга и означает иноходец 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

16 часов назад, Коралас сказал:

Слышал и видел в интернете  танец каражорга в исполнении захчинов, торгоутов и вообще монгол на их нац.инструменте и скажу вам не очень зажигательно звучит и нудно. Уснуть можно.  Не похож на экспрессивный танец. Вот на домбре  звучит экспрессивно и сразу перед глазами появляется картина   танцующего иноходца. И люди танцуют соответственно. Ведь кара жорга и означает иноходец 

 

Станцуете для форума Евразика, ув. Коралас? :D

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

03.08.2021 в 20:23, Коралас сказал:

Просто ислам  запретил танцы и все, кроме зикра и все.

У других мусульманских народов мужчины танцуют. Дело далеко не в исламе

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

02.08.2021 в 10:18, Nurbek сказал:

Все эти танцы имхо корнями уходят в Индию. Даже манера пения очень похожа на индийские песни из фильмов :)

 

истинно арийские танцы....:D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 02.08.2021 в 13:04, Nurbek сказал:

Тут я с АКБ соглашусь. Может кто-то и танцевал у себя дома, но не представляю чтобы на общих мероприятиях казахи устраивали мужские танцы. Это как то не по-казахски. По крайней мере в наших северных широтах это не принято совсем.

Да на свадьбах молодежь танцует, но это просто подражание русским обычаям. Отсутствие у казахов развитых техник даже женского танца уже о многом говорит.

раньше вплоть до 19 века на мероприятиях полуголые женщины повод верблюдов зубами развязывали, а сейчас такого нет, и когда про это написала Зира Наурузбаева, почти все возмущались, что такого не было

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

говорят что этот танец пришел от алтайских казахов

возможно был древним танцем еще до перехода в ислам, а может действительно что то новое

надо смотреть что было по танцам у средневековых монголов и тюрков

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 06.10.2023 в 09:09, Jagalbay сказал:

раньше вплоть до 19 века на мероприятиях полуголые женщины повод верблюдов зубами развязывали

 

Есть ссылка?

Интересно узнать где такое было и было ли вообще?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 hours ago, АксКерБорж said:

 

Есть ссылка?

Интересно узнать где такое было и было ли вообще?

 

https://www.caravan.kz/news/zachem-kazashki-vykhodili-obnazhennymi-k-verblyudu-872016/

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 10.10.2023 в 08:16, АксКерБорж сказал:

 

Есть ссылка?

Интересно узнать где такое было и было ли вообще?

 

за что диз? ))

«Взрослые игры» казахов – традиция Түйе шешу (soyle.kz)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

16 часов назад, Jagalbay сказал:

 

Я знаю, что вы слепо верите всему, что пишут и выкладывают на просторах интернета.

Лично мне верится в это с трудом. Простите меня за мой шала-казакский, но это масқара бетім-ау. :D

 

  • Одобряю 1
  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 06.10.2023 в 09:09, Jagalbay сказал:

раньше вплоть до 19 века на мероприятиях полуголые женщины повод верблюдов зубами развязывали, а сейчас такого нет, и когда про это написала Зира Наурузбаева, почти все возмущались, что такого не было

Речь в теме о танце. Вы же переводите тему на какой-то малоизвестный и очень сомнительный обряд, где нет никакого упоминания танца. Мы говорим про танец мужиков, когда они плечами делают характерные движения. Что общего у кара жорга и описываемого вами обряда?

  • Одобряю 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 12.10.2023 в 16:33, АксКерБорж сказал:

 

Я знаю, что вы слепо верите всему, что пишут и выкладывают на просторах интернета.

Лично мне верится в это с трудом. Простите меня за мой шала-казакский, но это масқара бетім-ау. :D

 

Подозреваю, что это какой-то "новодел" втор. половины 19 века, т.е. явно не древний обычай.

Русские вдоль и поперек изучали своих туземцев и если системно существовал бы такой обычай, то очень подробно расписали бы. 

Я думаю, этот кейс нужно подробно исследовать казахским этнографам, историкам.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

19 минут назад, Zake сказал:

Подозреваю, что это какой-то "новодел" втор. половины 19 века, т.е. явно не древний обычай.

Русские вдоль и поперек изучали своих туземцев и если системно существовал бы такой обычай, то очень подробно расписали бы. 

Я думаю, этот кейс нужно подробно исследовать казахским этнографам, историкам.

 

Согласен с вами.

А еще многие традиции имеют не всеказахскую распространенность, а местную того или иного региона и даже района. На вскидку, "жерге аунау" и прочие. Трясти буферами думаю тоже местечковая забава, надо подробнее расспросить знатока традиции, Jagalbaя.  :D

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 12.10.2023 в 16:44, Nurbek сказал:

Речь в теме о танце. Вы же переводите тему на какой-то малоизвестный и очень сомнительный обряд, где нет никакого упоминания танца. Мы говорим про танец мужиков, когда они плечами делают характерные движения. Что общего у кара жорга и описываемого вами обряда?

в том, что они вышли из памяти народа

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

15 часов назад, АксКерБорж сказал:

Трясти буферами думаю тоже местечковая забава

значит это ваша "местечковая забава" )) ведь Маргулан ваш земляк, да и Байкокше сосед из Семипалатинского уезда

 

Поэт Байкокше (1815-1890) в своей поэме «Тобышақ торы» в ярко описал Түйе шешу:

Онан соң ортаға әкеп қазық қағып,
Қазыққа майлы күйе қойды жағып.
Қазыққа бір түйе әкеп қойды байлап,
Кілем жауып, жібектен бұйда тағып.
…Бұл түйені әйелдер алсын деді,
Жалаңаш тістеп шешіп тісіменен.
Дәл сонда он сегізге келген жасы,
Кем емес бір әйелден оның басы.
Ақалуа, деп ат қойған, қолы жетпей,
Құмар болып сол елдің бозбаласы.
Жас қыздың таң қаларлық қылған ісі,
Өзгеріп шайылған жоқ аппақ түсі.
…Ортаға кеп шешініп жап-жалаңаш,
Аппақ ет, төгілмей қап-қара шаш.

***

Смысловой перевод автора статьи:
В середине поляны кол острый забит,
Потом обмазали его маслом тогда.
Верблюд арканом из шёлка привязан к нему,
На нём красивый ковёр, нагружено немало добра.
…Глашатай объявил: «Пусть женщина выйдет,
Обнажится сперва и узел зубами развяжет».
И вышла дева восемнадцати лет,
В округе не было её красивей и нет.
Акалуа светлоликую девушку звали,
О ней все джигиты степные мечтали.
Все вокруг в удивленье молчали,
От девушки такого не ожидали.
…Она ослепила всю степь своей красотой,
Длинные косы спадали волной.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, Jagalbay сказал:

значит это ваша "местечковая забава" )) 

 

Басталды. :D

 

9 минут назад, Jagalbay сказал:

ведь Маргулан ваш земляк,

 

Разве это слова А.Х. Маргулана?

 

10 минут назад, Jagalbay сказал:

да и Байкокше сосед из Семипалатинского уезда

Поэт Байкокше (1815-1890) в своей поэме «Тобышақ торы» в ярко описал Түйе шешу:

 

Кстати какой нынче район ВКО бывшая Кызыл-адыровская волость, откуда  как пишут был родом этот человек?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...