Перейти к содержанию
asan-kaygy

Хунну - Сюнну - Гунны-2

Рекомендуемые сообщения

Про зверей я акцентировал просто потому, что на них ссылаться совсем не корректно.

Маралы раньше везде обитали ... тот же бухарский олень, тоже является подвиом марала.

Если бы на Алтае проживало столько же людей и с плотностью как в Кыргызстане, уверяю Вас и там бы не оказалось соболя.

Так что, раньшу думаю, что на терр. Кыргызстана в древности все таки обитал соболь. С деятельностью человека соболь исчез.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Есть каракалпаки (черношапочники). А есть аккалпаки (белошапочники) - "аккалпакты", так казахи называли кыргызов (Ч.Валиханов).

Никто не спорит, кыргызы в Сибири были, но одновременно были и на Тянь-Шане. Кто из них основной народ и кто из них осколки? Тот же Шокан писал, что в 1746 г. в Усть-Каменогорскую крепость пришло 12 "кирги-калмыков" с семьями и объявили, что жили они прежде между Томском и енисейскими городами, напротив Красноярска на реке Белый Юс. В самом начале 18 века при отце Галдан-Церена к ним пришли 3 калмыцких зайсана - Дунар, Сандык и Чинбинь с 500 воинами, погромили кочевья и силою заставили киргизов идти в Зюнгорскую землицу. Молодой хан Чайныш подчинился и 3000 киргизских дымов покинули Юс навсегда и стали платить дань Галдану. Смешавшись с калмыками стали именоваться "киргиз-калмык". Также рассказывали они местному начальству, что их родичи, живущие в Сагайской степи (АКБ: в Хакасии) тоже слились с джунгарами и прозываются также "киргиз-калмык" и исправно платят ясак русским. Возможно, что именно эти 3 тысячи "дымов" или кибиток и составили калмыцкое колено, известное под названием "киргиз" (АКБ: хяргас).

Шокан считал, что тянь-шаньские киргизы упоминаются еще в 1253 году и что сами тянь-шаньские киргизы ничего не знают о Сибири, Енисее, Абакане и о тамошних киргизах, а своей пржней родиной считают Андижан и берега Иссык-куля и их кочевья доходили до Кашгара.

В открытом им "Манасе" он нашел свидетельства о том, что казахи и киргизы в свое время обитали в степях бок о бок с белыми ногаями от Ори до Сырдарьи.

Шокан подметил, что киргизы распространены "по направлению и положению горных хребтов". Главными местами обитания киргизов ученый считал горную страну верховьев Сырдарьи и Амударьи, хребет Алай, севернее ее - Тянь-Шань и Алатоо, на юг киргизы доходили до Гиндукуша.

Оставалось предположить, что в старину народ распространял свои кочевья по горным хребтам от Сырдарьи до истоков Кема. Но в один несчастливый год между сибирскими киргизами и тяньшанскими киргизами как клин появились джунгары, перекочевки киргизов тпрекратились.

Ранее я также изложил схожую версию, что еще до Чингизхана киргизы занимали горные районы двух смежных горных систем Тянь-Шаня и Алтая, а там недалеко и до истоков Кемчика и озера Киргиз-нор.

Короче истинные горцы! :qyrgyz_new:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

у нас так многие считают, особенно среди простых людей. связь Алтая и Тениртоо можно обосновать и через ландшафтную теорию - от горы до горы. все-таки до 1950 года историки были более смелы в своих предположениях и гипотезах. потом все закостенело. отсюда и четкая периодизация и местоположение всех народов. мне непонятно стремление придерживаться официальной истории - ясно же что просто одна точка зрения возобладала и ее включили в учебники, прросто заставив другие версии "замолкнуть". поэтому я лично за любые версии

а я думаю, что степь как море - не такое уж и непроходимое. племена от одного элей могли оказаться и за тысячи км от самого эля. другое дело, что центр наверное определяется тем, где был сам эл. наверное с 16 века уже точно есть 2 эля кыргызов и в Тениртоо и в Сибири. а как определить, кто из них главнее? центральнее? эл будет считаться разрушенным - если завоеватель поделит племена и роды по своему элю, а такого не произошло даже с завоеванными обоими элями, хотя сдается мне что Бугу было 6-м старым отоком ойратов и в санжире у них монгол, хотя и Алача есть. у Бугу два рога :ozbek:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

все-таки до 1950 года историки были более смелы в своих предположениях и гипотезах. потом все закостенело. отсюда и четкая периодизация и местоположение всех народов. мне непонятно стремление придерживаться официальной истории - ясно же что просто одна точка зрения возобладала и ее включили в учебники, прросто заставив другие версии "замолкнуть". поэтому я лично за любые версии

Мудрые слова.

что центр наверное определяется тем, где был сам эл.

а как определить, кто из них главнее? центральнее?

Имхо вот так: :)

Китайцы и другие упоминали и ходили не на север, а на запад, т.е. приблизительно в нынешние области кыргызов.

Да и численность нынешних кыргызов о чем-то да говорит. Сколько сейчас? 5 млн.? И сколько потомков остатков сибирских кыргызов в составе хакасов и монголов?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я не спорю с Вами - не доказываю своё ведение. Только даю справки. О которых я знаю. У нас монголоязычных про киргизов знают как о народе периода плиточников. Ареал территории можно определить как Бурятия, Забайкальский край и север Монголии как раз те территории где проживают современные буряты. Плиточники монголы называют "киргиз хур" - могила киргиза. Это как я понимаю 1 тысячилетие до н.э. Сразу здесь можно сказать возле плиточников часто устанавливали маленькие стелы, как охранников. Это назывался КЫРЫГсурами в переводе по смыслу охраник, принадлежащий. Также имеется в наличии Киргизкий каганат в союзе с аборигенами. Это 9 век нашей эры. Еще говорят о том что памирские и тяньшанские киргизы имеют большие различия. Где памирские пришли с запада а тяньшаньские с востока.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да и численность нынешних кыргызов о чем-то да говорит. Сколько сейчас? 5 млн.? И сколько потомков остатков сибирских кыргызов в составе хакасов и монголов?

Нашел точные данные у Н.А.Аристова (Опыт выяснения...), где он приводит стат. данные о численности тюркских народов за 1884-1885 годы:

Тюрки бассейна Енисея - 35 793 душ (это все этнические группы, в числе которых могли быть и осколки кыргызов)

Кара-киргизы 318 388 душ

Цифры говорят сами за себя - соотношение алатооских к енисейским ориентировочно 100 к 1.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нашел точные данные у Н.А.Аристова (Опыт выяснения...), где он приводит стат. данные о численности тюркских народов за 1884-1885 годы:

Тюрки бассейна Енисея - 35 793 душ (это всех, в числе которых могли быть и осколки кыргызов)

Кара-киргизы 318 388 душ

Цифры говорят сами за себя.

Уважаемый АксКерБорж, приведу ссылку от АДМИН. Вашего сайта:Rust

Рустам Абдуманапов

С ойротскими чоросами связывают кыргызское племя "чоро". Следует отметить, что слово "чоро" в кыргызском имеет значение "богатырь" - в эпосе "Манас" фигурирует дружина Манаса, состоящая из 40 чоро.

Если не ошибаюсь чоро"с - где "с" является монгольским аффиксом множественности (пусть лингвисты поправят).

С уважением.

К этому инфо могу предложить свой протомонголизм: (За ранее извиняюсь если приношу неудобства, но считаю история не бывает однобокой) Я не лингинист, но думаю с моим бурятским языком (языком моих предков) могу дать определённые объяснения по истории. Итак - слово ЧОРО переводится как - шустрый, быстрый, сильный, которые можно заменить одним словом -БОГАТЫРЬ. Слово ЧОРОС - это слово ЧОРО , когда отвечаешь на вопрос КАКОЙ ЭТО НАРОД? - можно ответить ЭН КУНД ЧУРАС (ЧОРОС) ИХ БЯН. Слова ЧОРОС и ЧУРАС имеют один и тот же смысл.

Сразу по Киргизии (в первой части) возникали вопросы по словам ЧУЮЕ и ЧУМИ. По Чуюе - переводится как шум. Чуми - переводится как шумливый (имеет характеризующий фактор чего либо)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Китайцы и другие упоминали и ходили не на север, а на запад, т.е. приблизительно в нынешние области кыргызов.

Да и численность нынешних кыргызов о чем-то да говорит. Сколько сейчас? 5 млн.? И сколько потомков остатков сибирских кыргызов в составе хакасов и монголов?

Ваша направленность мысли понятна и глубоко "импонирует" монголоязычным. Когда казах направляет киргиза считать монголов остатками сибирских киргизов. Давайте немного углубимся в основную тему СЮННУ ХУННУ ГУННУ, где динлины, бывшие союзники западных ХУННУ, составлявшие правое крыло отошли от большого ХУННСКОГО раздрая в минусинскую котловину в период 50 г до н.э. - 50 г н.э. После 50 годов н.э. когда западные ХУННУ начинают отход на запад, часть западных ХУННУ оседают на союзнические динлиновские земли. Иначе говоря находят приют у народа ДИНЛИН. Где межэтнические взаимоотношения начатые с периода Модэ продолжают происходить, где преобладающий фактор R1a1 у динлин начинает идти на понижение с увеличением фактора С3 и N. С дальнейшим процессом отхода ХУННУ на запад под давлением прокитайской политики,часть динлинов уходит на запад вместе с ХУННУ и участвует в экспансии на запад ХУННУ. При развале истории ГУННУ они становятся памирскими КИРГИЗАМИ. А оставшаяся часть ДИНЛИНОВ делится на ХАКАСОВ и ЕНИСЕЙСКИХ КИРГИЗОВ (тянь шаньские). Название ХАКАС (ХАГАС) как раз и переводится как ПОЛОВИНА. ( Есть вариации перевода как МЕТИСЫ). Наличие памирских киргизов в Киргизком Каганате для меня остаётся под большим вопросом, но факт связи киргизов с ХУННУ остается конкретно доказанным явлением. Где последующие факты взаимоотношений доказывают о дружелюбнических отношениях. Здесь приводится только взаимоотношения кыргыз хунн с западными ХУННУ. Не касаясь взаимоотношений ЮЖНЫХ (ВОСТОЧНЫХ) ХУУ (ХУННУ) с КИРГИЗАМИ.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Продолжая мысль о братских отношениях приведу факт о встрече енисейских киргизов с Джучи, где была сделана согласованность по взаимоотношениям. Фактор МЕРКЕТИЗМА у Джучи и наличие МЕРКЕТИЗМА у КИРГИЗ и у других народов явилось причиной быстрого перемещения войск Джучи до Хорезма.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4. вполне возможна связь Бугу с бурятами почему бы и нет. там было столько потрясений - я не думаю что племена были такими уж цельными, часть могла остаться, с таким же именем - примеров племен с одинаковыми названиями куча в истории тюрко-монгольской общности

Уважаемый eleri, хочу Вас обрадовать или огорчить, даже не знаю как выразиться. Вообщем я на счёт связей западных ХУННУ с киргизами. Сегодня покопался в исторических материалах. Рассуждая о том что киргизы по родству с нами стоят чуть чуть подальше чем хакасы. Начал искать эту тему у хакасов в надежде найти более близкие параллели. Естественно, как говорят дыма без огня не бывает нашел исторический материал хакаского историка Виктора Яковлевича Бутанаева "Кыргызкое государство (VIв н.э. -1207г н.э.)"http://www.dalaruh.kz/articles/view/152

Материал выдан не полностью отрывочно - выдерками, но тем не менее можно сказать что 90% имеются соответствия с моими выкладками. Буду приводить текст и делать маленькие комментарии.

"""Впервые этноним "кыргыз" (в китайской форме "гяньгунь", "цзяньгунь", "гэгунь") упоминается в китайских источниках династии Хань в 201 году до н. э. в перечне названий северных племен и владений, покоренных гуннским (хунну, сюнну) государем Модэ-шаньюем. [Бичурин. 1950.с. 50] В III - I вв.до н.э. владение Гяньгунь (Цзянькунь) "составляло западные пределы хуннов", располагалось "северо-западнее Канцзюй", а смежная страна Динлин находилась "севернее Канцзюй".""" ------- В подтверждении того что западные ХУННУ и протокиргизы составляли правое крыло.

"""Обобщив имеющиеся сведения, он заключил, что первоначальный район обитания гяньгуней должен был располагаться "восточнее земель усуней", в северо-западной Монголии в окрестностях озера Кыргыз-Нур""" ------ протокиргизы не входили в этнос уйсун - протоказахов.

"""В результате гуннских завоеваний гяньгуни в I в. до н.э. передвинулись из Северо-Западной Монголии в Минусинскую котловину на Енисей.""" ------ совпадает период отхода в котловину. Но причину называет в результате завоеваний, хотя процесс завоевания прошел ещё при Модэ. Это был скорее отход от ХУННУ при их развале.

"""В начале I тыс. н.э., в период таштыкской культуры, гяньгуни "перемешались с динлинами" и в результате ассимиляции динлинов гяньгунями в Минусинской котловине сформировались енисейские кыргызы. """ ------ совпадает период образования киргизов. При отходе на запад ХУННУ. Но есть разночтения. У меня ХУННУ -_БУРУТЫ, у него гяньгуны (возможно хан куны - предположение). Здесь я предполагал, что хакасы будут себя относить к динлинам, но в текстах четко определяется принадлежность к гяньгуням.

"""В начале I тысячелетия н.э. уже довольно определенно можно сказать, что места обитания кыргызского этноса располагаются в горно-степных долинах Среднего Енисея. В V в. н.э. китайские источники сообщали: "Племя цзянькунь (кыргыз) не принадлежит роду волка [т.е. тюркам Тюркского каганата – Б.В.]. Пещера, где родился их предок, находится к северу от гор Цюйманьшань [т.е. Кёгмен - Западные Саяны – В.Б.] (Они) сами рассказывают (о происхождении своего предка), как в глубокой древности, ниспосланный сверху Дух спарился с коровой в этой пещере". [Материалы. 2003. т.2. с. 32] Коровой у тюрков Саяно-Алтая принято называть не только буренок крупного рогатого скота, но и самок лосей, маралов и оленей. В таком случае, миф о происхождении кыргызов напоминает родословную монголов. Как гласил знаменитый литературный памятник "Сокровенное сказание монголов": "Предком Чингисхана был Борте-Чино [т.е. Серый Волк – В.Б.], родившийся по изволению высшего неба. Супругой его была Гоа-Марал [т.е. Прекрасная Лань – В.Б.]" [Сокровенное. 1990. с. 12].""" ------- параллели есть, но раньше автор говорил о гяньгунь а тут говорит о цзянькунь (возможно Цзе кун, ЗЭЭ КУН - племяник от сестры.)

"""Согласно историческому фольклору хакасов, свое самоназвание кыргызы получили, якобы, от родоначальницы по имени "Хыр хыс" (букв. Седая дева). Среди тянь-шаньских киргизов широко бытует легенда о происхождении их названия от сорока девушек - "кырк кыз". Легенду о происхождении этнонима от сорока девушек, распространенной на Тянь-Шане, в настоящее время хакасы не помнят. Однако еще в XIII в. китайская летопись Юань-ши зафиксировала данные местного фольклора о том, что кыргызы Енисея ведут "свое происхождение с тех пор, как сорок девушек земли Хань [т.е. Китая - В.Б.] вступили в брачный союз с мужчинами Усы [т.е. жителями долины р. Уса, правого притока Енисея - В.Б.]. По этому значению (сорок) и назвали свои земли". [Материалы. 2003. с. 53] Данный сюжет свидетельствует об общих фольклорных традициях енисейских и тянь-шаньских кыргызов, что говорит об их единых истоках.""" -------соответствует по связям енисейских и тяньшанских киргизов.

""""Средневековые археологические памятники Хакасско-Минусинского края исторический фольклор связывает с кыргызами, которые оставили после себя многочисленные погребения с каменными насыпями и стелами. Только на территории Хакасии насчитывается более 30 могильников под названием "хыргыс сööктерí" - кыргызские могилы или "хыргыс сыыраттары" - т.е. кыргызские кладбища. [Бутанаев В.Я. 1995. С. 190 - 191] У местного населения они вызывают особое чувство почтения, которое не наблюдается по отношению к тагарским (скифским) курганам. Хакасы, поравнявшись с кыргызскими могилами, кланялись и окропляли их вином. Рядом с ними запрещалось ставить юрты, иначе загробные души кыргызов ( "хыргыс сунези" ) возмутившись, напустят болезни, от которых можно избавиться только с помощью шаманов. До сих пор средневековые, т.е. домонгольские времена, по-хакасски именуются "хыргыс тузы" - кыргызская эпоха. [Бутанаев В.Я., Бутанаева И.И. 1996.с. """ -------- соответствует информации по монголии -киргиз хур (киргизкие могилы). В бурятской среде так не говорят отождествляют со своими предками.

"""Таким образом, среди кыргызского населения встречались представители как европеоидов, так и монголоидов. """ --------- По вопросу % изменения гаплотипов с R1a1 на С3 и N.

"""Археологические памятники кыргызской культуры VI – XIII вв. н.э. широко распространены по всей Минусинской котловине от подножий Саян до верховьев Чулыма. В 1Х – Х вв. они известны на территории Тувы. К ним относятся курганы "чаа-тас"; каменные могильники с характерным для кыргызов погребальным обрядом кремации; временные зимние и летние поселения; горные крепостные сооружения; рунические письмена; петроглифы с тамгами; клады.""" ------- Слово ЧААТАС переводится как сжечь. ЧААТАХ, ЧИТАХА.

"""Анализ изменений в кыргызской культуре в настоящей работе охватывает периоды раннего и развитого средневековья - с VI по XIV век н.э. В течение рассматриваемого временного интервала кыргызская культура неоднократно меняла свой облик под воздействием внутренних и внешних причин. Каждое изменение соответствует определенному хронологическому характерному типу памятников, либо по наиболее значимому историческому событию, отразившемуся на облике материальной культуры кыргызов.""" ------- изменения происходят с началом образования Тюрского каганата, где киргизы начинают называть себя тюрками.

Составляя логическую цепочку исторических фрагментов можно сказать что данный народ был в очень близких отношениях с ХУННУ правого крыла т.е. с западными ХУННУ. Вопрос кто был главнее в то время не стоит, главное находятся грани родства КИРГИЗОВ с ХУННУ.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый АксКерБорж, приведу ссылку от АДМИН. Вашего сайта:Rust

Рустам Абдуманапов

С ойротскими чоросами связывают кыргызское племя "чоро". Следует отметить, что слово "чоро" в кыргызском имеет значение "богатырь" - в эпосе "Манас" фигурирует дружина Манаса, состоящая из 40 чоро.

Если не ошибаюсь чоро"с - где "С" является монгольским аффиксом множественности (пусть лингвисты поправят).

С уважением.

К этому инфо могу предложить свой протомонголизм: (За ранее извиняюсь если приношу неудобства, но считаю история не бывает однобокой) Я не лингинист, но думаю с моим бурятским языком (языком моих предков) могу дать определённые объяснения по истории. Итак - слово Чоро переводится как - шустрый, быстрый, сильный, которые можно заменить одним словом -БОГАТЫРЬ. Слово ЧОРОС - это слово ЧОРО , когда отвечаешь на вопрос КАКОЙ ЭТО НАРОД? - можно ответить ЭН КУНД ЧУРАС (ЧОРОС) ИХ БЯН. Слова ЧОРОС и ЧУРАС имеют один и тот же смысл.

Сразу по Киргизии (в первой части) возникали вопросы по словам ЧУЮЕ и ЧУМИ. По Чуюе - переводится как шум. Чуми - переводится как шумливый (имеет характеризующий фактор чего либо)

Хун-сан, возможно Вы и правы, но в казахском языке эти слова тоже имеются и ведут свое происхождение из древнетюркского:

Шора (так, а не Чоро, будет по правилам казахской фонетики):

1. правитель, повелитель, господин;

2. почти синоним торе (белая кость);

3. дети правителей, аристократов, белой кости;

4. близкие соратники-приятели именитых батыров;

5. девочка, воспитанная как мальчик.

"С" - я думаю своего рода словообразовательный аффикс (аралас, қоралас, жолдас, құрдас, қарындас, төбелес, көтеріліс и т.д.)

Чуюе, Чуми - В числе племен Западного Тюркского каганата упоминаются: чуюе, чуми, чумугунь, чубань (в науке - чуйские), которые созвучны с поздними племенами, вошедшими в состав казахов (шуйе, шумекей, шобан).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А оставшаяся часть ДИНЛИНОВ делится на ХАКАСОВ и ЕНИСЕЙСКИХ КИРГИЗОВ (тянь шаньские). Название ХАКАС (ХАГАС) как раз и переводится как ПОЛОВИНА. ( Есть вариации перевода как МЕТИСЫ).

Уважаемый Хун, названия хакас ведь не существовало, принято считать, что это одна из китайских форм передачи этнонима кыргыз (хагяс). Хотя я лично предполагаю, что в отличие от других китайских написаний этнонима кыргыз (килицзы, киликис и др.), хагяс - это передача названия какого-то другого этнонима, я предполагаю что это название племени каракас (каргас).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Продолжая мысль о братских отношениях приведу факт о встрече енисейских киргизов с Джучи, где была сделана согласованность по взаимоотношениям. Фактор МЕРКЕТИЗМА у Джучи и наличие МЕРКЕТИЗМА у КИРГИЗ и у других народов явилось причиной быстрого перемещения войск Джучи до Хорезма.

Вы про меркитский меркитизм? :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хун-сан, возможно Вы и правы, но в казахском языке эти слова тоже имеются и ведут свое происхождение из древнетюркского:

Шора (так, а не Чоро, будет по правилам казахской фонетики):

1. правитель, повелитель, господин;

2. почти синоним торе (белая кость);

3. дети правителей, аристократов, белой кости;

4. близкие соратники-приятели именитых батыров;

5. девочка, воспитанная как мальчик.

"С" - я думаю своего рода словообразовательный аффикс (аралас, қоралас, жолдас, құрдас, қарындас, төбелес, көтеріліс и т.д.)

Чуюе, Чуми - В числе племен Западного Тюркского каганата упоминаются: чуюе, чуми, чумугунь, чубань (в науке - чуйские), которые созвучны с поздними племенами, вошедшими в состав казахов (шуйе, шумекей, шобан).

Пункты 1-5 соответствуют по смысловому понятию как ПРОДВИНУТЫЕ. Пусть будет ШОРО, у нас звучит как ШУРО. Аффикс С у нас сильно не практикуется, но это есть у монголов и калмыков.

Чоно, Чусан, Чую - монголо-калмыцкий говор. У нас - Шоно, Шуhан, Шую. Слово ШУМЕКЕЙ - ШУМНЫЙ ЧЕЛОВЕК.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый Хун, названия хакас ведь не существовало, принято считать, что это одна из китайских форм передачи этнонима кыргыз (хагяс). Хотя я лично предполагаю, что в отличие от других китайских написаний этнонима кыргыз (килицзы, киликис и др.), хагяс - это передача названия какого-то другого этнонима, я предполагаю что это название племени каракас (каргас).

Уважаю Ваше мнение. Но на месте хунну хакасов я назвал бы ХАХАСами. Они нас называют Пырат. У нас взаимно без обид.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Где то так! Говорит потомок Хоридай меркита.

Вы мне в какой-то степени родственник. Среди наших абак-кереев есть целое верхнеиртышское племя меркит, часть которых кочует в Монголии и в Джунгарии. B) Наверняка и ДНК маркеры должны совпасть, правда я в этом слабак .

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Слово ШУМЕКЕЙ - ШУМНЫЙ ЧЕЛОВЕК.

У нас Шөмөкей - половник. Есть что-то в этом рациональное - лить воду, т.е. шуметь. :D Да и в русском шум... B)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вы мне в какой-то степени родственник. Среди наших абак-кереев есть целое верхнеиртышское племя меркит, часть которых кочует в Монголии и в Джунгарии. B) Наверняка и ДНК маркеры должны совпасть, правда я в этом слабак .

Пора обниматься!!!! То что я искал в последние годы видимо начал находить. Будем знакомы.

Да я тоже не генетик, но в последнее время вроде начал азы понимать,,,,, которые по мужской линии идут и которые по женской. Как я понимаю, Y гаплотип С3 Ваш казахский и протоказахский (давно заметил на Вашей ВИЗИТКЕ(честно сознаюсь) и по инфо "казахская генетика") и в тоже время наш протомонгольский и современный (тут сам бох велел знать свои гены). Он видимо распространился по Евразии не только при Чингисе но и раньше в ХУННСКОЕ время. Вот по мутационным расчетам мне ничего не понятно, особенно когда генетики начинают делать расчеты по мутациям и накладывать на исторические процессы которые не всегда совпадают с действительностью.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У нас Шөмөкей - половник. Есть что-то в этом рациональное - лить воду, т.е. шуметь. :D Да и в русском шум... B)

Ну если подгонкой заниматься ---- ШУМЕГ - сито, для отделения воды, влаги от других крупных предметов - овощи, макароны, рис.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вы мне в какой-то степени родственник. Среди наших абак-кереев есть целое верхнеиртышское племя меркит, часть которых кочует в Монголии и в Джунгарии. B) Наверняка и ДНК маркеры должны совпасть, правда я в этом слабак .

У нас этот вопрос очень шепитильный, потому что наши не хотят быть в конфликтных отношениях с халхами. Всячески стараются уводить эту тему на других. Меркит перевод мергэд - меткие. На современном этапе на чемпионате России по стрельбе из лука наши составляют 25-30 % от всего состава участников. Наш Ешеев является председателем олимпийского орг. комитета России по стрельбе из лука. Меркиты (по моим расчетам) составляли пласт западных ХУННУ, которые не участвовали при отходе на запад - экспансии на Европу. А оставались на своих землях под протекторатом сянбийцев. Такая мысль наводит наличие у алтайских ХО-МЕРКИТОВ Y гаплотип, где имеется большое % наличие N гаплотипа без проникновения других гаплотипов, таких как у большинства бурят. Он очень консервативный, видимо народ со старых времён старался не смешиваться с другими этносами. Меркиты есть у калмык, у Вас. Естественно есть они у киргизов, но современное наименование мне не известно. Гаплотип должен быть немного отличным от стандартного киргизкого - по моим расчетам с отсутствием гаплотипа R1a1 или с мизерными показателями. И без разноцветного букета, который есть у киргизов. Вообще если у Вас есть знакомые спецы генетики можно пробить данный вопрос. Ну и к месту можно напомнить что Ваши джучиды должны иметь преобладание N гаплотипа. Могу я и ошибиться в своих ПРЕДПОЛОЖЕНИЯХ. Но факт ПРЯТАНИЯ меркитов во время похода Джучи на запад НАЛИЦО. Они распределены по многим народам, начиная с восточной Сибири кончая Средней Азией. У КЕРЕД они должны быть пришлыми.

Тема ИРТЫША также есть у западных ХУННУ когда они в 90 годах н.э. при отходе договорились местом сбора сделать иртышские степи, которые на современном этапе называются БАРАБИНСКИЕ СТЕПИ. Название БАРАБА появилось в период прибытия западных ХУННУ. На бурятском языке когда кочевники группами доходят до назначенного (запланированного) места, восклицают (имеется в виду буряты); -" ГАЗАРА БАРАБА", что значит в прямом переводе -ПРОШЛИ ЗЕМЛИ, в смысловом понятии - ДОШЛИ ДО МЕСТА. По этой причине степи называются - степи БАРАБА.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У нас Шөмөкей - половник. Есть что-то в этом рациональное - лить воду, т.е. шуметь. :D Да и в русском шум... B)

В Чуйской долине по логике должна протекать река. Вопрос - как она называется? И по Вашей логике не шумливая ли она? Ну и по моей логике может эта долина была местом многих конфликтов - т.е. долина была шумным местом?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

говорят там вначале была торговля опиумом, потом просто заменили на соболя

если по теме - я не особо доверяю арабо-персидским источникам прежде всего потому что

1. зачастую они компилируют старые источники без ссылок и без упоминаний о времени источника и поэтому многие народы могли уже уйти оттуда, а географы все еще ставят их туда - кажется это всегда есть в критике географий от арабо-персов

2. сами географы ведь не были путешественниками - они писали что слышали, а не что видели - а это большая разница

3. можно и Тениртоо и Кем, и того и другого и даже бех хлеба :ozbek:

4. вполне возможна связь Бугу с бурятами почему бы и нет. там было столько потрясений - я не думаю что племена были такими уж цельными, часть могла остаться, с таким же именем - примеров племен с одинаковыми названиями куча в истории тюрко-монгольской общности

Сразу говорю (шучю) Наркотой не занимался, и за предками такого не наблюдал.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Про Кем. И сейчас есть притоки Енисея - Кемчики, большой и малый.

"Кем кече" просто объясняется даже с совр. кыргызского:

[/size]

Отсюда и слово "кеме" - корабль.

Уважаемый Rust, мои переводы надо заметить очень делитанские, потому что в тюрском языке я специлист никакой. Даже на единицу не тяну. Понятия появляются когда есть параллель с монгольским языком. Заранее извиняюсь, за потраченное Вами зря время.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...