Перейти к содержанию
asan-kaygy

Хунну - Сюнну - Гунны-2

Рекомендуемые сообщения

 

Хазанов А.М. считает, что: «Очень вероятно, что переход к кочевому скотоводству во Внутренней Азии связан с какими-то давлениями или импульсами с запада. Археологические и антропологические материалы также свидетельствуют о том, что в I тыс. до н. э. в Монголию проникают скотоводы из Казахстана, Центральной Азии и, возможно, Алтая…Неолитические обитатели Монголии и Забайкалья были не кочевниками, а охотниками и собирателями».

 

На монгольских скалах рисованы многие пастухи и даже юрт, относящиеся к неолиту. Тюркские народы до сех пор никак не понимают, что монгольская археологическая наука развивается с первого половина 20 века.

icon_56_TeeVee.gificon_error.gificon_lol_3.gif

 

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D1%85%D0%B5%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F_%D0%B2_%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%B8

 

В 2006 году в местности Олон гуурийн гола открыл нетронутую могилу пазырыкского типа в мерзлоте, где над срубом были положены два коня с уздой и седлом. Покойника хоронили в беревенчатых срубах, устеленных войлоком черного цвета. Он был одет в сурковую шубу, в коротких шортах из ткани, с длинныими войлочными сапогами, войлочную шапку с верхушкой в виде птичьей головы, с поясом, украшенным деревянной пряжкой. Кроме того, найдены многочисленные укращения, вырезанные из дерева в виде оленя, лощадей, головы горных козлов, диадемы с изображением парных зверей, скроее всего волков и т.д. Вместе с покойником клали полный набор вооружения: лук со стрелой, бронзовый чекан с деревянной рукояткой, бронзовый кинжал в деревянных ножнах, деревянный щит и т.д. Возле головы покойника был поставлен керамический сосуд, сделанный из рога архара, деревянный сосуд и большая палица на ножках. Одним словом, обеспечивали покойника всем, что ему надо в загробной жизни. Судя по комплексу находок, он был скотоводом, охотником и воином.

 

 

Возле головы покойника был поставлен керамический сосуд, сделанный из рога архара, деревянный сосуд и большая палица на ножках :unsure: 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 1994-2000 годах монголо-российско-американская экспедиция под руководством Д. Цэвээндоржа, В.Д. Кубарева и Э. Якобсона производила изучения петроглифов Монгольского Алтая. В ходе исследований были открыты ряд памятников. Самым грандиозным из них считается петроглифы Цагаан салаа и Бага Ойгор, где открыты более 10 000 сцен. Из них выборочно были опубликованы около 1400 сцен в двух томах в Париже, в одном томе в Новосибирске и несколько статей. Эти памятники датируются от палеолита до средневековья. Палеолитическим временем датируются несколько рисунков мамонтов. А в другой местности у горы Шивээт Хайрхан и в верховье реки Цагаан гола (Хух чулуу, Шивээт Хайрхан, Хар салаа, Цагаан салаа, Хар чулуу) были найдены более десяти тысяч сцен петроглифов. В местности Арал толгой обнаружено местонахождение петроглифов датируемые от мезолита до бронзового века. Мезолитическим временем датируются изображения лошадей. Петроглифы Арал толгоя изданы отдельным монографией в Монголии. Основная масса петроглифов Монгольского Алтая датируются бронзовым и ранним железным веком.   

expedition_2.JPG   

В 2005 году российско-монгольская археологическая экспедиция под руководством Н.В. Полосьмака и Н.Эрдэнэ-Очир раскопала большую могилу хуннской знати в пади Суджигт в горах Ноён уула, где были обнаружены многочисленные уникальные находки, такие как несколько серебряных пряжек с изображением однорогого небесного козла, крылатого козла и с изображением дракона. Уникальной находкой является округлая пряжка с изображением античных сюжетов.     

     В 2004-2006 годах монголо-российско-германская экспедиция под руководством Д. Цэвээндоржа, В.И. Молодина и Г. Парцингера занималась исследованием, поиском и раскопками пазырыкского кургана на территории Монгольского Алтая.   

     В местности Олон гуурийн гол эта экспедиция открыла нетронутую могилу пазырыкского типа в мерзлоте, где над срубом были положены два коня с уздой и седлом. Покойника хоронили в бревенчатых срубах, устеленных войлоком черного цвета. Он был одет в сурковую шубу, в коротких шортах из ткани, с длинными войлочными сапогами, войлочную шапку с верхушкой в виде птичьей головы, с поясом, украшенным деревянной пряжкой.   

expedition_3.JPG

 Кроме того, найдены многочисленные украшения, вырезанные из дерева в виде оленя, лошадей, головы горных козлов, диадемы с изображением парных зверей, скорее всего волков и т.д. Вместе с покойником клали полный набор вооружения: лук со стрелой, бронзовый чекан с деревянной рукояткой, бронзовый кинжал в деревянных ножнах, деревянный щит и т.д. Возле головы покойника был поставлен керамический сосуд, сделанный из рога архара, деревянный сосуд и большая палица на ножках.   

     Одним словом, обеспечивали покойника всем, что ему надо в загробной жизни. Судя по комплексу находок, он был скотоводом, охотником и воином.

Источник: газета «Новости Монголии»

http://www.irkobl.ru/sites/mongolpred/mongolia/culture/articles_cult/expedition_rus_mon1.php?print=y

 

Петроглифы как у австралийских аборигенов.или это сырмак?

"палицу на ножках" в виде шипов можно представить. а "керамический сосуд. сделанный из рога архара" трудно. если он керамический 

 

http://bitig.org/?mod=1&tid=1&oid=98〈=r

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Изображения птиц — обычный, хотя и редкий сюжет в наскальных изображениях Алтайских гор. Тем не менее открытие небольшой группы оригинальных рисунков птиц в местности Арал-Толгой (зона биосферного заповедника, Баян-Ульгийского аймака Монголии) представляет несомненный интерес для исследователей древнего искусства Центральной Азии. Крупные рисунки птиц (рис. 1.-1-7) и различных промысловых животных (лось, олень, бык, кабан, и др.) выполнены в основном на горизонтальных плоскостях невысокой горной гряды, в архаичной контурной технике, сильно выветрены и патинизированы (Кубарев В. Д., Цэвээндорж Д., Якоб¬сон Э., 1998, с. 262). Именно они придают своеобразие и новизну открытому комплексу. Компактное скопление рисунков, даже судя по предварительному сравнительно-типологическому анализу изображений (Кубарев В. Д., Цэвээндорж Д., 2000, с. 50-51, рис. 4), имеет короткий хронологический диапазон. Его можно датировать в пределах неолита или ранней бронзы (отдельные рисунки — даже ранним железным веком) потому, что для более ранних дат (мезолит, палеолит) пока нет серьезных и убедительных данных. Однако отдельные петроглифы уникального памятника своей изобразительной манерой и составом персонажей находят параллели в росписях пещеры Хойт-Цэнкер, датированных А.П. Окладниковым (1972, с. 47) верхним палеолитом. Но сравнение рисунков Арал-Толгоя, выполненных выбивкой, «на открытом воздухе» и росписей, нанесенных краской в пещере Хойт-Цэнкер, показывает, что это соотношение не так очевидно, как представляется на первый взгляд. Прежде всего это касается рисунков птиц. При формальном сходстве все же заметны и различия: в меру стилизованные фигуры птиц Хойт-Цэнкера более реалистичны, чем схематичные изображения птиц Арал-Толгоя (ср. рис. 1.-13, 14 и 1.-1-5). В настоящее время трудно сказать, какие из них более древние. Если следовать гипотезе стадиального развития образов наскального искусства — от реалистических изображений к схематичным, то явное предпочтение должно быть отдано рисункам из пещеры Хойт-Цэнкер, которые выглядят более «натуральными» по отношению к рисункам птиц из Арал-Толгоя. Определенная культурно-историческая (возможно, и семантическая) связь прослежи¬вается и с близкими по стилю изображениями птиц в каракольско-окуневском искусстве (рис. 1.-15-17), и в изобразительном творчестве культур самусьской общности Западной Сиби¬ри (рис. 1.-18). Во-первых, это одинаковая трактовка тел птиц из Арал-Толгоя в виде яйцевидного овала, а также присутствие рядом с ними или даже внутри абрисов фигур, специально выби¬тых углублений, округлой или овальной формы, (символов яйца?). Два округлых пятна, соединен¬ные перемычкой (также ассоциируемые с птичьими яйцами), выбиты и внутри круглого тела хищ¬ной птицы с гипертрофированным клювом (рис. 1.-7). Во-вторых, наличие орнамента на одной из птиц Арал-Толгоя. Подобная детализация, как известно, была продиктована древнейшим солярным культом и космогоническими представлениями о мировом яйце (Иванов В.В., Топоров В.Н., 1992, с. 349; Косарев М.Ф., 1981, с. 254; Есин Ю.Н., 2001, с. 52-53). Она типична, например, для изображений птиц на самусьской керамической посуде (см. рис. 1.-18), время бытования которой определяется серединой II тыс. до н.э. (Косарев М.Ф., 1981, с. 86, рис. 80.-6, 10).

Таким образом, по приведенным аналогиям птиц из петроглифов Арал-Толгоя, как, впрочем, и другие изображения животных из этого же местонахождения, логично датировать эпохой бронзы. На вопрос: «Какой вид пернатых отображают рисунки птиц Хойт-Цэнкера и Арал- Толгоя?», пока нет однозначного ответа. Одни исследователи полагают, что они напоминают страусов, другие видят в них журавлей, дрофу или водоплавающих птиц: лебедей и гусей.

Изображения птиц в петроглифах Арал-Толгоя сконцентрированы на самой высшей точке горной гряды, протянувшейся с востока на запад. С нее открывается великолепная по красоте панорама на окружающий горно-озерный ландшафт. Топография и природный контекст памятника древнего «святилища», наверное, могут быть отождествлены с универсальной моделью мира, центральным элементом которого служит мировая гора. Горную гряду с севера и юга омывают многочисленные протоки двух небольших рек, впадающих на востоке в огромное озеро Хотон-нуур, водная гладь которого теряется за горизонтом. Рельеф возвышенности, с постепенным подъемом по ступенчатым выходам скал на вершину горы с восточной и западной сторон, более крутых и голых скал с южной стороны и покрытого лесом северного склона, дает основание предположить сходство скального массива с легендарной мировой горой Сумеру.

petrogliph-mongolskogo-altaya.jpg

Рис. 1. Изображения птиц: 1-7 — Арал-Толгой; 8-12 — Цагаан-Салаа; 13, 14 — Хойт-Цэнкер; 15 — Каракол; 16 — Калбак-Таш; 17 — Тас-Хазаа; 18 — Самусь-IV

В буддийской мифологии она «…иногда имеет форму четырехсторонней пирамиды из 3, 4, 7 ступеней, симметричным слоям неба» (Неклюдов С.Ю., 1992, с. 172). Вполне логичным представляется и расположение рисунков птиц на самой вершине Арал-Толгоя, ассоциируемой с мировой горой. Как известно, у многих народов в космогонических мифах о сотворении мира часто фигурирует образ птицы, ныряющей в глубь мировых вод за землей и сооружающей первозданный холм. Сюжетная схема действия «…строится в соответствии с принципом: ныряет в море одна птица и остается там на один день. Потом ныряют две птицы и остаются там два дня… Наконец, ныряют семь птиц и остаются там семь дней, в результате чего был сотворен мир» (Топоров В.Н., 1992, с. 9). Следует заметить, что в полном соответствии с содержанием мифа находится и общее число (семь) изображений птиц в Арал-Толгое. Они сгруппированы на небольшом участке скальных выходов, общей площадью не более 20 кв.м.

В рисунках птиц поздней бронзы и раннего железного века Монгольского Алтая преобладают изображения орлов, лебедей, уток и гусей (рис. 1.-8-12). Для одних рисунков характерно реалистическое направление (птицы, как бы парящие в небе стаей), для других — мифологическое (вхождение птиц в композиции с рисунками колесниц, лошадей, оленей, вьючных быков и людей). Отдельные изображения унаследовали древнюю традицию передачи тела птицы в виде яйца (см. рис. 1.-11).

В раннем железном веке образ птицы в петроглифах Алтая несколько схематизируется, но сохраняются два основных иконографических типа: 1) анфасные, распластанные — «парящие в небе». Крылья у них в отличие от птиц эпохи бронзы не разделены отдельными перьями, а показаны сплошной (силуэтной) выбивкой (рис. 1.-9-10); 2) профильные — стоящие или идущие птицы (рис. 1.-8). Подобное деление на две группы приемлемо также для скульптурных и барельефных фигурок птиц, найденных в курганах древних кочевников Российского Алтая. Первому типу более всего соответствуют вырезанные на золотых листках силуэтные изображения птиц, нашитые на головные уборы кочевников (Кубарев В. Д., 1991, с. 120, рис. 31), второму — реалистические деревянные фигурки орлов с расправленными или сложенными крыльями, найденные в Туэкте, Башадаре, Пазырыке, Уландрыке и Юстыде (Руденко С. И., 1961, рис. 134.-е-л; Кубарев В.Д., 1999, табл. V.-1-5). Сильно стилизованные изображения (тип 1) передают обобщенный образ птицы и напоминают аналогичные по стилю рисунки орлов в древних петроглифах Забайкалья, Хакасии, Тувы и Алтая (Кубарев В. Д., Черемисин Д.В., 1984, рис. 2; Кубарев В. Д., 1999, табл. V.-10-16). Но особенно органичны и реалистичны деревянные фигурки орлов из алтайских курганов (тип 2). Сакральная сущность миниатюрных фигурок орлов подчеркнута резными спиралями на крыльях и покрытием их листовым золотом. Особенно любопытна связь священных птиц — обитателей небесной сферы с человеком, конкретно с шаманом. В данном аспекте наиболее интересен монгольский рисунок «шаманки» с трехпалыми птичьими когтями на ногах (Кубарев В.Д., 2001, рис. 7.-5) имеющий прямую и бесспорную аналогию в искусстве каракольской культуры Алтая (Кубарев В.Д., 1988, рис. 33; 2001, рис. 6.-3). Но в прямой связи с этими древними рисунками находятся и сохранившиеся в мифах монголов, алтайцев и тувинцев представления о первом шамане-женщине. Этнографам, очевидно, следует обратить внимание на перспективность сравнительного изучения одежды древних «шаманок» в петроглифах с ритуальными костюмами сибирских шаманов. Ведь существовал особый тип шаманского костюма у народов Саяно-Алтая, выделяющийся по покрою и ритуальному оформлению. Он олицетворял собой птицу (Прокофьева Е.Д., 1971, с. 62), при помощи которой шаман (шаманка) поднимался на вершины гор и совершал путешествие во Вселенной (Потапов Л.П., 1991, с. 210-215). Возможно, именно такой костюм или его подобие передает рисунок эпохи бронзы в пункте Цагаан-Салаа. На нем в фасной проекции показаны рога быка на перекладине и опущенные вниз крылья птицы (Кубарев В.Д., 2001, рис. 7.-1). Еще более реалистические изображения женщин в «птицевидном» одеянии найдены на скалах в устье Карагема на Российском Алтае (Маточкин Е.П., 1997, рис. 1.-5, 6).

В небольшой композиции из Цагаан-Салаа крупная хищная птица с расправленными крыльями атакует рыбу (рис. 1.-12). В петроглифах Монгольского Алтая такой сюжет найден впервые. Но в скифском искусстве Евразии сцена терзания хищной птицей рыбы достаточно широко известна на предметах различного назначения, датируемых VI-IV вв. до н.э. (Королькова Е.Ф., 1998, рис. 1.-18). В нашем петроглифе эта тема читается по-другому — птица показана в момент стремительного полета-пикетирования, предшествующему акту терзания. В скифских аналогах иконография также иная: птица держит рыбу в когтях и клюет ее в голову. Различие в содержательной части сцен можно объяснить не прямым и формальным копированием скифского мотива, а более свободной, реалистической трактовкой сюжета на каменной плоскости скальных выходов. Сходство же заключается в том, что в петроглифе птица направлена клювом к голове рыбы, т.е. в той же позиции, как и в скифских изображениях птиц, терзающих рыбу с головы. Отнесение рассмотренного сюжета к скифскому времени пока следует считать предварительным, потому что в петроглифах Монгольского Алтая существует целый ряд стилистически близких изображений хищных птиц, входящих в композиции эпохи бронзы. Вопрос о датировании и происхождении сюжета «терзания птицей рыбы» не может решаться однозначно, в силу его единичности в петроглифах Монгольского Алтая. Кроме того, имеются более ранние параллели алтайскому мотиву «птица и рыба» в китайских древностях, датируемых эпохой поздней Шан — конец II тыс. до н.э. (Королькова Е.Ф., 1998, рис. 1.-18). Достаточно интересна еще одна аналогия из Синьцзяна. В лаконичной сценке, выполненной на небольшом камне, журавль или пеликан клюет рыбу (Лю Циньян, 2000, рис. 95). Судя по третьему рисунку (фигурка козла в алтайском зверином стиле), выбитому над ними, сцену можно датировать «аржанским» периодом.

Итак, можно резюмировать, что определение хронологии и интерпретация рисунков птиц вполне реально, с привлечением идентичных образцов древнего искусства древних кочевников, достаточно надежно датированных эпохой бронзы и ранним железным веком. В мифах народов мира птицы — непременные участники представлений, а нередко и главные персонажи. Они служат символами неба, солнца, грома, плодородия, жизни и смерти, выполняя также разнообразные функции в ритуальной сфере и погребальной практике. Не являются исключением и изображения птиц в петроглифах Монгольского Алтая. Они выступают своеобразными классификаторами в универсальной знаковой системе зооморфных образов, позволяющими расшифровать идейное содержание мифа.

http://arheologija.ru/petroglifyi-ptitsyi-altay/

%D1%81%D0%B0%D0%BC%D1%83%D1%81%D1%8C.jpg

http://russiasib.ru/samusskaya-kultura/

 

САМУСЬСКАЯ КУЛЬТУРА, распространена в южнотаежном Приобье, зона ленточных боров в Новоси­бирском Приобье. Относится к эпохе развитой брон­зы (II тыс. до н. э.).

 

http://baikal.irkutsk.ru/?rubr=13&doc=12

На поселениях найдены следы бронзолитейного производства, но, скорее всего, здесь представлен не полный производственный цикл, а только процесс изготовления оружия и орудий из иткульско-го металла. Изделия производили часто по заказу савромато-сарматских племен, по моделям, которые нравились и были удобны кочевникам.
Ананьинцы разводили лошадей, коров, овец, коз и свиней, занимались земледелием, охотой на пушного зверя, рыбной ловлей и сбором кореньев, орехов, ягод.
На Ананьинском могильнике была найдена плита с изображением мужчины-воина. Мужчина становится главным в семье и обществе. Намечается имущественное расслоение (т. е. разделение людей по количеству скота, пушнины и т. д.).
Внешний облик ананьинцев в основном монголоидный, с европеоидными чертами. Они входили в финскую ветвь уральской языковой семьи. Именно ананьинцы стали далекими предками коми и удмуртов.
В Прикамье в раннем железном веке распространяется изображение человека или человеко-птицы на камне и металле. Позднее древние мастера начинают на металлических украшениях передавать облик диких и домашних животных, среди которых чаще всего встречаются лось, медведь и конь.

 

http://history-ural.ru/epoha-rannego-zheleza/19-lesnie-plemena-v-rennem-zheleznim-veke.html

 

калбак-таш

 

https://www.google.kz/search?q=%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B1%D0%B0%D0%BA-%D1%82%D0%B0%D1%88&espv=2&biw=1366&bih=667&tbm=isch&tbo=u&source=univ&sa=X&ei=Vx74VKeAGIWeygOPsYDICw&ved=0CB0QsAQ&dpr=1

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

                 Археологийн судлал 2002

Дэлхий дахинд мал аж ахуй бие даан үүсч буй болсон цөөн хэдэн том голомт байсны нэг нь Монгол орон байсан юм. А.П.Окладников, А.П.Деревянко, Д.Дорж нар амьтдыг гэршүүлэх үйл явц болон Монгол оронд мал аж ахуй үүссэн он цагийг неолитын үед холбогдуулан үзэж байсныг түүнээс хойш хийсэн судалгааны дүнд бид урагшлуулан мезолитын үед холбогдохыг тогтоосон юм. А.П.Окладников Монголын неолитын дурсгалууд, тухайлбал, амьтдын ѐслолын оршуулга-Хэрлэн, Халх голын савд оршуулсан үхрийн толгой, адууны яс, Монголын хадны зураг зэргийг судалж, Төв Азийн неолитын үеийн аймгууд адуу, үхрийг бие даан гэршүүлсэн гэдэг дүгнэлтэд хүрчээ. Дараагийн алхамыг тэд хүрэл зэвсгийн үед хийж, Төв Азийн нүүдэлчин аймгуудын мал аж ахуйн соѐлын өвөрмөц өндөр хөгжилтэй бүхэл бүтэн цогцыг бүтээсэн юм. Монгол орон эрт цагт төрөл бүрийн ан амьтан түүний дотроос таван хошуу мал болон цаа бугын өвөг зэрлэг амьтдаар нэн баялаг байсан билээ. Монгол адууны өвөг тахь, илжигний өвөг хулан, тэмээний өвөг хавтгай, хонины өвөг аргаль, ямааны өвөг янгир, цаа бугын өвөг зэрлэг цаа буга одоо хир Монгол оронд зэрлэг хэвээрээ идээшин амьдарч байна. Харин сарлаг ба монгол үхрийн өвөг одоо зэрлэгээрээ уламжлагдаж ирсэнгүй, Монгол нутагт эрт цагт амьдарч байсан энэ хоѐр төрлийн зэрлэг үхрийг бүгдийг нь гаршуулж гэршүүлчихсэн ч байж болох юм. Монголын мезолит, неолитын үеийн овог, аймгууд амьтдыг байгалийн билчээрт нь идээшлүүлэн хадлан тэжээл бэлдэлгүйгээр гаршуулж, гэршүүлсэнд Монголын мал аж ахуйн үүсэл гарал, цаашдын хөгжлийн гол онцлог нь оршино...Дорнот аймгийн Тамсагбулаг, Овоот, Норовлин уул неолитын үеийн суурин ба булшийг малтахад бүгдээс нь монгол төрхийн хүний яс олдсон бөгөөд неолитоос өмнө үед холбогдох хүний яс Монгол нутгаас хараахан олдоогүй байна. Неолитын үед анхны зээтүүт газар тариалангийн эх үүсвэр тавигдсан юм...Монгол оронд оршин суугчид наанадаж МЭӨ III мянган жилийн тэртээгээс тариалан эрхлэж байсны баримт болох амуу будаа цайруулах самбар чулуу...зэрэг зүйлс Тамсагбулагийн суурингаас нэлээд хэмжээгээр олдсон байна. Газар тариалантай холбоотой ийм төрлийн зүйл Дорноговь, Дорнод, Өмнөговь, Сүхбаатар, Увс, Ховд, Хөвсгөл, Хэнтий зэрэг аймгийн нутагт мөн багагүй бий бөгөөд тэр үеийн цаг агаарын таатай нөхцөл болон Монголын эртний шүхэр ба толгойт будааны өсгөврийн төрлөөс эх авсан нутгийн бэлэн үр тарианы үндсэн дээр МЭӨ III мянган жилийн дундуур эгэл зээтүүт тариаланг үүсгэн эрхэлж байсны тодорхой гэрч мөн болно. Сүхбаатар аймгийн Онгон сумын нутгаас загасны хэлбэртэй (ам, заламгай, сүүлийг дүрсэлсэн) том хэмжээний үр үндэс, тариа цайруулах хавтгай самбар чулуу олдсон нь газар тариалан, загас агнуур хоѐр суурьшмал аж ахуйн холбоог илэрхийлсэн маш ховор, сонин дурсгал юм.  Ингэж газар тариалан, мал аж ахуй, ан агнуур, загасчлах энэ бүхнийг нэгтгэн авч үзэхэд Монголд неолитын аж ахуйн бүрэн цогцолбор бүрдсэн нь илт байна.


Журнал "Археология Монголии" 2002 г.

А.П.Окладников, А.П.Деревянко  и монгольский археолог  Д.Дорж отмечали, что скотоводство произошло в Монголии в неолите но изучение в последных летах дает возможность двигать вперёд этот период т.е скотоводство произошло в Монголии в мезолите.После исследования в Халхин-голе и Керулене А.П.Окладников сделал вывод, что центральноазиаты самостоятельно одомашнили быков и лощадей. В бассейнах этих рек обитали монголоидыне люди. В Монголии распространены дикие предки домашных животных, например, архар, тахь (дикий лошадь), хаптагай (дикий верблюд), горный козёл и кулан (дикий осёл). Монголия может быть одним из очагов одомашнения.

http://archaeologyinfo.blogspot.com/2013/10/5.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Hunnu_tamga.jpg

https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Xiongnu_tamga_2_-_Gol_Mod-2.jpg

https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Xiongnu_tamga_-_Gol_Mod-2.jpg

Тамги монгольских Великих Ханов и ханов государств Монгольской империи

П.Петров,  http://info.charm.ru/library/tamgha.htm

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Журнал "Археология Монголии" 2002 г.

"Возможно, люди одомашнили всех диких быков в Монголии и сегодня в Монголии не остались дикие быки".

 

На монгольских скалах можно найти многие петроглифы домашных и диких быков.

 

https://ru.wikipedia.org/wiki/Лошадь_Пржевальского

https://ru.wikipedia.org/wiki/Кулан

https://ru.wikipedia.org/wiki/Двугорбый_верблюд

Сейчас ареал хаптагая невелик и разорван — это 4 изолированных участка на территории Монголии и Китая. Конкретно, в Монголии дикий верблюд обитает в Заалтайской Гоби, включая предгорья хребтов Эдрен и Шивет-Улан, до границы с Китаем. В Китае основной участок обитания диких верблюдов находится в районе озера Лобнор. Верблюд до недавнего времени водился в пустыне Такла-Макан, но, возможно, там он уже вымер

 

https://en.wikipedia.org/wiki/Wild_Bactrian_camel

https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Stuffed_Wild_Camel.jpg?uselang=ru   хаптагай - монг. хавтгай

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

                 Археологийн судлал 2002

Дэлхий дахинд мал аж ахуй бие даан үүсч буй болсон цөөн хэдэн том голомт байсны нэг нь Монгол орон байсан юм. А.П.Окладников, А.П.Деревянко, Д.Дорж нар амьтдыг гэршүүлэх үйл явц болон Монгол оронд мал аж ахуй үүссэн он цагийг неолитын үед холбогдуулан үзэж байсныг түүнээс хойш хийсэн судалгааны дүнд бид урагшлуулан мезолитын үед холбогдохыг тогтоосон юм. А.П.Окладников Монголын неолитын дурсгалууд, тухайлбал, амьтдын ѐслолын оршуулга-Хэрлэн, Халх голын савд оршуулсан үхрийн толгой, адууны яс, Монголын хадны зураг зэргийг судалж, Төв Азийн неолитын үеийн аймгууд адуу, үхрийг бие даан гэршүүлсэн гэдэг дүгнэлтэд хүрчээ. Дараагийн алхамыг тэд хүрэл зэвсгийн үед хийж, Төв Азийн нүүдэлчин аймгуудын мал аж ахуйн соѐлын өвөрмөц өндөр хөгжилтэй бүхэл бүтэн цогцыг бүтээсэн юм. Монгол орон эрт цагт төрөл бүрийн ан амьтан түүний дотроос таван хошуу мал болон цаа бугын өвөг зэрлэг амьтдаар нэн баялаг байсан билээ. Монгол адууны өвөг тахь, илжигний өвөг хулан, тэмээний өвөг хавтгай, хонины өвөг аргаль, ямааны өвөг янгир, цаа бугын өвөг зэрлэг цаа буга одоо хир Монгол оронд зэрлэг хэвээрээ идээшин амьдарч байна. Харин сарлаг ба монгол үхрийн өвөг одоо зэрлэгээрээ уламжлагдаж ирсэнгүй, Монгол нутагт эрт цагт амьдарч байсан энэ хоѐр төрлийн зэрлэг үхрийг бүгдийг нь гаршуулж гэршүүлчихсэн ч байж болох юм. Монголын мезолит, неолитын үеийн овог, аймгууд амьтдыг байгалийн билчээрт нь идээшлүүлэн хадлан тэжээл бэлдэлгүйгээр гаршуулж, гэршүүлсэнд Монголын мал аж ахуйн үүсэл гарал, цаашдын хөгжлийн гол онцлог нь оршино...Дорнот аймгийн Тамсагбулаг, Овоот, Норовлин уул неолитын үеийн суурин ба булшийг малтахад бүгдээс нь монгол төрхийн хүний яс олдсон бөгөөд неолитоос өмнө үед холбогдох хүний яс Монгол нутгаас хараахан олдоогүй байна. Неолитын үед анхны зээтүүт газар тариалангийн эх үүсвэр тавигдсан юм...Монгол оронд оршин суугчид наанадаж МЭӨ III мянган жилийн тэртээгээс тариалан эрхлэж байсны баримт болох амуу будаа цайруулах самбар чулуу...зэрэг зүйлс Тамсагбулагийн суурингаас нэлээд хэмжээгээр олдсон байна. Газар тариалантай холбоотой ийм төрлийн зүйл Дорноговь, Дорнод, Өмнөговь, Сүхбаатар, Увс, Ховд, Хөвсгөл, Хэнтий зэрэг аймгийн нутагт мөн багагүй бий бөгөөд тэр үеийн цаг агаарын таатай нөхцөл болон Монголын эртний шүхэр ба толгойт будааны өсгөврийн төрлөөс эх авсан нутгийн бэлэн үр тарианы үндсэн дээр МЭӨ III мянган жилийн дундуур эгэл зээтүүт тариаланг үүсгэн эрхэлж байсны тодорхой гэрч мөн болно. Сүхбаатар аймгийн Онгон сумын нутгаас загасны хэлбэртэй (ам, заламгай, сүүлийг дүрсэлсэн) том хэмжээний үр үндэс, тариа цайруулах хавтгай самбар чулуу олдсон нь газар тариалан, загас агнуур хоѐр суурьшмал аж ахуйн холбоог илэрхийлсэн маш ховор, сонин дурсгал юм.  Ингэж газар тариалан, мал аж ахуй, ан агнуур, загасчлах энэ бүхнийг нэгтгэн авч үзэхэд Монголд неолитын аж ахуйн бүрэн цогцолбор бүрдсэн нь илт байна.

судя по этому тексту кажется "монголы" 13 века все же были тюрками и тюркоязычными. иначе хоть что-то из монгольского языка у нас должно было остаться. в монгольском языке есть тюркские слова. но мы ни слова не понимаем по-монгольски   

 

что означает "газар" и "хэсэг" ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 
 
Турецкие ученые, в свою очередь, делают акцент на религиозной общности помаков с турками, связывая ее и с общим происхождением. По их версии, помаки – потомки тюркских племен, заселивших Фракию еще до османского завоевания – авар и печенегов. Название “ахряне” турки считают производным от арабского “ахи” – брат.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 
 
https://www.youtube.com/watch?v=-83Fk5dMavY

есть еще Байбакты - Кынык - Шоман (Шомаш. Шамаш)

На другой, позднее вошедший в состав племени алчин, элемент указывает другое, мимоходом упоминаемое Казанцевым, предание о происхождении алимулинского поколения алчинов от Алим-Чумана531. В этом поколении есть род чумекей532, который, очевидно, тождествен с обитавшим в VII веке между Барлыком и Тяньшанем, по китайским известиям, родом чумигунь, принадлежав­шим с родами чуми, чуюе, чубан или чуман и т.д. к чуйскому племе­ни533. Надо, ввиду всего этого, полагать, что к пегому народу, калчинам, позднее присоединились роды чуйского племени.

ЧУБАНЬ возможно КУБАНЬ. ЧУМАКИ - ЧУМЕКЕЙ



http://bizdin.kg/elib/kitepter/html/taryh/aristov_turk/section4.html
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Из малоордынских сказаний может бросить свет на происхождение главного ее племени, приводимое Казанцевым, по которому во владе­ниях хана Алача528 или Алачена стали рождаться «пегие или чубарые люди, называемые (должно быть, от оспы - дагадка Казанцева) ченчак (рябые)»: хан приказал лишать жизни матерей, у которых будут такие дети, но и у любимой его жены родился пегий сын; хан даровал ей жизнь, но велел выпроводить вместе с сыном в степь, «дав ему в уте­шение кирк-гыз, т.е. сорок дев», от которых «произошло потомство и народ киргизы»529. Это сказание, без сомнения, имеет отношение к динлинам, к «пегому народу», ала, обитаемая которым в позднейшее вре­мя страна Алакчин, - где по тюркской пословице «все лошади пегие, а очаги золотые», - находилась, по Абул гази-багадур-хану, на устье Ангара-мурана530, т.е. Енисея. Отсюда надо заключить, что в основе корен­ного племени малой орды алчин лежала помесь тюрков с западными динлинами и светло окрашенными же угро-финнами, которые в древ­ности также обитали на землях нынешней малой орды и могли быть легко впоследствии объединены народными сказаниями с более всем тюркам памятными динлинами. На другой, позднее вошедший в состав племени алчин, элемент указывает другое, мимоходом упоминаемое Казанцевым, предание о происхождении алимулинского поколения алчинов от Алим-Чумана531. В этом поколении есть род чумекей532, который, очевидно, тождествен с обитавшим в VII веке между Барлыком и Тяньшанем, по китайским известиям, родом чумигунь, принадлежав­шим с родами чуми, чуюе, чубан или чуман и т.д. к чуйскому племе­ни533. Надо, ввиду всего этого, полагать, что к пегому народу, калчинам, позднее присоединились роды чуйского племени. Если части чуйских родов не попали в северо-западную окраину степи, к алчинам, еще во время передвижения гуннов в Европу, то могло переселение их совер­шиться в половине VIII века, при распадении союза басими (у китай­цев) или басмиль (тюрко-архонских надписей)534.


Из остальных алимулинских родов кара-кисек535 входит в состав аргынов и имеется также за Сыр-дарьей в кара-киргизском поколении ичкилик, вообще же это род, чужды и алчинам и присоединившийся к ним, по всей вероятности, поздно, быть может, от аргынов. Род китя или ките напоминает народ хити, который вторгнулся в Каппадокию и распространил свою власть на Киликию и северную Сирию тысячи за две лет до Р.Х.; тамга у ките крест, встречающийся часто и в хитийских надписях; в первой половине XII века, в числе родов Монголии, при­знавших власть киданий, упоминается Hi-ti536.


Род чикли537 может происходить от народца чик тюрко-орхонских надписей, скорее, чем


Из байулинских родов алача по имени должен быть динлинского происхождения538; тазлар или таслар может происходить от народца тас (тасы), о котором упоминалось выше539; род тана по тамге происходит частью от канглов540; род шихлар или шейхлар должен был составиться из выходцев из Бухары и Ферганы, занимавшихся проповедью ислама и торговлей между родами малой орды. Из семиродцев кереиты есть, без сомнения, отделившаяся далеко на запад часть киреев, что под­тверждается и тамгой541; табын должен быть родствен роду тараклы, ибо тамга принадлежит к типу тарак (гребень)542; тама по тамге должен быть родом кипчакским543; у кердеги тамга есть производная от дулатовского круга544.


Вообще состав малой орды весьма пестрый, ибо в нее, видимо, во­шли многие части разных тюркских племен, закинутые судьбой из Монголии и с востока степи на запад.


Букеевская или внутренняя орда, выделившаяся в 1801 году из частей родов малой орда, пожелавших кочевать за Уралом с ханом Букеем, состоит из алимулинского рода ките из байбулинских берш, черкеш, маскар, адай, джаппас, иссык, исентемир, байбакты, алача, тана, кызыл-курт, таз и из семиродских тама, кердери и табын; кроме этих 16 родов, в букеевской орде есть роды султанский (потомки ханского дома, чингизиды), ходжей (духовенство), тюленгутов (дружинники и бывшие рабы чингизидов) и ногайский (2 т. кибиток, из ногайских татар, подчинявшихся ранее торгоутам).


 


1896 г


 


http://bizdin.kg/elib/kitepter/html/taryh/aristov_turk/section4.html


Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

судя по этому тексту кажется "монголы" 13 века все же были тюрками и тюркоязычными. иначе хоть что-то из монгольского языка у нас должно было остаться. в монгольском языке есть тюркские слова. но мы ни слова не понимаем по-монгольски   

 

что означает "газар" и "хэсэг" ?

 

 

все мы родственники в той или иной степени. вы не ответили на вопрос "что означает газар и хэсэг?". "хазар" кажется "тысяча". а "хэсэг"?  

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Из малоордынских сказаний может бросить свет на происхождение главного ее племени, приводимое Казанцевым, по которому во владе­ниях хана Алача528 или Алачена стали рождаться «пегие или чубарые люди, называемые (должно быть, от оспы - дагадка Казанцева) ченчак (рябые)»: хан приказал лишать жизни матерей, у которых будут такие дети, но и у любимой его жены родился пегий сын; хан даровал ей жизнь, но велел выпроводить вместе с сыном в степь, «дав ему в уте­шение кирк-гыз, т.е. сорок дев», от которых «произошло потомство и народ киргизы»529. Это сказание, без сомнения, имеет отношение к динлинам, к «пегому народу», ала, обитаемая которым в позднейшее вре­мя страна Алакчин, - где по тюркской пословице «все лошади пегие, а очаги золотые», - находилась, по Абул гази-багадур-хану, на устье Ангара-мурана530, т.е. Енисея. Отсюда надо заключить, что в основе корен­ного племени малой орды алчин лежала помесь тюрков с западными динлинами и светло окрашенными же угро-финнами, которые в древ­ности также обитали на землях нынешней малой орды и могли быть легко впоследствии объединены народными сказаниями с более всем тюркам памятными динлинами. На другой, позднее вошедший в состав племени алчин, элемент указывает другое, мимоходом упоминаемое Казанцевым, предание о происхождении алимулинского поколения алчинов от Алим-Чумана531. В этом поколении есть род чумекей532, который, очевидно, тождествен с обитавшим в VII веке между Барлыком и Тяньшанем, по китайским известиям, родом чумигунь, принадлежав­шим с родами чуми, чуюе, чубан или чуман и т.д. к чуйскому племе­ни533. Надо, ввиду всего этого, полагать, что к пегому народу, калчинам, позднее присоединились роды чуйского племени. Если части чуйских родов не попали в северо-западную окраину степи, к алчинам, еще во время передвижения гуннов в Европу, то могло переселение их совер­шиться в половине VIII века, при распадении союза басими (у китай­цев) или басмиль (тюрко-архонских надписей)534.

Из остальных алимулинских родов кара-кисек535 входит в состав аргынов и имеется также за Сыр-дарьей в кара-киргизском поколении ичкилик, вообще же это род, чужды и алчинам и присоединившийся к ним, по всей вероятности, поздно, быть может, от аргынов. Род китя или ките напоминает народ хити, который вторгнулся в Каппадокию и распространил свою власть на Киликию и северную Сирию тысячи за две лет до Р.Х.; тамга у ките крест, встречающийся часто и в хитийских надписях; в первой половине XII века, в числе родов Монголии, при­знавших власть киданий, упоминается Hi-ti536.

Род чикли537 может происходить от народца чик тюрко-орхонских надписей, скорее, чем

Из байулинских родов алача по имени должен быть динлинского происхождения538; тазлар или таслар может происходить от народца тас (тасы), о котором упоминалось выше539; род тана по тамге происходит частью от канглов540; род шихлар или шейхлар должен был составиться из выходцев из Бухары и Ферганы, занимавшихся проповедью ислама и торговлей между родами малой орды. Из семиродцев кереиты есть, без сомнения, отделившаяся далеко на запад часть киреев, что под­тверждается и тамгой541; табын должен быть родствен роду тараклы, ибо тамга принадлежит к типу тарак (гребень)542; тама по тамге должен быть родом кипчакским543; у кердеги тамга есть производная от дулатовского круга544.

Вообще состав малой орды весьма пестрый, ибо в нее, видимо, во­шли многие части разных тюркских племен, закинутые судьбой из Монголии и с востока степи на запад.

Букеевская или внутренняя орда, выделившаяся в 1801 году из частей родов малой орда, пожелавших кочевать за Уралом с ханом Букеем, состоит из алимулинского рода ките из байбулинских берш, черкеш, маскар, адай, джаппас, иссык, исентемир, байбакты, алача, тана, кызыл-курт, таз и из семиродских тама, кердери и табын; кроме этих 16 родов, в букеевской орде есть роды султанский (потомки ханского дома, чингизиды), ходжей (духовенство), тюленгутов (дружинники и бывшие рабы чингизидов) и ногайский (2 т. кибиток, из ногайских татар, подчинявшихся ранее торгоутам).

 

1896 г

 

С праздником. Таз плешивый, это не тас.  И еще шейхи или шайыхы это скорее птомки Шашлы Азиз тукли баба. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Из малоордынских сказаний может бросить свет на происхождение главного ее племени, приводимое Казанцевым, по которому во владе­ниях хана Алача528 или Алачена стали рождаться «пегие или чубарые люди, называемые (должно быть, от оспы - дагадка Казанцева) ченчак (рябые)»: хан приказал лишать жизни матерей, у которых будут такие дети, но и у любимой его жены родился пегий сын; хан даровал ей жизнь, но велел выпроводить вместе с сыном в степь, «дав ему в уте­шение кирк-гыз, т.е. сорок дев», от которых «произошло потомство и народ киргизы»529. Это сказание, без сомнения, имеет отношение к динлинам, к «пегому народу», ала, обитаемая которым в позднейшее вре­мя страна Алакчин, - где по тюркской пословице «все лошади пегие, а очаги золотые», - находилась, по Абул гази-багадур-хану, на устье Ангара-мурана530, т.е. Енисея. Отсюда надо заключить, что в основе корен­ного племени малой орды алчин лежала помесь тюрков с западными динлинами и светло окрашенными же угро-финнами, которые в древ­ности также обитали на землях нынешней малой орды и могли быть легко впоследствии объединены народными сказаниями с более всем тюркам памятными динлинами. На другой, позднее вошедший в состав племени алчин, элемент указывает другое, мимоходом упоминаемое Казанцевым, предание о происхождении алимулинского поколения алчинов от Алим-Чумана531. В этом поколении есть род чумекей532, который, очевидно, тождествен с обитавшим в VII веке между Барлыком и Тяньшанем, по китайским известиям, родом чумигунь, принадлежав­шим с родами чуми, чуюе, чубан или чуман и т.д. к чуйскому племе­ни533. Надо, ввиду всего этого, полагать, что к пегому народу, калчинам, позднее присоединились роды чуйского племени. Если части чуйских родов не попали в северо-западную окраину степи, к алчинам, еще во время передвижения гуннов в Европу, то могло переселение их совер­шиться в половине VIII века, при распадении союза басими (у китай­цев) или басмиль (тюрко-архонских надписей)534.

Из остальных алимулинских родов кара-кисек535 входит в состав аргынов и имеется также за Сыр-дарьей в кара-киргизском поколении ичкилик, вообще же это род, чужды и алчинам и присоединившийся к ним, по всей вероятности, поздно, быть может, от аргынов. Род китя или ките напоминает народ хити, который вторгнулся в Каппадокию и распространил свою власть на Киликию и северную Сирию тысячи за две лет до Р.Х.; тамга у ките крест, встречающийся часто и в хитийских надписях; в первой половине XII века, в числе родов Монголии, при­знавших власть киданий, упоминается Hi-ti536.

Род чикли537 может происходить от народца чик тюрко-орхонских надписей, скорее, чем

Из байулинских родов алача по имени должен быть динлинского происхождения538; тазлар или таслар может происходить от народца тас (тасы), о котором упоминалось выше539; род тана по тамге происходит частью от канглов540; род шихлар или шейхлар должен был составиться из выходцев из Бухары и Ферганы, занимавшихся проповедью ислама и торговлей между родами малой орды. Из семиродцев кереиты есть, без сомнения, отделившаяся далеко на запад часть киреев, что под­тверждается и тамгой541; табын должен быть родствен роду тараклы, ибо тамга принадлежит к типу тарак (гребень)542; тама по тамге должен быть родом кипчакским543; у кердеги тамга есть производная от дулатовского круга544.

Вообще состав малой орды весьма пестрый, ибо в нее, видимо, во­шли многие части разных тюркских племен, закинутые судьбой из Монголии и с востока степи на запад.

Букеевская или внутренняя орда, выделившаяся в 1801 году из частей родов малой орда, пожелавших кочевать за Уралом с ханом Букеем, состоит из алимулинского рода ките из байбулинских берш, черкеш, маскар, адай, джаппас, иссык, исентемир, байбакты, алача, тана, кызыл-курт, таз и из семиродских тама, кердери и табын; кроме этих 16 родов, в букеевской орде есть роды султанский (потомки ханского дома, чингизиды), ходжей (духовенство), тюленгутов (дружинники и бывшие рабы чингизидов) и ногайский (2 т. кибиток, из ногайских татар, подчинявшихся ранее торгоутам).

 

1896 г

 

С праздником. Таз плешивый, это не тас.  И еще шейхи или шайыхы это скорее птомки Шашлы Азиз тукли баба. 

 

Спасибо. были Аланы - тасы. возможно он имеет ввиду их. в Узбекистане и в Таджикистане были "тасы". да и таджиков называли "тазиками" . поэтому точку ставить еще рано

 

 539:  По рукописи Казанцева, род тазлар имеет ныне уран Айман (у Мейера - Акман), а прежде был Бакай; он состоит из отделений джабалак, айдарчай, ким- дубай и яштабак; тамги у него, по Казанцеву, крест и угол с приставкой10000000000000260000002297CCB201.jpg

540:  Род тана, по «Расписанию» Казанцева, имеет тамги угол, угол с приставной чертой и круг, ураном же служит ему Чулак (у Мейера-Чулан), а отделения: джи- ембет (части баймурат и исык-байсырым), асан (джанмурза, тумакбай и бутакара), калкаман (минликан, мяуныж и балдак-худжим), бишсара, караман, акылбаш, карасунах и сентемир (части сулуч, тачи и кунь). По Мейеру, тамга у этого рода прямая черта.

541:  У Казанцева род киреит имеет тамгами крест и прямую черту, а уран, как и у Мейера, Аксакал; отделения: идык, яртай, ачаймайлы, сайчак, арбали, ирчак, яштабак, чайкуза, сарман, кунакбай и убаган.

542:  У рода табын, по всем наблюдателям, тамга гребень, а по Казанцеву, сверх того, крест. У него, по «Росписанию», три отделения: кусив (подотделения карамунча, дандак, тутджан, куджантай и айдартеке), таракты (два подотделения джама-гирей и джылкичи, из которых у первого деления аччибень, джамбет, худ-жамберды, абыз, кидербек, бургу и даултай, а у второго сармантах, кидайкул, малгары, эбаш, кашмаклы, урус, туктамыш и даултай), чумекты (лабак, каракулты, кулчур, джуный, инабаш, кутят, джалбактыл, куркин, ажим, сигур, тунамбет и карадаул). Уран этого рода, по Казанцеву, Тустакар, а по Мейеру-Тустаган.

543:  У рода тама, по Левшину, Мейеру, Гродекову, Харузину и Добросмыслову, тамга состоит из двух прямых параллельных черт, как у кипчаков; только, по Казанцеву, у этого рода две тамги: одна типа гребня и другая в форме латинской буквы S. Уран, по Казанцеву и Мейеру, Карабура. Отделений, по «Росписанию», шесть: тюня-тюляк, джабак, кизилкурт, атачал, кинджалбай и карак.

 

532.По словам Левшина («Описание киргиз-кайсачьих орд и степей», 1832 го­да, часть 2, стр. 30), «чумякийский род меньшей орды полагает, что он не принад­лежит к киргиз-казакам, а происходит от турков и получил название от хана сво­его Чумягея, который, по вражде к Чингиз-хану, отложился от него и перешел с приверженцами своими в места, ныне занимаемые среди киргизских орд».

533:  В рукописном (архив геогр. общества) «Расписании» делений меньшей орды Казанцева, 1856 года, род чумекей именуется не чумекей, а чуман, и имеет уран Дунт (у Мейера - Дюйт); кочевки его показаны у оз. Телекуля и на Сыр-дарье; в нем означено пять отделений: бузгуль (из частей каратаму, исан, канки и кулдай), асан (абу, сарум, тубет, басачи, тунаир, янтук), кулдай (канки, бикя, саракаска, турубай), канак (джакунак, байкунак, сакаштюря, кармгул) и тук (части неизвестны). Тамгами у чуман показаны крест +, угол 10000000000000220000001DCC0C4D44.jpgи угол с приставкой 1000000000000026000000218B9B7CD4.jpg.

534:  В половине VII века, по поводу столкновений Китая с западно-тюркскими ханами, которым были тогда подвластны роды чуюе, чуми, чумугунь, эти роды часто упоминаются в китайских известиях. Так, между прочим, в 654 году китайцы взяли «чумугунев город и до 30 т. ушей отрезали у убитых» («Собрание сведений» и пр., I, стр. 358). Около 700 г. роды эти находились в зависимости от усилив­шихся восточных турков-тукю, сын хана которых, поставленный малым ханом, «управлял 40 т. войска Чумугая (т.е. рода чумугай, чумекей) и пр., всего до десяти родов, и имел титул кюси-хана» (там же, стр. 328). Немного позднее чуйские роды, по-видимому, вошли в союз басими или басмиль, ибо в 720 г. центром владений хана басими оказывается Бэйтин, расположенный в землях чуйских родов на се­вере восточного Тяньшаня (там же, стр. 335). Хан басими в 742 г. стоял во главе коалиции, окончательно разрушившей восточно-турецкое ханство (там же, стр. 338 и 381), но в 744 году бывшие его союзники уйгуры и карлыки напали на него и вынудили искать спасения в бегстве к китайцам, «а земли его и народ поступили к ойхорам» (там же, стр. 439). Вот в это-то время чумугунь и частью другие чуй­ские роды могли укочевать на запад, чтобы не подчиняться уйгурам. По той же причине отделение рода чуюе по имени шато, оставшееся на своих землях, в 794 г. передалось тибетцам и помогало им взять Бэйтин (там же, стр. 454 и 455).

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

вы не ответили на вопрос "что означает газар и хэсэг?". "хазар" кажется "тысяча". а "хэсэг"?  

 

Дайте же время ему поискать в словарях.  :)

 

Тысяча в монгольских явно заимствование из тюркских - "мянга".

"Газар" имеет широкое значение: местность, пункт, район, страна, география с климатом, в ряде случаев  - земля, почва (в бурятском), чаще используется в словосочетаниях.

"Хэсэг" явно сродни с тюркским "кесек" (часть, кусок, комок).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

вы не ответили на вопрос "что означает газар и хэсэг?". "хазар" кажется "тысяча". а "хэсэг"?  

 

Дайте же время ему поискать в словарях.  :)

 

Тысяча в монгольских явно заимствование из тюркских - "мянга".

"Газар" имеет широкое значение: местность, пункт, район, страна, география с климатом, в ряде случаев  - земля, почва (в бурятском), чаще используется в словосочетаниях.

"Хэсэг" явно сродни с тюркским "кесек" (часть, кусок, комок).

 

да. явно видно тюркское влияние на монгольский язык. тогда как монгольского трудно искать 

 

все же "кесеки". алты кесеки. алты чуб. алты бас. черкесы. киркисы. шато. кимаки. алаша... бома (помаки?) 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

судя по этому тексту кажется "монголы" 13 века все же были тюрками и тюркоязычными. что означает "газар" и "хэсэг" ? вы не ответили на вопрос "что означает газар и хэсэг?"

тогда почему надо спросить у меня?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

судя по этому тексту кажется "монголы" 13 века все же были тюрками и тюркоязычными. что означает "газар" и "хэсэг" ?

 вы не ответили на вопрос "что означает газар и хэсэг?". "хазар" кажется "тысяча". а "хэсэг"?  

тогда почему надо спросить у меня?

 

потому что некоторые древнетюркские слова в видоизмененном виде сохранились в монгольском языке

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

может кто-то из них приходил к кыргызам? "помогать" похож по смыслу на "уйгур"  :)

news-91IplySS0S.jpg
Помаки - славянская народность, выбравшая ислам
 
 

Славянское мусульманское представительство на Балканах отнюдь не ограничивается боснийцами, столь громко заявившими о себе в начале 90-х гг. прошлого века. Вот уже несколько веков на территории Греции, Болгарии и Турции обитает другой славянский народ мусульманского вероисповедания, называющий себя ахряне, а за пределами своего социума известный как помаки. Современные помаки проживают преимущественно на юге и юго-востоке Болгарии – в основном в Родопских горах, к югу от Пловдива, и в Пиринской Македонии. Значительное количество помаков живет также в соседних регионах Греции, особенно в номе Ксанти (Западная Фракия). Бо́льшая часть общины в Турции ассимилирована, утратила славянский язык и культурные особенности, и влилась в турецкий этнос.

Будучи мусульманами, помаки сохранили славянский язык (который специалисты считают образцом “чистого” болгарского), культуру и традиции.

Происхождение данной этнической общности, а также ее сравнительно ранняя история (до середины 19 века) изучены достаточно плохо.

Фактически, каждая из стран проживания помаков имеет свою “удобную” концепцию их происхождения.

Так, по версии болгарских историков, помаки – это исламизированные болгары, сохранившие болгарскую культуру в своей “чистейшей” форме. Такой вывод делается на основе схожести болгарского языка и наречия, которым пользуются помаки. Приверженцы данной точки зрения считают, что слово “помак” произошло от турецкого “помогац” – помощник, или болгарского “помохамеданцы” – то есть исламизированные. Название “ахряне” же трактуется как производное от болгарского “агаряне” – то есть неверные или, позже – мусульмане. Данная концепция считается наиболее достоверной, и именно в соответствии с ней современная наука относит помаков к славянам.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

я так понял - помаков запостили, чтоб полюбоваться на славяномуслимов?

полюбовался.

спс.

PS

интересно читать посты о тюрк- и монгол-языках.

авторы, пишите еще.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

я так понял - помаков запостили, чтоб полюбоваться на славяномуслимов?

полюбовался.

спс.

PS

интересно читать посты о тюрк- и монгол-языках.

авторы, пишите еще.

не совсем. ищем ославянивщихся в прошлом тюрков. которые вернулись обратно и смешались  с кыргызами по словам  Гардизи в 10 веке. возможно они создали Кыргызский каганат. кто мог себя называть "славянином" и быть родственником сибирскому народу .Возможно "бома" -  алакчин . а слово "помаки" похоже на "бома" 

 

http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1275854760

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

 

 

 

 

Какому баяту ? Кажется, среди казахов баятов нет.

 

 

 

баяту за дастарханом было положено правая лопатка

 

я имею ввиду огузского Баята. хотя башкиры считают башкирского Байлар и казахского Байулы Баятами. которые есть и в Монголии. в 13 веке они были среди Канлы из Йемеков (Кимаки) 

Байулы входит в состав алшынов. Лашын - означает "сокол".

 

ПЛЕМЕНА БОЗОК 

ДЕТИ ГЮН-ХАНА—САМОГО СТАРШЕГО ИЗ ВСЕХ СЫНОВЕЙ ОГУЗА-ХАНА 

2. Баят (Байат-Баяут), т. е. богатый, полный благодати; [его рода] тамга: онгон — белый сокол, доля мяса — правая лопатка. 

 

Есть вид сокола-начин шонхор.

начин-лачин, шонхор-сункар

 

Я же говорю ,что есть вид "начин шонхор".

 

https://mn.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%87%D0%B8%D0%BD_%D1%88%D0%BE%D0%BD%D1%85%D0%BE%D1%80

 

Хукер, ради интереса

почему Шонхор

а не Цонхор

или ето не по халх-монгольски диалект?

сорри за мои незнания монгольских)))

 

http://www.mongoltoli.mn/search.php?opt=1&ug_id=124082&word=%D0%A6%D0%9E%D0%9D%D0%A5%D0%9E%D0%A0

 

цонхор-Тэнгэр, газар, лусын эздэд зориулсан идээ тахил.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

 

"Эрдышские лесные племена"  в ССМ -это монголы или тюрки? Как по вашему?

перечислите

 

Читайте ССМ.Они вошли в состав казахов еще в 13 веке!!!! Это факт.

 

Это не факт, а ваши фантазии.

 

Я считаю, что лесное племя "баргун" это казахские аргыны. Китайцы просто исказили название аргун в баргун.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

 

 

"Эрдышские лесные племена"  в ССМ -это монголы или тюрки? Как по вашему?

перечислите

 

Читайте ССМ.Они вошли в состав казахов еще в 13 веке!!!! Это факт.

 

Это не факт, а ваши фантазии.

 

Я считаю, что лесное племя "баргун" это казахские аргыны. Китайцы просто исказили название аргун в баргун.

 

у Байбакты - Батак есть Баркын. только не от Итемген . а от Кара. раньше я думала. что они вархониты (авары)  

 

 

http://kronk.spb.ru/library/bernshtam-an-1951-12.htm

 

А.Н. Бернштам Очерк истории гуннов. // Л.: ЛГУ. 1951. 256 с. (скачать .djvu, полностью, 4,59 Мб)

Постраничная нумерация сносок сохранена в верхнем индексе.

Глава XII.

Аварский каганат.

 

История наследников Аттилы — Ирнаха и Денгизиха — это история распада гуннского объединения. Она начинается, примерно, с 461 г. (свидетельство Приска) 1[1] Уже к концу V в. н.э., когда, согласно западным и армянским источникам, гунны возвращаются на Восток, они выступают там под иным названием. Прокопий и Моисей Хоренский называют предводителя белых гуннов, разбивших Пероза, «Кушнавар». В имени этого полководца сочетались два слова: кушан — термин, которым ряд армянских историков обозначает кочевников, т.е. кушан Средней Азии, и аваз=авар, имя известных преемников гуннов в Восточной Европе. Появление термина авар не совсем ясно. Отметим, что Днепр назывался термином Гунновар, в котором объединены два названиягунн+авар 2[2] В сокращённой форме термины авары и гуннысохранялись в племенном названии вархониты, являющемся изменением словосочетаний yap+хуни. Появление этого названия в письменных источниках падает на начало второй половины VI в., (примерно 557 г.) Приск упоминает в 461-465 гг. аваров, которые разбили савиров, потеснивших, в свою очередь, сараугуров, угуров и оноугуров, и отправивших в Константинополь

(170/171)

посольство 1[3] Э. Шаванн считал, на основании данных Феофилакта, что Уар и Хуни — имена двух наиболее древних уйгурских князей, положивших качало двум родам, на основе которых возникли впоследствии вархониты: «они выявляются в наиболее знаменитых двух родах уйгуров Уар и Хуни, имена которых происходят от двух наиболее древних уйгурских принцев» 2[4]

 

Вархониты и авары были «псевдоаварами». Действительных аваров, или собственно аваров, Эд. Шаванн видит в кермихионах. Маркварт считал, что кермихион состоит из двух слов: Керм — червь и Хион — название жуаньжуаней, известных на Востоке в V-VI вв. н.э. Так как жуаньжуань есть имя насекомого, которым китайцы презрительно называли племена Мокулу, то это презрительное название сохранилось и на Западе в иранской форме Керм+Хион. Эд. Шаванн предполагал, что разбитые в 50-х годах VI в. тюрками жуаньжуани прибыли на Запад, где они образовали аварский союз и от псевдоаваров отличались своим названием «кермихионы» 3[5]

 

В. Томсен показал, что племена «апар апурым», упоминаемые в древнетюркских рунических текстах, и есть авары, пе-

(171/172)

реселившиеся из Центральной Азии в Европу, Но предполагать миграцию всех жуаньжуаней в Европу вряд ли приходится 1[6] Надо считаться с тем, что по пути предполагаемой миграции имелись полуосевшие массивы племён Средней Азии, в частности Кангюй и эфталиты. Поводом к миграции жуаньжуаней мог бы являться разгром их тюрками в 550 г. Но авары известны на Западе уже во второй половине V в. (в 461 г.). То же следует сказать и о племенах уйгуров, имена которых с разными аттрибутивными префиксами известны были на Западе раньше, чем на Востоке. Надо принять в этой части утверждение В.В. Радлова, что все разновидности уйгуров — кутургуры, утургуры, сарагуры и оногуры — колена и членения племени уйгуров; их названия — западнотюркского происхождения 2[7] Термин авар — греческое произношение термина абар. Русские летописи знают обров, арабский писатель Ибн-Хордадбех отмечает (наряду с хазарами) абаров или аваров 3[8]

 

Аварское общество, повидимому, состояло из четырёх основных элементов: 1) местного, 2) гуннского, 3) тюркского (эфталитского), 4) жуаньжуаньского. Жуаньжуани после их разгрома в какой-то части были, наверное, включены в состав тюркских орд Средней Азии, связь которых с югом России бесспорна, Одна часть жуаньжуаней вошла в состав тюрков Монголии, другая бежала в Китай. В непосредственной связи с западнотюркским каганатом возникают хазары 4[9] Это проникновение монголо-тюркских племён в Восточную Европу не снимает возможности автохтонного возникновения аварского союза как непосредственного «наследника» гуннского образования.

 

Однако вопрос о происхождении аваров нельзя считать ещё окончательно выясненным. По сочинениям византийских авторов известна только их политическая история. Прежде чем переходить к собственно аварскому периоду, следует кратко остановиться на последнем периоде истории гуннов.

 

http://gov.cap.ru/hierarhy_cap.asp?page=./86/3743/1046/1049

 

 

Почти нет сведений и о социальном строе аваров. Известно, что внутри аварского племенного союза особую, руководящую роль имело племя «Вархуни». Ряд подчинённых им племён, в том числе гепидов, они рассматривали как своих рабов, получали с них регулярную дань, главным образом продуктами земледельческого производства. Так, например, в качестве выкупа из плена Сигиберта франкские племена дали аварам муку, овощи, овец и быков. Менандр, обобщая, указывает, что авары требовали от гепидов «десятую часть всех четвероногих», а в случае победы лангобардов над гепидами требовали себе половину предполагаемой добычи и «всю землю гепидов». Существенной стороной в жизни аваров являлась война, покорение племён и взимание даней деньгами или земледельческими продуктами, либо просто грабёж. Авары, судя по лапидарным данным письменных источников, знали рабство, были знакомы уже с примитивными формами эксплоатации, но классовые отношения были лишь в зачаточных, «детских» формах.

 

"Уйгурами" Огуз каган назвал по словам Рашид-ад-дина : уйгур. карлук. кыпчак. канлы. калач. агач-эри

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...