Перейти к содержанию
asan-kaygy

Хунну - Сюнну - Гунны-2

Рекомендуемые сообщения

 

 

 

 

ПЛЕМЕНА БОЗОК 

ДЕТИ ГЮН-ХАНА—САМОГО СТАРШЕГО ИЗ ВСЕХ СЫНОВЕЙ ОГУЗА-ХАНА 

1. Гайы (Кайи-Кият), т. е. могущественный; [его рода] тамга: онгон — белый сокол, доля мяса — правая лопатка. 

Представители этого этого туркменского племени стали основатели таких государств как Кимакский каганат, государство Газневидов, Османская империя. Часть племени переселилась в южно-русские степи, они известны в древнерусских летописях как каепичи и ковуи. По одной из версий, могли быть основателями г. Киев (Кайы - Киев) 

2. Баят (Байат-Баяут), т. е. богатый, полный благодати (106); [его рода] тамга: онгон — белый сокол (107), доля мяса — правая лопатка (108). 

Представители туркменского племени баят основали Государство Сефевидов. Часть племени переселилась в южно-русские степи, они известны в древнерусских летописях как боуты.

3. Агойли (Алкаравли), т. е. в каком бы месте он ни был, всегда удачливый и достигающий благоденствия; [его рода] тамга: онгон — белый сокол , доля мяса — правая лопатка. 

4. Гараойли (Кара-Ивли), т. е. по чернотропу прекрасно ездил; [его рода] тамга: онгон — белый сокол, доля мяса — правая лопатка

У монгольских джалайров существует запрет -не есть баранью правую лопатку .

 

Джалаиры предположительно омонголенные тюрки (яглакар-йологэ)

 

Значит ,огузы их омонголили.Все правильно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Нашел 2 версии, но обе не связаны с перечисленными вами словами:

 

1) Нашел в толковом словаре, что имя Чапай это старинное тюркское имя, состоящее из древнетюркского "чап" (слава) и аффикса "-ай".

 

2) Нашел объяснение от его брата Михаила Ивановича, что мол это кличка деда, который командовал рабочими, работавшими на реке на погрузке бревен и покрикивал на них "цепай, цепай!" (бери, бери!).

Но мне кажется, что дед Чапаева командовал бурлакам не "цапай", а именно "чапай", потому что рабочие доставали бревна из воды (на реке Итиль, Волге), а на древнетюркском "чап" это:  

 

 

когда и при каких условиях тюркизмы переходили в русский язык? при соседстве или при смешении?

Олжас Сулейменов об этом книгу написал

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

 

Какому баяту ? Кажется, среди казахов баятов нет.

 

 

 

баяту за дастарханом было положено правая лопатка

 

я имею ввиду огузского Баята. хотя башкиры считают башкирского Байлар и казахского Байулы Баятами. которые есть и в Монголии. в 13 веке они были среди Канлы из Йемеков (Кимаки) 

Байулы входит в состав алшынов. Лашын - означает "сокол".

 

ПЛЕМЕНА БОЗОК 

ДЕТИ ГЮН-ХАНА—САМОГО СТАРШЕГО ИЗ ВСЕХ СЫНОВЕЙ ОГУЗА-ХАНА 

2. Баят (Байат-Баяут), т. е. богатый, полный благодати; [его рода] тамга: онгон — белый сокол, доля мяса — правая лопатка. 

 

Есть вид сокола-начин шонхор.

начин-лачин, шонхор-сункар

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Моде был из племени Баян. Баяны были и у авар. и у болгар. Кимакию называли и Хакания. 

 

Теркен-хатун была взята в плен 10, и ее увезли к Чингиз-хану. Слухи о ней время от времени доходили до Джалал ад-Дина во время его [владычества], но я не знаю, как обошлась с ней судьба после этого. Евнух Бадр ад-Дин Хилал, один из ее слуг, рассказал мне, что, когда надежда на ее освобождение была потеряна, сам он сумел спастись у Джалал ад-Дина, который окружил его заботой. Он оказался удачливым и получил высокую должность. Он сказал: «Я говорил ей: “Давай убежим к Джалал ад-Дину, сыну твоего сына и сокровищу твоего сердца. Ведь до нас часто доходят вести о его силе, могуществе и обширности его владения”. Она сказала: “Прочь, пропади он вовсе! Как я могу опуститься до того, чтобы стать зависимой от милости сына Ай-Чичек — так звали мать Джалал ад-Дина — и [находиться] под его покровительством, и это после моих детей Узлаг-шаха и Ак-шаха? Даже плен у Чингиз-хана и мое нынешнее унижение и позор для меня лучше, чем это!”»

 

 

10 Согласно Ибн ал-Асиру (9, с. 335), Теркен-хатун была взята в плен в 617 г. х. (1220 г. ). Вместе со всей свитой она была отправлена к Чингиз-хану в Талакан. Когда они предстали перед Чингиз-ханом, то вазир Насир ад-Дин был подвергнут пытке, а все дети хорезмшаха были умерщвлены. См.: ал-Джувайни, 2, С. 467—468; ср.:Бартольд. Сочинения, 1, с. 497—498; Kafesoglu, c. 270—271. Чингиз-хан, отправляясь в Монголию, остановился на несколько дней в Самарканде. Выезжая оттуда, «он приказал Теркен-хатун, матери султана Мухаммада, и его женам выйти вперед и громко оплакивать государство [хорезмшахов], пока монгольские войска не пройдут перед ними» (Рашид ад-Дин, пер., 1/2, с. 226). Теркен-хатун была привезена в Каракорум, где умерла в 630 г. х. О ее положении в монгольской столице см. также: ал-Джувайни, 2, с. 468; Ибн Халдун, c. 240.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

 

 

Какому баяту ? Кажется, среди казахов баятов нет.

 

 

 

баяту за дастарханом было положено правая лопатка

 

я имею ввиду огузского Баята. хотя башкиры считают башкирского Байлар и казахского Байулы Баятами. которые есть и в Монголии. в 13 веке они были среди Канлы из Йемеков (Кимаки) 

Байулы входит в состав алшынов. Лашын - означает "сокол".

 

ПЛЕМЕНА БОЗОК 

ДЕТИ ГЮН-ХАНА—САМОГО СТАРШЕГО ИЗ ВСЕХ СЫНОВЕЙ ОГУЗА-ХАНА 

2. Баят (Байат-Баяут), т. е. богатый, полный благодати; [его рода] тамга: онгон — белый сокол, доля мяса — правая лопатка. 

 

Есть вид сокола-начин шонхор.

начин-лачин, шонхор-сункар

 

Я же говорю ,что есть вид "начин шонхор".

 

https://mn.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%87%D0%B8%D0%BD_%D1%88%D0%BE%D0%BD%D1%85%D0%BE%D1%80

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Джалаиры предположительно омонголенные тюрки (яглакар-йологэ)

 

Значит ,огузы их омонголили.Все правильно.

в средневековье кто монгол, кто тюрк определить трудно

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Джалаиры предположительно омонголенные тюрки (яглакар-йологэ)

 

Значит ,огузы их омонголили.Все правильно.

в средневековье кто монгол, кто тюрк определить трудно

 

Вам трудно,а мне нет.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Байсонкур кажется по времени жил во времена Кыргызского каганата 

 

 

http://www.zharar.com/kz/olen/1278-mahambet.html

 

Ау , қызғыш құс, қызғыш құс,
Қанатың қатты, мойның бос.
Исатайдан айрылып,
Жалғыздықпен болдым дос.
Ау, қызғыш құс, қызғыш құс,
Ел қорыған мен едім,
Мен де айрылдым елімнен.
Көл қорыған сен едің,
Сен де айырылдың көліңнен.
Аспанда ұшқан қызғыш құс,
Сені көлден айырған -
Лашын құстың тепкіні.
Мені елден айырған –
Хан Жәңгірдің екпіні.
Айтып, айтпай немене?
Құсалықпен өтті ғой,
Махамбеттің көп күні.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Вам трудно,а мне нет.

вы всех подряд запишете в монголы

 

Термин " монголджин улус" в ССМ -монголоязычные племена.

 

 

http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/1064-dinastii-imeiuschie-mongolskoe-proiskhozhdenie/page-6#entry173582

 

:lol:

 

"Эрдышские лесные племена"  в ССМ -это монголы или тюрки? Как по вашему?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

Вам трудно,а мне нет.

вы всех подряд запишете в монголы

Термин " монголджин улус" в ССМ -монголоязычные племена.

http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/1064-dinastii-imeiuschie-mongolskoe-proiskhozhdenie/page-6#entry173582

 

:lol:

если племена говорившие на монгольском в 13 веке, тогда были монголами, это не означает что их предки и потомки являлись/являются монголами

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

 

Вам трудно,а мне нет.

вы всех подряд запишете в монголы

Термин " монголджин улус" в ССМ -монголоязычные племена.

http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/1064-dinastii-imeiuschie-mongolskoe-proiskhozhdenie/page-6#entry173582

 

:lol:

если племена говорившие на монгольском в 13 веке, тогда были монголами, это не означает что их предки и потомки являлись/являются монголами

 

если племена говорившие на тюркском  в 13 веке, тогда были тюрками, это не означает что их предки и потомки являлись/являются тюрками. Правильно ли я  сравнил?

 

:lol: 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

как вы думаете есть связь между Иранским Чахар и монгольским? рядом и Хузистан.

насколько я знаю "сакар" на чувашском "восемь"

 

Провинция Чахар-Махал-Бахтияри
60c01d9a4ed653f0cb1f87ff4e43316e_L.jpg
 
Этот район с многочисленными неразведанными потенциалами славится своими обильными водными ресурсами, плодородной почвой, приятным климатом и прекрасной природой, естественными ледниками, озерами и источниками, великолепными прудами и густыми дубовыми чащами.
Когда речь заходит о туристических достопримечательностях Ирана, сразу же вспоминаются такие крупные города, как Исфаган, Шираз, Мешхед, Йезд, Керман. Между тем в 110 км от Исфагана находится один из самых прекрасных туристических центров Ирана. По мнению туристов, провинция Чахар-Махал Бахтияри является своеобразной "жемчужиной" не только горного хребта Загрос, но и всего Ирана. Этот высотный район площадью 16 тысяч квадратных километров граничит на севере и востоке с провинцией Исфаган, на западе и юге - с провинциями Хузистан и Кохкилуйе-Буйер-Ахмад, с северо-запада – с провинцией Луристан. Согласно последнему административному делению, эта провинция состоит из 7 округов с суммарным населением более 850 тысяч человек. Центр провинции находится в городе Шахри-Курд, это самый высотный город Ирана (его высота составляет 2026 метров над уровнем моря).

Чахар-Махал-Бахтияри представляет собой высокогорный район. Большую часть его территории покрывают горы и холмы. Самой высокой точкой региона является гора Зардкух (4536 метров), вершина которой покрыта вечным ледником. Заснеженные вершины этой провинции являются источниками талой воды для многочисленных гейзеров и родников, а также постоянных речек. Из слияния этих речек образуются большие реки, полноводные рукава которых питают такие известные водотоки, как Карун и Заяндер-руд. По этим рекам, и в частности по Каруну, ежегодно около 11 миллиардов кубометров воды стекает из провинции Чахар-Махал-Бахтияри в Исфаган и Хузистан.

Провинция Чахар-Махал-Бахтияри в силу большого климатического разнообразия, существенного высотного перепада в рельефе обладает различными климатическими условиями. Часть этой провинции отличается прохладным и влажным климатом с очень холодной зимой, в другой части - с менее влажным климатом - зимы бывают умеренными. Ввиду климатического многообразия и большого перепада температуры Чахар-Махал-Бахтияри почти во все времена года славится своими прекрасными, неповторимыми пейзажами.

В летний сезон, когда климат в некоторых районах Ирана, особенно на юге, характеризуется жарой и влажностью, провинция Чахар-Махал-Бахтияри ввиду своих благоприятных климатических условий привлекает к себе любителей отдыха на природе. Обильные снегопады создают возможность использования горнолыжных трасс и занятия другими зимними видами спорта. Иногда снега бывает так много, что возможность кататься на лыжах сохраняется весной и даже летом. Жители горных районов этой провинции, в частности кочевые племена, в силу необходимости занимаются катанием на лыжах, так как этот способ передвижения издавна связан с их образом жизни.

Благодаря обильным водным ресурсам провинция Чахар-Махал-Бахтияри пользуется подходящими условиями для произрастания диких растений и корма для скота, так что огромная часть территории провинции покрыта зелеными лугами, пастбищами, а также рощами с разнообразными деревьями: дубами, остролистными фисташками и миндалями. За счет богатой растительности и разнообразия флоры местные жители и выходцы из других районов издревле использовали эти растения в промышленных и лечебных целях. Горные пастбища, зеленые луга и обширные леса вместе с многочисленными прудами и ключами превратили район Чахар-Махал-Бахтияри в среду обитания разных диких животных. В охотничьих угодьях этого района в изобилии обитают такие дикие животные, как безрогий баран, горный баран, горный козел, леопард, бурый медведь, дикая свинья и многие другие животные и птицы.

Из далекого прошлого этого исторически значимого края сохранилось немало памятников. Археологические документы считают этот район очагом древних цивилизаций, восходящих к 4 тысячелетию до н. э., а при Эламитах и Аршакидах был одним из главных административных центров страны. Провинция Чахар-Махал-Бахтияри, как явствует их дошедших до нас каменных надписях, имела большое военное и торговое значение, но в конце 15 века оказалась несколько изолированной от остального Ирана.

Провинция Чахар-Махал-Бахтияри расположена между двумя важными промышленными полюсами Ирана: Исфаганом и Хузистаном. Исфаган – это исторически значимая, плодотворная земля, ныне считающаяся одним из важных промышленных и туристических центров страны, а Хузистан – земля с богатыми залежами нефти.

Жители Чахар-Махал-Бахтияри ввиду своего кочевого и животноводческого образа жизни всегда поддерживали близкие отношения с этими двумя районами. Часть территории Хаузистана издавна была местом зимовья кочевых племен бахтияри. С тех пор, как в начале настоящего века в Хузистане была обнаружена нефть, значительную часть рабочей силы нефтяной промышленности обеспечили эти же люди.

Провинция Чахар-Махал-Бахтияри, как явствует из ее названия, состоит из двух частей: Чахар-махал, населяющий оседлые горожане и сельчане включает районы Лар, Кияр, Миздедж и Гандоман. Бахтияри, горный район на территории кочевых племен Бахтияри. Историю социальных преобразований и сельскохозяйственные соотношения селений Чахар-махал Бахтияри, в частности в течение последнего столетия, следует рассматривать с точки зрения социально-политической и экономической специфики племени Бахтияри. Бахтиари составляют часть племени луров, именуемого "Большим луром". Слово "лур" означает "высотная, изобилующая деревьями земля". В настоящее время в Бахтияри и Луристане луром называют холмы, покрытые деревьями. Культура Бахтияри зиждется на скотоводческих отношениях и при всей своей простоте является весьма сложной, и поэтому некоторые ее особенности не адаптируемы к современным условиям. Хотя племенные традиции племени Бахтияри по-прежнему, иногда играют эффективную роль в развитии культуры этого района. Друзья, в следующей встрече в нашем эфире мы поглубже ознакомимся с племенем Бахтияри. До скорой встречи, всего вам самого доброго.

 

http://russian.irib.ir/tematicheskie-programi/%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0/turism-v-irane/item/169345-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D1%87%D0%B0%D1%85%D0%B0%D1%80-%D0%BC%D0%B0%D1%85%D0%B0%D0%BB-%D0%B1%D0%B0%D1%85%D1%82%D0%B8%D1%8F%D1%80%D0%B8

 

Чаха́р (монг. Цахаркит. 察哈爾, Cháhār) — историческая область Монголии; с 1928 по 1952 год — монгольская провинция в Китаес центром в городе Калган (Чжанцзякоу).

В 1947 году северная часть провинции Чахар, населённая преимущественно монголами, была включена в автономную областьВнутренняя Монголия. В 1952 году провинция Чахар была упразднена, её территория включена в провинции Шаньси и Хэбэй.

 

 

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B0%D1%85%D0%B0%D1%80

 

"Калган" - явно тюркское слово

 

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D1%85%D1%82%D0%B8%D0%B0%D1%80%D1%8B

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Монгольские чахары -это найманы.

серьезно? какое совпадение! оказывается у туркмен есть САКАРЫ. живут рядом с БАЯТАМИ. и кажется происходят или связаны с огузским КАРА - ОЙЛЫ и с древними ДАКАМИ (ДАХАМИ?)

 

http://turkmenhistory.narod.ru/sakartribe.html

 

Туркменское племя сакар  

 

САКАРЫ 

В сведениях о сакарах, собранных в Саятском и Чаржоуском районах (1931 год) Юсуп Егенмурадовым, жителем Серахского района аула Караман, говорится: 

"Бекмурад Танрыберды-оглы из Саятского района, аула Ул-Арык, племени Сакар и Бабаших Оразберды-оглы из того же племени, рода Мерье, аула Хазареук и Шири Баба-оглы из племени Ходжа, колена Инебег, кишлака Сия сообщили (мне), что племя Сакар делится на 4 больших улуга (колена): 1. Мерье, 2. Кызан, 3. Кара-Махмуд, 4. Ходжа-инебег (или Сиядаг-Сакар). 

В племени Сакар старшим подразделением является род Мерье. Объясняется это тем, что когда племеня Сакар переселилось из Мангышлака в Чарджоуский район на Амударью, начались междуусобные столкновения с племенем Баят. Тогда из кишлака Улы-Арык, рода Мерье некий Курбан Язбек был предводителем племени Сакар. Когда хивинский хан Медамин (Мухаммед-Эмин) пришел в Чарджоу, то повел переговоры о переселении племени Сакар в Хиву. Курбан Язбек вел переговоры от имени племени. 

После переселения в Хиву Курбан Язбек был назначен от имени хивинского хана главой племени Сакар. 

До настоящего времени (1931 год) сохранились следующие подразделения племени Сакар: 1. Мерье, 2. Кызан, 3. Кара-Махмуд, 4. Ходжа-Инебек (Сиядаг-Сакар). Из мелких подразделений племени известены в колене Мерье следующие: 1. Алтын, 2. Хазарек, 3. Курт, 4. Петте-Арык, 5. Яиджи, 6. Улы-Арык. 

По словам Шири Баба-оглы, племя Сакар делится на две части: Сакары, пришедшие с Мангышлака и Сиядаг-Сакары, называвшиеся в старину Даг-Сакар. Эти последние переселились с реки Сыр(-Дарьи), но откуда они происходят неизвестно. 

По рассказам Бекмарада Танрыбердиева, Сакары прибыли в Чарджоу 150 лет назад. После 12-ти лет пребывания в Чарджоу, Сакары имели враждебные отношения с племенем (тайфа) Баят и находились с ними в состоянии войны. Наконец, победив Баятов, Сакары ограбили их имущество и скот. В этой войне отличились хан Гельды Батыр из сакарского тире (колена) Кызан и Маят Курбан-Сердар, (а также) Курбан из (подразделения Бек) Артык-Шакир, Комек-Сердар и Нурмяты Ших. 

После разгорома племя Баят бежало в Хиву и там основалось среди йомудов. 

Спустя 25 лет после (этого) события хан хивинский Медамин предложил враждующим сторонам установить мирные взаимоотношения и, с целью переселения в Хиву Сакаров, отправился с войском в Чарджоу. К этому времени к Сакарам переселились с Сыр-су (Сыр-Дарьи) Даг-Сакары. Явившийся в Чарджоу хивинский хан Медамин, желая повести переговоры о переселении туркмен-сакаров в Хиву, пожелал узнать кто является старшиной племени и спросил: "Кто худший в племени?" Тогда Курбан Язбек ответил, что он худший. Хан заявил: "Или вооружайтесь, чтобы воевать с нами, или соглашайтесь быть нашими подчиненными, не переселяясь в Хиву". Так как вооружения и продовольственных запасов было мало, то Курбан Язбек ответил, что ответ будет дан на следующий день. 

После этого были разосланы верховые, созвать людей на Совет старейшин. На совете участвовали: от тире (колена) Ходжа-иныкбек, Джамалак, Музе-Бахши; от Улы-уруга (большого колена): Ходжагельды Аннаберды-оглы; от колена Кара-Махмуд - Солтан Ишан-бахши; от колена Сиядаг-Сакар - Нурмат Ших и от колена Артык-Шахир: Гельды Батыр, Маят Курбан-Сердар и Комек-Сердар. На собраниях, проведенных в народе, было выясненно, что сил для противодействия хану нет, а потому решено было согласиться с предложением хана хивинского переселиться в Хиву. 

Как передают старики, 117 лет назад (от 1931 года), по совету Курабн Язбеги, племя переселилось в Хиву. 

Там прожили 14 лет, а затем между Баят и (сакарскими) йомудами началась вражда, которая переросла в войну. Полагают, что это было начато со стороны Баят, чтобы отомстить за прежние обиды. В этой борьбе йомуды были в союзе с Баят и одержали победу над Сакар. Старейшина Курбан Язбеги был убит в этой войне. После этого, по совету оставшихся старейшин (Комек-Сердара, Хангельды Батыра, Мяткурбан-сердара, Нурмят-шиха), признав своими родственниками текинских туркмен, тайно послали к этим туркменам, проживающим в Серахсе, просьбу, чтобы они помогли переселиться из Хивы. В ответ на это текинский Коушут-хан выслал сакарам в помощь 500 верховых под командой Сердара (военноначальника) Амансахат-сердара и Атлы-баши, командира конного отряда Аннакули Кельджа. 

Теке помогли племени сакар уйти из Хивы. Погоня, организованная йомудами не настигла бежавших. После того, как сакары прибыли в Серахс и прожили (там) 3-4 месяца, хивинский хан решил пойти войной на теке и стал собирать для этой цели вооруженных людей, так как счел для себя тяжелой обидой увод текинцами сакаров. 

По сообщению Бегмурада Танрыкули-оглы, йомуды подошли к крепости Коушут-хана, находящейся в Серахсе. Узнав об этом, Коушут-хан отправил Амансахат-сердара с одним ишаном и переселившимся вместе с Сакарами Сеид-Джамал-ишаном, чтобы они узнали о причине прихода Мадамин-хана (хивинского). Причем, он просил воздержаться от кровопролития, указав, что обе стороны мусульмане. Но со стороны хана был получен ответ, что он прибыл для войны. Теке ответили, что, хотя у них небольшое войско, но бог будет им помощью. Хан обиделся на это и сказал: "И бог из вашей среды и пророк из вашей среды и тот виднеющийся святой Туе-Моюн ("Верблюжья шея") тоже из вашей среды". С этим ответом ишаны и сердары возвратились к Коушут-хану. 

Решено было принять вызов хивинского хана. Но, зная, что сил у них мало текинцы решили укрепить крепость. Коушут-хан сидел в воротах крепости со своими ишанами. Амансахат-сердар, Аннакули-Кельджа, Комек-сердар и Артык-Шахир стояли и советовались между собой. В это время одна женщина из числа Теке по имени Хумса-бай, проходя мимо Амансахат-сердара сказала, что если бы у нее было такое мужество, как у Амансахат-сердара, то она давно бы уже разделалась с этими "татами". После таких слов Амансахат был охвачен яростью, направился в аул и набрал себе 300 всадников. С ними он подъехал к воротам крепости, где находился Коушут-хан со своими ишанами и попросил у него разрешения пойти на врага. 

Видя малочисленность отряда, старейшины обратились с вопросом к самим всадникам: согласны ли они идти в неравный бой? Получив утвердительный ответ и уступая просьбам Амансахат-серадара, старейшины благословили отряд на выход из крепости и разрешили им идти в атаку на врага. На последнем сговоре отдельных частей (сотен) отряда Амансахат-сердар сказал своим товарищам, что если он погибнет, то пусть его прах ищут у знамени врага, "так как, если я даже и умру, - заявил он, - то и тогда я доберусь до знамени". 

После этого отряд разбился на части и двинулся в атаку отдельными колонами, одну из которых вел Комек-сердар, другую - Артык-шахир, третью - Аннакули-кельче, четвертую - Амансахат-сердар. Последний, поражая насмерть всех, кто был на его пути, ринулся к знамени (противника). И когда он уже был готов взять знамя, оно 4 раза передавалось знаменосцами из рук в руки, чтобы спасти знамя от Амансахата. Но он убил всех четырех знаменосцев и завладел знаменем. 

Войско Мадамин-хан, получившее об этом сообщение, разбудило хана. Он вышел из шатра и увидев, что противник приближается, решил помолиться богу. Пока он сидел за молитвой до него доскакал Аннакули-кульче и обнажил шашку. Он хотел зарубить хана, но один из охранников хана - Алиджан - бросился под удар шашки и погиб на месте. После этого был убит и хан хивинский. Узнав об убийстве хана, войско бросилось в бегство (1855 год). 

На протяжении всей этой схватки та самая женщина - Хумсы-бай, которая родила своим замечанием ярость Амансахата, имея при себе 5-10 верховых, снабжала во время боя отряд Амансахата водой и хлебом, оказывала другую помощь. 

После победы над Мадамин-ханом, его имущество было распределено среди всадников победившего отряда. Коушут-хан успокоился. Но, чтобы избежать частых набегов иранцев, он решил откочевать в Мерв. Переселились с ним и Сакары. 

Через два месяца после прибытия в Мерв, старейшины племени Сакар пригласили к себе старейшин племени Теке и сказали им о своем желании уйти на старые свои места, на берег Аму-Дарьи, в Чарджоу. Теке не противостояли этому желанию Сакаров. Поэтому эти последние переселились в Чарджоу. Тут они узнали, что и племя Баят переселилось из Хивы в Чарджоу. Тогда оба племени помирились и, как передает Шири Баба-оглы, это переселение состоялось 75 лет назад (от 1931 года). 

(...) Все сакарское племя проживает на территории 6 аульных советов. Каждый аульный совет объединяет по несколько мелких аулов. Таких аулов насчитывается до 50-ти. Наименования аульных советов следующее: 

Мерье с центром в Хазареке. От районного центра отстоит в 22 километрах. В этот аульный совет входит три аула, в которых проживает 2315 человек. 

Другой аулсовет - Дженгель, с центром в ауле Чопан-Ата. Этот аулсовет объединяет 10 аулов с населением 2230 человек. Так как оба эти аулсовета состоят из племени Мерье, то всех аулов этого племени 13-ть. К ним следует прибавить и аул Улу-Уруг в Саятском районе и тогда все племя будет состоять из 14 аулов с населением 4837 человек. 

Что касается Кызан (Гызан), то эта часть племени входит в состав аульного совета, объединяющего 11 аулов с центром в ауле Мюльк, отстоящего от райцентра на 30 км и с населением 2969 человек. 

Третье подразделение племени - Кара-Махмуд, объединяет 8 аулов и составляет аулсовет с центром Веливай. От райцентра отсоит на 19 км. 

Население - 1313 человек. 

Четвертая группа - племя Ходжа-инебег (Сиядаг-Сакар) размещается на территории двух аулсоветов: 1. Кичи-Азан, находящегося в 22 км от райцентра, с населением 2452 человека и 2. Кете-Сия, в 26 км от райцентра, с населением 4462 человека. Во всех 50 аулах племени Сакар имеется 2641 хозяйство с населением 15 032 человека. (Данные административного деления 1931 года - Г.К.). 

Большая часть приведенных здесь данных записана со слов Бекмурада Танрыберди-оглу из аула Улу-Ачик Саятского района. Кроме того, эти же данные проверены в распросах (жителей) аулов Сакар и Хазарек (информатор Баба-ших), а (по) племени Ходжа-инебег записи были проведены со слов Шири Баба-оглы из Сиядаг-Сакаров. 

Так как все рассказы стариков сходились на одном, то здесь приведены записи, которые сделаны первыми. Записано в 1934 году в июле месяце в Саятском районе, в ауле Улы-Арык и 1 августа в Старо-Чарджоуском районе, на участке Сакар, в тире Мервие, в ауле Хазарек. 

В быте женщин и их говоре есть сходство с салырами. Но, так как племя уже давно проживает в Чарджоуском округе, в форме одежды, в известной мере, чувствуется узбекское влияние. В говоре же значительно сохранились особенности салырского шиве: "этдур", "койдур" и др. Женщины носят достар и называют его "лечек". Платье же носят из ситца в узбекских тонах. 

Сакарское племя исстари считает родственым себе племя салыр, но в силу того, что после переселения из Мангышлака в Чарджоуский район племя было 

постоянно связано с Теке и ввиду того, что Теке оказали помощь сакарскому племени, Сакары считаю Теке родственным себе племенем. Исторически наиболее близким к Сакарам племенем является племя Огурджик. 

Я здесь привел только те сведения о племени Сакар, которые я сумел собрать о нем. Но каждый кишлак этого племени делится на 10 частей. Сведения о таких мелких родовых подразделениях я собрать не имел возможности". 

О Сакарах в "Материалах по истории туркмен и Туркмении" (с.422, 524, 528, 530, 536) говорится, что в 1821/22 году Сакары проживали около Чарджоу имея там свою крепость (с.422). 30-ю годами поздже военноначальники из племени Сакар Шахмурад-инак, Сеидназар-бай и Эрнияз-мехрем (27/VIII 1850 г.) были направлены хивинским ханом в сторону Теджена для производства грабежа (с.524), за что и были облечены хивинским ханом ласками (с.528). В 1852 году часть Сакаров вместе с войском джемшидов вторично были направлены ханом хивинским для ограбления Теджена (с.530). 4 января 1854 года Сакары вместе с Имрели, Али-Или, Арабачи и другими были направлены в Мерв "для оказания поомщи Мирмухаммед-хану" (с.536). 

Родовые подразделения Сакар, проживающих в ТССР, по данным на 1936 год, таковы: 

1. РОД - Ходжа-инэ-бег. 2. КОЛЕНО - Ходжа-инэ-бег. ПОДКОЛЕНО: 3. Чагатай-паян. 4. Ещек-Арык. 5. Кичи-Алпак. 6. Кельте-яб. 7. Чагатай-Бала. 8. Шор. 9. Топчи. 10. Кичи-Гёз. 11. Курре. 

12. РОД - Сиядаг-Сакар. 13. Гоши. 14. Лебапи. 15. Ших. 16. Хорасан. 17. Орта. 18. Кавунчи. 19. Кичи-Сия. 20. Кете-Сия. 

21. РОД - Кара-Махмуд. 22. Ших-Эрбазар. 23. Ченги. 24. Новбирь. 25. Кул-Баш. 26. Кавли. 27. Вели-Бай. 28. Вахим. 29. Белеке. 

30. РОД - Гузан (или Гызан? Ред.). 31. Мал. 32. Кичи-Сеид-Джамал. 33. Гавули. 34. Коюнды (м.б. Коюнлы? Ред.). 35. Бахим. 36. Рот. 37. Кичи-Алпан. 

38. Кетте-Сеид-Джамал. 39. Кельте. 40. Ишан. 41. Мулин. 

42. РОД - Мерие. 43. КОЛЕНО - Ченгед. 44. ПОДКОЛЕНО: Петде-Арк. 45. Ашхана. 46. Чичи. 47. Янд-Чандыр. 48. Гарры-кукэин. 49. Курит. 50. Аккан. 51. Чопан-Ата. 52. Коне-Чанлыр. 

54. РОД - Хазарек. ПОДКОЛЕНО: 55. Хазарек. 56. Хош-Депе. 57. Алпан. 

Из приведенных выше названий родов и колен, записанных Егенмурадовым и в таблице (за 1935 год), к более ранним родовым названиям можно отнести следующие: а) Ходжа-Ине-Бег, Кара-Махмуд, Ших-Эрназар, Чопан-Ата. Представители этих родов, в своих писанных и устных родословных относят свои роды к потомкам арабов (VII-VIII вв.); в) Сакар, Сиядаг-Сакар и Янджи - упоминаются в "Родословной туркмен" Абульгази (XVII век). Остальные позднейшего формирования, на названиях которых виден отпечаток бухарского влияния (Чагатай-Паян, Чагатай-Бала, Топчи, Лебапи, Ишан, Петте-Арык и др.). 

У Абульгази в его "Родословной туркмен" о Сакарах говориться, что у Севарджика был сын по имени Хуршид. Племя Олам-Ургенчли из его рода. Уруг Азлар из рода Дудека, племя Сакар из рода Кабаджика (с.66). И дальше: "Много лет они (т.е. Кара-Ойли-Хелель) давали упомянутым (эрсаринцам Г.К.) вещи (дань). В настоящее время (XVII век) их называют Таг (Даг) -Сакары, т.к. они потомки Кашка-Джуре, а Кашка и Сакар смысл один и тот же" (с.73). 

Из приведенного выше материала Абульгази обращает на себя внимание прошлое название Сакаров - Кара-Ойли-Хелель), совпадающее с названием одного из племени туркмен-огузов (XI век), упоминаемого в спике М.Кашгарского: "Кара-Булюк". У Рашид-ад-Дина, в несколько измененном виде - "Кара-эвли". В цитированном труде Абульгази (с. 34) приводится название того же племени - "Кара-ейлю". Таким образом, последовавшие изменения в названиях племени представляются в следующим виде: Кара-булюк (XI век), Кара-овли (XIV век), Кара-ейлю (XVII век) и Сакар (или Так-, Даг-Сакар) - с XVII века и до наших дней. 

Источник: Г.И.Карпов "Родоплеменной состав туркмен" 

К Родословной туркмен

 
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

если племена говорившие на монгольском в 13 веке, тогда были монголами, это не означает что их предки и потомки являлись/являются монголами

если племена говорившие на тюркском  в 13 веке, тогда были тюрками, это не означает что их предки и потомки являлись/являются тюрками. Правильно ли я  сравнил?

:lol:

все верно

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

если племена говорившие на монгольском в 13 веке, тогда были монголами, это не означает что их предки и потомки являлись/являются монголами

если племена говорившие на тюркском  в 13 веке, тогда были тюрками, это не означает что их предки и потомки являлись/являются тюрками. Правильно ли я  сравнил?

:lol:

все верно

 

Вы сейчас говорите на русском.Можно ли вас назвать русским или славянам?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

"Эрдышские лесные племена"  в ССМ -это монголы или тюрки? Как по вашему?

перечислите

 

Читайте ССМ.Они вошли в состав казахов еще в 13 веке!!!! Это факт.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Вы сейчас говорите на русском.Можно ли вас назвать русским или славянам?

думаю и тогда многие племена были билингвами, то есть знали и тюркский и монгольский

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

"Эрдышские лесные племена"  в ССМ -это монголы или тюрки? Как по вашему?

перечислите

Читайте ССМ.Они вошли в состав казахов еще в 13 веке!!!! Это факт.

и что?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

"Эрдышские лесные племена"  в ССМ -это монголы или тюрки? Как по вашему?

перечислите

 

Читайте ССМ.Они вошли в состав казахов еще в 13 веке!!!! Это факт.

 

Это не факт, а ваши фантазии.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

С. С. Миняев считает, что сюнну как народ сформировался на юге Сибири: «Несмотря на крайний недостаток данных, (вероятно, можно) наметить район, где могли первоначально обитать сюнну. Это лесостепные районы юго-западной Маньчжурии, где в долинах рек Ляохэ и Ляохахэ обнаружены в последнее время несколько особых погребальных памятников скифской культуры VIII-1V вв. до н. э… Во всяком случае, близких к сюнну памятников скифской эпохи нет в других районах Центральной Азии- эти районы были заняты племенными коллективами, которые характеризуются принципиально иными признаками, чем сюнну».


 Л.А.Боровкова пишет: «Приведенные (у Сыма Цяня) сведения позволяют довольно точно определить местонахождение родины сюннов и взаиморасположение их в то время с соседями… Родина сюннов находилась в западной части Ордоса. Все это доказывает, что при дворе Хань до этой войны еще не знали о сюннах как особом народе, и по-прежнему называли своих северных соседей хусцами. Когда же ханьцы во время войны узнали о сюннах, которые к этому времени уже подчинили себе другие северные народы, то восприняли их название как синоним названия хусцев. И, судя по материалам «Ши цзи и «Ханъ шу, во II и даже в начале I в. до н. э. в империи Хань сюннов часто называли и хусцами».


 Хазанов А.М. считает, что: «Очень вероятно, что переход к кочевому скотоводству во Внутренней Азии связан с какими-то давлениями или импульсами с запада. Археологические и антропологические материалы также свидетельствуют о том, что в I тыс. до н. э. в Монголию проникают скотоводы из Казахстана, Центральной Азии и, возможно, Алтая…Неолитические обитатели Монголии и Забайкалья были не кочевниками, а охотниками и собирателями».


 Барфилд Т. Дж. утверждает: «Конные кочевники-скотоводы появились на китайской границе вскоре после начала IV в. до н. э. Более ранние китайские источники по истории пограничных районов, собранные в сочинении «Цзо Чжуань», упоминают лишь слабо организованные племена жунов и ди, которые сражались небольшими пешими отрядами. Классическое произведение Сунь-цзы «Трактат о военном искусстве», датируемое серединой IV в. до н. э., уделяет значительное внимание использованию боевых колесниц, но, ни разу не упоминает о коннице. Первым признаком грядущих больших перемен стали упоминания о ху — племенах конных кочевников, которые вошли в соприкосновение с китайскими государствами вдоль северной границы. Жуны и ди, «старые варвары», быстро исчезают из китайских источников, и их место занимают эти «новые варвары» верхом на лошадях».

http://www.proza.ru/2013/01/16/1085

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

 

 

 

Какому баяту ? Кажется, среди казахов баятов нет.

 

 

 

баяту за дастарханом было положено правая лопатка

 

я имею ввиду огузского Баята. хотя башкиры считают башкирского Байлар и казахского Байулы Баятами. которые есть и в Монголии. в 13 веке они были среди Канлы из Йемеков (Кимаки) 

Байулы входит в состав алшынов. Лашын - означает "сокол".

 

ПЛЕМЕНА БОЗОК 

ДЕТИ ГЮН-ХАНА—САМОГО СТАРШЕГО ИЗ ВСЕХ СЫНОВЕЙ ОГУЗА-ХАНА 

2. Баят (Байат-Баяут), т. е. богатый, полный благодати; [его рода] тамга: онгон — белый сокол, доля мяса — правая лопатка. 

 

Есть вид сокола-начин шонхор.

начин-лачин, шонхор-сункар

 

Я же говорю ,что есть вид "начин шонхор".

 

https://mn.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%87%D0%B8%D0%BD_%D1%88%D0%BE%D0%BD%D1%85%D0%BE%D1%80

 

Хукер, ради интереса

почему Шонхор

а не Цонхор

или ето не по халх-монгольски диалект?

сорри за мои незнания монгольских)))

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хазанов А.М. считает, что: «Очень вероятно, что переход к кочевому скотоводству во Внутренней Азии связан с какими-то давлениями или импульсами с запада. Археологические и антропологические материалы также свидетельствуют о том, что в I тыс. до н. э. в Монголию проникают скотоводы из Казахстана, Центральной Азии и, возможно, Алтая…Неолитические обитатели Монголии и Забайкалья были не кочевниками, а охотниками и собирателями».

 

На монгольских скалах рисованы многие пастухи и даже юрт, относящиеся к неолиту. Тюркские народы до сех пор никак не понимают, что монгольская археологическая наука развивается с первого половина 20 века.

icon_56_TeeVee.gificon_error.gificon_lol_3.gif

 

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D1%85%D0%B5%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F_%D0%B2_%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%B8

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...