Jump to content



Guest kanishka

Золотордынские кунграты и их потомки

Recommended Posts

24.04.2019 в 22:45, Olzhas Shanyshqyly сказал:

А где находится этот «Жиделі Байсын»?В прошлом конфедерация «қоңырат» кочевало в восточной Монголии.Из современных созвучно названию только «Beijing»,где конкретно находился их место обитания???Сурхандария,Қашқадария был недавно заселен ими,в эпоху изгнания тимуридов из Мавреннахра Шайбаншахом...

Монголия тут не причем. Скорее всего Жидели Байсын появился в пост-золотоордынский период. Байсунские горы находятся в Сурхондарьинской области на юге Узбекистана, там же живут узбеки-кунграты. Учитывая что они по легенди пришли с Арка-джюрта, то горы получили название уже после оседания там кунгратов, а исконный Байсун был в др. месте (Арка - север). Не факт что кунграты пришли вместе с узбеками Шейбани. Этнографические связи с каракалпакскими кунгратами, кыпчакский диалект, туранидный антропологический тип и тип хозяйства (до недавнего времени в осн. занимались скотоводством, в т.ч. полукочевым) могут говорить о их приходе со второй волной миграции "узбеков" (как кытай-кыпчаки и, возможно, минги, локайцы, катаганы и др.).

Share this post


Link to post
Share on other sites

Жидели-Байсун вполне себе реальная местность: долина у подножий Байсунского хребта на территории Кашкадарьинской и Сурхандарьинской областей Узбекистана. даже есть город Байсун, который является центром рассселения узбеков-кунгратов и откуда скорее и распространился эпос о кунгратском бахадуре Алпамыше (Алпамыс, Алп-Бамси). в фольклоре казахов Жидели-Байсун фигурирует у рода Сыргели. у них сохранилось в памяти откочевка части рода во главе с Каранай-батыром из подрода Кара-Конырдек  из Семиречья в Жидели-Байсун. кстати реальный факт что многие казахские рода откочевали из Семиречья и Туркестана в глубь Мавераннахра и в Фергану в 1723-27 г.г. емнип есть данные, что в памяти тамошних узбеков даже сохранились рассказы о том, что в те тяжелые годы и так измученные голодом, засухой они подверглись нашествию прибывших из степи казахов. но это другая тема

Share this post


Link to post
Share on other sites

После смерти Тауке хана объединявшего вместе три жуза, джунгары воспользовавшись возникшими разногласиями среди казахов, усилили нападения на казахов что в конце концов привело к «Ақтабан шұбырынды». Тогда Толе би (1* №350 в родословном дереве на этом сайте) отправил к джунгарам человека с ложным обещанием подчиниться, договорившись с Малик батыром (2* №***) из рода Сихым, Котен батыром из рода Богежил, Койгелды батыром (3* №314) из рода Шымыр, Каранай батыром из рода Сыргели, Кунан батыром из рода Канлы, Толебай батыром из рода Конырат, Алшынбай батыром из рода Рамадан, перейдя полноводную реку Чирчик (4* в Узбекистане) через мост в городе Ходжикент (5* в Узбекистане), откочевали вместе в место под названием Жидели Байсын (6* должно быть местность Байсун на юге Узбекистана). Оставшиеся подчинились джунгарам. Через шесть лет у джунгаров произошла эпидемия оспы и они покинули Ташкент. Услышав это Толе би вернулся с откочевавшими родами. В то время хан джунгаров Баршахан отправил своего визиря Сенгиля (Сангыла) к Толе би, и потребовал подчиниться. Толе би принял посла и когда тот заснул напившись вина, его племянник (7* сын сестры) Шінет батыр (8* №916 - информация обновлена 20.10.2019) из рода Сихым поиздевавшись срезал посланнику косичку. Рассердившийся на это хан джунгар потребовал выдать человека отрезавшего волосы его посла. Толе би направил ему своего сына Жолан батыра (9* №357). Хан джунгар понял что ему выдали непростого человека и отпустил его, но затаил злобу. В то время Толе би находился в Жетикенте (10* в Ферганской области Узбекистана). Приняв посла джунгаров он опять напоил его вином и откочевал в сторону Коканда. Джунгары захватили Туркестан, Сайрам, Шымкент, и взяли в плен двух сыновей Толе би, Кожабека (11* №356) и Жолана. Толе би добравшись до Тойтобе (12* ауыл Тойтепа – To’ytepa в Узбекистане, с 2017-го Нурафшон) услышал эту новость, и вернувшись в место Кыбырай (13* Кибрай – Qibrai в Узбекистане), Дормен, отправил человека по имени Телимбет как посланника джунгарам и освободив двоих своих сыновей откочевал в Жидели Байсын (14* скорее всего около города Baysun на юге Узбекистана). После того как Китай начал давить джунгаров Толе би вернулся с Жидели Байсын. В союзе с Уйсыном Буркит би, он победил Жолбарыс хана управлявшего Ташкентом и занял его место.

Қазақ шежіресі. Зайыр Сәдібеков.

1994

Share this post


Link to post
Share on other sites
17 часов назад, asan-kaygy сказал:

Есть ли у кого шежире Мухтара Алиева?

И Кайрата Нуртаса :-)

Share this post


Link to post
Share on other sites
26 минут назад, asan-kaygy сказал:

И Кайрата Нуртаса :-)

 

Спросите у него самого. 

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
20 минут назад, АксКерБорж сказал:

Спросите у него самого. 

Лично не знаком со вторым. первый умер уже.

Share this post


Link to post
Share on other sites
On 3/26/2020 at 1:29 PM, кылышбай said:

После смерти Тауке хана объединявшего вместе три жуза, джунгары воспользовавшись возникшими разногласиями среди казахов, усилили нападения на казахов что в конце концов привело к «Ақтабан шұбырынды». Тогда Толе би (1* №350 в родословном дереве на этом сайте) отправил к джунгарам человека с ложным обещанием подчиниться, договорившись с Малик батыром (2* №***) из рода Сихым, Котен батыром из рода Богежил, Койгелды батыром (3* №314) из рода Шымыр, Каранай батыром из рода Сыргели, Кунан батыром из рода Канлы, Толебай батыром из рода Конырат, Алшынбай батыром из рода Рамадан, перейдя полноводную реку Чирчик (4* в Узбекистане) через мост в городе Ходжикент (5* в Узбекистане), откочевали вместе в место под названием Жидели Байсын (6* должно быть местность Байсун на юге Узбекистана).

Местность Байсын есть еще в Шиелийском районе, Кызылординской области, на полпути между Туркестаном и Кызылордой. Если в то время она тоже называлась Шиели Байсын, может быть они туда откочевали? Т.е. не Жидели Байсын, а Шиели Байсын? 

Потому что Ходжикент, где Толе би со своими людьми якобы перешли Чирчик находится к северу от Ташкента (Бостанлыкский р-н). Перейдя Чирчик в Ходжикенте, логичнее было бы если бы они направились в Байсын, который в стороне Кызылорды на северо-запад через Шымкент, Туркестан, а не на юг в Сурхандарьинскую область. К тому же чтобы попасть в Байсун на юге Узбекистана, им нужно было бы перейти и Сырдарью о чем не говорится в тексте.

  • Like 1
  • Одобряю 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Из Википедии про Шиелийский район:

расположен в среднем течении древней реки Сырдарьи. В восточной стороне находятся известные всем древние города Сыганак, Бестам, в южной стороне простираются древние горы Каратау. Далее река Сарысу, берущая свое начало в Арке и Теликуль – свидетель многих исторических событий. Западная часть района соприкасается с областным центром, а северная часть с Кызылкумом, знаменитой своими ветрами.

В устье реки Сарысу, рядом с озёрами Сыныртек и Таликоль находится Беленана, развалины ханского дворца кыпчакского периода[6].

 

Белена́на — развалины ханского дворца кыпчакского периода. Находится на территории Чиилийского района Кызылординской области, в устье реки Сарысу, рядом с озёрами Сыныртек и Таликоль[1].

Беленана являлся летней резиденцией кыпчакских ханов Сыгнака и Саурана. В окрестностях памятника сохранились развалины других древних дворцов и множество украшенных куполов. Кроме того, некоторые исследователи, как например, П. И. Рычков или А. И. Левшин, считали Беленану и окрестности, расположением крупного города раннего средневековья[1], лежавшего на оживлённом караванном пути[2][3]:514.

 

Там же в Шиели найдены 8-10 тысяч древних петроглифов. Среды сюжетов петроглифов преобладают зооморфные изображения, отображающие обитателей фауны Каратау и ближних районов. Среди наскальных рисунков встречается антропоморфные изображения, колесницы, сцены охоты и ловля диких и домашних животных, солярные знаки, «солнцеголовые» божества. На наскальных камнях присутствуют сцены отправлений религиозных ритуалов, а так же эротические ритуальные сцены. Особую ценность имеет изображение домов и юрт эпохи бронзы и средневековья. Широко представлены изображения верблюдов, теков, архаров, козлов, быков, животных семейства псовых – волки и собаки.

http://www.kyzylorda-pamyatniki.kz/ru/monuments/resp/rmemr44

Также тут находятся могилы семи святых, включая мавзолей Асана Кайгы, который и искал всю жизнь "землю обетованную" - Жер-Уюк или Жидели Байсын 

Share this post


Link to post
Share on other sites
17 часов назад, artad сказал:

Местность Байсын есть еще в Шиелийском районе, Кызылординской области, на полпути между Туркестаном и Кызылордой. Если в то время она тоже называлась Шиели Байсын, может быть они туда откочевали? Т.е. не Жидели Байсын, а Шиели Байсын? 

Потому что Ходжикент, где Толе би со своими людьми якобы перешли Чирчик находится к северу от Ташкента (Бостанлыкский р-н). Перейдя Чирчик в Ходжикенте, логичнее было бы если бы они направились в Байсын, который в стороне Кызылорды на северо-запад через Шымкент, Туркестан, а не на юг в Сурхандарьинскую область. К тому же чтобы попасть в Байсун на юге Узбекистана, им нужно было бы перейти и Сырдарью о чем не говорится в тексте.

объяснило бы почему сурхондарьинские кунграты говорят что пришли с Арка-журта, т.е. с севера

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

×
×
  • Create New...