Перейти к содержанию
Урянхаец

Иссык Куль - сказочное место

Рекомендуемые сообщения

  • Admin

 

Молдобаев И.Б. Калмаки (сарт-калмаки) Киргизии //Этнос и его подразделения. Ч.1. Этнические и этнографические группы. - М., 1992.

...Спустя некоторое время калмаки вспомнили знакомое им озеро Иссык-куль, которое они в то время называли Туумурта-нур (т.е. Огненное озеро). И тогда они стали прикочевывать на Иссык-куль. Теперь озеро по-калмакски называется Халун-нур (Горячее озеро)... - С.97.

А когда в таком случае был переименован в Ыссык-Көл? :lol:  Интересно сами сарт-калмаки знают об-этом?

Филолог Конкобаев утверждает,что название "Ыссык-Көл" - чисто кыргызское и изначально называлась "Ызык-Көл" на древнекыргызский лад и уже потом перейдя на кыргыз-кыпчакский стали называть Ыссык-Көл..

 

 

У водоемов могут быть разные названия. Ойраты называли озеро Тумурта-нур, мы называем его Иссык-Кёль, возможно от Идык-Кёль - "Священное озеро".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

 

Даже если и Угэчи-кашка были кыргызом, т.е. если мы признаем отождествление "кергуд - кыргыз", а не "кергуд - кереит (например Ховорс)", то он был енисейским кыргызом. Он переименовал Юань в Датань - Татар. Собственно тадар - это нынешнее самоназвание хакасов.

Во-первых : кто это "мы"?И надеюсь Вы не будете кидаться оскорбительными ярлыками "киргизские выдумки","киргизы предпочитают так считать","киргизские гипотезы" и т.д. - как поступают некоторые монголоязычные юзеры от своих бессилий и безысходности?

Во-вторых : Я не подразумевал тянь-шаньских кыргызов..Хотя и с этим надо разобратьcя..Но многоуважаемый Вами Петров пишет так : Цитата "..С перемещением в 80-х гг. XIV в. на Алтай большой массы кыргызских племен,изгнанных Тимуром из Или-Иртышского междуречья,предводители киргизов стали более активно вмешиваться в ойратские распри.Некоторым из них удалось скоро занять первенствующее положение.В частности,Угэчи Хашаг в конце 90-х гг. XIV в. подчинил себе несколько ойратских феодалов,которые считались его вассалами."

 

 

Я не понял о чем Вы? Какие оскорбительные ярлыки? Есть две версии перевода термина "кергуд" из списка Саган Сэцэна — одна "кыргыз", другая "кереит" — где здесь видете ярлыки и т.д.? С термином надо разбираться филологам. Или даже произносить вслух не полагается, что существует перевод как "кереит"? Такое наверное святотатство?

 

Константин Иванович Петров очень уважаем мною, и я жалею, что пока он был жив не встретился с ним в тогда еще Фрунзе. Однако не обязан вслепую соглашаться со всем, что он пишет.

 

Я Вам уже писал о том, что автоэтноним "тадар" используется хакасами. Кыргызы себя никогда татарами не именовали. И почему вдруг кыргыз Угэчи называет свое государство "Датань"? Может поясните? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я не понял о чем Вы? Какие оскорбительные ярлыки? Есть две версии перевода термина "кергуд" из списка Саган Сэцэна — одна "кыргыз", другая "кереит" — где здесь видете ярлыки и т.д.? С термином надо разбираться филологам. Или даже произносить вслух не полагается, что существует перевод как "кереит"? Такое наверное святотатство?

Константин Иванович Петров очень уважаем мною, и я жалею, что пока он был жив не встретился с ним в тогда еще Фрунзе. Однако не обязан вслепую соглашаться со всем, что он пишет.

Я Вам уже писал о том, что автоэтноним "тадар" используется хакасами. Кыргызы себя никогда татарами не именовали. И почему вдруг кыргыз Угэчи называет свое государство "Датань"? Может поясните? 

Я имел ввиду ярлыки,которые вешают на меня оппоненты от своих бессилий и безысходности говоря "кыргызские выдумки,кыргызам так хочется думать,кыргызские гипотезы" и т.д. и всякие бредовые бла-бла-бла..Я всегда готов к конструктивному диалогу,с учетом того,что оперировать будут фактами и аргументами..На всякие голословности и переходы на личности буду отвечать жестко,если Вы (админы,модераторы и т.п.) не будете пресекать подобные действия..

Если Вы не обязаны соглашаться с Петровым,с какой стати я обязан соглашаться с Ховорсом?

Можно ознакомиться с трудами Ховорса,где отождествляется "кэргуд"="кереит"?

И какие еще ученые отождествляют термин "кэргуд"="кереит"?Только просьба на Авляева не ссылаться,т.к. калмыцкий антрополог Санжи Галушкин(сдается мне,что это он под ником Санж на форуме) считает : Цитата "..Кэргуд - Авляев (1994) считает енисейскими киргизами - предками современных хакасов и киргизов, однако ранее он же (1984), ссылаясь на одну из версий "Алтан Тобчи", предполагает под термином "кэргуд" кереитов, однако это кажется маловероятным, т.к. кереиты вошли в ойратский союз в виде торгоутов."

И еще раз хочу Вам напомнить,что я не оспариваю того,что Угэчи-кашка из тянь-шаньских кыргызов..Я всего лишь навсего опираясь на факты хочу доказать его кыргызское происхождение..

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://www.eposmanas.ru/?page=511/

"...Богатырский конь Манаса Аккула наделяется такими же сказочно-гиперболическими чертами, как и сам Манас..."

Получается, что масть коня Манаса "бело-буланая".

Считаю, что кулан получил свое название от "кула"-буланый,

также возможно "каракуль" произошло от "кара-кула", т.е. возможно овцы этой породы изначально имели такую масть

Предлагаю новое-старое значение озера "Иссык-куль" как "Ызых кула" в переводе "Священный буланый (саврасый)". Буланый, цвет масти коня Манаса и получается народа/рода его почитающего.

http://www.nbdrx.ru/pdf/bx0000125.pdf

"...Значительное количество топонимов носят на-звания «ызых» — священный «пурхан» — святой, «тегир» — небесный и т. д. В южной Хакасии находится небольшое озеро Алтын-кёль — Золотое. Легенды гласят, что однажды в голодный год один крупный бай не мог обменять кусок 'золота величи-ной с лошадиную голову даже на чашку зерна. ХУЛА АСХЫРЛЫГ ОЙ — Р- Кула-Аскырлыг-ой л. пр. р. Катун (Кур. (Долина саврасого же- Р"н)-. ребца) ХУЛААТ ХАРЫГЫ — г- Хулат-харых около а. Ульгуташ.."

Саврасая — «дикая» масть, масть лошади Пржевальского. Окраска туловища блекло-рыжеватая, неравномерная, с посветлением на животе. Грива, хвост и нижние части ног чёрные, но часто не целиком, и окраска их часто нечистая.

Думаю, что буланая-Саврасая масть связана с "Манасавцами"(люди Манаса) в эпоху тюркских каганатов, но вряд ли с кок тюрками. Т.к. буланая масть не похожа "кок"(синий) и по идее масть "кок тюрков" должна быть "серой с оттенками".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 Давайте организуем совместный проект студентов археологов или этнографов из "кыргыз-калмык-монгол" по исследованию следов культуры Джунгаро-Ойротского периода около "Иссык-куль" - "Төмөрт нуур".

 

Будет полезным и дружественным прожектом.

 

Может одним из организатором будет наш уважаемый Тыныч.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый endh ,это было бы просто замечательно..

К сожалению свою кандидатуру отклоняю,т.к. нет опыта в этой сфере..Уж лучше понаблюдаю со стороны..

И неплохо было бы найти спонсора,кто про-финансировал бы данный проект.. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...