Jump to content



rim

Фольк-хистори в Казахстане

Recommended Posts

и Старший жуз понятно почему стал Старшим.

Вот именно, я тоже так всегда предполагал.

А если добавить традицию "старшинства" именно в этом регионе, идущую из глубины веков, к примеру сакские царские курганы?

Непонятно только что эти "умозаключения" Атыгая находятся в теме "Фольк Хистори"? Это же не выдумки из глубин подсознания Атыгая, эта же его версия на те события подкрепленная авторитетными источниками! Это же тема имеет право для дискуссии.

Хорошо было бы, перенести её в отдельную тему!

Совершенно с вами согласен, Ереке (кстати в этой форме передачи казахских имен усматривается "Еке" - великий, уважаемый, почему то именуемый старомонгольским).

Link to post
Share on other sites

Вот именно, я тоже так всегда предполагал.

А если добавить традицию "старшинства" именно в этом регионе, идущую из глубины веков, к примеру сакские царские курганы?

Совершенно с вами согласен, Ереке (кстати в этой форме передачи казахских имен усматривается "Еке" - великий, уважаемый, почему то именуемый старомонгольским).

То как посмотрел Атыгай на историю монгол, впервые такое вижу! По крайней мере для меня это открытие!

А что там по поводу сакских курганов Вы имели ввиду?

Link to post
Share on other sites

У Михалона Литвина (О нравах татар, литовцев и московитян):

«третьи (татары) - за рекой Танаисом (Tanaim), называемой Волгой (Volha) 11, заволжские (Zawolsca), [это] родина царя Батыя (caesaris Bati) 12, разорителя Венгрии (Ungariae), некогда господствовавшая над москвитянами (Moschorum) и всеми рутенами (Ruthenorum)».

Получатся родина Бату - заволжские степи, тогда как дата его рождения приблизительно первое десятилетие 13 века, когда по официальной истории монголов западнее Алтая не было.

Link to post
Share on other sites

Тогда по Уйсуням и Дулатам всё получается хоть как то "объяснимо" и Старший жуз понятно почему стал Старшим. :).....

Непонятно только что эти "умозаключения" Атыгая находятся в теме "Фольк Хистори"? Это же не выдумки из глубин подсознания Атыгая, эта же его версия на те события подкрепленная авторитетными источниками! Это же тема имеет право для дискуссии, а её запихали в Фольк хистори... я например туда практически не заглядываю, так же наверное поступают и другие, за исключением "больных на голову" у которых всё казахское как бельмо на глазу! Наверно ув. Стас потрудился! :)

Хорошо было бы, перенести её в отдельную тему!

Рахмет уважаемые АксКерБорж и Ержан!

Уважаемый Стас не при чём, сам стал размещать посты в первой попавшейся ветке где было место.

По уйсуням и канглы действительно по "официальной" истории получается, что они жили западнее Алтая, потом переселились восточнее Алтая, помогли Чингизхану и обратно переселились западнее Алтая. :rolleyes:

С уважением,

Link to post
Share on other sites
http://www.vostlit.info/Texts/rus13/Menda/text.phtml?id=4407

ПОЛНОЕ ОПИСАНИЕ MOHГОЛО-ТАТАР

МЭН-ДА БЭЙ-ЛУ

/л.1а/ ОСНОВАНИЕ ГОСУДАРСТВА

Земли, на которых впервые возвысились татары 1, 2, расположены к северо-западу от [земель] киданей. Племена 3 [татар] происходят от особого рода 4 ша-то 5.

Примечание: от особого рода ша-то произошли белые татары 6. В Юань ши, в биографии Ала'ус-дигит Хури 7, говорится: “[Ала'ус-дигит Хури] происходил от яньмэньских 8 потомков ша-то” 9.

Поэтому 10 [о них ничего] не было известно в течение ряда поколений.

Их 11 имеются три рода: черные, белые и дикие.

Здесь прошу уважаемые читатели обратить внимание на факт, что "татары" расположены к северо-западу от земель киданей.

Кидани в Северном Китае (династия Ляо) http://ru.wikipedia.org/wiki/%CB%FF%EE перестали властвовать в 1125 году. Чингизхан же родился или 1155 или 1162 году. В это время кидани Елюй Даши создали государство в Восточном Туркестане и Семиречье.

То есть, к северо-западу от киданей - это территория современного Казахстана. 3 рода татар, так и хочется сравнить с 3 жузами казахов! :rolleyes:

С уважением,

Link to post
Share on other sites
  • Модераторы

Рахмет уважаемые АксКерБорж и Ержан!

Уважаемый Стас не при чём, сам стал размещать посты в первой попавшейся ветке где было место.

По уйсуням и канглы действительно по "официальной" истории получается, что они жили западнее Алтая, потом переселились восточнее Алтая, помогли Чингизхану и обратно переселились западнее Алтая. :rolleyes:

С уважением,

А, ну, кстати, Ержану 10% за обсуждение модерирования в неподобающем месте.

Link to post
Share on other sites

Там же:

При первом возникновении [государства] нынешних татар [у них] совсем не было письменных документов. Во всех случаях, когда рассылались приказы, повсюду отправлялись послы, [при этом] вырезались только метки 130 <в списке из Шо-фу пишется *** [вместо *** ]> 131 чтобы запомнить их 132. Послы не смели прибавить или убавить хотя бы одно слово. [Это] обычай их страны.

Поскольку их обычаи просты, то уйгуры 133 являющиеся [их] соседями, всякий раз, как [они] выменивают [товары] в обоих <в списке из Шо-фу пишется *** [вместо] *** > 134 Хэ, перепродают [эти товары] в их государстве.

Братья уйгуры до сих пор снабжают казахов китайскими товарами. :rolleyes:

Link to post
Share on other sites
Еще [татары] восхищаются монголами 147 как воинственным народом 148 и поэтому обозначают название династии как “великое монгольское государство” 149

Стыкуется с Шара туджи:

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Mongol/Sara_Tudzi/frametext.htm

ШАРА ТУДЖИ

Тридцати пяти лет от роду, убив токмокского Мангула-хагана, покорил Токмок

Токмак - современный город в Кыргызстане, Мангул-каган это, скорей всего, потомок Елюй Даши - каракитай. Интересно, что кераитов Чингизхан еще не покорил, это по летописи будет через 2 года:

Тридцати семи лет от роду в год воды-коня Онг-хагана кереитского покорил.

Стратегически, думаю, важно закончить покорять племена по одну сторону от Алтая, так как Алтай достаточно большое препятствие для армии. То есть кераиты находились западнее Алтая, так же как и Токмак.

Еще вывод: страна покоренного Мангул-кагана оставила своё название: Моголистан, а Чингизхан получил право на наследство Елюй Даши: Маверанахр, который отнял у каракиданей Хорезм шах.

С уважением,

Link to post
Share on other sites

3 рода татар, так и хочется сравнить с 3 жузами казахов! :rolleyes:

С уважением,

А что? Вполне и вполне!

Даже из смысла казахской поговорки: "Ұлы жүзге таяқ беріп малға қой, Орта жүзге қалам беріп дауға қой, кіші жүзге найза беріп жауға қой".

Перевожу как могу: Старший жуз - скотоводы и пастухи; Средний - судьи/арбитры спорных дел; Младший - воины.

Старший - черные татары, т.е. степняки? Средний - белые, т.е. культурные, образованные? Младший - дикие, т.е. воинственные? :)

Прим: китайские хроники Чингизхана и кереитов относили к черным, степнякам-скотоводам, ведь не зря как пишет ув. Асан-Кайгы, кереи и почти все племена Старшего жуза имеют старкластер С3...

Link to post
Share on other sites

То как посмотрел Атыгай на историю монгол, впервые такое вижу! По крайней мере для меня это открытие!

Не помню точно, кажется Noyan, Ultraaslan, Тахир или кто другой (?) в теме Чингизхан (?) или в других (?) год-два тому назад развивали эту же тему, но емнип применительно к региону Нижней Волги.

Можно уточнить через поисковик.

Встречал также похожее, но связанное с Юго-Западной Сибирью и Ишимом.

А что там по поводу сакских курганов Вы имели ввиду?

Имею в виду развитой очаг региона, в котором тюркско-кочевые империи сменяли друг друга длительное время.

Link to post
Share on other sites

А что? Вполне и вполне!

Даже из смысла казахской поговорки: "Ұлы жүзге таяқ беріп малға қой, Орта жүзге қалам беріп дауға қой, кіші жүзге найза беріп жауға қой".

Перевожу как могу: Старший жуз - скотоводы и пастухи; Средний - судьи/арбитры спорных дел; Младший - воины.

Старший - черные татары, т.е. степняки? Средний - белые, т.е. культурные, образованные? Младший - дикие, т.е. воинственные? :)

Прим: китайские хроники Чингизхана и кереитов относили к черным, степнякам-скотоводам, ведь не зря как пишет ув. Асан-Кайгы, кереи и почти все племена Старшего жуза имеют старкластер С3...

Китайцы называли белыми, культурными тех кто были близки ,смешаны с самими китайцами.

Link to post
Share on other sites

Сочинения 13 века

http://www.vostlit.info/Texts/rus11/Cudesa/frametext4.htm

ЧУДЕСА МИРА

АДЖА’ИБ АД-ДУНЙА

...Баласакун. Большой красивый город в Туркестане. Там находится ...(В тексте непонятное ***). Город был под властью мусульман, теперь им владеют тюрки 300. Бу Хибр (?), шут фараона, был родом оттуда...

http://www.vostlit.info/Texts/rus/Jakut/otryv1.phtml?id=1511

ЙАКУТ АЛ-ХАМАВИ

АЛФАВИТНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ СТРАН

МУ'ДЖАМ АЛ-БУЛДАН

ИЗВЛЕЧЕНИЯ ИЗ «КИТАБ МУ'ДЖАМ АЛ-БУЛДАН» ЯКУТА,

по изданию P. Wuestenfeld'a (Jacuts geographisches Woerterbuch)

...Вышли из Мавераннахра неверные из (рода) тюрок, называемые татарами, и завладели городами Хорасана. .... (Тогда) погнали тюрки своих лошадей и ушли к своему великому царю, которого зовут Чингиз-хан....

Йакут ибн Абдаллах Ар-руми ал-хамави (1179-1229)
Link to post
Share on other sites

Источник 13 века:

http://www.vostlit.info/Texts/rus8/Nasawi/frametext1.htm

ШИХАБ АД-ДИН МУХАММАД АН-НАСАВИ

ЖИЗНЕОПИСАНИЕ СУЛТАНА ДЖАЛАЛ АД-ДИНА МАНКБУРНЫ

...Среда них в упомянутую эпоху был /6/ человек по имени Души-хан 14 который был женат на тетке, по отцу, проклятого Чингиз-хана. Племя этого проклятого, известное под названием ат-темурчи 15 — обитатели пустынь, а зимовьем им служила местность под названием Аргун 16. Они известны среди тюркских племен своим злом и коварством, и государи ас-Сина из-за их непокорности не считали возможным ослаблять им узду...

Шихаб ад-Дин Мухаммед ан-Насави (? — 1249/1250)

«Диване Лугат ат-Турк" Махмуд Кашгари

Аргу – «ущелье», то, что находится между двумя горами. Страну, расположенную, между Таразом и Баласагуном, называют аргу, так как она располагается между двумя горами.

Ибн-Халдун

"На северо-восточной стороне его лежит озеро Аргун. ...... На юге от озера Аргун есть каменистая гора, там ничего не растет, гора эта называется Аргунской, вследствие чего озеро тоже назвается Аргунским".

http://www.vostlit.info/Texts/rus3/Rubruk/frametext3.htm

ВИЛЬГЕЛЬМ ДЕ РУБРУК

ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОСТОЧНЫЕ СТРАНЫ ВИЛЬГЕЛЬМА ДЕ РУБРУКА В ЛЕТО БЛАГОСТИ 1253

"Земля эта прежде назвалась Органум, и жители её имели собственный язык и собственные письмена. Но теперь она была вся занята туркоманами. Этими письменами и на этом языке несториане из тех стран прежде справляли службу и писали книги, и может быть, отсюда ведут название органы, так как там были, как мне говорили, наилучшие гитаристы или органисты".

"Прежде всего назову югуров 112, земля которых соприкасается с вышеупомянутой землей Органум, именно между названных гор в восточном направлении 113, во всех городах их перемешаны несториане и сарацины, и отдельные лица из них самих также живут в городах сарацин в направлении к Персии."

Думаю местность "Аргун" можно надёжно идентифицировать, как Семиречье и Восточный Туркестан.

С уважением,

Link to post
Share on other sites
http://www.vostlit.info/Texts/rus3/Polo/frametext4.htm

МАРКО ПОЛО

КНИГА О РАЗНООБРАЗИИ МИРА

Сендук — область на восток; много там городов и замков; принадлежит она великому хану, потому что потомки попа Ивана — его подданные. Главный город называется Тендук. Царь здесь из роду попа Ивана, и сам он поп Иван, а зовется Георгием; страною правит от имени великого хана, но не всею, что была у попа Ивана, а только одною частью. Великие ханы, скажу вам, всегда выдавали своих дочерей и родственниц за царей из рода попа Ивана. Водятся тут камни, из которых лазурь добывается; много их тут, и они отличные. Есть тут прекрасное сукно из верблюжьей шерсти. Народ занимается скотоводством и земледелием; кое-кто торгует и ремеслами занимается. Тут, как я уже говорил, властвуют христиане, но и идолопоклонников довольно, есть и мусульмане.

Есть здесь народ, называется «аргон», что по-французски значит Guasmul 174; происходит он от двух родов, от рода аргон тендук и от тех тендуков, что Мухаммеду молятся, из себя красивее других жителей и поумнее, торговлею занимается побольше. Здесь главным образом пребывал поп Иван, когда властвовал над татарами и владел этими областями и соседними царствами; потомки его жили тут же и тот Жор, кого я уже называл; и он из роду попа Ивана, шестой государь после попа Ивана. Место это то самое, что у нас зовется страною Гог и Магог, а здесь Ун и Могул ; в каждой области свой народ, в стране Ун живет Гог, а в Могуле — татары .

На восток отсюда, к Катаю, семь дней едешь по городам и замкам; живут тут мусульмане, идолопоклонники, а также христиане-несториане. Народ торговый, занимается ремеслами, ткут тут золотые сукна нашизи и нак и разные шелковые ткани; как у нас есть разные шерстяные ткани, так и у них разные золоченые сукна и шелковые ткани. Народ подвластен великому хану.

Марко Поло о стране Аргун и его населении: поп Иван - Ван хан кераитский, могулы -монголы, христиане, мусульмане, на восток 7 дней пути Китай - то есть всё однозначно указывает на Восточный Туркестан и Семиречье.

Link to post
Share on other sites

Источник начала 14 века

http://www.vostlit.info/Texts/rus3/Vassaf/frametext.htm

Шихаб-ад-дин Абдаллах ибн Фазлаллах, родом из Шираза в Южном Иране, известный под почетным прозвищем "Вассаф-и-хазрет" — "панегирист его величества", находился под покровительством Рашид-ад-дина; никаких других биографических данных о нем не сообщается. В шабане 699 г. (= 22 IV—20 V 1300) Вассаф начал писать свое сочинение в качестве продолжения сочинения Джувейни.

http://www.vostlit.info/Texts/rus3/Vassaf/frametext.htm

ИСТОРИЯ ВАССАФА

В то время, когда государь — завоеватель мира Чингиз-хан сделался владыкою и повелителем царей и царств и мира и разделил края и страны между четырьмя сыновьями (своими) — Туши, Чагатаем, Угетаем и Тулуем — и назначил им становища и юрты в четырех странах |50| света так, как было решено умом и найдено правильным его безграничной проницательностью, — подробное исчисление округов и областей изложено и упомянуто в «Тарих-и-джехангушай», — Чагатаю были отведены пространства становищ от пределов окраин уйгурских до границ Самарканда и Бухары; обычное местопребывание его всегда находилось в окрестностях Алмалыга. Угетай, который в благополучный век (своего) отца должен был быть преемником султанства (Чингиз-хана), пребывал в пределах Эмиля и Кубака, столицы ханства и центра государства. Юрт Тулуя находился по соседству и в сопредельности (с владениями) Угетая, а земли в длину от краев Каялыка и Хорезма и крайних пределов Саксина и Булгара до окраин Дербенда Бакинского он предназначил старшему сыну Туши.

http://touring.kz/nature_of_kazakhstan/national_parks/177-park-altyn-jemel.html

Государственный национальный природный парк «Алтын-Эмель» создан Постановлением Правительства Республики Казахстан № 460 от 10 апреля 1996 г. на базе Капчагаиского государственного охотничьего хозяйства. Он расположен на территории Кербулакского и Панфиловского районов Алматинской области. Центральная усадьба находится в поселке Басши, в 250 км г. Алматы. Общая площадь парка 459620 га.

В национальный парк входит северная часть акватории Капчагаиского водохранилища и правобережье р. Или, опустыненные горы Малые и Большие Калканы, Актау, Катутау, самые крайние юго-западные отроги Жунгарского Алатау (Шолак, Дегерес, Матай), южный склон хребта Алтын-Эмель и часть хребта Кояндытау, а также обширная межгорная долина Коныролен.

"Межгорная долина Коныролен" не напоминает ли Керулен? Тем более всё остальные признаки однозначно указывают на Эмель.

С уважением,

Link to post
Share on other sites

http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin_2/kniga1/frametext3.html

РАШИД-АД-ДИН

СБОРНИК ЛЕТОПИСЕЙ

Рассказывают, что в стране Уйгуристан имеются две чрезвычайно больших горы; имя одной – Букрату-Бозлук, а другой – Ушкун 721-Лук-Тэнгрим; между этими двумя горами находится гора Каракорум. Город, который построил Угедей-каан, также называется по имени той горы. Подле тех двух гор есть гора, называемая Кут-таг. В районах тех гор в одной местности существует десять рек, в другой местности – девять рек. В древние времена местопребывание уйгурских племен было по течениям этих рек, в [этих] горах и равнинах 722

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/rotot/08.php

В горную систему Каракорум входят также мощные отроги, отдельные из которых по высоте не уступают главному хребту.

Из северных отрогов наиболее мощным является хребет Агыл-таг, расположенный в междуречье Раскем-дарьи и Сипара. Он продолжается на север и северо-запад на протяжении около 200 км, не уступая в первой части по высоте главному хребту.

http://ru.wikipedia.org/wiki/СУАР

Высокогорная дорога Каракорум

Link to post
Share on other sites

Источник начала 14 века

http://www.vostlit.i...f/frametext.htm

ИСТОРИЯ ВАССАФА

В то время, когда государь — завоеватель мира Чингиз-хан сделался владыкою и повелителем царей и царств и мира и разделил края и страны между четырьмя сыновьями (своими) — Туши, Чагатаем, Угетаем и Тулуем — и назначил им становища и юрты в четырех странах |50| света так, как было решено умом и найдено правильным его безграничной проницательностью, — подробное исчисление округов и областей изложено и упомянуто в «Тарих-и-джехангушай», — Чагатаю были отведены пространства становищ от пределов окраин уйгурских до границ Самарканда и Бухары; обычное местопребывание его всегда находилось в окрестностях Алмалыга. Угетай, который в благополучный век (своего) отца должен был быть преемником султанства (Чингиз-хана), пребывал в пределах Эмиля и Кубака, столицы ханства и центра государства. Юрт Тулуя находился по соседству и в сопредельности (с владениями) Угетая, а земли в длину от краев Каялыка и Хорезма и крайних пределов Саксина и Булгара до окраин Дербенда Бакинского он предназначил старшему сыну Туши.

С уважением,

Юрт Тулуя не в Монголии, как обычно принято считать, а по соседству и в сопредельности с Эмилем. :blink:

Link to post
Share on other sites

РАШИД-АД-ДИН

СБОРНИК ЛЕТОПИСЕЙ

Рассказывают, что в стране Уйгуристан имеются две чрезвычайно больших горы; имя одной – Букрату-Бозлук, а другой – Ушкун 721-Лук-Тэнгрим; между этими двумя горами находится гора Каракорум. Город, который построил Угедей-каан, также называется по имени той горы. Подле тех двух гор есть гора, называемая Кут-таг. В районах тех гор в одной местности существует десять рек, в другой местности – девять рек. В древние времена местопребывание уйгурских племен было по течениям этих рек, в [этих] горах и равнинах 722

В Монголии по близости к развалинам города, предполагаемого как Каракорум, никаких гор нет.

Под "чрезвычайно большими горами", указанными в тексте, можно предположить две смежные горные системы - Алтайский хребет и Тенгритаг (Тянь-Шань). И тогда Каракорум действительно окажется в пределах Эмиля или Семиречья. B)

В Керулен и в Коныролен предполагаю составную часть "елен" - проворная вода.

Link to post
Share on other sites
http://www.vostlit.info/Texts/rus3/Polo/frametext4.htm

МАРКО ПОЛО

КНИГА О РАЗНООБРАЗИИ МИРА

Говорится в сказаниях, как узнал поп Иван, что Чингисхан со всем своим народом идет на него, выступил и он со своими против него; и все шел, пока не дошел до той самой равнины Тандук, и тут, в двадцати милях от Чингисхана, стал станом; отдыхали здесь обе стороны, чтобы ко дню схватки быть посвежее да пободрее. Так-то, как вы слышали, сошлись на той равнине Тандук 159 две величайшие рати.

Вот раз призвал Чингисхан своих звездочетов, христиан и сарацин, и приказывает им угадать, кто победит в сражении — он или поп Иван. Колдовством своим знали то звездочеты. Сарацины не сумели рассказать ему правды, а христиане объяснили все толком; взяли они палку и разломали ее пополам; одну половинку положили в одну сторону, а другую — в другую, и никто их не трогал; навязали они потом на одну половинку палки Чингисханово имя, а на другую — попа Ивана.

Первое военное столкновение Ван-хана и Чингизхана в Восточном Туркестане и Семиречье.

Link to post
Share on other sites
http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Miller_2/primech.phtml?id=7907

Г. Ф. МИЛЛЕР

ИСТОРИЯ СИБИРИ

...По летописному протографу, которым пользовались авторы Есиповской и Строгановской летописей, родословная Едигера (Ядигера) представляется в следующем виде:

c2f12c83b9aa.png

При принятии выше названной гипотезы такая родословная не удивляет.

Link to post
Share on other sites
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XVI/1560-1580/Folklor_sib_tatar/text.htm

Начало династии Тайбугинов.

…В Сибирской летописи, названной Карамзиным новою сибирскою летописью неизвестного автора, повествуется, что монгольский хан Чингиз, покоривший Бухарию, по преданию, … уступил в потомственное владение Тайбуде или Тайбуге – царевичу казачьей орды (киргиз-кайсаков), сыну Мамет хана, по другим данным – Мамыка, - места по рекам Ишиму, Туре, Иртышу и Тоболу. По реке Ишиму до того времени кочевал хан Онсом, потом его сын Иртышак, которого Чингис победил и взял в плен, а землю его присоединил к своим владениям… Сын убитого хана, а по другим данным внук Тайбуга, был спасен от смерти преданностью прежнего слуги своего Мурат-бия, воспитателя его. Впоследствии, узнав о существовании Тайбуги, Чингис послал его воевать с чудью. Тайбуга совершил на этой войне ряд славных подвигов и привел чудь, равно как и татарские племена по рекам Иртышу и Туре, к покорности Чингису.

В благодарность за военные заслуги Тайбуги Чингис вернул ему, согласно его желанию, свободу, и Тайбуга с несколькими земляками… отправился по реке Туре и там на липовом яру, по просьбе жены своей, построил себе город, который назвал Яшил-Тура. После смерти Чингиса владения Тайбуги увеличились. Казанские ханы имели с ним дружеские отношения, не прекращавшиеся и при его сыне Ходже. Сын Ходжи Умар даже вошел в родственные связи с казанским ханом Упаком, женившись на его дочери… Упак изменнически умертвил своего зятя Умара, а сыновей его Абдера и Абалака увез с собою заложниками в Казань, где они и умерли… Уже внук его, сын Абдера Сибир, возвратился в прежние владения своего деда…, сделал новые завоевания и построил город на берегу Иртыша, назвав его своим именем – Сибирь-Тура.

(Абрамов Н. Сибирские татары // Тобольские губернские ведомости. 1861. № 35).

Link to post
Share on other sites
http://www.vostlit.info/Texts/rus/Karpini/frame5.htm

ИОАННА ДЕ ПЛАНО КАРПИНИ,

АРХИЕПИСКОПА АНТИВАРИЙСКОГО,

ИСТОРИЯ МОНГАЛОВ,

ИМЕНУЕМЫХ НАМИ ТАТАРАМИ

...В земле же вышеназванных Кара-Китаев Оккодай-кан, сын Чингис-кана, после своего назначения императором построил некий город, который назвал Омыл 43; вблизи него к югу есть некая великая пустыня...

Омыл - Эмель.

Link to post
Share on other sites
ИОАННА ДЕ ПЛАНО КАРПИНИ,

АРХИЕПИСКОПА АНТИВАРИЙСКОГО,

ИСТОРИЯ МОНГАЛОВ,

ИМЕНУЕМЫХ НАМИ ТАТАРАМИ

ГЛАВА ПЕРВАЯ

О положении земли Татар, ее качестве и распределении в ней воздуха

О земле мы предположили рассуждать следующим образом: во-первых, мы скажем об ее положении, во-вторых, о качестве, в-третьих, о распределении в ней воздуха. [25]

§ I. O положении земли

Итак, вышеназванная земля расположена в той части востока, в которой, как мы полагаем, восток соединяется с севером. К востоку же от них расположена земля Китайцев, а также Солангов 5 к югу земля Саррацинов 6 к юго-западу расположена земля Гуиров 7, с запада область Найманов 8 с севера земля Татар окружена морем океаном. В одной своей части она чрезмерно гориста, в другой представляет равнину, но почти вся она смешана с хрящом 9 редко глиниста, по большей части песчана.

§ II. O качестве земли

В одной части земли находится несколько небольших лесов, другая же часть совершенно безлесная, пищу же себе варят и сидят [для тепла] как император, так вельможи и все другие люди при огне, разведенном из бычачьего и конского навоза. Далее даже и сотая часть вышеназванной земли не плодородна, и она не может даже приносить плода, если не орошается речными водами. Но вод и ручьев там немного, а реки редки, откуда там нет селений, а также и каких-нибудь городов, за исключением одного, который слывет довольно хорошим и называется Каракарон 10, но мы его не видели, а были почти за полдня пути до него, когда находились в Сыр-орде 11, каковая является главным двором их императора. И хотя в других отношениях земля не плодородна, она все же достаточно, хотя и не особенно, пригодна для разведения скота.

Море-океан - Балхаш?

Link to post
Share on other sites
http://www.vostlit.info/Texts/rus3/Rubruk/frametext3.htm

ВИЛЬГЕЛЬМ ДЕ РУБРУК

ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОСТОЧНЫЕ СТРАНЫ ВИЛЬГЕЛЬМА ДЕ РУБРУКА В ЛЕТО БЛАГОСТИ 1253

...Земля эта прежде называлась Органум 111, и жители ее имели собственный язык и собственные письмена. Но теперь она была вся занята туркоманами. Этими письменами и на этом языке несториане из тех стран прежде даже справляли службу и писали книги, и, может быть, отсюда ведут название органы, так как там были, как мне говорили, наилучшие гитаристы или органисты. Там впервые видел я идолопоклонников, имеющих, как вы узнаете, многочисленные секты на Востоке.

ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ШЕСТАЯ

О смешении несториан и сарацин и об их идолопоклонстве

Прежде всего назову югуров 112, земля которых соприкасается с вышеупомянутой землей Органум, именно между названных гор в восточном направлении 113, во всех городах их перемешаны несториане и сарацины, и отдельные лица из них самих также живут в городах сарацин в направлении к Персии...

...Упомянутые югуры, которые перемешаны с христианами и сарацинами, как я думаю, путем частых рассуждений пришли к тому, что веруют только в единого Бога. Они жили в городах, которые сперва повиновались Чингисхану, и оттуда он отдал в жены их царю свою дочь. И самый Каракорум стоит как бы на их территории, и вся земля короля, или Пресвитера Иоанна, и его брата Унка находится вокруг их земель. Но эти последние живут на пастбищах к северу, а югуры — среди гор к югу. От этого вышло, что моалы заимствовали их письмена, и югуры являются главными писцами среди них, и почти все несториане знают их письмена. За ними к востоку, среди упомянутых гор, живут тангуты...

Восточный Туркестан и Семиречье.

Link to post
Share on other sites
Guest
This topic is now closed to further replies.




×
×
  • Create New...