Перейти к содержанию
rim

Фольк-хистори в Казахстане

Рекомендуемые сообщения

Нет - издано то в Казахстане - Алматы: Санат, 2007.. Кто рецензенты, кстати, можете сказать?

Какие-нибудь Данияровы, кто же еще? Х.Силам - жжот не по детски! :lol::lol::lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нет - издано то в Казахстане - Алматы: Санат, 2007.. Кто рецензенты, кстати, можете сказать?

Да, ув. Х. Силам "оданиязировался" значит :lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

А какова его позиция была в "монгольский" период биографии?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Зауярдный антиказахский междусобойчик и ни более того!

Одно удивляет, где намыс наших казахов? Не отсюда ли все наши беды, бауырлар?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Не стоит тут сеять и прикрываться :)

А по сабжу - действительно, уже пара дней прошла с той поры как Вы обещали выходные данные обсуждаемого труда привести!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не стоит тут сеять и прикрываться :)

А по сабжу - действительно, уже пара дней прошла с той поры как Вы обещали выходные данные обсуждаемого труда привести!

Уважаемый, Скрытый пользователь, не зря ведь говорят "Обещанного три года ждут", так получилось, что я еще не на арбайтен. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Ордунг мусс зейн. Арбайтунг унд дисциплин. Кущать не могу, хочу узнать про рецензентов :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А какова его позиция была в "монгольский" период биографии?

Он защитил диссертацию по теме - "История казахов Алтая (найманы и кереи)", в общем, что видел, о том и пел, с учетом политики партии, конечно же. Возглавлял Международный центр тюркологии (общественная организация в Баян-Ульгие).

Зауярдный антиказахский междусобойчик и ни более того!

Одно удивляет, где намыс наших казахов? Не отсюда ли все наши беды, бауырлар?

:lol::lol::lol: Все намыслистые трут сплетни на Туране.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ахас ТАЖУТОВ

Почему среди казахов нет единства

Вопрос очень даже непростой. Согласия действительно нет. Свидетельством тому является вновь и вновь разгорающийся горячий спор в среде казахских интеллигентов на тему о том, как казахам следует относиться к Чингисхану: воспевать его или проклинать? Мнения, как всегда, разделились. Даже последовало коллективное обращение одной из сторон к Нурсултану Назарбаеву. Хотя чем тут президент может помочь, если уж даже у лучших умов нации нет единого мнения по этому вопросу?!

Для монгола с Чингисханом все ясно: он - символ величия его народа. Монгол гордится им так же, как таджики Исмаилом Самани, а узбеки - Тамерланом. Даже у киргизов, ближайших родственников казахов, есть образ, бесспорно символизирующий национальное единство, - Манас. А у нас с этим делом большие проблемы...

Большинство казахов назубок знает свои родословные. До седьмого колена - это просто обязательно. Но все эти родословные единой для всех казахов канвы истории не формируют. Общеказахской объединяющей исторической памяти нет даже в виде мифов, легенд, преданий. Потому-то и нет ясного ответа на вопрос: в период монгольского нашествия предки казахов героически защищали Отрар или геройски штурмовали его? Так что ни у одного казаха, в том числе и у президента, не получится окончательно рассудить спор о том, кто есть Чингисхан для казахов. Потому что все еще не совсем ясно, кто они сами такие. Откуда взялся этноним “казахи” и что общего у него с этнонимом “казаки”? Историки говорят разные. Есть и такие, кто доказывает общее происхождение как названий “казахи” и “казаки”, так и их самих.

К примеру, авторитетнейший знаток истории Донского казачества, генерал-майор И.Ф. Быкадоров (1882-1957г.г., уроженец станицы Нижне-Кундрюченская Области Войска Донского, один из основоположников Донской армии, созданной в ходе восстания донского казачества против большевиков в 1918 году, долгие годы жил за границей эмигрантом, после 1945 года являлся заместителем председателя Донского войскового круга, ушел из жизни во Франции) и столь же авторитетнейший знаток Запорожского казачества Д.И.Эварницкий (или Яворницкий, 1855-1940 г.г., историк, археолог, этнограф, филолог, фольклорист, писатель, академик АН Украины, при царе был сослан в Ташкент, а при советском строе подвергался осуждению как буржуазный националист и контрреволюционер) утверждали, что казахи или, по их выражению, киргиз-кайсаки, состоят в родственной связи со всем казацким миром.

А дореволюционный историк казачества Е.Б.Савельев (автор уникальных монографий “Древняя история казачества”, “Средняя история казачества” и “Новая история казачества”, изданных в Новочеркасске) прямо заявлял, что изначально казаки это - “остатки ордынских казаков, не присоединившиеся к киргизам - своим соплеменникам, образовавшим новое ханство” (“Казаки. История”, Владикавказ, 1991 г.)...

Однако споры продолжаются. Единого мнения, как по этому, так и по целому ряду других вопросов нет.

Их, таких вопросов, много, но нет вразумительных ответов на них. Можно привести сколько угодно казусных примеров из самых серьезных исследований на эту тему. Но ясности они не прибавят…

Да, истоки истории того или иного народа, обстоятельства его происхождения – это зачастую национальный миф. Но в нашем случае и мифа-то, сколько-нибудь систематизированного и удобоваримого, не получается.

Причина этого кроется, видимо, не в одних только внутренних противоречиях в рамках общеказахского духовного поля. В мире давно уже состоялись худо-бедно согласованный раздел и растаскивание по национальным квартирам историко-культурного наследия Евразии. Младописьменные казахи, ведшие до недавнего времени кочевой образ жизни и рассматривавшие переход на оседлость как деградацию, похоже, слишком поздно спохватились. Все уже разделено и описано. И никто не желает пересмотра.

Даже в начале XXI века всякая переоценка наследия прошлого вполне может вызвать межнациональный или межгосударственный конфликт. И потом, она сама по себе нарушает всеобщий психологический комфорт. Именно этим, надо полагать, и объясняется появление раздражения у самых разных авторов из Европы и Азии тогда, когда казахи позволяют себе “присваивать” Аттилу и прочих знаменитых уроженцев Великой степи от Хингана на Дальнем Востоке до Паннонии в Венгрии.

Хубилай – турок, а Аттила –мадьяр...

Даже Лев Гумилев, имя которого боготворят казахские интеллигенты, к примеру, настаивал на том, что кипчаки и найманы времен Чингисхана и современные казахские роды под такими названиями имеют мало общего между собой. При этом он же считал среднеазиатских каракалпаков прямыми потомками черных клобуков соседствовавшего с Киевской Русью кочевого народа.

1 июля 1999г. английская газета “Файненшл Таймс” выпустила спецномер, посвященный Казахстану. Там, помимо прочего, есть статья по рассматриваемой тут тематике.

Ее автор, имевший, как можно догадаться, продолжительный разговор с такими корифеями современной казахской культуры, как А.Тарази и Б.Атабаев, не скрывает своего сомнения по поводу обоснованности рассматривания ими Аттилы и Чингисхана в качестве предводителей предков своего народа. С другой стороны, удивляется, как так можно гордиться историческими персонами, которые принесли столько зла человечеству.

Один из авторов “zonakz.net”, обращаясь к своим оппонентам, казахам по национальности, подкреплявшим свои доводы упоминанием имени Аттилы, помнится, раздраженно бросил: вы бы еще Атлантиду вспомнили…

При этом, кстати, никого не раздражает то, что венгры считают себя потомками гуннов и сплошь и рядом дают своим детям имя Аттилы, а турки, считая себя одновременно наследниками двух совершенно несовместимых культур, византийского и тюрко-монгольского, умудряются “сидеть” сразу на двух стульях и с гордостью носят такие имена, как Хубилай. Их никто не одергивает, им никто ничего не указывает.

Хотя, казалось бы, какая может быть родственная связь между средним турком, который является стопроцентным кавказоидом, то есть образцовым европеоидом, и китайским императором монгольского происхождения. Между современным жителем Венгрии, в истории которой черным по белому написано, что даже более поздние пришельцы сюда с Востока, монголы и турки, провоцировали отставание страны от остальной родственной ей христианской Европы, - и Аттилой, которого христианство считало исчадием ада.

А казахи тогда откуда взялись?

Мы тут вовсе не собираемся развенчивать какие-то сложившиеся представления, даже и если они очень парадоксальны. Но факт остается фактом: при первом появлении на глазах у европейцев того времени гунны потому и вызвали у них крайне дикий ужас, что выглядели совершенно необыкновенно. Это были монголоидные азиаты, до того не встречавшиеся жителям римско-латинского мира. Поэтому европейские христиане и отказывались признавать в них людей и назвали их “исчадие ада”. Множество авторов от современников той далекой эпохи до А.К.Дойля в начале XX века отразили это в своих произведениях.

По культуре и обычаям гунны тоже были там, судя по всему, абсолютными чужаками. “Дискавери Чэннел” демонстрирует своим зрителям научно-популярный фильм об Аттиле и его гуннах. В его рамках представлена составленная на документальной основе реконструкция битвы между ними и войсками Римского императора Аэция на Каталаунских полях. Так вот, накануне сражения гуннский полководец сует баранью лопатку в огонь и потом по ее трещинам пытается предвидеть исход будущего сражения…

Битва состоялась в июне 451 года. А в 1953 году в северо-индийский город Сринагар приезжает автор американского журнала “Нэшнл Джиографик” Милтон Дж.Кларк с тем, чтобы встретиться с бежавшими из Китая казахами и по их рассказам составить картину событий их исхода оттуда. Его большая статья с множеством цветных иллюстраций была опубликована под названием “Как казахи шли к свободе”. Там есть сюжет, где описывается ритуал гадания с использованием бараньей лопатки. Он абсолютно совпадает с тем, что показано в фильме “Дискавери Чэннел” про деяния гуннов в Западной Европе за полторы тысячелетия до того. Собственно, и сейчас можно найти массу казахов, которые практикуют такое гадание.

Что же касается жизни и традиций монголов и кипчаков эпохи завоевательных походов Чингисхана и его наследников, она подробным образом описана у Плано Карпини и Вильгельма Рубрука. Практически вся совокупность отраженных в их записях обычаев и бытовых деталей в том же виде дожила до 30-х гг. XX века. К примеру, до начала 90-х гг. я лично неоднократно слышал от пожилых людей о существовании в пору их молодости поверья, что нельзя споласкивать посуду после принятия пищи, потому что таким образом человек может выплеснуть и свое благополучие. Конечно, мало чести для нас в такого рода открытиях. Но что было - то было. Из песни, что называется, слов не выкинешь.

Народ без ясного представления о том, кем и чем ему следует гордиться

Тот же Discovery Channel историю человечества на суперконтиненте Евразия на протяжении тысячелетий толкует таким образом: римско-латинский мир на Западе и сино-конфуцианский на Востоке были мощнейшими созидательными цивилизациями, а жившие посредине кочевники своими руками ничего не создавали, а только разрушали достижения тех культур. Это – классическая точка зрения. Мы с ней не собираемся спорить, так как это все равно что доказывать существование жизни на Луне.

Но вместе с тем нельзя не сказать о том, что она, обладая силой почти что закона природы, оказала и продолжает оказывать колоссальное депрессивное воздействие на национальное сознание казахов и побуждает их все решительней открещиваться от своего прошлого.

Однако такой сдвиг произошел, видимо, не сразу после приобщения к европейским ценностям. Во всяком случае, даже в среде немногочисленных казахов из самых знатных семей, получивших высшее образование в российских университетах во второй половине XIX века, бытовало, как это следует из их сохранившихся до наших дней записей, мнение, что башкир, которые к тому времени в отличие от казахов перешли на оседлость, следует жалеть и считать несчастными. Но в XX веке все поменялось. С переходом на оседлость казахи постепенно стали утрачивать веру в свои культурные ценности...

У казахов всегда была проблема с наличием объединяющей исторической фигуры или мифа. Но сейчас эта ситуация усугубляется еще и полным отсутствием общенационального масштаба героев-современников. Нет ни одного казаха, которым бы гордилось подавляющее большинство его народа. Вопрос не в том, что нет таких, кем можно было бы восхищаться всем нам. Их, кстати сказать, много. Вопрос в том, что образ казаха как всеобщего образца для гордости, восхищения казахским же сознанием уже психологически не воспринимается.

Самым выдающимся казахом XIX века был Чокан Валиханов, а XX – Бауырджан Момышулы. Первый был воспет и героизирован русским писателем Сергеем Марковым, а второй – русским советским писателем А.Беком, современным русским писателем Николаем Кузьминым и доктором филологических наук Вадимом Кожиновым. Причем последние двое написали проникновенные вещи о легендарном панфиловце уже в 90-е годы в Москве, то есть находясь вне контекста независимого Казахстана с его идеологическими потребностями. В Казахстане никто этих их произведений не заметил. При этом у нас за это время практически никто ничего об этих двух выдающихся личностях не написал. И вряд ли напишет теперь. Потому что казахам в целом явно нет никакого дела до образов этих людей, внесших наибольший вклад в признание их народа в мире за последние два столетия.

Сейчас уже мало кто из казахов может сказать, кто такой Марат Жыланбаев, хотя прославился он в годы независимости. Этот парень из Экибастуза первым в истории человечества бегом пересек величайшую пустыню Сахару с севера на юг. Поддержку ему в ходе этого деяния оказывал легендарный землепроходец-полярник Дмитрий Шпаро и его московский клуб. Подвиг М.Жыланбаева подробным образом был представлен на страницах “Вокруг света”. За 150 лет издания этого журнала он был первым казахом, который удостоился такой чести.

Портрет находившегося в Афганистане со спецмиссией генштабовского генерала Кима Цаголова висел в доме каждого осетина после того, как он был рассекречен. Жансена Кереева, такого же генштабовского генерала, находившегося с подобной же миссией в Индокитае в 70-е гг., даже сейчас, спустя 20 лет после его смерти, мало кто из казахов знает.

Таких примеров много. Нельзя сказать, что о таких людях у нас не пишут. Но они не становятся героями, гордостью своего народа. Их просто забывают. Бауырджаном Момышулы раньше большинство казахов гордилось. Сейчас многие просто не знают, кто это.

В 1997 году по случаю 100-летия М.Ауэзова ведущий программы “Открытый микрофон” телеканала КТК задавал проходящим на улицах Алматы вопрос о том, кто это был за человек и какие произведения им написаны. Опрос проводился возле памятника М.Ауэзова перед драмтеатром им. М.Ауэзова. Ответили 10 человек, из них 7 – казахи. Удовлетворительно ответили только двое: пожилой казах и молодой русский парень. Пятеро из опрошенных казахов просто не знали о том, что М.Ауэзов был писателем…

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый Алпамыс, о русском казачестве, его истоках, природе и пр., есть отличные исследования казахских историков, т.е. "незаинтересованных в похвалах" (советую ознакомиться всем заинтересованным в вопросе):

- Козыбаев Манаш Кабашевич, д.и.н., профессор, заслуженный деятель науки, академик АН РК.

- Абдиров Мурат, д.и.н., профессор АГУ им.Абая.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый Алпамыс, о русском казачестве, его истоках, природе и пр., есть отличные исследования казахских историков

Но Тажутов насчет русского казачества ничего не утверждает.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

АксКерБорж в другой теме сообщил кое-что об этом издании - Қабышұлы, И. Тұран әлемі [Текст] : түркі - моңғол халықтарының тарихы / И. Қабышұлы. - Алматы : Санат, 2007. - 317 б.

Қазақстан Республикасы Мәдениет және ақпарат министрлігі Ақпарат және мұрағат комитетінің тапсырмаса бойынша шығарылып отыр

(перевожу: Издана по заказу Комитета Информации и архивов Министерства Культуры и информации Республики Казахстан)

ISBN 9965-664-61-7

Про другие данные и рецензентов бы еще хотелось узнать, напоминаю

Каккие проблемы? Если Вы взялись за серъезную научную экспертизу и оппонирование исследователю, то подскажу рецензентов, но через пару дней, книга на работе.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

АксКерБорж в другой теме сообщил кое-что об этом издании - Қабышұлы, И. Тұран әлемі [Текст] : түркі - моңғол халықтарының тарихы / И. Қабышұлы. - Алматы : Санат, 2007. - 317 б.

Про другие данные и рецензентов бы еще хотелось узнать, напоминаю

Это все что было по крайней мере на первой странице, в т.ч. данные базы Национального агентства международной нумерации.

Я не профи, поэтому может кто-нибудь из уважаемых специалистов вам лучше объяснит, в каких случаях указываются рецензенты и почему они не указаны у обсуждаемой книги. Если что проясню сам, то сразу же отвечу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Ну, я вижу ситуацию с Кабышулы так:

1) государственные деньги он на издание получил,

2) академической поддержки у него не было, нет рецензентов, выпускающего научного учреждения, нигде не обсуждалась книжка,

3) издал в авторской редакции, самиздат по сути.

Радует, что академическая наука в Казахстане не поддается натискам фольков, печалит, что государство поддерживает их.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ветка какая-то дискриминационная в отношении Казахстана и казахов.

"Фольк-хистори" существует во всех странах, читал кыргызский реферат "Кыргызстан в эпоху своей великодержавности" и в России, и в Турции, по-моему, и в Монголии, и в Китае, и в Иране, и в Греции.

Надо тогда создать такие же темы про все "фольк-хистори" других народов или хотя бы убрать из названия "в Казахстане".

Уважаемый модератор Стас в Казахстане подобное попало бы под дейстие Уголовного кодекса Республики Казахстан статья -"Разжигание национальной розни"! :ph34r:

Казахстанцы не создают таких провакационных тем про другие народы и страны, наверное, потому, что более толерантны и культурны?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Большой рахмат, уважаемый Асан-Кайгы!

А перенесете ли ветку в раздел "литература"?

Ведь "фольк-хистори", если понимать "история без доказательств", развивается не только среди тюрков, но и других народов. На мой взгляд в Саудовской Аравии, России, Китае "история без доказательств" успешно развивается с помощью государства.

С уважением,

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ветка какая-то дискриминационная в отношении Казахстана и казахов.

"Фольк-хистори" существует во всех странах, читал кыргызский реферат "Кыргызстан в эпоху своей великодержавности" и в России, и в Турции, по-моему, и в Монголии, и в Китае, и в Иране, и в Греции.

Надо тогда создать такие же темы про все "фольк-хистори" других народов или хотя бы убрать из названия "в Казахстане".

Уважаемый модератор Стас в Казахстане подобное попало бы под дейстие Уголовного кодекса Республики Казахстан статья -"Разжигание национальной розни"! :ph34r:

Казахстанцы не создают таких провакационных тем про другие народы и страны, наверное, потому, что более толерантны и культурны?

Вот поэтому и называлась тема - "Фольс-хистори в Казахстане" :lol::lol::lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот поэтому и называлась тема - "Фольс-хистори в Казахстане" :lol::lol::lol:

Уважаемый Амыр!

Не совсем понял Вашего юмора: в смысле на этом сайте намеренно разжигают национальную рознь, потому, что законами других стран это не запрещается, а сайт физически находится не в Казахстане?

Ужас. По моему разжигание национальной розни и привело к последним событиям в Кыргызстане.

Или Вы не точно выразились?

С уважением,

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Kalpana Sahni “Crucifying the Orient – Russian Orientalism and the Colonization of Caucasus and Central Asia” - White Orchard Press, Bangkok, Thailand; The Institute for Comparative Research in Human Culture, Oslo, first published 1997

с.159

Хотя публично Ленин часто повторял о необходимости воевать с русским шовинизмом, его письма показывают бессознательный уклон в сторону Русских. Например, он говорит Великорусских в статье «О Национальной Гордости Великорусских» и в другом месте. Он считает, что каждый гражданин страны должен иметь возможность выучить ' Великорусский язык', хотя он добавляет: ' Мы не хотим вести людей в рай из-под дубины.' 145 Русский пролетариат также называется 'великим' во всех письмах Ленина. Часто он подчеркивал превосходство Русской расы. Многое из более поздней тактики правительства может быть прослежено как идущее от лидера революции. Любые попытки со стороны нерусских определить национальные специфические особенности или интересы для своих регионов были названы «национальным шовинизмом», «национальной узостью» и местничеством. Сторонники Ленина несомненно укажут на его обширные заявления о необходимости борьбы с русским шовинизмом, но мы теперь знаем, как риторика отличалась от дел, как слова меняли свое значение в зависимости от аудитории, времени и места. Уничижительные заявления Маркса и Энгельса о Русских, понятно, были опущены в Советских публикациях. Уничижительные выводы Ленина о неадекватности восточных народов служили руководящими принципами для средств информации. Эти рекомендации были расценены как неоспоримые и абсолютные истины. Стало обязательным для исследователей и ученых, историков и экономистов, пичкать свои работы обильными цитатами из Маркса, Энгельса и Ленина. Такая клевета вылилась в общественное мнение, сформулировала отношения и поведение, и создала новый образ Советского Востока. Это имело разрушительные результаты. Дальше - больше.

В ночь 1 января 1944 был представлен новый государственный гимн. И он начинался следующим образом: «Союз нерушимый республик свободных навеки сплотила великая Русь.»

В 1945 г.Сталин поднял тост на банкете в честь армейских главнокомандующих:

«Я хотел бы поднять тост за здоровье нашего Советского народа и прежде всего за Русский народ. Я пью прежде всего за здоровье Русского народа, потому что он - наиболее выдающаяся национальность среди всех национальностей, которые формируют Советский Союз. Я поднимаю тост за здоровье Русского народа не только, потому что он - ведущий народ, не только, потому что он имеет ясный интеллект, стоический характер, и терпение ... Русский народ доверял правильности политики его Правительства и принес жертвы, для того чтобы разгромить Германию. 146

Эта речь послужила первым сигналом для дальнейшего искривления межнациональных отношений. Многими годами позже писатель Владимир Тендряков вспоминал на сей раз с горечью и иронией:

«Все русское, даже русский мат, внезапно стали вызывать чрезвычайно патологическое чувство гордости. Все не русское или имевшее привкус чего-то иностранного было враждебно. Сигареты «Норд» были переименованы в «Север»; французская булка стала Московской, улица Эдисона в Ленинграде исчезла. .. Между прочим, почему они думают, что это Эдисон изобрел электрическую лампочку? Неправда. Инсинуации. Это – покушение на русский приоритет. Электрическая лампочка была изобретена Яблочковым, и самолет не был изобретением братьев Райт, а Можайского. Точно так же это был не Уатт, который изобрел паровой двигатель, а Ползунов... Были слухи, что один аспирант пытался доказать со всей серьезностью, что Россия - родина слонов, потому что и слоны и мамонты происходят от одного общего предка. И этот предок с незапамятных времен обитал на обширных пространствах нашей замечательной родины, а ни в коем случае не в далекой Индии.» 147

Региональные лидеры участвовали в этом хоре раболепия. Человек Сталина в Азербайджане, М. Багиров (секретарь Центрального комитета Коммунистической партии), дошел до того что заявил, что «Русский народ внес наибольший вклад в мировую цивилизацию и мировую культуру». Каждое предложение его речи в журнале «Коммунист» - панегирик Русским - их гений, их ведущая роль, их культура и их поведение. Он с готовностью подтверждает титул дарованный Русским как «первый среди равных, его право старшего брата в семье народов Советского Союза» 148. Но эта лесть не спасла Багирова от гильотины несколькими годами позже.

Хотя расизм и практиковался во времени Ленина, он был в камуфляже риторики братства. Сталин, с другой стороны, активно стремился взращивать Русские великодержавные предубеждения. «Гипноз пропаганды» захватил страну. Из нафталиновых персонажей истории был воскрешен и поднят до статуса национальных героев Иван Грозный - теперь выяснилось, что он больше не жестокий деспот, а большой государственный деятель, мудрый человек и патриот. Один из бестселлеров 1940-ых гг. был роман В. Костылева «Иван Грозный». Автор получил сталинскую премию по литературе за этот роман в 1948 г. Другие авторы, включая A. Толстого, Я. Сельвинского, В. Соловьева, следовали по стопам Костылева. Хвалебные речи Ивану были спеты историками И. Смирновым и С. Бахрушиным. Военные генералы царского периода, включая Суворова, были извлечены из забвения. Русские герои были навязаны нациям, чей исторический опыт с многими из них был далек от приятного. Как только сигнал о новой линии давался из центра, все, как ожидалось, должны были следовать этому. День ото дня в течение десятилетий официальные каналы информации (других там и не было) укрепляли стереотипы неадекватности нерусских. Голоса Других тщательно исключались из средств массовой информации. Это продолжилось даже после смерти Сталина, и не было удивительным читать заявления подобно следующему в журнале «Коммунист»:

«Великому Русскому народу принадлежит ведущая роль в борьбе за социализм и гарантии огромного экономического и культурного подъема национальных республик и областей. Братская и бескорыстная помощь Русского народа сделала это возможным - за самый короткий промежуток времени поднять экономику и культуру, решительно улучшить благосостояние трудящихся народов Украины, Белоруссии, Грузии и Азербайджана, Узбекистана и Туркмении, Казахстана и Киргизии, Таджикистана и Армении - всех наций и народностей нашей большой страны.»

Подавление национальных устремлений и правительственные эксцессы шли рука об руку со спровоцированной государством кампанией раздувания мифических монстров. В 1930-ых гг. монстрами были Евреи, Троцкисты и националисты. На сей раз Русский шовинизм активно распространаялся вместе с систематической клеветой народных эпических поэм нерусских народов. Это сопровождалось «решающим сражением» с нападением на любые проявления регионального «национализма» среди нерусских. В общественных речах и средствах информации целые депортированные нации были помещены в черный список как предатели и враги. Сталин напал на «Турецких ассимиляторов», которые якобы «стремились сотни лет калечить, разрушать и уничтожать языки Балканских народов». 149. И снова, распространялись придуманные истории, чтобы отвлечь публику от ужасных преступлений, совершаемых против нерусских. То чего не смог достичь царский режим, было успешно выполнено при социализме Сталина. Раньше Евроцентризм был ограничен Русской аристократией. Теперь впервые это начало просачиваться до остальной части народа.

Центральное руководство пыталось скрыть смешанное происхождение Ленина. Мариэтта Шагинян в своей книге о Ленине и его семье «Билет по Истории» (1938 г.) упоминала о Еврейской и Немецкой родословной Ленина, и о том факте, что его бабушкой была Калмычка. Эта книга была запрещена во времена Сталина Ждановом, который хотел чтобы автор это «исправила». Биография не прошедшая цензуру была напечатана во время краткого периода Хрущевской «оттепели», но была снова запрещена во времена Брежнева.

Брежнев подал еще один миф, который был успешно усвоен Русскими. Он опять ввел миф Ленина о жертвах, которые понесли Русские, чтобы поднять периферию. В 1919 г., Ленин заявил относительно Русских: «.. .. Мы должны были принять главный удар ... являясь пионерами мировой борьбы против империализма.» 150 Эта идея была поднята партийными функционерами и экономистами; факты и цифры манипулировались и подтасовывались, и были представлены как неопровержимые истины. Эта лживая пьеса была заново поставлена чтобы оправдать бедный жизненный уровень на всем пространстве страны и отвлечь общественное внимание от растущего загнивания системы. Как и можно было ожидать, утверждение такого типа, которые повторялись снова и снова, приводили русских в негодование против восточных народов. Сегодня, несмотря на то что факты о новых независимых государствах бывшего СССР говорят об обратном - их территории эксплуатировались для извлечения сырья и без всяких выгод от этого - стереотип остается крепко въевшимся в сознание русских.

Бесстыдный (blatant) Русский шовинизм в Брежневский период простирался на исследования, беллетристику и журналистику. В книге Шошина, «Мы – Интернационалисты» более рание постулаты о Русском культурном превосходстве явно проектируются и подчеркиваются для того чтобы исключить Восток. Эта работа является заметно идеологической и turns to all the dehumanizing Oriental discourse (не знаю как перевести это место – А.), для того чтобы чтобы увековечить властные отношения. Брежнев теперь боготворится и свободно цитируется в попытке доказать отсталость Востока спасенного от адской жизни никем другими как Русскими, которые научили своих братьев (восточные народы) всему - от плотницких работ до языка и морали.

Государство подстрекало великодержавный шовинизм через систему образования, средства массовой информации и риторику - это было непременным и обязательным для того чтобы войти в саму душу населения. Это внедрило острое чувство неадекватности среди нерусских. Русские, наоборот, жили в невежестве о своих 'братьях', впитав поддерживаемое государством клише. У них развились ложные чувства и превосходства и антипатии к восточным народам, делая тех ответственными за беды общества.

http://www.rupoint.co.uk/showthread.php?t=28740

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

АксКерБорж пишет о книге Мурат Абдиров «Хан Кучум: известный и неизвестный». Научно-популярное издание. Алматы: «Жалын», 1996. Под редакцией д.и.н., профессора Ж.Касымбаева.

Из Введения (стр. 4-10):

Хан Кучум стал первой жертвой формировавшейся Российской колониальной империи – за ним последовали хан Кенесары, имам Шамиль и другие вожди национально-освободительных движений.

На протяжении 400 лет оценка исторической роли хана Кучума страдает односторонностью, необъективностью, поверхностным подходом. В российской дореволюционной и особенно в советской исторической литературе утвердились крайне негативные и стереотипные отзывы о его личности: характеристики типа «жестокий», «коварный», «злобный», «деспотический» и т.п.

И наоборот, образ его противника Ермака прошлая и современная российская историография рисуют исключительно в положительном свете – как «национального героя», «сказочного удальца», «талантливого землепроходца», «великодушного человека»» «народного предводителя», «гордости русского народа» (Тумилевич Г.И., Сибирский поход Ермака (на материале донских преданий); в кн.: Филологические этюды, Ростов, 1974, стр. 134-145).

В дореволюционной русской и ранней советской историографии господствующие позиции занимал тезис о «завоевании», «покорении», «захвате», «военной окупации», «невольной колонизации» Сибири. С конца 30-х и особенно с середины 50-х годов нашего века (АКБ: прошлого) этот тезис постепенно отвергается и происходит замена его новыми терминами: «присоединение», «освоение», «вхождение», «приобретение».

М.В.Ломоносов, положивший начало официальной российской историографии, подчеркивал: «О сем деле должно писать осторожно и помянутому Ермаку в рассуждениях завоевания Сибири разбойничества не приписывать» (Ломоносов М.В., ПСС, т.6, М., 1952, стр.448).

У А.Н.Радищева Ермак выступает как «ангел света» в схватке с «ангелом тьмы, отцом мятежа» (Кучумом). Радищев поставил Ермака в один ряд с Колумбом.

В.Г.Белинский, внося свою лепту в создание героического образа, подчеркивал: «Подвиги витязей такого рода никогда не были запечатлены ни зверством, ни жестокостью: они были удальцы и молодцы, а не злодеи...».

Не отстали от других и А.С.Пушкин, К.Ф.Рылеев, Л.Н.Толстой, А.И.Герцен, Д.Н.Мамин-Сибиряк и другие, на трудах которых воспитывались многие поколения русского народа.

«Подвигам» Ермака посвятили свои труды дореволюционные российские историки Н.М.Карамзин, В.О.Ключевский, Н.И.Костомаров, П.И.Небольсин, Г.Ф.Миллер, С.М.Соловьев, И.Г.Фишер, В.Н.Татищев, Д.И.Завалишин, В.В.Радлов, С.У.Ремезов, П.А.Словцов, А.В.Оксенов, Н.М.Ядринцев, Г.Н.Потанин, Ф.Н.Усов, государственный деятель М.М.Сперанский и многие другие.

....и современные российские ученые С.В.Юахрушин, А.П.Окладников, Р.Г.Скрынников, Д.И.Копылов и другие.

Отдельные исследователи пытались идеализировать «подвиги» хищнических отрядов Ермака, эта тенденция, находившая широкое покровительство царского правительства, принимала порой курьезные формы: так, известны попытки церковных кругов канонизировать личность Ермака (объявить его святым) (Гл.!, Стр.13).

С позиции исторической правды освещали поначалу походы Ермака и многие советские ученые.

Так, академик М.В.Нечкина в первом издании БСЭ писала о нем: «Ермак – т.н. «завоеватель Сибири»...один из многогочисленных представителей начального этапа колониальной политики царской России...В 1581-84 гг. Ермак во главе своего отряда, заливая свой путь кровью татар, вогулов (АКБ: манси) и остяков (АКБ: ханты), продвинулся вглубь Сибири, разгромил сравнительно небольшое «сибирское царство» хана Кучума, расположенное по рекам Туре, Тоболу и Иртышу (Гл.1, Стр.13).

Хан Кучум принадлежит истории не только и даже не столько России или Узбекистана, а в первую очередь Казахстана.

Восстановление исторической справедливости в оценке прошлого казахского народа требует развенчания легенд и мифов о Ермаке и Кучуме, воздания каждому по истинным историческим заслугам.

Первым такую попытку предпринял в своей обстоятельной статье «Правда и мифы о Ермаке» академик М.К.Козыбаев (Козыбаев М.М., История и современность, А-А., 1991, стр.136-161).

Наше повествование о сибирском хане Кучуме основано на исторических документах, исследованиях ученых, художественных произведениях, как дореволюционных, так и современных.

Гл.1 С.16:

Находки, сделанные осенью 1989 г. в одном из прииртышских курганов Омской области. В древнем захоронении, возраст которого определили приблизительно в две тысячи лет, обнаружено около 600 предметов, многие из которых по праву можно назвать шедеврами древнего искусства. Особый интерес вызвали серебрянные сосуды, на которых были нанесены надписи. Это так называемое «иссыкское письмо», уже известное ученым по находкам в Алматинской области, но пока не расшифрованное...

С.30:

Шейбанид (от имени Сыбан, в арабизированной форме) Кучум – потомок Ибак хана (АКБ: Абак хан), сын Муртаза хана.

С.37:

Кучум погиб в 1598 г. или вскоре после этого глубоким дряхлым стариком. Поэтому можно предположить, что родился он примерно между 1510-1520 гг. и прожил на свете около 80 лет. Об этом говорит и тот факт, что Кучум оставил после себя весьма многочисленное потомство.

Некоторые русские источники (например, Есиповская летопись) утверждали, что Кучум пришел в Сибирь из «Казачьей Орды», т.е. из Казахской степи, - утверждение в пользу того, что Кучум был родом все-таки казах, управлявший казахскими племенами, жившими в степной зоне юга Сибири (АКБ: казахом или степным киргизом Кучума называли Чокан Валиханов, Карамзин, Миллер, Небольсин, Левшин и др.).

В.В.Бартольд, ссылаясь на Абулгази, писал, что Кучум правил 40 лет, однако он не получал свое царство в наследство от отца, а изгнал оттуда своего предшественника Ядигера* в 1563 г. захватив его столицу Искер: в 1563 г. владетелем Сибири был Ядигер, а в 1569 г. – уже Кучум. Последнее поражени е в войне с русскими Кучум потерпел 20 августа 1598 г., а ногайцы, у которых он искал убежища, убили его в отместку за набеги отца.

* АКБ: Керея-тайбугинца Жадыгера.

Кроме Сибирских летописей, трудов Миллера, прямым доказательством того, что кереи уже в 14 веке расселялись по Тоболу, Иртышу, Есилю (Ишиму) и Туре, т.е. в Сибирском ханстве, является цитата из поэмы (жыр) известного казахского батыра и жырау времен казахско-джунгарских войн Қожабергена (из северо-казахстанских кереев) «Елімай», посвященной годам Великого бедствия, названным «Ақтабан шұбырынды, алқа көл сулама»:

...Баласы Орта жүздің керей – уақ,

Мекендеп Сібірді олар тұрған ұзақ.

Құт қонып, қыдыр дарып ерте кезден,

Тоғайын, Омбы өзенін жұртым қыстап.

Бес жүз жыл мекен еткен керей – уақ,

Қорғаған жаудан халқын қару ұстап.

-----------------------------------------

Кереи и уаки Среднего жуза,

Занимали Сибирь долгое время.

Издревле снисходила к ним божья благодать,

Мой народ зимовал в лесах и на реке Омь.

Пятьсот лет здесь проживали кереи – ауки,

Защищая свои роды с оружием в руках.

Простейший расчет: 1723 г. – 500 лет = 1223 г…

С.38:

У Кучума было два брата Жан-Керей и Ахмет-Керей, сыном одного из них и племянником Кучума являлся известный его военачальник Мухаммед-кул, воевавший с Ермаком, попавший тому в плен и отправленный затем в Москву, где впоследствии служил русским царям.

С.40:

На центральной площади Искера у главной мечети столицы собрались мурзы, беки, огланы, есаулы....Кучума подняли на золотой кошме и осыпали золотыми и серебрянными монетами. Он провозгласил себя ханом тюменским и сибирским (АКБ: Чимги-туры/Жангы-туры, позже Тюмень и Искера, позже Тобольск), чтобы подчеркнуть законность своей власти (Оксенов А., Сибирское царство до эпохи Ермака, стр.26).

С.43:

Ханство занимало огромный регион в Приуралье, Западной Сибири и Северном Казахстане, по площади равной Франции. Уральские горы были естественной границей между Сибирс ким ханством и Московской Русью. Государство Кучума располагалось в виде большого треугольника, один угол которого находился на Тоболе, другой - на Иртыше, а вершина упиралась в низовья Оби (Сафаргалиев М.Г., Распад Золотой Орды, Саранск, 1960, стр.221).

С.44:

....вокруг Кучума сложилась значительная группа местной знати. В документах и источниках упоминаются, например, имя Бабасан-мурзы, владения которого расположились на западе ханства по Тоболу, улус князя Жапанши на реке Тура; на этой же реке находился городок, которым управлял брат самого Кучума, отдельное владение было и у племенника хана Мухаммед-кула. Есаулу Алышаю принадлежали города по рекам Тобол, Тура и Есет (АКБ: ныне река Исеть, район современного Екатеринбурга) на западе ханства, на месте современного Кургана находилось древнее тюркское городище Шубар-кала (на месте которого была основана крепость Царево городище), а также городки Явлу-тура, Кыныр (АКБ: в устье Есиля Кызыл-тура) и др....в устье Вагая стоял городок Касым-тура (АКБ: тура – город). По Иртышу Искер защищался городками Сузге-тура (где жила любимая жена хана Сузге – дочь казахского султана из есильских степей), Бесик-тура (жила другая жена - дочь местного мурзы Даулетбая), Абалак (любимая летовка хана), Кыныр и др.

С.45:

Жители ханства разговаривали на языке кыпчакской группы тюркских языков.

Князья остяков и вогулов приняли ислам и тюрко-мусульманские имена: Аблай-Керей, Жусуп, Аксеит и т.п.

Основное население ханства называло себя по-разному: жившие по р.Тоболу – «тобыллык», по р.Тара – «тарлык», в степи между Иртышом и Обью – «барабы», пришедшие с юга – «бухарлык», проживавшие на р.Есиль – «есильдык», а также «чаты», «эуштинцы», «теренинцы» и др.

С.47:

Сбор ясака был настолько четко организован Кучумом, что русские после завоевания Сибири не стали ничего менять и воспользовались его техникой обложения данью местных народов, только повысили ее размер.

АКБ: как я отмечал в теме «Москва - не третий Рим, а третий Каракорум» (объединенной позже модерами с другой темой), Московская Русь конца 16 века при Иване IV была еще почти «тюркской», а поход Ермака с Сибирь против Кучума был всего лишь одним из рядовых эпизодов в решении тюрками междоусобных конфликтов.

Полагаю, что на руинах Золотой Орды постепенно разгорелся конфликт и противоборство между тюрками-язычниками и христианами, в основном обосновавшимися и утвердившимися к середене 16 века в Москве (осевшими) и тюрками-мусульманами (кочевыми).

В дополнение к прежним изложенным мной фактам, а также к выссказанной мной в других темах версии о главнейшей причине переселения калмыков на Волгу как из-за тяготения торгаутов к родственным кереям-тайбугинцам Сибири, а лишь потом вынужденной перекочевки на Волгу, приведу тому подтверждения и из данной книги:

С.50-52, 61:

В трудную минуту от Кучума откочевал его главный визирь карача; другой сподвижник, Шын-мурза Жусупов, уехал в Москву вместе со своими близкими; вскоре за ними последовали Елюбай-мурза и тайбугинец Сенбахты Тагин (АКБ: как известно, тайбугинцы были кереитами – несторианцами), выдавший Ермаку главного военачальника хана Мухаммед-кула. Мурза Елыгай из древнего местного рода привел в дар Ермаку даже собственную красавицу-дочь, а есаул Кайдаул нанялся на службу к русским воеводам в Тобольске. И таких примеров было немало.

Правившие до Кучума в Сибири тайбугинцы мало занимались пропагандой мусульманства (АКБ: по причине несторианства кереев-тайбугидов?).

Вторая грамота Кучума Ивану IV 1571 года начиналась такими словами: «Крестьянскому (АКБ: христианскому) Белому Царю и великому князю всея Русии. Кучум-Богатырь, царь – слово наше».

С.70-71:

О невиданной жестокости и алчности казаков ходили легенды, которые, впрочем, опирались на реальные факты. Например, летом 1580 г. отряд яицких казаков внезапным набегом захватил столицу Ногайской Орды город Сарайчик (АКБ: Сары айчык) на Яике. Казаки подвергли город беспощадному разгрому и грабежу, перебили ни в чем не повинное мирное население, захватили богатую добычу. Ногайский князь Урус пожаловался царю на казаков, упомянув, что в поисках сокровищ они даже пошли на такое неслыханное злодейство, как осквернение могил умерших. Сарайчик был знаменит своим древним великолепным кладбищем, где были захоронены многие выдающиеся люди эпохи Золотой Орды, Ногайской Орды, Казахского ханства (там находился, в частности, мавзолей казахского хана Касыма, жившего в конце 15 – начале 16 вв.

Н.М.Карамзин подтверждает факт захвата города казаками и сообщает, что они «не оставили камня на камне и вышли с знатною добычей, раскопав самые могилы, обнажив мертвых» (История государства Российского, кн.3, т.9, гл.6, с.224).

В ответ на жалобу Уруса московские власти сообщили, что «воровать на Сарайчик приходили беглые казаки, которые, бегая от нас, живут на Тереке, на море, на Яике, и на Волге, казаки донские, пришед с Дона, своровали» (Скрынников Р.Г., Сибирская экспедиция Ермака. – Новосибирск, 1986, С.141).

Вот к этим самым вольным казакам решили обратиться за военной помощью Строгановы для реализации своих планов покорения Сибирского ханства.

С.79:

Я разделяю мнение академика М.К.Козыбаева о том, что Ермак вполне мог быть выходцем из какого-то тюркского племени, сбежавшим от наказания за тяжелое преступление подальше от родных мест и ставшего личностью отверженной.

Мы уже говорили, что на начальном этапе становления казачества в нем преобладал тюркский элемент, т.к. тюркские кочевники в это время еще господствовали в южных степях.

Не случайно первыми атаманами смешанных казачьих общин были представители местных племен.

Одним из первых атаманов донских казаков был некий Сары-Азман, возможно ногай.

Например, документально установлено, что матерью знаменитого вождя крестьянского восстания 17 века Степана Разина была турчанка, захваченная в плен его отцом во время похода в Турцию. Не случайно турки называли С.Разина «тума», т.е. родственник, и явно симпатизировали ему.

Есть сведения, что матерью другого известного лидера крестьянского бунта 18 века Емельяна Пугачева также была турчанка. Да и позже подобное было нередким.

Например, матерью одного из предводителей белого движения в период гражданской войны генерала Л.Г.Корнилова, родившегося в Каркаралинске, была крещеная казашка.

С.82:

…когда в Москве узнали о несанкционированном походе казаков Ермака в Сибирь, царь Иван Грозный 16 ноября 1582 г. прислал Строгановым гневную грамоту, в которой осуждал их за самовольные действия, могущие привести к широкомасштабной войне с Кучумом. Царь обвинял купцов, что они сами виноваты, т.к. «задирали вогулов, вотяков, пелымцев, ссорили нас с сибирским салтаном; а вольных атаманов к себе призвали, воров наняли без нашего указу». Царь требовал незамедлительного возвращения назад отрядов Ермака (Небольсин П.И. Покорение Сибири, с.75-76).

АКБ: интересные факты о диких людях (снежном человеке или гоминоидах) в Сибири 14-16 вв. (для любителей вопроса):

С.19-20, 89:

Баварский солдат Иоганн Шильтбергер на протяжении 30 лет (с 1396 по 1427 гг.) пребывавший в плену у турок и тимуридов, был подарен одним из тимуридов Абубекром могущественному Бию Золотой Орды знаменитому Едыге. Возвратившись позже на родину, он изложил свои воспоминания в «Книге путешествий». Там, он пишет, как однажды вместе с Едыге побывал в стране, «которая называется Сибирь» и где «живут дикие люди». Из ставки Едыге на Волге они добирались до Сибири два месяца. «Владетель упомянутой страны подарил Едигею двух диких людей – мужчину и женщину» (Алексеев М.П., Сибирь в известиях западно-европейских путешественников и писателей: введение, тексты и комментарии, т.1, 13-17 вв., Иркутск, 1932, стр.52-53).

В другой раз казакам (АКБ: Ермака осенью 1582 г.) на земле вогулов повстречался какой-то лесной великан – человекообразное существо ростом около двух метров, - который мог одновременно задушить десять человек. Пришлось застрелить его из пищалей (Садовников Д. Наши землепроходцы: Рассказы о заселении Сибири (1581-1712 гг.). – М., 1905, с.31).

С.96:

Исход битвы 25 октября 1582 г. за столицу ханства г.Искер сыграли пушки и пищали казаков, отсутствие ханской гвардии (АКБ: главных сил Кучум хана под главенством его старшего сына Али, ушедших летом того же года на захват владений Строгановых на Чусовой, Соль-Камска, Чердыни и других городков на Урале),…отсутствие огнестрельного оружия у сибиряков.

Гл.4 С.98-99:

С потерей Искера борьба за Сибирь не закончилась, наоборот она только начиналась и длилась долгих 17 лет.

В Сибири погибли все видные атаманы, руководители набега на ханство Кучума, и первой жертвой стал есаул Брязга (позже Иван Кольцо, Яков Михайлов, Матвей Мещеряк, всего пять главных атаманов).

С.105:

С Иртыша флотилия Ермака спустилась к Тоболу и поднялась вверх по его притоку Тавде к владениям пелымского князя Аблай-Керея. Сразу же начались бои с вогулами. Вначале казаки разбили отряды местного князька Лабуты. Кровопролдитное сражение разыгралось с воинами князя Печенега; все озеро, где оно происходило, было завалено трупами убитых вогулов и позже его прозвали «Поганым» из-за обилия в нем человеческих костей (Сибирские летописи, с.325, 326, 339. Карамзин Н.М., История государства Российского, кн.3, т.9, гл.6, с.236, прим. к т.9, гл.6, с.160).

С.106:

Голод был настолько сильным, что казаки начали поедать трупы умерших товарищей (АКБ: зима 1584-1585 гг.).

С.109-111:

По казахскому преданию, в схватку с Ермаком вступил прославленный батыр Кутугай. Он и раньше не раз встречался в битвах с казаками, был даже в плену у Ермака и знал его в лицо (Сибирские летописи, с.321). С коротким копьем в руке он бросился в единоборство с Ермаком. Ермак был вооружен саблей и начал постепенно одолевать Кутугая. Схватка переместилась на борт струга. Неожиданно у Ермака развязался ремень шлема и открылось горло. Воспользовавшись этим, Кутугай ударил атамана в горло, тот упал за борт и утонул.

Русские летописи передают, что Ермак бросился в вагай (АКБ: по-казахски Багай) с целью доплыть до стругов, но не сумел и утонул под тяжестью панцирей.

По другой версии, Ермак успел вскочить на борт судна, но струг покачнулся под набежавшей волной и атаман сорвался в воду. Еще одна версия гласит, что Ермак поскользнулся на доске, переброшенной с берега на борт струга, упал в воду и утонул (Сибирские летописи, с.38, 148, 344).

Картина обстоятельств его смерти вырисовывается приблизительная, т.к. оставшиеся в живых казаки кратко и неохотно вспоминали этт скоротечный последний бой (Скрынников Р.Г. Сибирская экспедиция Ермака, с.262).

К тому же некоторые летописи сообщают, что после ночного сражения (АКБ: в ночь с 5 на 6 августа 1585 г.) на острове спасся всего один воин (Сибирские летописи, с.37-38).

Ясно только, что Ермак нашел свою смерть в волнах Вагая, а не Иртыша.

Хан повелел найти Ермака обещая нашедшему столько серебра, сколько весит тело атамана. Обыскали весь остров, обшарили дно реки, но безуспешно. Ермак как в воду канул. Ремезовская летопись так передает слова хана: «Найду его – его тело на части разрежу и сам мясо его с родителями своими стану есть, как разорителя моего царства» (Сибирские летописи, с.367).

Через несколько дней в брошенную казаками столицу (АКБ: Искер, Кашлык) вошел со своими отрядами Али...позднее прибыл и сам Кучум.

Так гибелью Ермака и бегством остатков его отряда завершился первый этап борьбы за Сибирь.

Через восемь дней после кровопролитного сражения на острове, 13 августа на Иртыше, в 40 верстах ниже устья Вагая, внук местного князя Бегиша по имени Жаныш ловил рыбу и заметил в воде утопленника. Труп был в богатой одежде. Накинув петлю на ногу, Жаныш вытащил тело на берег. На погибшем казаке были железная кольчуга, латы с медной оправой, с изображением золотого орла на груди, дорогая сабля....Мурза Кайдаул признал в утопленнике атамана Ермака.

В преданиях сибирских татар, казахов, других народов, казачий атаман остался как жестокий завоеватель, превзошедший всех других своими беспощадными расправами над мирными жителями края. И в такой роли он остался в памяти коренных жителей Сибири.

Обнаженное тело Ермака положили на высокий помост, чтобы люди могли увидеть своего врага; совершая обряд, они пускали в него стрелы. Так продолжалось, по летописным сведениям, шшесть недель. К телу мертвого врага прибыл и сам хан Кучум с близкими мурзами и также вонзил стрелу в труп..... Но отдал должное своему противнику, похоронив его со всеми почестями на Баишевом кладбище, недалеко от места находки (Сибирские летописи, с.346).

Здесь хоронили ранее убитых за веру духовных лиц, шейхов, распространявших в Сибири ислам, над могилами которых были построены мавзолеи. Это кладбище превратилось в некрополь мусульманских святынь, самых почитаемых в сибири. Оно находилось возле аула Баиш, у устья реки Вагай (Фиалков Д.Н. О месте гибели и захоронения Ермака. – В кн.: Экономика, управление и культура Сибири 16-19 вв. Сибирь периода феодализма, вып.2. – Новосибирск, 1965, с.281-282 ).

С.113:

Практически все походы Ермака и его атаманов в Сибири: вниз по Иртышу до Оби, по Тавде, вверх по Иртышу, сопровождались упорными боями и кровопролитными сражениями....Поэтому несостоятельны утверждения о мирном присоединении Сибири и цивилизаторской роли атамана Ермака.

У казахского народа сохранилось немало преданий и легенд, исторических поэм, связанных с фигурой Ермака. В одной из них – «Дастан-нама» - описываются кровавые «подвиги» казаков, сражения и гибель атамана в последнем бою (подстрочный перевод автора):

Тірі ұста деп Жармақты,

Көшім хан айтты жарлығын.

Көрсетем деді жауызға

Кең дүниенің тарлығын.

Татар, қазақ, естектер,

Жармақтың қолын қырады.

Құтылтпай тірі ешбірін,

Қылышпен бәрін турады.

Кетпесін деп тіріліп,

Қанжармен ішін жарады.

Жармақтың бес жүз жендеті

Түгел қаза табады.

Бізді қыр деп мұсылман,

Шақырған жоқ Жармақты.

Қайта олардан Көшімхан

Бейбіт жұртын қорғайды.

----------------------------

Взять живым Ермака

Повелел хан Кучум.

Воздадим ему по заслугам

За кровавые злодеяния.

Татары, казахи и остяки

Уничтожили отряды Ермака.

Никто не спасся

От их острого меча.

Чтоб не ожили вдруг враги

Вспарывали им животы.

Все пятьсот казаков Ермака

Нашли свою погибель.

Никто не звал их сюда

Сжигать наши мирные аулы.

И поэтому Кучум-хан

Защищал от них родную землю.

С.114:

«Второе завоевание Сибири» - так назвал Н.М.Карамзин события, последовавшие вслед за гибелью Ермака, и это завоевание произошло уже силами вооруженных отрядов русского правительства.

После занятия Искера в окружении Кучума вновь начались разногласия, некоторые мурзы, в т.ч. и Карача, переметнулись на сторону появившегося здесь Сейтека, вместе с которым прибыли из степи казахские воины во главе с племянником хана Тауекеля Ораз-Мухаммед-султаном. Кучум и Али потерпели поражение и вынуждены были бежать из города на юг, в верховья Есиля. Сейтек занял столицу и восстановил власть тайбугинцев над сибирским юртом (Сибирские летописи, с.39, 84, 144, 223, 295).

Осенью 1585 г. русское войско во главе воеводы Мансурова не штурмуя Искер прошло ниже по Иртышу и в месте слияния его с Обью основало Обский городок, но вскоре вернулся за Урал.

В 1586 г. на берегу р.Тура, на том месте, где была древняя столица Тюменского ханства Чимги-Тура (Жангы-Тура), воевода Василий Сукин основал городок Тюмень.

На следующий 1587 г. недалеко от Искера, в 15 верстах, при впадении Тобола в Иртыш, воевода Данила Чулков основал Тобольский городок.

С.116-117:

Уже почти вся Сибирь принадлежала русским. Жители края были обожены данью в «тысячу тысяч белок». Началась колонизация края.

В 1590 г. царь Федор Иванович издал указ о направлении первой партии крестьян в Сибирь: «Выбрати на житье в Сибирь тридцать человек крестьян с женами, детьми и со всеми их животы......., да на подмогу им дати по двадцати рублей человеку» (Фиалков Д.М.).

Кучум в 1590 г. неоднократно нападал на русских, захватывал их в плен. В ответ в августе 1591 г. воевода Кольцов-Масальский неожиданно напал на кочевья Кучума у озера Шиели-Коль близ реки Есиль и взял в плен двух его жен и сына Абулхаира.

Укрепившись на севере Сибири, царские отряды двинулись в южные степи, бывшие главной базой Кучума.

В 1594 г. воевода А.Елецкий с отрядом в 1500 чел. при впадении в Иртыш реки Тары, на самой границе со степью основал Тарский городок, где оставил гарнизон из 500 стрельцов и казаков.

Кучум вновь стал нападать на окрестности городка и уводить в плен русских.

Воеводы по приказу из Москвы вновь пригласили хана на русскую службу, просили дать в аманаты любого сына, взамен обещали вернуть из Москвы Абулхаира, но Кучум не соглашался.Он направил в Москву к царю своего посла Мухаммеда с грамотой, в которой требовал вернуть Сибирский юрт и племянника Мухаммед-кула. В этой просьбе ему отказали, т.к. понимали, что с ним Кучум сразу же развернет широкие военные действия по освобождению Сибири.

В барабинских степях Кучум значительно усилился за счет местных тюркоязычных кочевников, были в его отрядах и казахские воины.

Рядом с ним неотлучно находились старший сын Али, батыры Суюндык и Улгули, есаулы Мамык и Сейткул.

Кочуя в районе современного Омска, хан регулярно совершал набеги на сибирские земли, городки и крепости русских.

Кучум неоднократно обращался за помощью к ногайским мурзам и бухарскому хану Абдулле, прося вооруженной поддержки для совместной борьбы с Московской Русью. Абдулла отказал ему, ссылаясь на занятость борьбой с Хивой. Ногайские мурзы иногда присылали воинов и пригоняли коней, но эта помощь была незначительной. Своими же силами Кучум, разумеется, уже не мог изгнать русских из Сибири. Военное превосходство было на их стороне.

В 1595 г. продолжались обоюдные сражения и взаимные набеги отрядов хана и царских воевод. Али и его 200 воинов стояли на Иртыше, на Черном острове, где поставили городок и зимовали. Сам же Кучум находился еще выше по Иртышу в 5-6 днях пути (городок Тыныс).

В 1596 г. Кучум имел бой с калмыками у озера Ек-коль.

Царские власти вносили раскол в окружение Кучума, приглашая их на русскую службу, обещая взамен милости и награды. Первой стала отходить от него местная знать, потомки тайбугинцев, затем ногайские мурзы и беки, а в 1595 г. к своему сыну в Москву выехала мать Мухаммед-кула с близкими родственниками и мурзами, всего 38 человек.

(п р о д о л ж е н и е с л е д у е т)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Новое течение в российском фолькхисторизме - Фаллистическое фолькхистори:

АМ Тюрин, 2009 (Асы, ясы, языги, осетины, казаки, казахи, гузы, усюны и узбеки):

Фаллистические культы лингвистически проявились по словам, которыми в прошлом называли главный элемент поклонения в них, то есть фаллос – АР, АК, ЯН, КОЛ и ЁБ, а также его женский аналог – АМ. Эти слова являются лингвистическими маркерами культа фаллоса. Принципы лингвистических реконструкций изложены в статье [Тюрин, 2009, Принципы лингвистики]. Непосредственно с Русью-Ордой связан лингвистический маркер – АС. АС – это «закон», но не просто абстрактный «закон», а тот, на основе которого была создана Русь-Орда. Слово АМ сохранилось в тюркском языке, но его перевод мы давать здесь не будем. Оно рассмотрено в публикации [Тюрин, 2008, Ам и Русь-Орда]. Завершить наш «дальний» экскурс можно этимологией непонятного слова МУДАК (аМ+УД+АК).

Они подкрепляют наш вывод, полученный по результатам сопоставительного анализа ДНК-данных, характеризующих маджар и осетин. То есть МАДЖАРы и МАДЬЯРы оказались просто «тезками».

Понятно и первоначальное значение слова ДУРАК (уД+АР+аК). Это то же самое, что МУДАК. То есть «УДак [, плохо приспособленный для жизни за пределами своего родного сообщества]».

ЖУЗ – это одна из форм слова АЗ/АС. То есть слово ЯСа в казахском языке имеет форму ДЖЮЗ или ЖУЗ. Три казахских ЖУЗа – это три объединения ЯСов. Только и всего.

«ДЖ»екающая форма слова АЗ/АС/ЯС – ДЖАЗ/ДЖЮЗ, имеет еще одно направление трансформации. ДЖАЗ = ГАЗ = КАЗ. Прибавив к последней трансформанте суффикс АК, мы получим самоназвание казахов – КАЗАК (с твердым гортанным последним «К»).

У нас имеются подозрения, что АЗ/АС – «белый», «серый» и «желто-белый» цвета, это регламентированные ЯСой масти лошадей воинских подразделений.

Но скорее всего АЛТЫН (АЛ+уД+ИН/АН) – это ЕЛ (ЭЛЬ) УДов.

ОЙРАТ – это форма слова ОРДА.

:lol::lol::lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость
Эта тема закрыта для публикации ответов.


×
×
  • Создать...