Jump to content



Guest sanj

Этноним МОНГОЛ

Recommended Posts

26.02.2020 в 20:57, Аrсен сказал:

Это правда?:

ТЕРЕНТЬЕВ Владислав Игоревич, научный сотрудник Кемеровского государственного университета, (УНЦ) экомузея «Городок» (Россия, г. Кемерово) . СОВРЕМЕННЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ МОНГОЛОВ.

На заре преобразований в 1991 г. президент страны П. Очирбат Указом № 115 обратился к народу Монголии с призывом возрождения и использования своей родовой принадлежности. В последующем историком культуры и археологом, директором Института истории АН Монголии (1991–2001 гг.) А. Очиром в соавторстве с сотрудником Института Ж. Сэржээ были выработаны “Рекомендации по восстановлению рода (монг.овог. – В.Т.) и родословной” с составлением для каждого аймака краткого перечня родов и картографированием их распространенности по сомонам (Очир, Сэржээ 1994).

Подобный справочник, к примеру, для населения Ховдского аймака перечислял указания, которых нужно придерживаться, восстанавливая свой род, если человек его забыл. Вот, например, наиболее радикальные рекомендации: “можно выбрать для себя род, который больше всего вам нравится” и “название рода можно придумать” При сочинении названия рода авторы предлагают “на основе опыта формирования рода как в Монголии, так и во всем мире руководствоваться”, во-первых, “хозяйственными или другими культурными особенностями поколения”; во-вторых, “прозвищами либо титулами, которыми привычно называют ваше семейство другие”; в-третьих, “названиями родного кочевья или одного из составляющих его топонимов”; в-четвертых, “названием своего народа”; в-пятых, “именами родственников, при условии использования притяжательного аффикса -хан, -хэн” (Очир, Сэржээ 1994: 17–18).

Чем была обусловлена необходимость восстановления рода? Авторы отмечают, что это будет способствовать возрождению культуры и препятствовать кровосмешению, что в свою очередь приведет к увеличению численности населения. Зная род и предков до девятого колена, человек будет обзаводиться большим количеством родни, это будет укреплять традиции поколения путем проведения родовых праздников (монг. ургийн баяр). У большинства людей совпадают фамилии, поэтому род поможет различать однофамильцев. Представление о родовой принадлежности помогает знать свое происхождение и происхождение своего народа, а также его связь с другими народами (Там же: 15–16). Если подобные справочники были в широком распространении у населения (тираж “ховдского” справочника – 3000 экз.), а нам приходилось несколько раз сталкиваться с активным использованием людьми этого пособия для определения своей родовой принадлежности, то все последующие исследования родовой структуры народов Монголии вызывают у нас сомнение. Страхи последствий несоблюдения экзогамии и желание вставить название рода в состав имени, фиксируемого в паспортах, высказывал еще академик Б. Ринчен. Со стороны этнографов Г. Цэрэнханд и Л. Билигта в адрес авторовсоставителей справочников последовала критика. При этом ученые ссылались на опрос некоторых стариков, не сумевших вспомнить ни одного из названия родов, указанных А. Очиром и Ж. Сэржээ (Bulag 2011: 63–64).

Так, люди стали получать информацию о своей родовой принадлежности из второстепенных источников. В нашей практике встречались монголы 1920–1930 гг. рождения, не знавшие с детства не только своего рода, но и даты рождения. В новой Монголии родовое имя было закреплено путем фиксации в гражданских удостоверениях (аналог паспорта). В результате восстановления названия рода в составе имени свыше 60% населения выбрали себе имя борджигин/борджигон – “золотой род” Чингисхана (Шмыт 2011).

В 1990-е годы такая родовая принадлежность укладывалась в идентификационную систему “борджигин = чингизид = чистый монгол = халха” (Лаказ 2005: 118).

Сегодня в некоторых местностях гобийских аймаков страны халха “ассоциируют себя с борджигонами, хотя прежде здесь были распространены” иные рода (Нанзатов, Содномпилова 2009: 4).

Именно симпатиями к личности Чингисхана и желанием с ним породниться объясняется тотальное “оборджигинивание” монголов. Важным становится вариант выбора рода по территориальному признаку, окончательно закрепляющий в массовом сознании монголов связь административно-территориальных единиц Увс и Ховдского аймаков с конкретными этническими общностями. Оригинальные способы “восстановления” рода, предусматривающие возможность его сочинения/выдумывания привели к появлению в Монголии колоссального числа борджигинов – потомков “золотого рода” Чингисхана.

“золотого рода” Чингисхана. --- от Есугея пошел род кият-борджигин, в т.ч. ЧХ.  Борджигин - род Бодончара, можно считать - все нируны. 

Видимо Бодончар тоже имел "странные" глаза... :D

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
3 hours ago, buba-suba said:

“золотого рода” Чингисхана. --- от Есугея пошел род кият-борджигин, в т.ч. ЧХ.  Борджигин - род Бодончара, можно считать - все нируны. 

Видимо Бодончар тоже имел "странные" глаза... :D

 

Чингиз-хан, его предки и братья принадлежат, согласно вышеупомянутому [своему] авторитету, к племени кият, однако прозванием детей Есугэй-бахадура, который был отцом Чингиз-хана, стало Кият-Бурджигин; они – и кияты, и бурджигины. Бурджигин же по-тюркски [значит] человек, глаза которого синие. Цвет [кожи] их впадает в желтизну

borjigin.png

Share this post


Link to post
Share on other sites
28.02.2020 в 20:30, Steppe Man сказал:

Чингиз-хан, его предки и братья принадлежат, согласно вышеупомянутому [своему] авторитету, к племени кият, однако прозванием детей Есугэй-бахадура, который был отцом Чингиз-хана, стало Кият-Бурджигин; они – и кияты, и бурджигины. Бурджигин же по-тюркски [значит] человек, глаза которого синие. Цвет [кожи] их впадает в желтизну

borjigin.png

У нас "буржигн" - "с зеленоватыми глазами" --- Бурджигин же по-тюркски [значит] человек, глаза которого синие. --- у РАДа "тюркский язык" означает "монгольский язык"?

Share this post


Link to post
Share on other sites
25 minutes ago, buba-suba said:

У нас "буржигн" - "с зеленоватыми глазами" --- Бурджигин же по-тюркски [значит] человек, глаза которого синие. --- у РАДа "тюркский язык" означает "монгольский язык"?

Да.

52e7fd9d602e41f27d803a8487ab75e7.JPG

Share this post


Link to post
Share on other sites
4 часа назад, buba-suba сказал:

У нас "буржигн" - "с зеленоватыми глазами" 

 

3 часа назад, Steppe Man сказал:

Да.

 

Вы про это?

Монголо-русский словарь:

1.jpg

 

Или про объяснение Рашид ад-Дина?

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
13 часов назад, АксКерБорж сказал:

 

 

Вы про это?

Монголо-русский словарь:

1.jpg

 

Или про объяснение Рашид ад-Дина?

 

Буржигр - про кудрявые или волнистые волосы. 

Share this post


Link to post
Share on other sites
19 часов назад, buba-suba сказал:

У нас "буржигн" - "с зеленоватыми глазами" -

 

Это вы у Рашид ад-Дина прочитали?

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
Цитата

Например, перед битвой с сельджукским султаном Гийас ад-Дином Кей-Хосровом II (1236/1237–1246) Саргис – родственник князя Кваркваре Джакели – усомнился в победе, но нойон Бичо (Байджу) с усмешкой сказал: «Недостаточно осведомлен ты о племени нашем монгольском, потому как Господь даровал нам мощь (победную), ни во что не ставим мы многочисленность рати, так что побеждаем мы отменнее многочисленных и преисполняемся добычей преобильной. Нынче же готовьтесь узреть сражение, и поглядим, как бьемся мы с супостатами» [Анонимный грузинский «Хронограф», 2005, с. 45]

Информация из первых рук, от нойона Байджу, который называет себя монголом.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Не "бурджигин" а "борджигин" - они происходят от шивейских племен 黄头 - (Huáng tóu , здесь слово  означает племя) - племя жёлтоголовых (шивеев).

Вообще-то от шивеев происходили и кипчаки (хавчиг -ууд  -- узко или длинноголовые).

Share this post


Link to post
Share on other sites
6 часов назад, enhd сказал:

Не "бурджигин" а "борджигин" - они происходят от шивейских племен 黄头 - (Huáng tóu , здесь слово  означает племя) - племя жёлтоголовых (шивеев).

Вообще-то от шивеев происходили и кипчаки (хавчиг -ууд  -- узко или длинноголовые).

 Моя интуиция подсказывает мне, что монголы это рыбные люди! Они косичку носят, а в косичке сидит идея хвоста рыбы, которая водится в реках!

А у калмыков 'гол' это "река"! Не верю чтобы предки азербайджанцев кенгерес из Орхон-Енисея, кангары из Средней Азии, кенгеры из Передней Азии, шумеры не знали монголов!

Да и в Монголии рек много рыбных!)) Это мой каспийский подарок ENHD! С рыбкой уважаемый! 

 

mun [FISH]
DIM׊E.HA: munku6.
1. a fish

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ещё:

Рыбу ловят, вот почему ХАЛХА. Этноним состоит из двух элементов ХА(рыба)+АЛХА(ловить).

Монголы, халха это ловящие рыбу.

Но...

 

mun [SALT]
DIM׊E: mun.
ŠEŠ: mun4.
GA2×DIM׊E: munu3.
1. (to be) brackish 2. salt
Akk. marru “bitter” t.
abtu “salt”
K. Maekawa, BSA 2 99.

Монгол это солящие рыбы, рыбу то то солят! Всё сходится:

Те кто ловит рыбу, те её и солят! Теперь Вы поняли, что азербайджанец может понять любого монгола сидя за своим ноутбуком!))

Share this post


Link to post
Share on other sites
29 minutes ago, Ashraf said:

Ещё:

Рыбу ловят, вот почему ХАЛХА. Этноним состоит из двух элементов ХА(рыба)+АЛХА(ловить).

Монголы, халха это ловящие рыбу.

Но...

 

mun [SALT]
DIM׊E: mun.
ŠEŠ: mun4.
GA2×DIM׊E: munu3.
1. (to be) brackish 2. salt
Akk. marru “bitter” t.
abtu “salt”
K. Maekawa, BSA 2 99.

Монгол это солящие рыбы, рыбу то то солят! Всё сходится:

Те кто ловит рыбу, те её и солят! Теперь Вы поняли, что азербайджанец может понять любого монгола сидя за своим ноутбуком!))

Ха, ха... :D

Дорогой Ашраф реально развеселили меня до упаду и разорвания очередной моей тапочки. :D

А вот это --- ХА(рыба) + АЛХА(ловить) --- просто чудеса дедуктивного мышления. :az1:

Share this post


Link to post
Share on other sites
44 минуты назад, enhd сказал:

Ха, ха... :D

Дорогой Ашраф реально развеселили меня до упаду и разорвания очередной моей тапочки. :D

А вот это --- ХА(рыба) + АЛХА(ловить) --- просто чудеса дедуктивного мышления. :az1:

Вот видите мою интеллектуальную силу, мой IQ, разрываю Вашу тапочку аж на таком огромном расстоянии!))

Al-

Брать, взять, принимать 2. получать, приобретать 3. отбирать, выбирать 4. брать в жёны 5. получать в замен, в долг, выменять, покупать 6. отнимать, отбирать 7. ловить 8. захватить, завоевать, покорить 9, 10 в служебном значении

DTS, 32

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ещё один Ваш тапочек:

mun [SALT]
DIM׊E: mun.
ŠEŠ: mun4.
GA2×DIM׊E: munu3.
1. (to be) brackish 2. salt
Akk. marru “bitter” t.
abtu “salt”
K. Maekawa, BSA 2 99

Смотри DTS,350 + ESTYA7,89 (печаль).

mun [FISH]
DIM׊E.HA: munku6.

1. a fish

Смотри DTS,352 + ESTYA7,95-96 (рыбий навар).

Share this post


Link to post
Share on other sites
Цитата

Винцент из Бове, опираясь на донесение Симона де Сент-Квентина, пишет: Ipsi quoque Tartari proprie loquendo se vocant Mongli sive Mongol, quod verbum fortasse consonat Mosoth "Сами же Тартары, особенно в разговоре, называют себя Монгл ил Монгол, именем, которое очень похоже на Мозох".*

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
40 минут назад, Rust сказал:

Винцент из Бове, опираясь на донесение Симона де Сент-Квентина, пишет: Ipsi quoque Tartari proprie loquendo se vocant Mongli sive Mongol, quod verbum fortasse consonat Mosoth "Сами же Тартары, особенно в разговоре, называют себя Монгл ил Монгол, именем, которое очень похоже на Мозох".*

 

Так это уже 1246 год, когда новое название у татар уже набрало популярность.

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
Цитата

Личный секретарь хорезмского султана Джелал ад-Дина ан-Насави передает один из таких слухов: тюрки в войск султана «считают, что татары не из рода людского, не знают страха, нет на них следа мечей и не уходят они, ибо на них не действуют копья» (ан-Насави).

Т.е. тюрки — не монголы, которых именуют татарами. Совсем иные, чем привычные тюрки.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Цитата

 «Их страна расположена в той части света, где восток соединяется с севером, и упомянутые племена на своем родном языке называют себя монголами. Доносят, однако, что расположена она по соседству с далекой Индией и король их зовется Цекаркан» (Фома Сплитский. XXXVII)

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
1 час назад, Rust сказал:

Т.е. тюрки — не монголы, которых именуют татарами. Совсем иные, чем привычные тюрки.

 

Да, вы правы, по смыслу рассказов мусульманских арабо-персидских авторов той поры, в их представлении было 2 категории тюрков - привычные им постоянные на виду тюрки-мусульмане и неожиданно нахлынувшие огромной массой с востока, из Чина (Китая), орды тюрков-немусульман, т.е. неверных. Последних они иногда именуют тюрками, а иногда татарами. К последним они прямо относили Кушлука и Чингизхана.  

 

  • Не согласен! 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
14 часов назад, АксКерБорж сказал:

 

Да, вы правы, по смыслу рассказов мусульманских арабо-персидских авторов той поры, в их представлении было 2 категории тюрков - привычные им тюрки-мусульмане и нахлынувшие с востока, из Чина (Китая), орды тюрков-немусульман, т.е. неверных. Последних они иногда именуют тюрками, а иногда татарами. К последним они прямо относили Кушлука и Чингизхана.  

 

Тогда они и написали бы, что "другие тюрки". Так что мимо.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

×
×
  • Create New...