Перейти к содержанию
Гость sanj

Этноним МОНГОЛ

Рекомендуемые сообщения

В казахском языке есть слово МОМЫН - тихий, безвредный, молчаливый.

Если уж РАД говорит о том, что значение слова монгол будет слабый или невинный, то скорее всего так оно и есть, РАД наверное с потолка такой перевод не взял, тем более что перевести слово монгол на свое усмотрение и написать в Летописях "слабый" он вряд ли решился бы.

А насчет иврита... Ник поменять на Жалаирович что-ли?

Момын куранизм. Мумин - покорный.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Момын куранизм. Мумин - покорный.

А может быть арабское слово мумин означает "уверовавший" и смысл его не совсем сходен с казахским момын?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Этноним Монгол не монгольское в современном понимании этого слова, а тюркское. То, что современные Монголы стали носителями этого тюркского имени и наследниками империи Чингисхана, в этом какая-то ошибка истории, мистификация, кощунство, если хотите.

Происхождение и даже произношение этнонима Монгол спорное. С языка Саха, скорее всего, исходит от слов мэнг, мэнгэ (носовое нг)= родимое пятно, вечный и уол = парень, сын. Таким образом, Монгол дословно означает Вечный парень, или сын.

Вся родословная Чингисхана, его звание, имена его сыновей и внуков, его полководцев, структура его государства звучат на 100% на языке Саха. Так, Чынгыс-хаан по вере Саха есть бог 7-го неба, устанавливающий в Срединном мире закон и порядок. Рядов с этим богом, по вере Саха, также живут Одун-хаан и Билгэ-хаан. Личности также известные. Скажем имя бога Одун-хаан созвучно со скандинавским богом Один, а именем Билгэ-хаан был назван один из правителей империи Хунну 8 век н.э.

By: Allison Ford (View Profile)

http://www.divinecaroline.com/22111/73466-...ed-birthmarks/2

Mongolian blue spots are curious, flat, bruise-like spots that often appear on a baby’s buttocks or lower body. This type of birthmark occurs most often in darker-skinned babies and is named for Genghis Khan, whose children were all said to carry the mark. Mongolian blue spots range in color from blue to black to grey, and almost always fade within a few years.

Здесь написано про родимое синео пятно на новорожден. ребенка.

Называетсья "монгольская пятна" в четь Чингиз хана.Говорят все его потомки носят это родимое пятно.

А где то я читала что потомки Атиллы носят это родимое пятно.

Но у нас ,у кыргызов,это "Умай эненин тагы".

Раньше я думала у всех Азият ест это родимое пятно,но оказываеться не у всех есть.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

By: Allison Ford (View Profile)

http://www.divinecaroline.com/22111/73466-...ed-birthmarks/2

Mongolian blue spots are curious, flat, bruise-like spots that often appear on a baby’s buttocks or lower body. This type of birthmark occurs most often in darker-skinned babies and is named for Genghis Khan, whose children were all said to carry the mark. Mongolian blue spots range in color from blue to black to grey, and almost always fade within a few years.

Здесь написано про родимое синео пятно на новорожден. ребенка.

Называетсья "монгольская пятна" в четь Чингиз хана.Говорят все его потомки носят это родимое пятно.

А где то я читала что потомки Атиллы носят это родимое пятно.

Но у нас ,у кыргызов,это "Умай эненин тагы".

Раньше я думала у всех Азият ест это родимое пятно,но оказываеться не у всех есть.

У нас в РК все дети рождаются с тёмно-синим пятном выше копчика. Почему-то считали, что это только здесь..., есть даже легенда объясняющая его, не помню точно, но что-то связанное со шлепком.

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У нас в РК все дети рождаются с тёмно-синим пятном выше копчика. Почему-то считали, что это только здесь..., есть даже легенда объясняющая его, не помню точно, но что-то связанное со шлепком.

Даже русские в Казахстане приобрели это пятно? :oz1:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Даже русские в Казахстане приобрели это пятно? :oz1:

Вопрос поставлен Ала-мысыком касательно синих пятен у потомков Чингизхана, Аттилы и кыргызов. Посему и мной имелись в виду их потомки в РК, естественно, каз. роды. Зря указал РК.

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Монголы 13 века - это тюрки.

Монгол - мынг кол. Тысяча рук. Силища то есть.

Современные халха монголы случаянно наследовали этноним от тюрков. Так же как болгары (от тюрков болгар), македонцы (от греков македоцев), французы (от германских племен франков), армяне (самоназвание Хай) и аварцы (маарулар).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Монголы 13 века - это тюрки.

Монгол - мынг кол. Тысяча рук. Силища то есть.

Современные халха монголы случаянно наследовали этноним от тюрков. Так же как болгары (от тюрков болгар), македонцы (от греков македоцев), французы (от германских племен франков), армяне (самоназвание Хай) и аварцы (маарулар).

Доказательства? Иначе будет восприниматься как флуд.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Доказательства? Иначе будет восприниматься как флуд.

Ағасы, Рұстеке, кешіріңіз.

Но разве есть доказательства на все посты в данном Форуме? И вообще в ИСТОРИИ?

ИМХО: больше мнений/версий - больше истины.

В споре рождается ИСТИНА.

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Ағасы, Рұстеке, кешіріңіз.

Но разве есть доказательства на все посты в данном Форуме? И вообще в ИСТОРИИ?

ИМХО: больше мнений/версий - больше истины.

В споре рождается ИСТИНА.

Как показывает практика, спорить вам ни к чему, есть идея "фикс" и мнение о полной своей гениальности, как же так, столетиями историческая наука не может должным образом этимологизировать термин "монгол", а тут раз и все готово "мын-кол" и все, а почему тысячи рук? Не ног? Голов?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как показывает практика, спорить вам ни к чему, есть идея "фикс" и мнение о полной своей гениальности, как же так, столетиями историческая наука не может должным образом этимологизировать термин "монгол", а тут раз и все готово "мын-кол" и все, а почему тысячи рук? Не ног? Голов?

По правилам степи люди считаются как Кол - Рука. Думаю и у Кыргызов так же... Бас - по головам считают скот а не людей

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

По правилам степи люди считаются как Кол - Рука. Думаю и у Кыргызов так же... Бас - по головам считают скот а не людей

Мне, предгорному человеку до конца не понять людей степи, поэтому просьба привести примеры поговорок, обычаев, счета кочевников по "рукам". Ни разу не встречал такого подсчета людей по рукам. В Гражданскую всадников считали по саблям, но не рукам.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мне, предгорному человеку до конца не понять людей степи, поэтому просьба привести примеры поговорок, обычаев, счета кочевников по "рукам". Ни разу не встречал такого подсчета людей по рукам. В Гражданскую всадников считали по саблям, но не рукам.

Во как Вы теперь предгорный человек и так далеки от степных людей... незнал, что кыргызы предгорцы :rolleyes:

Казахский Русский

қол войско

подпись

почерк

рать

рука

ручной

Еще подкину инфы для человека которому трудно понять степняков :rolleyes:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мне, предгорному человеку до конца не понять людей степи, поэтому просьба привести примеры поговорок, обычаев, счета кочевников по "рукам". Ни разу не встречал такого подсчета людей по рукам. В Гражданскую всадников считали по саблям, но не рукам.

Казахи ввели термин "колбасы" - главнокомандующий, слово которое образованное от монгольского термина "гол ноёон" - главный ноёон или ноёон войска центра. :D

И сейчас пытаются давать объяснение что людей подсчитают по рукам...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В «Сокровенном сказании» термин mongqol играл роль не этнонима, а своего рода классификационной категории, куда включаются группы, провозгласившие Чингиса ханом. С именем «монгольской» идентичности произошла занимательная трансформация: став обозначением обширной державы, раскинувшейся «от восхода солнца до его захода», термин mongqol приобрел престижные коннотации и превратился в нечто вроде статусного индикатора, обладание которым давало право на пользование определенными «корпоративными привилегиями».

Для эпохи расцвета монгольской державы было характерно следующее явление. По словам Рашид ад-Дина, «в настоящее время, вследствие благоденствия Чингис-хана и его рода, поскольку они суть монголы, - [разные] тюркские племена, подобно джалаирам, татарам, ойратам, онгутам, кераитам, найманам, тангутам и прочим, из которых каждое имело определенное имя и специальное прозвище, - все они из-за самовосхваления называют себя [тоже] монголами, несмотря на то, что в древности они не признавали этого имени. Их теперешние потомки, таким образом, воображают, что они уже издревле относятся к имени монголов и именуются [этим] именем, - а это не так, ибо в древности монголы были [лишь] одним племенем из всей совокупности тюркских степных племен» (Рашид ад-Дин. Т. I. Кн. 1.С. 103).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Во как Вы теперь предгорный человек и так далеки от степных людей... незнал, что кыргызы предгорцы :rolleyes:

Казахский Русский

қол войско

подпись

почерк

рать

рука

ручной

Еще подкину инфы для человека которому трудно понять степняков :rolleyes:

Более 80% Кыргызстана это горы.

Казахское "кол" судя по всему является синонимом понятию "канат" - "крыло", это понятие относится к делению войска/эля на несколько частей - обычно три. Причем здесь тысячи рук? Воинов по рукам считали? Жду подтверждений этому.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Более 80% Кыргызстана это горы.

Казахское "кол" судя по всему является синонимом понятию "канат" - "крыло", это понятие относится к делению войска/эля на несколько частей - обычно три. Причем здесь тысячи рук? Воинов по рукам считали? Жду подтверждений этому.

Хорошо пусть так и будет Кыргызы будут горцами. Хотя кыргызы ведь кочевники.

В казахском языке Канат и Кол имеют разные значения, думаю так же как и на кыргызском.

Кол - это и есть единица при подсчете, не буквально рука... а рука война с оружием.

Монгол - на тюркском больше похоже на Манги Кол (мангикол, мангол)- т.е. Вечное войско (бессмертное)...

Я хотел бы попросить как будут мои братья-монголы расчленят слово Монгол с монгольского. :rolleyes:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хорошо пусть так и будет Кыргызы будут горцами. Хотя кыргызы ведь кочевники.

В казахском языке Канат и Кол имеют разные значения, думаю так же как и на кыргызском.

Кол - это и есть единица при подсчете, не буквально рука... а рука война с оружием.

Монгол - на тюркском больше похоже на Манги Кол (мангикол, мангол)- т.е. Вечное войско (бессмертное)...

Я хотел бы попросить как будут мои братья-монголы расчленят слово Монгол с монгольского. :rolleyes:

Монгол это единое слово этноним, как кыргыз, турок, русский, немец, хань и т.п. Арсен, вам самим не смешно заниматься этим дилетантизмом? Аргентина это не аргынтина, и ничего общего с аргынами не имеет :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Монгол это единое слово этноним, как кыргыз, турок, русский, немец, хань и т.п. Арсен, вам самим не смешно заниматься этим дилетантизмом? Аргентина это не аргынтина, и ничего общего с аргынами не имеет :)

Мы тут ищем правду, а вы анекдоты тут впариваете, да и еще на личность переходите... :rolleyes:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Более 80% Кыргызстана это горы.

Казахское "кол" судя по всему является синонимом понятию "канат" - "крыло", это понятие относится к делению войска/эля на несколько частей - обычно три. Причем здесь тысячи рук? Воинов по рукам считали? Жду подтверждений этому.

ИМХО: действительно даже у первобытного человека левая рука означала от себя левую сторону, правая праву, а сам Ч центр.

Так и у тюрков: сол канат - левое крыло войска, он кол - правое крыло, бас - главный или орта - центр, а также приплюсовал бы от себя авангард, который назвал бы кыргыз, но сразу все обрушатся (от кыру - истреблять в смысле разведки и карательного отряда что-ли).

Во как, уже лишнее слово сказать задумываешься :angry:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мы тут ищем правду, а вы анекдоты тут впариваете, да и еще на личность переходите... :rolleyes:

Я привел Вам пример того, что доводы большинства участников из Кз находятся на уровне тех же самых казахстанских приколов про Аргынтину и Экибатора - прям комеди клаб :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мы тут ищем правду, а вы анекдоты тут впариваете, да и еще на личность переходите... :rolleyes:

Касательно правды, текст Летописей РАДа

ГЛАВА ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТОГО РАЗДЕЛА.

Упоминание о тюркско-монгольских племенах, называемых дарлекин, кои суть колена и племена, происшедшие от рода [племен] нукуз и кият, ушедших на Эргунэ-кун и существовавших до времени Дубун-Баяна и Алан-Гоа.

Согласно тому, что подробно изложено в предисловии к этой благословенной книге, монгольские племена были одной из групп общей массы тюркских племен, их облик и речь сходны между собою. Весь этот народ ведет [свой] род от Яфеса, сына пророка Нуха, -- да будет над ним мир! -- которого называют Булджа [Абулджа]-хан и который был общим предком тюркских племен. Но так как про­шла отдаленная эпоха и [миновало] длительное время, а протяженность дней является причиной забвения обстоятельств, у тюрков же не было ни книг, ни письменности, то они не смогли записать летописи четырех-пяти тысяч лет и [потому] не имеют установленной и достоверной старой летописи, кроме нескольких сказаний, которые [будучи] ближе [всего] к настоящему времени, дошли до них путем изустной передачи, и они внушают их [своим] детям.

У этих племен -- смежные друг с другом юрты [места кочевий] и местности, и определенно установлено, откуда и докуда был юрт у каждого племени.

Все их юрты простираются от пределов страны уйгуров до границ Хитая и Джурджэ1 в тех областях, которые ныне назы­вают Могулистан. Упоминание этих местностей и подробности о них изложены выше. Примерно за две тысячи лет до настоящего [вре­мени] у того племени, которое в древности называли монгол, слу­чилась распря с другими тюркскими племенами и закончилась сраже­нием и войной. Имеется рассказ, [передаваемый со слов] заслуживаю­щих доверия почтенных лиц, что над монголами одержали верх другие племена и учинили такое избиение [среди] них, что [в живых] осталось не более двух мужчин и двух женщин. Эти две семьи в страхе перед врагом бежали в недоступную местность, кругом которой были лишь горы и леса и к которой ни с одной стороны не было дороги, кроме одной узкой и труднодоступной тропы, по которой можно было пройти туда с большим трудом и затруднением. Среди тех гор была обильная травой и здоровая [по климату] степь. Название этой местности Эргунэ-кун. Значение слова кун -- косогор, а эргунэ -- крутой, иначе говоря, "крутой хребет". А имена тех двух людей были: Нукуз и Киян. Они и их потомки долгие годы оставались в этом месте и размножились.

Каждая их ветвь стала известной под определенным именем и на­званием и стала отдельным обаком,2 а под [термином] обак [имеются 2 убаг (или обог, обох) -- род. Об этом термине см.: Б. Я. Владимирцов, op. cit., стр. 46 и след. Между прочим, в ркп. В и у Березина, вместо слова убаг употреблено тюркское умам также в значении рода. Слово это то же, что и уймак, иногда произносимое и пишущееся как аймак и в этой последней форме, между прочим, обозначает некоторые кочевые племена в Северном Афганистане, где существуют

[154] в виду] те, кои принадлежат к определенным кости и роду. Эти обаки еще раз разветвились. В настоящее время у монгольских племен так установлено, что те, которые появились от этих ветвей, чаще всего состоят между собой в родстве, и монгол-дарлекины -- суть они Слово же монгол сперва звучало [букв, было] мунгол, то-есть, "бессильный" и "простосердечный". По-монгольски киян значит "большой поток", текущий с гор в низину, бурный, быстрый и сильный. Так как кияны были отважны, храбры и крайне мужественны, то это слово положили их именем. Кият -- множественное число от киян; тех из этого рода, которые ближе к его началу, называли в древности кият.

Когда среди тех гор и лесов этот народ размножился и простран­ство [занимаемой им] земли стало тесным и недостаточным, то они учинили друг с другом совет, каким бы лучшим способом и нетрудным [по выполнению] путем выйти им из этого сурового ущелья и тесного горного прохода. И [вот] они нашли одно место, бывшее месторожде­нием железной руды, где постоянно плавили железо. Собравшись все вместе, они заготовили в лесу много дров и уголь целыми хар-варами, зарезали семьдесят голов быков и лошадей, содрали с них целиком шкуры и сделали [из них] кузнечные мехи. [Затем] сложили дрова и уголь у подножья того косогора и так оборудовали то место; что разом этими семидесятью мехами стали раздувать [огонь под дровами и углем] до тех пор, пока тот [горный] склон не распла­вился. [В результате] оттуда было добыто безмерное [количество] железа и [вместе с тем] открылся и проход. Они все вместе откочевали и вышли из той теснины на простор степи. Говорят, что раздувала меха главная ветвь [племени], восходящая к Кияну. Точно так же раз­дувало [мехи] и то племя, которое иззестно под именем нукуз, и племя урянкат, принадлежащее к их ветвям.

Несколько других племен претендуют на [участие в] раздувании мехов, но вышеупомянутые племена не признают за ними [этого] и утверждают, что племя кунгират, состоящее из стольких [отдельных] ветвей, подробности о котором приведутся ниже, а равно и то [племя, что] появилось от этих Нукуза и Кияна на Эргунэ-куне, прежде других, без совета и обсуждения, вышли [из ущелья], потоптав ногами очаги других племен. Те племена убеждены, что получившая известность болезнь ног [племени] кунгират обусловлена тем, что оно, не сговорившись с другими, вышло [из ущелья] прежде [всех] и бесстрашно попрало ногами их огни и очаги; по этой причине племя кунгират удручено.

Группа монголов, живущая в настоящее время здесь и видевшая Эргунэ-кун, утверждает, что хотя это место [для жизни] тяжелое, но не до такой степени, [как говорят], целью же расплавления ими горы было [лишь] открытие иного пути для [своей] славы.

Так как Добун-Баян, который был мужем Алан-Гоа, происходил из рода Кияна, а Алан-Гоа из племени куралас, то родословная Чингиз-хана, как было изложено [выше], восходит к ним. Вследствие этого [люди] не забывают о той горе, плавке железа и кузнечном деле, и у рода Чингиз-хана существует обычай и правило в ту ночь, которая является началом нового года, приготовлять кузнечные мехи, горн

[155] и уголь; они раскаляют немного железа и, положив [его] на наковальню, бьют молотом и вытягивают [в полосу] в благодарность [за свое осво­бождение].

Несмотря на то, что по той причине, которая была подробно изложена выше, в древние времена это племя называли кият, однако после Добун-Баяна, поскольку от него появились многочисленные пле­мена, ветви и колена [кабилэ], то каждое колено было отмечено каким-нибудь [особым] именем и прозванием, а прозвание кият исчезло.

После того потомок в шестом колене Алан-Гоа, по имени Кабул-хан, породил шесть сыновей. Так как они все были богатырями, великими и пользующимися уважением людьми и царевичами, то кият стало вновь их прозванием. С той поры некоторых детей [Кабул-хана] и его род называют кият, и в частности называют кият детей одного из его сыновей, Бартан-бахадура, бывшего дедом Чингиз-хана. В то время у Бартан-бахадура был старший сын, имя его Мунгэду1-Киян: Мунгэду же значит "человек, у которого много родимых пятен", у него же на шее было большое родимое пятно. Был он великим баха­дуром, и многие кияты, которые ныне находятся в стране Дешт-и Кипчак, происходят из его рода, его двоюродных братьев по отцу и родичей. Несмотря на то, что Чингиз-хан, его предки и братья при­надлежат, согласно вышеупомянутому [своему] авторитету, к племени кият, однако прозванием детей Есугэй-бахадура, который был отцом Чингиз-хана, стало Кият-Бурджигин; они -- и кияты, и бурджигины. Бурджигин же по-тюркски [значит] человек, глаза которого синие. Цвет [кожи] их впадает в желтизну. Они были очень отважны и весьма смелы, так что их мужество вошло в пословицу. Когда у других племен случалась друг с другом война, они искали у них [бурджигинов] обязательства [в поддержке своей стороны], прибегали и осыпали [их] подношениями и дарами и обращались к помощи их силы и могущества. С их помощью и поддержкою они покоряли и поражали [своих] сильных врагов. То, что известно у монголов о положении их, это -- то немногое, что [было] изложено. Соответственно тому, что будет изложено подробно ниже, от них произошло много племен. Основной причиной многословности и растянутости памятки о племенах являются племя нирун и предки Чингиз-хана, которые все принадлежат к одной ветви и к роду тех двух людей, которые некогда ушли на Эргунэ-кун. Там они долгое время на­рождались и размножались; от них появились ответвления, ветви и пле­мена, называемые монгол-дарлекины. От их потомков и из [их] чресел возникло много племён. Некоторые племена те, которые происходят от Добун-Баяна и Алан-Гоа и разветвились на многочисленные роды, как будет подробно изъяснено в части второй и третьей. Перед этим, во время Чингиз-хана и его именитого рода, из этих двух племен, нукуз и кият, были эмиры. Теперь, в государстве Ирана, к племени нукуз принадлежит Джурчи -- эмир тысячи,2 сыновья которого, Кара и Сунитай,3 -- также эмиры тысяч. В той тысяче, которой прежде, в благополучное правление Абага-хана, ведал Джаукур из племени джалаир, бывший из рода Мукали-гойона, имеется много [лиц], при­надлежащих к этому племени нукуз, однако известных и пользующихся значением нет.

КТО БУДЕТ СПОРИТЬ РАДом??? Может принять его версию (кстати в казахском языке есть слово мұң - тоска, печаль, а печальный будет мұңғы). На мой взгляд значение где-то близкое со значанием слова мунгол РАДа.

Интересно, что в казахском языке слово "киян" есть и означает - дальний. Может это прозвище Кияна(Дальнего), который с Нукузом (в казахском язык есть слово нуку - означает - тыкать или показывать пальцем)ушел далеко на Аргун.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

КТО БУДЕТ СПОРИТЬ РАДом??? Может принять его версию (кстати в казахском языке есть слово мұң - тоска, печаль, а печальный будет мұңғы). На мой взгляд значение где-то близкое со значанием слова мунгол РАДа.

http://forum.eurasica.ru/index.php?showtopic=1541&view=findpost&p=23231

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Браво, Ар_

Я тоже склоняюсь к тому, чтобы не измышлять "мынколов", "мәнгіелев" и т.д. и т.п.

ТЮРКИ, все и без того 100 % по - ТЮРКСКИ!!!

Ждем ответов от монгольских фольк-хисториков.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...