Jump to content



BAWIR$AQ

Вооружение и военное дело казахов XV-XVIII веков

Recommended Posts

36 минут назад, Kenan сказал:

Казахи были настоящими гангстерами степей. Трудяги-работяги были не в почете. Ведь умелый кочевник - это проворный и дерзкий кочевник, способный прокормить семью скотом и прославить род успешными рейдами. А работают пускай другие народы, всякие катыны и рабы.  

Барымта это традиционная форма грабежа взаимоотношений между родами. Однажды в ауле, устав от рутины степняк решается на барымту дабы разбогатеть и прославить свой род. После успешной барымты племя наделяет его званием "батыра". Другой джигит из разграбленного аула запоминает обидчика и обещает отомстить ему или его потомству. Вот такая красивая степная романтика. Раньше пацанам хватало отечественных криминальных драм, и не было дурного влияния зарубежных гангстерских историй (всякие чуждые острые козырьки и бригады).  

Ведь не спроста даже многие современные казахи симпатизируют криминальным авторитетам, а бандиты являются образцом мужества. 
Казах должен был уметь делать движухи по-красоте и вести раздел имущества в своем роде. Даже самый несмышленный баурсак в племени был обеспечен скотом на всю жизнь, пока его не украдет другой степной бродяга-симпотяга. 

Поэтому в народе не осталось памяти о борце с преступностью Арынгазы хане, ведь степная братва не одобряла запрет на традиционный спорт барымту. 

Но жизнь была от этого опаснее. Вернувшийся с добычей борзый барымтач рисковал ответным ударом от потерпевшей стороны. За дерзость отца могли ответить его дети или потомки. 

Оружие имело огромное значение в жизни казаха. 

Все таки будет ответка - Қарымта ! существует фраза "за барымту — карымта" . В современном языке смысл слова карымта изменился, карымтой называются совершаемые людьми ответные поступки и услуги. Баранта- захват скота у Тюркских и Монголских кочевых народов как способ мести за обиду или вознаграждения за причиненный ущерб. Баранта- налет, нападение, Карымта- канды кек, ответка, кровная месть ! Гангстерский работа. 

Link to comment
Share on other sites

Как видно из отрывка, барымта могла случиться и из-за какого-нибудь подростка или юноши в желании впечатлить девушку своей удалью.

24.05.2018 в 23:23, Alee сказал:

Подробно о барымте казахов из Записки купца Жаркова. 1854 г.

https://vk.com/doc257320055_466658083

Отрывок, одна из причин барымты, оттуда же:

fe5dd81364295697.jpg

 

Link to comment
Share on other sites

10 часов назад, Kenan сказал:

Раньше пацанам хватало отечественных криминальных драм, и не было дурного влияния зарубежных гангстерских историй (всякие чуждые острые козырьки и бригады).  

Ведь не спроста даже многие современные казахи симпатизируют криминальным авторитетам, а бандиты являются образцом мужества. 

х/ф "Рэкетир"?:D

Link to comment
Share on other sites

 

13 часов назад, Scythian foot fighter сказал:

Это примерно после ордынское время.

 

Емнип Я.П. Гавердовский не уточнял, что писал о "постордынском времени". :)

Емнип по смыслу его рассказа он писал о временах и событиях, связанных с Чингизханом - о Чжамуке и прочее. 

 

13 часов назад, Scythian foot fighter сказал:

относительно беззаботно кочевать.

 

13 часов назад, Scythian foot fighter сказал:

Кочевать и пасти скот легче чем постоянно работать на поле. 

 

Скорее всего вы не представляете что это такое разводить скот, наверно никогда не сталкивались с этим, скорее всего начитались книжек?

Как лично познавший это могу утверждать, что намного легче крестьянину ходить весной за сохой, потом сеять вручную, а потом осенью косить и молоть, чем круглый год ухаживать за скотом - пасти, доить, стричь, беречь от зверей и воров, ухаживать за молодняком, кастрировать, лечить, смотреть за табуном в степи в лютые зимы, обеспечивать остальной скот сеном и кормами долгой зимой, вовремя заносить в тепло новорожденный приплод дабы не превратился в лёд и т.д. 

 

11 часов назад, Ереке сказал:

Баранта- захват скота у Тюркских и Монголских кочевых народов как способ мести за обиду или вознаграждения за причиненный ущерб. 

 

Емнип монгольским народам институт барымты не знаком.

 

10 часов назад, Alee сказал:

Как видно из отрывка, барымта могла случиться и из-за какого-нибудь подростка или юноши в желании впечатлить девушку своей удалью.

 

Да, ув. Alee, для любой барымты всегда была веская причина, чаще всего обращение двух сторон за разрешением конфликта к биям. Если не помогало в ход шла сила. 

Барымта это не банальный грабеж с целью наживы и не крутое гангстерство от праздной жизни как утверждают Kenаn с Scythian foot figher. -_-

 

Link to comment
Share on other sites

Just now, АксКерБорж said:

Да, ув. Alee, для любой барымты всегда была веская причина, чаще всего обращение двух сторон за разрешением конфликта к биям. Если не помогало в ход шла сила. 

Барымта это не банальный грабеж с целью наживы и не крутое гангстерство от праздной жизни как утверждают Kenаn с Scythian foot figher. -_-

 

Да, барымта это не банальный грабеж, это казахский национальный традиционный грабеж со вкусом бешбармака. 

А веской причиной были понты и авторитет. 

Когда переговоры по степным понятиям не давали нужного результата, отряд неудержимых пацанов с аула шел на барымту. 

Есть версия что само слово "казак" означает "бродягу", чисто бандитский этноним. 

  • Одобряю 2
Link to comment
Share on other sites

4 часа назад, АксКерБорж сказал:

Скорее всего вы не представляете что это такое разводить скот, наверно никогда не сталкивались с этим, скорее всего начитались книжек?

Как лично познавший это могу утверждать, что намного легче крестьянину ходить весной за сохой, потом сеять вручную, а потом осенью косить и молоть, чем круглый год ухаживать за скотом - пасти, доить, стричь, беречь от зверей и воров, ухаживать за молодняком, кастрировать, лечить, смотреть за табуном в степи в лютые зимы, обеспечивать остальной скот сеном и кормами долгой зимой, вовремя заносить в тепло новорожденный приплод дабы не превратился в лёд и т.д. 

Примерно ордынское или после ордынское время.

Киргизцы сами говорят, что они пришельцы в степь свою, и что заняли оную после сильного народа, который имел здесь хорошие заведения и последовал за Темир-Аксаком и за прочими победителями Азии в южные оной провинции или, лучше сказать, познав довольство климата в полудне, передвинулись жилищами вслед за разорительными победителями, занимая опустошенные ими места.

Свое ж жилище оставили малым по себе остаткам, привыкшим к старине. Сии, соединясь с киргизцами, составили в их родах свои части с особливыми именами, отчего и ныне находятся некоторые отделения, коих названия соответствуют племенам, находившимся при Огусе 25, Тамерлане и Чингисхане, заключая об оном из известной Абулгазы-баядур-хановой истории о татарах 26. От большого брата из новых сюда выходцев произошла Большая орда, от среднего – Средняя, от малого – Малая.

Последуя примеру сим начальным коленам и старым жителям, выбегали в степь сию по временам и еще разные семьи, из работников, людей низкого состояния и преступники, избегавшие наказания. Они состояли из Золотой Орды, сибирских татар, мунгалов или нынешних калмыков, туркестанцев, ташкенцев и хивинцев.

Сначала все сии племена жили по степям не соединено и, находясь в праздности, под предводительством мелких [48] семейных своих начальников довольствовались для пропитания себя грабежом друг друга и нападением на соседние земли, а от сего и составлялись партии или отделения, которые соединялись потом с другими по случаю корысти или по силе предводителей и более для того, дабы к спасению живота своего иметь над сильнейшими преимущество.

 

5 часов назад, АксКерБорж сказал:

Скорее всего вы не представляете что это такое разводить скот, наверно никогда не сталкивались с этим, скорее всего начитались книжек?

Коров держали.

5 часов назад, АксКерБорж сказал:

Как лично познавший это могу утверждать, что намного легче крестьянину ходить весной за сохой, потом сеять вручную, а потом осенью косить и молоть, чем круглый год ухаживать за скотом - пасти, доить, стричь, беречь от зверей и воров, ухаживать за молодняком, кастрировать, лечить, смотреть за табуном в степи в лютые зимы, обеспечивать остальной скот сеном и кормами долгой зимой, вовремя заносить в тепло новорожденный приплод дабы не превратился в лёд и т.д. 

Для этого был женский пол, обнищавшие казахи работавшие за еду и рабы. Ну и в целом в те времена по части ухода за скотом кочевники были менее щепетильны чем сейчас. Корм и сено это явно более позднее русское влияние. Я себе не могу представить чтобы какой-нибудь бай 5000-10000 численностью табуна, смог бы обеспечить большое кол-во корма и сена. А ведь у такого бая еще и куча разной другой скотины было. Думаю казахи просто запасались небольшим кол-вом сена на зиму, в тех регионах где морозы были очень сильными и где это самое сено  было доступно. И давали это сено зимой думаю в основном ослабевшему скоту, который мог не пережить зиму.

Link to comment
Share on other sites

У этого Иоанна был брат, также могущественный пастух, по имени Унк; он жил за горами Каракатаев, на три недели пути от своего брата, и был властелином некоего городка, по имени Каракарум; под его властью находился народ, именовавшийся Крит и Меркит и принадлежавший к христианам-несторианам. А сам властелин их, оставив почитание Христа, следовал идолам, имея при себе идольских жрецов, которые все принадлежат к вызывателям демонов и к колдунам. За его пастбищами, в расстоянии на 10 или 15 дневных переходов, были пастбища Моалов; это были очень бедные люди, без главы и без закона, за исключением веры в колдовство и прорицания, чему преданы все в тех странах. И рядом с Моалами были другие бедняки, по имени Тартары (Тarcar). Король Иоанн умер без наследника, и брат его Унк обогатился и приказывал именовать себя ханом; крупные и мелкие стада его ходили до пределов Моалов. В то время в народе Моалов был некий ремесленник Чингис; он воровал, что мог, из животных Унк-хана, так что пастухи Унка пожаловались своему господину. Тогда тот собрал войско и поехал в землю Моалов, ища самого Чингиса, а тот убежал к Татарам и там спрятался. Тогда Унк, взяв добычу от Моалов и от Татар, вернулся. Тогда Чингис обратился к Татарам и Моалам со следующими словами: "Так как у нас нет вождя, наши соседи теснят нас". И Татары, и Моалы сделали его вождем и главою. Тогда, собрав тайком войско, он ринулся на самого Унка и победил его; тот убежал в Катайю. Там попала в плен его дочь, которую Чингис отдал в жены одному из своих сыновей; от него зачала она ныне царствующего Мангу. Затем Чингис повсюду посылал вперед Татар, и отсюда распространилось их имя, так как везде кричали: "Вот идут Татары". Но в недавних частых войнах почти все они были перебиты. Отсюда упомянутые Моалы ныне хотят уничтожить это название и возвысить свое. Та земля, в которой они были сперва и где находится еще двор Чингис-хана, называется Онанкеруле. Но так как Каракарум есть местность, вокруг которой было их первое приобретение, то они считают этот город за царственный и поблизости его выбирают своего хана

Link to comment
Share on other sites

У этого Иоанна был брат, также могущественный пастух, по имени Унк; он жил за горами Каракатаев,

А сам властелин их, оставив почитание Христа, следовал идолам, имея при себе идольских жрецов, которые все принадлежат к вызывателям демонов и к колдунам.

Горы Каракатай это Хангай? 

Ванхан шаманистам был?

Link to comment
Share on other sites

21 minutes ago, Steppe Man said:

У этого Иоанна был брат, также могущественный пастух, по имени Унк; он жил за горами Каракатаев, на три недели пути от своего брата, и был властелином некоего городка, по имени Каракарум; под его властью находился народ, именовавшийся Крит и Меркит и принадлежавший к христианам-несторианам. А сам властелин их, оставив почитание Христа, следовал идолам, имея при себе идольских жрецов, которые все принадлежат к вызывателям демонов и к колдунам. За его пастбищами, в расстоянии на 10 или 15 дневных переходов, были пастбища Моалов; это были очень бедные люди, без главы и без закона, за исключением веры в колдовство и прорицания, чему преданы все в тех странах. И рядом с Моалами были другие бедняки, по имени Тартары (Тarcar). Король Иоанн умер без наследника, и брат его Унк обогатился и приказывал именовать себя ханом; крупные и мелкие стада его ходили до пределов Моалов. В то время в народе Моалов был некий ремесленник Чингис; он воровал, что мог, из животных Унк-хана, так что пастухи Унка пожаловались своему господину. Тогда тот собрал войско и поехал в землю Моалов, ища самого Чингиса, а тот убежал к Татарам и там спрятался. Тогда Унк, взяв добычу от Моалов и от Татар, вернулся. Тогда Чингис обратился к Татарам и Моалам со следующими словами: "Так как у нас нет вождя, наши соседи теснят нас". И Татары, и Моалы сделали его вождем и главою. Тогда, собрав тайком войско, он ринулся на самого Унка и победил его; тот убежал в Катайю. Там попала в плен его дочь, которую Чингис отдал в жены одному из своих сыновей; от него зачала она ныне царствующего Мангу. Затем Чингис повсюду посылал вперед Татар, и отсюда распространилось их имя, так как везде кричали: "Вот идут Татары". Но в недавних частых войнах почти все они были перебиты. Отсюда упомянутые Моалы ныне хотят уничтожить это название и возвысить свое. Та земля, в которой они были сперва и где находится еще двор Чингис-хана, называется Онанкеруле. Но так как Каракарум есть местность, вокруг которой было их первое приобретение, то они считают этот город за царственный и поблизости его выбирают своего хана

Чингисхан -угонщик скота? А кто так посмел назвать Чингисхана..:lol:

Эти слова от врагов  монголов... Какой-то китаец , лесной тюрк  или кипчак  рассказал Рубруку такую сказку. Этот рассказчик не монгол ,не татарин,не керейт и не найман ..Вполне вероятно,что  рассказчик Рубруку -кипчак или китаец..или Сибирский восставший тюрк...

:D

Link to comment
Share on other sites

5 часов назад, Kenan сказал:

Да, барымта это не банальный грабеж, это казахский национальный традиционный грабеж со вкусом бешбармака. 

А веской причиной были понты и авторитет. 

 

Вам осталось обосновать свою версию ссылками на историческую литературу.

 

4 часа назад, Scythian foot fighter сказал:

Примерно ордынское или после ордынское время.

 

Чингизхан разве послеордынское время? )

 

4 часа назад, Scythian foot fighter сказал:

Коров держали.

 

Это смотря где вы держали. На юге никаких тягот не вижу с животноводством.

Трудно разводить и ухаживать за скотом у нас на севере, в Степном крае, климатические условия суровые.

 

4 часа назад, Scythian foot fighter сказал:

Для этого был женский пол, обнищавшие казахи работавшие за еду и рабы. 

 

Это о чем вы сейчас? )

 

4 часа назад, Scythian foot fighter сказал:

Для этого был женский пол, обнищавшие казахи работавшие за еду и рабы. Ну и в целом в те времена по части ухода за скотом кочевники были менее щепетильны чем сейчас. Корм и сено это явно более позднее русское влияние. Я себе не могу представить чтобы какой-нибудь бай 5000-10000 численностью табуна, смог бы обеспечить большое кол-во корма и сена. А ведь у такого бая еще и куча разной другой скотины было. Думаю казахи просто запасались небольшим кол-вом сена на зиму, в тех регионах где морозы были очень сильными и где это самое сено  было доступно. И давали это сено зимой думаю в основном ослабевшему скоту, который мог не пережить зиму.

 

Дело не в одном сене. Я вам перечислил основные тяготы скотоводства в наших краях. Это ежедневный изнуряющий труд.

Нашим мужикам не до праздности и не до гангстерства было. 

 

Link to comment
Share on other sites

2 часа назад, АксКерБорж сказал:

Чингизхан разве послеордынское время? )

Внимательнее читайте, вот здесь же говорится про ордынское и после ордынское время:

7 часов назад, Scythian foot fighter сказал:

Они состояли из Золотой Орды, сибирских татар, мунгалов или нынешних калмыков, туркестанцев, ташкенцев и хивинцев.

 

 

 

 

2 часа назад, АксКерБорж сказал:

Это о чем вы сейчас? )

 

Как я написал  так и понимайте.

 

2 часа назад, АксКерБорж сказал:

Дело не в одном сене. Я вам перечислил основные тяготы скотоводства в наших краях. Это ежедневный изнуряющий труд.

Нашим мужикам не до праздности и не до гангстерства было. 

Это всего лишь тяготы современного цивилизованного человека, с современным цивилизованным и наверное гуманным подходом к содержанию и уходу за сельхоз животными. Кочевники в прошлом к скоту относились попроще.

Link to comment
Share on other sites

19 часов назад, Scythian foot fighter сказал:

Это всего лишь тяготы современного цивилизованного человека, с современным цивилизованным и наверное гуманным подходом к содержанию и уходу за сельхоз животными. Кочевники в прошлом к скоту относились попроще.

 

Дело не в отношении к скоту, а в обязанностях при уходе за ним, которые с тех пор почти не изменились, не считая того, что КРС и бараны перестали пастись зимой. В остальном труд остался прежним. Я все же склоняюсь, что при таких тяжелых условиях скотоводства нашим мужчинам было не до праздности и гангстерства и приключений. :)

 

Link to comment
Share on other sites

 

Не нашел подходящей темы раздела, чтобы залить эти прекрасные экземпляры.

 

Балта турков-сельджуков с вольчей головой.

12 - 13 в.в.

EqZ_UoeXMAE7ylu?format=jpg&name=large

EqZ_UohXAAIm3ho?format=jpg&name=large

 

Link to comment
Share on other sites

30.12.2020 в 12:32, АксКерБорж сказал:

Дело не в отношении к скоту, а в обязанностях при уходе за ним, которые с тех пор почти не изменились, не считая того, что КРС и бараны перестали пастись зимой. В остальном труд остался прежним. Я все же склоняюсь, что при таких тяжелых условиях скотоводства нашим мужчинам было не до праздности и гангстерства и приключений. :)

Я уже свое мнение выразил и достаточно подкрепил источниками, не вижу смысла повторяться.

 

22 часа назад, АксКерБорж сказал:

Балта турков-сельджуков с вольчей головой.

12 - 13 в.в.

Вроде некоторые айбалты казахов похожи на эти топоры и вроде даже схожие узоры, может с датировкой ошибка ? Может быть эти топоры намного позднего времени.

Link to comment
Share on other sites

2 часа назад, Scythian foot fighter сказал:

Вроде некоторые айбалты казахов похожи на эти топоры и вроде даже схожие узоры, может с датировкой ошибка ? Может быть эти топоры намного позднего времени.

 

Я взял фото с подписью у турецкого блогера.

Может быть это топор времен султана Санджара, 12 век?

 

Link to comment
Share on other sites

Все это гангстерство не привела к добру. Считаю именно из-за бандитских блатных понятий народ не мог объединиться для отпора противникам. 

Link to comment
Share on other sites

интересно!

обожаю историю и историю военных действий

всё-таки раньше у лошади было огромнейшее значение!

Link to comment
Share on other sites

2 часа назад, кылышбай сказал:

Что за головной убор на этом известном узбеке? Из современных аналогов что подходит больше?

Обычный колпак. Такие же носили в 19 веке. Например, изображение воспитанников школы середины 19 века, Оренбург

e75cf9ba62bf48be11db06e637326908.jpg

Link to comment
Share on other sites

18.04.2021 в 20:45, кылышбай сказал:

Что за головной убор на этом известном узбеке? Из современных аналогов что подходит больше?

A_heavily_armed_Uzbek,_Safavid_Iran,_mid

Оттуда же (из Сефеффидского Ирана): Prisoner. Apparently a Turkoman or Tartar Nomad
ma-87419-WEB.jpg?Xg5eAFsbEm1Q6RD6rldtR4a

Link to comment
Share on other sites

18.04.2021 в 21:45, кылышбай сказал:

Что за головной убор на этом известном узбеке? Из современных аналогов что подходит больше?

A_heavily_armed_Uzbek,_Safavid_Iran,_mid

Это разновидность колпака с загнутыми вверх полями. Поля могли быть цельными или разрезанными на две части. Передняя часть таких полей могла загибаться вперед выполняя роль козырька. Это один из основных видов головных уборов 16 в. начиная с Восточной Европы и до Восточного Туркестана. 

Link to comment
Share on other sites

29.12.2020 в 12:25, Kenan сказал:

Есть версия что само слово "казак" означает "бродягу", чисто бандитский этноним. 

Эм нет. 

Link to comment
Share on other sites

01.01.2021 в 21:07, Kenan сказал:

Все это гангстерство не привела к добру. Считаю именно из-за бандитских блатных понятий народ не мог объединиться для отпора противникам. 

Ну еще и распри чингизидов между собой. 

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


×
×
  • Create New...