Jump to content



Hooker

Русские полки в армии монголов XIII-XV века

Recommended Posts

В 1277 году русские князья участвовали в походе ордынцев на Северный Кавказ против аланов.

В 1287 году Тула-Буга вместе с Алгуем и галицко-волынскими князьями вторгались в Польшу.

Share this post


Link to post
Share on other sites

В 1277 году русские князья участвовали в походе ордынцев на Северный Кавказ против аланов.

В 1287 году Тула-Буга вместе с Алгуем и галицко-волынскими князьями вторгались в Польшу.

Во-первых, Вы если темы создаёте, то сначала думайте как правильно озаглавить , ОК ?

А то из контекста вашего поста в рамках темы читается, что в 1277 и 1287 годах Чингисхан ещё был жив. :)

Во-вторых, а постановка проблемы какая ? Чего ради тема открыта ?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Дешт-и-Кипчак - страна незнаемая?

При монголах восточноевропейские степи вдруг стали "древнерусскими". Так утверждает российская наука*

Мурад АджиВторжение монголов в Дешт-и-Кипчак профессор Плетнева, например, трактует как захват южнорусских степей!!! Ни больше и ни меньше. Разумеется, не она одна придерживается этой официальной российской позиции. Но когда, с какого года им принадлежали тюркские степи? В какой войне и с кем они завоевали их?

Вторжение монголов на Русь носило своеобразный характер. Вот текст тому в подтверждение: "До прихода монголов многочисленные русские варяжского происхождения княжества, только в теории признававшие над собой власть Киевского великого князя, фактически не составляли одного государства, а к населяющим их племенам славянского происхождения не применимо название единого русского народа.

Влиянием монгольского владычества эти княжества и племена были слиты воедино, образовав сначала Московское княжество, а впоследствии Российскую империю (выделено мною. - М.А.)". Это слова известного монгольского историка Харадавана.

Выходит, монголы и создали Московское княжество, усилили его и ввели в свою политическую орбиту. Им нужен был союзник на севере Европы и одновременно противник Великой Степи.

Союз монголов и русских очевиден еще и потому, что на Руси никогда не было ни одного(!) монгольского правителя. Русские князья всегда княжили сами... Увы, таковы факты, которые следуют из монгольских да и российских хроник.

2

Дань в первую очередь интересовала на Руси монголов, за ней раз в год и приходили они. А собирали ее мастерски! От уплаты дани освободили Церковь. В 1270 году хан Менгу-Тимур издал указ, начинавшийся словами: "На Руси да не дерзнет никто посрамлять церквей и обижать митрополитов...". Хан Узбек расширил привилегии духовенства, введя для нарушителей смертную казнь "без различий, русский он или монгол".

Для сбора дани монголам и нужно было Московское княжество, которое они создали к XIV веку. Лишь в редкие годы передоверяли это дело тверским князьям. Так что ужасы о татаро-монгольском иге исходили не от мифических "татар". Своему "наместнику" на Руси монгольский хан вручил знак отличия - шапку. А сдавали дань так.

В назначенный день московский князь встречал посланца Великого хана, в сопровождении которого и ехали с данью в столицу Орды. Предание о том, как происходил этот ритуал, позже описал Дж. Флетчер, служивший в Москве послом: "Русский царь, стоя подле ханской лошади (на которой тот сидел), должен был кормить ее овсом из собственной шапки, что происходило в самом Кремле Московском".

Вырастали и умирали поколения русских князей с шапкой в руке. Вот оно откуда - "тяжела ты, шапка Мономаха"... Ее подарили Московскому князю в XIV веке, когда город утвердился в роли сборщика дани. Великий хан вручил ее за верную службу своему наместнику на русской земле. С тех пор шапка - символ самодержавия на Руси*. Такая же шапка была у Великого хана и у других ханов.

Иван КалитаВ конце XV - начале XVI века греки придумали легенду, по которой этот символ самодержавия якобы прислал византийский император Константин II Мономах Киевскому князю Владимиру... Но это очередная нелепость.

Тогда же соседи-данники придумали слово москаль, им назвали "московских сборщиков". "Вишь, как намоскалился, с живого сапоги снимает", - говорили на Руси...

Заметим, сапоги, а не лапти! Эта деталь говорит о многом. "Москалем" мог быть любой, кто служил, кто рабски выполнял приказы Кремля.

Жестокий, бездумный и бесчувственный представитель "среднего уровня власти" - вот кто он, москаль.

Москва особенно преуспела при князе Иване I (? - 1340), прозванном Калитой. Великий был человек, настоящий политик, собиратель всея Руси, заложивший политические и экономические основы Московского государства.

Этот "Собирушка" получил от ордынского хана ярлык (льготную грамоту на сбор дани на Руси) - огромную власть собрал он. При нем открылась в Москве и митрополия. Слово "Колита" - тюркское. "Кол" - "рука", "ити" собирать. Дословно "Собирушка".

Однако решающим в истории Московского княжества был все-таки 1472 год, тогда в Кремль привезли засидевшуюся невесту Софью Палеолог, племянницу последнего византийского императора.

Иван IIIСвадьба Ивана III открывала Москве двери в Европу, делая княжество преемником уже не существующей Византии... Очень перспективный дипломатический ход, он принес Москве скорую свободу от власти Орды!

Не торговлей, не войной возвышалась Русь, а смиренностью к монголам и жестокостью к русским. Это вполне устраивало греков, метивших на место монголов на Руси... Московское княжество росло быстро, прибавляясь землями соседей. Ничто не останавливало его.

Сборщики дани вели себя, как прислуга на кухне в отсутствие хозяев. Роскошь и распутство поражали приезжих. Город жил, питаясь "трупом общества", как точно выразился маркиз Астольф де Кюстин. Русские перехитрили монголов ("стояние на Угре", 1480 год) - перестали отдавать им собранную дань.

Англичанин Климент Адамс, посетивший Русь в 1553 году, был ослеплен великолепием княжеских палат: "Посредине палаты стоял невысокий стол... Тут было множество драгоценных вещей, ваз, кубков, большей частию из самого лучшего золота..."

Блеск, правда, смущал тех, кто видел, как по соседству с Москвой умирали от голода и нищеты другие русские княжества. Иным князьям не оставляли средств даже на приобретение одежды, а народ ходил "из одной в деревни в другую за угольком"... Это тоже не ускользнуло от острых глаз иностранцев.

3

Прежде только часть собранной дани Москва передавала Орде. Что-то причиталось ей за работу, что-то просто уворовывалось, а что-то бралось с населения сверх меры. Деньги в городе были. Теперь вся дань с Руси оседала в кремлевских подвалах...

Это заставило подумать о защите Кремля. О собственной армии! Выплачивая дань, Московское княжество раньше покупало себе защиту. Как ни унизительна была эта процедура, а она - плата за охрану границ.

Например, Александр Невский не победил бы на льду озера. Пешие русские ополченцы (не армия!) побежали под улюлюканье "псов-рыцарей". Концовка сражения 5 апреля 1242 года осталась за конницей, степняки не дали врагам Руси ни малейших шансов.

И почему бы не признать, что бек Александр (1221 - 1263) тюрк по духу, Великая Степь - его настоящая родина, он служил монгольскому хану, был баскаком, представляя интересы Орды в Новгороде, во Владимире!

В российской истории есть два князя Александра - один реальный бек, но очень далекий от Руси человек (он не называл себя "Невским"), а другой - мифический герой. Он и есть "невская" сказка.

То, что приписали Александру Невскому, абсолютная ложь, она не согласуется, например, с историей Швеции и нынешней Финляндии. Невская битва происходила между этими странами. И - без участия русских!

Русские с другого берега Невы наблюдали за ее концовкой. Среди наблюдавших был и бек Александр со своим дозорным отрядом (около полусотни всадников), а никак не во главе русского войска, потому что у Руси не могло быть войска. Она же дань платила как раз за то, чтобы ее защищали.

В начале XIV века монголы потребовали, чтобы русские отдавали им дань серебром. Но серебра на Руси не добывали. Пришлось изыскивать за границей. Так стали приобщать Москву к международной торговле. Московская Русь знала прежде только ярмарки - не торговлю, а обмен товаров. Безусловно, оценка автора о становлении торговли на Московской Руси кому-то покажется субъективной. И он вспомнит Садко, западных купцов, приезжавших в древний Новгород и Киев... Все так. Но это не Московская Русь!

Московское княжество нельзя считать историческим правопреемником той же Киевской Руси или Белой Руси. Следовательно, нельзя и приписывать Москве их историю - это разные народы и разные страны.

Пусть славянские, по терминологии российских историков, но разные. Например, монеты на Киевской Руси были с давних пор, а Москва узнала о деньгах только от Орды. Первые ее рубли были отрубленными (отсюда - рубль) кусочками серебряной проволоки, от которых отрезали мелочь - копейки. Между прочим, "копейка" - слово тюркское, в переносном смысле означающее "мелочь".

В столице Золотой Орды, Сарае-Берке, русские основали большую торговую колонию и повели торги под монгольской защитой. Свидетельством тому, насколько русская торговля обязана кипчакам, служит перечень слов, относящихся к торговле, финансам, товару, его хранению и транспортировке. Все купеческое дело идет от тюркского корня!

4

Русских "торговых" слов просто не было. Сказанное видно даже в записках Афанасия Никитина. Конечно, он был не первым русским купцом, увидевшим заморские страны, но он первым написал о них. Видимо, до него купцы были малограмотными. В его записках тюркские слова стоят рядом с русскими.

Но академическая Россия упрямо отвергает и это очевидное, называя двуязычие "макароническим языком". Мол, "тюркский жаргон служил разговорным в купеческой среде..." Даже явное подается с лукавством.

Но вот отрывок из текста Афанасия Никитина: в Индee же как "пачекътуръ, а учюзе-дерь: сикишь иларсень ики шитель; акечаны иля атрьсеньатле жетель берь; булара досторъ: а кулъ каравашь учюзъ чар фуна хубъ бемъ фуна хубесия; капкара амь чюкъ кичи хошь". На каком языке текст? Где здесь тюркский жаргон и русский разговорный язык?

А вот перевод: в Индии же как "малостоящее и дешевое считаются женки: хочешь знакомства с женкою - два шетеля; хочешь за ничто бросить деньги, дай шесть шетелей. Таков у них обычай. Рабы и рабыни дешевы: четыре фуны - хороша, пять фун - хороша и черна..."

В записках Афанасия Никитина тюркские и русские слова стоят рядом, они как правая и левая рука одного человека. Потому что рядом жили два народа, двуязычие было нормой в общении ученика и учителя.

Можно взять другие примеры. Везде одно: примеры взаимодействия кипчаков с московитами. Скажем, слово "казна" - прямое заимствование, деньги и таможня происходят от слова "тамга", обозначающего казенную печать, ставившуюся на товарах в знак уплаты пошлины.

Червонец - от "ширвана" (золотая монета). Товар - означает "скот" или "имущество". Товарищ - "деловой партнер", "помощник". Пай, чемодан, сундук, торба... То же можно сказать о словах, относящихся к одежде купца-путешественника, - карман, штаны, шапка, колпак, кафтан, сапог, каблук и десяток других.

То же о словах, относящихся к транспорту и связи того времени: ямщик, яма (почта), телега, бричка, избушка, тарантас. Даже слово "книга" - и оно заимствовано в пору, когда дремавшая Русь, сняв лапти, вышла на международный простор.

Вот что получили русские от "татаро-монгольского ига". И цветущую Москву в придачу! Действительно, было ли "татаро-монгольское иго" на Руси? И каковым оно было? Неужели таким тяжелым и безысходным, как написано в российских учебниках истории?..

5

Говоря о том сложном периоде, не следует упускать из виду и еще одно чрезвычайно важное обстоятельство - Москва выступала агентом Орды в среде северных княжеств.

Вот что писали о ее нравах западные соседи: "Народ этот (московиты) хитрый и вероломный, неискренний и непостоянный; возвратившись в свое отечество и сделавшись там вождями (нашими), они с большой дерзостью опустошали наши области". Но у Руси были основания так вести себя: за ней стояли монголы, вселявшие уверенность. Московитам надо было показывать себя. И они показывали.

Отсюда - от ордынской поддержки! - и все успехи: захолустный городишко Владимирского княжества превратился в важный, бурно растущий город Монгольской империи. Аппарат управления в нем полностью повторял тот, что был у монголов. Собственно, он и строился по их образцу, с их участием... Ордынские традиции пустили здесь корни на века. Город задумывался для сбора дани, для подавления соседних народов.

Москве, чтобы управлять, подавлять, собирать, отнимать, забирать, требовались новые люди - чиновники. Их место занимали дворяне - люди служивые, знающие, верткие, большей частью переманенные из Орды.

В москали, точнее, в московскую бюрократию привлекали не заработки, а неограниченные возможности личной власти. Не сохой, не шашкой добывали они себе пропитание, а воруя, собирая взятки. Бюрократия - это устойчивейшее явление жизни России, пережившее всех и вся. Она наднациональна, внеполитична и тем вечна!

При каждой смене правителей москальство торжественно присягало: не покушаться на жизнь царя, "иного никого на Московское государство не хотеть видеть", не сноситься, не изменять, пресекать, доносить...

И многое иное, остораживающее, включал негласный ритуал, застывший в формулах российского верноподданничества. Оно ведет свое оформившееся начало с XVI века. При Алексее Михайловиче достигло зенита, а при Петре - отшлифованного совершенства, которое в дальнейшем не менялось: служилый люд России сменялся, но не менялись его привычки.

Русского бюрократа никто и никогда не учил делу дурному или скверному, до всего он доходил сам, демонстрируя блестящую самоорганизацию. Любое начинание исказит так, что добро станет злом, но злом - приносящим выгоду москалю. И в этом тоже вечность москальства. Формально оно - профессия по производству указов и повелений, которые, как волны в море, достигают самых далеких уголков страны и накрывают их рукой Кремля.

Держатели власти службу всегда ценили выше, чем национально-сословную принадлежность служащего. "История России - это история дворянства", - скажут о той эпохе историки... Словом, в Москву потянулись тюрки - иных приглашали, а которые приходили сами.

6

"Хитрый этот человек, - написано об Иване Грозном в трактате "О нравах татар, литовцев и московитян", - назначал награду возвращающимся перебежчикам, даже пустым и бесполезным: рабу - свободу, простолюдину - дворянство, должнику - прощение долгов, злодею - отпущение вины". Лишь бы служили престолу... Но службой то, что делали перебежчики, все-таки назвать трудно: они не получали жалованья за свои старания! Какая же это служба?

Сперва им важно было угодить князю - научиться прислуживать, сносить любые оскорбления. "И если они сделают все по его желанию, то награждаются не деньгами, а местами начальников..." Фантастическая хитрость! Нет предела творениям "конторского человека".

На одну должность сажали сразу двух претендентов: один должен был вытеснить другого усердием и доносами. А случись тяжба, ее решали на кулачном поединке. Существовало кулачное право. За место в Москве дрались. Проигравший платил штраф в казну... Нет, нормальный человек такого не придумал бы, только москаль.

Немало кипчаков переманила растущая столица Руси. Они в первую очередь и становились "москалями" - ехали служить, унижаться и драться за право унижать других. Добрая половина российского дворянства - это тюрки, выходцы из Степи. О чем говорят академические исследования, например "Русские фамилии тюркского происхождения" профессора Н.А. Баскакова.

Вместе с тюрками появились в Москве и ордынские традиции. Облик города быстро преображался: тюркская архитектура утвердилась и здесь. Правда, сходства в архитектуре не удивляют: переселенцы, по традиции всех колонистов мира, несли на новые места имена покидаемых жилищ, их внешний вид. Москва переняла тогда многие монгольские институты, заимствовала у монголов вещи, которых у нее не было: налоговые ведомства, связь, средства подавления.

Средствами подавления были тюрьма, кандалы, кабала и другие. Эти слова тоже пришли из Золотой Орды... С учетом положения Москвы как агента Орды на Руси иначе прочитывается вся русская история. Например, почему Ивана Грозного потянуло в сторону Казанского ханства? Почему он завоевал Астраханское ханство, которое никакого отношения к Руси и к славянам не имело? Равно как и Западная Сибирь? Или почему он задушил митрополита Филиппа? Почему присвоил себе звание "царь"? Многое становится на места свои.

7

Да потому, что греки надоумили московского князя смотреть на себя как на наследника монгольского хана! Нет, не случайно в Москве появились Софья Палеолог и ее многочисленная свита! Запад начал действовать. И действовать удачно...

Иван Грозный увлекся настолько, что потерял голову, он не желал быть наследником византийского императора, хотя с известной натяжкой и мог бы. А видел себя только новым ханом. Его привлекала не мифическая власть в умершей Византии, а конкретная - в живущей Степи.

Он, писали современники, "вылущился от монгольского хана, как птенец из скорлупы". Казань и Астрахань "птенец" считал своими вотчинами, которые не платят дань ему, их повелителю. Начались сборы к походу на Казань.

В 1545 году русских, не имеющих ратного опыта, побили. Потом еще и еще. Наконец, наняв донских казаков, в 1552 году Казань взяли штурмом и утопили город в крови. Изуродованные тела детей, женщин, стариков для устрашения плотами спускали вниз по Итилю, названному уже Волгой - великой русской рекой.

Монгольский историк Харадаван, рассуждая в этой связи о монгольской политической культуре, сыгравшей "благотворную роль в русской истории", похоже, прав.

В допетровской Москве "весь уклад жизни" носил именно отпечаток ордынского воздействия, "а ведь это то, на чем держалась старая Русь, что придавало ей устойчивость и силу", заключает автор.

Чиновник московского Посольского приказа Григорий Котошихин, бежавший в Швецию, тоже оставил сведения о той политической культуре в Московском государстве, когда Иван Грозный назвался "белым царем", то есть принявшим корону монголов.

Почему "белым"? Здесь своя нехитрая история. Отдавая старшему сыну Джучи во владение земли "до тех мест, до которых дойдут монгольские кони", Чингисхан велел вывесить белый флаг, а Дешт-и-Кипчак назвать Джучиево царство, его владыку - Белым ханом.

Русские правители, следуя этой традиции, в начале XVI века начали именовать себя титулом белый царь или белый хан, что прямо связывалось с "белой костью"*.

То есть бахвалились родством с Чингисханом! Даже так Москва подчеркивала собственное превосходство на "всея Руси". Ирония судьбы. Выражение "белая кость" есть дословный перевод (калька) с тюркского: "ак" - "белый", "сюек" - "кость", что означает "благородный".

8

А Москва выказывала величие не на словах, она собирала армию чиновников - страшную и главную свою силу. Как отмечал Котошихин, до начала его службы дьяков было всего около ста, а подьячих тысяча, но к концу века канцелярская армия выросла до 4,657 человек.

Почти три тысячи из них сидели в приказах московских. Они и мутили воду. В них была та сила, которую боялись все. Воинство московское завертит, закрутит в бумажном водовороте любого.

Москва не только делами, но даже архитектурой повторила Сарай-Берке - столицу Орды. В ней сделали лучевую планировку: каждая улица начиналась от Кремля и дотягивалась до самой крайней, захудалой постройки, не упуская из виду ни большого, ни малого. Улицы уходили из города, становясь дорогами, связывающими столицу с окраинами... Взгляду, брошенному из Кремля, ничто не препятствовало. Бюрократическая паутина опутала город и всю страну.

Каменный Кремль построили в тюркском стиле, распространенном в Дешт-и-Кипчаке*. И в этом тоже не было случайности. Москва того времени мало чем отличалась от Казани или иного крупного города Степи: ее архитектура - шатровая! - была той, о которой еще во времена Аттилы рассказал византийский посланник Приск.

Между прочим, и слово "кремль" было бы интересно для топонимики. На тюркском языке оно означало "крепость", "крепостная стена". А на русском?.. Впрочем, не исключено, что слово это пришло в тюркский язык из монгольского.

Впрочем, об архитектурном лице Москвы специально тогда не думали: было не до него, он складывался сам собой, по аналогии с известным. А приехавшие тюрки знали только тюркское, "дешт-и-кипчакское". Его и строили.

Приказы, конторы - вот что интересовало городскую власть. Не их внешний вид, а их внутренняя суть.

http://www.pseudology.org/tatary/Kipchaky_Moskali.htm

Share this post


Link to post
Share on other sites

не совсем ясно зачем вы столь обильно цитируете очередного фоменкоида Мурада Аджи, не имеющего никакого отношения к исторической науке.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Русских "торговых" слов просто не было. Сказанное видно даже в записках Афанасия Никитина. Конечно, он был не первым русским купцом, увидевшим заморские страны, но он первым написал о них. Видимо, до него купцы были малограмотными. В его записках тюркские слова стоят рядом с русскими.

Но академическая Россия упрямо отвергает и это очевидное, называя двуязычие "макароническим языком". Мол, "тюркский жаргон служил разговорным в купеческой среде..." Даже явное подается с лукавством.

Но вот отрывок из текста Афанасия Никитина: в Индee же как "пачекътуръ, а учюзе-дерь: сикишь иларсень ики шитель; акечаны иля атрьсеньатле жетель берь; булара досторъ: а кулъ каравашь учюзъ чар фуна хубъ бемъ фуна хубесия; капкара амь чюкъ кичи хошь". На каком языке текст? Где здесь тюркский жаргон и русский разговорный язык?

А вот перевод: в Индии же как "малостоящее и дешевое считаются женки: хочешь знакомства с женкою - два шетеля; хочешь за ничто бросить деньги, дай шесть шетелей. Таков у них обычай. Рабы и рабыни дешевы: четыре фуны - хороша, пять фун - хороша и черна..."

В записках Афанасия Никитина тюркские и русские слова стоят рядом, они как правая и левая рука одного человека. Потому что рядом жили два народа, двуязычие было нормой в общении ученика и учителя.

Это написано не по-тюркски, а по-волжский болгарски и перевод не такой, как у вас:

В Ындея же какъпа чектуръ а учюсьдерь: секишь илирсень ики жител; акичаны ила атарсын алты жетел берь; булара достуръ.

А в Индия проститутките са много и са евтини – ако правиш секс, даваш 2 житела, а ако правиш и на двете места – 6, те допускат това.

А куль коравашь учюзь чяр фуна хубъ, бем фуна хубе сиа; капъкара амьчюкь кичи хошь.

А робините са евтини и една хубавица е 4 фуна, а черна красавица е за 5 фуна. Шундите им са съвсем черни, а дупетата им са приятни.

Сикиш илиресен ду шитель бересин, сикиш илимесь екъ житель берсен, достур аврат чектур, а сикиш муфут; а любят белых людей.

Ако правиш секс, даваш 2 житела, а ако не правиш секс, даваш 1 жител, благосклонните жени са много и сексът е на почит, а и те обичат белите хора.

...а промежу есми вер таньгрыдан истремень ол сакласын...

а ако имаме пропуск, нека Тангра да ни пази, от Него ще искам аз...

А иду я на Русь, кетъмышьтыр имень, уручь тутътым.

А щом се върна в Русия, ще трябва да постя, защото съм загубил вярата си.

А Русь еръ тангрыд сакласын; олло сакла, худо сакла!

А руската земя боговете да я пазят, Аллах да я пази, Хюда да я пази!

Бу даниада муну кибить ерь ектуръ; нечикь Урус ери бегляри акой тугиль;

На този Свят няма земя като тази, но защо ли господарите на руската земя не са такива?

Урусь ерь абоданъ болсынъ; растъ кам даретъ. Олло, худо, богъ, данъиры.

Нека да процъфтява руската земя и с много щастие да я надарят Аллах, Хюдо, Господ-Бог и Тангра.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Трудно сомневаться, что агрессия монголов принесла жестокие несчастья русскому народу. Но в историографии имелись и другие оценки. Так, в 1930 году М. Нечкина писала: «Жестокости и «зверства» татар, на описание которых русские историки-националисты не жалели самых мрачных красок, были в феодальную эпоху обычным спутником любых феодальных столкновений... Трудовое население покоряемых татарами земель зачастую рассматривало их в начале покорения как союзников в борьбе против угнетателей - русских князей и половецкой аристократии». Смягченную оценку батыева погрома Руси пытался дать Л. Н. Гумилев, но и он не мог затушевать жестоких расправ монголов над русскими в конце 30 - начале 40-х гг. XIII в.

Монгольское нашествие нанесло жестокую рану русскому народу. Завоеватели в течение первого десятка лет после нашествия не брали дань, занимаясь только грабежами и разрушениями. Но такая практика означала добровольный отказ от долговременных выгод. Когда монголы осознали это, начался сбор систематизированной дани, ставшей постоянным источником пополнения монгольской казны. Отношения Руси с Ордой приняли предсказуемые и устойчивые формы - рождается явление, получившее название "монгольское иго". При этом, однако, практика периодических карательных походов не прекращалась до XIV в. По подсчетам В. В. Каргалова, в последнюю четверть ХШ в. Орда провела не менее 15 крупных походов. Многие русские князья подвергались террору и запугиванию с целью не допустить с их стороны антиордынских выступлений.

Русско-ордынские отношения были непростыми, но сводить их только к тотальному давлению на Русь было бы заблуждением. Еще С. М. Соловьев четко и однозначно «развел» период опустошений русских земель монголами и последующий за ним период, когда они, живя вдалеке, заботились только о сборе дани. При общей негативной оценке «ига» советский историк А. К. Леонтьев подчеркивал, что Русь сохранила свою государственность, не была прямо включена в состав Золотой Орды. Негативно влияние монголов на русскую историю оценивает А. Л. Юрганов, но и он признает, что хотя «непокорных унизительно наказывали... те князья, которые охотно подчинялись монголам, как правило, находили с ними общий язык и даже более того- роднились, подолгу гостили в Орде». Многие русские князья становились - по выражению Юрганова - «служебниками» монгольских ханов.

Н. М. Карамзин считал, что зависимость от монголов способствовала преодолению раздробленности русской земли, созданию единой государственности, подводя русских к мысли о необходимости объединения. Разделяя эту мысль, В. О. Ключевский выделял еще одну сторону власти монгольского хана над русскими князьями - он полагал, что она выступала для Руси в качестве объединительного фактора и что без арбитража Орды «князья разнесли бы Русь в клочья» своими усобицами.

Л. Н. Гумилев категорически отвергал понятие «монголо-татарское иго», называя его мифом. При этом он утверждал, что «...говорить о завоевании России монголами нелепо, потому что монголы в 1249 году ушли из России, и вопрос о взаимоотношениях между Великим монгольским Улусом и Великим княжеством Владимирским ставился уже позже и решен был в княжение Александра Невского, когда он добился выгодного союза с Золотой Ордой».

Писатель Б. Васильев одну из своих статей прямо озаглавил «А было ли иго?», приводя доводы в пользу добровольности русско-ордынского союза, говоря о дани как законной плате монголам за охрану русских границ, о фактах участия русских войск в организованных монголами военных походах. (Действительно, русские отряды участвовали в завоевании Северного Кавказа, Южного Китая и др.).

http://his95.narod.ru/lec5_2.htm

не совсем ясно зачем вы столь обильно цитируете очередного фоменкоида Мурада Аджи, не имеющего никакого отношения к исторической науке.

В нашем аймаке есть халхи из рода "Оросууд".Лицо монголоидные. :)

Share this post


Link to post
Share on other sites
В нашем аймаке есть халхи из рода "Оросууд".Лицо монголоидные.

а еще есть орду-иченид Урус-хан, который, конечно же, был русским

Share this post


Link to post
Share on other sites

а еще есть орду-иченид Урус-хан, который, конечно же, был русским

Что значит Ичен? Это слово "Эзэн"? Племя "Урузгани" от Урус хана пошло?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вики: Орда-Эджен, Орда, Орду-Ичен (монг. эджен — «хозяин, владыка»)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вики: Орда-Эджен, Орда, Орду-Ичен (монг. эджен — «хозяин, владыка»)

Спасибо за перевод.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Данило Галицкий и Романовичи вообще не были русскими в современном понимании . Русский язык сложился в XIV-XV вв. Тогда же сложился русинский язык ВКЛ. Тогда же сформировались и все три восточнославянских народов. Пути русских и русинов (предков беларусов и украинцев) разошлись в XIII в. Тему правильнее было назвать Войска Руси в войнах Золотой Орды. Русь более приемлимый термин в этом отношении.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Название темы можно подкорректировать. Но ведь русские войска были и в Монгольском Китае.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Упоминание русском сторожевом императорском отряде в Юань имеется у Кычанова:

Как знаток и умелый комментатор китайских классиков прославился и тангут Иляньчжэнь Бань. Вначале он служил в личной охране императора Жэнь-цзуна (1312—1321 гг.), а с 1319 г. перешел в академию Ханьлинь. С 1322 г. он — командир тангутского отряда императорской стражи, затем эконом наследника престола и один из высших чиновников Ганьсу. Одно время ему было поручено командование русским сторожевым отрядом в императорской резиденции. Иляньчжэнь Бань скончался в 1354 г. в Центральном Китае. Ему посмертно был пожалован княжеский титул. Его сын Пудашили был придворным историографом [См. там же, гл. 145, стр. 1047.].

http://www.vostlib.ru/ocherk-istorii-tangutskogo-gosudarstva/glava-ix-gibel-1095/o-sudbah-tangutov-1106/21257918.html

Share this post


Link to post
Share on other sites

XIXвек. Пекин. Российская духовная миссия. Преосвященный Палладий (в миру - П.И.Кафаров, русский китаевед 30 лет проработавший в Китае, гравный труд Русско-китайский словарь) изучает старинные китайские хроники. "Юань ши" - "История династии Юань" . Вот, что он пишет: "В ту пору появление Русских в Пекине было следствием обычая монгольских ханов набирать в покоренных ими владениях дружины и включать их в свою пекинскую гвардию. Таким образом составились в Пекине полки: Кинчакский, Асу (из Асов) и Русский... О Русском полке в Пекинской гвардии упоминается впервые под 1330г., когда взошел на ханский престол Тутемур (правнук Хубилая Туг Темур, правивший в 1329-1332гг. под девизом Вэнь-цзун. - А.В.)... Он первым устроил Русский полк или поставил особаго темника 3-й степени над Русским отрядом, который почтил наименованием... охранного полка из Русских, прославляющаго (в смысле доказывающаго всему свету) верноподданность..." Исследовавший "Юань ши" современник Палладия Э.В.Бретшнейдер предлагает несколько иной перевод: "Вечно верная русская лейб-гвардия"

Палладий (Кафаров П.И.). Русское поселение в Китае в первой половине XIV века. // Живая старина. СПб., 1894, вып. 1, с.65-67

Бретшнейдер Э.В. Русь и Асы на военной службе в Китае.

Share this post


Link to post
Share on other sites

В недалеком прошлом, на основании факта существования этой Русской Гвардии, "арийцы" пытались уверить меня о превосходстве и старшинстве "исконно русских" Боевых Искусств над всеми восточными БИ, даже над легендарным Шаолинем! :D

Share this post


Link to post
Share on other sites

В недалеком прошлом, на основании факта существования этой Русской Гвардии, "арийцы" пытались уверить меня о превосходстве и старшинстве "исконно русских" Боевых Искусств над всеми восточными БИ, даже над легендарным Шаолинем! :D

Вполне вероятно. :)

Шүүгдэгч: Монгол улсын иргэн, 1985 оны 02 сарын 18-ны өдөр Дархан-Уул аймагт төрсөн, 25 настай, эрэгтэй, бага боловсролтой, мэргэжилгүй, эрхэлсэн тодорхой ажилгүй, ам бүл 4, эх, ах, дүү нарын хамт Дархан-Уул аймаг 5-р баг, 20 байр 7 тоотод бүртгэлтэй, одоо Дархан-Уул аймгийн 5-р баг, 27 –р байр 8-р орцны 00 тоотод оршин суух, хэрэгт холбогдох үедээ эрхэлсэн ажилгүй байсан, гавъяа шагнал, ял шийтгэлгүй, бие эрүүл ухаан бүрэн, хэрэг хариуцах чадвартай, / РД: ТГ85021871 , ИҮ: ДА8374910 /, Оросууд овогт Доржсүрэнгийн Баатарсүрэн нь:

http://sukhbaatar.court.gov.mn/index.php?option=com_content&view=article&id=665:2011-04-05-12-19-30&catid=61:--2011-

Share this post


Link to post
Share on other sites

Hooker, скорее всего орусууды у халха-монголов - потомки воинов русского полка, прославлявшего верность. Во время восстания красных повязок выжившие русские видимо бежали в Монголию, сохранив верность Тогон-Тимуру. Ну а русские лица в монгольской среде за столько лет сохранить вряд ли возможно.

Dark Ambient, есть более правдоподобная версия имени Урус-хана: орiс - пастбище, подчеркивает, как хорошо жилось в Белой Орде в эпоху его правления)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Dark Ambient, есть более правдоподобная версия имени Урус-хана: орiс - пастбище, подчеркивает, как хорошо жилось в Белой Орде в эпоху его правления)

Лично я сомневаюсь в правильном переводе источников, почему на свет и появились русские воины в составе тюрко-монгольских войск в Китае.

Сомневаюсь и в том, что в войска конных всадников могли призываться пешие ратники.

Сомневаюсь и в том, что имеющиеся в текстах созвучия "урус" должны однозначно отождествляться с русскими.

К примеру, в казахском языке есть тоже созвучия со следующими значениями:

Ұрыс - 1. бой, битва, сражение; 2. биться, воевать, сражаться

Ор[ыс] - крупный, большой

Өр[іс] - упрямый, гордый, несгибаемый

Сомнения в правильности перевода вызывают встречающиеся у тюрков имя Урус:

- у огузов

- у древних кыргызов

- у мамлюков

- у золотоордынских татар

- у казахов

и т.д.

И сильно сомневаюсь, что кочевники давали своим детям имя русского народа, т.к. не понятны мотивы...

Share this post


Link to post
Share on other sites

За разглашение – расстрел. Советские диверсанты в Китае и Корееhttp://topwar.ru/25925-za-razglashenie-rasstrel-sovetskie-diversanty-v-kitae-i-koree.html

НА ТУРЦИЮ

Дошли до города Жэхэ (километрах в 120 от Пекина), Плиев выслал парламентеров, японцы сдаться отказались. Ну, нет так нет. Сперва катюши жахнули, потом генерал построил всех: «Ребята, пошли!»

Вот так примерно и громили Квантунскую армию. Корпус вывели обратно за границу, а Василий вскорости получил медаль «За отвагу», хотя никаких особых подвигов вроде бы не совершал. Хотя, держать связь при пятидесятиградусной жаре – тоже своего рода подвиг.

Война с Японией закончилась, Плиев полетел в Москву, получать из рук Сталина вторую звезду Героя. А после возвращения по корпусу поползли слухи: поедем в Турцию, Дарданеллы воевать, Турция-то тоже у Гитлера в союзниках была. Дескать, Верховный генералу так и сказал: «Разобьем турок, а уж потом домой». До января 46-го года ждали, потом слухи как-то сами собой утихли.

 

ДАЁШЬ ПЕКИН!

406-й отдельный Краснознаменный Хинганский полк связи базировался в Баин-Тумене, когда в 1947 году с Китае началась гражданская война. С одной стороны войска генералиссимуса Чан Кай-ши, с другой – революционная армия Мао Цзэ-дуна. Гоняли они друг друга по всей стране, с переменным успехом.

В конце 47-го года революционная армия крепко прижала два полка чанкайшистов. Деваться им было некуда, вот они и отступили на монгольскую территорию. Граница-то только на картах была обозначена, а в самой степи ни колышка, но Советский союз отреагировал на это мгновенно.

1364356434_v-preddverii-vtoroj-mirovoj-v
Глава правительства Нанкина, китайский генерал Чан Кайши (справа), сидит рядом с генералом Lung Yun, председателем правительства провинции Юньнань, в Нанкине, 27 июня 1936 года.

Если бы не части Красной Армии, окружившие Пекин, возможно, сейчас бы китайцы считали народным героем не Мао Цзе-дуна, а генералиссимуса Чан Кай-ши.

406-й полк связи был в срочном порядке переброшен к китайской границе. Конечно, связисты – не самая грозная сила, но в том-то и дело, что поддерживала его вся армейская артиллерия. И так поддержала, что пехоте вообще ничего делать не пришлось. Чанкайшистов просто сожгли огнем «катюш».

После этой операции Василий в первый раз дал подписку о неразглашении.

 

Интересно как в Монголии описываются события тех лет, или только про Урганта вспоминают? По сути СССР на 99% определил всю дальнейшию историю этой страны и не только этой.

Share this post


Link to post
Share on other sites

\\Лично я сомневаюсь в правильном переводе источников, почему на свет и появились русские воины в составе тюрко-монгольских войск в Китае.\\

 

Ну, так за чем же дело встало, приведите правильный перевод  "Юань ши" с китайского на русский или казахский, а мы обсудим. :)

 

Или это всего лишь заключения из серии "не могло такого быть - так как я не верю и верить сему не желаю!" Такая позиция тоже понятна. 

 

\\Сомневаюсь и в том, что в войска конных всадников могли призываться пешие ратники.\\

 

Пеших ратников не использовали в Золотой Орде? А караимы крымские, что были обязаны выставлять пеший полк? И сражались со своим знаменитым двурогим копьем.

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/thumb/a/a0/GerbKaraimovKyma.JPG/300px-GerbKaraimovKyma.JPG

 

И потом, почему русские воины должны сражаться в пешем строю? Что русские дружины не знали конного боя? Знали и даже в рыцарских турнирах участвовали.

 

\\И сильно сомневаюсь, что кочевники давали своим детям имя русского народа\\

 

Так сказать свежий пример -  Никитин Виктор Семёнович. Уважаемый АксКерБор, как Вы думаете кем по национальности может быть данный человек? Отвечу - якут!

Share this post


Link to post
Share on other sites

А куда делись русские полки в Китае?

Share this post


Link to post
Share on other sites

влились в состав современных дунган.

Share this post


Link to post
Share on other sites

А где про это написано?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

×
×
  • Create New...