Jump to content



Sign in to follow this  

Recommended Posts

Кстати, Рустам-ага, как насчет того, чтобы попытаться перевести название народа дунган с ханьского? Я предполагаю, что в переводе это значит восточные китайцы. "Дун" по-китайски "восточный", а "гане" - наверняка искаженное "хани", то есть этнические китайцы. Скорее всего, дунгане - ветвь восточных китайцев, переселившаяся на запад во время какого-то крупного восстания в Китае или они сбежали от завоевателей, вторгнувшихся в Китай. Единственное, что остается неясным, когда же именно и по какой конкретной причине произошло переселение дунган.

Судя по всему, вопрос о том, тюрки ли дунгане или ханьцы, остается нерешенным и пока что открытым. Поэтому предлагаю данную тему перенести в раздел о народах с неясным происхождением.

Они сами себя и китайцы их называют по другому. Корень слова "возвращаться". Именно с этим словом связывают свой этноним. Наслышался уже всяких версии. Кем бы они ни были, они точно не хань. Есть собственные версии на этом сайте.

Share this post


Link to post
Share on other sites

К своему стыду я раньше не знал о дунган. В прошлом году в магазине меня обслуживала женщина-продавщица, как мне показалась обычная казашка в платочке, отвечала на казахском. Пока у нее не зазвонил телефон и она стала разговаривать на китайском. Я спросил у нее, не с Китая ли она казашка, она ответила нет, что она дунганка.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Прочитал все посты и хочу сказать, что имеется много неточностей и вольных суждений. Благо, что не читают комментарии на этом форуме сами дунгане либо дунгановеды. За создание темы большое спасибо участникам форума. Никоим образом не считаю себя знатоком Истории, но о дунганах кое-что (а может даже и достаточно много) знаю, поскольку часто приходится общаться с дунганской диаспорой в Кыргызстане.

Итак: дунгане в КНР называют себя Хуэй Хуэй или Хуэцзу. В пределах СНГ имеются они Дунганами. Есть дунганские форумы, где подробно можно ознакомиться с ихней историей.

Относительно происхождения дунган от карлуков, что-то вроде близко, но происхождение их монгольских воинов – это уже ни в какие ворота не лезет по причине несовпадения столетий. Дунгане произошло еще в Танскую эпоху. История гласит примерно следующее: однажды Император династии Тан во сне увидел, как юноша в зеленой рубашке спасает его от варваров. На утро император созвал ясновидцев, звездочетов, советников, предсказателей снов и рассказал им про сон. Тогда знахари ему сказали, что варвары – это кочевники, а юноша в зеленой рубашке – это символ ислама или исламист. И этот юноша-муслим спасет Его (Императора) от злых кочевников. Тогда император отправил в Аравию посольство. По велению императора в пределы танской империи, а точнее в ее столицу Чанъань прибыло порядка трех тысяч воинов ислама, готовые защитить императора. Благосклонный император (к сожалению никак не могу вспомнить его имя, т.к. китайские имена с трудом запоминаю) принял этих воинов на службу. В ответ воины потребовали женщин. Во всех концов империи были собраны красавицы, которых выдали замуж за арабов. Браки проводились по мусульманским обычаям, но по китайской манере. Вот от этих браков и произошли Хуэйцу (или: дунгане). Иными словами: Отец-Араб, а Мать-Китаянка. И об этом знает каждый дунганин.

Еще раз подчеркну, что дунгане произошли в танскую эпоху, когда уже в Центральной Азии распространялся ислам. Все вы прекрасно знаете о великом сражении на реке Талас в 751 году, когда столкнулись две армии – китайская (танская) и арабская. Распространение магометанства далее на Восток на некоторое время было приостановлено вследствие этого сражения. Тогда китайцы ушли из Западного края, но недалеко и не надолго. В долине реки Чуй карлуки тогда еще не были исламизированы, а посему карлукское происхождение дунган под Большим вопросом. Арабское происхождение дунган – это точно и исторически доказано.

Компактное расселение дунган в Поднебесной было в провинциях Ганьсу, Шамси и Шеньси. Язык дунган и ханьцев один в один. Общего между ними много, но отличаются они только по религиозному признаку. Хуэйцзу (дунгане) исповедуют ислам. Дунганки, как и китаянки любят цветы и выращивают их в своих огородах. Если цветов в доме нет, то значит это не дунганка. Кухня дунганская точь в точь китайская. Если на юге КНР ханьцы в основном питаются рисом, то дунгане, расселявшиеся в основном в северных вышеупомянутых провинциях, в рационе потребляли много мяса, оттого дунгане и крупнее южных ханьцев. К тому же хуэйцзу, как мусульмане, не употребляли спиртных напитков и не увлекались курением гашиша, как это делали ханьцы, потому-то и дунгане и крупнее телосложением в отличие от последних.

Что касается знание дунганами языка местных народов, то скажу следующее. СНГовские дунгане прекрасно знают кыргызский, казахский, узбекский – в зависимости от места компактного их проживания. Даже на базаре, когда делаешь покупки, сами дунгане шутливо поговаривают: «Когда два кыргыза напьются, то начинают разговаривать по-русски, а когда два дунганина набухаются, то начинают говорить по-кыргызски». Кыргызча матюкаются дунгане без акцента.

Теперь, что касаемо дунганских браков, то тут действительно имеет место особый подход. Действительно, браки между александровскими дунгами и , например, масанчинскими, искринскими, милянфанскими – редкое явление. Причину точно не могу назвать, поскольку особо не вникал в рассказ одной дунганки и не придал особо значения тому разговору. Если кому это интересно, то могу уточнить и следующий раз отписаться на этом форуме.

Встречаются браки между кыргызами и дунганками и дунганок с кыргызами. Но это такие браки крайне редкие.

На счет ассимилированных кочкорских дунганов – тоже правда. Это целая история. Когда 27 декабря 1877 года отряд под командованием храброго вождя Бай Яньху преследуемый манчжурцами, перешел через перевал Таш-Рабат и прибыл в Нарынский погранотряд, то изнеможденых пришельцев первыми встретили кыргызы и русские служивые. От голода и холода на перевале погибло много людей. До русского погранотряда добралось порядка 3500 душ обоего пола включая младенцев. Пограничники приютили в Нарыне вынужденных беженцев, спасавшихся от преследования правительственных войск Цинской империи. Выбившихся из сил людей всадники-кыргызы пошли подбирать по дороге и некоторых привезли в телегах. В пути следования до первых пограничных постов тогдашней Российской империи, спасаясь от лютого мороза, многие женщины-дунганки с младенцами заходили в юрты кыргызов и навсегда остались в тех местах. По этой причине в Нарынской области в 1877 году остались дунгане. Необходимо еще учесть, что многие из них были ранены, было много стариков, которые уже не могли двигаться в стужу. Военная администрация потребовала сдать все оружие, что и сделали переселенцы. Тут же был отправлен джигит в крепость Токмак со срочным донесением. Тамошнее военное руководство дало добро на прием переселенцев. В первые числа 1878 года переселенцы двинулись в направление Кутемалдинки и далее через Боомское ущелье до Токмака. Из-за обильно выпавших снегов (а тогда стужа была сильная) люди не могли передвигаться. Опять же на перевале многие погибли от холода и голода. Те, кто не мог передвигаться, оставались погреться в юртах кыргызских кочевников. В стойбище Кочкор осталось много дунганок с младенцами. Вот вам и история – откуда ассимилированные дунгане появились в Кочкорке и Нарынской области.

В своей статье, написанной более 100 лет тому назад, Ф.Поярков довольно-таки подробно описал переход дунган в пределы Российской империи. Читаешь книжечку и плакать хочется. До мельчайших подробностей измученных голодом и холодом переселенцев описано в работе русским исследователем. В пути следования одна дунганка с грудным ребенком отбилась от общей колонны и на одной из ямской станции зашла в сени погреться. Корова лижет дитя, бедная женщина плачет, видя, как замерзает младенец у нее на руках. Тут администратор отправил кучера, чтобы тот прогнал туземку из коровника. Рыдающая женщина подносит лицо младенца к морде скотины, чтобы корова лизала его и тем самым согрела грудного. Но женщину вышвырнули со двора. На утро ямщики обнаружили мертвыми ту дунганку и младенца в сугробе вблизи двора.

Первые переселенцы были размещены вблизи укрепления Токмак. Русская военная администрация сразу же снабдила переселенцев хлебом и теплой одеждой, стала оказывать врачебную помощь. Им выделили 80 юрт для размещения. Из Верного прибыл сам лично генерал-губернатор Герасим Колпаковский для встречи с новыми переселенцами, которых приняли в русское подданство. Руководство укрепления Токмак стало рассказывать Колпаковскому о новых переселенцах, но он итак уже давно все знал о дунганах, поскольку военные чиновники в своих рапортах и посольские чиновники в депешах сообщали о 15-летнем противостоянии дунган Цинской династии и о восстании тайпинов в Китае.

На территории Китая резня между хуэйцзу и манчжурами длилась порядка 15-17 лет. Сначала были локальные стычки в провинциях Шеньси, Ганьсу, а потом с 1862 года началась настоящая война. Как пишет Ф.Поярков в своей работе «… со слов опрашиваемых, в этой безумной резне погибло множество людей, одному Господу Богу только известно». Приводится цифра порядка 3 млн.дунган, и китайцев примерно столько же. По весне новым поданным России выделили земельные участки вдоль реки Чу к западу от Токмака, зная, что дунгане отличные земледельцы. Администрация Семиреченской области из государственной казны выделила финансирование на закупку семян, сельскохозяйственных инструментов, скотины, чтобы дунгане возделывали земли и занялись хлебопашеством. Они прекрасные садоводы. С приходом дунган в русские владения вдоль реки Чу зазеленели поля, где впервые стали выращивать рис в этом крае. Неизвестные доселе пряности и благовония появились на прилавках Токмака и Пишпека. Позже, выращенный дунганами рис, стал поставляться даже в Кульджу и в Ташкент. А доселе в Пишпепком и Токмакском уездах был дорогущий привозной рис из Ташкента. Благодаря дунганам в Семиречье снизились цены на сельхоз продукты в два, а порою и в три раза, что Токмакские сарты и татары стали кусать локти. В крае появилась никогда доселе неизвестная местным людям дунганская кухня, фунчеза и многие продукты земледелия. Дунгане также были отличными кустарями, ремесленниками. Между прочим, царская администрация, не по-наслышке зная о боевых качествах дунган и ихней многолетней войне с правительственными войсками династии Цин, принимала их на военную службу, тогда как местное население (кыргызы, казахи, узбеки) от воинской повинности были освобождены.

В этом году – 27 декабря диаспора дунган Кыргызстана будет отмечать свое 135-летие переселения на новую Родину.

Дунгане села Александровка Сокулукского района Чуйской области – это уже вторая волна переселения, которая приходится на 1883-1985 годы.

Хотел, как можно короче, а получился чуть-ли не роман. Да, и к тому же, время уже позднее. Кому интересно узнать про дунган…, погуглите и найдете сайты дунганские. В Кыргызстане проживает порядка 52 тыс.дунган или около 60 тыс.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Выдержка из статьи Ф.Пояркова «Новейшая история. Последний эпизод дунганского восстания»

«В Токмак дунгане прибыли в первой половине января 1878 года. Был какой-то праздничный день. Служба только что кончилась в небольшой местной церкви и народ стал выходить от обедни, когда на улицах Токмака показались первые партии дунган. Смиренно склонив свои головы перед ликами святых угодников в пламенной и горячей молитве они изливали всю свою скорбь своего наболевшего сердца и изученной веками души своей и подкрепив себя святой молитвой, они тихо расходились по домам своим, чтобы на другой день снова, с обновленными силами, приняться за свой тяжелый и однообразный труд … но несколько тысяч голодных, оборванных и замерзающих новых пришельцев не тронул сердца их, жалобные вопли закоченевших от холода женщин и детей не пробудили на этот раз в русских людях, только что после молитвы возвращавшихся из церкви, чувства сожаления и сострадания…Никто из них не дал крохи хлеба этим иноверцам, никто из них не пустил обогреться ни одной души… Бывший же до того хлеб в цене 7-11 копеек за пуд сразу поднялся от 2 до 3 рублей за пуд. Цена небывалая и никогда не слыханная в этом крае…. На предложение местной и областной администрации понизить цену крестьяне отвечали решительным и упорным отказом… Но мало того, когда местной администрацией был закуплен хлеб помимо крестьян, то последние не давали даже своих мельниц, чтобы перемолоть купленный для дунган хлеб, почему пришлось прибегнуть к другим мерам. Деятельными помощниками администрации по доставке хлеба оказались киргизы и татары, те и другие также много его пожертвовали даром, сарты же проявили самое слабое участие».

Share this post


Link to post
Share on other sites

Насчет вольных суждений скажу одно: на этом славном форуме тирания не в почете)

А так информация весьма любопытна. Единственное, что мне показалось сомнительным - сведение об арабах, ставших предками дунган. Напоминает красивую легенду. Племя Бугу, не могли бы вы точно узнать имя того императора династии Тан, ведь это немаловажно для понимания конкретной эпохи. Возможно, что тут примешались события 755-762 годов во время восстания Ань Лушаня, когда для его подавления помимо уйгуров и тибетцев прибыл отряд "чернорубашечных дашисцев", т.е. аббасидских арабов. Некоторые из них вполне могли осесть и жениться на китаянках.

Также остается открытым вопрос о том, почему же дунгане носили косы? Сведения о кровавой дунгано-маньчжурской войне исключают возможность заимствования этого обычая у маньчжуров. Тогда откуда же это пошло? Неужто дунгане с тунгусами или джунгарами культурно заимодействовали? Племя Бугу, хотелось бы узнать ваше мнение.

Share this post


Link to post
Share on other sites

не могли бы вы точно узнать имя того императора династии Тан, ведь это немаловажно для понимания конкретной эпохи. Возможно, что тут примешались события 755-762 годов во время восстания Ань Лушаня, когда для его подавления помимо уйгуров и тибетцев прибыл отряд "чернорубашечных дашисцев", т.е. аббасидских арабов. Некоторые из них вполне могли осесть и жениться на китаянках.

Имя танского императора назвать не могу, поскольку история династий китайских иператоров меня почти не интересует. Но эту деталь можно восстановить, если я скажу, что первая мусульманская мечеть в тогдашней столице империи Тан была построена примерно десятью годами ранее известного Таласского сражения 751 года. Значит проникновение ислама и приход арабских воинов в Поднебесную империю приходится на конец 30-х или начало 40-х годов.

Версия по поводу дашиских чернорубашечников отпадает, учитывая то, что мечеть была построена еще ранее. Еще в 750 году один из китайских военачальников напал на город Ши (в некоторых источниках Да-Ши... это нынешний Ташкент), ограбил его и увел в Срединную империю много пленных (читай: мусульман-исламистов). Это спровоцировало поход мусульман на Восток, где в городище Суяб располагался самый западный китайский военный гарнизон.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Судя по данным вами датам, тот император - Сюаньцзун, если не ошибаюсь.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Впрочем, хотя те чернорубашечные дашисцы и не стали ядром дунган, многие из низ вполне могли осесть в Китае и объединиться с уже жившими там арабами. Ведь чтобы так долго сохранять свою религию в китайской среде, носителей нужно было немало.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Даже на базаре, когда делаешь покупки, сами дунгане шутливо поговаривают: «Когда два кыргыза напьются, то начинают разговаривать по-русски, а когда два дунганина набухаются, то начинают говорить по-кыргызски». Кыргызча матюкаются дунгане без акцента.
:qyrgyz_new:

кыргызский народ ассимилировал Дунган не себе назло, а для взаимного приближения двух культур, с Вами я тут согласен. общего между нами много, разного мало. все мы граждане Кыргызской Республики прежде всего. Много верных нашей республике наших сограждан-дунган. Это радует.

Share this post


Link to post
Share on other sites

:qyrgyz_new:

кыргызский народ ассимилировал Дунган не себе назло, а для взаимного приближения двух культур, с Вами я тут согласен. общего между нами много, разного мало. все мы граждане Кыргызской Республики прежде всего. Много верных нашей республике наших сограждан-дунган. Это радует.

Как когда-то один из предков кыргызов хагасы приняли китайского генерала Ли Лина и стали считать черноглазых и черноволосых людей своего племени его потомками, такой вот кыргызский народ :kg2:

Share this post


Link to post
Share on other sites

Как когда-то один из предков кыргызов хагасы приняли китайского генерала Ли Лина и стали считать черноглазых и черноволосых людей своего племени его потомками, такой вот кыргызский народ :kg2:

ой кого тока мы не ассимилировали за свою историю и Ли Лина и кытаев и монголов и калмыков и оч многих других. а в настоящее время даже русских уже притягивает мой народ. иногда это радует иногда пробуждается ксенофобия, словом все противоречиво как и сама эта жись :rolleyes:

Share this post


Link to post
Share on other sites

ой кого тока мы не ассимилировали за свою историю и Ли Лина и кытаев и монголов и калмыков и оч многих других. а в настоящее время даже русских уже притягивает мой народ. иногда это радует иногда пробуждается ксенофобия, словом все противоречиво как и сама эта жись :rolleyes:

:D

Самые сильные растворители в человечестве - это кыргызы... :lol: всех кого угодно запросто растворяют и ассимилируют...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Kyrgyzdaar, мне понятны ваши чувства) Но как можно было ассимилировать Ли Лина?! Ассисмилруют народы, но не отдельных людей) То есть жил себе вполне китаец Ли Лин и вдруг попал в кыргызскую среду, его там растворили как следует, и вышел на свет уже чистый киргиз Ли Лин:D

А так я со всем согласен: в ассимиляционном плане кыргызы даже китайцев переплюнут:lol

Share this post


Link to post
Share on other sites

Kyrgyzdaar, мне понятны ваши чувства) Но как можно было ассимилировать Ли Лина?! Ассисмилруют народы, но не отдельных людей) То есть жил себе вполне китаец Ли Лин и вдруг попал в кыргызскую среду, его там растворили как следует, и вышел на свет уже чистый киргиз Ли Лин:D

А так я со всем согласен: в ассимиляционном плане кыргызы даже китайцев переплюнут:lol

ну хорошо, я поправлюсь: "натурализовали" Ли Лина. не знаю как на счет "самые при самые" и китайцев, но мой народ "поглотил" очень не мало "не кыргызов", ассимилировал и иноязычные и родственные, в языковом отношении, народы. и не только мой народ, но и другие народы вытворяли такое :unsure: . да и кыргызов самих тоже ассимилировали другие народы :unsure: . какие могут быть чувства? лично у меня это все вызывает просто обычное согласие с таким вот фактом. может быть и есть какая та гордость за все это, но не такая прям как думаете вы :rolleyes:

Share this post


Link to post
Share on other sites

В общем, изменили душу Ли Лина: сделали ее кыргызской) Мне вот любопытно: а он переборол в себе традиционное неприятие китайцами молока?

Share this post


Link to post
Share on other sites

В общем, изменили душу Ли Лина: сделали ее кыргызской) Мне вот любопытно: а он переборол в себе традиционное неприятие китайцами молока?

не ИЗМЕНИЛИ, а он ИЗМЕНИЛ свою душу, принципиально важное отличие:)

Share this post


Link to post
Share on other sites

не ИЗМЕНИЛИ, а он ИЗМЕНИЛ свою душу, принципиально важное отличие:)

Но без хагасского влияния тоже не обошлось :lol:

Share this post


Link to post
Share on other sites

- Народы Илийского края (3/6): дунгане38498502userinfo.gif?v=92.1rus_turkД. Федоров, подполковник Генерального штаба. Опыт военно–статистического описания Илийского края. — Ташкент, 1903. Другие части: 1. Китайцы (хань), 2. Маньчжуры, сибо, солоны. Продолжение следует.Дунгане — выходцы из северо–западных провинций Внутреннего Китая, преимущественно Гань–су и Шень–си. По преданию, в крае они появились впервые с армиями императора Цянь–Луня в качестве торговцев и поставщиков при них, т. е. 150 лет тому назад. Живут они почти исключительно в гг. Кульдже и Суйдине — всего в крае их насчитывают до 3½ тысяч мужчин.

001za457

Кульджа, начало 1890–х.

Вопрос о происхождении дунган спорный и темный, ( ... ) По преданию местных дунган, слышанному лично, они происходят от смешения тюркских племен с китайцами путем женитьбы на китаянках. Часть дунган, будто бы, произошла от воинов Тамерлана, совершавшего, как известно, в 1404 г. поход в Китай, оставшихся в нем на жительстве. ( ... ) Вообще, в преданиях дунган Самарканд играет значительную роль. ( ... )

По вероисповеданию дунгане принадлежат к строго набожным мусульманам суннитского толка. ( ... ) Дунгане говорят на китайском языке и сохраняют китайские нравы и обычаи. Кроме мусульманских имен носят также китайские.

0014rpex

Дунганская семья. Кульджа, конец XIX в.

По наружному виду их можно отличить от китайцев: ( ... ) Одежда их, за исключением шапочки, такая же, как у китайцев, но гораздо опрятнее. Вообще, это народ видный, с мужественной осанкой. ( ... ) Любимое кушание лапша. Чай пьют так же часто, как и китайцы. Опиума и табаку не курят, водки не пьют. Они чистоплотны, бывают в бане, дома содержат опрятно.

По характеру дунгане очень храбры, решительны, вспыльчивы и мстительны, чрезвычайно склонны к ссорам, как с окружающими, так и между собою; китайцы называют их злыми. По малейшему поводу они хватаются за ножи, которые носят с детства. Дунгане отличаются замечательною способностью переносить боль; они выдерживали страшные пытки китайцев, не произнося ни одного слова. ( Дальше )

Share this post


Link to post
Share on other sites

Я путешествовал много по Узбекистану, Кыргызстану и Казахстану и скажу о дунганах Чуйской долины. С уйгурами у дунган ничего общего кроме лагмана. Дунгане живут в сельской местности между Бишкеком и Токмаком. На этом промежутке граница между Кыргызстаном и Казахстаном проходит по реке Чу. С каждой стороны реки проходят трасы от Бишкека до Токмака и вдоль обеих трас - много сел. Некоторые села на 100% заселены дунганами. На кыргызском языке дунгане Чуйской долины не говорят, а только могут объясниться. На кыргызках они не женятся и за кыргызов замуж не выходят, но смешанные браки все-таки встречается. Глава асоции дунган Эсен Исмаилов женат на кыргызке, кажется. Личность в чуйской долине Кыргызстана известная. Тут о нем подробнее - http://www.centrasia.ru/person2.php?&st=1035312928

Трудно представить, как дугнане находят невест и женихов, учитывая, что официальная числиность их мала, а количество детей в семьях большое. Видимо женятся на двоюродных.

Я не знаю происхождение дунган, но точно не родствены уйгурам. Даже близко не уйгуры. Придерживаюсь мнения, что ближайшая родственная этническая группа дунган - ханьцы.

Share this post


Link to post
Share on other sites

На моей памяти в чуйской долине жили русские, немцы и дунгане, а кыргызы жили в селах возле гор, в горах или в крупных городах и центрах. В Бишкеке, Канте, Токмаке. Почти все дунгане жили в селах и занимались выращиванием овощей. Как дунгане могли научиться кыргызскому языку, если они с кыргызами практически не контактировали? Может быть сейчас кыргызы и дунгане рядом живут.

На Иссык-Куле в г. Коракол и окресностях дунгане и кыргызы жили по соседству и вполне возможно, что иссык-кульские дунгане владеют кыргызским языком хорошо.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Казахстанские дунгане были просто молодцом на этой олимпиаде в Лондоне :)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Zhao Changling или 赵常玲 (Чжао Чаньлинь) - не дунганка. Чистая ханька из провинции Хунан. Она землячка Мао.

Share this post


Link to post
Share on other sites

дунгане в КНР называют себя Хуэй Хуэй или Хуэцзу. В пределах СНГ имеются они Дунганами.

кстати их самоназвание на самом деле немного иначе звучит :) их самоназвание Х.Й вместо точки читайте "у" :) просто раньше при СССР его деликатно писали ХУЭЙ добавляли букву Э. и пусть даже этот этноним - самоназвание в настоящее время официально признан в РФ я не могу писать его полностью и правильно, по понятным причинам.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Если транскрибировать точно по звучанию получится "хуыи". Может даже близкое к "хуэи". Не й-краткий. От конкретного русского произношения, что имелось в виду, отличается. Хотя здесь надо копать не как звучит, а что означает.

Share this post


Link to post
Share on other sites

В общем, изменили душу Ли Лина: сделали ее кыргызской) Мне вот любопытно: а он переборол в себе традиционное неприятие китайцами молока?

Любой человек употребляет молоко без вреда для организма до трёхлетнего возраста, то есть в период естественного грудного вскармливания. Если его постепенно перевести с материнского на коровье, козье, кобылье, то он без вреда, и даже с пользой для организма будет есть и пить молоко всю жизнь, главное, чтобы не было перерывов. А для взрослого человека, не приученного к молоку с детства, молоко это яд, а не просто неприятный напиток.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
Sign in to follow this  

×
×
  • Create New...