Перейти к содержанию
Hooker

Племя Кытай среди тюрков

Рекомендуемые сообщения

Ногайцы ! Передовые воиско монголов состояло из мангутов,татаров,кытаев,джурдженов(маньчжуров).

В то время, когда взяли страну Хитай и Джурджэ, Чингиз-хан повелел выделить из каждого десятка монголов двух человек. Так как он их нашел удалыми телохранителями [туркак], 1612 то отдал им это войско [в числе] трех тысяч, поручив им охрану той границы, и они охраняли ее с тем числом войска. Значение [слова] кошакул следующее: из каждых десяти человек им дали два; «кош» 1613 – «оба в паре».

Тысяча Мункэ-Калджа из племени мангут, сына Куилдар-сэчэна. Обстоятельства их были изложены. И все!

Тысяча Уяр-ваншай из народа [каум] кара-хитаев; [он] покорился Чингиз-хану и в рабском служении ему стал уважаемым. Он был [274] одним из старших эмиров. Ваншай значит «эмир-темник». 1614 Когда он явился служить к Чингиз-хану, то стал начальствовать всем кара-хитайским войском в десять тысяч. В настоящее время его сыновья находятся у каана; они – уважаемые эмиры и сами, по докладе о [своих] тысячах, назначают эмиров.

Тысячи Туган-ваншая из народа Джурджэ. Этот эмир покорился и стал старшим и уважаемым; он ведал всем джурдженским войском [в числе] десяти тысяч. По докладе об эмирах-тысяцких он сам [их] назначал. В настоящее время при каане находятся некоторые из его сыновей, их почитают и уважают, и они попрежнему ведают своим войском.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И на последок, одна просьбочка к форумчанам, может быть не в тему на первый вгляд , но она связана с поиском наследия китаев: как перевести с тюркского название старого ногайского селения « Кислик», какова его этимология, может ли это быть этноним? 

"Кыслык", "кыслау" у каракалпаков означает "зимовье", "зимовать". Учитывая близость ногайского языка каракалпакскому, надо полагать, что "Кислик" это место зимовки.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Кыслык", "кыслау" у каракалпаков означает "зимовье", "зимовать". Учитывая близость ногайского языка каракалпакскому, надо полагать, что "Кислик" это место зимовки.

тоже самое у узбеков кишлок

или у азеров гишлаг

у қазақов - қыстау

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Этот источник называет каракалпаков старыми ногайцами, подданными самого темника Ногая, который умер в 1300 году.

http://s155239215.onlinehome.us/turkic/10_History/Djagfar_Tarihi/KazanTarihy/DjagfarTarihiV1KazanTarihyP1Ru.htm

...А кыпчаков Ногая, сменивших “булгарских татар”, стали называть кара-калпаками. А они - самые первые храбрецы из кыргызов, но в бою очень увлекаются и поэтому часто страдают из-за недостатка осмотрительности. С нашими они жили дружно, но лет через десять-двенадцать положение Ногая пошатнулось и для кара-калпаков наступили тяжкие времена...

...Тогда (в 1311 году) кытаи, пришедшие от границ Чина (China), сбили с Джаика старых ногайцев - кара-калпаков, и многие из них переселились в Черемшан и Башкорт, приняли ислам и стали булгарами. Поэтому кыргызы (Kazakhs), запомнив это, называют булгар ногайцами. Другая часть каракалпаков бежала в кыргызские (Kazakhs) земли, где постепенно обосновалась на Туранском море (Aral Sea). Кыпчакские кытаи, захватив часть Джаика, сели на шею оставшимся и прозвали себя ногайцами, ибо боялись, что их лишат этой земли...

...Урус прислал своего младшего брата хана Арабшаха с 4 тысячами кыргызов, многие из которых были каракалпаками-минцами и рвались свести счеты также с кытайскими ногайцами...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Этот источник называет каракалпаков старыми ногайцами, подданными самого темника Ногая, который умер в 1300 году.

http://s155239215.onlinehome.us/turkic/10_History/Djagfar_Tarihi/KazanTarihy/DjagfarTarihiV1KazanTarihyP1Ru.htm

...А кыпчаков Ногая, сменивших “булгарских татар”, стали называть кара-калпаками. А они - самые первые храбрецы из кыргызов, но в бою очень увлекаются и поэтому часто страдают из-за недостатка осмотрительности. С нашими они жили дружно, но лет через десять-двенадцать положение Ногая пошатнулось и для кара-калпаков наступили тяжкие времена...

...Тогда (в 1311 году) кытаи, пришедшие от границ Чина (China), сбили с Джаика старых ногайцев - кара-калпаков, и многие из них переселились в Черемшан и Башкорт, приняли ислам и стали булгарами. Поэтому кыргызы (Kazakhs), запомнив это, называют булгар ногайцами. Другая часть каракалпаков бежала в кыргызские (Kazakhs) земли, где постепенно обосновалась на Туранском море (Aral Sea). Кыпчакские кытаи, захватив часть Джаика, сели на шею оставшимся и прозвали себя ногайцами, ибо боялись, что их лишат этой земли...

...Урус прислал своего младшего брата хана Арабшаха с 4 тысячами кыргызов, многие из которых были каракалпаками-минцами и рвались свести счеты также с кытайскими ногайцами...

Почему всех называли кыргызами? :kg2:<_<

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Почему всех называли кыргызами? :kg2:<_<

Возможно это означало - степняк, кочевник. В более поздний период, в 17-18 веках, казахов все еще называли кыргыз-казахами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

...Урус прислал своего младшего брата хана Арабшаха с 4 тысячами кыргызов, многие из которых были каракалпаками-минцами и рвались свести счеты также с кытайскими ногайцами...

Мин- это мангыт или мингат?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мин- это мангыт или мингат?

Это точно не мангыты. В книге М. Ахметзянова "Судьба Ногайской Орды", со ссылкой на шежере Габдулла хана (Кара бека) мингцы и мангыты идут отдельно.

Факты прибытия населения из Причерноморья и Крыма отразились особенно в легендах шеджере Габдуллы-хана (Кара-бека).

Согласно сведениям этого источника, Орда во главе с Кара-беком вышла из Турок (Крыма), перекочевала на р. Сакмар, далее на Белую, Каму, овладела Булгаром. Во времена Тимерлана Габдулла-хан был убит, его сыновья перебрались из Булгара в район Казанки, основали г. Казань, и затем их подданные овладели землями по реке Вятка (Нукрат).

Орда Габдуллы-хана состояла из татарских племен мингцев, мангытов, гиреев, киреетов, буркутов, табынцов, барынов, туркменцев, каракалпаков, выходцев из Мангупа и др.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это точно не мангыты. В книге М. Ахметзянова "Судьба Ногайской Орды", со ссылкой на шежере Габдулла хана (Кара бека) мингцы и мангыты идут отдельно.

Факты прибытия населения из Причерноморья и Крыма отразились особенно в легендах шеджере Габдуллы-хана (Кара-бека).

Согласно сведениям этого источника, Орда во главе с Кара-беком вышла из Турок (Крыма), перекочевала на р. Сакмар, далее на Белую, Каму, овладела Булгаром. Во времена Тимерлана Габдулла-хан был убит, его сыновья перебрались из Булгара в район Казанки, основали г. Казань, и затем их подданные овладели землями по реке Вятка (Нукрат).

Орда Габдуллы-хана состояла из татарских племен мингцев, мангытов, гиреев, киреетов, буркутов, табынцов, барынов, туркменцев, каракалпаков, выходцев из Мангупа и др.

Спасибо.Какая связь была между вашими кытаями и кытаями-кыргызов,казахов(у казахов кытай это -кете)?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Спасибо.Какая связь была между вашими кытаями и кытаями-кыргызов,казахов(у казахов кытай это -кете)?

Согласно "Истории Казани", в 1311 году китайцы вытеснили каракалпаков от Джаика (Яик, Урал). Часть каракалпаков ушла в Черемшан и Башкорт и стали булгарами, часть на Аральское море, а со оставшимися на Джаике, китайцы смешались и прозвали себя ногайцами. Видимо с распадом Ногайской Орды эти ногайцы частично вошли в состав каракалпаков и казахов. В первой половине 18 века, согласно архивным данным, кипчаки и китайцы жили в подданстве каракалпакского хана (скорее всего бий) Ишима Хасанова, другими племенами управляли другие ханы (бии), все потомки Кучума, который правил в Сибири. Ссылку можно посмотреть в теме "Каракалпакские ханы", сообщение № 17.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Е ЛУН-ЛИ

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА КИДАНЕЙ

ЦИДАНЬ ГО ЧЖИ

ГЛАВА ДВАДЦАТЬ СЕДЬМАЯ.

РАЗЛИЧНЫЕ ЗАПИСКИ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ОТДЕЛЬНЫМ ВРЕМЕНАМ И СЕЗОНАМ ГОДА

ПЕРВЫЙ ДЕНЬ НОВОГО ГОДА

В первый день первой луны глава государства смешивает кашу из клейкого риса с мозгом из костей белого барана и делает катышки величиной с кулак. В каждой юрте по порядку разбрасывается по сорок девять катышков. Когда наступает третья часть пятой стражи, глава государства и другие, находясь в юртах, выбрасывают катышки из каши через окна. Если находящиеся снаружи находят четное число катышков, в ту же ночь начинает играть варварская музыка и все пьют и пируют. Если же находят нечетное число, музыка не играет, а приказывают двенадцати шаманам петь и кричать вокруг юрт, тряся колокольчиками и держа в руках стрелы. В юртах же в печах калят соль, чтобы она трещала, и жгут мышей дипо 1. Это называется «тревожить чертей». Находящиеся в юртах выходят из них только на седьмой день. [Такой обычай] служит для отвращения бедствий. На севере его называют ни нели. Китайцы при переводе на китайский язык говорят, что ни означает «первый» 2-а нели "день"3

НАЧАЛО ВЕСНЫ

В первый день начала весны женщины подносят сочинения на весенние темы. Из черного шелка они делают флаги и вырезают изображения драконов, которые держат в руках. Иногда делают изображения лягушек.

ДЕНЬ ЧЕЛОВЕКА 4

В день человека жители столицы едят во дворах блины. По обычаю, это называется «обкуривать Небо» 5. Неизвестно, откуда появился этот обычай.

ПРАЗДНИК СОГЛАСИЯ 6

В первый день второй луны члены знатного рода, носящие фамилию Сяо, приглашают носящих фамилию Елюй и устраивают для них пир. На севере этот праздник называется сяли по. Китайцы при переводе на китайский язык говорят, что сяли означает «приглашать», а по — «время» 7.

ПРАЗДНИК ШАН-СЫ 8

В третий день третьей луны кидане вырезают из дерева изображения зайцев, делятся на две партии и, скача на лошадях, стреляют в них. Партия, первой попавшая в цель, считается победительницей. Проигравшая партия слезает с коней и, стоя на коленях, подносит вино лицам из победившей партии, которые принимают чаши и пьют вино, сидя на лошадях. На севере этот праздник называют таоли хуа. Китайцы при переводе на китайский язык говорят, что таоли означает «заяц» 9, а хуа — «стрелять» 10.

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ БУДДЫ 11

Восьмого числа четвертой луны в столицах, округах, во всех областях и уездах вырезают из дерева изображения принца Сиддхарта, поднимают на городские стены и носят их. Буддийские монахи и монашки, даосы и простой народ гуляют по стенам, весь день проводя в увеселениях.

ПРАЗДНИК НАЧАЛА ЛЕТА

В полдень пятого числа пятой луны собирают листья полыни, смешивают их с шелковой ватой и подбивают [ими] одежды. Семь таких одежд надевает глава государства. Каждому киданьскому и китайскому чиновнику жалуется по три одежды, подбитые полынью. Глава государства и чиновники пируют. Повара-бохайцы подносят им печенье из полыни, которое они макают в суп из ревеня. На севере этот праздник называется май сайли 12.

Кроме того, из разноцветных шелковых нитей плетут шнуры, называемые шнурами взаимной радости, и обматывают их вокруг рук. Женщины подносят «нити долголетия», сложенные в виде человеческих фигур, которые носят при себе.

ПРАЗДНИК ЧАО-ЦЗЕ

. В день летнего солнцестояния женщины подносят веера и мешочки с белилами и косметикой.

ТРИ ЛЕТНИЕ ДЕКАДЫ 13

Восемнадцатого числа шестой луны принадлежащие к знатной фамилии Елюй приглашают к себе принадлежащих к фамилии Сяо. Этот день также назывался сяли по 14.

ПРАЗДНИК ПЯТНАДЦАТОГО ЧИСЛА СЕДЬМОЙ ЛУНЫ

Ночью тринадцатого числа седьмой луны глава государства покидает походный дворец и ставит в тридцати ли к западу от него юрту, в которой ночует. В этом месте заранее готовятся вино и пища.

Четырнадцатого числа под звуки варварской музыки, исполняемой сопровождающими главу государства войсками и шаманами, начинается пир. С наступлением вечера глава государства возвращается в походный дворец. Это называется «встречать праздник».

Пятнадцатого числа исполняется китайская музыка и устраивается большой пир.

Утром шестнадцатого числа глава государства опять выезжает на запад и приказывает сопровождающим его войскам громко крикнуть три раза. Это называется «провожать праздник».

Описанный праздник носит название сайли шэ. Китайцы при переводе на китайский язык говорят, что сайли означает «месяц», а шэ —«хороший», т. е. «хороший месяц».

ПРАЗДНИК СЕРЕДИНЫ ОСЕНИ

Восьмого числа восьмой луны глава государства убивает белую собаку в семи шагах от юрты, в которой спит, и зарывает ее голову в землю так, чтобы морда торчала наружу. Через семь дней юрта для сна переносится на место, где была закопана голова собаки.

На севере называют этот праздник даньхэ ни. Китайцы при переводе на китайский язык говорят, что даньхэ означает «собака», а ни — «голова» 15.

ПРАЗДНИК ДЕВЯТОГО ЧИСЛА ДЕВЯТОЙ ЛУНЫ

В девятый день девятой луны глава государства составляет группы для участия в состязаниях по охоте на тигров. Группа, добывшая меньшее количество тигров, устраивает в девятый день девятой луны пиршество.

По окончании охоты на высоком месте ставится юрта. Император вместе с киданьскими и китайскими чиновниками поднимается туда, пьет вино, настоенное на цветах хризантемы, и ест нарезанную на куски сырую печень зайца, мешая ее с подливой из языков оленей. На севере называют этот праздник биличили 16. Китайцы при переводе на китайский язык говорят, что это означает «девятый день девятой луны».

Кроме того, из кизила давится вино, которым обрызгивают двери для отвращения несчастий. Некоторые пьют это вино, добавляя немного соли. Говорят также, что, если мужчина отберет восемнадцать, а женщина девять крупинок соли и проглотит их вместе с вином, это очень помогает в отвращении несчастий.

МАЛАЯ ВЕСНА

В десятой луне пять столиц предоставляют сделанные из бумаги одежды, латы, копья, мечи и другое вооружение по десяти тысяч штук каждого вида. Пятнадцатого числа всеэто временно складывается в кучу. Глава государства, во главе киданьских чиновников совершает возлияние вина, обратившись лицом к горе Муешань (место захоронения Тай-цзу. —Е Лун-ли). Затем все сжигается вместе с написанной киданьскими знаками бумагой для доклада духу горы Муешань. Это называется «класть в склад».

На севере называют это время дай бянь. Китайцы при переводе на китайский язык говорят, что дай означает «сжигать», а бянь — «латы» 17

ЗИМНЕЕ СОЛНЦЕСТОЯНИЕ

В день зимнего солнцестояния кидане убивают белого барана, белую лошадь и белого гуся, берут свежую кровь и смешивают ее с вином. Глава государства, обратившись лицом к северу, совершает поклонение горе Хэйшань, возлияние вина и приносит жертвы духу этой горы. Как говорят, души умерших киданей находятся в ведении духа горы Хэйшань. Кроме того, и кидане рассказывают, что все умершие находятся в ведении духа этой горы, не исключая и богатых. Гора Хэйшань у киданей подобна горе Дайцзун у китайцев, которой подведомственны души всех умерших.

Каждый год пять столиц предоставляют сделанные из бумаги фигуры людей и лошадей, свыше десяти тысяч штук каждого вида, которые сжигаются три жертвоприношениях горе. Обычаи киданей очень строги: за исключением случаев жертвоприношений, они не смеют подходить к горе Хэйшань.

ДВЕНАДЦАТАЯ ЛУНА 18

В двенадцатой луне глава государства, одетый в военные доспехи, вместе с киданьскими и китайскими чиновниками, начиная от начальников различных ведомств, также одетых в военные доспехи, является в третью часть пятой стражи во дворец и пьет вино под звуки музыки. Закончив пить, он жалует всем присутствующим в соответствии с их рангами латы, овец и лошадей. На севере этот праздник называется чаоли по. Китайцы при переводе на китайский язык говорят, что чаоли означает «война», а по — «время» 19т. е. «время войны».

НАКАЗАНИЕ ВОРОВСТВА 20

Тринадцатого числа первой луны киданям разрешается три дня заниматься воровством, однако, если стоимость украденного превышает десять связок монет, виновного согласно закону отправляют в ссылку. На севере это время называется хули по. Китайцы при переводе на кита

йский язык говорят, что хули означает «воровство», а по —«время».

ВЫСТУПЛЕНИЕ В ПОХОД

Кидане, выступая в поход, не выбирают счастливого дня, а смешивают полынь с конским навозом и жгут полученную смесь на кости ключицы белого барана. Если кость от жары трескается, они выступают в поход, а если не трескается — не выступают.

ДЕНЬ ПОД ЦИКЛИЧЕСКИМ ЗНАКОМ У

Кидане, выступая в поход, каждый раз отправляются в путь в день под циклическим знаком у. Если в этот день нет войны, они тем не менее всегда выстраиваются рядами лицом к западу и громко кричат семь раз. Кидане говорят, что день под циклическим знаком у является днем великого князя Северной династии.

ВИХРЬ 21

Когда кидане встречаются с вихрем, они закрывают глаза и делают по воздуху сорок девять ударов плетью, говоря при этом семь раз «куньбула».

ШЭЛИ

Богатые и знатные кидане, желающие обматывать голову платком, платят десять голов быков и верблюдов и сто лошадей, после чего им дается киданьское звание шэли.

ПОКЛОНЫ НА КОЛЕНЯХ

Мужчины и женщины совершают поклоны одинаково. Они становятся одной ногой на колено, другую ставят на землю и совершают движение рукой три раза. На их языке «стать на колени» называется негуди.

ЧАНБОШАНЬ

Гора Чанбошань отстоит более чем на тысячу ли к юго-востоку от горы Лэншань, и на ней живет бодисатва Гуаньинь в белых одеждах. Птицы и звери на горе все белые, и люди не смеют посещать ее, опасаясь осквернить гору или погибнуть от укуса зм.ей. В этих горах берет начало река Хэйшуй. В прошлом ее называли Сумохэ, но император Тай-цзун, разбив Позднюю династию Цзинь, дал реке новое название — Хуньтунцзян.

Живущие вокруг горы долбят стволы деревьев и делают лодки длиной почти в восемь чи, напоминающие по форме челнок ткацкого станка, поэтому их называют «челночными лодками». На такой лодке устанавливается одно весло, и она предназначена только для ловли рыбы. Когда нужно переправить телеги, то употребляют квадратные лодки или три лодки, соединенные вместе.

БОЛОТНЫЙ ТРОСТНИК

В Силоу есть тростник, густо растущий около воды. Его листья, похожие на листья ивы, длиной менее одного чжана. Используется для изготовления стрел, которые отличаются прочностью и прямизной. Это тот же тростник, который Цзо Цю-мин называет тростником с озера Дунцзэ 22.

УЙГУРСКИЕ БОБЫ

Уйгурские бобы высотой более двух чи. Ствол прямой, покрыт листьями, не имеет побочных ветвей. Стручки длиной в два цуня. В каждом стручке всего две горошины. На одном стволе не более шести-семи стручков. Цвет горошин желтый, вкус напоминает пшено.

РАКИ

Бохайские раки красного цвета, величиной с чашку. Клешни большие и толстые. Мясо такое же нежное, как и в клешнях китайских крабов.

(пер. В. С. Таскина)

Текст воспроизведен по изданию: Е Лун-ли. История государства киданей. М. Наука. 1979

© текст - Таскин В. С. 1979

© сетевая версия - Тhietmar. 2001

© дизайн - Войтехович А. 2001

© Наука. 1979

http://vostlit.narod.ru/Texts/rus/Zidan/z27.htm

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Согласно "Истории Казани", в 1311 году

Согласно "Тайная история монголов",монголы называли джурдженев, маньчжуров тоже "кытай".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

i-39.jpg

старик рода Кытай - каракалпак, Чимбайский р/н, Каракалпакстан 20 годы ХХ в.

i-38.jpg

каракалпак из племени мангыт, Кегейлинский р/н, Каракалпакстан 20 годы ХХ в.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

i-39.jpg

старик рода Кытай - каракалпак, Чимбайский р/н, Каракалпакстан 20 годы ХХ в.

Похож на казахов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ни один монгол не отличит каракалпака от казаха. Ни по внешности ни по языку.

Не только монголы, представители других этнос, например узбеки тоже не отличит казаха от каракалпака :).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не только монголы, представители других этнос, например узбеки тоже не отличит казаха от каракалпака :).

Я слегка отличаю казаха от каракалпака по внешности. :lol:

У каракалпаков одежда похож на туркменов и узбеков судя по фоткам.

А у казахов одежда типа татаров что ли...

А по говору оочень похожи когда слушаю видео клипы.

Дайте мне какой нибудь два коротких клипа и подробно изложу что у них похожи а что различаются в произношении и в словарных составах.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я слегка отличаю казаха от каракалпака по внешности. :lol:

У каракалпаков одежда похож на туркменов и узбеков судя по фоткам.

А у казахов одежда типа татаров что ли...

А по говору оочень похожи когда слушаю видео клипы.

Дайте мне какой нибудь два коротких клипа и подробно изложу что у них похожи а что различаются в произношении и в словарных составах.

Здесь интервью с артистами. Разговорный каракалпакский язык.

http://www.youtube.com/watch_popup?v=M07gnv0_yhI&vq=medium

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не только монголы, представители других этнос, например узбеки тоже не отличит казаха от каракалпака :).

Судя по последнему видео чуть европеоиднее, а их разговорный мне (да и любому узбеку) абсолютно понятен

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Судя по последнему видео чуть европеоиднее, а их разговорный мне (да и любому узбеку) абсолютно понятен

Наоборот, чуть монголоидным оттенком. А вот Максет, тоже молодой певец, чуть европеоидный. Такие монголо-европеоидные лица у каракалпаков преобладают. У всех вытянутые и худощавые лица. Я сейчас в другой Республике и по таким лицам сразу распознаю каракалпаков. Ни разу не ошибался. А в Нукусе все перемешаны, поэтому сразу различить кто есть кто трудно.

http://www.youtube.com/watch_popup?v=rNBotR8phqE&vq=small

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это точно не мангыты. В книге М. Ахметзянова "Судьба Ногайской Орды", со ссылкой на шежере Габдулла хана (Кара бека) мингцы и мангыты идут отдельно.

Факты прибытия населения из Причерноморья и Крыма отразились особенно в легендах шеджере Габдуллы-хана (Кара-бека).

Согласно сведениям этого источника, Орда во главе с Кара-беком вышла из Турок (Крыма), перекочевала на р. Сакмар, далее на Белую, Каму, овладела Булгаром. Во времена Тимерлана Габдулла-хан был убит, его сыновья перебрались из Булгара в район Казанки, основали г. Казань, и затем их подданные овладели землями по реке Вятка (Нукрат).

Орда Габдуллы-хана состояла из татарских племен мингцев, мангытов, гиреев, киреетов, буркутов, табынцов, барынов, туркменцев, каракалпаков, выходцев из Мангупа и др.

Я тоже так считаю.Но казахстанские ученые так не считают! :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Прочитав дискусію, мені дуже цікаво, що назви китай, кипчак, печеніг, ногай взаємно тут повязані...

Кидане в составе кипчаков(половцев): В сборнике русских народных сказок А.Н.Афанасьева богатырь Полкан воюет против «русского богатыря Ивана», защищающего… КИТАЙСКОЕцарство и женатого на КИТАЙСКОЙ принцессе… Это было бы удивительно, если незнать, что само название КИТАЙ появилось в русском языке, можно сказать, поошибке – по названию тюркского племени КИДАНЬ (китай, ктай, вариант –карахитой, карактай), кочевые маршруты которого растягивались от границ Южной Руси до монгольских степей и рубежей современного Китая. Вот эти самые КИДАНИ и были (частично) предками печенегов и половцев, пришедших на Русскую землю никак ни позже 9-10 веков н.э. И уже древним русским летописям хорошо были известны тюркские (половецкий и печенежский) ханы Китан-опа и Котян. Формант «опа»(оба), широко распространенный в именах тюркских вождей родственен современному татарскому «абый» (аба), киргизскому «аба» и означает «старший из старших братьев», «почтительное обращение к старшему мужчине в роду», «предводитель рода», «патриарх» и т.п. Т.е. имя-патроним Китан-опа, грубо говоря, означает«вождь киданей» (или – «китаев»). Отсюда и «царь (хан) Китайский» и «Китайское царство» на границах Руси (в народных сказках). Ну, а уж то, что русские богатыри и князья часто женились на половецких и печенежских «принцессах»(дочерях ханов), это даже усердным школьникам известно. Так что ничего волшебного, странного и таинственного в том, что русский богатырь Иван женился на «китайской принцессе», как видим, нет…

Від одної далекої родини дізнався, що в селі Борів (зараз є частиною містечка Меджилабірці у Словаччині) є представники певної родини, яких прозивають Кытай, тобто це не є офіційне призвіще, але таке собі "неофіційне призвіще", коли в селі є більше носіїв одного офіційного призвіща, то їх розрізняють за доромого того другого призвіща. Мій співбесідник мене поінформував, що ця родина до сих пір має косі очі і нібито прийшла аж з Китаю. Я знаю, що потомки китайців там не живуть, а трапляються  потомки половців, монголів, сікулів, може і печенігів, яких угорські королі давали сторожити кордон з Польським королівством. В сусідніх селах є наприклад Коман, Кімак, Бега (Bega), Джупин, Шішміш, Ордош, Байцура, Секела (від угорського Szekely, по угорськи вимовляється Секей, або Шекей, тобто туркське племя сікулів, яке прикочувало в Угорщину разом угорцями, тобто мадярами). Якраз з Меджилабірців ведуть дві дороги до Польщі, а Борів на одній з них.

 

У датабазі словацьких призіщ існує- Кытай, тобто його точна транскрипція Kytaj зафіксована в селі Жашков, slov. Žaškov: http://sk.wikipedia.org/wiki/%C5%BDa%C5%A1kov, на шляху Мартин- Долний Кубин а потім далі до Польщі. Знаю напевно, що в околиці недалекого Ружомберка slov.  Ružomberok http://sk.wikipedia.org/wiki/Ru%C5%BEomberok були колись давно поселені печеніги (а може і половці) щоб охороняли торговельні шляхи, напр. село Бешеньова slov. Bešeňová http://sk.wikipedia.org/wiki/Be%C5%A1e%C5%88ov%C3%A1, від угорського Besenyő, тобто печеніг, давйте подивитись на прізвища в цьому селі, чи насправді там можуть проживати потомки печенігів або половців http://www.cisarik.com/0_Besenova_Ruzomberok_ZI_Lipto_Liptov.html Прошу звернути увагу на прізвища Чабай, Чома, Чомор, Кубалак, Куряк (Курак точно татарське), Кубань (може ріка чи край, або Ку-ба-та-н темник хана Ногая), Пупак, Пепуга або Пепуха?, вони так трохи звучать на Ваш лад, але я поки що незясував, що означають, може хтось мені тут допоможе...

 

давйте ще Žaškov: http://www.cisarik.com/0_Zaskov_Dolny_Kubin_ZI_Arva_Orava.html. Прошу звернути увагу на Bugan!, Kytas/Kytas, Užek/Uzek, Ulek, Žúbor/Zubor, Barus/Baruš, Duraj, Kapiczak, Keves/Keveš, Majda, Turacko/Turačko, Turcina/Turčina, Ondri-ga, Palu-ga, Pavu-ga, що означає в кінці оте -ga?

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

maybe.kypshak — на этом форуме принято общаться на русском языке, тем более, что найдется немного людей которые понимают украинский язык. Поэтому просьба писать здесь по русски и/или давать перевод.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

maybe.kypshak — на этом форуме принято общаться на русском языке, тем более, что найдется немного людей которые понимают украинский язык. Поэтому просьба писать здесь по русски и/или давать перевод.

Шановний Руст, оскільки я мав то щастя, що не народився в Союзі, мене ніхто не змушував вивчати російську мову. Знаю або розумію не одну мову краще, гадав, якщо я розумію Вас без вивчення мови, той мене тут зрозуміють. Шкода, знаю не один населений пункт в Словаччині, Польщі і Україні, де проживають потомки половців або інших степових народів, многі з них не є опрацьовані істориками а десятки призвіщ в словянських мовах нічого не означають бо мають однозначно тюркський характер іпоки що в Словаччині на це ніхто не звернув увагу. Я сподівався, мені тут хтось допоможе з поясненням (і навпаки, хтось може колись з Вашого боку шукатиме сліди половців там де вони є і їх ще ніхто не шукав) а тут складається таке непорозуміння, дискримінація. Якщо справа вже така важна, що форма важливіша як обсяг, приймаю серйозно зауваження і більше писати тут не буду, спокійно можете стерти мої примітки і ліквідувати профіль/обліковий запис. Надіюсь, появиться колись нове покоління без таких мовних зауважень і потім обмін інформаціями буде трохи інший. У чесько-словацьких стосунках таке зауваження було б неприпустиме. Удачи Вам, любви і терпения :ozbek:

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 12-13 веках особой связи, по всей видимости, между кытаями и кыпчаками не было. Эта связь появилась намного позже и только в западном Узбекистане, в смысле в современном западном Узбекистане. У кыргызов например связи между племенами кытай и кыпчак нет.

Прочитав дискусію, мені дуже цікаво, що назви китай, кипчак, печеніг, ногай взаємно тут повязані...

Кидане в составе кипчаков(половцев): В сборнике русских народных сказок А.Н.Афанасьева богатырь Полкан воюет против «русского богатыря Ивана», защищающего… КИТАЙСКОЕцарство и женатого на КИТАЙСКОЙ принцессе… Это было бы удивительно, если незнать, что само название КИТАЙ появилось в русском языке, можно сказать, поошибке – по названию тюркского племени КИДАНЬ (китай, ктай, вариант –карахитой, карактай), кочевые маршруты которого растягивались от границ Южной Руси до монгольских степей и рубежей современного Китая. Вот эти самые КИДАНИ и были (частично) предками печенегов и половцев, пришедших на Русскую землю никак ни позже 9-10 веков н.э. И уже древним русским летописям хорошо были известны тюркские (половецкий и печенежский) ханы Китан-опа и Котян. Формант «опа»(оба), широко распространенный в именах тюркских вождей родственен современному татарскому «абый» (аба), киргизскому «аба» и означает «старший из старших братьев», «почтительное обращение к старшему мужчине в роду», «предводитель рода», «патриарх» и т.п. Т.е. имя-патроним Китан-опа, грубо говоря, означает«вождь киданей» (или – «китаев»). Отсюда и «царь (хан) Китайский» и «Китайское царство» на границах Руси (в народных сказках). Ну, а уж то, что русские богатыри и князья часто женились на половецких и печенежских «принцессах»(дочерях ханов), это даже усердным школьникам известно. Так что ничего волшебного, странного и таинственного в том, что русский богатырь Иван женился на «китайской принцессе», как видим, нет…

Від одної далекої родини дізнався, що в селі Борів (зараз є частиною містечка Меджилабірці у Словаччині) є представники певної родини, яких прозивають Кытай,
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...