Jump to content



Guest sanj

Вопросы монголам

Recommended Posts

Guest Василий
da vozmozhno i tyurki i mongoli byli v sostave hunnov no osnovnaya massa bila mongolami. ya v proshlom goduu nemnojko issledoval o "shanyuyev"em rode. yesli vas interesuyet ya postavlyu svoi doklad kotoryi obsujdalsya na nauchnom konferecii MGU. sut' yego zaklyuchayetsya v tom chto horintsy buryati yavlyayutsya potomkami hunnskih shanyuyev(khaanov) yesli interesno otozvites'

Да после этого, хоринские буряты думаю вообще загордятся. И так они

своих предков связывают с курыканами и курумчинцами, что далеко не

одно и то же, с тибетскими хоро - сяньби, выводят предков царства Кори (Корея) от хори и т.д. А тут еще хуннские шаньюи. Ну этот вопрос, вообще-то в компетенции Игоря.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Guest сонгоол нацагдорж

Moya gipoteza zaklyuchayetsya v tom chto upomyanutyi v “hou han’ shu” shanyuyev rod “syuilyan’ti” сюйляньти и” люаньди” v “tsyan’ han’ shu” yavlyayutsya iskajennoye mongol’skoe slovo horidai po drevnemoingolski qoridai ya osnovolsya na rabotah karlgrena I starostina dokazatel’stvom moyei gipotezi yavlyayetsya rod helyan’ bobo kotoryi v 407 godu na beregu huanhe hunnskoye gosudarstvo Sya osnoval etot helyan bobo je byl potomkom hunnskih shanyuyev a imenno synom lyu veichenya . izvestno chto potomki moduna nahodyas’ v kitaiskom slujbe prinyali familiyu lyu osnovyvayas’ na tom chto nekogda ih velikii predok modun jenilsya na kitaiskoi tsarevne iz doma lyu imperii han’ . a protivnik vsei kitaishinoi bobo otkazalya ot etoi kitaiskoi familii I vosstanovil tak skajem svoyu staruyu familiyu. To chto helyan to je samoye chto I hori vidno daje bezorujnym glazam v sovremenno kitaiskom transkribcii na latyne ona vyglyadit kak “holiang” prodoljenii sleduyet :D

Share this post


Link to post
Share on other sites
Guest Василий

Согласен, от хелянь происходит керяд. Это наз-ся панхоризм. Только

вот интересно, как они потом в Тибет или в Корею попали? Вот что,

нам интересно. :lol:

Share this post


Link to post
Share on other sites
Guest sanj

у нас тут женский мировой турнир по шахматам начался, везде пишут, что должна была быть в батуми, но из-за трений между грузией и аджарией, было предложено провести ее в рф, в элисте. при этом как ни странно сохранились спонсоры, которые перечислили 700 000 $. из них 500 000 призовой фонд, а остальные 200 000 - на организацию.

мне кажется кто то к этим организаторским сильно приложит руку. если уже не приложил.

потом непонятно какая радость аджарцам спонсировать соревнования, которые проходят не у них

Share this post


Link to post
Share on other sites

Охрана природы как объект обычного права Монголии

У монголов издревле сохранилась традиция любви и почитания матери природы, растительности и животных, родной земли и почвы. Обычай не трогать землю и воду связан с обычаем почитать небо и землю, солнце и луну, к тому же и с тем, что рост национального богатства, поголовье и стада скота зависели от природных и климатических условий65.

До появления закона «Их Засаг» отношения монголов с природой и средой были тесно связаны с цивилизацией кочевников, что было главным признаком государственной и общественной жизни, о чём немало написано в традиционных и новых документах истории. Некоторые положения закона «Их Засаг» - это примеры законного утверждения норм и традиций владения землей, истоки которых восходят к периоду Модун Шаньюй, основания государства Хунну (209 г. до н.э.). В них указывалось, что «земля - это основа государства», «не отдавай свои земли, если даже бог попросит66. Подчеркивалось, что важно очень любить и защищать даже частичку дикой земли, на которой не живут люди.

Профессор Т.Сэнгэдорж отмечает, что в законе Чингисхана «Их Засаг» встречаются слова «плодородный мир»67, которые привлекают особое внимание, как и то, что в ХII-м веке Ванхан Хэрэйд аймака создал заповедники на горе Богд, а также на горе Хэн, которые на протяжении 800 лет до сих пор остаются заповедными местами в Улаанбаатаре. Теперь эти заповедники знамениты на весь мир.

Исторические документы подтверждают, что еще до закона «Их Засаг» монголы хранили и почитали окружающую среду, и в первый раз эти традиции были отражены в письменном источнике закона «Их Засаг». Например, китайский учёный Сайшиял в 34-том фрагменте своего варианта «Их Засаг» писал: «Так как монгольское государство главное внимание уделяло кочевому скотоводству, то особо бережно относились к пастбищам, и существовал особый закон «О пастбищах». Тех, кто портил пастбища, тяжело наказывали. «Тех, кто после появления травы просверлит землю или сожжет пастбище, тех следует убить»68.

Как справедливо отмечает Намсрайн Ням-Осор, хотя это указание и кажется жестоким, оно свидетельствует о непреклонном желании оставить последующим поколениям неизменный мир. Разработка закона «Их Засаг» неотделимо связана с именем великого сутяги (судьи), татара Шихи Хутаг (1180 -1262гг.). В последующем названный закон был обогащен устными указами и завещаниями Чингисхана. Так, Чингисхан наказывал: «После моего ухода из жизни, при рассмотрении какого-либо дела, советуйтесь между собой, и разрешить дело следует, только на основе общего согласия и по закону. При этом преступление необходимо доказать и виновный должен осознать свою вину»69.

Поэтому по закону «Их Засаг» Чингисхана тех, кто оскверняли реку, воду в колодцах, серьёзно наказывали. В этом законе было запрещено мыться в реке. Одним из основных положений закона была любовь к земли. Существовали нормы и закон, по которым монгольские роды и аймаки имели отдельные земли и территории, и охотились на своих территориях, а если посягали на другие земли, то происходили взаимные ссоры и тяжбы.

Земли, которые Чингисхан по своему указу давал во владение князьям, не были прямой их собственностью, а подлежали выбору последующих владельцев. По указу князья имели право управлять народом этих земель, площадь территории также принимали во внимание, отчего и до сих пор аймаки имеют чёткие границы. Это означает, что в условиях кочевого быта самым важным являются территории пастбищ и стада скота, особыми являются и отношения людей скотоводческой судьбы, почитающих пастбища и стада.

В законе «Их Засаг» указано: «Как только война прекратится, хороших лошадей для войны необходимо пустить на воду и пастбища, и запрещается ездить на них и заставлять их бежать, иначе грозит наказание смертью»70.

Также тех, кто издевался над лошадьми, наказывали. Например: «Тех, кто бьёт лошадей по голове и глазам, следует убить71 (процитировано из «Сказания о делах чёрных татар»). В законе «Их Засаг», а также в летописи египетского историка Макризи72 говорится о «тех, кто моет одежду в речной воде, кто мочится в пепел и в домах». Положения этого закона передавались из поколения в поколение, как народная традиция и обычай: монгол не смешивает молоко с речной водой, если проливают на землю, то капают на лоб, чтобы разделить грязь, места с пеплом считают чертовскими, мочиться в воду непристойным делом и т. д.

Эти традиции и обычаи зародили жизненно важную связь любви к родной земле и природе, и современное значение закона «Их Засаг» состоит в том, что сохранилась девственная природа Монголии через поколения до наших дней. Нормативный характер этого традиционного мышления выявил способность к выживанию закона «Их Засаг».

Много новых идей, происходивших от закона «Их Засаг», можно увидеть в трудах первого бурятского учёного Доржи Банзарова73, учёного Внутренней Монголии Тунжины Улзий, монгольского учёного Чулууны Далай74. Например, учёный Улзий особо отметил, важность выявления очагов мышления, исходящих от древних Монголов, особенно в отношениях человека и космоса или человека и земли75. Конкретными фактами этих очагов, по его мнению, являются закон «Яса» и «Сокровенное сказание Монголов». В частности, в ст. 219 из «Сокровенного сказания Монголов» говорится, что Чингисхан выпустил указ Сорхоншару: «Селитесь на земле Мергедов (меркитов) Сэлэнгэ, осваивайтесь. От поколения к поколению, считая колчаны, наслаждайтесь пищей и соками! Не попадайте в 9 бед и потерь»76.

Это положение психологического характера, узаконивающее связь между человеком и природой. Оно сохраняет коренные понятия патриотизма и национального единства. Это свидетельство того, что наследие и завещание Чингисхана не исчезло бесследно внутри народа, так как самым главным его наследием является закон «Их Засаг».

Академик Б.Я.Владимирцов, цитируя Чингисхана по этому поводу, подчеркивал, что пока члены «Золотой Орды» непреклонно будут соблюдать неизменный и вечный закон «Их Засаг», его наказы и учение, Чингисхан верил, что его империя, поддерживаемая вечным небом будет вечно господствовать в мире и здравии77. Это подтверждают отношения человека и природы, народные обычаи и традиции, пословицы и напутствия, эпос и история. Закон «Их Засаг» узаконил и утвердил связь монгольского человека с монгольской землей, а также мы можем считать, что традиции государственности сохранились и у наследовались в новой Конституции Монголии, законах о земле и недрах земли, воздушном пространстве и т.д.

Говоря о политике наказаний закона «Их Засаг», вновь подчеркнем присущий характер уважения к природе и земле. Об этом свидетельствуют такие строгие положения как: «если возник пожар на пастбище или кто-либо побьет лошадь по голове и глазам, то следует убить виновного». Главная идея смысла наказаний по закону «Их Засаг» состоит в защите матери-земли и территорий, в предотвращении посягательств на вечные ценности, так как у человечества нет более дорогой ценности, чем Родина, среда его обитания.

Смысл таких относительно легких наказаний как штраф двумя девятками, пятью девятками и девятью девятками голов скота, а также наказание виновного плетью, заключается в том, чтобы образумить, и предотвратить преступления против природы и человеческого общества. Штраф поголовьем скота не только плата виновных, но и плата за ущерб, нанесённый природе. Другими словами, закон «Их Засаг» XIII века указывает на связь монголов с землей и кочевым скотоводством, стремится ввести, пользуясь современной терминологией, экологическое мышление.

Его тенденцией стала передача из поколения в поколение традиций кочевой цивилизации в первозданном виде, которые дошли до наших дней, обновляясь и обогащаясь, в виде особых, неповторимых традиций национальной культуры и быта. Именно поэтому мы приходим к выводу, что закон «Их Засаг» способствовал сохранению в первозданном виде в Монголии девственной природы, являющейся частичкой мировой природной среды.

Таким образом, историческая заслуга закона «Их Засаг» состоит в том, что он не только явился ядром политики государства и общества, но и стал основным методом реализации политики защиты родной земли и страны.

Нельзя не отметить как закон «Их Засаг» рассматривал и отражал тему природы, в аспектах права и исторической правды. Мы раньше упомянули, что этот вопрос занял в законе «Их Засаг» подобающее место, во-первых, в отношении земли и территорий, во-вторых, в отношении охраны хотя бы маленькой части природы, так как природа является главной собственностью человека. Многие документы подтверждают, что началом реализации этих положении был период правления Угэдэя. Угэдэй обновил 10 статей закона «Их Засаг», и его особым требованием было «разумно потреблять дары природы».

Хан Угэдэй постоянно ходил в присутственные места воинов и граждан. Однажды он встретился с продавцом ягод и на следующий день издал указ о посадке ягод и выращивании овощей. За то, что князь Темур хорошо организовал эту работу, хан наградил его и назначил начальником Каракорума78.

Угэдэй организовал рытьё колодцев и орошение пустынных земель Гоби, которые еще с древних времен периода Хунну были неосвоенными просторами, а также провел обновление местной организации и структуры, распределение воды и пастбищ. Эти новшества дали новый толчок развитию единой империи в ХIII веке.

У монголов сохранилась традиция любви и почитания матери природы, растительности и животных, родной земли и почвы. Обычай не трогать землю и воду связан с обычаем почитать небо и землю, солнце и луну. Это связано и с тем, что рост национального богатства, поголовье скота зависели от природных и климатических условий, о чем подчеркивал ученый Ч. Жугдэр79. С этим, видимо, связано положение обычного права о запрещении пить воду из рук и погружать руку в воду. Учёный США Джорж Вернадский, изучавший закон «Их Засаг» подробно осветил вопросы о порядке охоты80.

Также заслуживает внимания подробные заметки Плано Карпини81 о действии отдельных положений закона «Их Засаг»: «не убивать животных копьем, не трогать яйца птиц, охотиться за исключением периода размножения, избегать ранения животных, четко различать животных, пригодных для охоты». Из этих документов становится ясным, что в закон «Их Засаг» вошло много положений из обычного права, защищавших природу.

Эта традиция была продолжена в период правления хана Угэдэя, который и стремился правильно использовать природу столицы Каракорум. Для обеспечения условий оседлой жизни населения сажались овощи. Одного крестьянина, получившего хороший урожай моркови, наградили сотнями слитков серебра, другого человека, посадившего на окраине города несколько абрикосовых и ивовых деревьев, за каждое дерево наградили по одному слитку серебра.

Четвёртый великий хан Монголии Мункэ твердо боролся по закону с разорителями природы, и когда в мае 1258-го года сын Асуд охотясь, растоптал народные посевы, наказал его вместе с его свитой82. Есть также документы, свидетельствующие о том, что когда во время войны с государством Южного Суна один воин, нарушив указ (засаг) отобрал луковицу, посаженную крестьянином, и съел, то его наказали, зарубив насмерть83.

В.А.Рязановский в своей книге, опубликованной в Харбине, под названием: «Является ли Монгольское право правом обычным» писал, что в любой из периодов правления ханов Гуюк или Мункэ охотой занимались в соответствующее время и в силу потребности и жизненной необходимости, но в большой степени это было связано с военной подготовкой воинов. Тех, кто небрежно относился к охоте и добыче строго наказывали. Эти запрещающие положения закона «Их-Засаг» до сих пор сохранились в форме установившихся обычаев: в период размножения охотой не занимаются, не бросают тень на птичье гнездо, животных не ранят, охоту начинают не с первого встречного животного, а с самца, бесплодного, большого. Среди бурят Сэлэнгэ придерживались следующих законов: если один человек ранит животное ружьем, то второй человек обязательно должен добить раненое животное. Как разделить тушу между собой, также было четко указано в обычно-правовых нормах.

Соблюдая баланс отношений природы и человека, а также с целью защиты природы хан Угэдэй, а также государственные чиновники Елюй Чуцай, Илжигдэй, Чингай и другие рыли колодцы в пустынной Гоби, заново заселявшихся людей и скот, обеспечивали достаточным количеством воды и травы. Предвидя возможные переселения людей и животных на другие земли, строили глинобитные дома, т.е. осуществляли необходимые работы.

Как отмечал известный учёный А.Амар, «во 2-ом веке до н. э. монголы, проживавшие в аймаках вокруг горы Сумбэ, назвали свое государство по имени этой горы, ловили рыбу, употребляя в пищу, защитили кулана и дикую лошадь, издали указ о запрете вывоза из страны национального богатства-золота и стали»84. Эти положения были заимствованы позднее законом «Их Засаг».

Таким образом, Правила охоты также были узаконены. Правильное использование богатств природы было одной из древних традиций и норм. Закон «Их Засаг» утвердил правила защиты природы на государственном уровне, и также решил этот вопрос в тесной связи с военной политикой государства, что явилось большим событием в общественной жизни ХIII века.

Анализируя имеющиеся правовые источники, проведя сравнительный анализ с другими иностранными документами и законами, то можно придти к выводу, что Монголия является одним из первых государств в мире, издавшим законодательство, содержавшее защиту природы, поддерживавшее гармонию природы и человека. Значение этого закона глубоко проникло в жизнь народа и превратилось в общие национальные традиции. Во многом благодаря этому природа Монголии сохранилась в своем первозданном виде и стала знаменитой как одно из заповедных мест на земном шаре.

Закон «Их Засаг», являясь единым законом единого Монгольского государства, охватывал нормы всех отраслей, таких как администрация, военное дело, судебное дело, гражданское право, торговля и коммерция, внешние отношения. Как уже упоминалось в одном из источников Монгольской истории, «Сказании о делах чёрных татар» говорилось: «... того, кто, когда появится трава, продырявит землю и того, кто сожжёт пастбище следует убивать всей семьей»85. Пастбище - это жизненный источник кочевого скотоводства и не случайно во многих нормативных законах, отражено стремление к сохранению и защите пастбищ. Древний обычай, существовавший еще у Хунну, об разграничении пастбищ, а затем и традиция Сяньби и Кидан защищать пастбища, возводя изгороди из ивовых ветвей, имеют общие характерные моменты с этим положением закона «Их Засаг».

В период правления Угэдэй хана (1229-1241) велась работа по расширению пастбищ путем взрытия колодцев. И хотя в оставшихся фрагментах закона «Их Засаг» нет упоминания об этом, все таки это была широкомасштабная работа, выполненная на больших территориях земли.

Точнее сказать, «Их Засаг» был направлен на всемерную защиту экономики Монголии, основанной на кочевом скотоводстве. Для подтверждения этой мысли приведем ещё один пример. В 1260 году борьба сыновей Тулуя Аригбека и Хубилая за престол закончилась, в конце концов, победой Хубилая. Когда Хубилай перенес столицу Монголии на юг и начал серьёзные изменения в культурной, политической и даже в экономической жизни, внук Угэдэя Хайду, находившийся в то время в своих владениях (река Эрчис, Семиречье, Восточный Туркестан), встал против Хубилая. Борьба между ними продолжалась почти 40 лет. В разгар борьбы или в 1271-м году Хайду ван собрал в бассейне реки Чуй преемственных ванов Цагаадая и Угэдэя и созвал Великий Курултай и выдвинул решение, все подчинить в интересах и нуждах ведения кочевого скотоводства, если для этого необходимо будет, то можно разрушить свои дворцы и покои. Они определили свой главный лозунг как «Обычай кочевников - наследие наших дедов и жизнь наших детей» и все это было подтверждено и защищено «Их Засагом» Чингисхана86.

Мы считаем, что закон «Их Засаг» был законом, уважающим обычаи и нормы кочевников, принявший в учёт повседневную деятельность монголов и методы ведения скотоводства и в дальнейшем создавший фундамент для правильного развития классической кочевой цивилизации. Эти обычаи имеют истоки в первобытном периоде жизни людей, когда к окружающей природе относились с глубоким почтением. Наиважнейшей тенденцией стала передача из поколения в поколение традиций кочевой цивилизации в первозданном виде, которые дошли до наших дней, обновляясь и обогащаясь, в виде особых, неповторимых традиций национальной культуры и быта. Именно поэтому мы приходим к выводу, что закон «Их Засаг» способствовал сохранению в первозданном виде в Монголии девственной природы, являющейся частичкой мировой природы. Закреплено положение, что необходимо уважать и очищать домашний очаг, во время охоты нельзя убивать самку или её зародыш, гвоздь, забитый в землю, надо вытащить и забить в отверстие.

Политике наказаний закона «Их Засаг» присущ характер уважения природы и земли. Об этом, как было указано выше, свидетельствуют такие строгие положения как: «если возник пожар на пастбище, или кто-либо побьет лошадь по голове и глазам то, следует убить виновного», тем самым спасением мира и земли. Главная идея смысла наказаний состоит в защите матери-земли и территорий, и в предотвращении посягательств на вечные ценности, так как у человечества нет более дорогой ценности, чем Родина.

Смысл таких относительно легких наказаний как штраф двумя девятками, пятью девятками и девятью девятками голов скота, а также наказание виновного плетью, заключается в том, чтобы образумить, и предупредить впредь преступное деяние.

Также заслуживает внимания подробные заметки Плано Карпини87 о действии отдельных положений закона «Их Засаг»: «Не убивать животных копьем, не трогать яйца птиц, охотиться за исключением периода размножения, избегать ранения животных, четко различать животных, пригодных для охоты. Учёный истолковал эти положения, как источник закона «Их Засаг». Из этих документов становится ясным, что в закон «Их Засаг» вошло много положений из обычного права, защищавших природу и землю.

Закон «Их Засаг», являясь единым законом единого Монгольского государства, охватывал нормы всех отраслей, таких как администрация, военное дело, судебное дело, гражданское право, торговля и коммерция, внешние отношения. Как уже упоминалось в одном из источников Монгольской истории, «Сказании о делах чёрных татар» говорилось: «... того, кто, когда появится трава, продырявит землю и того, кто сожжёт пастбище следует убивать всей семьей»88. Пастбище - это жизненный источник кочевого скотоводства и не случайно во многих нормативных законах, отражено стремление к сохранению и защите пастбищ. Древний обычай, существовавший еще у Хунну, об разграничении пастбищ, а затем и традиция Сяньби и Кидан защищать пастбища, возводя изгороди из ивовых ветвей, имеют общие характерные моменты с этим положением закона «Их Засаг».

В период правления Угэдэй хана (1229-1241) велась работа по расширению пастбищ путем взрытия колодцев. И хотя в оставшихся фрагментах закона «Их Засаг» нет упоминания об этом, все таки это была широкомасштабная работа, выполненная на больших территориях земли. Точнее сказать, «Их Засаг» был направлен на всемерную защиту экономики Монголии, основанной на кочевом скотоводстве.

Мы считаем, что закон «Их Засаг» был законом, уважающим обычаи и нормы кочевников, принявший в учёт повседневную деятельность монголов и методы ведения скотоводства и в дальнейшем создавший фундамент для правильного развития классической кочевой цивилизации.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Лимнологический институт был организован на базе Байкальской лимнологической станции (1 октября 1928 г.). Это было первое научное учреждение Академии наук в Сибири. Постановлением Президиума АН СССР N49 от 20.01.1961 станция реорганизована в Лимнологический институт СО АН СССР

Первым директором сначала станции, а затем Института был ак. Григорий Иванович Галазий

Институт является научным учреждением, выполняющим междисциплинарные комплексные исследования озера Байкал и других водоемов Сибири. Основное научное направление деятельности Института - "Лимнология: механизмы образования, биоразнообразие, эволюция, современное состояние и прогноз развития водоемов и водотоков суши".

В рамках научного направления Институт ведет научные исследования по выяснению закономерностей функционирования экосистемы озера Байкал. Изучаются: осадки озера Байкал как непрерывная высокоразрешающая летопись палеоклиматов Восточной Сибири, механизмы вертикального водообмена и влияние гидрофизических факторов на биологические процессы, в том числе на экологию эндемичных видов; биоразнообразие эндемичной фауны и флоры; филогенетические связи внутри различных групп байкальских организмов и их взаимоотношения с внебайкальскими формами; молекулярная филогения байкальских и внебайкальских организмов; химический состав байкальских вод, донных осадков, биологических объектов; пути миграции экотоксикантов по трофическим цепям; состав аэрозолей в атмосфере над Байкалом. Особое внимание уделяется разработке и внедрению новых методов, точности используемых методов и приборов.

----------------------------------------

664033,

г. Иркутск, 33,

А/я 4199. Ул. Улан-Баторская, 3

Share this post


Link to post
Share on other sites

От Чингисхана до султана

Владимиру Путину то холодно, то жарко

Сегодня в Брунее Владимир Путин примет участие в саммите АТЭС (Организации Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества). На остров Калимантан, на котором расположен этот султанат, известный в основном запасами нефти, российский президент добирался через Улан-Батор. Перепад температур составил примерно 60оС: в столице Монголии вчера было -25, а Брунее -- совершенные тропики. Но в Москве посчитали, что пора. Поездку вряд ли можно объяснить экономическими интересами -- скорее всего Кремль руководствовался политическими соображениями: Монголия -- это голос в ООН. А Владимир Путин, кажется, всерьез намерен противодействовать давлению на ООН со стороны американцев, которое наверняка усилится в случае победы Джорджа Буша. Да и вообще в Кремле, похоже, теперь ценят любой дипломатический ресурс.

Итогом налета главы России на Улан-Батор и переговоров в официальной юрте во дворе Дома правительства стали три межправительственных соглашения локального значения, объявление о начале новой эпохи в отношениях России и Монголии (после десятилетнего спада) и документ под названием "Улан-Баторская декларация". Его народнохозяйственное содержимое, действительно, весьма декларативно: самое интересное для монголов -- перспективу прокладки газовых и нефтяных магистралей через их территорию в Китай -- руководство России оставило на усмотрение заинтересованных компаний (ЮКОСа), ограничившись заявлением, что оно -- "за", но «с учетом экономических и географических факторов». А для Монголии главный фактор -- Китай, восторга по поводу такой транзитной зависимости не испытывающий.

Зато Монголия подписалась под позицией Москвы по договору ПРО. Именно в качестве голоса в Генассамблее ООН. Если бы это не было так важно для Кремля, смысл Улан-Баторского визита Владимира Путина затуманился бы окончательно, но российский президент, вероятно, всерьез обеспокоен настроем США: вчера на пресс-конференции он вновь вернулся к инициативе сокращения ядерных сил (в понедельник Кремль обратился к новой, пока еще, кстати, не сформированной, администрации США с заявлением о готовности Москвы вести переговоры о сокращении количества ядерных боеголовок до уровня 1500 и даже ниже) и твердо заявил, что Россия «вправе рассчитывать на преемственность» по этому вопросу в США. Но других средств, кроме строгости тона, у Кремля пока немного.

Ситуация похожа на осмысленную попытку восстановить тесную координацию с бывшими сателлитами -- во всяком случае с теми, кто так и не научился самостоятельно завязывать шнурки. В данном случае попытка обречена на успех -- монголы могут обижаться на высокие, по их меркам, зарплаты российских специалистов на совместных предприятиях, но деваться им некуда -- вокруг сплошная Россия да Китай.

Великий государственный хурал (парламент) ждал выступления найона (господина, а при Чингисхане -- воина) Владимира Путина почти час: российский президент по обыкновению был слишком обстоятелен на предыдущих встречах. Депутаты ждали с индейским терпением, в помещении размером с зал сельского клуба никто не переговаривался и не ходил по рядам. Найона встретили дисциплинированной овацией стоя. Владимир Путин позвал в поход на однополярный мир. Между прочим, даже монгольские женщины способны навскидку поразить цель в пятидесяти шагах. Из лука.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Guest niki

Салам Аллейкум

Я хотел бы обратиться к братьям монголам за помощью. Хотелось бы в личке, но я понятия не имею, кто является монголом, а кто нет.

Недавно встретился с одним из лидеров вашего оппозиционного движения, кажется называется, "Гражданское движение за справедливое общество". Мне она показалась очень интеллегентной и умной женщиной. Надеюсь, что у вас не будет ничего подобного, что случилось у нас. Да и вам этого не надо, судя по всему. Не хотелось бы превращать этот форму в политическую свалку. Но в интернете не нашел ничего о Монголии.

Я записал ее имя, но я сомневаюсь в прочтении - Ичтинноров Маржаа, правильно ли я записал (адвокат, один из лидеров, кажется этого движения)?

Мне просто надо для доклада.

Ответьте пожалуйста

Share this post


Link to post
Share on other sites

ичинноров маржаагийн.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Guest niki

большое спасибо reicheOnkel

Share this post


Link to post
Share on other sites

Попалась мне на глаза статья о путешествии по сегодняшней Монголии, написанная кандидатом исторических наук из Минска, (PhD, доцент). О нем говорится, что он историк и антрополог. Пишет докторскую диссертацию об изменении идентичности в транзитивном обществе.

Белорусский историк пишет об истории Монголии.

… Следующим пунктом моей сегодняшней программы было посещение Национального музея. Он предлагал, в общем-то, небогатую коллекцию, но она целиком и полностью отражала историческое прошлое Монголии. Первые люди здесь появились сто – двести тысяч лет назад, то есть намного раньше, чем в Беларуси. Зато пользоваться железом в Монголии научились намного позже – примерно в третьем столетии до рождения Христова (в Беларуси, по крайней мере, в седьмом!) Но железо сыграло большую роль в жизни местного населения. Они начали объединяться в племенные союзы и нападать на соседний Китай.

Следует отметить, что границы в те далекие времена были несколько иными. Горно-степные районы простирались на огромном пространстве от нынешней Северной Кореи на востоке до Памира и озера Балхаш на западе. Здесь, как на сказочном острове Скандза, рождались новые народы. Они появлялись в истории словно ниоткуда, делали много шума, потом исчезали или продолжали существовать, но уже тихо и мирно. Более-менее понятно с индоевропейцами. Они пришли с Запада. В индоевропейском происхождении сильно подозревают племена динлинов и юечжей. На Запад устремлялись племена автохтонов-тюрок. Например, предки современных киргизов когда-то проживали около озера Хиргис-Нур в Западной Монголии. Такие народы Сибири, как якуты, тувинцы, тофалары, долганы и другие, тоже имеют родство с древними тюркскими племенами Монголии.

Одним из самых могущественных древних кочевых союзов Монголии были сюнну. Несмотря на то, что история сохранила о них много сведений, никто точно не знает, на каком языке говорили эти великие завоеватели Евразии. Многие исследователи полагают, что они были разноязычными. Так это или нет, сказать трудно. Лично я как-то сомневаюсь, что разноязычный конгломерат племен мог эффективно, столетие за столетием наносить тяжелые удары по богатому материальными и людскими ресурсами Китаю. Первый китайский император Цинь Ши-хуан начал строительство Великой Китайской стены – настоящего чуда, сотворенного когда-либо человечеством. Ее высокие стены расстянулись на тысячи километров, защищая пространство Поднебесной империи от вторжений из степи. Но для побед китайцам пришлось кое-что перенять у северян, как-то: конницу, штаны, длинные луки и еще много всякой дребедени. В конце концов, сюнну потерпели жестокое поражение. Часть из них оказалась в плену, была расселена в китайских провинциях и ассимилирована. Остатки откочевали в Среднюю Азию, чтобы появиться вновь уже в Европе и остаться навсегда в истории под именем гуннов.

Гунны, появившись в Восточной Европе, словно черти из табакерки, разгромили государство готов в Северном Причерноморье. Готов спасли римляне, разрешив перебраться через Дунай и поселиться в римских пределах, за что те отплатили черной неблагодарностью, впоследствии захватив сам Рим. Гунны не остановились и пошли дальше, заставляя европейские народы бежать в разные стороны. По существу, с них и началась эпоха Великого переселения. Она докатилась и до Беларуси, когда в седьмом-восьмом веках сюда пришли славянские племена. Гунны, правда, не дожили до этого момента. Римлянам удалось остановить их уже на территории Галлии. После смерти гуннского вождя Аттилы их союз распался. Может быть, потому, что на этот раз действительно стал разноязычным?

Кроме сюнну-гуннов, Монголия произвела на свет еще несколько грозных народов-завоевателей. Один из них, кидани, захватили территорию Северного Китая. Собственно от киданей и произошли названия «Китай» и «китайцы». Сами китайцы предпочитают называть себя кратко «хань». Но киданей и все прочие народы переплюнул великий полководец и кровавый степной террорист Чингисхан. Он не просто вошел в историю, он по существу подарил Монголии настоящую историю.

В нынешней Монголии имя Чингисхана превратилась в популярный бренд. Вы можете приехать в страну по приглашению туристической фирмы «Чингисхан», остановиться в Улан-Баторе в роскошном отеле «Чингисхан» и даже выпить кружку хорошего пива «Чингисхан». Тот факт, что настоящий Чингисхан был жестоким деспотом и стер с лица земли не одну деревню и не один город, современным монголам, людям очень тихим и мирным, даже нравится. Они очень гордятся своей историей и недолюбливают казахов, пытающихся перетянуть одеяло истории на себя. Конфликт этот начался недавно и очень напоминает споры литовцев и белорусов о том, чьим же государством было Великое княжество Литовское. Конфликт более заметен в Монголии, чем в Казахстане. Но его значение для монголов хорошо иллюстрирует следующий случай. Однажды Лхам посоветовала мне приехать в Монголию на юбилей Чингисхана.

«Я собираюсь отпраздновать этот юбилей в Казахстане», - ответил я.

Лхам посмотрела на меня с такой мрачной тревогой, что пришлось признаться, что это была только шутка. Ни о какой поездке в Казахстан я на самом деле даже не думал.

«Зачем же ты это сказал? – горячо воскликнула Лхам. – Решил посмеяться над Монголией?»

Чингисхан приобрел свое имя только тогда, когда стал ханом. В молодости его звали просто Темучжин. Происходил он из славного рода Борджегинов. Русский историк Лев Гумилев полагал, что его предки были индоевропейцами, так как Борджегин – значит «светловолосый» или «голубоглазый». Монголы же утверждают иное. Борджегин – значит «светлый», что может означать сияние или седину в волосах. Инсинуации с индоевропейским происхождением они напрочь отвергают.

Детство Чингисхана было трудным. Папу убили кидани. Родственники не сильно любили сироту. Однажды даже оставили вместе с матерью и братьями умирать в степи. Чтобы выжить, приходилось нарушать законы и скрываться. Было бы странно после этого узнать, что он вырос великим гуманистом или поэтом-лириком. Чингисхан вырос великим убийцей. В 1206 году курултай, межплеменной съезд кочевников, провозгласил Темучжина всенародно избранным ханом. Чингис неистово взялся за переустройство племен, сломав традиционную организацию и превратив монголов в монолитную армию. Из просто кочевников, время от времени устраивавших набеги на китайцев, а то и друг на друга, они превратились в народ, от мала до велика работавший на нужды милитаристской политики своего владыки. Даже те, кто не сидел на коне в рядах воинов, должны были денно и нощно работать «на фронт, на победу». Чтобы никто не отлынивал, мудрый хан ввел перепись населения. Чтобы, не дай бог, кто-то что-то не зажал для армии, переписывали и имущество, главным образом скот.

В 1211 году Чингисхан объявил войну северокитайским правителям. С помощью китайских инженеров он разработал план преодоления китайских укреплений и уже через два года захватил здоровенный такой кусок Великой стены. Завоевание Китая растянулось на десятилетия, но первый успех вдохновил монголов. Их армия не только не уменьшалась, но даже прирастала с обращением на «путь истинный» других кочевников. Тумены (отряды) Чингисхана вторглись в Среднюю Азию. В 1222 году монголы даже решились на небольшую военную экспедицию в Европу. Первыми их жертвами стали собратья, степняки-половцы, затем народы Крыма и, наконец, на реке Калка монгольские генералы повстречали войска русских князей. Как повстречали, так и разбили. Потом повернули обратно и спокойно добрались до Монголии, не зная и не ведая, что «плачь стоит в Русской земле великой». Чингисхан умер в 1227 году. Умирая, он завещал своим потомкам и дальше стремиться к завоеваниям. В тридцатые годы тринадцатого века монгольские воины вновь прошлись по Европе. На этот раз более основательно. Они разгромили Волжскую Булгарию, города Восточной и Южной Руси, затем напали на Западную Европу. От полного разгрома европейцев спасло известие о смерти хана Угедэя. Стоявший во главе посланных в Европу туменов внук Чингиса, Бату, повернул назад, чтобы не опоздать на курултай. Монгольские воины сражались также в Малой Азии, в Японии и на Яве.

Но мирская слава как приходит, так и уходит. В четырнадцатом веке великая империя уже представляла собой лоскутное одеяло. В 1571 году повелитель степей Алтанхан заключил мир с китайской династией Мин, принял буддизм и умер в счастье и покое. Его наследники уже не контролировали собственные тумены. Оправившийся от монгольских завоеваний Китай сам перешел в наступление. Может быть, монголы смогли бы отразить натиск китайцев, если бы не их восточные соседи-маньчжуры. В 1688 году маньчжурско-китайские войска вошли в Монголию якобы для оказания неотложной помощи против западных племен, да так и присоединили ее к своим владениям. Чтобы все выглядело пристойно, маньчжурский император даже созвал курултай и пообещал местным князькам что-то вроде пенсий. Южная часть Монголии так навсегда и осталась в составе Китая. Северная же сохраняла некоторую автономию. Именно ей и предстояло в будущем стать Монгольской республикой.

В 1911 году власть последнего маньчжурского императора пала. Китай был провозглашен республикой. Формально это означало, что Монголия стала независимой, поскольку считалась вассалом именно маньчжуров, а не китайцев. Китайцы, конечно, имели на данный счет свою, несколько иную точку зрения, но под давлением правительства России формально признали внутреннюю автономию Северной Монголии. В 1919 году, пользуясь тем, что Россию сотрясала гражданская война, они вновь ввели сюда свои войска. Небольшая армия богдыхана была разоружена и распущена. Тем не менее, белая Россия смогла вмешаться в конфликт. В Монголию вошли отряды барона фон Унгерна, прибалтийского немца, объявившего себя буддистом. Унгерн весьма успешно потеснил китайцев и чуть было не стал первым во всех смыслах белым правителем Монголии. Но ему не повезло.

Большевикам удалось сплотить вокруг себя немногочисленных монгольских коммунистов-националистов. Их лидером был Сухе-Батор. Красная Армия вошла в Монголию в 1921 году и довольно быстро разобралась с немцем-буддистом. До 1924 года страной формально управлял богдыхан. После его смерти окончательно утвердилось коммунистическое правительство. Таким образом, Монголия стала вторым в мире социалистическим государством. Было и третье – Тувинская Народная республика, маленькая горная страна между Монголией и Россией. Она была присоединена в качестве автономной области РСФСР уже во время войны. То, что Монголия не стала частью СССР, следует воспринимать как чудо, не больше, но и не меньше…

Предлагаю высказаться специалистам по Монголии.

Полностью статью можно прочитать на сайте "100 дорог" по адресу:

http://www.100dorog.ru/country/stories.asp...id_stories=4282

Share this post


Link to post
Share on other sites

Цитата:

Папу убили кидани.

Насколько известно - это были татары.

Цитата:

Первыми их жертвами стали собратья, степняки-половцы, затем народы Крыма и, наконец, на реке Калка монгольские генералы повстречали войска русских князей.

Вообще-то сначало было посольство в Киев. Повстречали звучит достаточно смешно.

Много неправильных подробностей. Как говориться: "Мелочей нет, есть подробности. Именно они отличают в сумме мастера от дилетанта".

Share this post


Link to post
Share on other sites
Guest Керим-хан

Уважаемый Воевода Владимир, я присоединяюсь к вашему мнению, но на самом деле даже и легенда о смерти Есугея от яда подмешанного татарами берёт начало в Родословии Чингис-хана. Хотя среди всех исторических источников о жизни Чингис-хана и его предках Родословие наиболее достоверное, но как мне кажется эта история придумана специально чтобы обосновать истребление учинённое Чингис-ханом после победы над татарами. Ведь тогда судмедэкспертизы не было и доказать это всё равно было невозможно

§ 67. По дороге, в Цекцерской степи - Шира-кеере, пировали Татары. Повстречавшись с ними, Есугай-Баатур решил задержаться на празднике, так как томился жаждой. Татары же, оказывается, его знали. "Это Есугай-Киян явился", - рассуждали они и вспомнили свои старые обиды и счеты. И вот, с умыслом тайно его извести отравой, они подмешали ему яду. Уезжая от них он почувствовал себя дурно, и через трое суток, добравшись домой, сильно занемог.

§ 68. Говорит тогда Есугай-Баатур: "Мне дурно. Есть тут поблизости кто-нибудь?" Ему сказали, что неподалеку находится Мунлик, сын Хонхотанского старца Чарахая. Позвав его к себе, Есугай-Баатур сказал ему: "Дитя мое, Мунлик! Ведь у меня малые ребята. Извели меня тайно Татары, когда я заехал к ним по дороге, устроив в зятья своего Темучжина. Дурно мне. Прими же ты под свое попечение всех своих: и малюток и покидаемых младших братьев, и вдову, и невестку. Дитя мое, Мунлик! Привези ты поскорей моего Темучжина!" Тут он и скончался.

:unsure:

Share this post


Link to post
Share on other sites
Guest АСМ

Чингисхан - потрясатель вселенной, величайщий завоеватель, мудрый государственный руководитель, признанный человеком тысячелетия безусловно является чистым монголом по происхождению. Все попытки казахов признать Чингисхана своим, вероятно имеют под собой желание иметь своего национального героя, так как сами казахи как народ весьма молодой.

Насчет жестокости Чингисхана хотел бы сказать, что Чингисхан был человеком своего времени, где точки зрения нашей эпохи жестокие дела в то время были вполне обычным делом. Достаточно вспомнить русских князей Владимира, Ярослава, Святополка и других которые ради воцарения на Киевском троне не щадили никого, убивали своих же братьев и т.д. Вспомнить даже княгиню Ольгу сжегшую в бане древлян. Почему же трубят везде о жестокости Чингисхана. Вспомните Ивана Грозного разорившего страну введением опричнины, устраивавшем кровавые расправы с неугодными. Чингисхан и монголы отличались необычайной веротерпимостью, спустя немного времени по всей европе запылают костры инквизиции на которых сожгут тысячи невинных людей, и в России будут гнать и казнить раскольников и старообрядцев.

Почти во всех мусульманских, китайских, русских источниках он конечно выступал как кровавый агрессор. Но те кто очернял имя великого хана забывали о том что были правители превосходящие по своей бессмысленной жестокости Чингисхана всегда стремившегося быть справедливым. Более подробно об этом можно прочитать в трудах Льва Николаевича Гумилева.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Guest Боэмунд
Достаточно вспомнить русских князей Владимира, Ярослава, Святополка и других которые ради воцарения на Киевском троне не щадили никого, убивали своих же братьев и т.д.

Я согласен с АСМ. Действительно, в то время все были жестокими, а ханы, князья и короли, то бишь, политики вдвойне были круты на расправу.

Достаточно вспомнить и Владимира Красное Солнышко. Он тот ещё был язычник. Обесчестил Рагнхильду и убил Рагнвальда. Даже после принятия христианства тяготился союзом с Византией и всячески досаждал ей.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Guest aduun

V Mongolii est' mnogo drevnyh pamyatnikov.

turky/turzia/ archeology pretenduet na nih zayavlyae shto oni yavlyaeutsa potomkami drevnih tiurok.

shto polucaetsa, mongolloidnie tiurki/yakuti, tuvinzi, kazahi, kirgizi, kazahi/ ne yavleautsa li potomkami drevhih tiurok?

ved' me mojet bit' shto drevnye tiurki byli odnovremmenno monoloidami i kavkazoidami?!

e sheo, pocemy turky, po lizu ne otlicaeutsa ot grekov?

ya slishal cital shto prostoe naselenie v Turzyi ne ponimali tiurkskii yazik kogda makedonez, Atatiurk nacal sozdat' nineshieu Turzieu.

sredi afrikanzev toje est' plemya turok. mojet oni toje....

Share this post


Link to post
Share on other sites
shto polucaetsa, mongolloidnie tiurki/yakuti, tuvinzi, kazahi, kirgizi, kazahi/ ne yavleautsa li potomkami drevhih tiurok?

Как вы пришли к такому выводу?

e sheo, pocemy turky, po lizu ne otlicaeutsa ot grekov?

На греков похожи, потому что смешались с ними. Византийская империя, слышали о такой?

Share this post


Link to post
Share on other sites
Guest Soraman

У меня вопрос к жителям Монголии. Как вы восприняли накануне официального визита российской делегации в Монголию записку ВП СССР опубликованнную в переводе на монгольский язык в одной из самых массовых газет Монголии “Оноодор” (”Сегодня”) тиражом 80.000 экземпляров. В записке говорится о варианте Русской глобализации, роли Чингисхана и Монголии в Евразии...

О визите:

С 15 по 22 августа 2005 года, впервые в практике работы ВП СССР и концептуальной группы участников проекта GlobalMatrix.ru – Русского варианта глобализации, состоялся официальный визит в Монголию, в ходе которого состоялись контакты на высшем уровне.

Прием российской делегации в Монголии был организован Международным фондом защиты прав человека, обществом Монголо-Российской дружбы при участии ряда ведущих производственных и коммерческих компаний страны, в том числе одного из ведущих холдингов Монголии «JUST GROUP».

Накануне визита ВП СССР подготовил небольшую аналитическую записку посвященную анализу с позиций КОБ исторической миссии и принципов кадровой политики Чингисхана. В российских СМИ записка не публиковалась.

В первый день пребывания нашей делегации в Монголии состоялась официальная встреча представителя ВП СССР и авторского коллектива разработчиков Концепции Общественной Безопасности под эпическим названием «Мертвая вода» Зазнобина Владимира Михайловича и представителя концептуальной группы участников проекта GlobalMatrix.ru – Русского варианта глобализации, Васильева Максима Викторовича с Президентом Монголии Энхбаяром.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ne znau. Ne slishal o etih russkih kakih libo informatsii. U nas dovolno mnogo vsyakih inostrantsev bivaet i gazet to mnogo. I lichno menya neinteresuet mnenie russkih. I tak ponyatno chto oni nesut kakyu to erundu kak vsegda.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Guest Chinggis-khaan

Polnostuiy soglasen s Novichkom! Statia belorussa odiozna kak batko Lukashenko!

Mongol nikogda ne tsepluytsia s kazahami ,oni je toje mongoli, eto vi nazivaete kazahami-vsadniki-

Ezen Chinggis khaan min eee

Mengee biden dee uldeesen!

S uvajeneiem!

Share this post


Link to post
Share on other sites
Guest Гыук

А что это за ВП СССР?

типо постоянного Президиума ВС СССР от С.Умалатовой?

Share this post


Link to post
Share on other sites
Guest Soraman
А что это за ВП СССР?

Внутренний предиктор СССР, который противостоит Глобальному Предикту.

Так как насчёт читателей КОБ в Монголии?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Интересно, а сколько этих самых "читателей КОБ" в России?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

×
×
  • Create New...