Перейти к содержанию
Hooker

Кумыс-Айраг

Рекомендуемые сообщения

7 hours ago, АксКерБорж said:

 

 Наши западные кереиты не имеют никакого отношения к средневековым кереитам. Но наши кереи, несмотря на отсутствие характерного окончания, напротив самые прямые потомки средневековых кереитов.

 

:lol:

12088299_499234166916862_342779591828353

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 часов назад, Steppe Man сказал:

mp2yibjr.jpg

 

Наверно халхаским женщинам трудно доить кобыл? Ведь они низкого роста и судя по фото приходится не видеть своих рук и вымя.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

20 часов назад, Dambjaa сказал:

DaHjb9QU8AATmyJ?format=jpg&name=small

монголы

194637-preview-image.jpg

казахи

 

Отвечу вам, Азбаяр, своим старым постом:

 

06.08.2018 в 11:40, АксКерБорж сказал:

У монголов это перебор, это неестественно, это неудобно.

Один человек все не выпьет, поэтому будут из этой чаши пить все по очереди. А пить из общей чаши не всем приятно и к тому же не гигиенично.

По мне так самый оптимальный подход в этом вопросе - это чаша с объемом, которую может одолеть за один поднос ко рту мужчина, то есть примерно 1 литровая чашка или чуть меньше, у женщин еще меньше. :)

 

В наших краях раньше вплоть до 1990-х годов пили именно из специальных больших чаш, предназначенных для кумыса ("қымыз кесе").

На фото 19 век.

Чисто, гигиенично, никто не слюнявит общую чашу. У нас только скот поят с общей чаши (корыта). 

В общей большой чаше кумыс постоянно взбивается ковшом как это и полагается делать с кумысом всегда, как это делает на фото дядя по матери Чокана Чингизовича Валиханова (нагашы), наш баянаульский богач Муса Чорманов:

dba2d88594d3.jpg

SEVERO-VOSTOK---GRUPPA-KIRGIZ-V-OKRESTNO

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Впечатление халха-монгола из поездки в аймак Баян-Өлгий, к казахам:

 «Казак айраг. Бас чанга юмаа. Хоёр аяга уугаал нойр хүрч бодогдож байна».

Мой перевод:

«Казахский айриг (кумыс) сильно крепкий, выпиваю две чашки и сразу засыпаю». :)

 Ed73874-Uc-AAUX26.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 hour ago, asan-kaygy said:

Два вопроса к форумщикам. Этот праздник традиционный, есть сведения о проведении таких праздников в прежние времена? И почему борются женщины. У нас запрет на это, даже легенда есть почему запретили.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

23 минуты назад, Boroldoi сказал:

Этот праздник традиционный, есть сведения о проведении таких праздников в прежние времена?

Никогда раньше о таком не слышал. В целом разных праздников и связанных с ними обычаев много, некоторые имеют только региональный статус. 

25 минут назад, Boroldoi сказал:

И почему борются женщины.

Борьба одна из традиционных игр всех кочевников, если праздник в каком-то смысле женский, то видимо поэтому именно они и борятся. Некоторые девушки в былые времена воспитывались наравне с мальчиками, носили мужские стрижки, учились борьбе, стрельбе из лука, охоте и выполняли "мужскую работу". Их звали еркекшора. Не знаю с чем это связано, скорее всего, когда не было сыновей или их было мало. Иногда девочкам давали имена вроде Улболсын (пусть будет сын).

В качестве примера. У девочки айдар и чуб, она одета под мальчика.

e7205eb490c5801dd0470f66080a0102.jpg

Если переводить на современность - это обычные "пацанки" которых воспитывает отец. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

14 часов назад, Boroldoi сказал:

Два вопроса к форумщикам. 

1) Этот праздник традиционный, есть сведения о проведении таких праздников в прежние времена? 

2) И почему борются женщины. У нас запрет на это, даже легенда есть почему запретили.

 

1) Этот праздник был и есть не везде по казахским регионам. Потому что во всех регионах разные климатические условия, это самое главное в традициях, обычаях и нравах. Например, если в южных областях давно лето, то у нас до сих пор сугробы снега, лед и пронизывающий ветер с морозем. Поэтому если где-то праздновали Наурыз как начало весны в марте, то у нас праздновали Кымыз мурындык как начало весны в мае-июне.

2) Про борьбу женщин имхо, либо фейк и новодел от какого-нибудь "краеведа", либо какая-то местная традиция, не знакомая в других регионах и у нас в том числе. Насколько мне известно, этнографические материалы про казахов Степного края (северные и северо-восточные области) никакой женской борьбы не упоминают. Впервые слышу про такое. Не то чтоб заниматься борьбой, у нас женщины даже не танцевали, сто раз обсуждали эти вопросы.

 

13 часов назад, Qairly сказал:

если праздник в каком-то смысле женский, то видимо поэтому именно они и борятся.  

 

Кымыз мурындык совершенно не женский праздник.

В прошлом у казахов не было женских или мужских праздников, типа 8 марта или 23 февраля. :D

 

13 часов назад, Qairly сказал:

В качестве примера. У девочки айдар и чуб, она одета под мальчика.

 

Это фото С.М. Дудина из нашего Павлодарского уезда, 1899 год.

Уже комментировал в прошлом это фото в теме "Быт и жизнь казахов Северо-Восточного Казахстана по фотографиям Багаева, дудина и других".

Я почему-то сомневаюсь, что на фото девочка, даже если в ухе сережка.

Факты ошибочных подписей к историческим фотографиям, в том числе в фондах МАЭ РАН, я приводил, их не мало.

Кроме этого исхожу также прежде всего из наших казахских традиций.

Девочкам казахи оселедец (айдар) и чуб (кекiл) не оставляли, это мальчиковые прически.

Фотопримеры из той же коллекции Кунсткамеры.

Правильные подписи к фотографиям, на которых девочки с девочковыми прическами, с косичками и без:

b06a83513820758ef77100e352ffc9ae-full.jp

image.jpg

d99bb0fed6b001ffa451f642b7edefb3-full.jp

00.jpg

А это, по моему мнению, фотографии с ошибочными подписями, на которых мальчики с мальчиковыми прическами, с чубами и оселедцами (видно даже по чертам лица, что это мальчики):

 fd35f4fa4de6c14f58d0b5f4c60bf4c6-full.jp

1.jpg

6a1203bf5633e024c586c4167be75cd0-full.jp

2.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

15 часов назад, asan-kaygy сказал:

 

Непонятное для меня из статьи:

"Катын күрес" (соревнования замужних женщин по борьбе) - интересен сам факт существования женской борьбы...

"Мешкейлер жарысы" (соревнования по поеданию конины) - интересен термин "мешкей" (обжора)...

"Кымыз пісіру" (приготовление кумыса) - интересен термин "пісіру" (заквашивать кумыс)...

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 часов назад, АксКерБорж сказал:

А это, по моему мнению, фотографии с ошибочными подписями, на которых мальчики с мальчиковыми прическами, с чубами и оселедцами (видно даже по чертам лица, что это мальчики

Я же подписал, что это скорее всего Еркек Шора. Хотя и самому кажется, что это просто долгожданный и единственный сынок. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 hours ago, АксКерБорж said:

 

1) Этот праздник был и есть не везде по казахским регионам. Потому что во всех регионах разные климатические условия, это самое главное в традициях, обычаях и нравах. Например, если в южных областях давно лето, то у нас до сих пор сугробы снега, лед и пронизывающий ветер с морозем. Поэтому если где-то праздновали Наурыз как начало весны в марте, то у нас праздновали Кымыз мурындык как начало весны в мае-июне.

2) Про борьбу женщин имхо, либо фейк и новодел от какого-нибудь "краеведа", либо какая-то местная традиция, не знакомая в других регионах и у нас в том числе. Насколько мне известно, этнографические материалы про казахов Степного края (северные и северо-восточные области) никакой женской борьбы не упоминают. Впервые слышу про такое. Не то чтоб заниматься борьбой, у нас женщины даже не танцевали, сто раз обсуждали эти вопросы.

 

 

Кымыз мурындык совершенно не женский праздник.

В прошлом у казахов не было женских или мужских праздников, типа 8 марта или 23 февраля. :D

 

 

Это фото С.М. Дудина из нашего Павлодарского уезда, 1899 год.

Уже комментировал в прошлом это фото в теме "Быт и жизнь казахов Северо-Восточного Казахстана по фотографиям Багаева, дудина и других".

Я почему-то сомневаюсь, что на фото девочка, даже если в ухе сережка.

Факты ошибочных подписей к историческим фотографиям, в том числе в фондах МАЭ РАН, я приводил, их не мало.

Кроме этого исхожу также прежде всего из наших казахских традиций.

Девочкам казахи оселедец (айдар) и чуб (кекiл) не оставляли, это мальчиковые прически.

Фотопримеры из той же коллекции Кунсткамеры.

Правильные подписи к фотографиям, на которых девочки с девочковыми прическами, с косичками и без:

b06a83513820758ef77100e352ffc9ae-full.jp

image.jpg

d99bb0fed6b001ffa451f642b7edefb3-full.jp

00.jpg

А это, по моему мнению, фотографии с ошибочными подписями, на которых мальчики с мальчиковыми прическами, с чубами и оселедцами (видно даже по чертам лица, что это мальчики):

 fd35f4fa4de6c14f58d0b5f4c60bf4c6-full.jp

1.jpg

6a1203bf5633e024c586c4167be75cd0-full.jp

2.jpg

1) В каких местах, когда в первые, с каких пор праздноавли сведения есть какие, которые можно прочитать.

2) Согласен тут, врядли девочка. Вот видите не всем комментариям к  фото можно доверяться 100%.

О серьгах в ушах мальчиков не знаю, а у мужчин была такая традиция. Говорят если человек единственный сын. У западных монголов был такое, стихи есть на монгольском об этом.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

30.03.2021 в 18:37, Qairly сказал:

Я же подписал, что это скорее всего Еркек Шора. Хотя и самому кажется, что это просто долгожданный и единственный сынок. 

 

Мне интересен термин "еркекшора", первый раз услышал его, онлайн словарь дает ему объяснение "мужеподобный".

У нас на мальчиков с девичьими повадками говорят "қызтеке", а на девочек с мальчиковыми выходками не слышал специального термина.

 

30.03.2021 в 22:22, Boroldoi сказал:

1) В каких местах, когда в первые, с каких пор праздноавли сведения есть какие, которые можно прочитать.

2) Согласен тут, врядли девочка. Вот видите не всем комментариям к  фото можно доверяться 100%.

3) О серьгах в ушах мальчиков не знаю, а у мужчин была такая традиция. Говорят если человек единственный сын. У западных монголов был такое, стихи есть на монгольском об этом.

 

1) Надо искать в этнографических трудах, для этого нужно время.

2) К революции 1917 года и конфискации богатых костюмов у зажиточных халха-монголов верить можно, проверено, мин нет. ;)

3) У казахов тоже долгожданному мальчику одевали серьгу на одно ухо в качестве сглаза от злых духов, типа обмануть их, что это девочка )), знатоки пишут, что такие мальчики носили ее до 5 лет, потом она снималась.

На фото вверху по ходу такой ерке балашке (баловень). :)

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 минут назад, АксКерБорж сказал:

Мне интересен термин "еркекшора", первый раз услышал его, онлайн словарь дает ему объяснение "мужеподобный".

Правильный смысловой перевод на русский, пацанка. Можно периодически встретить в казахской литературе. Калкаман Мамыр, например. 

12 минут назад, АксКерБорж сказал:

знатоки пишут, что такие мальчики носили ее до 5 лет, потом она снималась.

Некоторые дольше, но обычно, как и косы, до обрезания. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 минут назад, Qairly сказал:

Некоторые дольше, но обычно, как и косы, до обрезания. 

 

Обрезания чего, косички или причиндалов? -_-

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

КНР.

АРВМ.

Продукция монголов Китая.

Молочные гранулы:

image.jpg

Айриг (кумыс):

image.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Монголия.

Баян-Өлгий.

Музей.

Піспек - мутовка для взбалтывания кумыса (по-монгольски - бүлүүр, по-кыргызски - бишкек).

image.jpg

Такая же мутовка (піспек) из Павлодарского уезда.

1899 год.

KUMYS---S.M-DUDIN---1899-G.---MAE-RAN---

Нижняя и верхняя часть мутовки отдельно:

1899.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...