Перейти к содержанию
eleri

Легенда о вечноскитающемся старом охотнике

Рекомендуемые сообщения

Хотел спросить есть ли у других народов такой сюжет.

Есть у киргизов песня Карагул ботом. В детстве я даже плакал когда ее впервые услышал, тем более поют ее как плач. Примерный смысл

У старика охотника по разным причинам умерли все кроме его внука 6 лет. Сам он уже тоже еле охотился, глаза не те, сноровка. Они часто голодали. Однажды возвращался старик с охоты, как всегда ни с чем. Видит прямо около юрты бегает козленок. Он благодарит небо за этот подарок. Стреляет. Подходит, - оказалось - это его единственный внук, надел шкуру козленка и играл около юрты. От горя старика-охотника посидели даже горы. С тех пор он бродит по горам и поет эту грустную песню

Я в детстве был вообще в шоке, меня эта песня сильно впечатлила. Однако непонятен смысл - где тут добрым молодцам урок?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А где добрым молодцам урок в, скажем, "Колобке"? Песня или сказка не обязательно должна быть дидактического характера, она должна очищать души слушающих, и судя по вашей реакции, задача была выполнена.

Кроме того, непреднамеренное убийство человека, одевшегося в шкуру козленка (антилопы и т. д.), - очень древний сюжет, встречается в сказаниях разных народов (например, в Махабхарате). Суть произошедшего и морально-этические выводы, сделанные современниками событий, мы уже вряд ли поймем из-за культурной специфики их жизни. Остается хранить то что дошло до нас.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да вообще-то. Наверное с детства (мне тоже было до 6 точно) осталась обида, за то что так бессмысленно убили мальчика :ozbek:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Дело опять-таки в культурной специфике. Мы (в данном случае я говорю о казахах и кыргызах как о самом знакомом случае) привыкли что даже шуточные песни несут в себе какое-нибудь наставление, то есть, для нас песня не существует в отрыве от философских размышлений и выводов. Но ведь песня бывает разная. Например, в детстве я сломал себе голову, размышляя о смысле песни "Во поле береза стояла". Мой учитель музыки посоветовал мне не забивать голову, а воспринимать музыку такой какая она есть. Скорее всего, он прав.

В песнях и сказках, насколько я могу судить, до нас доходят не до конца переосмысленные идеи и реалии. Мы уже не в силах понять их и дать им какое-то объяснение, но они были близки и понятны нашим предкам.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да типа "гули она там стояла" :ozbek: Читал William Warner "Живые и мертвые", где он защищал термин "отложенный символ". Это часть многолетнего исследования одного маленького американского городка. Он писал, что даже если знать значение символа или осмысленной истории о том о сем, все равно у следующего поколения символ имеет другой смысл. Получается даже если бы мы знали о чем песня для предков, для нас бы она имела другой смысл, так как наше мышление изменилось - то есть идет интерпретация.

Я придумал смысл для Карагула, жалко если умрет просто так :ozbek:

Буду интерпретировать эту песню как ограничительный охотничий миф - мол, [чрезмерная] охота (потребление ресурсов :ozbek: ) может угрожать будущему человечества и даже приведет к его смерти

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Есть казахскиц куй "Аншынын зары". История о том, как брат брата застрелил по ошибке. Снохе приносит весть музыкой.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Этот сюжет можно сказать универсальный.

Монгольская народная песня "Шалзат багахан шарга", где брат брата убивает по ошибке и что раненый младший брат успокаивает своего брата и объясняет как сказать матери жене. И старший брат винит себя. (песня как две человека по очереди поют - харилцаа дуу по монгольски)

Длинная песня состоящий из более 90 строк. У бурятов, у чахаров также есть свои варианты.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Этот сюжет можно сказать универсальный.

Монгольская народная песня "Шалзат багахан шарга", где брат брата убивает по ошибке и что раненый младший брат успокаивает своего брата и объясняет как сказать матери жене. И старший брат винит себя. (песня как две человека по очереди поют - харилцаа дуу по монгольски)

Длинная песня состоящий из более 90 строк. У бурятов, у чахаров также есть свои варианты.

Ну точно, или монголы - отделение казахов или казахи - отделение монголов, третьего не дано. :osman6ue:

Извиняюсь, но судя по тому, что я выкладываю в других темах, я склоняюсь к первому... :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

\\А где добрым молодцам урок в, скажем, "Колобке"? \\

Существует целый пласт, скажем так, русских боевых сказок. Как пример, сказка "Лиса и Заяц", помните "избушка лубяная"? Так вот, эта сказка как раз и относится к боевым. Так что не все навиду.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

\\А где добрым молодцам урок в, скажем, "Колобке"? \\

Существует целый пласт, скажем так, русских боевых сказок. Как пример, сказка "Лиса и Заяц", помните "избушка лубяная"? Так вот, эта сказка как раз и относится к боевым. Так что не все навиду.

Вот и я про это же. Если даже мы узнаем о пласте русских боевых сказок (я бы их назвал скорее "стратагемными"), то только вследствие кардинального переосмысления их содержания и исследования реалий жизни прошлых поколений. А трехлетнему ребенку даже в картинках не объяснишь что грубый кидала Колобок был наказан обладающей макиавеллиевской выучкой Лисой. Да и нужно ли?

Вот еще. К какому пласту относится сказка "Медведь липовая нога" - хоррор, расчлененка, триллер? И все это дети читают...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Извиняйте меня браты. Началось с убийства дедушки внука. Я постараюсь найти этотт кюю. Охреннеть там.

Мне просто кажется, что разные сюжеты это. В сюжетет с убийством брата, герой озабочен не самим горем и болью, а тем как сообщить. Похоже на легенду о третьей струне домбры или четвертой комуза. В Карагул ботом - абсолютная боль, бездонный ад. Причем боль не садо-мазохистская, а как у Мураками, когда орал даже самурай с которого деловито сдирал кожу монгол

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В детстве читал в какой то книжке сказку про то как брат убил брата который был одет в шкуру оленя или марал чтоле когда охотился в горах, уже точно не помню. Но больше всего меня шокировала сказка когда сын подкаблучник убивает свою мать, чтобы принести ее сердце своей жене. Вот эта сказка думаю должна всем послужить уроком.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хотел спросить есть ли у других народов такой сюжет.

Есть у киргизов песня Карагул ботом. В детстве я даже плакал когда ее впервые услышал, тем более поют ее как плач. Примерный смысл

У старика охотника по разным причинам умерли все кроме его внука 6 лет. Сам он уже тоже еле охотился, глаза не те, сноровка. Они часто голодали. Однажды возвращался старик с охоты, как всегда ни с чем. Видит прямо около юрты бегает козленок. Он благодарит небо за этот подарок. Стреляет. Подходит, - оказалось - это его единственный внук, надел шкуру козленка и играл около юрты. От горя старика-охотника посидели даже горы. С тех пор он бродит по горам и поет эту грустную песню

Я в детстве был вообще в шоке, меня эта песня сильно впечатлила. Однако непонятен смысл - где тут добрым молодцам урок?

есть легенда "о вечном жиде" там герой вечно скитается :)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...