Jump to content



Guest Василий

Антропология Северной Азии

Recommended Posts

Guest Василий

Может чуть поближе перейдем и затронем более актуальную тему.

Я читал в антропологических трудах, что центральноазиатский

расовый тип образовался лишь в позднее средневековье, при

участии европеидных типов. Значит, ни хунну, ни монголы не были

еще центральноазиатцами по антропологическому типу, а принад-

лежали к палеосибирской или байкальской расе.

Так какой европеидный тип мог принимать участие в расогенезе,

возможно те же кыпчаки переселенные в Монголию?

Link to comment
Share on other sites

что то подобное я тоже встречал, попытался найти конкретные материалы по этому поводу, но не нашел.

все что имеется это просто описания рас и различных антропологических типов, в том числе центральноазиатского и байкальского.

мысль о том, что центральноазиатский тип сложился в результате смешения каких то других, возможно дальневосточного и неизвестного/ых европеоидных в районах вокруг байкала я встречал у дашибалова.

если посмотреть на распределение типов от азиатских (дальневосточный - центральноазиатский - южносибирский - различные уральские - среднеевропейские) до европейских, то мы увидим плавный градиент увеличения одних и уменьшения других признаков с востока на запад. и то, что современные нам типы могли сложиться в историческое время вполне вероятно, правда я не думаю, что в позднее средневековье, мне кажется пораньше, возможно где то около 10 века+- 100-200 лет.

какие именно европеоидные типы могли принимать участие в сложении центральноазиатов можно только гадать. могу предположить что южные, с территорий средней азии и северной индии (оттуда через тибет). по поводу кипчаков ничего конкретного сказать не могу, т к знаю о них мало. слышал, что под этнонимом кипчак скрывалась довольно разномастная в антропологическом плане группировка, к тому же расселенная на довольно обширном пространстве. в этом случае, те европеоидные черты, которыми возможно обладали кипчаки на монгольской территории, могли передаться их потомкам. где то встречал утверждение, что крайние выбросы этого генофонда имеются на севере среди якутов (какие то данные по кефалометрии).

что касается генетических маркеров, то мне встречался автореферат кандидатской одной монголки - самбугийн нямкишиг. она работала с днк-овыми маркерами и обнаружила на территории монголии 2 разных комплекса маркеров митохондриальной днк, один из которых тяготеет к европеоидным. в выводах она предполагает, что эти комплексы сложились в популяциях гораздо раньше разделения на монгольскую и тюркскую языковые ветви.

пока все по этому поводу.

Link to comment
Share on other sites

Приветствую!

Есть такой вопрос: фиксируется ли антропологически европеоидная примесь у народов Северной Азии - якутов, чукчей, эвенков и проч.?

Link to comment
Share on other sites

Здесь поподробнее: http://buryatskiynarod.pips.ru/php4/forum/...=102795&start=0

(у эвенков тот же антропологический тип, что и у бурят)

Не подскажите источник, который подробно расписывает ВСЮ (северо-) сибирскую антропологию?

Спасибо

Информация из книги С.А. Гурулева "Что в имени твоем, Байкал?", 1991 г.

Если якутский народ, как и монголы, относится в монголоидной расе к центрально-азиатскому расовому типу, то в отношении бурят дело обстоит гораздо сложнее. Это объясняется тем, что Южная Сибирь издавна была областью, где сталкивались, в силу исторических причин, представители западного и восточного стволов, что предопределило разнообразие метисационных процессов [51]. Буряты - один из самых многочисленных народов Сибири, - с одной стороны, сохраняют исходный расовый субстрат (монголоиды), с другой - несут явные следы метисационных процессов. В целом они рассматриваются как представители единого центрально-азиатского расового типа, но в антропологическом плане среди них наблюдается расслоение. Уже сравнительно давно наметились два расовых варианта: ангаро-ленский (западные буряты) и забайкальский (восточные буряты). Ангаро-ленские буряты отличаются умеренной брахицефалией [52], имеют высокие черепа. По многим признакам они обнаруживают сходство с якутами, а по палеоантропологическим данным - с курыканами.

Сложнее дело обстоит с восточными бурятами. Они характеризуются ярко выраженной брахицефалией и низкими черепами.

Ранее считалось, что они по антропологическим признакам близки к монголам. Сейчас близость их к монголам хотя и не оспаривается - монголоидные черты у них выражены ярко, - но и не признается абсолютной. У бурят устанавливаются признаки сходства с эвенками, которые в монголоидной расе относились к особому байкальскому (ранее он назывался общесибирским) расовому типу. Люди этого типа (эвенки, эвены, тунгусо-маньчжурские племена) имеют прямые волосы, темный их цвет имеет каштановый оттенок. О схожести бурят и эвенков в антропологическом плане определенно пишет И. Д. Бураев: «...даже по визуальному наблюдению можно легко установить одинаковый или близкий антропологический тип у нынешних бурят и эвенков» [53].

Антропологические исследования, охватывающие все более разнообразные объекты изучения, часто помогают ответить и на вопросы истории. В этом плане, применительно к рассматриваемому вопросу, следует обратить внимание на исследования зубов и крови людей.

Устройство человеческих зубов и их болезни изучает одонтология - один из разделов стоматологии.

Зубы - один из консервативных органов, особенности их строения сохраняются и передаются по наследству веками. По признаку устройства зубов можно судить об этнической истории народа. Одонтологические исследования 1971 г. в Бурятии проводились среди учащихся национальных школ-интернатов в возрасте 11 -16 лет [54]. В обследование были вовлечены булагаты (пос. Бильчир Боханского района Усть-Ордынского Бурятского автономного округа Иркутской области) и хоринцы (пос. Хоринск Бурятской АССР). Исследовались разнообразные признаки строения зубов. Картины распределения этих признаков между выбранными группами людей и привлекавшимися для сравнения аналогичными признаками у древнего неолитического населения Прибайкалья весьма разнообразны. Вместе с тем оказывается, что признаки строения зубов подразделяются на две группы. Одна из них характеризует монголоидность расового типа - это лопатообразная форма верхних медиальных резцов, шестибугорковые передние коренные зубы, а также такие своеобразные детали строения зубов, как дистальный гребень тригонида и коленчатая складка метаконида; другая - европеоидность: бугорок Карабелли, четырехбугорковые формы нижних задних коренных зубов [55]. Если выразить встречаемость признаков этих групп в координатах, оси которых будут характеризовать монголоидность и европеоидность, то окажется, что все буряты значительно отличаются от неолитического населения Прибайкалья. В то же время племенные группы бурят занимают на диаграмме различное положение, что свидетельствует о разнородности вошедших в них этнических компонентов. Хори-буряты сохраняют больше монголоидных черт, они в значительной мере «впитали» в себя монгольский этнос. В то же время у прибайкальских бурят - булагатов - меньше монголоидных и больше европеоидных черт.

Чем же объяснить отклонение антропологических характеристик современных бурят от характеристик неолитического населения Прибайкалья?

Ответ на этот вопрос не однозначен. Исследователи не дают никакого объяснения отклонениям антропологических черт забайкальских бурят (хори), а особенности строения зубов прибайкальских бурят (булагатов) объясняют древней примесью тунгусо- и самоедоязычных племен. Но если учесть рассмотренные выше так называемые соматические признаки (скуластость лиц, наличие эпикантуса, разрез глаз и т. д.), то вполне возможно изменения антропологических черт у прибайкальских бурят рассматривать в связи с влиянием ассимиляционных процессов с тюркоязычными племенами, а у забайкальских бурят - с эвенками.

-------------------------------------------------------

51 Золотарева И. М. Этническая антропология бурят // Этнографический сб. - Улан-Удэ, 1960.- Вып. I.

52 Брахицефалия (короткоголовость) характеризуется отношением ширины лица к длине (так называемый «головной указатель»). Брахицефалы - люди, у которых головной указатель составляет более 80 %.

53 Бурцев И. Д. Фарингальный h в бурятских диалектах.

54 Этническая одонтология СССР.

55 Тригонид и метакомид - основные бугорки на жевательной поверхности передних коренных зубов нижней челюсти, бугорок Карабелли - дополнительный бугорок на основных бугорках переднего коренного зуба верхней челюсти.

http://buryatskiynarod.pips.ru/php4/forum/...=102795&start=0

Link to comment
Share on other sites

(у эвенков тот же антропологический тип, что и у бурят)

Не верьте!

Эвенки являются представителями БАЙКАЛЬСКОЙ РАСЫ

Буряты - ЮЖНОСИБИРСКОЙ РАСЫ

То, что буряты живут вокруг Байкала, отнюдь не значит, что они представители Байкальской расы. Сейчас, в регионе Прибайкалья представитлями Байкальской расы являются эвенки и тофалары.

До них в Прибайкалье были также расселены представители Протоюкагирского расового типа...

Почитайте учебники по физической антропологии, этнологии, этнографии...

Link to comment
Share on other sites

Да, я как раз собираюсь почитать что-нибудь глобальное, или конкретно по Сибири, Евразии. Но что?

Мне нужно конкретно выяснить: фиксируется ли в бурятах, эвенках, якутах и чукчах антропологически заметная (генетически-то есть) европеоидная (!) примесь. Насколько я понял, в бурятах - точно есть, есть в якутах, по идее - и в эвенках, остаются чукчи и... хороший источник, на который можно сослаться.

Link to comment
Share on other sites

Guest chuluu

Mongolo-italyanskaya ekspeditsiya otkopala v Bayankhongor aimake(Bogd somon) v zohoronrnii (kirigsure) skilet molodogo cheloveka eto kajetsya vpervie naideno v keregsure tak chto budet dostatochno yasno lyudi s kakoi antropolog. vneshnostyu ostavili eti keregsuri.

Link to comment
Share on other sites

(у эвенков тот же антропологический тип, что и у бурят)

Не верьте!

Эвенки являются представителями БАЙКАЛЬСКОЙ РАСЫ

Буряты - ЮЖНОСИБИРСКОЙ РАСЫ

То, что буряты живут вокруг Байкала, отнюдь не значит, что они представители Байкальской расы. Сейчас, в регионе Прибайкалья представитлями Байкальской расы являются эвенки и тофалары.

До них в Прибайкалье были также расселены представители Протоюкагирского расового типа...

Почитайте учебники по физической антропологии, этнологии, этнографии...

у части бурят есть примесь эвенков и следовательно дальневосточного расового типа, но не у всех. многие из тех бурят что я видел, являются ярко выраженными носителями центральноазиатского, основными носителями которого являются халха-монголы. ну и чуть чуть носителей южносибирского там тоже есть. сам видел.

по поводу почитать что нибудь глобальное сказать ничего не могу. есть устаревший учебник рогинского, там есть описания типов и этнических групп, среди которых они распространены; и новый учебник хрисанфовой перевозчикова, куски которого я тут вывешивал. там есть те же описания, но очень скудные. сам я специально не интересовался, поэтому пока посоветовать ничего другого не могу.

могу сказать, что монголами интересовались в свое время золотарева, чебоксаров, алексеев, ашилова, тумэн - в их статьях и монографиях довольно много о распространении расовых типов (морфологических) среди монгол (в широком мысле слова). из тех кто занимался ген. маркерами могу назвать батсуура, самбуугийн, и себя естественно. еще директор института биологии ман занимается ген маркерами, но его имя я сейчас забыл.

Link to comment
Share on other sites

не знаю вот может это поможет

выводы и литература из монографии ашиловой:

Д.О. АШИЛОВА ЭТНИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ КАЛМЫКОВ /соматологическое исследование/. Калмыцкое книжное издательство. Элиста 1976

Анализ соматологичеоких данных обследованных групп калмыков показал в целом малую амплитуду колебаний признаков. Современные калмыки представляют достаточно однородный антропологический тип.

Сопоставление территориальных групп позволяет отметить у калмыков западных районов /донская и большедербетская группы/ некоторое "смягчение" в проявлении монголоидного комплекса признаков, наряду с этим многие признаки, имеющие важное значение в диагностике антропологических типов, не имеют в этих группах сдвига в "европеоидном" направлении. Таким образом, в антропологическом типе калмыков преобладает доля признаков центральноазиатского происхождения, что свидетельствует об очень незначительной примеси других типов, участвовавших в формировании физического типа калмыков.

Локальные группы "дунд хурл шевнр" и "талтахин" в составе малодербетской группы калмыков не обнаруживают существенных отклонений и образуют с ними относительно однородную группу.

Группа цаатанов Калмыцкой АССР по важнейшим диагностическим признакам наиболее сходна с калмыками в целом, особенно с группами восточных районов республики, и резко уклоняется от тоджинцев-оленеводов, в антропологическом типе которых отмечен комплекс признаков, характерный для байкальского типа.

Сопоставление антропологических характеристик калмыков с этническими группами Сибири, Центральной и Средней Азии показало большую степень сходства по своему физическому типу монголоязычных народов - калмыков, монголов, бурят и значительные уклонения от киргизов и казахов, принадлежащих по сочетанию признаков к южносибирской расовой совокупности.

Этнографическая группа сарт-калмаков в составе киргизов, в прошлом связанная с западномонгольским этносом /общностью происхождения, языка и культуры/, в настоящее время отличается по своему физическому типу от народов, принадлежащих к центральноазиатскому антропологическому типу /калмыков, монголов и бурят/ и обнаруживает наибольшую близость с киргизами.

Комплекс признаков центральноазиатской расовой совокупности, характеризующий антропологический тип калмыков, позволяет причислить их к кругу вариантов центральноазиатского расового типа.

ЛИТЕРАТУРА

AБРАМЗОН C.M. Этнический состав киргизского населения Северной Киргизии. Труды Киргизской археолого—этнографической экспедиции, т. IV. М., 1960.

AБРАМЗОН C.M. Этногенетическке связи киргизов с народами Алтая. ХХV Международный конгресс востоковедов, М., 1960.

AБРАМЗОН C.M. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи. Л., 1971.

АЛЕКСЕЕВ В. П. Факторы расообразования, методы расового анализа, принципы расовых классификаций. "Советская этнография", 1961, № 4.

АЛЕКСАНДРОВ Н.А. Степи, Калмыки. /Чтение для народа/. М., 1901.

АШИЛОВА Д.О. Антропологическая характеристика современных калмыков. "Советская этнография", 1971, № 5.

АШИЛОВА Д.О. Антропологический состав калмыцкого народа. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М., 1972.

АШИЛОВА Д.О. Антропологический состав калмыцкого народа. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук, М., 1972.

АШИЛОВА Д.О. Антропологическая характеристика некоторых этнографических групп калмыков. Вестник института № 7, Элиста, 1973.

БЕНТКОВСКИЙ И. Материалы для истории колонизации Северного Кавказа "Моздокские, так называемые, крещеные калмыки". - Извлеч. из №№ 35,38,42. "Ставропольские губернские ведомости" за 1880 г.

БИЧУРИН Н.Я. /Иакинф/ Историческое обозрение ойратов или калмыков с ХV в. до настоящего времени. СПб., 1834.

БОРИСОВ П.Г. Калмыки в низовьях Волги. М., 1917.

БОРИСОВ Т. Калмыкия. /Историко-политический и социально-экономический очерк/. М.-Л., 1926.

БУНАК В.В. /ред./ Методика антропологических исследований, изд. 3, М.-Л., 1931.

БУНАК В.В. Антропология. Практический курс, М., 1941.

БУНАК В.В. 0 методике и программе изучения описательных признаков в антропологии, о необходимости их пересмотра. - "Краткие сообщения Института этнографии", T.XXI, М., 1954.

БУНАК В.В. Русское население в Забайкалье. - "Антропологический сборник", т. IV. Труды Института этнографии АН СССР, новая серия, т. 82, М., 1963.

БУРДУКОВ А. В. Каракольские калмыки /сарт-калмаки/. "Советская этнография", 1935, №6.

Бюллер Ф.А. Кочующие и оседло живущие в Астраханской губернии народы. - "Отечественные записки", т. 47, отд.П., СПб., 1846.

ВАЙНШТЕЙН С.И. Очерк этногенеза тувинцев, УЗ ТНИИЯЛИ, вып. 5, Кызыл, 1957.

ВАЙНШТЕЙН С.И. Тувинцы-тоджинцы, М., 1961.

ВАЙНШТЕЙН С.И. Вопросы этнической истории и этнографии тувинского народа, УЗ ТНИИЯЛИ, Кызыл, 1971б.

ВАЙНШТЕЙН С.И. Происхождение и историческая этнография тувинского народа. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук. М., 1969.

ВЕСЕЛОВСКИЙ Н.Передовые калмыки на пути к Волге./Отдельный оттиск из записок Восточного отделния императ. Русского Археологического общества/. 1889.

ВИКТОРОВА Л.Л. Ранний этап этногенеза монголов. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М. ,1961.

ВОРОБЬЕВ В.В. Астраханские калмыки. - "Русский антропологический журнал", 1903, №1.

ГАДЖИЕВ А.Г. Этническая антропология Дагестана. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. И., 1963.

ГАДЖИЕВ А.Г. Антропология малых популяций Дагестана, Махачкала, 1971.

ГЕОРГИ И.Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов... СПб., 1799, ч. 4.

ГИНЗБУРГ В.В., ДЕБЕЦ Г.Ф., ЛЕВИН М.Г., ЧЕБОКСАРОВ Н.Н. Очерки по антропология Казахстана. - "Краткие сообщения Института этнографии", вып. 16, М., 1952.

ГУРИЙ Донские калмыки и история их христианского происхождения. /По трудам Казанского миссионерского съезда/. СПб, 1911.

ГУРИЙ Очерки по истории распространения христианства среди монгольских племен, т. I Калмыки. Казань, 1915.

ДЕБЕЦ Г.Ф. Антропологические исследования аларcких бурят, "Краткие сообщения Института этнографии АН СССР", вып. 4. М. 1948.

ДЕБЕЦ Г.Ф. Антропологические исследования в Камчатской области. - "Труды института этнографии. Труды северовосточной экспедиции", новая серия, т. ХVII. М., 1951

ДЕБЕЦ Г.Ф. Проблема происхождения киргизского народа в свете антропологических данных. - "Труды Киргизской археолого-этнографической экспедиции", т.I, М., 1956.

ЖИТЕЦКИЙ И.А. Астраханские калмыки /наблюдения и заметки/ Астрахань, 1892.

ЖИТЕЦКИЙ И.А. Очерки быта астраханских калмыков /этнографические наблюдения/. М., 1893.

ЗАГУРСКИЙ Л .Г. Антропологические измерения кавказских народов произведенные генералом Р.Ф. фон Эркертом и г. Эрнстом Шангром. "Известия Кавказского отдела императорского Русского Географического общества", Тифлис, 1884-1885, т.VIII.

ЗЛАТКИН И.Я. История Джунгарского ханства, М., 1964.

ЗОЛОТАРЕВА И.М. Некоторые данные по этнической антропологии населения Забайкалья. - "Записки Бурят-Монгольского научно-исследовательского института культуры", вып. 24, Улан-Удэ, 1957.

ЗОЛОТАРЕВА И.М. Этническая антропология бурят. - "Этнографический сборник", Улан-Удэ, 1960, вып.I.

ЗОЛОТАРЕВА И.М. Соматологические исследования в Ферганской долине. "Труды Киргизской археолого-этно-графической экспедиции", т.I, М., 1956.

ЗОЛОТАРЕМ И.М. Антропологический тип современных бурят. "Вопросы антропологии", вып. 5, 1960.

ЗОЛОТАРЕВА И. М. Антропологические исследования нганасан. "Советская этнография", 1962, № 6.

ЗОЛОТАРЕВА. И.М. Юкагиры. /Антропологический очерк/. В книге "Проблемы антропологии и исторической этнографии Азии", М., 1968.

Zolotareva I.M. The Khalkha-Mongols and race types of Nortern Asia. VIII International Congess of Anthropological and Ethnographical Sciences (Tokio, 1968) M. 1968

ЗОЛОТАРЕВА И.М. О некоторых проблемах этнической антропологии Северной Азии /в связи с работами Г.Ф.Дебеца/, ж "Советская этнография," № 1, 1971.

ЗОЛОТАРЕВА И.М. Антропологические материалы к проблеме этногенеза калмыков. "Проблемы алтаистики и монголоведения". /Тезисы докладов и сообщений Всесоюзной конференции/, Элиста, 1972.

ЗОЛОТАРЕВА И.М. Антропологические материалы к проблеме этногенеза калмыков. "Проблемы алтаистики и монголоведения" /материалы Всесоюзной конференции/. Вып. 1, серия литературы, фольклора и истории, Элиста, 1974.

ЗОЛОТАРЕВА И.М. Территориальные варианты антропологического типа якутов /в связи с проблемой их происхождения/. В книге "Этногенез и этническая история народов Севера", М., 1975.

ЗОЛОТАРЕВА И.М. Антропология некоторых народов Северной Сибири. В книге "Юкагиры /историко-этнографический очерк/", Новосибирск, 1975.

ИАКИНФ /Бичурин Н.Я./. Записки о Монголии, сочиненные монахом Иакинфом. СПб, 1823, т. I ч. 2.

ИВАНОВСКИЙ А. А. Антропологический очерк торгоутов Тарбагатайской области Китайской Империи, /материал для антропологии калмыков/. "Известия императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии". Труда Антропологического отдела, т.XIII, М., 1893.

ИСМАГУЛОВ О. Население Казахстана от эпохи бронзы до современности /палеоантропологическое исследование/. Алма-Ата, 1970.

КИЧИКОВ М.Л. Исторические корни дружбы русского и калмыцкого народов. Образование калмыцкого государства в составе России. Элиста, 1966.

КОРОЛЕВ С. А. Астраханские калмыки. "Русский антропологический журнал", 1903, №1.

КОСТЕНКОВ К. И. Исторические и статистические сведения о калмыках, кочующих в Астраханской губернии. СПб, 1870.

КРЫЛОВ А. Поездка к калмыкам. Новочеркасск, 1873.

ЛЕВИН М.Г. Антропологический тип якутов. /Предварительное сообщение/. "Краткие сообщения института этнографии", т. 3, 1947.

ЛЕВИН М.Г. К антропологии Южной Сибири, /предварительный отчет о работе антропологического отряда Саяно-Алтайской экспедиции 1952 г./. - "Краткие сообщения Института этнографии", вып. 20, М., 1954.

ЛЕВИН М.Г. К вопросу о южносибирском антропологическом типе. "Краткие сообщения Института этнографии" т. XXI, М., 1954.

ЛЕВИН М.Г. Антропологические типы Сибири, в книге "Народы Сибири", М.-Л., 1956.

ЛЕВИН М.Г. Этническая антропология Японии, М., 1971.

МОЛЬКОВ А. В. /ред./ Калмыки. Исследование санитарного состояния и запаса жизненных сил. ГИЗ.1928.

МЕЧНИКОВ И. И. Антропологический очерк калмыков, как представителей монгольской расы. "Известия императорского Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии". T.20, № 2, вып. I, приложение 2, СПб., 1876.

МИКЛАШЕВСКАЯ Н.Н. Соматологические исследования в Киргизии. - Труды Киргизской археолого-этнографической экспедиции", т. I. М., 1956.

МИКЛАШЕВСКАЯ Н.Н. К вопросу об удельном весе центрально-азиатского элемента в образовании антропологического типа киргизов. - "Труды Киргизской археолого-этнографической экспедиции, т. II, М., 1959.

МИЛЛЕР Г. История Сибири, т. II, Л., 1937.

НЕФЕДЬЕВ Н. Подробные сведения о волжских калмыках. СПб., 1834.

НОМИНХАНОВ Ц. -Д. Об этническом составе донских калмыков. "Ученые записки", вып. 7, серия филологическая. Элиста, 1969. Очерки истории Калмыцкой АССР, Дооктябрьский период. М., 1967.

ОЧИРОВ Н.О. Астраханские калмыки и их современное экономическое состояние. Описание калмыцкой степи. Петербург, 1915.

ПАЛЛАС П. С. Путешествие по разным провинциям Российской империи. СПб, 1773, ч.I.

ПАЛЬМОВ Н.Н. Очерки истории калмыцкого народа за время пребывания его в пределах России. Астрахань, 1922.

ПАНЬКОВ И. Из истории ставропольских туркмен и калмыков в ХVII-ХVIII веках. Чарджоу, 1960.

ПЕВЦОВ М.В. Путевые заметки Чжунгарии. "Записки Западно-Сибирского отдела императорского Русского географического общества", Омск, 1879, кн. I.

ПЛОХИНСКИЙ Н.А. Биометрия. М., 1970.

ПОТАПОВ А. П. Очерки народного быта тувинцев, М.,1969.

ПОТАПОВ А. П. Этнический состав и происхождение алтайцев. Л., 1969, стр. 82.

ПРЖЕВАЛЬСКИЙ Н.М. Третье путешествие по Центральной Азии. СПб., 1883.

РАНКЕ И. Физические различия человеческих рас. Сокращ. перевод Д. Красова, т.III. Сочинения "Человек". СПб, 1902.

РАШИД-АД-ДИН. Сборник летописей., т.I. кн.I, M.-Л., 1952.

РОГИНСКИЙ Я.Я. Проблема происхождения монгольского расового типа. "Антропологический журнал", № 2, 1937.

РОКИЦКИЙ П.Ф. Биологическая статистика, Минск, 1967.

РЫЧКОВ П.И. Топография Оренбургская, ч.I, СПб, 1762.

СТРАХОВ И.Н. Нынешнее состояние калмыцкого народа. СПб., 1870.

СУРОВИЦКИЙ И. Крещеные калмыки Терской области /отдельный оттиск/.

ЧЕБОКСАРОВ Н.Н. Калмыки Западного улуса. /Расово-антропологический очерк/. - "Антропологический журнал", 1935, № 1.

ЧУГУНОВ С. Материалы для антропологии Сибири. Томск, 1894.

ЭРДНИЕВ У.Э. Этнический состав и проблема происхождения калмыков. - "Ученые записки", вып. 5, серия историческая, ч. I, Элиста, 1967.

ЭРДНИЕВ У.Э. Калмыки. Часть I, Элиcта, 1970.

ЭРДНИЕВ У.Э. К истории формирования калмыцкой народности, Вестник института № 10, серия этнографии.

ЯРХО А.И. Пигментация волос, глаз и кожи у народностей Алтай-Саянского нагорья. - "Русский антропологический журнал", 1929, т.17, № 3-4.

ЯРХО А.И. О некоторых вопросах расового анализа, "Антропологический журнал", № 3, М.,1934.

ЯРХО А. И. Алтае-Саянские тюрки. Абакан, 1947.

ЯРХО А.И. Унификация определения мягких частей лица, "Антропологический журнал", № I, М., 1932.

+ пара источников о генмаркерах от меня

Батсуурь Ж., Самбуугийн Н., Шнейдер Ю.В., Петрищев В.Н., Рычков Ю.Г. Генетическая структура монголов по локусам АВО, MN, Rh, EsD, GLO1, PGM1, AcP, 6-PGD, Hp, Gc, Tf, C'3 и ChE2. // Генетика, 1991, т. 27, №2, с. 316-325.

Самбуугийн Р., Рычков Ю.Г., Петрищев В.Н. Генетическая дифференциация населения Монголии. Географическое распределение ПДРФ и митотипов митоходриальной ДНК в населении Монголии и популяционная оценка скорости мутаций в митохондриальном геноме // Генетика, 1992, т. 28, №10.

Link to comment
Share on other sites

у части бурят есть примесь эвенков и следовательно дальневосточного расового типа, но не у всех. многие из тех бурят что я видел, являются ярко выраженными носителями центральноазиатского, основными носителями которого являются халха-монголы. ну и чуть чуть носителей южносибирского там тоже есть. сам видел.

Это как посмотреть...

среди бурят примесь эвенкийской крови очень мала. Посудите сами, эвенки с их ХКТ и скотоводы и земледельцы... Другое дело, что среди бурят есть хамниганы, которые уже давно не владеют эвенкийским - общаются на бурятском. По последней переписи - большинство хамниган записались эвенками...

Центральноазиатский расовый тип распротранен в южной и восточной Бурятии, в основном у носителей цонголо-сартульского наречия - очень близкого халхасскому, и у носителей хоринского наречия - омонголенных за длительный период пребывания в рабстве в Южной Монголии.

Все это - номинальные буряты, т.е. монголоязычные группы населения, оказавшиеся к северу от российско-китайской границы, прежде в русских документах называемые мунгалами.

В отличие от этих групп населения, собственно буряты - Южносибирской расы, и в русских документах назывались братскими татарами или братами.

С уважением

Link to comment
Share on other sites

я ну как на грех мало знаю о бурятах. по поводу смеси с эвенками почерпнул инфу у моего бывшего руководителя спицына (это по ген. маркерам), бурятия один из его любимых регионов для изучения, после якутии. он говорил, чтобы я не включал в выборку для сранения бурят с о. ольхон, т.к. они сильно смешаны с эвенками. потом один аспирант, с которым я почти год соседствовал на рабочем месте, сам русский (или еврей, точно не знаю) родом с читинской области, говорил, что север байкала до прихода русских был заселен эвенками а не бурятами, которые пришли туда незадолго до русских, частично вытеснив, частично ассимилировав вторых. так что я думаю примесь эвенков и вообще групп (тунгусоманьчжурской языковой ветви) шла не только через хамнеган, которые как я прочел, являются смесью тунгусских и монгольских родов (возможно более раннего периода).

поэтому вопрос о незначительности эвенкийской крови думаю пока можно оставить открытым.

центральноазиатский тип думаю конечно должен основным, несмотря на то что бурятия всего лишь северная периферия распространения этого типа. повторюсь, соматологических работ именно по бурятам читал мало, но благодаря золотаревой и чебоксарову у меня сложилось именно такое мнение.

а по поводу южносибирского типа, это скорее всего из-за контактов с тюркскими группами.

я не знаю точной привязки этих типов к конкретным бурятским популяциям, поэтому хотел бы поинтересоваться откуда вы это почерпнули?

Link to comment
Share on other sites

Guest Эльтебер

Интересно было бы узнать к какому расовому типу тувинцы относятся? К центральноазиатскому (монголы,калмаки, буряты) или к южносибирскому (кыргызы,казахи)? Ведь влияние монгольской культуры и языка сильно выделяется у тувинцев, тем более что Танну Ола когда то входила в ареол владений монгольских феодалов. Генетически тувинцы являются монголами или тюрками?

Link to comment
Share on other sites

большая часть тувинцев относится к центральноазиатскому типу. хотя у них конечно в среднем фиксируются свой подтип (катангский кажется). пишу по памяти поэтому могу ошибаться. отличается в основном более узким и выступающим носом.

монголы и тюрки это лингвистическое деление, а антропологи оперируют понятиями расы, антропологические типы, подтипы, популяции. в общем я кажется писал об этом в теме "всем кто апеллирует к фактам..."

Link to comment
Share on other sites

Действительно, восточные (хори) и южные (сартулы,цонголы и т.д) группы бурят совсем не отличаются от монголов. Западные буряты (булагаты и эхириты) практически ничем не отличаются от якутов. Другая часть западных бурят (хонгодоры), нечто среднее между ними.

Link to comment
Share on other sites

Я вот месяц шатался по Шинэцян Уйгурскому ав.району так вот повидал более тысячи казахов среди них мало людей европеидной внешностью. специально спрашивал они говорят что среди них примерно /по их личним расчетам/ примерно 50% монголоиды, осталные смешаные. причем надо говорить о примеси к монголоидности европеской крови в большей или меньшей степени, так они говорили. Встречался с киргизами, из 50 представителей только 9 были с европеидными чертами. Но они говорили что таких много в селах.правда непонятно они смешались с уйгурами или чисто киргизы. Много уйгуров с монголоидными чертами лица, очень много их в Баян гольском автономном районе для монголов /это район Лоп нора, горы Алтантаг/ хотя монголов там очень мало почему был создан для монголов непонятно? наверное китайцы хотели урезать у уйгуров часть территорри. я тут неутверждаю что казаки и киргизы монголы,/говорю только о монголоидности если вам понятно что это такое/ так как казаки все время утверждают что они европеиды с примесью монголодности то я специально мимоходом интересовался этим вопросом.Пришел к такому выводу казаки и киргизы чтобы неговорили евростороники происхождения казаков, большей частью это монголоиды а у остальних в той или иной степени европеидность преобладает над монголоидностью. Встречался с казаками из Казакстана они говорят что у них монголоидов казаков навалом и казаки с еврочертами неявляються преобладаюшим, удивлялись чего это я такими страными вопросами интересуюсь. жаль встреча была мимоходом.

Link to comment
Share on other sites

ух ты, а я вот только мечтаю туда попасть посмотреть.

монголоидные уйгуры там видимо потому что часть ойратов, точнее хойтов была ассимилирована уйгурами и теперь считается уйгурами.

чулуу, а ты случайно не узнавалтам численности монгольского (ойратского) населения?

Link to comment
Share on other sites

Guest Баhылай Дь
(у эвенков тот же антропологический тип, что и у бурят)

Не верьте!

Эвенки являются представителями БАЙКАЛЬСКОЙ РАСЫ

Буряты - ЮЖНОСИБИРСКОЙ РАСЫ

То, что буряты живут вокруг Байкала, отнюдь не значит, что они представители Байкальской расы. Сейчас, в регионе Прибайкалья представитлями Байкальской расы являются эвенки и тофалары.

До них в Прибайкалье были также расселены представители Протоюкагирского расового типа...

Почитайте учебники по физической антропологии, этнологии, этнографии...

Когда то читал, что южносибирская раса это раса

казахов и кыргызов. Но ведь казахов и кыргызов

я безошибочно отличаю от бурят. Казахи и кыргызы

существенно более европеоидны чем буряты и допустим якуты. Буряты же по - моему это натуральные центральноазиатские монголоиды так же как якуты. Хотя бурят от якутов я тоже могу

могу отличить с вероятностью 80 % . Эвенков от якутов тоже можно

отличить. Можно просто внимательно наблюдать.

Link to comment
Share on other sites

Когда то читал, что южносибирская раса это раса

казахов и кыргызов. Но ведь казахов и кыргызов

я безошибочно отличаю от бурят. Казахи и кыргызы

существенно более европеоидны чем буряты и допустим якуты. Буряты же по - моему это натуральные центральноазиатские монголоиды так же как якуты. Хотя бурят от якутов я тоже могу

могу отличить с вероятностью 80 % . Эвенков от якутов тоже можно

отличить. Можно просто внимательно наблюдать.

Уважаемый Быhылай,

а кыргызов и казахов Вы различаете?

Link to comment
Share on other sites

Прорыв в антропологии!

Новый метод определения расовой принадлежности с точностью до малых рас 3-го порядка. Система "на глазок" уже доказала свою эффективность, сравнения мт-ДНК и хромосом, профилировка лица и измерения черепов отдыхают.

Бахылай продолжайте, очень интересно.

Link to comment
Share on other sites

Guest Баhылай Дь

Уважаемые,

Кыргызов от казахов я не отличаю.

Хотя это не означает, что они сами не отличают друг от

друга. Я видел и тех и других, есть у меня друзья казахи и кыргызы, когда учился в Томске, их особенно много училось в то время в Политехническом, сейчас как не знаю, но тогда было много. Был в Казахстане в г. Алматы. Мне показалось, что эти два народа

внешне практически неотличимы. У меня один русский друг,

отличает русских- новосибирцев, например от русских-нижне-

новгородцев, петербугских от москвичей и тд. по каким - то внешним не уловимым признакам, по манере держатся, выражению глаз, поведению и т.д. Знаю многих стариков в якутских крупных селениях типа улусных (районных) центров, которые по внешнему виду на человека (часто ребенка) с первого взгляда могут определить чей он родственник. Чисто как они говорят по внешним признакам "по крови" как они говорят. Так, что есть может быть что-то в человеке, чисто интуитивно (или подсознательно) определяющее принадлежность той или иной нации, роду и т.д.

Link to comment
Share on other sites

Уважаемые,

Кыргызов от казахов я не отличаю.

Хотя это не означает, что они сами не отличают друг от

друга. Я видел и тех и других, есть у меня друзья казахи и кыргызы, когда учился в Томске, их особенно много училось в то время в Политехническом, сейчас как не знаю, но тогда было много. Был в Казахстане в г. Алматы. Мне показалось, что эти два народа

внешне практически неотличимы. У меня один русский друг,

отличает русских- новосибирцев, например от русских-нижне-

новгородцев, петербугских от москвичей и тд. по каким - то внешним не уловимым признакам, по манере держатся, выражению глаз, поведению и т.д. Знаю многих стариков в якутских крупных селениях типа улусных (районных) центров, которые по внешнему виду на человека (часто ребенка) с первого взгляда могут определить чей он родственник. Чисто как они говорят по внешним признакам "по крови" как они говорят. Так, что есть может быть что-то в человеке, чисто интуитивно (или подсознательно) определяющее принадлежность той или иной нации, роду и т.д.

А Вы когда учились в томском политехе и на каком факультете?

Link to comment
Share on other sites

Guest Баhылай Дь

В Томске я учился давно 1982 - 87 г.г. , но не в политехе,

а в ТГУ на радиофизическом (РФФ).

Link to comment
Share on other sites

Правда, буряты западные совсем как якуты

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now





×
×
  • Create New...