Jump to content



Sign in to follow this  
tmadi

Тунгусы-верблюдоводы

Recommended Posts

Недавно был разрушен очередной мой стереотип - о том что в области животноводства тунгусы (т.е. эвенки, орочоны, хамниганы, итд.) профессионалы только в оленеводстве (ну, и краем, в коневодстве). В Китае тунгусы преспокойно разводят верблюдов.

Хотя, при обдумывании условий, ничего особенного нет. Бактриан (двугорбый верблюд) отлично себя чувствует во Внутренней Монголии, только вот Хулун-Буир, где проживает большинство китайских эвенков, находится не в полупустыне или пустыне, а вполне себе водное место. Тем не менее, в Китае есть и эвенки, и орочоны, занимающиеся разведением верблюдов. Фото прилагаются.

0_7b949_dcadb03a_XL.jpg

0_7b94a_e50859dc_XL.jpg

А вот размытая иллюстрация из краткого этнографического очерка об орочонах:

609839980450fd2e1438fe7f580acb97.jpg

Очевидно, что навыки верблюдоводства были заимствованы тунгусами у соседей-монголов (другой кандидатуры, во всяком случае, не вижу). Вот только сразу возникают вопросы насчет выпаса и контроля над самцами во время брачного периода. По мне, так все это решается намного легче в условиях Прибалхашья или Гоби, чем на берегах Гэньхэ и Нонни.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Честно говоря, люди на фото больше похожи на бурят. По крайней мере, женщина, ведущая в поводу верблюда на первой фото - в типичном хори-бурятском дэгэле. Шапки у ее пассажиров тоже бурятские, и вроде как кусок хоринского энгэра вижу на самом крайнем. В Хулун-Буире проживает колония бурятских эмигрантов из России, так называемые шэнэхэнцы. Административно Шэнэхэн, по-моему, расположен в эвенкийском хошуне. Наверное, из-за этого путаница и произошла. По крайней мере, с фото.

Хотя, вполне может быть, очарованные бурятской культурой, эвенки всю материальную ее составляющую заимствовали. Вплоть до верблюдов, дэгэлов и шапок :)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Кстати, в 1930=х, при коллективизации, Советы целенаправленно ликвидировали верблюдоводство в Бурятии, чтобы лишить бурятское население мобильности и способности к длительным перекочевкам, в том числе и в эмиграцию.

Только в последние десятилетия в Бурятии потихоньку начали восстанавливать верблюдоводство, возвращать из-за границы бурятские породы КРС и МРС. Про советах все поголовье скота заменили на нежизнеспособных мериносов и симменталов.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Честно говоря, люди на фото больше похожи на бурят. По крайней мере, женщина, ведущая в поводу верблюда на первой фото - в типичном хори-бурятском дэгэле. Шапки у ее пассажиров тоже бурятские, и вроде как кусок хоринского энгэра вижу на самом крайнем. В Хулун-Буире проживает колония бурятских эмигрантов из России, так называемые шэнэхэнцы. Административно Шэнэхэн, по-моему, расположен в эвенкийском хошуне. Наверное, из-за этого путаница и произошла. По крайней мере, с фото.

Вполне возможно. С самого начала не исключал возможности того, что на верхних фотографиях запечатлены монголы (буряты). Но вот последняя фотография взята из справочника именно об орочонах, и там путаницы быть не должно. Да и верхние фотографии были заявлены китайскими авторами как изображения представителей эвенкийского народа, а не жителей хошуна.

Кстати, в Эвенкийском хошуне два сомона, в название которых входит гидроним Шинхэн - Шинхэн-Барун (锡尼河巴润苏木) и Шинхэн-Чжунь (锡尼河准苏木). Где именно проживают

переселившиеся буряты?

Хотя, вполне может быть, очарованные бурятской культурой, эвенки всю материальную ее составляющую заимствовали. Вплоть до верблюдов, дэгэлов и шапок :)

Вполне может быть. К тому же климат диктует свои условия, по якутской или сахалинской моде особо не получится одеваться, вот и происходит заимствование и адаптация костюма, видов хозяйственной деятельности итд.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Кстати, в Эвенкийском хошуне два сомона, в название которых входит гидроним Шинхэн - Шинхэн-Барун (锡尼河巴润苏木) и Шинхэн-Чжунь (锡尼河准苏木). Где именно проживают

переселившиеся буряты?

Оба сомона бурятские, и баруун (западный), и зуун (восточный). Топоним Шэнэхэн, кажется, вообще связан с переселением бурят в 1918 г., по-бурятски означает "новенький" (шэнэ - новый, -хэн - уменшительно-ласкательный суффикс).

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вполне возможно. С самого начала не исключал возможности того, что на верхних фотографиях запечатлены монголы (буряты). Но вот последняя фотография взята из справочника именно об орочонах, и там путаницы быть не должно. Да и верхние фотографии были заявлены китайскими авторами как изображения представителей эвенкийского народа, а не жителей хошуна.

Кстати, в Эвенкийском хошуне два сомона, в название которых входит гидроним Шинхэн - Шинхэн-Барун (锡尼河巴润苏木) и Шинхэн-Чжунь (锡尼河准苏木). Где именно проживают

переселившиеся буряты?

Вполне может быть. К тому же климат диктует свои условия, по якутской или сахалинской моде особо не получится одеваться, вот и происходит заимствование и адаптация костюма, видов хозяйственной деятельности итд.

Я вполне себе допускаю что китайцы вслед за русскими поголовно записали в эвенки и хамниганов наших обурятившихся. Ононские хамниганы проживавшие по Онону и разделяющиеся на казаков и ясачных с 1761 года, в советском союзе поголовно записаны в эвенки, хотя они к ним очень посресдтвенное отношение имеют. Казаки-хамниганы обрусели вошли в состав забайкальских русских, ныне называемые гуранами. А ясачные обурятились и вместе с бурятами же в эмиграцию подались. И в Шэнэхэне их немало. Когда китайцы начали выращивать у себя 56 национальностей они и записали тех обуряченных хамниганов в эвенки, хотя они по-эвенкийски не бе не ме. Потому что ононские хамниганы очень древний субстрат монгольского народа говорящие на архаическом монгольском языке. Не халха, не буряты окружавшие их не говорили на таком архаическом языке.

А то что в дореволюционной России их назвали конными тунгусами, это простое недоразумение. В их составе было конечно настоящие эвенки и те которые разводили оленей, но таковых было очень мало и в процентном отношении они были в абсолютном меньшинстве.

Share this post


Link to post
Share on other sites

aa47d3d48444.jpg

85fcc794e9c1.jpg

Вот они ононские хамниганы прозванные тунгусами а ныне эвенками. Взято из книги Материалы Куломзина 1897 года.

c771dd86523f.jpg

А вот так они выглядели в 50-х годах в Шэнэхэне. Семья хамнигано-цонгольская. Предки одной шэнэхэнской бурятки.

Share this post


Link to post
Share on other sites

reicheOnkel,

Спасибо за полезную информацию. Хотя нет никаких причин подвергать сомнению вашу точку зрения, я сталкивался с китайскими источниками, где баргу-бурят и хамниган-эвенков (так они и названы в книгах) очень четко разделяли по этнической принадлежности. Хотя оба этих заявленных народа имели общую историческую судьбу на некоторых этапах.

Кроме того, китайские авторы говорят не об их эмиграции из России, а о возвращении в Хулун-Буир. Например, в 1918-1920 гг. Это толкование - целиком на совести источников, с которыми я вкратце ознакомился: "Краткая история бурят-монголов" (《布里亚特蒙古简史》) и "История и изменения в современной культуре бурят-монгольского народа" (《中国布里亚特蒙古族的历史与现代文化的变迁》).

В любом случае, наблюдается изменение типа хозяйствования у тунгусов под влиянием монголов. Ведь орочоны с верблюдами с третьей фотографии - это тунгусская группа, которая, в отличие от хамниганов, довольно традиционна. Во всяком случае, мне так казалось, пока я их с верблюдами не увидел.

Share this post


Link to post
Share on other sites

20110707155451140.jpg

Интервью chinaradio от Хэ Юүнг, главы поселка Шадарч анчин, Тө Жа Мин шианг-а.

Так выглядят современные орочоны

Share this post


Link to post
Share on other sites

ну да, хамниганы могли быть отнесены к эвенкам, хотя ононских хамниган я от бурят не отделяю. С другой стороны, орочены и эвенки в Китае - разные минцзу, так ведь? Наши хамниганы не могли к ороченам относиться, поскольку считались "конными тунгусами". Так что вопрос открыт - то ли на фото ошибка, то ли орочены действительно полностью переняли бурятскую культуру.

И вообще, проблема того, почему ононские хамниганы относятся к тунгусам, хотя ни языка, ни характерного образа жизни тунгусского у них нет, требует незамедлительного научного разрешения.

Мне кажется, эта путаница возникла с той поры, когда около-маньчжурские роды начиная с 17 в. политически доминировали в верховьях Амура, из этих родов и Гантимур происходил. Верхушка была тунгусоязычной, но основная масса населения как говорила на архаичном монгольском говоре, так до сих пор и говорит. Только в последние десятилетия этот хамниганский говор вытесняется агинско-хоринским, когда хамниганы подпали административно в Агинский округ.

Интересно было бы послушать профессиональное мнение.

Share this post


Link to post
Share on other sites

ну да, хамниганы могли быть отнесены к эвенкам, хотя ононских хамниган я от бурят не отделяю.

Разумеется, и я уже писал о том что спорить с этим нет оснований. Тунгусский элемент, разумеется, присутствует, но он не единственный и даже не превалирующий.

С другой стороны, орочены и эвенки в Китае - разные минцзу, так ведь?

О вызывающем сомнение разделении орочонов и эвенков я уже писал здесь.

Наши хамниганы не могли к ороченам относиться, поскольку считались "конными тунгусами". Так что вопрос открыт - то ли на фото ошибка, то ли орочены действительно полностью переняли бурятскую культуру.

Про первые два фото я не могу ничего точно сказать - может быть, там действительно буряты. Третье - однозначно орочоны.

Насчет всего остального ничего сказать не могу.

Share this post


Link to post
Share on other sites

reicheOnkel,

Спасибо за полезную информацию. Хотя нет никаких причин подвергать сомнению вашу точку зрения, я сталкивался с китайскими источниками, где баргу-бурят и хамниган-эвенков (так они и названы в книгах) очень четко разделяли по этнической принадлежности. Хотя оба этих заявленных народа имели общую историческую судьбу на некоторых этапах.

Кроме того, китайские авторы говорят не об их эмиграции из России, а о возвращении в Хулун-Буир. Например, в 1918-1920 гг. Это толкование - целиком на совести источников, с которыми я вкратце ознакомился: "Краткая история бурят-монголов" (《布里亚特蒙古简史》) и "История и изменения в современной культуре бурят-монгольского народа" (《中国布里亚特蒙古族的历史与现代文化的变迁》).

В любом случае, наблюдается изменение типа хозяйствования у тунгусов под влиянием монголов. Ведь орочоны с верблюдами с третьей фотографии - это тунгусская группа, которая, в отличие от хамниганов, довольно традиционна. Во всяком случае, мне так казалось, пока я их с верблюдами не увидел.

Интересно, эвенки и орочены ныне различаемые различались ли в период Цин? Единственное что помню это восемь хошунов (баци) солонов, куда входили и дауры и старые баргуты.

Эти солоны есть эвенки?

Вот типа историческая песня эвенков эвенкийского хошуна. В конце кадры того хошуна сплошь с монгольскими именами.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Интересно, эвенки и орочены ныне различаемые различались ли в период Цин? Единственное что помню это восемь хошунов (баци) солонов, куда входили и дауры и старые баргуты.

Насчет призрачной разницы между эвенками и орочонами упомянул в предыдущем посте. Да, солоны вместе с даурами входили в систему Восьми знамен.

Эти солоны есть эвенки?

Так и есть. Более того, основной диалект китайских эвенков - солонский.

Вот типа историческая песня эвенков эвенкийского хошуна. В конце кадры того хошуна сплошь с монгольскими именами.

К сожалению, в Китае ютюб заблокирован, посмотреть не смогу. Насчет имен - ничего удивительного, российские эвенки носят русские имена, а во Внутренней Монголии - монгольские и китайские. К примеру, автора "Эвенкийско-китайского словаря" зовут Дулугир Доржи. Фамилия, если не ошибаюсь, монгольская, даже тибетская.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Хамеиганы выходцы из Читинской области.   Орочоны выходцы с Амура.  

Солоны это древнее эвенкийское население Маьчжурии и Внутр Монголии.  

Якуты Китая это выходцы из Якутии и смежных областей обрусевшие с русскими фамилиями. 

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
10 часов назад, Булагачин сказал:

Хамеиганы выходцы из Читинской области.   Орочоны выходцы с Амура.  

Солоны это древнее эвенкийское население Маьчжурии и Внутр Монголии.  

Якуты Китая это выходцы из Якутии и смежных областей обрусевшие с русскими фамилиями. 

 

Якуты Китая? Есть такие? Какова их численность сегодня, где живут?

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
Sign in to follow this  

×
×
  • Create New...