Гюрга Posted July 7, 2011 Share Posted July 7, 2011 Клятва Святослава Почему Святослав при заключении мирного договора с греками дал тюркскую клятву? Повесть временных лет – Типографский список [4] (ПВЛ): ...да имеемъ клятву отъ бога, в негоже веруемъ, въ Пероуна и въ Волоса, скотиа бога, и да будемъ злати, яко злато, и своимъ оружиемъ да изсечени боудемъ... Перевод академика Лихачева Д.С. [3] : ...будем прокляты от бога, в которого веруем, - в Перуна и в Волоса, бога скота, и да будем желты, как золото, и своим оружием посечены будем... Для сравнения: "Книга городов" арабского географа Ибн ал-Факиха ал-Хамадани [1] (начало X в., ~903 г.): "И когда хотят тюрки взять клятву с какого-либо мужчины, приносят медного идола, держат его, затем готовят деревянную миску, в которую наливают воду, и ставят ее между рук идола, затем в чашу кладут кусок золота и горсть проса, приносят женские шаровары и кладут их под миску, а затем говорят дающему клятву: „Если нарушишь свой обет или изменишь, или окажешься порочным, да превратит тебя Аллах в женщину, чтобы носил ты ее шаровары, отдаст тебя во власть того, что разорвет тебя на мельчайшие кусочки, как это просо, и да пожелтеешь ты, как это золото". Потом после клятвы он выпивает эту воду". Влияние тюрков – кипчаков на монгольскую дипломатию (Юрченко А. «Клятва на золоте: тюркский вклад в монгольскую дипломатию» [8] http://www.eurasica.ru/articles/library/aleksandr_yurchenko_klyatva_na_zolote_tyurkskiy_vklad_v_mongolskuyu_diplomatiyu/) Формулировки клятвы первых русских князей Олега и Игоря, отца Святослава, практически совпадают. Они клянутся перед ликом богов на своем оружии. Конечная фраза: будем убиты своим оружием [3]. Кстати, русские князья и их воины клялись на славянский лад, кладя обнаженный меч на землю. Германские же народы при клятве вонзали меч в землю. Клятва Святослава другая: “...будем прокляты от бога, в которого веруем, - в Перуна и в Волоса, бога скота, и да будем желты, как золото, и своим оружием посечены будем...” [3] Формулировка: "будем желты, как золото" полностью совпадает с формулировкой по Ибн ал-Факиху ал-Хамадани: "да пожелтеешь ты, как это золото". Возможно имелось ввиду дар-проклятие царя Мидаса? Но это перевод с древнерусского академика Д.С.Лихачева. Академику, в общем то, надо доверять. Возможно, для настоящего витязя злато - презренный металл? Святослав имел ввиду - да будем презираемы... Кодекс чести во фразе "Иду на Вы" князю Святославу приписывает автор ПВЛ. А вот современник Святослава - Добрыня (я имею ввиду былины цикла Добрыня) в упор не видит подвигов Святослава. Настоящий витязь не будет тысячами сажать на кол и резать мирных граждан (болгар-мисян). Святослав не витязь, он чистой воды наемник, вышедший из под контроля. (Лев Диякон “История”[15]) В зависимости от примесей (лигатуры) золото имеет много разных оттенков. Для славян характерно выражение: красно злато. Судя по поговоркам и пословицам, например, “терпение – желтое золото”, для тюрок золото асоциируется с желтым цветом. "Будем желты, как золото" – очевидно, имеется ввиду такая хворь, как желтуха или желтая лихорадка. Формулировка: "своим оружием посечены будем" суть одно и то же фразы: "отдаст тебя во власть того, что разорвет тебя на мельчайшие кусочки, как это просо" Формулировка третьей части клятвы по Ибн ал-Факиху ал-Хамадани: "да превратит тебя Аллах в женщину, чтобы носил ты ее шаровары" - прозрачный намек на мужскую силу (импотенцию, кастрацию, мужеложество). У Святослава: "будем прокляты от бога, в которого веруем, - в Перуна и в Волоса, бога скота". Возможно проклятие богов для греков более весомый аргумент чем предмет женского белья. Может просвещенных греков не очень то убедишь женскими портками; и был ли этот предмет женского туалета у славянских или греческих женщин тысячу лет назад? Но с другой стороны возникает вопрос: в чем заключается проклятие богов? Может проклятие Перуна и Волоса именно направлено на мужскую силу, в том числе импотенцию, кастрацию, мужеложество? Что скорее всего так и есть. Вывод: по всем трем пунктам клятва Святослава совпадает с тюркской клятвой. Это тюркская клятва! На фоне прически Святослава (Лев Диакон "История"[14]) и тюркских формулировок клятвы "будем желты, как золото"(ПВЛ [3]) возникают ряд вопросов: 1.Почему Святослав предпочел клятве отцов клятву тюрков? 2.Где Святослав проходил "курс молодого бойца"? 3.Какое действительное происхождение матери Святослава – княгини Ольги? Судя по сведениям из ПВЛ [3] и былин [11], [13], Малк Любечанин, как вассал, воспитывал своих детей, брата и сестру - Добрыню и Малушу, при дворе княгини Ольги. Судя по "Запискам..." Ибн Фадлана [5], княгиня Ольга воспитывала сына при дворе сюзерена: хазарского царя. Есть ли основания для этого предположения? Ибн Фадлан "Записки..." (922 г.)[5]: "...Сын царя славян (царя булгар Алмуша) (находится) заложником у царя хазар." По Ибн Фадлану [5] (продолжение Йакута [6]) до 25 царей подвластны хазарскому правителю и, соответственно, с моей точки зрения, являются данниками хазар. Кроме того, дочери и сыновья подвластных правителей были заложниками или воспитанниками при дворе хазарского царя или, можно и так сказать, хазарский правитель был для них АТАЛЫКОМ или АТАБЕКОМ (ребенка поручали особому воспитателю (атабеку), и тот обучал его всему, что нужно было будущему государю). Из дипломной работы (Филин Н.В. “Об историческом прототипе Ильи Муромца” (Дипломная работа 1993. Опубликовано в историческом альманахе Армагеддон (весна 2000))) [10]: “ М.Г. Халанский [9] (1902 г.) заметил, что Ольга в поздних источниках называется иногда не только псковитянской, но и дочерью князя Тмутаракана. «Жена же ему Ольга, родом плесковитинка, дщи князя Тьмуторокана». Исследователь предположил, что известие о происхождении Ольги от князя Тьмутаракана или половецкого князя Торокана может свидетельствовать о ранее существовавшей связи между преданием о женитьбе Игоря и походе руссов в Тавриду. Догадка М.Г. Халанского получает действительный вес в связи с публикацией в 1912 г. так называемого Кембриджского документа [7] - письма хазарского еврея X века, упоминавшего о походе русского князя ХЛГУ (Олега?) на Тмутаракань. Кембриджский документ или документ Шехтера был доставлен в библиотеку Кембриджского университета Соломоном Шехтером в 1896 г. из генизы (хранилища рукописей) Каирской синагоги в составе коллекции еврейских и арабо-еврейских рукописей. В настоящее время подлинность письма не вызывает сомнений. Сравнение истории захвата Тмутаракани и столицы Индейского царства (царства Иудейского) в былине о Вольге Всеславиче приводит к открытию ряда общих мест. 1) Вольга в былине невидимым проникает во дворец царя Салтыка и подслушивает планы врагов. ХЛГУ овладевает городом, воспользовавшись отсутствием в САМКРЦЕ начальника местного гарнизона, о чем ХЛГУ разумеется заранее стало известно. 2) ХЛГУ Кембриджского документа захватывает город наездом, практически без сопротивления, ночью, «воровским способом». Вольга проникает в город с помощью колдовства, превратив своих воинов в муравьев и испортив вооружение врага. 3) ХЛГУ Кембриджского документа и Вольга былины захватывают в городе богатую добычу и пленных. С учетом гипотезы М.Г. Халанского о причинах появления «тмутараканской генеалогии» княгини Ольги можно сделать предположение о существовании в древние времена былинного предания о походе Олега на Тмутаракань с целью добывания невесты для Игоря, исторической основой которого послужил упоминаемый в Кембриджском документе поход ХЛГУ на Тмутаракань.” По "Кембриджскому докумету" (ОТРЫВОК ИЗ ПИСЬМА НЕИЗВЕСТНОГО ХАЗАРСКОГО ЕВРЕЯ Х ВЕКА) [7] хазары, победить не победили, но вынудили русов воевать против Византии. Обратно вернулось десяток ладей во главе с князем Игорем - отцом Святослава (ПВЛ и Лев Диакон "История"[14]). То есть где-то с 940 г. по 965 г. русь была под властью хазар и платила им дань. Соответсвенно, сын княгини Ольги (аналогично сыну царя Алмуша) должен был быть заложником / воспитанником у царя хазар и прошел “курс молодого бойца”. Такие были нравы. Достаточно подробно вопрос взаимоотношений хазар и руси в этот период комплексно рассмотрен в коментариях к публикации «ИБН МИСКАВЕЙХ КНИГА ИСПЫТАНИЙ НАРОДОВ» [2] http://www.vostlit.info/Texts/rus13/Ibn_Miskawaich/frametext1.htm [1] ИБН АЛ-ФАКИХ АЛ-ХАМАДАНИ “ИЗВЕСТИЯ О СТРАНАХ” АХБАР АЛ-БУЛДАН (ГЛАВЫ "О ТЮРКАХ" И "О НЕКОТОРЫХ ТЮРКСКИХ ГОРОДАХ И ОБ ИХ ДИКОВИННЫХ ОСОБЕННОСТЯХ" МЕШХЕДСКОИ РУКОПИСИ КНИГИ ИБН АЛ-ФАКИХА АЛ-ХАМАДАНИ «ИЗВЕСТИЯ О СТРАНАХ») [2] ИБН МИСКАВЕЙХ “КНИГА ИСПЫТАНИЙ НАРОДОВ” (http://www.vostlit.info/Texts/rus13/Ibn_Miskawaich/frametext1.htm) [3] “ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ” (в переводе Д.С.Лихачева) [4] “ЛЕТОПИСЬ ПО ТИПОГРАФСКОМУ СПИСКУ” [5] Ибн-Фадлан «Записка» о путешествии на Волгу [6] Йакут “Географический словарь” [7] П.К.Коковцов “ОТРЫВОК ИЗ ПИСЬМА НЕИЗВЕСТНОГО ХАЗАРСКОГО ЕВРЕЯ Х ВЕКА” (Кембриджский документ) [8] Юрченко А. «Клятва на золоте: тюркский вклад в монгольскую дипломатию» (http://www.eurasica.ru/articles/library/aleksandr_yurchenko_klyatva_na_zolote_tyurkskiy_vklad_v_mongolskuyu_diplomatiyu/) [9] Халанский М.Г. К истории поэтических сказаний об Олеге Вещем // ЖМНП 1902, август, с. 304. [10] Филин Н.В. “Об историческом прототипе Ильи Муромца” (Дипломная работа 1993. Опубликовано в историческом альманахе Армагеддон (весна 2000)) [11] Былины цикла “Добрыня” [12] Былины цикла “Вольга” [13] Былины цикла “Дунай” [14] Лев Диакон "История" По изданию "Наука" 1998г. серия "Памятники исторической мысли" http://www.ropnet.ru/sapsan/text/bizant/diakon/diakon.htm [15] Обсуждение на форуме “История” (Gurga, Константин, Дядька, Mahmut) Link to comment Share on other sites More sharing options...
Вольга Posted July 7, 2011 Share Posted July 7, 2011 “...будем прокляты от бога, в которого веруем, - в Перуна и в Волоса, бога скота, и да будем желты, как золото, и своим оружием посечены будем...” „Если нарушишь свой обет или изменишь, или окажешься порочным, да превратит тебя Аллах в женщину, чтобы носил ты ее шаровары, отдаст тебя во власть того, что разорвет тебя на мельчайшие кусочки, как это просо, и да пожелтеешь ты, как это золото". Потом после клятвы он выпивает эту воду". Разделим клятву Святослава на части: 1. Клянутся на оружии(мечи, щиты, обручи?) и золоте("покладоша оружье свое и щиты и золото") 2. Клянутся именем богов - Перуна и Велеса 3. На клятвопреступников призывается мщение богов, гибель от собственного оружия, и "желтуха". Приведенная тюркская клятва: 1. Клянутся перед идолом, деревянной чашкой воды, горсткой проса, золотом и женскими штанами. 2. на клятвопреступника призывается превращение в женщину, разрыв на мелкие кусочки и "желтуха". Две клятвы, сходство у них только в той части, где говорится о золоте. Так почему клятва Святослава, клятва "по Рускому закону", вдруг стала тюркской? У клятвы Святослава больше общих черт с клятвой викингов, где щит не будет его защищать, конь споткнется под ним, борт ладьи проломится, а меч поразит его самого, если он нарушит клятву. У многих славянских племен существовала клятва оружием - сербов, чехов и словаков("да Бог да ми рука с пушком (ружьем) усахла", "at sobe sam utne ruku" и т.д.). Профессор Александр Магнус Фромгольд фон Рейц, рассказывал о том удивлении, в какое он был приведен, когда при решении одного спорного дела между двумя русскими крестьянами — один из них предложил присягнуть на евангелии или на оружии. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Вольга Posted July 7, 2011 Share Posted July 7, 2011 В рассказе о клятве забываем про клятву христиан, где "крещенье священие прияли суть, — да приимуть месть от Бога вседержителя, осуженья на погибель въ весь векъ и в будущии". Тут также говорится о мести Бога, но я не думаю, что речь идет о проклятие направленном на мужскую силу, в том числе импотенцию, кастрацию, мужеложество Link to comment Share on other sites More sharing options...