Перейти к содержанию
Altan burgud

Сарты - тюркская народность

Рекомендуемые сообщения

4 minutes ago, Jagalbay said:

интересно, а что стало с тюрко-монголами, которые попали туда в 13 веке, осартились?

В общем, по моему сугубо мнению, "пастухи" монголов играли активную роль в дальнейшем строительстве Монгольской империи, а "крестьяне" были лишены этого. По крайней мере в активности этнонима Сарт за пределами Средней Азии в источниках нет сведений, во всех источниках они фигурируют как местные, независимо от того, в Семиречье ли они, или в Коканде, Бухаре или Хиве. А родство так называемых пастухов и крестьян видно в языке - сплошной арабизм и персизм у нас у всех.

В общем, Сарты (земледельцы) родственны нам всем, но мы, как бывшие кочевники и активные деятели Монгольской империи, этого не хотим признать.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 минут назад, Kamal сказал:

В общем, по моему сугубо мнению, "пастухи" монголов играли активную роль в дальнейшем строительстве Монгольской империи, а "крестьяне" были лишены этого. По крайней мере в активности этнонима Сарт за пределами Средней Азии в источниках нет сведений, во всех источниках они фигурируют как местные, независимо от того, в Семиречье ли они, или в Коканде, Бухаре или Хиве. А родство так называемых пастухов и крестьян видно в языке - сплошной арабизм и персизм у нас у всех.

В общем, Сарты (земледельцы) родственны нам всем, но мы, как бывшие кочевники и активные деятели Монгольской империи, этого не хотим признать.

да и спасаясь от джунгар, предки казахов ушли именно к этим сартам )

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 hour ago, Jagalbay said:

да и спасаясь от джунгар, предки казахов ушли именно к этим сартам )

думаю по представлениям казахов 19 века все современные казахи  - сарты за исключением некоторых монгольских

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 02.02.2022 в 01:12, boranbai_bi сказал:

думаю по представлениям казахов 19 века все современные казахи  - сарты за исключением некоторых монгольских

 

В понятие сарт казахи вкладывали другие качества, казахи наших дней под них не подпадают, нисколько (см: ниже).

Наверно не ошибусь, если выскажу свое понимание образа "сарт", думаю оно нисколько не изменилось со времен моих дедов.

Сарт для нас это:

- выходец из Средней Азии и соседних регионов (обязательно);

- торговец и земледелец в одном лице (обязательно);

- характерный язык, что-то узбекское или сродни (обязательно);

- характерная культура, что-то узбекское или сродни (обязательно).

Последний включает в себя конкретные признаки - характерная традиционная одежда, допустим полосатый халат и квадратная тюбетейка, характерные нравы, вкусы, предпочтения, привычки, менталитет, они тоже хорошо известны.

 

Имхо, внешность, фенотип, не играл роли для представления казаха о классическом "сарте" - он мог быть хоть европеоидом, хоть монголоидом, хоть смешанного типа.

 

Имхо, этническая принадлежность не играла роли для представления казаха о классическом "сарте" - он мог быть хоть тюрком, хоть таджиком.

 

Ничего не забыл указать? ;)

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Монголы сартаулами называли мусульман Ср. Азии, даже карлуков в т.ч.

Название это впервые отмечено в «Сокровенном сказании монголов» — sarta’ul [Сумъяабаатар 1990: §263, 264, 265]. В XII−XIII вв. находившихся под властью Хорезма мусульман монголы называ­ли сартаулами (sartaүul).

Сартаул – это санскритское слово. В санскритском языке sart означает торговец, а словом sartavaxi называ­ют главу торговых людей [Древне­тюркский словарь 1969: 490]. Назва­ние sartaүul (сартаул) образовалось путем присоединения к санскрит­скому слову sart (сарт) аффикса -ul (-уул) монгольского разговорного языка. Завоевав народы Средней Азии в 1219−1225 гг., Чингис-хан при­вел на монгольские земли часть мусульманского населения, в основ­ном, торговцев и ремесленников в количестве 120000 человек из Ур­генча, Бухары, Самарканда и Мерва [Жүвэйни 1989: 146]. Так среди мон­голов появилась этническая группа сартаул, представителей которой и начально поселили на Алтайских го­рах, близлежащих землях к крепости Чингай, для занятий земледелием [Čan Čun 1993: 56−63].

 

Бартольд.

Что касается этимологии слова сартаул, то его объясняли различно; по мнению архимандрита Палладия7, «слово это, вероятно, составлено из сарт, названия коренного народа в Туркестане, и аул, в смысле страны, особого владения». С другой стороны, профессор В. П. Васильев8 видел в слове сартагол «сокращение монгольского Сара (шара) тологай — желтоголовые (кызил-баши?)».
То и другое объяснение кажется нам очень сомнительным. Если бы мнение архимандрита Палладия 'было справедливо, то в монгольских и ранних мусульманских сочинениях рядом со словом сартаул несомненно употреблялось бы и слово сарт. Объяснение профессора Васильева, по всей вероятности,'покажется каждому читателю слишком искусственным; кроме того, тюркское слово кызыл, как известно, значит 'красный', а не 'желтый', так что монгольское сара-тологай было •бы очень дурным переводом .выражения кызыл-баш. Со своей стороны заметим только, что окончание аул 9 в монгольских и тюркских словах времен Чингиз-хана встречается довольно часто, преимущественно в •названиях должностей и т. п.; некоторые из таких терминов, например караул и есаул, вошли и в русский язык. Из этого можно заключить, что это окончание было приставкой, употреблявшейся для образования некоторых имен, и что, следовательно, в слове сартаул корень — сарт или сарта 10.
Что касается слова сартакты, то происхождение последнего слога было уже указано г-ном Лапиным11; слог ак в тюркском языке употребляется для образования отглагольных существительных12; в монгольском, судя по приведенному выше примечанию профессора Березина, он служил также для образования прилагательных.
Итак, по нашему мнению, слова сартаул и сартакты13 происходят от общего корня сарт. Вопрос о том, к какому языку принадлежит этот корень и почему монголы 'назвали мусульман этим именем, мы оставляем открытым 14.
Представители мусульманской культуры появлялись на отдаленном востоке главным образом в качестве торговцев; оттого монголы, по всей вероятности, первоначально называли сартами приезжавших к ним мусульманских купцов. Торговля в Средней Азии велась в то время главным образом, если не исключительно, таджиками; по свидетельству Рубрука, в северной части Семиречья был торговый город, где жили «сарацины, говорившие по-персидски» (5агасеш кхше^ез рег^сшп); даже в Казани слово тгзик (таджик) употреблялось в смысле 'купец'15. Первого мусульманского владетеля, с которым им пришлось иметь дело, монголы, естественно, сблизили с приезжавшими к ним мусульманскими купцами и потому, несмотря на его тюркское происхождение, применили к нему термин, которым, по свидетельству Рашид ад-дина, обыкновенно обозначали только таджиков. Впоследствии кочевники-тюрки, несмотря на свою религию (никогда не имевшую «а них большого влияния), тесно сблизились с монголами; оседлое население Туркестана, говорившее в то время едва ли не исключительно на персидском наречии, 'более проникнутое началами мусульманской культуры, сохранило свою обособленность; поэтому тюрки, по примеру монголов, стали называть горожан-таджиков сартами. Племенное различие между монголами и тюрками в то время мало сознавалось; к тому же монгольские элементы 'были очень немногочис-ленны сравнительно с тюркскими и легко подчинялись влиянию последних. В XIV в. даже монгольские ханы, по крайней мере в Западном Туркестане, по свидетельству путешественника Ибн Баттуты16, говорили по-тюркски; тот же путешественник называет монгольского хана «султаном тюрков»17. Таким образом, слово тюрк обозначало вообще господствующее кочевое население, в противоположность покоренным оседлым жителям. Естественно, что тюрки, даже принимая оседлую жизнь, не хотели называться сартами. Положение тюрков как господствующего народа содействовало развитию тюркского национального чувства, которому способствовало также появление, в эпоху Тимуридов, нескольких талантливых писателей, создавших ©осточно-тюркский (так называемый чагатайский) литературный язык. Эти писатели называют сартами вообще персов и противополагают язык и литературу сартов своим собственным тюркским произведениям.
Узбеки, завоевавшие в начале XVI в. владения Тимуридов, конечно, были чужды национально-культурных стремлений и не интересовались разницей между тюрками и таджиками. Для них сарты были оседлые жители покоренной ими страны, в противоположность завоевателям-узбекам и союзным с ними кочевым народам. Абулгази (в XVII в.) называет сартами только среднеазиатских горожан, противополагая их узбекам и туркменам и нисколько не сближая их с «кызылбашами» (персами). К киргизам18 слово сарт, по-видимому,, перешло от узбеков.
Под влиянием завоевателей19 сами горожане-туземцы стали называть себя сартами; но племенное различие между тюрками и таджиками так велико, что представители обоих народов не могли называть себя одним и тем же именем. Так как /большинство оседлого населения теперь говорило по-тюркски20, то сартами стали называться только горожане-тюрки, в противоположность не только кочевникам^ но и таджикам, и теперь жители, например, Ташкента прямо говорят о сартском языке, в противоположность таджикскому. Таким образом установилась разница между терминами сарт и таджик, которые некогда были синонимами. В этом отношении судьба слова сарт вполне соответствует судьбе слова таджик. Первоначально персы называли таджиками завоевателей-арабов, потом распространили это название на своих соплеменников, принявших ислам21; тюрки стал называть таджиками все оседлое мусульманское население, без различия происхождения. Когда арабские завоеватели, за ничтожными исключениями, слились с туземным населением, слово таджик сделалось этнографическим термином для обозначения персов, и под влиянием тюрков сами персы стали называть себя таджиками, совершенно перестав применять это слово к арабам 22. Как при употреблении слова таджик мы нисколько не думаем о его первоначальном значении, точно так же мы не имеем основания отказываться от употребления слова сарт в качестве этнографического названия.
22 Исключение составляют некоторое термины, сохранившиеся от прежних времен, напр., асп*и тазй ('арабская лошадь'). <0 термине таджик юр. иаот. изд., т. II, ч. 1. стр. 469—470. — Ю. Б.>

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Этногенез: Сарты (Часть 4)

Категория сартов представляли собой крупнейший, наряду с дашти-кипчакскими узбеками, составляющий компонент современной узбекской нации. Однако относительно их идентичности и этногенеза до сих пор имеются принципиальные расхождения среди исследователей Центральной Азии. Всех тех исследователей, которые касались темы сартов, можно разбить на три группы в соответствии с отстаиваемыми ими позициями.

Первая группа, к которой можно отнести Г. Вамбери, В. В. Радлова, В. В. Бартольда, Ю. Брегеля, Н. П. Остроумова и ряд других востоковедов, признает как само существование, так и наличие этнической идентичности у сартов. При этом делаются ссылки на древние источники - памятник уйгурской письменности Кутадгу билик, Махмуда Кашгарского, Бабура, Алишера Навои, Абу-л Гази и других, а также на свидетельства, хотя и немногие, использования этого термина в качестве самоназвания частью местного населения. Наиболее обстоятельно и аргументированно точку зрения в пользу обоснованности использования термина «сарт» высказал В. В. Бартольд. Приведем с некоторыми сокращениями его статью «Сарт», опубликованную в Энциклопедии Ислама.

Сарт - первоначально древнетюркское слово, означавшее купец; в этом значении оно употребляется в Кутадгу билик и у Махмуда Кашгарского. В изданном Радловым уйгурском переводе (с китайского) «Саддхарла пундарики» - санскритское слово sarthavaha, или sarthalaha, купец, водитель каравана переведено сартпау; это слово объясняется как старший купец (сатыкчы улугы). Отсюда Радлов заключает, что тюрк. “сарт” заимствовано из индийского. Когда иранцы Средней Азии захватили в свои руки торговлю с кочевыми народами, слово «сарт» стало употребляться тюрками и монголами как название народа, в том же значении, что и таджик. Рашид ад-дин рассказывает, что, когда правитель (принявших ислам) карлуков Арслан-хан

подчинился монголам, он был назван ими сартактай, т. е. таджик. Здесь имя народа выступает в форме            сартак; окончание «тай» присоединялось монголами к названию для обозначения мужского представителя соответствующего народа. Как показывает этот пример, сартактаи были для монголов людьми не столько определенной национальности и языка (карлуки были, как известно, тюркским народом), сколько принадлежащими к

определенному культурному типу  персидско-мусульманскому.

Сартактай, по-видимому, пришел к монголам не только как торговец, но и вообще как носитель культуры, в особенности как специалист по ирригации; только этим могут быть объяснены монгольские легенды о богатыре Сартактае и построенных им чудесных каналах, мостах и плотинах.

Рядом со словом «сартактай» употреблялось в том же значении, очевидно, образованное от того же корня, слово «сартаул»; в изданном Мелпоранским арабско-монгольском словаре (Ибн Муханны) «capmayл» объясняется как «ал-муслимун». С другой стороны, в Туркестане в период монгольского владычества сарты противопоставлялись тюркам  очевидно, только по языковому признаку.

А. Самойлович обращает внимание на другое место у Бабура, где, по-видимому, проводится различие между сартами и таджиками; здесь говорится, что население города Кабула и нескольких селений состоит из сартов, в то время как в других

селениях и вилайетах живут другие народы, в том числе таджики. Особенно часто язык сартов противопоставляется языку тюрков (Мир Али-Широм Неваи, ср., напр., цитату из его «Маджалис ан-нафиис» и особенно целиком его сочинение «Мухакамат ал-лугатайн», где персидский язык, как фарс-тили или сарт-тили, сопоставляется с тюркским).

После завоевания Туркестана узбеками противоположность между узбеками и покоренным оседлым населением, по-видимому, иногда должна была ощущаться сильнее, чем противоположность между тюрками и таджиками (или сартами). Особенно часто противопоставляются узбеки в Хиве сартам у Абу-л Гази. То же самое словоупотребление сохранилось в Хорезме до настоящего времени. Менее отчетливым было это противопоставление в Бухаре и Коканде; чаще, особенно среди самих кочевников, не узбеки, а казаки как кочевники противопоставлялись сартам как городским жителям и земледельцам. Для казака каждый оседлый житель был сартом, независимо от того, говорил ли он на тюркском или иранском языке; в официальном языке словом            сарт, по-видимому, обозначалось тюркизированное оседлое население в противоположность таджикам, которые сохранили свой иранский язык. То же самое словоупотребление было принято европейскими учеными, несмотря на то, что было трудно определить различие между сартом и узбеком.

Согласно Радлову, сартами называется сейчас говорящее по-тюркски городское население Средней Азии, в противоположность крестьянам  узбекам. В некоторых местностях, особенно в районе Самарканда, сельские жители действительно считают себя узбеками и сохранили родовое деление; однако такое противопоставление города и деревни никак не применимо для всего Туркестана. Пока еще не было попыток установить диалектальное различие между сартами и узбеками. Оседлый житель Средней Азии чувствует себя в первую очередь мусульманином, а затем уже жителем определенного города или местности; мысль о принадлежности к определенному народу не имеет для него никакого значения. Лишь в новейшее время возникло стремление к  национальному единству.

Ко второй группе исследователей, касающихся темы сартов, можно отнести тех российских востоковедов, кто, не отрицая обоснованности применения этнонима «сарт», в то же время подчеркивает этническую неопределенность этого термина и склонен объединять их с узбеками. К этой группе относятся В. Наливкин, И. Магидович и др. Так, В. Наливкин указывает на социо-культурную рознь между кочевыми и осевшими узбеками как первопричину появления в обиходе слова «сарт». Как он считает, это слово применялось сначала по отношению к осевшим узбекам, но затем распространилось на все вообще оседлое туземное население, т. е. одинаково на оседлых узбеков, так равно и на таджиков. (Нередко случается и теперь слышать в разговоре, что такой-то киргиз сделался сартом...). Вместе с тем, Наливкин сам термин «узбек» понимает довольно расширительно, включая в него, наряду с действительно узбекскими племенами, также казахов и кыргызов, т. е. отождествляя его с понятием тюрок. В этой связи он пишет следующее: «В расовом или племенном отношении оседлое население Ферганы, носящее общее название сартов, состоит из узбеков (или тюрков) и таджиков. Сарты-узбеки, говорящие на тюркском языке, суть прежние кочевники узбекских родов кыргыз, быгыш, кипчак, каракалпак, курама, минг, юз, кырк и др., осевшие здесь в разное время и принявшие земледельческий культ местных аборигенов  таджиков.

Что касается И. Магидовича, то этот исследователь выполнял, скорее,

социальный заказ, чем следовал своим научным убеждениям. Он стремился убедить читателя в том, что различия между узбеками и сартами, в силу перехода первых к оседлому образу жизни, стали к началу XX столетия настолько зыбкими и неопределенными, что настала пора регистрировать тех и других как одну народность.

Наконец, третья группа лиц, участвовавших в дискуссии о сартах, состояла, в основном, из джадидов и близких к ним кругов местной интеллигенции  Махмудходжа Бехбуди, Шерали Лапина и др. Представители этой группы совершенно отрицали обоснованность применения термина «сарт» по отношению к населению Центральной Азии. Впервые возражение против использования термина сарт прозвучало из уст Шерали Лапина, казаха по этническому происхождению, который работал в Самарканде переводчиком при областном военном губернаторе. По этому вопросу в 1894 г. между Шерали Лапиным и Василием Бартольдом состоялась полемика, выразившаяся в серии статей, где оба автора отстаивали противоположные точки зрения относительно правомерности использования термина сарт и его значения. Позиция Лапина, опубликованная в «Оренбургском листке» № 6 за 1894 г., в Туркестанских ведомостях №№ 36, 38, 39 за 1894 г. и озвученная в публичной лекции, опубликованной впоследствии в Туркестанских ведомостях, выразилась в следующем:

1) слово «сарт» есть название всего туземного оседлого населения Средней Азии, без различия происхождения;

2) нет особого народа сарты, как нет особого сартовского языка;

3) те оседлые туземцы, к которым применяют наименование сарт главным образом русские востоковеды, есть народ, образовавшийся от узбекско-таджикского смешения, не присвоивший себе особого названия;

4) в таком случае следовало бы употреблять не слово сарт, а чала-узбек (полу-узбек) или чала-таджик (полу-таджик);

5) язык, на котором говорит эта смесь, являющийся разновидностью тюркского языка с большим содержанием заимствованных иранизмов, правильнее всего называть новоузбекским;

6) название сарт могло быть впервые дано киргизами и, вернее всего, происходит от слияния слов сары-ит (желтая собака).

Критика этой позиции В. Бартольдом прозвучала в газете «Окраина», (1894, № 19), в статье «О преподавании туземных наречий», а также в «Туркестанских ведомостях» (1894, № 48), в статье «Вместо ответа господину Лапину». Бартольд настаивал на том, что сарты представляют собой именно отдельную народность, этническую группу, которую неправомерно путать ни с узбеками, ни с таджиками, хотя значение названия сарт менялось исторически: в XI в. турки называют сартами купцов; затем монголы в XII в. вообще всех иранцев, в XIII в.  оседлых земледельцев, прибегающих к искусственному орошению, а также турок-карлуков и хорезмийцев, а в начале XV в.  таджиков; далее тюрки конца XV в.  вообще всех персов; узбеки XVI в.  покоренные оседлые народы Мавераннахра без различия происхождения; узбеки и туркмены Хорезма XVII в.  часть тюркского, преимущественно городского, населения; тюркские кочевые и полукочевые племена тюркоязычное оседлое население, утерявшее свою родоплеменную принадлежность.

К позиции Лапина близки туркестанские джадиды, в частности Махмудходжа Бехбуди, который в 1915 г. в ряде номеров журнала «Ойна» опубликовал две статьи: «Слово сарт неизвестно»  и «Слово сарт не стало определенным». Бехбуди, так же как и Лапин, резко возражает против использования термина «сарт», считая, что его привнесли северные народы  казахи, татары и русские для обозначения всего оседлого населения Туркестана. Главный аргумент Бехбуди состоит в том, что в Туркестане имеются только турки (узбеки, казахи и др.), таджики и арабы; среди узбеков  92 племени, и  среди них нет племени сарт. Правда, он признает, что в «Шейбани-наме» Мухаммада Солиха, в трудах Бабура, Навои и Абу-л Гази-хана сарты упоминаются как отдельная народность наряду с другими народами региона.

Вместо термина «сарт» Бехбуди предлагает использовать слово туркестанец или мусульмане Туркестана, чем выдает подлинные мотивы своих возражений против употребления слова «сарт». В конце XIX и начале - XX в. в среде национальной интеллигенции Туркестана зарождается национальное самосознание, в значительной степени окрашенное в цвета пан-тюркизма и пан-исламизма и находившееся под влиянием движения младотурков в Оттоманской Турции. Тюркизм по замыслу его идеологов и последователей в регионе, служил как способом достижения единства

народов Туркестана, так и средством пробуждения национального самосознания через апелляцию к золотому веку тюркских народов, каковым, по их представлениям, был период XI  XVI вв. Поскольку тюркизм воспринимался джадидами как шанс обновления общества, то они старались всячески поощрять проявления тюркской идентичности и отвергали слово «сарт», индифферентное по своему этноисторическому значению.

Таким образом, отвержение термина «сарт» джадидами имело отчетливую идеологическую подоплеку, выдающую желание построить новую национальную идентичность при помощи культурно-исторических символов, наиболее подходящих для мобилизации населения Туркестана под знаменами национальной автономии.

Дискуссия о существовании сартов не утихла и после указанной полемики между джадидами и русскими востоковедами. Точку зрения первых уже после второй мировой войны продолжал отстаивать Боймирза Хаит, находившийся в изгнании в Германии. Он также отрицал существование народа сарт и особого сартовского языка. Соответственно, он выступал против использования термина «сарт» как этнонима, поскольку, якобы,

этот термин был намеренно введен русскими, чтобы постепенно расстроить таким способом национальное самосознание Туркестана. На этот раз в полемику с представителем туркестанизма вступил один из учеников В. Бартольда  Юрий Брегель. В качестве аргумента в пользу обоснованности использования термина сарт он прибегнул к цитированию исторического труда Абу-л Гази-хана «Древо тюрков» (Shadjara-i Turk).

В этом произведении дается характеристика Хорезма конца XVII в., где наряду с

узбеками и туркменами фигурируют сарты как особая этническая группа.

Споры и расхождения между указанными тремя точками зрения на проблемы существования и идентичности сартов имели не только теоретическое, но и практическое значение. С одной стороны, они являлись отражением реальности, преломленным через призму широкого спектра социальных и мировоззренческих установок,  от принципов научного пуризма (сущее) до политико-идеологических расчетов (должное). С другой стороны, имел место и обратный процесс: сами эти взгляды активно формировали то, что являлось объектом изучения  национальную идентичность узбеков, сартов и других народов региона.

Так, в формировании новых национальных республик в составе бывшего СССР и,

соответственно, определении того, кого следует считать титульными нациями, в качестве исходного материала для принятия решений служили конкурирующие друг с другом представления тех же российских востоковедов, джадидов, а также советских политических функционеров об идентичности и этногенезе узбеков, сартов и других народов региона. Под влиянием этих представлений, а также исходя из интересов укрепления Советской власти в Туркестане, разрабатывалась и осуществлялась на практике национальная политика в регионе.

В итоге было принято решение о национальном размежевании и создании национально-государственных образований по этноцентристскому принципу: какая-либо из национальностей становилась осевой, вокруг нее группировались национальные меньшинства со значительной квотой для представительства русского населения. Парадоксально то, что размежевание фактически предполагало слияние  объединение различных народностей и племен под единым собирательным именем, чтобы обеспечить численное превосходство титульной (осевой) нации. Для оправдания такой политики

архитекторы новых национально-государственных образований ссылались на естественно-исторические процессы сближения узбеков и сартов, основанные на полном переходе дашти-кипчакских узбеков к оседлому образу жизни и стирании таким образом граней между теми и другими.

Если процесс сближения между сартами и узбеками и имел место, то он вряд ли мог происходить такими темпами, при которых к 1924 г. не осталось ни одного сарта. По этому поводу американский этноантрополог Джон Шоберлейн также выразил свое удивление: Около 1,7 млн. сартов Средней Азии не могли попросту исчезнуть за один день. Прежде всего, можно предположить, что не только сарты в массовом порядке пожелали называться узбеками, но и часть узбеков, не знакомая, в силу неграмотности с

аргументами джадидов, напротив, могла пожелать стать сартами. Однако национальное размежевание показало только односторонний переход сартов в ряды узбеков и ни одного случая обратного перехода.

Если взглянуть на статистические данные, то они говорят о несколько ином направлении этнических процессов, нежели то, как их представлял Магидович. В этой связи проследим динамику численности узбеков и сартов на протяжении досоветского периода на примере трех областей дореволюционного Туркестана.

Из приведенных данных видно, что темпы роста численности сартов, зафиксированные в период между 1897 и 1914 гг., на несколько порядков превышают соответствующие темпы для узбеков и таджиков, так что, по крайней мере, по данным статистики, напротив, наблюдался переход из категории узбеков в категорию сартов. Это особо заметно по Ферганской области, где численность узбеков на указанный период сократилась на 80%, в то время как численность сартов возросла на 67%. Если бы мнение об оскорбительности слова сарт соответствовало действительности, то такой рост численности сартов был бы вряд ли возможен.

На самом деле, мнение об оскорбительности этого слова разделяли не все представители местной интеллигенции. Так, в упомянутой выше статье Слово сарт не стало определенным Бехбуди полемизирует с неким Мулло Абдуллабеком, который в № 30 газеты Садойи Фаргона опубликовал статью Слово сарт известно, утверждающую, что мы должны радоваться и гордиться, если кто-то будет называть нас сартами. Сарт означает культурного, опрятного уламо (ученого).

Мнение об оскорбительности этого термина было в решающей степени распространено с легкой руки Шерали Лапина, который выступал как бы в роли эксперта относительно того, как воспринимают сартов среди казахов.

Но вот мнение другого казахского просветителя Шакарима Кудайберды-улы, племянника Абая, который в 1911 г. писал о сартах следующее: Так называют казахи оседлые тюркские племена, населяющие восточный и западный Туркестан и говорящие на тюркском языке, а также отюреченных таджиков... В  указанном сочинении нет никакого намека на народную этимологию слова, распространенную, якобы, среди казахов. Так что оскорбительный смысл слова сарт можно отнести, разве что, к частным, а не к массовым проявлениям взаимоотношений сартов и кочевых народов.

По крайней мере, в Ферганской долине, Хорезме, да и в зоне Ташкента значение слова «сарт», по всей видимости, не обязательно имело негативную коннотацию. Некоторое презрительное отношение кочевых народов к оседлым, конечно, имело место, но это отношение, скорее всего, было взаимным. На основании только этой особенности взаимоотношений между оседлыми и кочевыми народами, конечно, неправомерно было делать вывод об изжитости этнонима, сформированного столетия назад. Так что ссылка на оскорбительность слова сарт не может рассматриваться в качестве действительной причины отказа в регистрации этого этнонима. Причина лежит гораздо глубже. На самом деле, причин несколько. Назовем только две из них.

Первая причина. По мнению ряда авторов сарты являются категорией не только и не столько этнической, сколько социальной. В одних случаях к сартам относят тех бывших дашти-кипчакских, или чагатайских, узбеков, которые перешли к оседлому образу жизни и утеряли свою родоплеменную принадлежность. В других случаях, к ним относят отюреченных таджиков. В любом случае в понятии сарт сочетаются этнические и классовые характеристики. Сарты  это, как правило, городские жители, занятые ремесленничеством, торговлей, а также в нижних и средних эшелонах администрации и в образовании. Среди них относительно высока доля духовенства, служителей культа, блюстителей закона. В сельской местности они заняты исключительно земледелием. По своему складу характера, своим поведенческим установкам, ценностным ориентациям, своей предприимчивости и даже по внешности они были более схожи с таджиками, чем с представителями узбекских племен, в основном занятых сельскохозяйственным трудом и скотоводством. В силу этой социально-экономической разницы между сартами и узбеками большевики были более склонны сочувствовать узбекам, чем сартам. Если последние представляли собой питательную среду для буржуазных националистов и панисламистов, то сельские узбеки, если при этом вывести за рамки рассмотрения узбекскую родовую аристократию, больше подходили под категорию угнетенной бедноты, являющейся, тем самым, естественным союзником Советов. Такой предвзятый взгляд на сартов и узбеков подтверждается следующим характерным высказыванием С. Асфендиярова, опубликованным в 1924 г. в журнале Народное хозяйство Средней Азии:

«В центре кишлака  базар, где сосредоточиваются почтенные представители торгового капитала, посредствующего звена, соединяющего отсталый феодальный кишлак с промышленной метрополией. У них и лучшие усадьбы с тенистыми садами, прохладными хаузами. У них же лавки, чайханы, караван-сараи. В большинстве случаев, они выходцы из города. Имеется их целая градация, начиная с крупного бая, нередко зимой проживающего в городе, а летом выезжающего в кишлак, на дачу. Они даже в национальном отношении отличаются от окружающего населения. Это так называемые сарты термин, существовавший в истории в противовес кишлачному узбеку. На  них исключительно опиралось царское правительство, создавая опору колониального режима. Они становились всеобъемлющими посредниками, они же проникали в низшую администрацию (аксакалы и мингбаши), они же являлись комиссионерами хлопковых фирм и крупных скупщиков хлопка.

Вторая причина предпочтения этнонима «узбек» названию «сарт» кроется, вероятно, в следующем. Сарты менее подходили для статуса новой социалистической нации, поскольку, несмотря на свой относительно высокий культурный уровень, в гораздо меньшей степени, чем узбекские племена, обладали тем, что можно было бы назвать символическим капиталом в духе представления его неэкономических форм Пьером Бордье. Ассоциируясь с таджикским населением, сарты вполне справедливо воспринимались, как принадлежащие к числу покоренных тюркскими племенами народов. По свидетельству Абу-л Гази, в Хорезме в конце XVII в. сарты составляли слой райат (подданные), а узбеки  слой        сипах  (военное сословие), то есть стояли на ступень выше, по сравнению с сартами, по социально-политической иерархии. В багаже у узбеков было больше национально-исторических символов их былой славы и величия, воплощенных, к примеру, в дастане Мухаммада Солиха «Шейбани-наме». Сарты, напротив, не могли соотнести себя в прошлом ни с Шейбанидами, ни с Темуридами, как чагатайские тюрки, примкнувшие к узбекам. То есть они оказывались без национальных святынь, без предметов национальной гордости и как бы вне истории вообще. Таким

образом, наличие символического капитала у дашти-кипчакских узбеков и чагатайских тюрок создавало более благоприятные условия для формирования именно узбекской идентичности.

По материалам сборника: "Этнический атлас Узбекистана".

  • Thanks 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 01.02.2022 в 12:15, Rust сказал:

Что скрывать? Если бы скрывали, то наоборот бы не хотели бы графу "национальность" вводить?

неприятно им видать от этого факта вот и хотят подчеркнуть уже в паспорте. по мне это самое неправильное решение. надо избавляться от указания национальности. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

14 hours ago, АксКерБорж said:

 

В понятие сарт казахи вкладывали другие качества, казахи наших дней под них не подпадают, нисколько (см: ниже).

Наверно не ошибусь, если выскажу свое понимание образа "сарт", думаю оно нисколько не изменилось со времен моих дедов.

Сарт для нас это:

- выходец из Средней Азии и соседних регионов (обязательно);

- торговец и земледелец в одном лице (обязательно);

- характерный язык, что-то узбекское или сродни (обязательно);

- характерная культура, что-то узбекское или сродни (обязательно).

Последний включает в себя конкретные признаки - характерная традиционная одежда, допусти полосатый халат и квадратная тюбетейка, характерные нравы, вкусы, предпочтения, привычки, менталитет, они тоже хорошо известны.

 

Имхо, внешность, фенотип, не играл роли для представления казаха о классическом "сарте" - он мог быть хоть европеоидом, хоть монголоидом, хоть смешанного типа.

 

Имхо, этническая принадлежность не играла роли для представления казаха о классическом "сарте" - он мог быть хоть тюрком, хоть таджиком.

 

Ничего не забыл указать? ;)

 

если учитывать, что Абылай султана называли сартом на севере, то мне кажется это слово скорее означало "оседлый житель" или "городской житель"

но на самом деле я пошутил, конечно, казахи из 19 века поняли бы что казахов в классическом понимании уже не осталось и не называли бы нас сартами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
19 часов назад, Samatq сказал:

неприятно им видать от этого факта вот и хотят подчеркнуть уже в паспорте. по мне это самое неправильное решение. надо избавляться от указания национальности. 

Это теория заговора, наоборот убрали бы, если бы было неприятно. По мне смешанных на севере гораздо больше, чем на юге. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сергей Абашин:

Они были одногодками. Им в 1894 году исполнилось по 25 лет. Один из них был киргизом, как тогда называли казахов, из зажиточной семьи Сырдарьинской области, закончивший Туркестанскую учительскую семинарию и теперь находящийся на службе переводчиком при Самаркандском военном губернаторе. Второй был обрусевшим немцем (но, судя по всему, оставшийся лютеранином), тоже из небедной семьи, учившийся в петербургском университете на факультете восточных языков и оставшийся там же в должности что-то вроде докторанта.

Их биографии пересеклись в Туркестане, где начинающий востоковед жил в 1893-1894 годах и собирал материалы к своей диссертации. Трудно сказать, встретились ли они лично в том же Самарканде, куда докторант приехал в 1893 году. Можно предположить, что такое знакомство было, потому что самаркандский мир колонистов был не таким уж многочисленным и люди примерного одного статуса и общих интересов не могли там не пересечься.

Однако встреча, судя по всему, не закончилась взаимной симпатией. Уже в марте 1894 года петербургский начинающий учёный опубликовал в самаркандской газете заметку с очень резкой, если не сказать грубой, критикой исторических воззрений переводчика губернатора о происхождении термина «сарт», обвинив его в «апломбе» и «абсолютном невежестве». Критика во многом была справедливой, но по форме выглядела, что уж там, неприличной. Последний не стал отмалчиваться и через пару месяцев ответил своему критику уже в главной туркестанской газете развёрнутым изложением своих взглядов, где в том числе мягко заметил о недопустимости такого покровительственного и резкого тона. В той же газете ещё через пару месяцев появился в свою очередь ответ на ответ, в котором автор продолжил свою критику, опять снабдив её эпитетами «бесцеремонный» и «отсутствие серьёзности» и заметив, вполне по-колониальному, что «склонность к научным работам со стороны туземца представляет во всяком случае отрадное явление».

Суть спора, если немного упросить, была в том, нужно ли сохранять термин «сарты» в качестве названия местного оседлого тюркоязычного населения, или от него нужно отказаться. Обрусевший немец настаивал, что нужно сохранять, тогда как киргиз-казах предложил заменить его на «узбеков».

Дискуссия, как водится, не завершилась каким-то итогом. Учёный муж вернулся в Петербург, защитил свою знаменитую диссертацию о Туркестане и стал со временем академиком, фактически основателем научных среднеазиатских исследований, умер в почёте в 1930 году и похоронен на Смоленском лютеранском кладбище. Его имя — Василий Владимирович Бартольд — теперь известно каждому, кто изучает регион. А его оппонент ушёл с государственной службы, потом переехал в Петербург, где сдал экзамены на юридическом факультете университета и стал работать адвокатом, одновременно сотрудничая с мусульманской фракцией в Государственной думе, в 1917 году он возглавил крупнейшую мусульманскую партию в Туркестане, но его отношения с большевиками не сложились, он сначала эмигрировал, а потом вернулся в Самарканд, где и умер в 1918 году. Из истории Средней Азии его имя — Серали Лапин — было на долгие годы вычеркнуто и забыто.

Парадокс этой дискуссии ещё и в том, что после крушения Российской империи слово «сарты» было-таки заменено на слово «узбеки». Исторически Лапин, который первым твёрдо стал отстаивать эту идею, оказался победителем, а Бартольд проигравшим.

Вот такой очередной небольшой экскурс в прошлое.

Критические отзывы Бартольда на работы Лапина можно прочитать во 2 томе его переизданных в советское время сочинений, здесь:

А с сегодняшнего дня статья Лапина, которую можно было найти только в библиотеке, и то не каждой, тоже доступна для чтения на моей странице в академия.еду, чем я очень горжусь:
Лапин С.-А. О значении и происхождении слова «сарт» (По поводу заметки г. В. Бартольда) // Туркестанские ведомости. 1894, № 36, 38, 39 (PDF, 26 Мб).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мнение об оскорбительности этого термина было в решающей степени распространено с легкой руки Шерали Лапина, который выступал как бы в роли эксперта относительно того, как воспринимают сартов среди казахов.

Но вот мнение другого казахского просветителя Шакарима Кудайберды-улы, племянника Абая, который в 1911 г. писал о сартах следующее: Так называют казахи оседлые тюркские племена, населяющие восточный и западный Туркестан и говорящие на тюркском языке, а также отюреченных таджиков... В  указанном сочинении нет никакого намека на народную этимологию слова, распространенную, якобы, среди казахов. Так что оскорбительный смысл слова сарт можно отнести, разве что, к частным, а не к массовым проявлениям взаимоотношений сартов и кочевых народов.

http://mg.uz/print/publish/doc/text57529_etnogenez_sarty_(chast_4)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

19 minutes ago, кылышбай said:

Мнение об оскорбительности этого термина было в решающей степени распространено с легкой руки Шерали Лапина, который выступал как бы в роли эксперта относительно того, как воспринимают сартов среди казахов.

Но вот мнение другого казахского просветителя Шакарима Кудайберды-улы, племянника Абая, который в 1911 г. писал о сартах следующее: Так называют казахи оседлые тюркские племена, населяющие восточный и западный Туркестан и говорящие на тюркском языке, а также отюреченных таджиков... В  указанном сочинении нет никакого намека на народную этимологию слова, распространенную, якобы, среди казахов. Так что оскорбительный смысл слова сарт можно отнести, разве что, к частным, а не к массовым проявлениям взаимоотношений сартов и кочевых народов.

http://mg.uz/print/publish/doc/text57529_etnogenez_sarty_(chast_4)

Для монголов например кого-то называть "китай, китаец" кажется как оскорбительное - но это монгольское официальное название всех "хань"-цев.

Сейчас в Монголии со словом "сарт" - называют узбеков, кто более менее осведомленные и знающие старые слова монголы. Сейчас скорее всего чаще как "чантуу" которое является из китайского названия.

А во Внутренней Монголии уйгуров и дунганьцев (китайцев мусульман) исключительно называют как "хотон"-ы только.  Может что здесь кроется смысл что они все происходят первоначально из территории "хотон, хотан"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

20 часов назад, enhd сказал:

Сейчас в Монголии со словом "сарт" - называют узбеков, кто более менее осведомленные и знающие старые слова монголы. Сейчас скорее всего чаще как "чантуу" которое является из китайского названия.

В Монголии широкие массы знают про узбекскую нацию? Или тут под узбеками имеются ввиду все тюрки Средней Азии?

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 hours ago, кылышбай said:

В Монголии широкие массы знают про узбекскую нацию? Или тут под узбеками имеются ввиду все тюрки Средней Азии?

Сомнительное мнение от монголоязычных форумчан, без обид, конечно. Думаю, они (монголоязычные);даже и не знают, что означает слово "сарт" (впрочем, мы сами ещё не разобрались), а если кто-то и знает или слышал, скорее всего под этим подразумевают все тюркское население Средней Азии, ибо все мы мусульмане. В общем, термины, сказанные субъективно и означающее что-то конкретное, в последующем может иметь всепоглощающее значение. Скорее всего так и происходит со значением слова "Сарт".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 1/31/2022 at 2:10 AM, Samatq said:

Сартов переселил Тимур из Индии. Слышал такие легенды.
Махалля один в один как индийские кварталы, любят золото, эквилибристика сохранилась, со змеями ладят.

я не прикалываюсь, замечаю каждый раз культурные сходства.

 

А куда по вашему пропало местное население Маварауннахра? Монголы многих убили, но ведь не всех. 

Культура у них далеко не индийская, это культура автохтонного населения, таджико-персидская грубо говоря. 

Видно что вы плохо знаете соседние народы и их культуры. 

Индия влияла на согдийцев, бактрийцев в доисламский период, затем наоборот. Забавно что именно после Тимура индийцы начали сильно перенимать культурные особенности "сартов". 

 

  • Одобряю 1
  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Монголы называли мусульман "сартами", было ли это уничижительным названием непонятно. 

Далее даже потомки исламизированных монголов продолжали называть оседлых мусульман сартами, подразумевая их слабость по сравнению с военным классом кочевников. Похожое презрение испытывали тюрки-кызылбаши по отношению к персам. 

В общем это по-факту тупой национализм, и он жив по сей день. В период до экспансии Российской империи в Средней Азии также царил дебильный национализм. Исследователи-востоковеды не считали нужным проявлять этику и толернантость и "закрепили" такое название за оседлым народом мусульман. 

 

  • Одобряю 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Слово сарт всплывает в разговоре монголов когда спорят о наших сартуулах, имея ввиду среднеазиатов вообще. А узбеков называем чантуу, что конечно китайское слово. 
Насчёт слова сарт есть “народная” этимология у монголов, якобы так изначально называли жителей городов с минаретами на которых бул полумесяц. Сар по монгольский месяц, Сар+т люди которые поклоняются месяцу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 03.02.2022 в 05:41, boranbai_bi сказал:

если учитывать, что Абылай султана называли сартом на севере, то мне кажется это слово скорее означало "оседлый житель" или "городской житель"

но на самом деле я пошутил, конечно, казахи из 19 века поняли бы что казахов в классическом понимании уже не осталось и не называли бы нас сартами.

 

Я примерял и этот признак, "городской, оседлый житель", но сразу же отверг его и поэтому не внес его в свой список:

В 02.02.2022 в 15:21, АксКерБорж сказал:

Наверно не ошибусь, если выскажу свое понимание образа "сарт", думаю оно нисколько не изменилось со времен моих дедов.

Сарт для нас это:

- выходец из Средней Азии и соседних регионов (обязательно);

- торговец и земледелец в одном лице (обязательно);

- характерный язык, что-то узбекское или сродни (обязательно);

- характерная культура, что-то узбекское или сродни (обязательно).

Последний включает в себя конкретные признаки - характерная традиционная одежда, допустим полосатый халат и квадратная тюбетейка, характерные нравы, вкусы, предпочтения, привычки, менталитет, они тоже хорошо известны.

 

Имхо, внешность, фенотип, не играл роли для представления казаха о классическом "сарте" - он мог быть хоть европеоидом, хоть монголоидом, хоть смешанного типа.

 

Имхо, этническая принадлежность не играла роли для представления казаха о классическом "сарте" - он мог быть хоть тюрком, хоть таджиком.

 

Ничего не забыл указать? ;)

 

1) Было много оседлых, городских жителей вокруг казахов, те же русские или сибирские татары, но от того казахи их ведь не включали в сартов.

2) И поясните пож кто у нас на севере, в Степном крае, называл Аблая сартом?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 02.02.2022 в 15:21, АксКерБорж сказал:

Сарт для нас это:

Ничего не забыл указать? ;)

 

Оказывается все же упустил 2 момента. ))

Поэтому примерный образ сарта для казаха степняка дам более полно.

Сарт для нас это:

1) Выходец из Средней Азии и соседних регионов (обязательно);

2) Торговец и земледелец в одном лице (обязательно);

3) Характерный язык, что-то узбекское или сродни (обязательно);

4) Характерная культура, что-то узбекское или сродни (обязательно).

Последний включает в себя конкретные признаки - характерная традиционная одежда, допустим полосатый черно-белый халат и квадратная черно-белая тюбетейка, характерные нравы, вкусы, предпочтения, привычки, менталитет, они тоже хорошо известны (обязательно торговаться, расслабляться после получения маржи - чайхана, лежание на тапчане, бачи, кальян и пр. и пр.). :ozbek:

Не обязательные признаки:

1) Казахи не вкладывали в образ сарта мусульманское наполнение, по крайней мере я такого не нашел, наоборот, образ сарта в глазах казаха степняка далек от канонов ислама;

2) Казахи не связывали образ сарта обязательно с оседлостью или городским жительством, потому что других оседлых и городских жителей, тех же русских, татар, башкир казахи сартами не называли; 

3) Внешность, фенотип, думаю не играл роли для представления казаха о классическом "сарте" - он мог быть хоть европеоидом, хоть монголоидом, хоть смешанного типа;

4) Этническая принадлежность думаю тоже не играла роли для представления казаха о классическом "сарте" - он мог быть хоть тюрком (узбеком, уйгуром), хоть персом (таджиком), хоть дунганином.

И даже скажу больше, для казаха степняка он мог быть даже осартившимся казахом или кыргызом. Надеюсь в меня сейчас не полетят камни. :) Ведь и такие были. К тому же разве сарт это что-то плохое? Это я оправдываюсь на случай атаки на себя. :D

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

13 часов назад, АксКерБорж сказал:

И поясните пож кто у нас на севере, в Степном крае, называл Аблая сартом?

на канале "Дорога людей" есть серия видео про Абылая, там об этом говорилось

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

21 час назад, Kenan сказал:

В период до экспансии Российской империи в Средней Азии также царил дебильный национализм. Исследователи-востоковеды не считали нужным проявлять этику и толернантость и "закрепили" такое название за оседлым народом мусульман. 

Серали Лапин именно с этим и боролся, ведя полемику в "Туркестанской правде" с Бартольдом. Но им двигало не только его видение на месте, изнутри, но и его панисламистские воззрения. Выделение сартов сильно мешало объединению мусульман Туркестана

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 04.02.2022 в 23:12, Kenan сказал:

А куда по вашему пропало местное население Маварауннахра? Монголы многих убили, но ведь не всех. 

Культура у них далеко не индийская, это культура автохтонного населения, таджико-персидская грубо говоря. 

Видно что вы плохо знаете соседние народы и их культуры. 

Индия влияла на согдийцев, бактрийцев в доисламский период, затем наоборот. Забавно что именно после Тимура индийцы начали сильно перенимать культурные особенности "сартов". 

 

Я очень хорошо знаю културы народов ЦА

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

14 часов назад, Jagalbay сказал:

на канале "Дорога людей" есть серия видео про Абылая, там об этом говорилось

 

Я не про телевидение спросил вас, я спросил у вас в каком письменном источнике или в каком устном народном предании говорится, что Аблай-хан сарт?

 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 часов назад, АксКерБорж сказал:

 

Я не про телевидение спросил вас, я спросил у вас в каком письменном источнике или в каком устном народном предании говорится, что Аблай-хан сарт?

 

какое еще ТВ, там женщина-историк говорит об этом, которая много лет изучала Абылай хана, годы проводила в китайских архивах например

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 06.02.2022 в 19:22, Jagalbay сказал:

какое еще ТВ, там женщина-историк говорит об этом, которая много лет изучала Абылай хана, годы проводила в китайских архивах например

 

Женщина не источник, даже если она историк. ))

Я спросил у вас в каком письменном источнике или в каком устном народном предании говорится, что Аблай-хан сарт?

 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...