Jump to content



Aza

Халха-Монголы

Recommended Posts

АРГАЛЧИН (АРГАЛЧИЙНХАН): данный род зафиксирован в сомонах Цээл, Тонхил Гоби-Алтайского аймака и сомоне Цэцэг Кобдоского аймака [Очир 1989: Личный архив автора]. В древние времена у хошунных правителей и хутухт, обитавших в гобийских зонах и безлесных районах, в услужении были люди, 14 которые готовили аргал (кизяк, сухой помет, употребляемый как топливо. — А.О.). Их называли аргалчинами. Так, в 1875 г. аргалчины приготовили 640 телег кизяка для нужд Егудзер-хутукты халхаского Сэцэнхановского аймака. Зачастую монгольские князъя и чиновники передавали своих аргалчинов другим людям или освобождали их от этого рода деятельности. Так, в XIX в. некий тайджи хошуна Дэчин Яринпила Тушээтухановского аймака, отдав двух аргалчинов своему хошунному дзасаку, говорил: «...преподношу этих двух парней дзасаку с просьбой сделать их сомонными албатами. Пусть они навечно освободятся от сбора кизяка и навьючивания. Прошу пожаловать их потомкам грамоту, удостоверяюшую их освобождение от этого дела» [Нацагдорж 1978: 214–215]. Таким образом, группа имела социальное происхождение, со временем часть людей, ставших заниматься заготовкой кизяка, постепенно утратила исконное название своего рода, и в силу исполняемых ими обязаностей они стали именоваться аргалчинами. Аргал (старописьм. монг. яз. arγal) является словом, имеющим одну основу -ар с монгольским словом аргуун. Путем присоединения к основе слова аффикса -га, образующего глагол, было образовано слово арга(х). Присоединив к этому глаголу аффикс -л, образовали слово аргал, в переводе на русский язык означает сухой помет. Соединив слово аргал с аффиксом -чин, получим название аргалчин.

  • Не согласен! 1
Link to post
Share on other sites
14 minutes ago, ARS said:

ТАТАР(Ы): одно из древних монгольских племен. Название татар было отмечено еще в 732 г. на стеле древних тюрок как окуз татар, а в 735 г. — токуз татар [Древнетюркский словарь 1969: 374, 578]. В китайских источниках, начиная с IX в., стали появляться имена датани ~ дадани, да да, что и означает татары, которых китайцы именовали жужанями [Сүхбаатар 1992: 181–182]. А жужане являются племенем монгольского происхождения. Во второй половине XII в. татары обитали в Восточной степи и бассейне р. Халх гол и состояли из девяти родов: тутуклиуд (тутагуд), алчи, куйн, биркуй, терат, камаши, ниучи, буйрагуд и айрагуд [Рашид-ад-Дин 1952: 103, 105, 107, 111, 129; Word and Suffi x-Index 2001: § 15; Пэрлээ 1967: 111]. С образованием Великого Монгольского государства в начале XIII в. одна часть «девяти татар» вошла в состав центрального мингана, перешла 160 к Бортэ-хатун, а другая отошла к западному тумену, попала под власть татарского Их Хутакт-нойона. В XIV–XVI вв. большая часть татар находилась в Восточной Монголии под властью Батумунху Даян-хана и его потомков. Внуки Даян хана — Төгс тайджи и Цээлэй правили татарским племенем; Баяндара, сын Барсболда, управлял белыми татарами [Darm-a 1987: 215, 217]. Большинство из них обосновались в Южной (Внутренней) Монголии. Ныне в Монголии татары (татари) зарегистрированы в сомоне Матад Восточного аймака и сомоне Асгат Сүхбаатарского аймака [Очир, Сэржээ 1998: 20–24]. Как известно, татары были многочисленным и крупным племенем. Однако в борьбе с Чингис-ханом они утратили свою мощь и были рассеяны по разным сторонам. Ныне татарами называют этнические группы, имеющие монгольское и тюркское происхождение. Из них так называемые «девять татар» приняли участие в этнокультурном развитии монголов. Татары эти, как племя, сформировались, видимо, в период существования на территории Монголии Тюркского каганата (VI–VIII вв.); помимо монгольского компонента, в процессе этногенеза приняли участие и тюркские, о чем свидетельствует этнический состав татар. В этот период монголами управляли тюрки, которые со временем омонголились. Название татары повсеместно распространилось в XIII–XIV вв., в период монгольских завоеваний в Европе и Средней Азии. Более того, оно употреблялось с тем же смысловым значением, которым пользовались европейцы. У европейских народов слово «тартар» в языческом понимании использовалось в значении подземной пропасти, страшного мира, и близкое по произношению название «татар» иноземных завоевателей принималось ими в искаженном смысле, поэтому распространилось довольно широко. Что же касается сибирских татар и татар, проживающих на территории между Азией и Европой, то они являются выходцами из тюрок. Название татар они получили позднее и не имеют родовой связи с монгольскими («девятью татарами». — А.О.) 161 татарами. Вероятно, это слово иранского происхождения. Оно отмечено в письменных источниках Европы еще в Х в. [Шпилевский 1877: 110]. Слово татар состоит из двух частей: тат+ар. Первая из них тат представляет собой древнеиранское слово, означающее «не свое, инородное, иноземное», а вторая -ар обозначает «человек, мужчина» [Еремеев 1970: 134; Закиев 2003: 68], т.е. «инородный человек, иноземный мужчина»

Современность[править | править код]

Ныне в Монголии татары (татари) проживают в составе халха-монголов в сомоне Матад Восточного аймака и сомоне Асгат Сүхбаатарского аймака[32]. На территории Внутренней Монголиипроживают носители родовых имен татар, татаруд, цаган татар (белые татары), айригуд, буйригуд[33][34].

Согласно Б. З. Нанзатову, потомки татар также проживают среди бурят. Согласно его исследованиям, бурятский род тэртэ — потомки татарского рода терат, другой бурятский род шошолог — потомки татарского рода тутуклиуд. Этнонимы шошолог и тутуклиуд сводятся к понятию “имеющие правителя”, но тутуклиуд — мирного (т. е. в мирное время), а шошолог — военного (т. е. в военное время). Часть средневековых приангарских татар-тутуклиутов могла сменить этноним по двум причинам: либо со сменой общинно-кочевого периода военно-кочевым, либо в связи с преследованием Чингисханом татарских племен. По второй причине татары-тутуклиут могли трансформировать этноним на близкий по значению и скрыться от преследований. Близкий сюжет о былой многочисленности шошолоков и почти полном уничтожении племени врагами упоминают устные предания данного рода[3]. Род чочолиг также отмечен в составе баргутов[35]. Также в числе потомков татар Б. З. Нанзатовым названы саганы, расселённые по Иркуту и Китою[30], один из хонгодорских родов тункинских бурят[31].

В Монголии проживают носители следующих родовых фамилий: татар, татаар, цагаан татар, тэрт, тэртэ, шошолог, шошоолог, шошлог, алши, айраг, айраг боржигон, айраг боржигин, буйр, буйргууд, буйрууд, буйруут, тутаг, хуйд, хуйн, хуйт, хүйн, хүйтэн[36].

 

Link to post
Share on other sites
3 часа назад, Steppe Man сказал:

Бүх цэргийн Их хар сүлдийг цагаалах тайлгын ёслол боллоо

 

Это монгольский новодел и мода со всякими черными султанчиками, согласитесь Азбаяр?

А вот это живая монгольская жизнь. ;)

EkZndr7WoAA5e37?format=jpg&name=medium

 

Link to post
Share on other sites
28 minutes ago, АксКерБорж said:

 

Это монгольский новодел и мода со всякими черными султанчиками, согласитесь Азбаяр?

А вот это живая монгольская жизнь. ;)

EkZndr7WoAA5e37?format=jpg&name=medium

 

C3z2L8pUEAA6MKC?format=jpg&name=medium

EiLe-uoUYAEnGwT.jpg

Cml8mc-VIAAG2Jq?format=jpg&name=medium

C-Qz9hMXsAA6BRe.jpg

 

Не нужно завидовать ибн баба АКБ!

:D

Link to post
Share on other sites
8 минут назад, Steppe Man сказал:

Не нужно завидовать ибн баба АКБ!  :D

 

Здрасьте. Стал бы нирун завидовать тунгусо-маньчжурам. ;)

 

Link to post
Share on other sites
39 минут назад, Steppe Man сказал:

Какой нирун?  Нирун-динлин-огуз это я, а вы маньчжур. :D

 

Мечтать не вредно.

 

Link to post
Share on other sites
1 hour ago, АксКерБорж said:

 

Мечтать не вредно.

 

И уж раз вы стали нирунам , почему бы мне  не назвать себя кият-борджигинам.. Вам можно ,а мне нельзя что ли?:lol:

Link to post
Share on other sites
2 часа назад, Steppe Man сказал:

И уж раз вы стали нирунам , почему бы мне  не назвать себя кият-борджигинам.. Вам можно ,а мне нельзя что ли?:lol:

 

Сертификат вашего днк теста нужен, чтобы нам понять кто вы, нирун, дарлекин, эвенк, нанаец или маньчжур.

Указом вашего Президента мы не пользуемся, к сожалению, он на нас силы не имеет. ;)

 

Link to post
Share on other sites
1 час назад, АксКерБорж сказал:

 

Сертификат вашего днк теста нужен, чтобы нам понять кто вы, нирун, дарлекин, эвенк, нанаец или маньчжур.

Указом вашего Президента мы не пользуемся, к сожалению, он на нас силы не имеет. ;)

 

На этот указ монголы имеют полное право, как законные потомки. Некоторые претендуют на правопреемственность от средневековых монголов, имея минимальные аргументы для этого. Очень многие приняли этнонимы монгольских племен, но внутри сохранили свои прежние тюркские этнонимы родов.

  • Не согласен! 1
Link to post
Share on other sites
2 hours ago, АксКерБорж said:

 

Сертификат вашего днк теста нужен, чтобы нам понять кто вы, нирун, дарлекин, эвенк, нанаец или маньчжур.

Указом вашего Президента мы не пользуемся, к сожалению, он на нас силы не имеет. ;)

 

У меня индо-европейская ,динлинская,скифская ,хуннская,огузская гаплогруппа по отцовски и по матерински в отличие от вашей тунго-маньчжурской.

Разве я  обязан вам показать ?

:D

Link to post
Share on other sites
14 часов назад, mechenosec сказал:

На этот указ монголы имеют полное право, как законные потомки. Некоторые претендуют на правопреемственность от средневековых монголов, имея минимальные аргументы для этого. Очень многие приняли этнонимы монгольских племен, но внутри сохранили свои прежние тюркские этнонимы родов.

Этнонимы не выбирают. Это же колоссальная глупость. :unsure:

14 часов назад, Steppe Man сказал:

У меня индо-европейская ,динлинская,скифская ,хуннская,огузская гаплогруппа по отцовски и по матерински в отличие от вашей тунго-маньчжурской. Разве я  обязан вам показать ? :D

Обязаны показать сертификат, раз выбрали себе тюрко-татарский этноним найман (сегиз).

Или откажитесь и вернитесь к своему родному этнониму бесүд. :)

 

Link to post
Share on other sites

 

Населенные пункты Монголии - сёла, посёлки, райцентры и городки:

0_c03b8_30274ece_XL.jpg

0_c07e0_23a4e609_XL.jpg

0_c072f_cc6f8a84_XL.jpg

0_bff12_ce30b7ba_XL.jpg

0_bff11_39a05294_XL.jpg

0_c06be_8f4c4392_XL.jpg

Link to post
Share on other sites

 

Кому интересно.

Жизнь в Монголии (глазами русского зятя):

https://journal.tinkoff.ru/mongolia/

 

Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now




×
×
  • Create New...