Jump to content



Aza

Халха-Монголы

Recommended Posts

В буддизме есть множество практик, похожих на шаманские, особенно в тантрическом буддизме. Становление буддизма в Тибете началось с того, что Гуру Римпоче подчинил себе тибетских сабдаков - гневных хозяев местности. 

 

Практики, связанные с общением с духами, являются частью государственного ритуала Тибета до сих пор.

 

http://www.ng.ru/style/2010-03-03/8_tibet.html

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ещё раз повторю. Шаманизм, это шаманизм. Религия, это религия. Мистические направления в религиях не делают эти религии шаманизмом. Не только в буддизме есть мистические практики. Такие практики есть и в исламе, и в христианстве, и в иудаизме. Но, это не значит, что практикующие эти мистические практики религиозные адепты становятся шаманами.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Я вот кстати о том же говорил..

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

Тэр өөрийн 11 хүүдээ харъяат аймгуудаа хуваарилж олгосон нь бөгөөд отгон хүү Гэрсэнзд Халх түмний 7 хошуу ногдсон нь Халх 7 хошууны эхлэл болжээ. Даян хаан өөрийн 11 хүүдээ дараах аймгуудий хувьдан өгсөн. Үүнд:

Тэр Монголыг дахин зохион байгуулалтад оруулж зургаан түмэн болгожээ.

Зүүн түмэн: ХалхЦахарУрианхай

 

Баруун түмэн: ОрдосТүмэдЮншээбүү дотор АсудХарчин аймгуудыг нэмж нэг түмэн

http://mn.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D1%82%D0%BC%D3%A9%D0%BD%D1%85_%D0%94%D0%B0%D1%8F%D0%BD_%D1%85%D0%B0%D0%B0%D0%BD

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

Сводка библиотеки Конгресса США (http://lcweb2.loc.gov/frd/cs/mntoc.html) говорит, что к концу XV в., Даян-хан восстановил мир и установил новую конфедерацию, включающую обширный регион, между Уральскими горами и озером Байкал. Он также расширял свой контроль в восточном направлении, для включения остатка Монголии. Ойраты же были окружены тюркскими потомками чагатай-монголов, которые заняли низменности на восток и запад, в трех независимых ханствах - Яркенде (современный Синьцзянь к югу от Тянь-Шаньских гор), Фергане и Хорезме. Объединенная Монголия по главенством Бату-Мункэ-Даян-хана делилась на два крыла. В состав восточного крыла входили Чахар (район р. Силингол), Урянха (к северу от Ляодунского полуострова) и Халха (к северо-западу от р. Халхин-Гол). Это крыло находилось под непосредственным управлением великого хана. В состав западного крыла входили территории, подчиненные Даян-ханом: Ордос (кит. Хэтао, в излучине р. Хуанхэ), Тумэт, Уланчаб и Юншебу. В 1488 г. Даян-хан направил китайскому двору письмо, в котором просил согласия принять от него дань. Такое согласие было им получено. Однако в 1495 г. монголы начали военные действия против Китая, и в 1500 г. Даян-хан перенес свою ставку в завоеванный Ордос. В 1504 г. Даян-хан вновь обратился к китайскому двору с просьбой принять от него дань. Несмотря на согласие китайского двора, в том же году монголы совершили опустошительное нападение на Датун и другие пограничные области Китая. Таким образом, мирная торговля с Китаем полностью прекратилась к 1500 г. (История Востока, 1995http://gumilevica.kulichki.net/HE2/he2512.htm).

В 1510 г. Даян-хан назначил наместником (джинонгом) западного крыла (Ордос, Тумэт, Уланчаб и Юншебу) своего сына Улус-Болода. Однако местные правители Ибрагим и Мандулай-Агулху отказались признать ханского наместника и убили Улус-Болода, после чего Даян-хану вновь пришлось утверждать свою власть силой. Титул Джинонга стал наследственным, но его носители были правителями только Ордоса, а не всего западного крыла Монголии. С 1514 г. по 1526 г. войска Даян-хана почти каждый год совершали нападения на северные области Китая, причем неоднократно доходили до окрестностей Пекина. По сообщению китайских источников, действовавшие против Китая монгольские войска насчитывали до 50 000 конников (История Востока, 1995). Видимо к этому времени следует отнести происхождение этнонима халха (носители, которого составляют около 90% населения нынешней Монголии). По устной информации антрополога и этнографа Лувсанвандана Билэгта, этноним халха закрепился в период, когда монголы имея силу нападали на Китай, и теряя ее, откатывались впоследствии на север. Территории, служившие базой для подготовки новых походов и отдыха, образно были названы одним из поэтов "халха минь" - "щит мой" (в современных монгольских языках слово "халха", помимо прочих значений имеет значения - прикрытие, щит, заслон, ограждение, преграда (Калмыцко-монгольско-русский словарь, 1986). Впоследствии этот термин прочно закрепился за большей частью современной территории Монголии - Халха, а также за восточными монголами, которые носят этноним халха-монгол (их потомки составляют около 90% населения Монголии по переписи 1979 г. и 81% по переписи конца 1980-х гг.).

Map_of_the_Great_Wall_of_China.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Русский мальчик, влюбленный в Монголию

 

 

e2d637c181f6c82429ba8bbd8d694065.jpg

Автор: Жанна Идымова

Ему только 14 лет. Но он уже умеет «заставить» поволноваться интернет-публику и, в частности, читателей АРД. Его статьи на «монгольскую тему» - часто спорные, иногда встречают неоднозначную оценку и почти всегда – большой резонанс. Его тексты подкупают своей «доходчивостью» - он говорит о сложных вещах искренне и просто. А иногда и драматично. В столь юном возрасте – он уже большая умница. И читатели из Монголии часто благодарят его «за правду». Именно об этой стране на своих интернет-ресурсах активно пишет и горячо говорит Михаил Губин.

Немало толков вызвала и его идея создать национальный монгольский поисковик «Хурал». К примеру, на одном из монгольских же ресурсов кто-то скептически выразился: «Да что может тинейджер, живущий в Чехии! Ведь это такие деньги нужны!». Другие говорят: «У него большое будущее!». И, судя уже сегодня по его делам - второе ближе к правде.

Мы предлагаем ближе познакомиться с самым молодым автором АРД и нашим партнером в Сети – Михаилом Губиным. И, знаете ли… когда Марк Цукерберг начал заниматься своим любимым делом, что в итоге перевернуло жизнь многих из нас – он ведь тоже был «всего лишь школьником»...

 

 

nnRvViy7m14.jpg

Ваши материалы о Монголии иногда бывают спорными, но всегдавызывают живую полемику на нашем сайте, а часто и благодарностьнаших монгольских читателей. К примеру, после недавней публикации в АРД Вашей статьи «Заговор против монгольского народа?» были такие отзывы: «Спасибо Губину за правду!», «Благодарим за то, что открываете глаза многим» и «Процесс справедливого переосмысления уже пошел, и в учебниках РФ убрали понятие «монголо-татарское иго» и еще многое...

Как Вы сумели почувствовать, что именно близко людям в Монголии? Почему Вас, вполне европейского парня, вдруг так стала беспокоить репутация этой далекой от Вас страны?

- Вопрос «Почему именно Монголия?» задают мне довольно часто. И каждый раз ответ на него вызывает определенные трудности. Монголией я интересуюсь уже около 7 лет. Этот народ и эта страна мне близка... своими бескрайними степями, свободой. Важную роль в начале изучения Монголии сыграла фигура Чингисхана – безусловно. Эта личность привлекла мое внимание в школе. Точнее, привлекло внимание то, что о таком значимом для мировой истории человеке практически ничего не было сказано. Я начал выступать с докладами об истории Азии, Монгольской империи...

Определенно, все началось с истории России – отношений русских княжеств с Золотой Ордой. А потом пошло-поехало. С 14-го века до современности, и обратно. Такой путь проделал мой интерес к Монголии.

В начале 2012 года я начал свое участие в Википедии. В том числе – в её монгольском разделе. С тех пор я успел познакомиться с большим количеством людей из Монголии. Возможно, именно благодаря этому я понял, что именно им близко. На самом деле я просто пишу то, о чем думаю. И это настолько важные для современных монголов темы - маловероятно, что они оставят кого-либо равнодушным.

- А бывали Вы сами уже в Монголии?

- Нет, я еще никогда не был в Монголии. В будущем надеюсь посещать эту замечательную страну довольно часто.

- Кто же Вы сам? Сколько Вам лет? Чем занимаетесь? Где живете?

-  Студент Гимназии международных отношений (чеш. Gymnázium mezinárodních a veřejných vztahů Praha) в Праге. 14 лет. Придерживаюсь точки зрения, что возраст - всего лишь цифра, которая не определяет ум человека и его взгляды на жизнь.

QapnoVCxfEQ.jpg

- Вы связываете свои дальнейшие планы с судьбой Монголии каким-то образом?

- Да, конечно. После окончания школы и университета планирую переехать в Монголию и продолжать заниматься своей деятельностью там.

- Что именно Вас привлекает в Монголии – образ жизни, люди, история, национальный дух? Что Вас так завораживает?

- В Монголии меня наиболее привлек национальный дух – дух воинов Чингисхана, и связанная с ним история страны. Чуть позже, после более подробного изучения, меня увлекла величайшая монгольская культура.

- Вы знаете монгольский язык? Или изучаете?

- Изучаю монгольский. К сожалению, даже в Интернете трудно найти какие-либо полные учебники монгольского. Часть опыта почерпнул из общения с монголами, часть – из самоучителей.

- Как Вы находите монгольский язык? Что Вам в нем нравится?

- В монгольском языке мне нравится его благозвучие и мелодичность.

2y2Ey-ZVWx4.jpg

7Nlr9nFFDp0.jpg

- Какие у Вас сейчас цели? Мечты?

- Ближайшей целью является, конечно же, открытие «Хурала». В планах – создание Викимедии Монголия, произведение заливки статей роботом в монгольскую Википедию.

Также я планирую сделать набор редакторов в News Mongolia и оживить работу проекта. В случае успеха «Хурала» я надеюсь на регистрацию соответствующей компании и дальнейшее ее развитие.

Наиболее реалистичной мечтой на ближайшее время можно назвать создание Федерации монголов Чешской республики. В Чехии живет примерно 5000 монголов, и подобная некоммерческая организация довольно важна. Она будет поддерживать проведение монгольских национальных праздников в Чехии, сохранять и развивать монгольские традиции. С созданием данной организации можно будет заняться Музеем монголов в Праге.

Также моим проектом на ближайшее время является Стадион имени Чингисхана в поселке Птице недалеко от Праги.

mDRJfzCAH-M.jpg

- Вы работаете над уникальным продуктом – это монгольский интернет-поисковик «Хурал». АРД уже писал об этом. Почему и когда у Вас возникла такая идея? Чего Вы этим хотите добиться?

- Верно, данная идея возникла примерно год назад. Я всегда хотел совершить что-то значимое для Монголии. Поисковик действительно важен. Информационная независимость – залог успеха. Как я заметил в своей статье «Почему для Монголии важен свой поисковик?», это – еще один шаг в превращении Монголии в независимую, демократическую, развитую страну.

- Опишите свою «жизнь в Сети» - Вы блогер, веб-мастер, или кто-то еще? Как давно Вы этим занимаетесь и с какой целью?

- Как я уже указал выше, я начал свое участие в сети с Википедии. До сих пор являюсь довольно активным членом вики-сообщества. С момента создания News Mongolia (середина-конец 2013-го года) я увлекся публицистикой и программированием. Причиной участия в Википедии является стремление дать людям те знания, которые я имею. Пишу я в основным на тематику Монголии – в Википедии она крайне неразвита и нуждается в существенном дополнении и исправлении.

Кроме того, я являюсь вебмастером русского монголоязычного музыкального коллектива Uran Bator. Это уникальный экспериментальный проект, сочетающий монгольский фольклор с industrial и EBM. Конечной целью является создание координационного центра всех основных монгольских сайтов, единой системы сотрудничества и взаимоподдержки. Центральным проектом «системы» конечно же будет основной сайт в любом национальном разделе интернета – поисковая система, в данном случае «Хурал».

- Считаете ли Вы, что Монголии нужен своего рода «национальный» интернет, как, например, в «закрытых» азиатских странах – Китае, Северной Корее? Почему?

- Смысла в отдельном интернете определенно нет. К текущей всемирной паутине уже привыкло население, национальные интернеты анонсирует правительство тех стран, политическая система которых нацелена на закрытие от остального мира. А в монгольском гимне поется: «Наша страна будет развивать отношения cо всеми праведными странами мира». Вместе с тем, как я и указал выше, информационная независимость важна, и иметь национальный браузер с национальной поисковой системой очень даже нужно.

EklfNBFBKuc.jpg

- Вы хорошо знакомы с фольклором, традициями монголов, и даже шире – монгольских народов?

- Не следует путать монголов и халха-монголов, так как монголом является и бурят, и калмык, и хазареец. То есть монголы – это и есть все монгольские народы. Да, я знаком с фольклором монгольских народов, читал большое количество сказок, произведений халхов, калмыков. Читал научные работы по данной тематике. Обычаи и традиции монгольских народов не только знаю, но и стараюсь соблюдать.

- Изучаете жизнь других монгольских народов? Что Вам о них известно, если кратко?

- Конечно, изучаю. Наибольший интерес для меня представляют собой хазарейцы – монгольский народ в Афганистане, который борется за создание своего национального государства Хазараджата. Кратко описать всю информацию о каком-либо народе трудно, отмечу лишь, что отдельно я занимался урянхайцами и калмыками.

- Откуда Вы черпаете информацию для своих исследований и творчества? По Вашему мнению, у Вас достаточная база знаний для того, чтобы адекватно рассуждать на такие темы как проблемы истории и будущее экономики и политики Монголии и т.д.

- Источниками для моих работ по истории являются монгольские сказания, сказки, работы монгольских ученых. По современной монгольской экономике я пользуюсь данными из Национального статистического комитета Монголии и других официальных источников, а также данными «из первых рук» - от монгольских политиков. Это, с моей точки зрения, дает мне право утверждать, что мои исследования вполне авторитетны и адекватны.

p7tv1bm4R7Y.jpg

- Чем Вы любите заниматься в свободное время, если оно у Вас есть? У Вас уже есть какие-то жизненные принципы, ориентиры, примеры для подражания?

- В свободное время я увлекаюсь рисованием (ныне рисую цикл картин на тематику монгольской мифологии), шахматами, спортом. На будущее моим примером для подражания является монгольский профессор Валерий Ульзибат, художник Эршуугийн Отгонбаяр.

- Каково Ваше вероисповедание?

- Я крещен, однако не верую в какого-либо конкретного бога. Я просто верю во Всевышнего - будь то Будда, Христос или же Тэнгэр.

- Почему Вас, кстати, так заинтересовала тема «харианства»? Это Ваш собственный термин? Зачем Вам это надо, и почему решили популяризировать эту тему? Какую идею тем самым Вы собираетесь нести людям?

- Согласитесь, что любая развитая страна имела свою культуру, к которой относилась и мифология. Про подобную монгольскую мифологию ничего не известно. И это также часть «заговора против монгольского народа». Термин «черная вера» - не мой, как я и описывал в статье про харианство, он употреблялся бурят-монгольским ученым Д. Банзаровым. Первым ли он его употребил – неизвестно. А как я от этого образовал слово «харианство» - я пояснил той же статье: «Черная вера» - Хар шүтлэг. Русификация названия «Тэнгэр шүтлэг» выглядит как «Тенгрианство», соответственно «Хар шүтлэг» - «Харианство».

Данная тема важна, так как культ тенгрианства начинает возрождаться в Монголии, но люди не понимают, во что они действительно веруют. Что это не тенгрианство, а харианство. Что это не религия диких кочевников – а традиционная религия развитого монгольского народа.

Религия более древняя, чем буддизм, которая несет мысль добра и мира.

- У Вас есть друзья в Монголии или среди других монгольских народов? Как Вы общаетесь?

- Конечно, у меня довольно большое количество знакомых в Монголии. В основным, мы общаемся через социальные сети и Скайп.

VsLKaoQnFrc.jpg

- Что Вы лично хотели бы передать нашим монгольским читателям?

- Большое спасибо всем, кто поддерживает мою деятельность, читает мои статьи и следит за моей работой.

- Спасибо за интервью, Михаил! Надеюсь, я Вас не слишком утомила. Хотя у Вас ведь еще столько и планов, и сил! Желаю Вам успеха и радости во всем! Один из наших монгольских читателей сказал о Вас: «У него большое будущее!». Я тоже искренне в это верю!

 

P.S. Последние новости от Михаила:

«Вчера Совет директоров "Хурала" 75% голосов принял постановление о преемственности от Сурага. Соответствующее соглашение было заключено с авторами Сурага. Напомню, что Сураг - монгольская поисковая система, существовавшая с 2012 по 13-й год. Соглашение означает, что Хурал продолжает дело Сурага и является его преемником, а значит официально первой монгольской поисковой системой. Также на рассмотрении Совета находится вопрос о полном наименовании Хурала. Решение будет вынесено в ближайшие 2 дня».

Share this post


Link to post
Share on other sites

Сообщение АКБ о территориальной целостности Украины скрыто. Этот форум не касается политики.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Среди халха монголов и западных мянгатов имеется род  "башгид,басигид,башигид" (башкиры).Они в 13 веке пришли в Монголию  из  горно-таежной зоны Южной Сибири.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Оказывается, что среди монголов есть индусы... :lol:

 

 

 

Нэг. Монголд Хинд овогтон байна гэж үү?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Сообщение без перевода скрыто.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Sumo star Hakuho lifts trophy, then Stallone

Hakuho cleans up at the autumn Tokyo tournament, then tackles Sly Stallone at "The Expendables'" press shoot

 

sumo-sly-stallone-expendables-m.jpg?itok

 

sumo-sly-stallone-expendables-i.jpg?itok

 

 

Шестьдесят девятый йокодзуна Хакухо в тридцать третий раз завоевал Кубок Императора и превзошел рекорд сорок восьмого великого чемпиона Тайхо, державшийся с 1971-го года.

29-летний монгол Мунхбатын Даваажаргал не проиграл ни одного поединка на Январском турнире в токийском Дворце сумо «Кокугикане». В одиннадцатый раз Белый феникс добился идеального результат дзэнсё («только победы»).

Share this post


Link to post
Share on other sites

Среди халха монголов и западных мянгатов имеется род  "башгид,басигид,башигид" (башкиры).Они в 13 веке пришли в Монголию  из  горно-таежной зоны Южной Сибири.

вот их надо тестировать и сравнить с современными башкирами

Share this post


Link to post
Share on other sites

Среди халха монголов и западных мянгатов имеется род  "башгид,басигид,башигид" (башкиры).Они в 13 веке пришли в Монголию  из  горно-таежной зоны Южной Сибири.

 

По моему никакой родственной связи между башкуртами и мянгатами-басгыдами не существует. Всего лишь созвучие первых трех звуков.

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

Среди халха монголов и западных мянгатов имеется род  "башгид,басигид,башигид" (башкиры).Они в 13 веке пришли в Монголию  из  горно-таежной зоны Южной Сибири.

 

По моему никакой родственной связи между башкуртами и мянгатами-басгыдами не существует. Всего лишь созвучие первых трех звуков.

 

 

 

hD95t7wiYII.jpg

 

Они башкурты или басигиты?  Как по вашему?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Хаалда по Тувински будет щит, из них собираются кажаа, т.е. кошара для скота. Хаалга это тоже щит, только это та часть кошары для открытия и закрытия, служит закрывалкой.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Поздравляю ВСЕХ МОНГОЛОВ   с наступающим праздникам  "Цагаан сар".

 

 

Ирэх жилийн төөргийг итгэлийн өнгөөр сүлж

 

Идээ шүүснийхээ дэргэд эрхэмсэг залрах аав ээждээ
Тэнгэрийн өнгөтэй хадгаар ерөөл золгож үнсүүлээрэй
Тэргүүн сарын шинийн нэгэндээ энх мэнд золгоорой 
***        ***        ***        ***    
Найман зууны түүхийг нар зөв хурайлсан
Намхан хүлгээ унаж дэлхийн зулайд омoгшсон
Наран сүлдтэй Монгол түмэн минь морин жилээ үдэж
Настан буурлаан цэнгүүлэн хонин жилээ угтаж байна
Нар хурайлж цэнгэлдэх дэлхийд ганцхан монгол заяа
Наран тойрогт алдрахгүй Эзэн Чингисийн угсаа
Сааршгүй сайныг бэлэглэх эцэг дээдсийн заншилтай
Сайхан бүхнийг ерөөх энх мэндийн учралтай
Монгол түмэн минь сар шиндээ сайхан шинэлээрэй
***        ***        ***        ***    
Жаран жарны түүх жаргал хурайлж уухайлна
Жаахан шаргын аялгууг гэгэлзүүлсхийгээд уяруулна
Жавар салхины үзүүрийг анхны төл амирлуулна
Жалгын цасыг сөхөж яргуйн зүүд өндөлзөнө
Гартаам манан хөөргийг голомт тойруулан зөрүүлээд
Гарч байгаа жилийн өнгө төрхийг хэлэлцэнэ үү
Гадаа гэртгүй гоё дээлтэй хүүхдүүд тоглоод
Ганцхан Монгол орны тэнгэр хангай уярна уу
Тэнгэрийн өнгөтэй хадгаар ерөөл золгож үнсүүлье
Тэргүүн сарын шинийн нэгний энх мэндийг эрье
***        ***        ***        ***    
Есөн товчтой дээлээ эвхээсийг нь гаргаж өмсөөд
Нарны өнгөтэй дурданг зөв эргүүлж бүслээд
Саран хэлбэртэй малгайгаар тэргүүн юугаан гоёод
Сайхан жилийн өглөөг амар мэнд угтаад
Аагтай шаргал цайг нарны туяатай самарч
Алтан төрийн сүлдтэй хойморын бурхандаа дээжлээд
Ирэх жилийн төөргийг итгэлийн өнгөөр сүлж
Идээ шүүснийхээ дэргэд эрхэмсэг залрах аав ээждээ
Тэнгэрийн өнгөтэй хадгаар ерөөл золгож үнсүүлээрэй
Тэргүүн сарын шинийн нэгэндээ энх мэнд золгоорой
***        ***        ***        ***    
Хамгаас эрхэм тандаа 
Ирж буй хонь  жилдээ хотлоороо амар амгалан, эрүүл энх, аз жаргалаар дүүрэн байхыг ерөөе. Сар шинэдээ сайхан шинэлээрэй. 
***        ***        ***        ***    
Төрлөөрөө түвшин амгалан
Элгээрээ энх амгалан
Төр улсаараа элбэг дэлбэг
Төрөл садан хотлоороо сайхан шинэлээрэй!
***        ***        ***        ***    
Ургах улаан нарнаасаа цог хийморийн илчийг авч
Уудам хөх тэнгэрээсээ уужрал ухаарлын ухаанаа сэлбэж
Учран золгох хvн бvртээ сэтгэлийн сайхан vгийг бэлэглэж
Ургаж байгаа шинэ жилдээ сайхан шинэлээрэй
***        ***        ***        ***    
Хатуу өвөл харьж, урин хавар айсуй
Хамаг бэрхшээл үлдэж, угтах баяр айсуй
Буурал жил улирч, буянт жил морилох нь
Өвгөн жил харьж, өлзийт жил золгох нь
Дорнын зурхайгаар мөрөө гаргаж
Долоон бурхандаа дээжээ өргөж
Дээдэс өвгөддөө хүндэтгэн золгож
Дэлгэр сайхан сэтгэлтэй
Дээл бүсэн гоёлтой
Дэлхий тэнийм баясгалантай
Дээдэс нялхаст бэлэгтэй
Хоймортоо нарны бурхадтай
Хажуудаа насны бурхантай
Эрүүл энх саруул сайхан 
Сар шинэдээ сайхан шинэлээрэй 
***        ***        ***        ***    
Хатуу өвөл харьж, урин хавар айсуй
Хамаг бэрхшээл үлдэж, угтах баяр айсуй
Буурал жил улирч, буянт жил морилох нь
Өвгөн жил харьж, өлзийт жил золгох нь
Дээдэс өвгөддөө хүндэтгэн золгож
Дүүрэн жаргалтай түвшин амгалан
Сар шинэдээ сайхан шинэлээрэй!
***        ***        ***        ***    
Дэлгэр сайхан сэтгэлтэй
Дээл бүсэн гоёлтой
Дэлхий тэнийм баясгалантай
Дээдэс нялхаст бэлэгтэй
Хоймортоо нарны бурхадтай
Хажуудаа насны бурхантай
Эрүүл энх саруул сайхан
Эрч дүүрэн сэтгэл төвшин
Сар шинэдээ сайхан шинэлээрэй!
***        ***        ***        ***    
Буян номын гэгээ тооноор чинь цацарч
Бурхад инээмсэглэн хаалган дээр чинь бууж
Буурал өвгөд халуун ам бүлээрээ цуглан
Бүхнээс элбэг сайхан шинэлээрэй.
***        ***        ***        ***    
Шижир цацрагт нараа дэлхий тойрч нас нэмсний дан баяр
Шидрүүн мөнгөн өвлийг өнтэй давсны давхар баяр
Шинэхэн цэцэглэх хавартай энх золгосны гурамсан баяр
Шинийн нэгэн хэмээх эгнэн давхацсан дөрвөн баяраа сайхан тэмдэглээрэй
***        ***        ***        ***    
Хадган цэнхэр тэнгэрийг эвхэн золгох учрал дээр 
Хатан өвлийн жаврыг хураан золгох ерөөл дээр 
Хөх Монгол даяараа дээдлэн өргөх цацал дээр 
Хаврын тэргүүн сар жаргал цацруулан айсуй 
Сар шинэдээ сайхан шинэлээрэй 
***        ***        ***        ***    
Ирж буй хонин жилдээ
Дээрээ тэнгэрийн нартай
Дэргэдээ ханийн нартай
Өвөр дээрээ үрийн нартай
Өөдлөн дэвшиж, өсөн дэвжиж яваарай

Share this post


Link to post
Share on other sites

Цаган Сар (монг. Цагаан сарбур. Сагаан hараСагаалганкалм. Цаhан сартув. Шагааюжноалт. Чага-Байрамтиб. ཟླ་བ་དག་པ།) — самый торжественный и главный праздник монголоязычных и некоторых тюркскихнародов, начало весны и Новый год по лунно-солнечному календарю. 

 

 

Происхождение[править | править вики-текст]

Праздник Цаган Сар восходит к древним национальным и религиозным традициям монгольских народов. Он является символом обновления человека и природы, открытости и чистоты помыслов, надежды и добрых ожиданий. Название праздника происходит от слова «цагаан» — белый и «сар» — месяц. «Белый месяц» изначально считался праздником молочных продуктов и отмечался осенью. В это время заканчивалось приготовление впрок молочных продуктов, которые и употребляли на праздниках.
 

Цаган Сар в XIII в.[править | править вики-текст] [показать]

 



 
 

Внук Чингис-хана — великий хан Юаньской династии Хубилай перенёс время празднования Нового года с осени на конец зимы под влиянием китайской астрологии. Таким образом, монгольский Цаган Сар был приурочен к началу года по двенадцатилетнему циклу. Следующим образом описывает придворный «белый праздник» его свидетель и современник Хубилая, Марко Поло

Сака Сар 


 

 



 

праздник перенесли на зиму , хотя  изначально праздновался осенью  в связи  с  закрытием сезона .... Куз келды .... 

Хан принимал подарки ....


 

  Марко Поло:

30px-Aquote1.pngГод у них начинается в февралевеликий хан и все его подданные празднуют вот как: по обычаю все одеваются в белое, и мужчины и женщины, всякий как может. Белая одежда почитается у них счастливой, поэтому они и делают это, одеваются в белое, чтобы во весь год было счастье и благополучие… Приносят ему большие дары… чтобы во весь год у великого хана богатства было много и было бы ему радостно и весело. Скажу вам ещё, князья и рыцари, да и весь народ друг другу дарят белые вещи, обнимаются, веселятся, пируют, и делается это для того, чтобы счастливо и по добру прожить весь год.


В этот день, знайте ещё, дарят великому хану более ста тысяч славных и дорогих белых коней. В этот же день выводят пять тысяч слонов под белыми, зверями и птицами вышитыми, попонами; у каждого слона на спине по два красивых и дорогих ларца, а в них посуда великого хана и богатая сбруя для этого белого сборища. Выводят еще многое множество верблюдов; они также под попонами и навьючены всем нужным для дара. И слоны, и верблюды проходят перед великим ханом, и такой красоты нигде не видано!
…А когда великий государь пересмотрит все дары, расставляются столы, и все садятся за них… А после обеда приходят фокусники и потешают двор, что вы уже прежде слышали; когда все это кончится, идут все к себе домой.[1]






 

  • Одобряю 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Поздравляю всех с праздником Шагаа!!!!  Курай! Курай! Курай! Шаг чаазы чаагай. Да будет так!

Share this post


Link to post
Share on other sites

Кантер - зачем сюда копировать куски Википедии?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Дайте перевод на русский, это вам не халхоязычный сайт AsuultSambar, где постят двойники АксКерборж, Rust, Asan-Kaygy.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Дайте перевод на русский, это вам не халхоязычный сайт AsuultSambar, где вы постите под ник-неймами Rust, Asan-Kaygy и АксКерборж.

Интересно.

Скиньте ссылку на посты этих юзеров

Share this post


Link to post
Share on other sites

Весело.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

×
×
  • Create New...