Перейти к содержанию
Aza

Халха-Монголы

Рекомендуемые сообщения

1 час назад, Peacemaker сказал:

Видимо урянхайцы .

урянхай+ с(множ.число)=урянхус.

вы, видимо, уже по привычке забираете их славный род к себе халхасцам, протрите глаза! это же ваши кровные родственники, не обижайте их :D

Цитата

"Среди волжских калмыков имеется поколение уранхус, которое в Отечественную войну,
а именно под Лейпцигом, отличилось чрезвычайной храбростью"

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 hours ago, Peacemaker said:

казахи тоже хотят забирать к себе.

:D

 

Автор европеец, просто подобрал казахскую музыку для видео

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

22 часа назад, кылышбай сказал:

статуэтки с чашкой и ножом на ремне были еще у сарматов и скифов.

Интересно было бы узнать, правда ли это? Есть подтверждающий материал?

22 часа назад, кылышбай сказал:

возможно эти половецкие каменные бабы были заимствованы пришлыми тюрками у местных причерноморских и прикаспийских иранцев

Однако вы иранист еще тот. Наверно в ваших жилах бурлит кровь моджахеда. :D

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

21 час назад, Marhas сказал:

Вообщем понял писменных памятников не имеется.

 

Библиотека Оразмухаммеда.

Оразмухаммед выходец из среды казахских султанов. Его библиотека, о которой пойдет речь, связана с его поездкой в Москву и собрана в конце 16 века (1588-1603). Оразмухаммед хранил средневековые книги, рукописи, получаемые от родичей из казахской степи письма, по казахской традиции в своем личном выделанном серебром сундуке, на изготовление которого ушло 300 гр. серебра.

После смерти Оразмухаммеда этому сундуку был присвоен номер («Серебряный ящик с книгами и списками на казахском языке» № 38), передан в царский архив, в котором и хранился в 17-18 вв. («Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи» Т.1. СПб. 1836, стр.333 339).

После образования в России Академии наук в 1736 г. этот сундук был подарен Академии, а позже с 1822 г. хранился в Азиатском музее, где впервые был открыт и содержимое было зарисовано академиком С.М.Френом.

Содержимое ящика позже изучалось В. Дорном, согласно которому, одним из ценных материалов в нем была родословная казахских ханов, написанная Оразмухаммедом на казахском языке.

По данным царского архива, материалы Оразмамбет собрал в 1575-1584 гг.

В нем имелись: казахские книги, рукописи («Книги и списки (поэм) казахские при Касыме царе»).

Одним из тех, кто полно изучал содержимое библиотеки Оразмухаммеда, был В.В.Вельяминов-Зернов. Согласно которому, многие из материалов были собраны во времена «Касым ханнын каска жолы» в 1480-1523 гг. («Исследование о касымовских царях и царевичах». ЗВО, ч.х. СПб. 1864, стр.111-112).

Оразмухаммед воспитывался у Кадыргали Жалаири. Он любил охотиться с соколами в долинах Есиля (Ишима), Иртыша и Тобола.

Те места после времен Чингизхана в основном были заняты кереями. Потомок кереитского Тогрул-хана Сеит бек управлял барабинцами и кереями, Орзамухаммед был под покровительством этого знатного бека.

Оразмухаммед вместе с Кадыргали Жалаири и Сеитбеком был неожиданно схвачен во время охоты у Тобольска Чулковым и отправлен в Москву (Карамзин Н.М. «История…». Т.10. стр.16, 114). В Москве Оразмухаммед был встречен царем с большими почестями, с дарами.

Согласно Кадыргали Жалаири, Борис Годунов сев на царство в 1598 г. сразу же посадил Оразмухаммеда на царство в г.Касымов.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

21 час назад, Marhas сказал:

Вообщем понял писменных памятников не имеется.

 

Вот перечень, читайте и наслаждайтесь! ;)

 

Согласно исследованиям академика С.М. Френа, в сундуке хранились следующие книги, рукописи и родословные (шеджре):

- «Тарих Туркестан, Мухаммед бин Госман» (Архив АН СССР. Ф.778, оп. Д.20, л.12)

- «Тарих ал-Иамин Женди (Сырдария)» (там же, л.10)

- «Тарих ал-Чингиз Хафизи Ташкенди» (там же, л.13)

- «Дастан насиль Чингизхан» (там же)

- «Киса Чингизхан» (там же)

- «Тарих ал-Жоши молык» («Дешт-и-кыпшчак») (там же, л.13-21)

- «Фи Баян дастан Аксак Темыр» (там же)

- «Фи Баян дастан Едыге мырза» (там же)

- «Токтамыс»

- «Темыр»

- «Едыге» (Архив АН СССР – архив Френа, 778, оп.1, д.137, л.1-30).

- «Тарих Капраун» (там же, л.20)

- «Дастан Едыге би» (там же, № 590)

- «Дастан Айсаулы Ахмет» (там же)

- «Насап наме» (Архив Института востоковедения, колл.321)

- «Сиыршы»

- «Дастан Козы Корпеш – Баян Сулу» (там же, № 1)

- «Тарихи Рашиди» (там же)

- и др.

В этом списке те книги, которые названы «дастан», написаны вероятно Кадыргали Жалаири, один стиль…К примеру:

- «Дастан Орысхан»

- «Дастан Оразмухаммет»

- «Дастан Едыге би»

- «Дастан Темыр Кутылык хан»

- «Дастан Шыгай хан»

- и др.

С.М. Френ в материалах Оразмухаммеда обнаружил множество казахских родословных, среди которых самые древние:

- «Киян Домбаул мерген шежыресы» (Арихив АН СССР, ф.778, оп.1, д.122, л.47-48)

- «Алаш мыны» (там же, д.123, л.57)

- «Уйсын Майкы би шежыресы» (там же, л.54-57)

- «Кыпшак курлеут шежыресы» (там же)

- «Кыпшак Ордаш Кулмухаммед би (там же, л.52)

- «Беденстай Белгитай шежыресы» (там же, л.48-58)

- «Едыге би шежыресы» (там же, л.72)

- «Едыге би» (там же)

- «Орак Мамай» (там же, л.93-95)

- и др.

 

 

А сохранившиеся у казахов легенды про Чингизхана, его предков (Добун мерген, Алан-гуа, Эргене-кон и др.), про его окружение (Байку нойон, Кет-Буга, Чжамука и др.) я уже упоминал, зачем по десять раз одно и то же?! B)

 

 

Повторяю еще раз - несмотря на существующие якобы академические установки, у современых монголоязычных народов нет ни письменных документов, ни родословных, ни преданий подобных казахским!!!

 

 

  • Не согласен! 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

18 часов назад, Тулга сказал:

Живых казахов вижу каждый день, как-никак соседи по лестничной площадке. Это вам бы не помешало бы более досконально изучить историю и историч. документы связанныес  урянхайским туменом, и не путать урянхай-монголов (ойратов, халхасцев) с "урянхатами с долины Иртыша на Алтае до сих пор там живущими". :)Смайлики то как раз и помогут, ибо факты вещь упрямая, я ведь не присуствовал при пожаре в Москве 1812г. и свечку не держал рассматривая мифические документы.:) И не моя вина в том, что такой ВЕЛИКИЙ ЗНАТОК истории монголов как АксКерБордж не знает "Чаган тэухэ" (Белая история), первого письменного свода законов составленного во второй пол. 13 века первым юаньским императором Хубилаем совместно с тибетскими монахами из Сакхья. :D 

 

На будущее - не надо выделять весь пост жирным и красным шрифтом и кучей смайликов, не поможет. Оперируйте аргументами и фактами! ;)

 

Про письменные документы читайте выше, я привел подробнейшую информацию.

 

А про пресловутый халхаский "Сагаан түүх"  аж 13 века прошу все таки отписаться, а то сослались, а не обосновали и не привели его. :)

 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

17 часов назад, Тулга сказал:

В Монголии четко отделяют понятие урианхай-монгол от тувинцев

 

М.В. Певцов (19 век):

 

Урянхаи подразделяются на две весьма различные группы: 

 

1)  Одна занимает бассейн Верхнего Енисея, переходя немного даже на юг от хребта Танну-ола, а другая – высокую горную область в Южном Алтае. Эта область тянется неширокой, но длинной полосой по Южному Алтаю от гор Канас и Табын-богдо на государственной границе до среднего Булгуна, простираясь на северо-восток до рек Ойгора, Суока и средней Кобдо, на восток до гор Теректы, на запад до истоков Кобдо, оз.Тал-нор, а на юго-восток до верховьев Булгуна.

... кочуют рассеянно, скотом не богаты, но зато усердно охотятся за зверями.

... занимаются барантою (захватом скота), а потому не пользуются доброй славой у соседних монгольских народностей, у которых ее не существует.

(АКБ: великий заповедный корук Чингизхана было поручено охранять именно им!)

 

2) Алтайские же урянхаи (омонголенные) говорят монгольским наречием и отличаются от енисейских бытом и религией: алтайские урянхаи - буддисты, а енисейские - большей частью язычники, и только занимающие южную часть своей страны, сопредельную Халхе, начинают мало-помалу принимать буддизм. 

 

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 часов назад, Peacemaker сказал:

Видимо урянхайцы .

урянхай+ с(множ.число)=урянхус.

Это и так понятно,у калмыков окончание  С мн.число.пример род Ики-бухус (большие быки) :D,хотя им этот буквальный перевод не нравится,переводят по другому,это дербеты :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 часов назад, Peacemaker сказал:

Видимо урянхайцы .

урянхай+ с(множ.число)=урянхус.

Возможно тувинцы переняли этноним Урианхай, как и многие другие слова от монголов или ойратов?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

18 часов назад, АксКерБорж сказал:

 

Вот перечень, читайте и наслаждайтесь! ;)

 

Согласно исследованиям академика С.М. Френа, в сундуке хранились следующие книги, рукописи и родословные (шеджре):

- «Тарих Туркестан, Мухаммед бин Госман» (Архив АН СССР. Ф.778, оп. Д.20, л.12)

- «Тарих ал-Иамин Женди (Сырдария)» (там же, л.10)

- «Тарих ал-Чингиз Хафизи Ташкенди» (там же, л.13)

- «Дастан насиль Чингизхан» (там же)

- «Киса Чингизхан» (там же)

- «Тарих ал-Жоши молык» («Дешт-и-кыпшчак») (там же, л.13-21)

- «Фи Баян дастан Аксак Темыр» (там же)

- «Фи Баян дастан Едыге мырза» (там же)

- «Токтамыс»

- «Темыр»

- «Едыге» (Архив АН СССР – архив Френа, 778, оп.1, д.137, л.1-30).

- «Тарих Капраун» (там же, л.20)

- «Дастан Едыге би» (там же, № 590)

- «Дастан Айсаулы Ахмет» (там же)

- «Насап наме» (Архив Института востоковедения, колл.321)

- «Сиыршы»

- «Дастан Козы Корпеш – Баян Сулу» (там же, № 1)

- «Тарихи Рашиди» (там же)

- и др.

В этом списке те книги, которые названы «дастан», написаны вероятно Кадыргали Жалаири, один стиль…К примеру:

- «Дастан Орысхан»

- «Дастан Оразмухаммет»

- «Дастан Едыге би»

- «Дастан Темыр Кутылык хан»

- «Дастан Шыгай хан»

- и др.

С.М. Френ в материалах Оразмухаммеда обнаружил множество казахских родословных, среди которых самые древние:

- «Киян Домбаул мерген шежыресы» (Арихив АН СССР, ф.778, оп.1, д.122, л.47-48)

- «Алаш мыны» (там же, д.123, л.57)

- «Уйсын Майкы би шежыресы» (там же, л.54-57)

- «Кыпшак курлеут шежыресы» (там же)

- «Кыпшак Ордаш Кулмухаммед би (там же, л.52)

- «Беденстай Белгитай шежыресы» (там же, л.48-58)

- «Едыге би шежыресы» (там же, л.72)

- «Едыге би» (там же)

- «Орак Мамай» (там же, л.93-95)

- и др.

 

 

А сохранившиеся у казахов легенды про Чингизхана, его предков (Добун мерген, Алан-гуа, Эргене-кон и др.), про его окружение (Байку нойон, Кет-Буга, Чжамука и др.) я уже упоминал, зачем по десять раз одно и то же?! B)

 

 

Повторяю еще раз - несмотря на существующие якобы академические установки, у современых монголоязычных народов нет ни письменных документов, ни родословных, ни преданий подобных казахским!!!

 

 

Почему же, у ниx есть славная маньчжурская история, как они вместе с ними громили джунгар

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Balkin сказал:

Почему же, у ниx есть славная маньчжурская история, как они вместе с ними громили джунгар

 

Согласен.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

"Титаник" в халха-монгольской версии:

e1c30f654504.jpg

 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Дед Мороз в монгольской версии:

e51faf6a8477.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

14 часов назад, mechenosec сказал:

Возможно тувинцы переняли этноним Урианхай, как и многие другие слова от монголов или ойратов?

Алыгджер - столица Тофаларии (по-тувински - Алгы чер)
KeNL03jCQwo.jpg

в Казахстане:
vav5ar_fvkw.jpg   9XsfkSq-O7Q.jpg   R6VgzSjPBKI.jpg

 

1JkvXFujHPE.jpg     jLMWTk1_teU.jpg

_dTl61UmU9M.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

jLMWTk1_teU.jpg

 

Уранхайская топонимика, как и казахские племена, существуют со всех четырех сторон Алтая - российского, казахского, монгольского и китайского.

Уранхаи издревле исконные соседи казахов найманов, меркитов и керей/керейтов.

Уранхаи лесные - длительное время охраняли великий заповедный корук в горной долине в верховьях Черного Иртыша, где вероятно похоронены Чингизхан, его сыновья и внуки, они по сей день там живут по соседству с керей-керейтами и меркитами. 

Уранхай - так казахи называют разновидность походной временной войлочной юрты без боковых решетчатых стен, только из жердей, синоним названия "джолым уй".

Уранхай - достаточно хорошо этимологизируется с позици казахского языка: "уран" (боевой клич) + аффикс предметности "қай", что может нести  примерно значение "кричащие или оглашающие боевые кличи"; пример: "сол" (левая сторона) + аффикс "қай" = "левша" (хотя приставка "қай" образует также топонимы).

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 21.01.2017 в 17:28, АксКерБорж сказал:

Интересно было бы узнать, правда ли это? Есть подтверждающий материал?

Однако вы иранист еще тот. Наверно в ваших жилах бурлит кровь моджахеда. :D

)

на прошлой неделе читал статью про язык скифов. там увидел эту картинку. на другом компе, как узнаю ссылку - скину. меня самого этот факт удивил

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
В 21.01.2017 в 18:28, АксКерБорж сказал:

Интересно было бы узнать, правда ли это? Есть подтверждающий материал?

Однако вы иранист еще тот. Наверно в ваших жилах бурлит кровь моджахеда. :D

 

На форуме уже приводились сакские изваяния, один в один с половецкими, так не стоит кривляться.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 21.01.2017 в 19:40, АксКерБорж сказал:

 

На будущее - не надо выделять весь пост жирным и красным шрифтом и кучей смайликов, не поможет. Оперируйте аргументами и фактами! ;)

 

Про письменные документы читайте выше, я привел подробнейшую информацию.

 

А про пресловутый халхаский "Сагаан түүх"  аж 13 века прошу все таки отписаться, а то сослались, а не обосновали и не привели его. :)

 

 

В 21.01.2017 в 19:59, АксКерБорж сказал:

 

М.В. Певцов (19 век):

 

Урянхаи подразделяются на две весьма различные группы: 

 

1)  Одна занимает бассейн Верхнего Енисея, переходя немного даже на юг от хребта Танну-ола, а другая – высокую горную область в Южном Алтае. Эта область тянется неширокой, но длинной полосой по Южному Алтаю от гор Канас и Табын-богдо на государственной границе до среднего Булгуна, простираясь на северо-восток до рек Ойгора, Суока и средней Кобдо, на восток до гор Теректы, на запад до истоков Кобдо, оз.Тал-нор, а на юго-восток до верховьев Булгуна.

... кочуют рассеянно, скотом не богаты, но зато усердно охотятся за зверями.

... занимаются барантою (захватом скота), а потому не пользуются доброй славой у соседних монгольских народностей, у которых ее не существует.

(АКБ: великий заповедный корук Чингизхана было поручено охранять именно им!)

 

2) Алтайские же урянхаи (омонголенные) говорят монгольским наречием и отличаются от енисейских бытом и религией: алтайские урянхаи - буддисты, а енисейские - большей частью язычники, и только занимающие южную часть своей страны, сопредельную Халхе, начинают мало-помалу принимать буддизм. 

 

 

Алтайские урианхайцы ( не отюреченные ) - одна из ойрад-монгольских народностей Монголии, проживают в западной части страны. Они расселены по Монгольскому Алтаю от верховьев реки Ховд до верховьев реки Булган и занимают терр-рию сумонов Мунх-хайрхан, Дуут ( Аймак Ховд), сумонов Алтанцөгц, Буянт,Бугат, Булган, Дэлуун, Сагсай, Толбо, (Баянульгийский аймак). К югу от них живут другие ойрат-монголы как то, захчин, торгууд, мянгат, өөлд, северо-восточнее: дюрбеты, баят и халхасцы, на западе и на северо-западе тюркоязычные казахи, алтайцы и тувинцы. Алтайские урианхайцы как и др. народности зап. Монголии говорят на ойратском диалекте монгольского языка, по религии являются как буддистами так и шаманистами (впрочем как и большинство монголов). Отличия или различия  между тюркоязычными тувинцами и монголоязычными алтайскими урианхайцами отмечали Майский, Певцов, Потанин и др. (про тувинцев " ... сами же они зовут себя Тува или Туба ..." Потанин Г.).     Урианхайские роды, впоследствии и тумены в течении долгого времени принимали непосредственное участие в  исторических событиях касающихся жизни монголов. Впервые упоминаются в "легенде об Эргунэ-кунэ", согласно ей среди дарлигин значилось и племя "урианхад". Урианхаский тумен, предводителем к-рого был Удачи ноён нес охранную службу в местности "ИХ Хориг" (Великий запрет), где находилось захоронение предков рода Чингис хагана - их называли дархад (неприкосновенные). При хагане Хубилае часть урианхайцев несших (по некоторым источникам до 30 тыс. чел.) охранную службу в "Их хориг", место захоронения великих монгольских хаганов, переселили вдоль Великой китайской стены. Эти урианхайцы известны по историч. источникам как "Гурван харуулын урианхай" - урианхайцы трех караулов. Бату-Мунке Даян хаган особо подчеркивал заслуги урианхайцев перед его великими предками: " ... у них (урианхай) великая судьба охранять могилы родов наших великих предков" (Сагаан Сэцэн). Однако к концу его правления урианхайский род был лишен права иметь свой тумен и был разделен на части.Об этом историч. источники сообщают следующее: "... урианхай тумэн поднял мятеж против власти Даян хагана. Даян хаган отправил против них 3 тумэна Цахаров и Халхов. Он также известил об этом своего сына Барсболд жонона, а тот поднял против них 3 западных тумена. Столкновение объединенных сил с урианхайцами произошло в местности Зоргол. Там урианхайский тумэн был разбит. После этого их лишили права иметь свой тумэн и включили в состав 5 разных тумэнов, разделив их на более мелкие части" (Сагаан Сэцэн). При младшем сыне Даян хагана Джалаирском хунтайджи Гэрсэнзэ, урианхайцы были включены в состав двух хошунов 7-ми халхасских хощунов. При внуке Джалайр хунтайжи Сайн Мажиге  основная часть урианхайцев стали жить на Алтае, с тех пор их стали называть "алтайскими урианхайцами". Часть урианхайцев некогда несшие караульную службу "ИХ хориг" у горы Бурхан халдун,  теперь живут в Гоби-Алтайском и Хэнтийских аймаках, практически ничем не отличаются от хубсугульских урианхайцев, говорят на халхасском диалекте монгольского языка. Здесь я не стал упоминать о потомках урианхайцев живущих во Внутр. Монголии и Ляонине.               Насчет как изволил вы выразиться "пресловутого халхасского "Сагаан туух" , халх тумэн возник при Бату-Мункэ Даян хагане, так что не ерничайте.  "Цаган тэухэ" была найдена Хутугтай Сагаан Сэчен хунтайджи в г. Сун Жу. и хранится в  государственной библиотеке Монголии.  1. Sagaster K. " Eine mongolische Quelle zur lehre von den Beiolen Ordnungen religion und staat  in Tibet und der Mongolei / K. Sagaster/ - Wiesbaden:Otto Harassowitz, 1979. - 489s. перевод: БЕЛАЯ ИСТОРИЯ (сагаан теуке) Монгольский источник учения двух порядков религии и государства в Тибете и Монголии. 2. "Монгол улсын арван буянт номын цагаан түүх" Баярсайхан Б. 2002 он. 3. "Хубилай сэцэн" Нацагдорж Ш. 4. "Цагаан түүхийн тухай" Нацагдорж 1956 он УБ. 5. "Арван буянт номын цагаан түүх" Лю Цзинь Со, Хейссиг В. 1981 он. 6. "Белая История" монгольский историко-правовой памятник XIII-XVI вв. Ванчикова Ц. диссертация. 7. несколько вариантов рукописи находятся в научной библиотеке Гуманитарных исследований Внутр. Монголии  9. Cayan teyke - "Белая история" монгольский историко правовой памятник/ Российск. академия наук Сиб. отд. Институт монголовед., буддологии и тибетоведения  10. "Caqan teyke"-Белая история - монголская историко-правововой памятник 13-14 вв. (сост. критич. текст, перевод "Белой истории" Балданжапова ПБ ..... Улан-УдэЖ БНЦ СО РАН 2001г.  и т.д. , т.п. Наслаждайтесь.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 24.01.2017 в 20:23, Тулга сказал:

 

Алтайские урианхайцы ( не отюреченные ) - одна из ойрад-монгольских народностей Монголии, проживают в западной части страны. Они расселены по Монгольскому Алтаю от верховьев реки Ховд до верховьев реки Булган и занимают терр-рию сумонов Мунх-хайрхан, Дуут ( Аймак Ховд), сумонов Алтанцөгц, Буянт,Бугат, Булган, Дэлуун, Сагсай, Толбо, (Баянульгийский аймак). К югу от них живут другие ойрат-монголы как то, захчин, торгууд, мянгат, өөлд, северо-восточнее: дюрбеты, баят и халхасцы, на западе и на северо-западе тюркоязычные казахи, алтайцы и тувинцы. Алтайские урианхайцы как и др. народности зап. Монголии говорят на ойратском диалекте монгольского языка, по религии являются как буддистами так и шаманистами (впрочем как и большинство монголов). Отличия или различия  между тюркоязычными тувинцами и монголоязычными алтайскими урианхайцами отмечали Майский, Певцов, Потанин и др. (про тувинцев " ... сами же они зовут себя Тува или Туба ..." Потанин Г.).     Урианхайские роды, впоследствии и тумены в течении долгого времени принимали непосредственное участие в  исторических событиях касающихся жизни монголов. Впервые упоминаются в "легенде об Эргунэ-кунэ", согласно ей среди дарлигин значилось и племя "урианхад". Урианхаский тумен, предводителем к-рого был Удачи ноён нес охранную службу в местности "ИХ Хориг" (Великий запрет), где находилось захоронение предков рода Чингис хагана - их называли дархад (неприкосновенные). При хагане Хубилае часть урианхайцев несших (по некоторым источникам до 30 тыс. чел.) охранную службу в "Их хориг", место захоронения великих монгольских хаганов, переселили вдоль Великой китайской стены. Эти урианхайцы известны по историч. источникам как "Гурван харуулын урианхай" - урианхайцы трех караулов. Бату-Мунке Даян хаган особо подчеркивал заслуги урианхайцев перед его великими предками: " ... у них (урианхай) великая судьба охранять могилы родов наших великих предков" (Сагаан Сэцэн). Однако к концу его правления урианхайский род был лишен права иметь свой тумен и был разделен на части.Об этом историч. источники сообщают следующее: "... урианхай тумэн поднял мятеж против власти Даян хагана. Даян хаган отправил против них 3 тумэна Цахаров и Халхов. Он также известил об этом своего сына Барсболд жонона, а тот поднял против них 3 западных тумена. Столкновение объединенных сил с урианхайцами произошло в местности Зоргол. Там урианхайский тумэн был разбит. После этого их лишили права иметь свой тумэн и включили в состав 5 разных тумэнов, разделив их на более мелкие части" (Сагаан Сэцэн). При младшем сыне Даян хагана Джалаирском хунтайджи Гэрсэнзэ, урианхайцы были включены в состав двух хошунов 7-ми халхасских хощунов. При внуке Джалайр хунтайжи Сайн Мажиге  основная часть урианхайцев стали жить на Алтае, с тех пор их стали называть "алтайскими урианхайцами". Часть урианхайцев некогда несшие караульную службу "ИХ хориг" у горы Бурхан халдун,  теперь живут в Гоби-Алтайском и Хэнтийских аймаках, практически ничем не отличаются от хубсугульских урианхайцев, говорят на халхасском диалекте монгольского языка. Здесь я не стал упоминать о потомках урианхайцев живущих во Внутр. Монголии и Ляонине.               Насчет как изволил вы выразиться "пресловутого халхасского "Сагаан туух" , халх тумэн возник при Бату-Мункэ Даян хагане, так что не ерничайте.  "Цаган тэухэ" была найдена Хутугтай Сагаан Сэчен хунтайджи в г. Сун Жу. и хранится в  государственной библиотеке Монголии.  1. Sagaster K. " Eine mongolische Quelle zur lehre von den Beiolen Ordnungen religion und staat  in Tibet und der Mongolei / K. Sagaster/ - Wiesbaden:Otto Harassowitz, 1979. - 489s. перевод: БЕЛАЯ ИСТОРИЯ (сагаан теуке) Монгольский источник учения двух порядков религии и государства в Тибете и Монголии. 2. "Монгол улсын арван буянт номын цагаан түүх" Баярсайхан Б. 2002 он. 3. "Хубилай сэцэн" Нацагдорж Ш. 4. "Цагаан түүхийн тухай" Нацагдорж 1956 он УБ. 5. "Арван буянт номын цагаан түүх" Лю Цзинь Со, Хейссиг В. 1981 он. 6. "Белая История" монгольский историко-правовой памятник XIII-XVI вв. Ванчикова Ц. диссертация. 7. несколько вариантов рукописи находятся в научной библиотеке Гуманитарных исследований Внутр. Монголии  9. Cayan teyke - "Белая история" монгольский историко правовой памятник/ Российск. академия наук Сиб. отд. Институт монголовед., буддологии и тибетоведения  10. "Caqan teyke"-Белая история - монголская историко-правововой памятник 13-14 вв. (сост. критич. текст, перевод "Белой истории" Балданжапова ПБ ..... Улан-УдэЖ БНЦ СО РАН 2001г.  и т.д. , т.п. Наслаждайтесь.

 

Красиво написано! Жаль только написано Алтай Урианхаи (не отюреченные) но земли Урианхайские являются нашими Танды Урианхай. Если судить Монгольский народ и нас, Мы один народ, Но в Халхаском языке больше Киданьского (особенно окончание слов) а у нас Тюркского, но основные корни слов одинаковы. Интересно откуда это Халха диалект появился? Да и все говоры Монгольских народов, и эти же говоры не письменный- монгольский, я эту никак не могу понять? Великий Монголист Б.Я. Владимирцев вот что написал про современные монгольские языки, лучше скриншоты вложу)

EnPNlsUYeoM.jpg

xE1MwVOyFXU.jpg

Перенесенный на Монгольскую почву вообще, сделавшийся общим литературным письменным языком, монгольский письменный язык начал вскоре же ПОДТВЕРГАТЬСЯ ВЛИЯНИЮ ЖИВЫХ МОНГОЛЬСКИХ ГОВОРОВ! Живые говоры это все говоры которые говорят все совр. Монгольские народы) А письменный Монгольский скорей всего является языком родного племени Алдын Төре династии Чингис Хаана, к которому не имеют прямого отношения все живые говоры совр. Монголов.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...