Перейти к содержанию
Aza

Халха-Монголы

Рекомендуемые сообщения

Головной убор экспонат монгольской замужной женщины в Художественном институте Чикаго.

vk.com/wall-7206469_6859
3KLyTPoZIQA.jpg
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

16th century painting of Abtai Sain Khan and his queen kept in the Zanabazar Museum of Fine Arts, Ulan Bator. This is a copy of the original painting at Erdene Zuu monastery in Harhorin, Mongolia which is one of the older examples of Mongol Zurag (Mongol Painting). Erdene Zuu Monastery was built by Abtai Khan (or Avdai Sain Khan) in 1585.
f9Vzu0X2ulM.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Altan Khan used his military strength to threaten Ming Dynasty of China. He led raids into inland China in 1529, 1530 and 1542 returning with plunder and livestock. In 1550 he crossed the Great Wall and besieged Beijing setting the suburbs on fire.In 1552 Altan Khan gained control of the remains of Karakorum, the old Mongol capital. The Chinese emperor was forced to grant special trading rights to the khanate, after signing a peace treaty with him in 1571, allowing it to trade horses for silks, which further strengthened it economically. The Chinese also granted him the title of Shunyi Wang ("Obedient and Righteous King"). During his reign he made several successful military campaigns to the west against rebellious Oirats, Kazakhs,and Kyrgyz bringing them back under his rule.
sKBd5ZmbzmY.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Девушки симпатичные. Урабнизированные казахи и монголы очень похожи друг на друга.

Казахи и казашки как правило заметно смуглее халха монголов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

QuF9x7fWMsY.jpg

 

почему современные реконструкции женской монгольской одежды выглядит таким образом?

 

b6aab1c178534c65b503e5875cd528ae.jpg

 

на лицо копирование из иллюстрации книги РАД

 

eeccf1697c95b3c9145f4741cfa942ac.jpg?142

 

интересно к чему приведет все это копирование чужой культуры, так слышал что халхасцы активно осваивают соколиную охоту у казахов монголии, чтобы также быть ближе к ЧХ 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Атыгай, 

 

Этот головной убор называется "бокка", головной убор замужней монгольской женщины. Так что никаких  "копирований РАДа" нет. Этот убор получил распространение в начале 13 века по всей Орде, до этого времени западнее Монголии не встречался. 

http://www.kazan-kremlin.ru/archive/news/id/1483

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Атыгай, 

 

Этот головной убор называется "бокка", головной убор замужней монгольской женщины. Так что никаких  "копирований РАДа" нет. Этот убор получил распространение в начале 13 века по всей Орде, до этого времени западнее Монголии не встречался. 

http://www.kazan-kremlin.ru/archive/news/id/1483

Ув. ZOOTECHNICIAN! Бокка - головной убор знатных женщин Монгольской империи, а "двурогие" уборы-косы-прически (на старинных фото, начало 20 века ?) носили женщины халха. Т.е. бокку монголки-халха не носили. http://lib7.com/aziatyy/330-odezda-mongo-narod.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Атыгай, 

 

Этот головной убор называется "бокка", головной убор замужней монгольской женщины. Так что никаких  "копирований РАДа" нет. Этот убор получил распространение в начале 13 века по всей Орде, до этого времени западнее Монголии не встречался. 

http://www.kazan-kremlin.ru/archive/news/id/1483

Ув. ZOOTECHNICIAN! Бокка - головной убор знатных женщин Монгольской империи, а "двурогие" уборы-косы-прически (на старинных фото, начало 20 века ?) носили женщины халха. Т.е. бокку монголки-халха не носили. http://lib7.com/aziatyy/330-odezda-mongo-narod.html

 

Это всего навсего разновременные явления монгольской женской моды. У всех народов головные уборы со временем менялись, ничего удивительного. Странно было бы, если бы изменений не происходило. 

А "бокка" до 13 века встречается только в захоронениях монгольских племен, а потом начинает резко распространяться на запад, как головной убор знатных женщин.  Вон даже в Татарстане такая есть.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Атыгай, 

 

Этот головной убор называется "бокка", головной убор замужней монгольской женщины. Так что никаких  "копирований РАДа" нет. Этот убор получил распространение в начале 13 века по всей Орде, до этого времени западнее Монголии не встречался. 

http://www.kazan-kremlin.ru/archive/news/id/1483

Ув. ZOOTECHNICIAN! Бокка - головной убор знатных женщин Монгольской империи, а "двурогие" уборы-косы-прически (на старинных фото, начало 20 века ?) носили женщины халха. Т.е. бокку монголки-халха не носили. http://lib7.com/aziatyy/330-odezda-mongo-narod.html

 

Это всего навсего разновременные явления монгольской женской моды. У всех народов головные уборы со временем менялись, ничего удивительного. Странно было бы, если бы изменений не происходило. 

А "бокка" до 13 века встречается только в захоронениях монгольских племен, а потом начинает резко распространяться на запад, как головной убор знатных женщин.  Вон даже в Татарстане такая есть.

 

"бокка" до 13 века встречается только в захоронениях монгольских племен- с этого места поподробнее пожалуйста - у каких именно племен, местонахождение и датировки захоронений.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

"бокка" до 13 века встречается только в захоронениях монгольских племен, - с этого места поподробнее пожалуйста - у каких именно племен, местонахождение и датировки захоронений.

 

http://izvestia.asu.ru/media/files/issue/3/articles/ru/84-87.pdf

http://cyberleninka.ru/article/n/golovnye-ubory-kochevnikov-zolotoy-ordy

 

http://www.kitabhona.org.ua/costum_costum/myskogolovnoyubor.html

 

Это то, что в интернете есть. Подробный список с датировками где-то у Федорова-Давыдова или Горелика. Не помню, смотреть надо. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот тут названия племен кажется были, у которых была бокка до XIII века:

Введение в раннюю историю монгольского костюма (X–XIV вв, по изобразительным источникам) М.ВГорелик

 

 Вот что Рубрук пишет:

Ибо татары отличаются от турок именно тем, что турки завязывают свои рубашки с левой стороны, а татары всегда с правой. Кроме того, они носят украшение на голове, именуемое бокка 35, устраиваемое из древесной коры или из другого материала, который они могут найти, как более легкий, и это украшение круглое и большое, насколько можно охватить его двумя руками; длиною оно в локоть и более, а вверху четырехугольное, как капитель колонны. Эту бокку они покрывают драгоценной шелковой тканью; внутри бокка пустая, а в середине над капителью, или над упомянутым четырехугольником, они ставят прутик из стебельков, перьев или из тонких тростинок длиною также в локоть и больше.

 

http://www.vostlit.info/Texts/rus3/Rubruk/frametext1.htm

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот тут названия племен кажется были, у которых была бокка до XIII века:

Введение в раннюю историю монгольского костюма (X–XIV вв, по изобразительным источникам) М.ВГорелик

 

 Вот что Рубрук пишет:

Ибо татары отличаются от турок именно тем, что турки завязывают свои рубашки с левой стороны, а татары всегда с правой. Кроме того, они носят украшение на голове, именуемое бокка 35, устраиваемое из древесной коры или из другого материала, который они могут найти, как более легкий, и это украшение круглое и большое, насколько можно охватить его двумя руками; длиною оно в локоть и более, а вверху четырехугольное, как капитель колонны. Эту бокку они покрывают драгоценной шелковой тканью; внутри бокка пустая, а в середине над капителью, или над упомянутым четырехугольником, они ставят прутик из стебельков, перьев или из тонких тростинок длиною также в локоть и больше.

 

http://www.vostlit.info/Texts/rus3/Rubruk/frametext1.htm

Ув. ZOOTECHNICIAN!

Приведенные вами данные не дают ответа на вопрос: носили ли предки халха-монголов бокка? Так что имеем очевидное - традиционный убор-прическа женщин халха совсем другой.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Вот тут названия племен кажется были, у которых была бокка до XIII века:

Введение в раннюю историю монгольского костюма (X–XIV вв, по изобразительным источникам) М.ВГорелик

 

 Вот что Рубрук пишет:

Ибо татары отличаются от турок именно тем, что турки завязывают свои рубашки с левой стороны, а татары всегда с правой. Кроме того, они носят украшение на голове, именуемое бокка 35, устраиваемое из древесной коры или из другого материала, который они могут найти, как более легкий, и это украшение круглое и большое, насколько можно охватить его двумя руками; длиною оно в локоть и более, а вверху четырехугольное, как капитель колонны. Эту бокку они покрывают драгоценной шелковой тканью; внутри бокка пустая, а в середине над капителью, или над упомянутым четырехугольником, они ставят прутик из стебельков, перьев или из тонких тростинок длиною также в локоть и больше.

 

http://www.vostlit.info/Texts/rus3/Rubruk/frametext1.htm

Ув. ZOOTECHNICIAN!

Приведенные вами данные не дают ответа на вопрос: носили ли предки халха-монголов бокка? Так что имеем очевидное - традиционный убор-прическа женщин халха совсем другой.

 

В отечественной этнографической литературе основная дискуссия разворачивается вокруг мнений на какую сторону первоначально запахивали полы монгольского, и соответственно, бурятского, костюма. Известно, что кочевники Евразии, древние тюрки, запахивали одежду налево (Вайнштейн, 1991). Есть мнение, что одежда монголов первоначально была левозастежной (Крюков, Малявин, Софронов, 1987, С. 120).

Но имеющиеся многочисленные археологические и летописные материалы говорят о протомонгольской одежде как изначально правозастежной. Так, прямые аналогии монгольскому халату имеются в одежде киданей, о которой говорилось выше. Позволим напомнить, что это была одежда типа монгольского халата с неширокой проймой, небольшим припуском и нешироким рукавом. Застегивался халат наглухо под рукой на правом боку, а вырез ворота делался строго по шее. Воротник был стоячим. Примечательной особенностью, отмечают исследователи, был высокий остроугольный борт энгэр. Такие пропорции и расцветка халатов сохранились и в современном монгольском халате. Одежду киданей ученые относят к формам, бытовавшим у еще более древних протомонгольских племен - южных шивэев, которые, унаследовали от их общих предков - сяньбийцев и ухуаньцев, а те, в свою очередь, от дунхусцев.

Аналогии отдельным элементам монгольской одежды есть у маньчжуров, гиляков, ороков, орочей, китайцев, тибетцев. Широкое распространение такого типа одежды вряд ли может быть объяснено только случайностью. Как было показано на примере дунхусцев, здесь большую роль сыграли древние культурные связи народов Центральной Азии.

Древнетюркская одежда по сравнению с одеждой киданей, шивэев и монголов (т.е. дунхуско-сяньбийской) была как бы зеркальным отражением по манере ношения: ее запахивали на левую сторону, верхний борт, верхняя пола были левыми. Хотя на одном из каменных изваяний у Шонх-Тавын-Тологой, в Матад-сумуне и у аэропорта близ г.Ундэр-хана можно увидеть древнетюркский халат, запахивающийся на правую сторону, как у монголов (Викторова, 1980). На этом халате правая верхняя пола от оси симметрии скашивалась к правой подмышке, а по внешней поле, вороту и правой внутренней поле пришивалась длинная, чуть скругленная полоса воротника, образующая как бы шалевый воротник. Позднее, данный тип халата будет встречаться у многих тюркоязычных народов и мужской одежде западных бурят (См. приложение 3). Этот тип одежды, как отмечалось выше, можно встретить у хунну. Отличительной особенностью данной одежды являются иные пропорции и покрой. Также их отличает меховая оторочка подола, бортов и ворота.

Однако в одежде тюрок и монголов есть и общие черты: плечевая, распашная одежда, которая восходит к накидке из шкур животного. Эта типологическая общность одежды народов Центральной Азии имеет межэтнический характер и объясняется общностью экологических условий. Центрально-азиатский тип одежды сложился самостоятельно, независимо от типа одежды, более северных народов, связанных с таежной зоной Сибири.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

 

"бокка" до 13 века встречается только в захоронениях монгольских племен, - с этого места поподробнее пожалуйста - у каких именно племен, местонахождение и датировки захоронений.

 

http://izvestia.asu.ru/media/files/issue/3/articles/ru/84-87.pdf

http://cyberleninka.ru/article/n/golovnye-ubory-kochevnikov-zolotoy-ordy

 

http://www.kitabhona.org.ua/costum_costum/myskogolovnoyubor.html

 

Это то, что в интернете есть. Подробный список с датировками где-то у Федорова-Давыдова или Горелика. Не помню, смотреть надо. 

 

 

Первая ссылка про курган могильник "Телеутский Взвоз", местонахождение Алтайский край, испокон веков земля тюрков алтайцев и родственных им тувинцев.

А второй и третьи ссылки можно не рассматривать, так как ZOOTECHNICIAN  хотел показать нам ""бокка" до 13 века" а эти ссылки про Золотую Орду, про самую отюрченную часть империи ЧХ что по языку, что по культуре со слов халхасцев.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Первая ссылка про курган могильник "Телеутский Взвоз", местонахождение Алтайский край, испокон веков земля тюрков алтайцев и родственных им тувинцев.

А второй и третьи ссылки можно не рассматривать, так как ZOOTECHNICIAN  хотел показать нам ""бокка" до 13 века" а эти ссылки про Золотую Орду, про самую отюрченную часть империи ЧХ что по языку, что по культуре со слов халхасцев.

 

Вы видимо слишком быстро читаете, и поэтому пропускаете главное. При династии Юань в бокке ходили жены императоров, и знатные женщины. Даян-хан, чингизид, происходит оттуда. 

Теперь дело за малым: осталось решить, имеет ли Даян-хан отношение к халхе или нет, и понять, что там с боккой и халхасами. 

 

 

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

Первая ссылка про курган могильник "Телеутский Взвоз", местонахождение Алтайский край, испокон веков земля тюрков алтайцев и родственных им тувинцев.

А второй и третьи ссылки можно не рассматривать, так как ZOOTECHNICIAN  хотел показать нам ""бокка" до 13 века" а эти ссылки про Золотую Орду, про самую отюрченную часть империи ЧХ что по языку, что по культуре со слов халхасцев.

 

Вы видимо слишком быстро читаете, и поэтому пропускаете главное. При династии Юань в бокке ходили жены императоров, и знатные женщины. Даян-хан, чингизид, происходит оттуда. 

Теперь дело за малым: осталось решить, имеет ли Даян-хан отношение к халхе или нет, и понять, что там с боккой и халхасами. 

 

 

да я весь текст не читаю, мне достаточно узнать суть самого написанного.

 

 

А "бокка" до 13 века встречается только в захоронениях монгольских племен

 

изначально у вас Туран просил подтвердить вышеуказанное высказывание, о том что до 13 века, то есть до ЧХ, "бокка" носили исключительно монгольские женщины, но в качестве примера приводите Золотую Орду, династию Юань и Даян хана, вы в курсе что все указанные примеры были не до, а после 13 века?

  • Одобряю 1
  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

бокка это неудачная передача богтаг. в монгольском языке до сих пор используется слово boγtalaqu - богтлох, образованное от корня богта(г)+л(а)+х; что означает выдать замуж, так как при выдаче замуж девушке надевали на голову богтаг. Но так как теперь в нашем "современном мире" в брак вступают по взаимной согласии, это слово приобрело значение насильно выдать замуж против воли девушки.

 

Да этих самих богтаг по всей Монголии находят в захоронениях.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

 

Первая ссылка про курган могильник "Телеутский Взвоз", местонахождение Алтайский край, испокон веков земля тюрков алтайцев и родственных им тувинцев.

А второй и третьи ссылки можно не рассматривать, так как ZOOTECHNICIAN  хотел показать нам ""бокка" до 13 века" а эти ссылки про Золотую Орду, про самую отюрченную часть империи ЧХ что по языку, что по культуре со слов халхасцев.

 

Вы видимо слишком быстро читаете, и поэтому пропускаете главное. При династии Юань в бокке ходили жены императоров, и знатные женщины. Даян-хан, чингизид, происходит оттуда. 

Теперь дело за малым: осталось решить, имеет ли Даян-хан отношение к халхе или нет, и понять, что там с боккой и халхасами. 

 

 

да я весь текст не читаю, мне достаточно узнать суть самого написанного.

 

 

А "бокка" до 13 века встречается только в захоронениях монгольских племен

 

изначально у вас Туран просил подтвердить вышеуказанное высказывание, о том что до 13 века, то есть до ЧХ, "бокка" носили исключительно монгольские женщины, но в качестве примера приводите Золотую Орду, династию Юань и Даян хана, вы в курсе что все указанные примеры были не до, а после 13 века?

 

:D

1. Ну и напрасно весь текст не читаете. Если вы действительно интересуетесь археологическими данными по древнему костюму, то проще простого посмотреть раздел "библиография" в конце статей, и попытаться достать эти работы.  А вам археология явно ни к чему, у вас очевидный другой "стимул". Поэтому тут я вам не помощник. 

2. Я все время пребывал в курсе, что династия Юань возникла в 13 веке, а не "после 13 века". 

 

Желаю удачи в прочтении монголо-, корейско- и немецкоязычной литературы. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

:D

 

1. Ну и напрасно весь текст не читаете. Если вы действительно интересуетесь археологическими данными по древнему костюму, то проще простого посмотреть раздел "библиография" в конце статей, и попытаться достать эти работы.  А вам археология явно ни к чему, у вас очевидный другой "стимул". Поэтому тут я вам не помощник. 

2. Я все время пребывал в курсе, что династия Юань возникла в 13 веке, а не "после 13 века". 

 

Желаю удачи в прочтении монголо-, корейско- и немецкоязычной литературы. 

 

 

я смотрю вы поняли свою ошибку, приводя пример Даян хана, к тому же, какое отношение имеет этот мужик к женскому головному убору бокко  :unsure: ?

 

на счет династии Юань смотрю кое-что прочитали и теперь пыжитесь исправить свою ошибку, но как ни крути, средина или конец 13 века и слово до 13 века это не одно и тоже.

 

Так что ждем подтверждения этих слов:

 

 

 

А "бокка" до 13 века встречается только в захоронениях монгольских племен
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

бокка это неудачная передача богтаг. в монгольском языке до сих пор используется слово boγtalaqu - богтлох, образованное от корня богта(г)+л(а)+х; что означает выдать замуж, так как при выдаче замуж девушке надевали на голову богтаг. Но так как теперь в нашем "современном мире" в брак вступают по взаимной согласии, это слово приобрело значение насильно выдать замуж против воли девушки.

 

Да этих самих богтаг по всей Монголии находят в захоронениях.

Интересно это слово богдаг мне больше напоминает слово бог с Тувинского языка, завязать мешок или тому подобное (способ), и богдаг как бы дает понимание завязанная или как бы несвободная (лично мое мнение). Но скорей всего у меня не хватает словарного запаса Русского, чтобы полностью обьяснить это слово. Это слово еще переводится удуши, боой баглаар, боор, бооп алыр и т.д.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...